Научная статья на тему 'Специфика использования сми как информационного ресурса политики'

Специфика использования сми как информационного ресурса политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
773
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS-MEDIA / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATION / INFORMATION RESOURCE / ПОЛИТИКА / POLICY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедов Г. А., Магомедова П. М.

В статье раскрывается специфика использования СМИ в сфере политики. Детально проанализированы основные виды СМИ, осуществляющие свою деятельность в современном мире. Раскрыты наиболее главные функции СМИ. Даётся сравнение СМИ, функционирующих в тоталитарном и демократическом обществе. Особое внимание уделено основным приемам, которыми пользуются СМИ для привлечения большего внимания у аудитории в целях формирования и развития политического сознания у людей. Сделан вывод о том, что СМИ оказывают сильное воздействие на процесс социализации индивида с политической системой, позволяя выразить свое политическое мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF USE OF MASS-MEDIA AS INFORMATION RESOURCE OF POLICY

The article analyses a mechanism of specific usage of mass-media in the politic sphere. The most contemporary types of media are revealed in details. The main functions of mass-media are pointed out. The comparison of the mass-media functioning in totalitarian and democratic society is determined. Special attention is paid to the main methods used by the mass-media to attract people's attention for formation and development of politic consciousness. The conclusion dwells upon the strong mass media impact on the process of individual socialization with political system which allows to express the political outlook.

Текст научной работы на тему «Специфика использования сми как информационного ресурса политики»

Библиографический список

1. Лысанова Н.В. Педaгoгические oснoвы oбучения инoязычнoму инфoрмaтивнoму чтению. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск, 1999.

2. Попков В.Д., Садохин А.П. Oснoвы межкультурнoй кoммуникaции. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Harmer J. How to Teach English: an Introduction to the Practice of English Language Teaching. London, 2007.

4. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теoрию межкультурнoй кoммуникaции. Москва, 2007.

5. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка. Исследование речевого поведения в психолингвистике. Москва, 1985.

6. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. Иностранные языки в школе. 2001. № 4: 12 - 18.

7. Фомин М.М. Лингвoдидaктическиерекoмендaциипo реaлизaциилoгикoкoнтрaстивнoй стрaтегии преoдoления интерференции. Якутск: Издательство ЯГУ, 1998.

References

1. Lysanova N.V. Pedagogicheskie osnovy obucheniya inoyazychnomu informativnomu chteniyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih паик. Yakutsk, 1999.

2. Рор^ V.D., Sadohin A.P. Osnovy mezhkul'turnojkommunikacii. YuNITI-DANA, 2002.

3. Harmer J. How to Teach English: an Introduction to the Practice of English Language Teaching. London, 2007.

4. Grishaeva L.I., Curikova L.V. Vvedenie v teoriyu mezhkul'turnoj kommunikacii. 2007.

5. Zimnyaya I.A. Funkcional'naya psihologicheskaya shemra formirovaniya i formulirovaniya mysli posredstvom уагука. Issledovanie rechevogo povedeniya vpsiholingvistike. М^^а, 1985.

6. Sysoev P.V. Yazyk i kul'tura: v poiskah novogo napravleniya v prepodavanii kul'tury strany izuchaemogo уагука. Inostrannye yazyki v shkole. 2001. № 4: 12 - 18.

7. Fomin M.M. Lingvodidakticheskie rekomendacii po realizacii logikokontrastivnoj strategii preodoleniya interferencii. Yakutsk: Izdatel'stvo YaGU, 1998.

Статья поступила в редакцию 12.03.18

УДК 070.15

Magomedov G.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Printed Mass-Media, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedova P.M., MA student, Department of Printed Mass-Media, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

SPECIFICS OF USE OF MASS-MEDIA AS INFORMATION RESOURCE OF POLICY. The article analyses a mechanism of specific usage of mass-media in the politic sphere. The most contemporary types of media are revealed in details. The main functions of mass-media are pointed out. The comparison of the mass-media functioning in totalitarian and democratic society is determined. Special attention is paid to the main methods used by the mass-media to attract people's attention for formation and development of politic consciousness. The conclusion dwells upon the strong mass media impact on the process of individual socialization with political system which allows to express the political outlook.

