Научная статья на тему 'Отражение политической реальности в сми'

Отражение политической реальности в сми Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2534
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS MEDIA / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / POLITICAL REALITY / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN SOCIETY / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сулейманов Эдвард Алексеевич

В статье рассмотрены вопросы влияния СМИ на политический процесс, механизмы использования медиапространства в политических целях, дана современная трактовка понятия «политическая реальность», исследованы сущность, цели и задачи СМИ, как одного из важнейших институтов современного общества, подробно проанализированы технологии конструирования политических событий. Автором отмечается, что политический процесс в современной России представляет собой широкую палитру целенаправленных и стихийных политических взаимодействий разнообразных субъектов социально-политических отношений. В условиях становления информационного общества формирование политических взглядов и убеждений граждан происходит, в первую очередь, под влиянием СМИ, которые в современном обществе в той или другой форме выполняют различные общие политические функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение политической реальности в сми»

ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СМИ

Для цитирования: Сулейманов Э. Отражение политической реальности в СМИ // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №3, 2017. С. 51-59.

Автор: СУЛЕЙМАНОВ Э.А.

СУЛЕЙМАНОВ Эдвард Алексеевич - магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: edward_suleimanov@mail .ru.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы влияния СМИ на политический процесс, механизмы использования медиапространства в политических целях, дана современная трактовка понятия «политическая реальность», исследованы сущность, цели и задачи СМИ, как одного из важнейших институтов современного общества, подробно проанализированы технологии конструирования политических событий. Автором отмечается, что политический процесс в современной России представляет собой широкую палитру целенаправленных и стихийных политических взаимодействий разнообразных субъектов социально-политических отношений. В условиях становления информационного общества формирование политических взглядов и убеждений граждан происходит, в первую очередь, под влиянием СМИ, которые в современном обществе в той или другой форме выполняют различные общие политические функции.

Ключевые слова: СМИ, политическая реальность, современное общество, медиапространство, информационные технологии

Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества, их роль практически невозможно переоценить.

Начавшееся в середине двадцатого столетия стремительное развитие информационных технологий положило начало формированию информационного общества, в котором информация занимает первостепенное значение, по сравнению с другими продуктами деятельности человека.

Если обратиться к отечественной истории, то в России в начале XXI века масс-медиа все глубже начинают проникать в политическую сферу, тем самым превращаясь в один из важных инструментов отражения и конструирования политической реальности.

На современном этапе, политический процесс в современной России представляет собой широкую палитру целенаправленных и стихийных политических взаимодействий разнообразных субъектов социально-

политических отношений. Последствия таких взаимодействий достаточно противоречивы и оцениваются различными политическими участниками неоднозначно.

Ведущие средства массовой информации той или иной страны своей основополагающей целью представляют не только информирование населения, но и формирование общественного мнения, взглядов, убеждений, принципов и стереотипов в определенном государством формате.

В этой связи, политический дискурс является прямо интегрированным в медиадискурс, соответственно, СМИ называют «четвертой властью».

В условиях становления информационного общества формирование политических взглядов и убеждений граждан происходит, в первую очередь, благодаря СМИ, поскольку на сегодняшний день они представляют собой основное информационное пространство функционирования политики. Учитывая данные обстоятельства, представляется необходимым эффективное информационное сопровождение государственной политики и устранение сложившихся в данной сфере проблем. Текущая ситуация в мировой информационной сфере наглядно демонстрирует тот факт, что она становится областью не только международного сотрудничества, но также и полем противоборства.

Посредством каналов массовой информации среднестатистический гражданин получает информацию о событиях, происходящих как внутри страны, так и на международной арене. Здесь уместно обратить внимание на цитату В.О. Ключевского: «Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает» [Основы... ].

Таким образом, в современном мире, средства массовой информации являются не только посредниками в передаче информации, но они также ее создают. В связи с этим, изучение средств массовой информации и их воздействия на политические процессы, актуальная задача современности.

В период научно-технической революции, средства массовой информации вошли в каждый дом, и сейчас оказывают влияние на участников любого сообщества. В силу того, что СМИ играют огромную роль как средство массовой информации, они давно уже считаются «четвертой властью» в обществе, после законодательной, исполнительной и судебной властей. Этот термин впервые был употреблен Томасом Карпейлем. В отечественной журналистике данное словосочетание впервые ввел в оборот Евгений Додолев в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда» в 1986 году.

