Научная статья на тему 'Проблемы формирования спроса на экологически ориентированные продукты питания'

Проблемы формирования спроса на экологически ориентированные продукты питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования спроса на экологически ориентированные продукты питания»

Правительство России своим распоряжением от 31 августа 2002 г. №1225-р одобрило Экологическую доктрину РФ, в которой отмечается, что устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровье населения, а также национальная безопасность могут быть достигнуты только при условии сохранения природных систем и подержания безопасности окружающей среды.

В растениеводстве наиболее актуальным становится применение беспестицидных технологий выращивания культур. Производственные затраты на применение беспестицид-ной технологии ниже на 15-20%, что снижает себестоимость продукции при недополучении 3-4 ц урожая, но открывает рынки для экспорта и внутреннего потребления.

Исключение применения пестицидов позволяет получить не только экологически чистую продукцию, но и уменьшить загрязнение окружающей среды, препятствует глобальному потеплению

Таким образом, отечественное сельскохозяйственное производство может обеспечить

население РФ высококачественной, биологически полноценной и экологически чистой сельскохозяйственной продукцией в нужных нам объемах, так как контроль за качеством будет осуществляться нашими специалистами в должной мере, и будут создаваться новые рабочие места на селе.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2006 : Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 757.

2. Там же. - С. 205.

3. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 482.

4. Чесси, Б., Парротт, В., Роуш, Р. Биотехнология и агропроизводство/ Б.Чесси, В.Парротт, Р.Роуш// Экономика сельского хозяйства России. 2007. -№ 1. - С. 37.

5. Суджата, С. Биотехнологические сельскохозяйственные культуры в США / С. Суджата // Экономика сельского хозяйства России. 2006. - № 12. - С. 37.

6. Бюджет Минсельхоза США //Экономика сельского хозяйства России. -2006. - № 4. - С. 40.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

О.А. Козлова, к.э.н., доц. Института экономики и финансов Омского ГАУ

В конце февраля 2007 г. несколько организаций - ГОАМ, FiBL и SбL опубликовали последние статистические данные по развитию мирового рынка органической продукции. Глобальный рынок органической продукции в течение 2006 г. увеличился на 20% по сравнению с 2005 г. и достиг 30 млн евро. Основной рынок сбыта на данный момент сосредоточен в развитых странах, однако в дальнейшем наиболее привлекательными становятся рынки развивающихся стран [4].

По оценкам российских специалистов, емкость российского рынка сбыта экопродукции оценивают не более чем в 1% [2]. Проведенный специалистами опрос предприятий АПК Омской области о сдерживающих факторах в производстве экологической продукции также показал, что слабый спрос и отсутствие средств для мероприятий по продвижению продукции отмечают 67% опрошенных. Эта ситуация вызывает необходимость в изучении причин низкого спроса на экологически ориентированную продукцию и определения направлений ее увеличения, что и отражено в данной статье.

Методология исследования была построена на анализе вторичных данных и первичных исследований потребителей и производителей.

Результаты проведенного анализа выявили следующие причины низкого спроса на экологические продукты.

1. Россия только начинает входить в систему производства и продаж экологически ориентированных продуктов питания. Основной акцент в производстве сделан на полезность потребляемых продуктов для здоровья населения, поэтому чаще в розничной торговле стали предоставлять отдельные полки для диетических товаров.

2. Спрос в большей степени начинает формироваться в крупных мегаполисах, ввиду их удаленности от сельской местности, высокой плотности населения, плохой экологической обстановки и высокой платежеспособности населения [2].

3. Большинство потребителей не концентрируют внимание на экологичности продукции, так как основные продукты в потребительской корзине (овощи, картофель, мясо и молоко) выращены самостоятельно на дачных и приусадебных участках, что подразумевает натуральность произведенной продукции. При этом относительная доля производства молока (около 50%) и мяса (около 30%) в ЛПХ в общем объеме произведенной продукции в сельском хозяйстве по-прежнему остается довольно высокой.

4. Слабая информированность населения об органических товарах и потребительская некомпетентность также сдерживают формирование спроса. Проведенные исследования в городе Омске показали, что потреби-

тели больше доверяют таким источникам ин- информация в экологическом сертификате и

формации об экологчиности продукции, как информация на упаковке (рис. 1).

Рис. 1. Доверие потребителей к источникам информации об экологичности товара,

% к числу опрошенных

Не доверяю никакой информации I

Публикации экологических организаций I

Информация от знакомых, родственников | I

Публикации общества потребителей ~|

Интернет

Публикации в СМИ ~|

Информация от продавца Информация в экологическом сертификате ~1

Информация на упаковке товара I

Информация в рекламных сообщениях | I

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

5. Отсутствие единой экомаркировки и единых национальных стандартов на экопроиз-водство также сдерживает спрос на данные категории товаров. Экологический сертификат является своего рода пропуском на рынок экологической продукции и служит официальным признанием экологического качества продукции предприятия со стороны целевого рынка. В условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества про-

исходя из данного подхода российский рынок можно отнести к слаборазвитым рынкам, и для успешной деятельности на нем необходимо использовать весь комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций, что является очень затратной статьей для сельхо-товаропроизводителей.

дукции, сертификация стала непременной частью эффективного функционирования на привлекательных по спросу рынках экопродукции.