Key words: mass-media, information, information resource, policy, state, society.

Г.А. Магомедов, канд. ист. наук, доц. каф. печатных СМИ, Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

П.М. Магомедова, магистр 2-го года обучения каф. печатных СМИ Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМИ

КАК ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ПОЛИТИКИ

В статье раскрывается специфика использования СМИ в сфере политики. Детально проанализированы основные виды СМИ, осуществляющие свою деятельность в современном мире. Раскрыты наиболее главные функции СМИ. Даётся сравнение СМИ, функционирующих в тоталитарном и демократическом обществе. Особое внимание уделено основным приемам, которыми пользуются СМИ для привлечения большего внимания у аудитории в целях формирования и развития политического сознания у людей. Сделан вывод о том, что СМИ оказывают сильное воздействие на процесс социализации индивида с политической системой, позволяя выразить свое политическое мировоззрение.

Ключевые слова: СМИ, информация, информационный ресурс, политика, государство, общество.

В XXI веке процесс социализации обусловлен, прежде всего, развитием институтов политики и экономики. Наблюдается ускорение темпов развития и наращивание социально-экономических и политических процессов [1, с. 88]. Современное общество, вступая в контакт с различными социальными и политическими институтами, стремительно стало производить и накапливать любой вид информации. Информация и информационные технологии стали оказывать мощнейшее воздействие на все сферы человеческой деятельности, распространяя информационные потоки в обществе и образуя крупное информационное пространство. Основной частью всех этих процессов является информатизация общества.

На сегодняшний день во многих европейских странах функционируют так называемые «электронные правительства», направленные на развитие демократической идеологии. Наряду с развитием подобных информационных ресурсов открываются иные пути влияния на социальное сознание. Достижения в сфере информационных технологий и внедрение их в деятельность

человека оказывают сильное влияние на процесс формирования иного нетрадиционного мироощущения. В связи с этим становится необходимым и обязательным углубленное изучение влияния информационных ресурсов на реализацию деятельности институтов политической власти.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что информационные ресурсы прочно вошли во все структурные подразделения власти. Без информации, а точнее без средств накопления, обработки и передачи данных невозможна деятельность ни одного политического института.

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий и средств связи, образование единого информационного пространства, а также информатизация всей политической системы стали главной причиной возникновения зависимости уровня эффективности реализации деятельности государственной власти от качества предоставляемой информации. Возрастает роль коммуникативных технологий, обеспечивающих обмен накопленного социокультурного опыта.

Следовательно, целью исследования является анализ специфики использования СМИ как информационного ресурса политики в современном обществе.

Информация, выступая одним из самых важных инструментов реализации деятельности власти, стала одним из главных информационных ресурсов в органах государственного управления [2]. Наибольшее распространение в структуре политической власти получил прием управления непосредственно самими СМИ.

СМИ, воздействуя на формирование общественного сознания и мировоззрения, обеспечивает создание тех или иных коммуникативных связей в системе власти, давая возможность реализации социального контроля за текущими событиями в мире.

Именно поэтому СМИ стали рассматривать как четвертую власть наряду с тремя ветвями власти. Постепенно СМИ превращаются в самостоятельный вид политической власти. Ныне ни одно государство не может оказать влияние на общественные процессы, протекающие в стране, без СМИ.

С традиционной точки зрения СМИ структурируются по способу передачи информационных потоков, выделяя среди них наиболее крупные отделы производства информации:

• радиовещание и телевидение;

• информация на разных носителях;

• печатные издания;

• информационные потоки, передаваемые по сети Интернет [3, с. 76].

Несомненно, без телевидения, прессы и радио невозможно функционирование государственной власти. СМИ также классифицируют на следующие виды:

1. Государственные - осуществляют работу в интересах государства. Здесь финансирование и контроль осуществляется государством.