Так, любой человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на то, чтобы получить необходимую им информацию без каких-либо ограничений (исключением является государственная тайна или частная жизнь членов общества). Это право указано в Декларации прав человека [Саяпина] и в Конституции всех демократических стран. При этом речь идет об объективной, достоверной, информации, которая не интерпретирована тем или иным

политическим течением. Граждане хотят знать факты, и журналисты должны предоставлять их, а не только свое мнение об этих фактах.

Средства массовой информации - это важный инструмент для распространения информации, который воздействует на сознание общества.

СМИ необходимо для того, чтобы собирать, отбирать общественно значимые факты, распространять информацию; формировать общественное мнение; легитимизировать политические структуры; выступать главным средством в оппозиционной политической деятельности; быть источником стабильности общества и т.п.

Каждое современное государство заинтересовано в том, чтобы информация о нём, в особенности та, что предназначена для иностранной аудитории, имела позитивный характер, тем самым способствуя укреплению его позиций на международной политической арене. Информационная политика, как и любая другая, является неотъемлемой составной частью государственной политики.

Фактически средства массовой информации - это зеркало, в котором общество может наблюдать все процессы жизни. Однако отображение в зеркале предметов происходит выборочно, и в поле зрения аудитории попадает только то, что выгодно определенным кругам.

Необходимо отметить и то, что СМИ в современном обществе в той или другой форме выполняют различные общие политические функции.

Информационная функция. Считается одной из важных функций средств массовой информации. Ее суть заключается в том, чтобы получать и распространять информацию о более значимых для населения институтов власти событиях. В добываемую и передаваемую масс-медиа информацию входит не только фотографирование определенных событий, но и их комментарии, и оценка [Хазагеров].

Необходимо отметить, что не все сведения, которые распространяются СМИ могут носить политическую окраску.

К политической информации относят информацию, которая может иметь общественную важность, и требует внимания со стороны государственных институтов власти и общественности. На базе полученных сведений, у целевой аудитории начинает формироваться мнение о правительстве, парламенте, партиях и иных политических органах и т.п.

Современные масс-медиа имеет огромные возможности, чтобы влиять на разум и чувства индивида, на их образ мысли, критерии и оценки, стиль и определенную мотивацию политического поведения. Так, даже хорошо образованный человек не сможет правильно сориентироваться в противоречивых политических процессах, принять нужное решение, без ознакомления со средствами массовой информации [Кара-Мурза].

СМИ дают возможность выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, однако через призму своего собственного видения политической реальности.

Поэтому можно сделать вывод о том, что возможности СМИ в сфере политического воздействия практически не имеют границ.

Возможности политического влияния масс-медиа

Сегодня мы можем наблюдать изменение информационного пространства, что в свою очередь, ведет к формированию единой глобальной медиасреды и искусственно созданной социальной реальности. Важную роль в данном процессе играют методы манипулятивного воздействия.

Медиавоздействие выступает в качестве инструмента конструирования социальной реальности, в то же время, являясь частью этой реальности [Демьяненко].

Манипуляция отличается от убеждения и обмана. В отличие от убеждения (открытого воздействия), манипуляция влияет на сознание скрыто, не напрямую. По сравнению с обманом, манипулятор не прибегает к откровенной лжи, но направляет процесс мышления человека в нужном направлении. В рамках политического дискурса манипуляция приобретает дополнительный оттенок влияния на общественное сознание с целью программирования определённых мнений и желаний общества. Конечной целью таких манипуляций является обретение власти над обществом, способности управлять им и подчинять его [Бачурин].

Российский ученный С. Кара-Мурза выделяет следующие признаки манипуляции:

- манипуляция - это психологическое воздействие, а не физическое;

- манипуляция - это скрытое воздействие; если попытка манипуляции разоблачена, то она считается неудавшейся, поскольку дальнейшие открытые действия со стороны манипулятора могут нанести ему значительный ущерб; особенно важно скрыть главную цель манипуляции, чтобы провал тактики не нарушил целую стратегию;

- манипуляция - это воздействие, которое требует высокого уровня мастерства и определённого багажа знаний. В политическом дискурсе, эти факторы обязательны и для разработки манипулятивных стратегий привлекаются специалисты или специальные знания [Стратегии. ].

