Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
готовность / гражданин / офицер / развитие / студент / модель / учебно-воспитательный процесс / readiness / citizen / officer / development / student / model / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышев В.И., Трубников В.Г., Стрельцов А.А., Статура В.А., Басеев А.С.

Статья посвящена решению актуальной задачи – формированию готовности офицеров запаса на военной кафедре при гражданских вузах. В статье раскрыты объекты управления учебно-воспитательным процессом, Общая целевая модель формирования профессионально-психологической готовности офицеров запаса, основополагающие ее установки. Раскрываются этапы формирования готовности будущих офицеров запаса и их сущность в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре при гражданском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дробышев В.И., Трубников В.Г., Стрельцов А.А., Статура В.А., Басеев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY PSYCHOLOGICAL READINESS OF STOCK OFFICERS

The article is devoted to the solution of the actual problem the formation of readiness of reserve officers in the military department at civilian universities. The article reveals the objects of management of the educational process, the general target model of the formation of professional and psychological readiness of reserve officers, its basic installations. The stages of the formation of readiness of future officers of the reserve and their essence in the course of the educational process at the military department at a civil university are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА

Дробышев В.И.

к.п.н., заместитель начальника военной кафедры Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар Трубников В.Г.

студент учебного военного центра Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Стрельцов А.А.

студент учебного военного центра Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Статура В.А.

студентка факультета ветеринарной медицины Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар Басеев А.С.

студент учебного военного центра Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

BASIC DIRECTIONS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY PSYCHOLOGICAL READINESS

OF STOCK OFFICERS

Drobyshev V.I.

Ph.D., Deputy Head of the Military Department of the Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

Trubnikov V.G. student of the educational military center of the Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

Streltsov A.A. student of the educational military center of the Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

Statura V.A.

student of the Faculty of Veterinary Medicine of the Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

Baseev A.S.

student of the educational military center of the Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

Аннотация

Статья посвящена решению актуальной задачи - формированию готовности офицеров запаса на военной кафедре при гражданских вузах.

В статье раскрыты объекты управления учебно-воспитательным процессом, Общая целевая модель формирования профессионально-психологической готовности офицеров запаса, основополагающие ее установки. Раскрываются этапы формирования готовности будущих офицеров запаса и их сущность в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре при гражданском вузе. Abstract

The article is devoted to the solution of the actual problem - the formation of readiness of reserve officers in the military department at civilian universities.

The article reveals the objects of management of the educational process, the general target model of the formation of professional and psychological readiness of reserve officers, its basic installations. The stages of the formation of readiness of future officers of the reserve and their essence in the course of the educational process at the military department at a civil university are revealed.

Ключевые слова: готовность, гражданин, офицер, развитие, студент, модель, учебно-воспитательный процесс.

Keywords: readiness, citizen, officer, development, student, model, educational process.

Подготовка граждан по программам военной подготовки при гражданских вузах имеет, как правило, две главные задачи: воспроизводство вооруженной защиты национальной безопасности и огра-

ниченное функционирование рядов военнослужащих в обществе.

Основой этих задач выступает готовность личного состава к осуществлению военно-профессиональной деятельности в рамках указанных сторон

социального заказа.

Воздействуя на всю совокупность общественных отношений, на все социальные структуры и виды деятельности, управление решает задачу оптимального функционирования и развития социального организма посредством максимализации активности субъекта и объекта управления. В этой связи составной частью целей управления выступает профессионально-психологическая готовность офицера запаса, формируемая в ходе учебно-воспитательного процесса в период обучения в гражданском ВУЗе на военной кафедре, после окончания, которого студент получает профессиональную квалификационную оценку, закрепленную соответствующим статусом.

Основными объектами управления выступают:

ректорат ВУЗа, командование военной кафедры, как субъект общего управления;

профессорско-преподавательский состав, как субъект теоретической подготовки;

студенты, как субъект самоуправления.

Определив принципы и основные положения анализа формирования профессионально-психологической подготовки офицеров запаса мы провели моделирование технологии организации процесса профессиональной подготовки на практике. Разработали целевую и входную модели процесса профессиональной подготовки, определили этапы и периоды профессионально-психологического совершенствования, а также комплекс основополагающих целей подготовки.

