Рис. 2. Результаты развития туризма в Республике Хакасия по итогам 2023 года
Библиографический список
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия. URL: https://invest19.ru/ru/o-regione/strategiya-2030/ (дата обращения: 20.02.2024).
2. Туризм Хакасии/ Данные Правительства Республики Хакасия. URL: https://r-19.ru/news/turizm/157143/ (дата обращения: 20.02.2024).
3. Туристический информационный центр Хакасии. URL: https://turism19.ru/ru/contact.html (дата обращения: 20.02.2024). © Коханин Д. А., 2024
УДК 332.1(571.513)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Коханин Дмитрий Александрович,
cmyàenm
Научный руководитель — В. П. Чебодаев, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье рассмотрены основные направления экономического развития Республики Хакасия, проанализированы динамика экономических показателей региона, стратегические направления развития, инвестиционная активность, динамика инвестиционных проектов, привлечённых в основной капитал инвестиций.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, Республика Хакасия, экономическое развитие, инвестиционная активность.
MAIN DIRECTIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA
Kokhanin Dmitry Alexandrovich,
student
Scientific supervisor — V. P. Chebodaev, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Management Department
Katanov Khakass State University (Abakan)
The article examines the main directions of economic development of the Republic of Khakassia, analyzes the dynamics of the region's economic indicators, strategic directions of development, investment activity, dynamics of investment projects, attracted investments in fixed capital.
Key words: social and economic development, Republic of Khakassia, economic development, investment activity.
Введение
Современная глобальная цифровая экономика определяет в настоящее время основные тренды развития экономических систем, создавая дополнительные возможности для развития уникальных социально-экономических территорий, к которым относится и Республика Хакасия. Научный анализ экономических приоритетов и потенциала Республики Хакасии имеет высокую научную актуальность: будучи уникальной по своему территориальному и географическому положению, создающему дополнительные возможности для развития инновационных экономических систем, экономика Хакасии имеет возможности для эффективного развития и формирования конкурентных преимуществ.
Постановка задачи
Республика Хакасия располагает высоким потенциалом для формирования опережающего развития посредством внедрения инновационных производственных технологий и профессиональных компетенций. В связи с этим задачей исследования является анализ экономического развития Республики Хакасия для определения приоритетов и возможностей эффективного территориального развития.
Теория
Материалом исследования являются данные федеральных и региональных нормативно-правовых документов, государственных программ по социально-экономическому развитию региона, научных статей, статистики. Методологией исследования являются аналитический, системный и функциональный научные подходы: на их основе при помощи методов анализа, синтеза, количественного подсчёта данных проведён анализ экономической системы Республики Хакасия, отражённых в формате показателей, индикаторов развития, отражающих уровень развития экономики, инвестиционной активности и воспроизводственного процесса.
Результаты исследований
Республика Хакасия является уникальной по своему географическому положению и природным условиям территорией. Объективными факторами, которые способствуют её эффективному социально-экономическому развитию, являются уникальное географическое положение, ландшафт, наличие полезных ископаемых, природных и рекреационных ресурсов и особые климатические условия. Так, на территории республики сконцентрировано более 23 % запасов молибдена, 27 % барита, 3,5 % каменного угля (процентное соотношение от общего количества разведанных месторождений по стране). При этом местоположение Хакасии в природном комплексе Алтая создаёт возможности для развития различных видов туризма. Республика характеризуется высоким уровнем транспортной инфраструктуры и логистики: международный аэропорт, железнодорожные и автомобильные дороги.
В целях эффективного социально-экономического развития реализуется «Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года». Основные цели реализации Стратегии представлены на рисунке 1 [1].
Как следует из данных рисунка 1, развитие экономики региона решается инструментами стратегического планирования и является неотъемлемым фактором стабильного развития региональной экономики. Важной задачей комплексного территориального развития Республики Хакасия является преодоление территориальных диспропорций: увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), активизации инвестиционной активности, увеличения поступления налогов. Данная задача может быть решена путём систематической деятельности по использованию потенциала республики в сфере промышленного производства, территориальных возможностей, транспортной и логистической инфраструктуры, работы с инве-
сторами по использованию конкурентных преимуществ экономической системы территории, снятия административных и бюрократических барьеров.
Обсуждение результатов Основными результатами развития экономики Республики Хакасия на основе реализации Стратегии являются следующие. По итогам 2023 года наблюдается рост количества субъектов малого и среднего бизнеса (рис. 2) [2]:
Как следует из данных рисунка 2, количество субъектов МСП увеличилось в 2023 году на 714 единиц по сравнению с 2022 годом. Изменяется и качественная структура экономической деятельности: оборот МСП составил в 2023 году 112 млрд рублей, что выше показателя 2017 года в 1,8 раза. В связи с ростом
субъектов МСП и оборота увеличиваются доходы в консолидированный региональный бюджет.
Вместе с тем в Республике ведется активизация инвестиционной активности региона. Республика обладает всеми возможностями для развития и реализации инвестиционных проектов, и в настоящий момент инвестиционная привлекательность региона возрастает среди потенциальных инвесторов. Основные направления по активизации инвестиционной привлекательности представлены на рисунке 3 [3].