2. Социальные - финансируются обществом и выражают интересы всего общества, а не взгляды конкретной группы людей.

3. Частные - осуществляют деятельность в интересах определенных лиц.

4. Мелкие СМИ - выражают интересы наиболее узких групп людей [4, с. 32].

СМИ, прежде всего, выполняют поиск, сохранение, обработку и передачу информации. Они направлены на решение конфессиональных, агитационных, пропагандистских, воспитательных задач, выступая главным политическим орудием.

Главная роль СМИ в политической системе заключается в создании норм и идеалов. Например, предвыборная агитация. Выбор той или иной кандидатуры здесь зависит от ряда таких факторов, как: действующая политическая система, уровень сформированности политического мировоззрения и политической культуры и др. Важное место здесь так же занимает представленная аудитории информация. Очень часто исход выборов зависит от формы и содержания преподнесенной информации.

Привлечения внимания аудитории является общей целью и политики, и СМИ. Для реализации этой цели применяются следующие приемы:

• Привлекательность и приоритетность. Для того, чтобы максимально привлечь внимание аудитории, нужно предоставлять информацию, которая интересна не выступающему, а публике. Поэтому в СМИ чаще встречается информация об угрозе граждан или катастрофах.

• Необычность фактов. Как показывает практика, публика предпочитает больше слушать информацию о войнах или криминале, нежели, чем ежедневные факты.

• Новизна. Все новое, эксклюзивное, имеющее общественное значение, вызывает у аудитории больше интереса и внимания.

• Успех в политике. Любые успехи или достижения политиков СМИ освещают первым делом.

• Рейтинг. Чем выше статус лица, тем чаще его освещают СМИ.

Библиографический список

Если рассматривать тоталитарное общество, то здесь СМИ целиком зависят от государства, представляя собой организации, которые находятся на государственном содержании [5, с. 202]. Такого рода СМИ выполняют идеологическую функцию, влияя или же управляя сознанием социума. Посредством СМИ тоталитарное общество реализует воспитание групп людей в соответствии с режимными установками.

Что касается общества с демократическим режимом, то здесь СМИ функционируют в интересах, как общественности, так и политических группировок [5, с. 301]. В данном случае важно не допускать чрезмерного воздействия политической силы над другими в области СМИ.

Такие средства масс-медиа, как пресса, радио, телевидение, могут служить и государству, и конкретному политическому лидеру, и всему обществу. Но часто происходит так, системы власти нередко, обойдя законы, оказывают воздействие на СМИ через применение экономических санкций или непосредственно через политическую рекламу, допуская случаи дезинформации для получения поддержки со стороны всей общественности. В тех обществах, где реализуется авторитарный или тоталитарный режим, структурные подразделения власти осуществляют контроль доступа к информации, регулируя и управляя информационными потоками [б, с. 81].

Помимо государственных СМИ, как мы сказали выше, функционируют и иные масс-медиа, не имеющие отношения к государству. Такие СМИ призваны сдерживать влияние со стороны государства на мировоззрение общественности. Очень важно, чтобы СМИ работали с учетом политического и информационного плюрализма, то есть, не поддерживая интересы и взгляды какой-либо одной стороны.

Одной из самых главных задач СМИ является защита населения с низким уровнем компетентности в политике, предотвращая так называемое «управление над умами» [7, с. 92]. Это возможно при политической и экономической независимости, так как именно в таких условиях СМИ в силе удовлетворить социальную потребность в достоверной информации. Обычно такие СМИ относят к общественным. Здесь применяется самоуправление. Финансирование их осуществляется за счет налогов, которые собираются телевидением и радиокомпаниями самостоятельно. В таких случаях государство почти не оказывает воздействие на подобные СМИ [8, с. 33 - 34].

Негосударственные СМИ направлены на решение таких задач, как:

• представление совокупности всех мнений общества по тому или иному вопросу;

• создание непоколебимого социального мнения и формирование политического сознания;

• развитие культурного потенциала у общественности [8, с. 35].

