Научная статья на тему 'Основные направления функционирования института сми как элемента политической системы'

Основные направления функционирования института сми как элемента политической системы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1655
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шутман Д. В.

С развитием средств массовой информации в качестве элемента политической системы постепенно развивались или, точнее, расширялись функции СМИ. В российской политической науке имеется представление о том, что в любом современном обществе масс-медиа в той или иной форме выполняют четырнадцать общих функций, которые некоторые авторы называют политическими функциями СМИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basic Directions of Functioning of Institute of Mass-media as Element of Political System

With development of mass media as an element of political system gradually developed or is more exact, functions of mass-media extended. In the Russian political science has an idea that in any modern society of mass-media in this or that form fourteen general functions carry out, which some authors name political functions of mass-media

Текст научной работы на тему «Основные направления функционирования института сми как элемента политической системы»

законности в сфере экологии / Э.Г. Жевла-ков, Ю.Г. Жаркова, Е.А. Рубина // Правовые проблемы окружающей среды. - М.: Интел-Синтез, 1998. - С. 120-142 .

4. Тулоханов А.К. Социально-правовые аспекты в деятельности национальных парков Байкальского региона / А.К. Тулоханов // География и природные ресурсы.

УДК 324

Д.В. Шутман, ст. преподаватель каф. политических

процессов, ТИПП, ДВГТУ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА СМИ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Научные интересы: средства массовой информации как политический институт, особенности функционирования системы СМИ в современной России, факторы развития информационного общества.

5. Тулоханов А.К. Экологические коллизии: социально-правовой аспект / А.К. Тулоханов. - Новосибирск: НИЦ ОИГГМ, Издательство СОРАНН, 1999. - 159 с.

С развитием средств массовой информации в качестве элемента политической системы постепенно развивались или, точнее, расширялись функции СМИ. В российской политической науке имеется представление о том, что в любом современном обществе масс-медиа в той или иной форме выполняют четырнадцать общих функций, которые некоторые авторы называют политическими функциями СМИ ■

D. Shutman, Pacific institute of politics and law Far Easten national Technical university (FEPI by V.V. Kuibyshev)

THE BASIC DIRECTIONS OF FUNCTIONING OF INSTITUTE OF MASS-MEDIA AS ELEMENT OF POLITICAL SYSTEM

With development of mass media as an element of political system gradually developed or is more exact, functions of mass-media extended. In the Russian political science has an idea that in any modern society of mass-media in this or that form fourteen general functions carry out, which some authors name political functions of mass-media ■

* * *

Само понятие «функция» (от лат. Шпейо - совершение, исполнение) применительно к СМИ означает роль, выполняемую масс-медиа в качестве элемента политической систе-

мы по ее организации в осуществлении целей и задач социальных групп, классов. Другая трактовка в качестве критерия определения понятия «функция» отмечает «стандартизированное дейст-

вие субъекта (в данном случае СМИ), регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами». Понятие «функционирование СМИ» в этом случае предстает как определенный объем выполняемых масс-медиа действий, основные направления их работы, осуществляемые по собственным законам, но во взаимосвязи с целями и задачами других элементов политической системы и в рамках единого целого.

Функции СМИ разнообразны. Один из первых исследователей функций СМИ Г. Ласуэлл выделил три ключевые функции, которые средства массовой информации выполняют в обществе [1].

Во-первых, масс-медиа держат членов аудитории в курсе происходящих событий посредством наблюдения за внешней средой.

Во-вторых, рассматривая различные фрагменты внешней среды, масс-медиа помогают членам аудитории понять ее структуру в целом. Эта функция, связывающая воедино фрагменты внешней среды, позволяет потребителям массовой информации составить более адекватное представление об окружающем мире.

Наконец, СМИ служат для передачи социальных норм и установлений новым поколениям потребителей медиаинформации. Передача социального наследия - весьма важная функция средств массовой информации.

Таким образом, все выделенные Г. Лассуэлом функции сводились к одной общей цели - обеспечение расширенной формы человеческой коммуникации.

Исследователи установили и другие функции СМИ в обществе [2]. К. Райт назвал развлечение в качестве одной из функций, выполняемых масс-медиа. Эта важная функция свидетель-

ствует о том, что многие члены социума используют средства массовой информации для удовольствия. Еще одна функция, функция парасоциального взаимодействия, основана на следующем феномене: зрителям может казаться, что они лично знакомы с определенными теле- и киноперсонажами только потому, что часто видят и слышат их. Уход от реальности - еще одна функция СМИ, которая предполагает, что телевидение позволяет зрителям забыть о проблемах повседневной жизни. К этой сфере относятся также функции редукции тревоги и игры, позволяющие членам аудитории забыть о неприятностях и напряжении реальной жизни и получить удовольствие в вымышленном мире, созданном СМИ, что выступает разновидностями ухода от реальности.