Как следует из данных рисунка 3, в регионе организованы системные меры по активизации инвестиционной деятельности, что способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Основные цели Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия
Достижение стратегической конкурентоспособности и
устойчивого развития промышленного комплекса Республики Хакасия на основе инноваций и стимулирования интеграционных (кооперации) связей, межотраслевых и межрегиональных проектов
Создание благоприятного инвестиционного
климата, способствующего привлечению и
повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды региона
Обеспечение надежным и бесперебойным электроснабжением населения и хозяйствующих субъектов Республики Хакасия
Создание благоприятных
условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия
Рис. 1. Основные цели Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия
17500 17000 16500 16000 ■ кол-во
17247
2022 17247
16533
2023 16533
Рис. 2. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия,
2022-2023 гг.
Выводы и заключение
Итак, в результате реализации документа стратегического уровня: Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года в регионе отмечено повышение уровня экономического развития региона, увеличение количества субъектов МСП, повышения уровня валового регионального продукта, активизации инвестиционной деятельности. Динамика ВРП представлена на рисунке 4 [3].
Динамика валового регионального продукта Республики Хакасия в 2022-2023 гг., представленная на рисунке 2, свидетельствует о повышении его уровня, по сравнению с 2017 годом, на 68 %. Данный показатель является достаточно позитивным, при этом доля про-
мышленного производства в ВПР 2023 года составляет более 51 %. Стабильно увеличивается и уровень инвестиций в основной капитал предприятий, их объём увеличился в 2,5 раза за 5 лет. Драйверами инновационного опережающего развития стали электроэнергетика (лидер по уровню роста по стране) и обрабатывающие отрасли. По итогам 2023 года уровень доходов населения увеличился, Республика занимает 4-е место по Сибири и 27-е место по стране, по уровню зарплаты - 31-е место по стране [2]. На этом основании можно сделать выводы об эффективности реализации государственной экономической политики на территории Республики Хакасия
Рис. 3. Меры по активизации инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия
400 348,4 366'3
300
200 100 0
307,5
242 з 256,3 266,2
I I I I II I
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
■ кол-во 218,1 242,3 256,3 266,2 307,5 348,4 366,3
Рис. 4. Динамика валового регионального продукта Республики Хакасия, 2022-2023 гг., млрд руб.
Библиографический список
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия. URL: https://invest19.ru/ru/o-regione/strategiya-2030/ (дата обращения: 25.02.2024).
2. Итоги экономического развития Хакасии в 2023 году. URL: https://r-19.ru/news/ekonomika/159710/ (дата обращения: 25.02.2024).
3. Инвестиционный портал Республики Хакасия. URL: https://invest19.ru/ru/o-regione/ekonomika-i-reytingi/ (дата обращения: 25.02.2024).
© Коханин Д.А., 2024
УДК 005.337+336.018
ДОХОДЫ И ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: АНАЛИЗ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Субракова Люмила Константиновна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса
Запыкина Вероника Романовна,
студент
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Проблема низких доходов населения рассматривается как причина и следствие цифрового разрыва. Актуальность исследования обусловлена реализацией в России национального проекта «Цифровая экономика» и плана по достижению национальной цели развития РФ «Обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения». Подтверждена гипотеза о том, что развитие инновационных финансовых технологий способствует росту доходов состоятельных групп и ещё большему отставанию от них низкодоходных групп граждан. Выявлена положительная корреляционная связь между ростом доходов и долей пользователей финансово-технологических услуг в Интернете. Предложены меры по проникновению финансовых технологий в регионы и повышению доходов населения.
Ключевые слова: медианные, доходы, Сибирь, Республика Хакасия, безналичные расчеты, корреляционный анализ, субсидирование, гарантийный минимальный базовый доход.
INCOME AND FINANCIAL TECHOLOGIES: ANALYSIS OF MUTUAL INFLUENCE
Subrakova Lyumila Konstantinovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Economics and Business Department
Zapykina Veronika Romanovna,
student
Katanov Khakass State University (Abakan)
The problem of low incomes ofpopulation is considered as a cause and consequence of the digital divide. The relevance of the study is due to the implementation in Russia of the national project «Digital Economy» and the plan to achieve the national development goal of the Russian Federation «Ensuring sustainable growth of real incomes of the population». The hypothesis has been confirmed that the development of innovative financial technologies contributes to the growth of incomes of wealthy groups and further lag behind them of low-income groups of citizens. A positive correlation between income growth and the share of users of financial techologies services on the Internet was revealed. Measures are proposed to penetrate financial techologies into the regions and increase incomes ofpopulation..
Key words: media data, income, Siberia, Republic of Khakassia, non-cash payments, correlation analysis, subsidies, guaranteed minimum basic income.
Проблема низкого уровня доходов населения остается острой в России, на е' решение направлены меры государственной поддержки населения: помощь семьям с детьми, повышение минимального размера оплаты труда, увеличение пособий по временной нетрудоспособности, индексация пенсий, иных социаль-
ных выплат и др. Сохраняющаяся дифференциация регионов по уровню доходов отражает неравномерность социально-экономического развития территорий страны.
Одновременно происходит быстрое и широкомасштабное развитие финансовых технологий (финтех) во всех странах, включая Рос-