Именно на сочетании таких составляющих, как сформировавшийся уровень спроса и существующее государственное регулирование рынка в области стандартов, К.Гурау и А.Ран-хольд и предлагают импортерам продукции определить специфическую маркетинговую стратегию по типу сложившегося рынка (табл. 1).

В сложившейся ситуации импортеры органической продукции в краткосрочной перспективе займут лидирующее положение на рынке. Это подтверждает и ситуация сложившаяся в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, где появились первые магазины и рестораны с экологически ориентированной

1. Стратегическое поведение экофирм в отношении разных типов рынков

Тип рынка Уровень спроса Уровень регулирования экологических стандартов Стратегическое поведение

Развитый экорынок Высокий Высокий Оценка возможностей выйти на рынок с учетом емкости рынка и уровня конкуренции, при условии достижения необходимого уровня рентабельности

Развивающийся экорынок Высокий Низкий Высокий потенциал. Возможность выйти на целевой сегмент потребителей с использованием стратегии позиционирования как эколидера

Слаборазвитый экорынок Низкий Низкий Рынок не является доходным, но для его развития необходимо использовать маркетинговые мероприятия по формированию спроса

Неблагоприятный экорынок Низкий Высоки Абсолютно непривлекательный рынок. Высокий уровень регулирования окружающей среды представляет непрямые барьеры для выхода на рынок. Любые операции будут сопровождаться высокими затратами и незначительным доходом на вложенные инвестиции

продукцией, но практически вся продукция является импортной.

Для повышения конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей в долгосрочной перспективе необходимо разработать ряд направлений формирования спроса. Например, в 2006 г. Министерство сельского хозяйства Польши официально анонсировало трехгодичную программу популяризации органического земледелия и органической продукции с бюджетом 4 млн долл. Средства будут потрачены на рекламу в СМИ, тренинги для фермеров, оплату услуг консультантов [1].

Как показывает опыт, комплексная маркетинговая деятельность обычно является достаточно дорогостоящей, доступной, как правило, крупным предприятиям. Проблема расширения доступности и реализации комплексных маркетинговых мероприятий может быть решена (или в значительной степени смягчена ее острота) с помощью кооперации

предприятий. Поэтому основной акцент предлагается сделать на развитие маркетинговых кооперативов при производстве и реализации экологически ориентированной продукции.

Литература

1. В Польше запускают программу популяризации органической продукции// Крестьянские ведомости 2006. - 21 дек.

2. Масло зеленеет. Большой агробизнес выходит на «экорынок»// Крестьянские ведомости 2006. -19 июня.

3. Gurau, С., Ranchhod, A. International green marketing / С. Gurau, A.Ranchhod. Retrieved from the World Wide Web: www.emeraldinsight.com, 2005.

4. World of Organic Agriculture - Statistics and Emerging Trends 2006. International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM) Retrieved from the World Wide Web: www.fibl.org, 2006.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ПРОДУКТОВ

ПИТАНИЯ В РОССИИ

А.М. Волков, к.э.н., руководитель отд., Е.В. Щедрин, науч. сотр. Северо-западного НИ экономики

сельского хозяйства

На сегодняшний день мировой рынок экологически чистых продуктов питания составляет более 30 млрд долл. и имеет устойчивую тенденцию к ежегодному расширению. Это связано с кампанией защиты окружающей среды в большинстве развитых стран, пропагандой экологически здорового образа жизни и, как следствие, увеличением у потребителей спроса на экологически чистую продукцию. Бурное развитие промышленного производства в начале XX в. привело к серьезному загрязнению окружающей среды и ухудшению качества жизни населения. Поэтому истоки возникновения экологически чистого производства лежат скорее в социальной, чем в экономической плоскости.

Производство биопродукции в зарубежных странах регулируется различными директивами и постановлениями, среди которых:

1) международные и межправительственные стандарты (например, IFOAM);

2) стандарты, действующие на уровне стран (директива ЕС № 2092/91, Американская национальная органическая программа USDA, японские сельскохозяйственные программы JAS);

3) частные стандарты экологического производства.

В западных странах преобладает понятие «экологически чистое, или органическое земледелие». Т.е. основные требования предъявляются не к конкретным свойствам продукции, а к условиям ее выращивания. Согласно принятой в

Европейском Союзе системе 1РР экологическое производство охватывает весь цикл производства товара.

На сегодняшний день причины, препятствующие развитию в России рынка экологически чистой продукции, можно условно разделить на две категории: производственно-технологические и рыночно-маркетинговые.

Производственно-технологические причины связаны с тем, что при декларации производства экопродукции предприятие должно жестко соблюдать весь процесс производства, исключить химические средства защиты, неорганические удобрения и т.д. Без этого невозможно получить международную сертификацию и, следовательно, претендовать на мировые рынки.

Но сертификация по мировым стандартам является дорогостоящим и сложным процессом. Она требует перехода на производство по сериям ИСО 9000, ИСО 14000 и т.д.

Рыночно-маркетинговые проблемы связаны с непониманием потребителями высокой цены на экопродукты и недооценкой их преимуществ. Фактически на внутреннем российском рынке экопродукция отсутствует как отельная товарная категория (несмотря на появление отдельных магазинов, позиционирующих себя, как продавцов экологически чистой продукции).

Для формирования отечественного рынка экологически чистой продукции, в первую очередь, необходимо определиться, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.