Целевая модель (модель специалиста) является системообразующим фактором формирования готовности офицеров запаса и определяет сущность самой модели, она должна включать не только: (рисунок 1)

требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач;

необходимые знания и умения, но и специфические социальные и психологические качества личности, обеспечивающие эффективность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях в заданное время.

Общая целевая модель формирования профессионально-психологической готовности офицеров запаса основывается на следующих установках:

главная цель - воспроизводство рядов офицеров запаса для Вооруженных Сил Российской Федерации;

ее основой выступает профессионально-психологическая готовность как системное качество личности офицера запаса, характеризующее его с позиции соответствия и направленности личности профессионально-психологическим критериям и статусу офицера Вооруженных Сил Российской Федерации.

Формирование профессионально-психологической готовности имеет целью:

достижение обучаемыми состояния готовности исполнить профессиональные обязанности -стать специалистом широкого профиля, предназначенного для самостоятельной инженерной, исследовательской, управленческой и организационной деятельности;

достижение готовности исполнения военно-социальных ролей - быть гражданином Отечества, офицером запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, стать мужем, отцом и т.д. (военно-социальная готовность).

Рисунок 1. Общая целевая модель формирования профессионально-психологической готовности офицера

запаса

Достижение этих целей возможно на основе достаточности уровня профессиональной пригодности обучаемого контингента к избранному военно-социальному статусу. Для этого стартовой позицией выступает необходимый уровень способностей при условии направленности личности на исполнение военно-профессиональных и военно-социальных ролей. Поддержание направленности на достаточном уровне лежит в сфере от желания до мировоззрения и убеждений и характеризуется активностью и избирательностью отношений личности будущего офицера запаса. При этом формируется необходимый и достаточный уровень подготовленности к исполнению военно-профессиональных и военно-социальных ролей, а также надежности в особых и экстремальных условиях жизнедеятельности офицера запаса, как в мирное, так и в военное время.

Целевая модель определяет стратегию достижения цели профессионально-психологической подготовки и, прежде всего решение проблемы, связанной с разработкой типовых задач, которые студенты должны научиться выполнять, а также

методов оценки и контроля требуемого уровня их знаний и умений, компонентов человеческого фактора, которые являются определяющими при формировании готовности и ее составляющих.

В процессе достижения общей цели обучаемые проходят пять этапов:

поступление в высшее учебное заведение, обучение в высшем учебном заведении, поступление на военную кафедру, обучение на военной кафедре, служба в Вооруженных Силах.

В соответствии с этапами разработаны модели (рисунок 2): входная модель, динамическая модель соотношения входных характеристик выходным, выходная модель.

Входная модель имеет целью определение наиболее предрасположенных кандидатов к осуществлению профессионально-психологической практики офицера запаса в Вооруженных Силах.

Динамическая модель имеет целью формирование профессиональнопсихологической подготовленности, обучаемых как будущих офицеров запаса на основе сохранения и развития профессиональной пригодности.

Рисунок 2. Целевая модель формирования профессиональной готовности офицеров запаса по этапам

подготовки

Выходная модель - это модель выпускника. Модель идеального, наиболее полного соответствия личности офицера запаса обновленных Вооруженных Сил Российской Федерации.

На первом этапе подготовки с помощью модели решаются задачи оптимизации отбора пригодных кандидатов для обучения на военных кафедрах при гражданских вузах, повышения его эффективности и качества. На этом этапе осуществляется анализ и оценка информации о поступающем контингенте, производится коррекция в модели обучения и воспитания студентов, разрабатываются планы коррекции функционирования органов управления. На втором этапе решаются задачи оптимизации учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах, определяются пути повышения его эффективности и качества.

При этом возможно уточнение положении концептуальной модели формирования готовности обучаемых к военно-профессиональной деятельности офицера запаса, вырабатываются управленческие решения, осуществляется программирование

и планирование их выполнения; проводится диагностирование и контроль исполнения принятых решений.

На третьем этапе осуществляется решение задачи анализа и оценки обратной информации о реальной военно-профессиональной деятельности выпускников военных кафедр в войсках, самооценка выпускников, анализ отзывов на них из войск. В процессе третьего этапа производится моделирование реальной военно-профессиональной деятельности выпускников в войсках; уточняются содержание и критерии профессионально-психологической готовности офицера запаса, формулируются и корректируются основные цели учебно-воспитательного процесса, вырабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах.

