Научная статья на тему 'Основные направления формирования рынка экологически чистых продуктов питания в России'

Основные направления формирования рынка экологически чистых продуктов питания в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования рынка экологически чистых продуктов питания в России»

продукцией, но практически вся продукция является импортной.

Для повышения конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей в долгосрочной перспективе необходимо разработать ряд направлений формирования спроса. Например, в 2006 г. Министерство сельского хозяйства Польши официально анонсировало трехгодичную программу популяризации органического земледелия и органической продукции с бюджетом 4 млн долл. Средства будут потрачены на рекламу в СМИ, тренинги для фермеров, оплату услуг консультантов [1].

Как показывает опыт, комплексная маркетинговая деятельность обычно является достаточно дорогостоящей, доступной, как правило, крупным предприятиям. Проблема расширения доступности и реализации комплексных маркетинговых мероприятий может быть решена (или в значительной степени смягчена ее острота) с помощью кооперации

предприятий. Поэтому основной акцент предлагается сделать на развитие маркетинговых кооперативов при производстве и реализации экологически ориентированной продукции.

Литература

1. В Польше запускают программу популяризации органической продукции// Крестьянские ведомости 2006. - 21 дек.

2. Масло зеленеет. Большой агробизнес выходит на «экорынок»// Крестьянские ведомости 2006. -19 июня.

3. Gurau, С., Ranchhod, A. International green marketing / С. Gurau, A.Ranchhod. Retrieved from the World Wide Web: www.emeraldinsight.com. 2005.

4. World of Organic Agriculture - Statistics and Emerging Trends 2006. International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM) Retrieved from the World Wide Web: www.fibl.org. 2006.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ПРОДУКТОВ

ПИТАНИЯ В РОССИИ

А.М. Волков, к.э.н., руководитель отд., Е.В. Щедрин, науч. сотр. Северо-западного НИ экономики

сельского хозяйства

На сегодняшний день мировой рынок экологически чистых продуктов питания составляет более 30 млрд долл. и имеет устойчивую тенденцию к ежегодному расширению. Это связано с кампанией защиты окружающей среды в большинстве развитых стран, пропагандой экологически здорового образа жизни и, как следствие, увеличением у потребителей спроса на экологически чистую продукцию. Бурное развитие промышленного производства в начале XX в. привело к серьезному загрязнению окружающей среды и ухудшению качества жизни населения. Поэтому истоки возникновения экологически чистого производства лежат скорее в социальной, чем в экономической плоскости.

Производство биопродукции в зарубежных странах регулируется различными директивами и постановлениями, среди которых:

1) международные и межправительственные стандарты (например, ШОАМ);

2) стандарты, действующие на уровне стран (директива ЕС № 2092/91, Американская национальная органическая программа USDA, японские сельскохозяйственные программы JAS);

3) частные стандарты экологического производства.

В западных странах преобладает понятие «экологически чистое, или органическое земледелие». Т.е. основные требования предъявляются не к конкретным свойствам продукции, а к условиям ее выращивания. Согласно принятой в

Европейском Союзе системе 1РР экологическое производство охватывает весь цикл производства товара.

На сегодняшний день причины, препятствующие развитию в России рынка экологически чистой продукции, можно условно разделить на две категории: производственно-

технологические и рыночно-маркетинговые.

Производственно-технологические причины связаны с тем, что при декларации производства экопродукции предприятие должно жестко соблюдать весь процесс производства, исключить химические средства защиты, неорганические удобрения и т.д. Без этого невозможно получить международную сертификацию и, следовательно, претендовать на мировые рынки.

Но сертификация по мировым стандартам является дорогостоящим и сложным процессом. Она требует перехода на производство по сериям ИСО 9000, ИСО 14000 и т.д.

Рыночно-маркетинговые проблемы связаны с непониманием потребителями высокой цены на экопродукты и недооценкой их преимуществ. Фактически на внутреннем российском рынке экопродукция отсутствует как отельная товарная категория (несмотря на появление отдельных магазинов, позиционирующих себя, как продавцов экологически чистой продукции).

Для формирования отечественного рынка экологически чистой продукции, в первую очередь, необходимо определиться, на

внутренним или внешним рынок мы хотим сделать ставку.

