законности в сфере экологии / Э.Г. Жевла-ков, Ю.Г. Жаркова, Е.А. Рубина // Правовые проблемы окружающей среды. - М.: Интел-Синтез, 1998. - С. 120-142 .
4. Тулоханов А.К. Социально-правовые аспекты в деятельности национальных парков Байкальского региона / А.К. Тулоханов // География и природные ресурсы.
УДК 324
Д.В. Шутман, ст. преподаватель каф. политических
процессов, ТИПП, ДВГТУ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА СМИ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Научные интересы: средства массовой информации как политический институт, особенности функционирования системы СМИ в современной России, факторы развития информационного общества.
5. Тулоханов А.К. Экологические коллизии: социально-правовой аспект / А.К. Тулоханов. - Новосибирск: НИЦ ОИГГМ, Издательство СОРАНН, 1999. - 159 с.
С развитием средств массовой информации в качестве элемента политической системы постепенно развивались или, точнее, расширялись функции СМИ. В российской политической науке имеется представление о том, что в любом современном обществе масс-медиа в той или иной форме выполняют четырнадцать общих функций, которые некоторые авторы называют политическими функциями СМИ ■
D. Shutman, Pacific institute of politics and law Far Easten national Technical university (FEPI by V.V. Kuibyshev)
THE BASIC DIRECTIONS OF FUNCTIONING OF INSTITUTE OF MASS-MEDIA AS ELEMENT OF POLITICAL SYSTEM
With development of mass media as an element of political system gradually developed or is more exact, functions of mass-media extended. In the Russian political science has an idea that in any modern society of mass-media in this or that form fourteen general functions carry out, which some authors name political functions of mass-media ■
* * *
Само понятие «функция» (от лат. Шпейо - совершение, исполнение) применительно к СМИ означает роль, выполняемую масс-медиа в качестве элемента политической систе-
мы по ее организации в осуществлении целей и задач социальных групп, классов. Другая трактовка в качестве критерия определения понятия «функция» отмечает «стандартизированное дейст-
вие субъекта (в данном случае СМИ), регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами». Понятие «функционирование СМИ» в этом случае предстает как определенный объем выполняемых масс-медиа действий, основные направления их работы, осуществляемые по собственным законам, но во взаимосвязи с целями и задачами других элементов политической системы и в рамках единого целого.
Функции СМИ разнообразны. Один из первых исследователей функций СМИ Г. Ласуэлл выделил три ключевые функции, которые средства массовой информации выполняют в обществе [1].
Во-первых, масс-медиа держат членов аудитории в курсе происходящих событий посредством наблюдения за внешней средой.
Во-вторых, рассматривая различные фрагменты внешней среды, масс-медиа помогают членам аудитории понять ее структуру в целом. Эта функция, связывающая воедино фрагменты внешней среды, позволяет потребителям массовой информации составить более адекватное представление об окружающем мире.
Наконец, СМИ служат для передачи социальных норм и установлений новым поколениям потребителей медиаинформации. Передача социального наследия - весьма важная функция средств массовой информации.
Таким образом, все выделенные Г. Лассуэлом функции сводились к одной общей цели - обеспечение расширенной формы человеческой коммуникации.
Исследователи установили и другие функции СМИ в обществе [2]. К. Райт назвал развлечение в качестве одной из функций, выполняемых масс-медиа. Эта важная функция свидетель-
ствует о том, что многие члены социума используют средства массовой информации для удовольствия. Еще одна функция, функция парасоциального взаимодействия, основана на следующем феномене: зрителям может казаться, что они лично знакомы с определенными теле- и киноперсонажами только потому, что часто видят и слышат их. Уход от реальности - еще одна функция СМИ, которая предполагает, что телевидение позволяет зрителям забыть о проблемах повседневной жизни. К этой сфере относятся также функции редукции тревоги и игры, позволяющие членам аудитории забыть о неприятностях и напряжении реальной жизни и получить удовольствие в вымышленном мире, созданном СМИ, что выступает разновидностями ухода от реальности.
В демократических обществах масс-медиа стараются выполнять целый ряд специальных функций. М. Гуревич и Дж. Блумер определили восемь функций СМИ [3]:
1) наблюдение за современными событиями, способными положительно или отрицательно воздействовать на благополучие граждан;
2) определение ключевых социально-политических проблем, включая их происхождение и возможности решения;
3) предоставление трибуны для людей, представляющих и защищающих интересы аудитории;
4) передача разнообразной информации как от различных сторон и групп политического дискурса, так и о них; обмен информацией между потенциальными представителями власти и широкими массами;
5) внимательное наблюдение за государственными чиновниками, общественными институтами и другими органами власти с целью контроля их дей-
ствий и политики;
6) информирование и побуждение граждан к активному участию в политических процессах, а не просто к их пассивному наблюдению;
7) принципиальное противостояние внешним силам, пытающимся разрушить независимость медиа;
8) почтительные отзывы об аудитории как о заинтересованных, здравомыслящих и активных гражданах.
