Научная статья на тему 'Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства'

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10434
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / ГОСУДАРСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ЛЬГОТЫ / КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорейченкова Т.С., Вершинина Е.Л Е.Л

В статье рассматривается проблема малого бизнеса и государственных мер по его поддержке. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает местным бюджетам налоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 33

Т.С. Егорейченкова

Магистрант 1 курса Институт экономики и бизнеса, УлГУ г. Ульяновск, Российская Федерация Руководитель: Вершинина Е.Л.- к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности, учета и аудита;

Ульяновский государственный университет.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье рассматривается проблема малого бизнеса и государственных мер по его поддержке. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает местным бюджетам налоги.

Ключевые слова

Налоги; государство; малое предпринимательство; инфраструктура; льготы; кредит.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели и организации, зарегистрированные по законодательству РФ, которые отвечают следующим требованиям: уставный капитал (в уставном капитале доля участия государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций не должна превышать 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не должна превышать 25%); 2) средняя численность работников (до 100 - в промышленности, строительстве и на транспорте; до 60 -в сельском хозяйстве, научно-технической сфере; до 50 -в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности; до 30 - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения).

Государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям: предоставление налоговых льгот в рамках традиционной действующей налоговой системы; упрощение системы учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Первое направление государственной поддержки малого бизнеса в области налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных льгот. В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий: субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы; субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей.

Еще одна льгота состоит в предоставлении малым предприятиям налогового кредита в размере 10% годовой выручки путем отсрочки налогового платежа в бюджет субъекта РФ, но не более чем на 50%. Налоговый кредит предоставляется для: приобретения и введения в эксплуатацию отечественного оборудования, заменяющего импортное; проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; защиты окружающей среды; замены оборудования в рамках амортизационной политики при сроке службы закупленного оборудования свыше 8 лет; приобретения и ввода в эксплуатацию автоматических линий и автоматических участков, управляемых ЭВМ; оборудования, предназначенного для создания рабочих мест инвалидов. Налоговый кредит предоставляется на основании кредитного соглашения, заключаемого между налоговым органом и малым предприятием.

Второе направление - упрощение учета и налогообложения - включает как переход на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так и переход на систему уплаты единого налога на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

вмененный доход. Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги доходов и расходов. Стоимость годового патента устанавливается субъектом Российской Федерации и зависит от вида деятельности. Физические лица, использующие упрощенную систему, ведут книгу доходов и расходов.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие законом субъекта Федерации. Общие принципы его взимания определены федеральным законом. Налогом облагается вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей от деятельности в сферах розничной торговли, бытовых услуг и общественного питания. С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов (включая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды).

Ставка налога устанавливается региональными органами власти и не может превышать 20% от вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

Малое предпринимательство в процессе своего становления доказало, что обладает внутренним потенциалом развития и выживания. Однако оно по-прежнему нуждается в эффективной государственной помощи и поддержке. И здесь уже не достаточно одного только понимания со стороны ответственных административных структур.

Меры государственной поддержки малого предпринимательства - это достаточно обширная сфера исследований, но, тем не менее, имеет смысл обратить внимание на некоторые основные направления деятельности в этой области. Среди них: государственные программы поддержки малого бизнеса, фонды поддержки, налогообложение, льготное кредитование, поддержка производственно-экономической, научно-технической и внешнеэкономической деятельности, проведение всероссийских и региональных съездов представителей малых предприятий.

В условиях радикальной трансформации экономики, характерной для России и новых независимых государств, происходит слом всей системы государственного управления, изменение приоритетов в развитии экономики, форм собственности, организационно-хозяйственных и иных структур. Все это увеличивает груз нерешенных проблем и вопросов, затрудняет формирование новых форм хозяйствования. Так, в результате действий реформаторов в 90-х годах, когда в целях быстрейшего реформирования социалистических форм собственности и методов хозяйствования в стране реализовали «шоковые» и ускоренные методы трансформации экономики, экономический потенциал России за десятилетие снизился почти вдвое.