Таким образом, основная задача СМИ заключается в формировании и в развитии политического сознания у людей, доставляя первыми информацию о происходящих событиях в мире до общественности [9, с. 403].

Анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что СМИ занимают неотъемлемую часть в политической системе любой страны. Посредством СМИ накапливают сведения из разных источников и передают знания аудитории, тем самым способствуя формированию политического сознания у общества. Благодаря сМи индивид социализируется с политической системой, при этом усваивая конкретные политические нормы. СМИ также позволяют выразить критику по отношению интересам оппозиционеров или же находить единомышленников по обсуждаемой теме. Но наиболее важной является информационная функция СМИ, цель которой - обнародование наиболее важных для человека сведений [10, с. 227].

Так как многие люди равнодушны к политической новостям, журналисты политической сферы должны быть не только профессионалами своего дела, но и тонкими психологами. Во многом от этого и зависит политический образ.

1. Сурхаев М.А., Новикова З.Н., Ярахмедов Г.А., Гаджиева З.К. Система подготовки педагогических кадров в условиях развития информационно-образовательной среды. ИЗВЕСТИЯДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013; 4: 88.

2. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221619

3. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России. Москва: «Информрегистр», 2004.

4. Воробьёв К.А. Политология: учебное пособие для вузов. Москва, 2005.

5. Бурсов А.В., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. Политология. 2006.

6. Каменец А.В., Онуфриенко Г.Ф., Шубаков А.Г. Политическая культура России: учебное пособие для всех. Москва, 1997.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 2001.

8. Гриб В. В. СМИ как институт гражданского общества. Информационное право. 2010; 1: 32 - 35.

9. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Москва, 2002.

10. Конецкая А. Социология коммуникации. Учебник. Москва: Международный университет бизнеса и управления, 1997. References

1. Surh^ev М.А., Novikova Z.N., Yarahmedov G.A., Gadzhieva Z.K. Sistemra podgotovki pedagogicheskih kadrov v usloviyah razvitiya informacionno-obrazovatel'noj sredy. IZVESTIYa DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013; 4: 88.

2. Available а^ http:/Лwwл/.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221619

3. А^оро^кц A.B. Informacionnye resursy Rossii. Moskva: «Informregistr», 2004.

4. V>rob'ev K.A. Politologiya: uchebnoe posobie d^ vuzov. Moskva, 2005.

5. Bu^v A.V., Petrenko E.L., Sirntkin V.G. Politologiya. 2006.

6. tomenec A.V., Onufrienko G.F., Shubakov A.G. Politicheskaya kul'tura Rossii: uchebnoe posobie dlya vseh. Moskva, 1997.

7. Pugachev V.P., Solov'ev A.I. Vvedenie vpolitologiyu: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt Press, 2001.

8. Grib V. V. SMI как institut grazhdanskogo obschestva. Informacionnoe pravo. 2010; 1: 32 - 35.

9. Irhin Yu.V., Zotov V.D., Zotova L.V. Politologiya. Moskva, 2002.

10. Koneckaya A. Sociologiya kommunikacii. Uchebnik. Moskva: Mezhdunarodnyj universitet biznesa i upravleniya, 1997.

Статья поступила в редакцию 06.03.18

УДК 82-313.2

Magomedrasulova Sh.M., postgraduate, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Mazanaev Sh.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department, Dean of Department, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

MYTHOLOGICAL IMAGES IN THE NOVEL BY T. TOLSTAYA "SLYNX". The а!-^ discusses mythological ^ges оГ поу-el-dystopia оГ Tatyana Tolstaya "Slynx", which tells аЬо^ what could happen to Russia after а nuc^r explosion. The researchers explore the гт^Ью^дюа! theme оГ the novel through the biography оГ the m^in character оГ the novel Benedikt Karpych. The tragedy оГ Benedikt is in the fact that he comprehended the letter, but did not learn the alphabet оГ human relations. Therefore, at the end оГ the novel he remains lonely, withwut family and friends. In the novel T. Tolstaya uses а Ы оГ mythological images, but she manages to create her cwn mythological image - Slynx. This mysterbus character becomes the title оГ her novel.