Если мы ориентируемся на международным рынок, то весь цикл производства должен соответствовать нормам и директивам тех стран, куда она импортируется. Т.е. сельскохозяйственным производителям нужно будет пересматривать весь цикл производства, отказываться от химических средств защиты, проводить сертификацию земель.

Если мы хотим развивать внутренний рынок, то возможно принятие своеобразных переходных стандартов, оценивающих, в первую очередь, качество продукции.

Это позволит осуществить переход к системе мировых стандартов с минимальными потерями для товаропроизводителей, одновременно обеспечивая потребителей качественной продукцией.

ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ОРГАНИЧЕСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ П.В. Андреев, к.э.н., доц. Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова

В последние десятилетия интенсификация земледелия привела к некоторым негативным последствиям. В развитых странах из-за чрезмерного применения синтетических средств химизации (пестицидов, минеральных удобрений, регуляторов роста растений) все более стало ощущаться опасное загрязнение окружающей среды. При этом около одной трети загрязнения природной среды происходит за счет сельского хозяйства. Альтернативой такому положению дел выступает ведение системы органического сельского хозяйства. Исследования доказывают, что оно позволяет производить продовольствие более высокого качества и с большим количеством питательных веществ.

Органическое сельское хозяйство - понятие, включающее все системы сельского хозяйства, которые используют для производства экологически чистых пищевых продуктов специальные методы. Фермеры-органики твердо придерживаются принципов, учитывающих местные экономические, климатические условия и культурные традиции, используют методы, которые учитывают и поддерживают естественные потребности растений, животных и не загрязняют окружающей среды. Органическое сельское хозяйство появилось как ответ на появление биоиндустрии в 1920-х и 1930-х гг. и после Второй мировой войны увеличившись до большого масштаба, и сертификация гарантировала следование его принципам.

В конце 60-х - начале 70-х гг. случился настоящий бум по поводу экологически чистых продуктов питания, и вот уже на протяжении 35 лет тема «органик» остается одной из самых перспективных в области маркетинга сельскохозяйственной продукции. Особо высокие доходы и тотальное развитие пришлись на период с 1990 по 2000 гг. Причиной приверженности западного потребителя продуктов питания к органической еде являются многочисленные разговоры о том, что еда из супермаркетов содержит ядовитые химикаты. Развитие маркетинговой инфраструктуры рынка органической продукции невозможно

без наличия потенциала роста спроса на данную продукцию. Здесь показателен опыт США. В течение 90-х гг. органическое сельское хозяйство стало одной из наиболее быстрорастущих долей американского сельского хозяйства - от экспериментальных участков на фермах и в садах до ферм с большим ассортиментом выращиваемой органической продукции, которая продается под специальным «органическим» ярлыком. Органическую продукцию можно купить как в специальных магазинах, в которых продаются экологически чистые продукты питания, так и в обычных магазинах. Маркировка organic - «органический продукт» означает, что продукт свободен от пестицидов, фунгицидов, при его производстве не использовались химические удобрения, химические добавки, гормоны и консерванты.

С целью предоставления потребителям гарантии соответствия продовольствия требованиям стандартов, предъявляемым к органически произведенной продукции в свежем и обработанном виде, в 1990 г. Конгрессом США был принят закон - Акт органического производства пищевых продуктов (Organic Foods Production Act - OFPA). В результате принятия Акта OFPA, Министерство сельского хозяйства США (USDA) совместно с Национальным управлением органических стандартов разработали Национальную органическую программу (NOP), миссия которой состоит в том, чтобы разработать и внедрить национальные стандарты, регулирующие маркетинг органически произведенной сельскохозяйственной продукции и гарантировать потребителям, что органическая продукция соответствует принятым стандартам. Согласно Закону о маркировке сертифицированных органических продуктов от 21 октября 2002 г. в США были введены требующие сертифицирования Национальные органические стандарты (National Organic Standards), включающие в себя ряд основных принципов: воздержание от использования запрещенных веществ (таких, как синтетические удобрения, пестициды, сточные воды) в течение трех лет до момента сертификации продукции, отказ от ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.