В демократических обществах масс-медиа стараются выполнять целый ряд специальных функций. М. Гуревич и Дж. Блумер определили восемь функций СМИ [3]:

1) наблюдение за современными событиями, способными положительно или отрицательно воздействовать на благополучие граждан;

2) определение ключевых социально-политических проблем, включая их происхождение и возможности решения;

3) предоставление трибуны для людей, представляющих и защищающих интересы аудитории;

4) передача разнообразной информации как от различных сторон и групп политического дискурса, так и о них; обмен информацией между потенциальными представителями власти и широкими массами;

5) внимательное наблюдение за государственными чиновниками, общественными институтами и другими органами власти с целью контроля их дей-

ствий и политики;

6) информирование и побуждение граждан к активному участию в политических процессах, а не просто к их пассивному наблюдению;

7) принципиальное противостояние внешним силам, пытающимся разрушить независимость медиа;

8) почтительные отзывы об аудитории как о заинтересованных, здравомыслящих и активных гражданах.

Согласно М. Гуревичу и Дж. Блу-меру, эти специальные функции на самом деле являются целями, или стандартами, которых масс-медиа должны достичь в демократическом обществе. В действительности СМИ часто не отвечают этим стандартам. Например, чтобы привлечь внимание наибольшего количества людей, они иногда освещают псевдособытия или другие, не относящиеся к делу развлекательные сюжеты. Другой преградой на пути к стандартам является тенденция новостных медиа освещать события, а не проблемы. Адресуемые аудитории сообщения часто отражают точку зрения конкретного канала. К тому же, масс-медиа обычно драматизируют ситуацию во время освещения политических кампаний и представляют события «как лошадиные бега, где кандидаты идут голова к голове, успехи делает темная лошадка -кандидат, а лидер уходит в отрыв» [4].

В настоящее время в российской политической науке имеется представление о том, что в любом современном обществе масс-медиа в той или иной форме выполняют ряд общих функций. Некоторые авторы называют их политическими функциями СМИ [5]. Кратко охарактеризуем основные из них:

1) информационная, являющаяся одной из важнейших функций СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для

граждан и органов власти событиях;

2) образовательная, проявляющаяся в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников;

3) социализации, тесно связанная с образовательной ролью СМИ. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности;

4) социально-преобразующая функ-

ция, тесно связанная с функцией социализации. В демократическом обществе важнейшая политико-социализацион-

ная задача СМИ - массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства;

5) обеспечение исторической и политической преемственности, непрерывности политического процесса. Печатная продукция, особенно книга, связывает уходящие и приходящие поколения, предлагает общие подходы и оценки политических явлений на базе общего языка. Политическая система общества обретает многие свои конкретные черты под воздействием духовных, идеологических процессов, среди которых важную роль играет трансляция политико-культурных стереотипов;

6) критика, которую в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты проку-

рорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и Президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ;

7) контрольная, основанная на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам;

8) артикуляции и интеграции. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов;

9) управленческая, предполагающая прямую вовлеченность СМИ в систему организационного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и нравственных ценностей. Степень такой вовлеченности и мера воздействия зависят от политического режима и политической системы государства и других факторов;

10) организаторская. Если в управленческой функции формирование мнений и побуждений к действию исходит от правительства или иных административных структур и осуществляется регулярно, то организаторская функция предполагает инициативу самих СМИ в той или иной общественной акции, организуя совместные действия масс;

11) инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой

постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности;

12) оперативная, заключающаяся в обслуживании СМИ политики определенных партий и ассоциаций;

13) формирования общественного мнения [6], базирующаяся на выполнении СМИ определенных правил. Базовым правилом является обеспечение масс-медиа полного объема и широкого доступа населения к информации по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, позволяющего в дальнейшем на основе ее личностного осмысления и обсуждения с другими людьми сформировать общее мнение. При этом эффективность деятельности СМИ по информированию населения в современных условиях определяется не только величиной охвата населения (аудитории) и количеством передаваемой (распространяемой) информации, но и характером, степенью потребления этой информации [7];

14) мобилизационная. Все рассмотренные политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию) в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Таким образом, сегодня выделяется множество разнообразных функций института СМИ в политической системе. Однако качество их выполнения масс-медиа далеко не идеально. Для достижения оптимального эффекта функционирования СМИ необходимо,

прежде всего, становление четко структурированного гражданского общества с высоким уровнем социальной ответственности индивидов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брайант Дженнингз. Основы воздействия СМИ / Брайант Дженнингз, Томпсон Сузан // Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - С. 148.

2. Там же. С. 148-149.

3. Gurevitch, M. Blumer, J.G. Political communication systems and democratic values. In J.Lichtenberg, Democracy and the mass media. Cambridge: Cambridge University Press. 1990. P. 269-289.

4. McLeod, J.M., Kosicki, G.M. The expand-

ing boundaries of political communication effects. In J.Bryant, D.Zillmann Media effects: Advances in theory and research. Hillsdale: Erlbaum. 1994. P. 123-162.

5. Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе / В.П. Пугачев // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 1995. - № 5. -С. 4-6.

6. Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, И. А. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 1995. - С. 253-259.

7. Грушин Б.А. Общественное мнение. 50/50: Опыт словаря нового мышления / Б.А. Грушин. - М.: Прогресс, 1989. - С. 214-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.