Key words: Slynx, myth, mythology, inequity, Explosion, peace, human, Centaur, hut, Nightingale the robber, progress, ignorance, book, dystopia.

Ш.М. Магомедрасулова, магистрант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш.А. Мазанаев, проф., д-р филол. наук, зав. каф., декан факультета, Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, E-mail: [email protected]

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ Т. ТОЛСТОЙ «КЫСЬ»

В данной статье рассматриваются мифологические образы романа-антиутопии Татьяны Толстой «Кысь», в котором рассказывается о том, что могло бы произойти с Россией после ядерного взрыва. Мы исследовали мифологическую основу романа «Кысь» через жизнеописание главного героя романа Бенедикта Карпыча. Трагедия нашего героя Бенедикта заключается в том, что он постиг грамоту, но не выучил азбуку человеческих отношений. Поэтому в конце романа он остается одиноким, без семьи и друзей. В своем романе Т. Толстая использует очень много мифологических образов, но ей удается создать свой мифологический образ - Кысь. Этот таинственный персонаж становится заголовком ее романа.

Ключевые слова: Кысь, миф, мифология, неравенство, Взрыв, мир, человек, Кентавр, изба, Соловей-разбойник, прогресс, невежество, книга, антиутопия.

Литература на протяжении своего развития широко использовала традиционные мифы в художественных целях.

Е.М. Мелетинский писал, что миф является средством концептуализации мира - того, что находится вокруг человека и в нем самом. [1, с. 22].

Мотивы античной, библейской мифологии были арсеналом поэтической образности, источником сюжетов.

С историко-культурологической точки зрения понятие «миф» (греч.) трактуется как «форма общественного сознания, возникшая в условиях сравнительно низкого уровня социального развития и отражающая в виде образного повествования фантастические представления о природе, обществе и личности» [2, с. 6].

Мифология служит весомым «пластом», к которому часто обращаются авторы произведений литературы постмодернизма. Но такое обращение ведёт не к идеализации, а деканонизации и дегероизации мифологического интертекста.

Татьяна Толстая, так же как и другие писатели постмодернистского течения, были арсеналом поэтической образности, источником сюжетов.

В ряде диссертационных исследований рассматриваются некоторые аспекты творчества Т. Толстой. В диссертационном исследовании Л.Н. Скаковской «Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века» исследуются пути художественного влияния фольклора на писателей современной прозы. В ее работе можно выделить дискуссионные вопросы, касающи-

еся выявления способа функционирования фольклора в романе Т. Толстой. Скаковская заявляет, что в «Кыси» отсутствует утверждающий нравственный идеал, характерный для русского устного народного творчества, демифологизируются национальная идея и национальные святыни [3, с. 336].

В романе «Кысь» мы находим отзвуки древнегреческих представлений о мире и сказания древних славян-язычников.

Главный герой романа носит чуждое русскому человеку имя - Бенедикт. Так нарекали римского папу. Под этим именем объединялся целый монашеский орден.

У Бенедикта славянская внешность, и живет он на «родной сторонке», в Федор-Кузьмичске, городке на семи холмах.

Бенедикт Карпыч появляется перед читателем солнечным февральским утром. С первых же страниц настораживает описание пейзажа:

«Высоченные клели стоят, черные зайцы с верхушки на верхушку перепархивают. Сбить бы парочку на новую шапку, да камня нету» [4, с. 5].

Питается Бенедикт, как и весь простой народ, мышами. А мясо черного зайца ядовитое, требует специального приготовления.

Живет Беня в избе без запоров, носит зипун. И всю странность подобного образа жизни автор объясняет Взрывом.

С первой же главы он подчеркивает в мире неравенство: кто-то на работу «пешедралом трюхает», а кто-то норовит в са-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.