Манипуляции общественным мнением можно рассматривать как пример подавления воли граждан путём программирования их поведения, так называемую «промывка мозгов». Данный вид манипуляции направлен не на отдельного индивида, а на общество в целом. Целью манипулятора является навязывание коллективных ценностей, изменение мнений, целей, сознания людей для создания масс, поддерживающих правящую элиту. Воздействие на сознание людей происходит не напрямую при непосредственном контакте, а через средства массовой информации, которые создают иллюзию объективной подачи информации, и потому, обладают высокой степенью убедительности.

На современном этапе, содержание новостей и любой иной информации может не только информировать, но и создавать необходимое настроение среди

аудитории. Мировые СМИ стали активно обращаться к событиям, которые акцентируют страх.

Современное информационное общество считается открытым и демократичным, но для его демократичности характерен противоречивый характер, так как его нельзя назвать открытым для положительной информации, как, например, для отрицательной. К тому же нельзя не упомянуть тот факт, что информационное общество остается уязвимым и бессильным перед дезинформацией и дезориентацией.

Средства массовой информации - это не только средство для представления политических интересов, они являются посредником между властью и обществом.

Именно СМИ развивают политическое коммуникативное пространство, в рамках которого спорные вопросы между властью и обществом решаются путем дискуссии или диалога, что дает возможность реализовать политического и гражданского участия населения.

В средствах массовой информации используют такие основные методы манипуляции сознанием человека, как внушение, перенос частного факта в сферу общего, разнообразные слухи и разные толкования в неясной и неопределенной политической обстановке, замалчивание одних фактов и выпячиваются наружу иных, фрагментация, т.е. информация подается фрагментами, обрывками, лжесобытия и многие другие методы манипуляции.

Таким образом, масс-медиа наряду с политическими, информационными и другими функциями, способны манипулировать сознанием людей, применяя самые различные методы и средства. Соответственно важно анализировать информацию, которую мы получаем из СМИ.

Ввиду того, что информация в государственных и в частных источниках освещается под разными углами, в обществе может укрепиться недоверие к средствам массовой информации, а значит, сбалансированную информационную политику будет проводить сложнее. Государству необходимо, укрепить взаимосвязь с частными средствами массовой информации, поскольку они имеют большую популярность в некоторых слоях общества (например, среди молодёжи), нежели государственные СМИ.

Технологии конструирования политических событий

На современном этапе, в политическом процессе все больше стала возрастать роль политических коммуникаций. Так, конструированию, распространению, политической информации отводится значительная роль в современной политике.

Следует отметить, что влияние государства на информационное пространство играет исключительную роль в современном постиндустриальном обществе, в условиях трансформации некоторых государственных институтов. Важно отметить и то, что политическая информация сама по себе является одним из инструментов управления

обществом, а потому не может быть полностью доступна для социума. Определенная часть информации всегда скрыта и является конфиденциальной.

Развитие масс-медиа оказало огромное влияние на эффективность использования информации и усовершенствование технологий управления общественным сознанием. СМИ играют важную роль в формировании общественного сознания в современном обществе, а, соответственно, и в конструировании социальной реальности. Особенности медийного конструирования реальности определены трансформацией информационной сферы, а также следующими социокультурными явлениями: конвергенцией и конгломерацией медиаресурсов.

Изменение информационного пространства, в свою очередь, ведет к формированию единой глобальной медиасреды и искусственно созданной социальной реальности. Медиавоздействие выступает в качестве инструмента конструирования политической реальности, в то же время, являясь частью этой реальности.

Отметим, что широкое использование политических технологий в политических целях порождает угрозу преобразования общества в пассивную массу. Информация транслируется и внедряется в сознание людей посредством СМИ, лишая людей способности критически мыслить, подавляя их волю и индивидуальность. Весь этот поток информации принимается за чистую монету, а политики используют искусственно созданное «общественное мнение» чтобы «развязать себе руки» и беспрепятственно достигать своих целей, которые в действительности не отвечают нуждам общества как такового.