Курс на предоставление полной свободы рыночным регуляторам привел к потере управляемости экономикой, изменил рыночные и государственные индикаторы деятельности, ухудшил многие количественные и качественные показатели работы, в том числе и в сфере малого бизнеса. А поскольку вклад малого бизнеса в стабилизацию и в занятость в экономике еще мал, то и отношение к нему бывшей и нынешней административной номенклатуры, занявшей высшие управленческие посты и хозяйственные должности в государственных и региональных структурах, достаточно «прохладное».

После высоких налогов, несовершенства законодательства, дефицита финансовых ресурсов неразвитость инфраструктуры является одним из факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в регионах. В этой связи формирование инфраструктуры малого предпринимательства должно стать одним из приоритетных направлений деятельности федерального правительства.

Обычно под инфрастуктурой поддержки малого предпринимательства понимается совокупность государственных, общественных, коммерческих организаций и других специализированных институтов, непосредственно обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности малого бизнеса путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых, имущественных и других деловых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

услуг.

К объектам инфраструктуры в широком смысле относятся организации, оказывающие непосредственную поддержку и содействие малому предпринимательству, а также структуры, регулирующие малый бизнес (отделы регистрации, налоговые, торговые и прочие инспекции), общественные организации и объединения предпринимателей (союзы, ассоциации), которые объединяют усилия, представляют и лоббируют их общие интересы.

Малые предприятия, индивидуальные предприниматели и другие хозяйствующие субъекты используют в своей деятельности существующую рыночную инфраструктуру экономики и сами активно формируют недостающие институты рынка. Если крупные компании сами могут создать инфраструктуру поддержки бизнеса, то малые фирмы ограничены в своих ресурсах и пользуются созданными государством и иными институтами власти. Хотя правила игры на рынке одинаковы для всех видов предпринимательских структур, тем не менее, для малого бизнеса нужны специализированные и весьма разнообразные структуры и органы поддержки, которые позволили бы повысить динамизм малого бизнеса, его гибкость, высокие адаптационные возможности.

Организационные структуры, созданные с участием государственных органов власти, оказывают содействие малому бизнесу, как правило, на более выгодных условиях, отличных от рыночных, за счет льготных кредитов, бесплатных консультаций, заниженной аренды, услуг по пониженным расценкам и т. п. Это и выделяет инфраструктуру поддержки малого бизнеса от рыночных условий хозяйствования.

На федеральном, региональном и местном уровнях формирование элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства началось в начале 90-х годов. В этом процессе участвовали государственные органы, деловые круги, зарубежные и международные организации. Правительство РФ приняло ряд постановлений по созданию в стране инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: о развитии лизинга, образовании сети региональных агентств поддержки малого бизнеса и информационно-аналитических центров предпринимательства, создании федерального фонда поддержки малого предпринимательства и фонда поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

Если агрегировать всю совокупность предложений представителей малого бизнеса в адрес государства, то на их основе можно сформулировать следующие концептуальные положения развития малого предпринимательства в России:

-предоставление государственной поддержки малому предпринимательству; -защита прав и законных интересов предпринимателей; -создание потребительских обществ взаимного кредитования и страхования; -развитие лизинга, франчайзинга;

-уточнение федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», предусматривающий добровольность перехода на уплату данного налога;

-закрепление единого перечня лицензируемых видов деятельности, сокращение и упорядочение их количества;

-упорядочение системы взимания государственными органами платы за предоставляемые услуги; -определение перечня органов государственной власти, полномочных проводить проверки предприятий, организаций и применять меры административного воздействия, а также их полномочия при проведении проверок;

-упорядочение в законодательном порядке видов и размеров взимаемых штрафов; -введение в Совет по предпринимательству при Правительстве РФ представителей малого бизнеса; -привлечение представителей малого бизнеса к разработке законодательных актов, касающихся его проблем;

-разработка механизма предоставления гарантий (поручительств) под кредиты, в том числе и с использованием государственного имущества;

-введение понижающих коэффициентов по тарифам на услуги, сертификацию; -информационное, методическое и кадровое обеспечение;

-информирование общественности о деятельности малого предпринимательства и его вкладе в социально-экономическое развитие страны, регионов; о выполнении программ и расходовании средств по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

поддержке малого предпринимательства;

-решение проблем по «расшитию» долговых обязательств государства и неплатежей предприятий;

-изменение налоговой системы посредством её упрощения;

-обобществление социально значимых предприятий;

-реформирование банковской системы;

-усиление государственного контроля за исполнением законов;

-реформирование системы бухучета на основе приближения ее к принятой в промышленно развитых странах;

-оптимизация государственного регулирования трудовых, экономических и иных отношений, затрагивающих интересы значительной части населения.