Таким образом, значимость целевой модели формирования профессионально-психологической готовности офицеров запаса подтверждается тем, что сама готовность выпускников военных кафедр

к исполнению своих функциональных обязанностей по предназначению является одной из центральных целей и результатом эффективного управления учебно-воспитательным процессом на военных кафедрах при гражданских вузах. При этом, основными субъектами управления выступают: ректорат, управление военной кафедры, как субъект общего управления профессорско-преподавательский состав, как субъект теоретической подготовки студентов; сами студенты, как субъекты самоуправления.

Список литературы

1. Барабанщиков, А. В. Основы военной психологии и педагогики: учеб. пособие. - 2-е изд., пе-рераб. / А. В. Барабанщиков // Под ред. А. В. Бара-банщикова, Н. Ф. Феденко - М.: Воениздат, 1981. -366

2. Дробышев В. И., Томилин А. Н. Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника / В. И. Дробышев // Морской сборник. - Москва. -2013. - № 12. - С.56

3. Железняк, Л. Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАСИЛИЯ И

БОРЬБЫ С НИМ

Фи Тхи Хиеу

к.псих.н., доцент, Тхайнгуиенский Педагогический Институт, Вьетнам

THE NEED OF EDUCATING PRESCHOOLERS HOW TO FIGHT AGAINTS CHILD ABUSE

Phi Thi Hieu

Candidate of Science, associate professor of Thai Nguyen University of Education, Viet Nam

Аннотация

В статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми, приводятся данные, свидетельствующие о масштабах и специфике проявления проблемы в мире в целом и во Вьетнаме в частности. Особое внимание уделяется вопросам физического и сексуального насилия над детьми. Поскольку из всех возрастных категорий детей чаще всего жертвами физического и сексуального насилия становятся дошкольники, автор обосновывает особую актуальность задачи по формированию у дошкольников навыков предотвращения насилия и борьбы с ним, указывает аспекты, влияющие на решение данной задачи.

Abstract

The article reflected the actual situation of child abuse/assault in Vietnam, specifically child sexual abuse (pedophilia), domestic violence, school violence, and the drawbacks and disadvantages in the protection and prevention activities of child abuse. Based on the actual research, position, significance, and psychological features of preschoolers, the author concluded that educating children on the skills to fight against abuse, first and foremost educating preschoolers, is an urgent mission today.

Ключевые слова: насилия, сексуальное насилие, физическое насилие, дети, школьное насилие.

Keywords: abuse, sexual abuse, assault, children, school violence.

Проблемы детей привлекают особое внимание международного сообщества. Шесть из восьми целей развития тысячелетия (ЦРТ) направлены на улучшение качества жизни и реализацию прав детей, предоставление детям наилучшего образа жизни и возможностей полноценного развития. Однако насилие над детьми продолжает оставаться глобальной проблемой и вызывает, согласно ВОЗ, серьёзные пожизненные последствия: большинство детей после насилия имеют серьезные психологические нарушения, расстройство поведения, становятся боязливыми, теряют веру в отношения с окружающими людьми. Каждый год в мире миллионы детей становятся жертвами жестокого обращения. Насилие может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы, при этом особую тревогу в мире в целом и во Вьетнаме в частности вызывает сексуальное и физическое насилие над детьми.

Интерес во всем мире к проблеме сексуального насилия над детьми был продемонстрирован в исследованиях, проведенных в различных областях наук (биофизика, психология, социология) и с применением различных подходов (познавательный подход, поведенческий подход, метод многофакторной модели). Австралийский эксперт по образованию в области физической безопасности детей Джейнин Сандерс приводит следующие данные из этих исследований, которые, по его мнению, должны привлечь особое внимание родителей, опекунов несовершеннолетних детей и учителей.

1. Около 20 % девочек (1/5) и 8 % мальчиков (1/12,5) подвергались сексуальному насилию в возрасте до 18 лет (Pereda et al., 2009).

2. 95 % детей, подвергшихся сексуальному насилию, являются жертвами тех, кого они знают и кому доверяют (NAPCAN 2009).

3. 50 % лиц, применивших сексуальное насилие по отношению к детям в возрасте до 6 лет, и 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.