«Миф о плюрализме СМИ» связан с информационной асимметрией. Возможность свободного выбора источников информации лишь иллюзия, созданная для манипулирования обществом: организация и содержание информации может отличаться, но в основе имеет все ту же идеологию; либо больший уклон в подаваемой информации идет в сторону выгодную для манипулятора, в то время, как противоположные точки зрения освещаются не полностью. Данную ситуацию мы можем наблюдать в новостях: в сообщениях о событиях как внутри страны, так и за ее пределами практически нет никакого разнообразия мнений. Это объясняется, прежде всего монополистическим характером информационной индустрии, которая входит в программу государственной политики. Информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах. Они предлагают лишь одну версию действительности. Эти условия информационного плюрализма, лишенного по сути какого бы то ни было разнообразия, и делают такой могущественной систему программирования сознания людей по конструированию политических событий.

Управление общественным сознанием в политике, на начальном этапе рассматривался как необходимый и эффективный способ осуществления контроля над деятельностью народа с целью предотвращения массовых беспорядков внутри страны, а также гармоничного сплочения людей для

совершенствования условий обитания. Однако современные тенденции управлением общественным сознанием вызывают опасения возникновения обезличенного, механизированного общества без души и индивидуальности, без собственной воли, как часто описывают в утопиях.

Выводы

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что масс-медиа имеет широкие возможности влияния на разум и чувства человека, на образ мысли, на сознание всего общества в целом, а также на критерии и оценки политической ситуации, политические технологии в средствах массовой информации разнообразны и их не следует преуменьшать, так как они на сегодняшний день не просто констатируют и освещают политические события, а создают собственное политическое пространство.

Среди внутренних информационных проблем наибольшую опасность представляет деструктивная информационно-пропагандистская деятельность радикальных оппозиционных СМИ, искажающая реальную государственную политику. Существующее несоответствие информации в государственных и оппозиционных СМИ образовывает новую актуальную проблему: общество настороженно относится к получаемой информации, а в ряде случаев подобные противоречивые сообщения могут вызвать негативную реакцию населения, приводящую к дестабилизации социально-политической обстановки. Как следствие - затруднение проведения сбалансированной информационной политики.

Источники

Бачурин В.Д. Манипулятивные технологии, применяемые СМИ в современном дискурсе // Политическая лингвистика. 2014. №4. С.89.

Демьяненко Н. В. Использование манипулятивных технологий в СМИ, как реальная проблема // Российский академический журнал. 2012. Т. 19, № 1.

Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000.

Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 88.

Саяпина И.Ю. Медийное конструирование социальной реальности: Автореф. дис. канд. соц. наук. Саратов. 2011.

Стратегии и технологии медиалегитимации власти: монография / Н.Ф. Пономарев; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 192 с.

Хазагеров Г.Г., Лобас П.П. Культурная утилизация манипулятивных технологий // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. №.1. С. 44-52.

THE REFLECTION OF POLITICAL REALITY IN THE MEDIA

For citation: Suleymanov E. The Reflection of Political Reality in the Media. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No.3. 2017. P. 51-58.

Author: SULEYMANOV E. A.

SULEYMANOV Edward Alekseevich - graduate student of the Institute of Public Administration and Civil Service of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: [email protected].

Abstract. The paper examines the influence of the media on the political process, gives a modern interpretation of the concept 'political reality', explores the essence, goals and objectives of the media as one of the most important institutions of modern society, and analyzes in detail the technologies for constructing political events. The author notes that the political process in modern Russia is a broad strategy of sociopolitical relations. In the conditions of the formation of the information society, public opinion is highly influenced by the media, which in one form or another perform various political functions.

Key words: mass media, political reality, modern society, media, information technology

References

Bachurin V.D. Manipulative technologies of the media in modern discourse. In: Political Linguistics. 2014. No. 4. P. 89. (In Rus.).

Demyanenko N.V. The use of manipulative technologies in the media as a problem. In: Russian academic journal. 2012. Vol. 19, No.1. (In Rus.).

Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness. M.: Algorithm, 2000. (In Rus.).

Basics of Journalistic Activity: Textbook for Bachelors / Ed. by S.G. Korkonosenko. 2nd ed., revised. M.: Publishing House Yurayt, 2014. P. 88. (In Rus.).

Sayapina I.Y. Media design of social reality: abstract. dis. cand. soc. sciences. Saratov. 2011. (In Rus.).

Strategies and technologies of medialegitimation of power / N.F. Ponomarev. Perm State University. Perm, 2010. (In Rus.).

Khazagerov G.G, Lobas P.P. Cultural Utilization of Manipulative Technologies. In: Papers of the Southern Federal University. Philological Sciences. 2014. No.1. P. 44-52. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.