Несовершенство государственной политики по поддержке малого предпринимательства вынуждает последних изыскивать новые формы взаимоотношений в предпринимательской среде и, прежде всего, с крупным бизнесом.

Среди основных форм взаимодействия крупного и малого бизнеса в российском предпринимательстве можно выделить следующие: система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, «инкубаторы»; венчурные, совместные и иные предприятия и формы взаимодействия. Суть проявления этих форм в нижеследующем.

Система субподрядных отношений наиболее развита в странах со сложившейся рыночной экономикой. Крупные предприятия, как частные, так и государственные (отечественные и зарубежные), основываясь на технологическом разделении труда, предоставляют малым предприятиям в аренду свои производственные площади, мощности, средства производства, предоставляют сырье, материалы, свой товарный знак на продукцию, выпущенную малыми предприятиями и идущую на продажу. Тем самым обеспечивается совместная хозяйственная деятельность. По данным Е. Бухвальда и А. Виленского, в развитых промышленных странах доля субподряда в стоимости готовых изделий обрабатывающей промышленности колеблется от 1/4 до 1/3; в производстве электронной техники, дорожно-строительного оборудования, самолетов - достигает 50-70%. Свыше 40% общего объема торговли машиностроительной продукцией приходится на поставки комплектующих изделий по линии производственной кооперации.[1]

Лизинг как форма взаимоотношений крупного бизнеса и государства с малыми предприятиями расширяет сферу своего применения. Малым предприятиям предлагается широкий спектр оборудования на самых разнообразных условиях, вплоть до его выкупа после истечения срока лизинга по остаточной стоимости. Дело осложняется тем, что посредники или лизинговые компании завышают транзакционные издержки малых предприятий.

Франчайзинг, согласно экономическому словарю[2], представляет собой смешанную форму крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами (бизнесменами) на право действовать от имени франчайзера в рамках тех правил и форм, которые он предписывает, с использованием его товарного знака. Франчайзинг имеет длительную историю своего применения и использования в предпринимательской среде. Для малых предприятий, имеющих меньший опыт операций на рынке, это наименее болезненный путь самоутверждения.

Венчурный бизнес (операции) ориентирован на реализацию таких проектов (инновационных, научно-технических и т. п.), отдача от которых маловероятна в краткосрочной перспективе.

Фьючерсные фирмы осуществляют реализацию проектов, ориентированных на получение конечного результата (товара, услуги, информации и т. п.) в будущем. Они осуществляют свою деятельность через заключение контрактов, производство работ, услуг. Вероятность получения прибыли или позитивного результата весьма неопределенна как во времени, так и в его количественной оценке.

«Бизнес-инкубаторы» - это такая организационно-хозяйственная структура, формируемая крупным предприятием или государственными структурами поддержки деятельности малого бизнеса, которая осуществляет создание малых предприятий, реализующих инновационные и иные рисковые и поисковые проекты в интересах и за счет средств организаций, его создавших, или крупного предприятия и под его опекой.

Межфирменные сетевые связи - это своего рода рыночная ткань, формируемая крупным предприятием

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

для реализации своих интересов на рынке. В этих целях используется разнообразное сочетание субподрядных, лизинговых, венчурных, фьючерсных, франчайзинговых и иных организационных форм вовлечения капитала малых предприятий для реализации кратко- и долгосрочных целей крупных корпораций или государства. К сожалению, такого рода процессы еще не охватили малое предпринимательство в России. Оно все еще в большей мере ориентировано на осуществление торгово-посреднической деятельности с тем, чтобы снять «сливки» с высокодоходных операций и уйти с рынка, пополнив слой рантье в стране и за рубежом. Вероятно, это и есть негатив переходной экономики. Время для новых форм функционирования малых предприятий еще не пришло или еще не созданы со стороны государства и общества условия для его успешного функционирования. Аморфность крупного, олигархического бизнеса, а также действий государства не позволяет в полной мере задействовать потенциальные возможности малого предпринимательства по действительному возрождению и поднятию российской экономики.