Согласно М. Гуревичу и Дж. Блу-меру, эти специальные функции на самом деле являются целями, или стандартами, которых масс-медиа должны достичь в демократическом обществе. В действительности СМИ часто не отвечают этим стандартам. Например, чтобы привлечь внимание наибольшего количества людей, они иногда освещают псевдособытия или другие, не относящиеся к делу развлекательные сюжеты. Другой преградой на пути к стандартам является тенденция новостных медиа освещать события, а не проблемы. Адресуемые аудитории сообщения часто отражают точку зрения конкретного канала. К тому же, масс-медиа обычно драматизируют ситуацию во время освещения политических кампаний и представляют события «как лошадиные бега, где кандидаты идут голова к голове, успехи делает темная лошадка -кандидат, а лидер уходит в отрыв» [4].
В настоящее время в российской политической науке имеется представление о том, что в любом современном обществе масс-медиа в той или иной форме выполняют ряд общих функций. Некоторые авторы называют их политическими функциями СМИ [5]. Кратко охарактеризуем основные из них:
1) информационная, являющаяся одной из важнейших функций СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для
граждан и органов власти событиях;
2) образовательная, проявляющаяся в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников;
3) социализации, тесно связанная с образовательной ролью СМИ. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности;
4) социально-преобразующая функ-
ция, тесно связанная с функцией социализации. В демократическом обществе важнейшая политико-социализацион-
ная задача СМИ - массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства;
5) обеспечение исторической и политической преемственности, непрерывности политического процесса. Печатная продукция, особенно книга, связывает уходящие и приходящие поколения, предлагает общие подходы и оценки политических явлений на базе общего языка. Политическая система общества обретает многие свои конкретные черты под воздействием духовных, идеологических процессов, среди которых важную роль играет трансляция политико-культурных стереотипов;
6) критика, которую в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты проку-
рорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и Президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ;
7) контрольная, основанная на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам;
8) артикуляции и интеграции. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов;
9) управленческая, предполагающая прямую вовлеченность СМИ в систему организационного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и нравственных ценностей. Степень такой вовлеченности и мера воздействия зависят от политического режима и политической системы государства и других факторов;
10) организаторская. Если в управленческой функции формирование мнений и побуждений к действию исходит от правительства или иных административных структур и осуществляется регулярно, то организаторская функция предполагает инициативу самих СМИ в той или иной общественной акции, организуя совместные действия масс;
11) инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой
постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности;
12) оперативная, заключающаяся в обслуживании СМИ политики определенных партий и ассоциаций;
13) формирования общественного мнения [6], базирующаяся на выполнении СМИ определенных правил. Базовым правилом является обеспечение масс-медиа полного объема и широкого доступа населения к информации по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, позволяющего в дальнейшем на основе ее личностного осмысления и обсуждения с другими людьми сформировать общее мнение. При этом эффективность деятельности СМИ по информированию населения в современных условиях определяется не только величиной охвата населения (аудитории) и количеством передаваемой (распространяемой) информации, но и характером, степенью потребления этой информации [7];
14) мобилизационная. Все рассмотренные политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию) в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.
Таким образом, сегодня выделяется множество разнообразных функций института СМИ в политической системе. Однако качество их выполнения масс-медиа далеко не идеально. Для достижения оптимального эффекта функционирования СМИ необходимо,
прежде всего, становление четко структурированного гражданского общества с высоким уровнем социальной ответственности индивидов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брайант Дженнингз. Основы воздействия СМИ / Брайант Дженнингз, Томпсон Сузан // Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - С. 148.
2. Там же. С. 148-149.
3. Gurevitch, M. Blumer, J.G. Political communication systems and democratic values. In J.Lichtenberg, Democracy and the mass media. Cambridge: Cambridge University Press. 1990. P. 269-289.
4. McLeod, J.M., Kosicki, G.M. The expand-
ing boundaries of political communication effects. In J.Bryant, D.Zillmann Media effects: Advances in theory and research. Hillsdale: Erlbaum. 1994. P. 123-162.
5. Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе / В.П. Пугачев // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 1995. - № 5. -С. 4-6.
6. Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, И. А. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 1995. - С. 253-259.
7. Грушин Б.А. Общественное мнение. 50/50: Опыт словаря нового мышления / Б.А. Грушин. - М.: Прогресс, 1989. - С. 214-215.