Таким образом, малое предпринимательство, имея несомненную ценность в развитии инновационного сектора, нуждается в постоянной поддержке государства. Поэтому с целью повышения роли малого предпринимательства в решении проблем структурной перестройки экономики, связанной с необходимостью преодоления упадка традиционных отраслей экономики, сохранения и развития его внутреннего потенциала, необходимо обеспечить адекватные условия, которые способствовали бы реализации ими своей предпринимательской миссии. В основу реализации таких условий, принимающих во внимание все формы и методы взаимодействия власти и бизнеса, должно быть положено соблюдение взаимных интересов: у предпринимателей формирование мотивации к саморазвитию, государство получает реальный механизм, содействующий эффективному управлению экономикой территории.

Согласно доклада Министра финансов Ульяновской области Е.В.Буцкой «О проекте закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2016 год» в предстоящем году в Ульяновской области планируют внедрить ряд практик, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, а также на формирование благоприятного делового климата в регионе.

В этом году для представителей малого бизнеса Ульяновской области введены «налоговые каникулы», освобождающие вновь зарегистрировавшихся предпринимателей, работающих на упрощенной или патентной системе налогообложения, от выплат в течение двух налоговых периодов.

Так же будет осуществлено содействия среднему и малому бизнесу через специальные налоговые режимы, а именно:

1) расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения за счет таких видов, как "услуги по разработке программного обеспечения", "выпечка хлеба и производство кондитерских изделий", "производство молочных продуктов" и ряда других.

2) одновременно действующие двухлетние «налоговые каникулы» будут распространены на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг.

3) субъектам РФ предоставлено право снижать налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 6% до 1% от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Введение специального патента для самозанятых лиц (не имеющих работодателей и наемных работников).

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. В Программе социально-экономического развития России подчёркивается, что «для ускорения темпов экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики».

В свою очередь обеспечение высоких темпов экономического роста может создать необходимые условия для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении уровня жизни населения.

Таким образом, развитие малого предпринимательства имеет большое значение для уменьшения безработицы, увеличения реальных доходов населения, формирования доходной базы бюджета, повышения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

конкурентоспособности и, как следствие, ускорения экономического на развитие малого бизнеса огромную роль оказывают налоги.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательств в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

4. Абрамов А.П., Проблемы и перспективы совершенствования налогового администрирования в Российской федерации./ Финансы и кредит, 2016. №12, 35-39с.

5. Антолов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике/ Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2015, с. 14-22с.

6. Арувин С.В., Теория и история налогообложения./М., Экономист. 2014, 319-323с.

7. Бутова Т.В., Власть и бизнес в современном обществе/М.: Маросейка, 2013, 192с.

8. Горский И.В. Новая политика России: проблемы и перспективы./ М.: Финансы и статистика, 2013. 521с.

9. Лысаковская Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса/ Право и образование, № 5, 2014, с. 261-266

10.Малис Н.Н. Малый бизнес имеет налоговый потенциал/ Финансы, №7, 2014, с. 30-33.

© Егорейченкова Т.С., 2016

УДК33

Ефремова А.А.

к.э.н., доцент кафедры Экономика предприятия

Тутубалина Н. В. студент-магистрант ФГАОУВО «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского », Республика Крым, г. Симферополь, РФ E-mail: ser_efrem@mail.ru

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РИСКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУТЬ НА ФИРМЕ (ПРЕДПРИЯТИИ)

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты хозяйственных рисков, их классификации и экономической сущности.

Ключевые слова

Хозяйственные риски, риски на предприятии, классификация хозяйственных рисков.

Стратегические планы предприятия реализуются в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов. В момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные знания об отдаленной во времени среде реализации стратегии предприятия, о всех действующих или потенциально могущих проявиться внутренних и внешних факторах. Все это суть выражения неопределенности как объективной формы существования окружающего нас мира. То или иное проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание или количественную оценку либо вызвать нежелательное развитие событий (НРС) как предвидимое, так и неожиданное. В результате намеченная цель, ради достижения которой принимаются стратегические решения, не будет достигнута. Важной стратегической целью деятельности предприятия является достижение им экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.