Научная статья на тему 'Модели развития моногородов в Республике Хакасия: социально-экономические перспективы и роль малого предпринимательства'

Модели развития моногородов в Республике Хакасия: социально-экономические перспективы и роль малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МОНОГОРОД / ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДОВ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ / ФОНД РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В МОНОГОРОДАХ / REPUBLIC OF KHAKASSIA / SMALL BUSINESS / SINGLE-INDUSTRY TOWN / DEMONOPOLIZATION / DIVERSIFICATION OF THE ECONOMY OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS / SUPPORT PROGRAMS / SINGLE-INDUSTRY DEVELOPMENT FUND / SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN SINGLE-INDUSTRY TOWNS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прищепа Е.В.

Исследуется состояние социально-экономического развития моногородов Республики Хакасия, определяются основные модели возможного развития для каждой из шести монопрофильных территорий региона, обозначаются социально-экономические перспективы их развития и роль малого бизнеса региона в процессах модернизации экономик моногородов. Показана роль малого бизнеса в монопрофильных муниципальных образованиях субъекта как важного фактора социально-экономического развития экономики моногородов Хакасии. В качестве моделей возможного перспективного развития моногородов Хакасии названы: модернизация экономики моногорода посредством активизации частных предпринимательских инициатив населения, при условии создания комфортных условий для этого; миграционный вариант, предполагающий переезд работников в другие населенные пункты; создание новых рабочих мест для работников вне предприятий моногородов с использованием экономического потенциала территории; создание инновационных центров (кластеров) по внедрению современных технологий, научных исследований в производство (наукограды). Полученные результаты могут быть использованы при разработке комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов Республики Хакасия, а также иных мер государственной и региональной поддержки этих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF THE DEVELOPMENT OF SINGLE-INDUSTRY CITIES IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA: SOCIO-ECONOMIC PROSPECTS AND THE ROLE OF SMALL BUSINESS

This article examines the state of socio-economic development of single-industry towns of the Republic of Khakassia, defines the basic model of possible development for each of the six single-industry territories in the region, and identifies socio-economic prospects of their development and the role of small business in the region in the processes of modernization of the economies of single-industry towns. There was shown the role of small business in single-industry municipalities of the subject as an important factor of socio-economic development of the economy of single-industry towns of Khakassia. As models of possible perspective development of single-industry towns of Khakassia are named modernization of economy of single-industry towns by means of activation of private enterprise initiatives of the population, provided creation of comfortable conditions for it; the migratory variant assuming relocation of workers to other settlements; creation of new workplaces for workers outside the enterprises of single-industry towns with use of economic potential of the territory; creation of the innovative centers (clusters) on introduction of modern technologies, scientific researches in production (science towns). The obtained results can be used in the development of comprehensive investment plans for the modernization of single-industry towns of the Republic of Khakassia, as well as other measures of state and regional support for these territories.

Текст научной работы на тему «Модели развития моногородов в Республике Хакасия: социально-экономические перспективы и роль малого предпринимательства»

УДК 332.1 № Я11

й0110.24147/1812-3988.2019.17(4).138-148

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Е.В. Прищепа

Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (Абакан, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 3 сентября 2019 г.

Дата принятия в печать 1 ноября 2019 г.

Тип статьи

Аналитическая статья

Ключевые слова

Республика Хакасия, малый бизнес, моногород, демонополизация, диверсификация экономики моногородов, программы поддержки, Фонд развития моногородов, малый и средний бизнес в моногородах

Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 19-49-190001 «Социальные проблемы моногородов в Хакасии: факторы, динамика, поиск решений».

MODELS OF THE DEVELOPMENT OF SINGLE-INDUSTRY CITIES IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA: SOCIO-ECONOMIC PROSPECTS AND THE ROLE OF SMALL BUSINESS

E.V. Prishchepa

Khakass Research Institute of Language, Literature and History (Abakan, Russia)

Аннотация. Исследуется состояние социально-экономического развития моногородов Республики Хакасия, определяются основные модели возможного развития для каждой из шести монопрофильных территорий региона, обозначаются социально-экономические перспективы их развития и роль малого бизнеса региона в процессах модернизации экономик моногородов. Показана роль малого бизнеса в монопрофильных муниципальных образованиях субъекта как важного фактора социально-экономического развития экономики моногородов Хакасии. В качестве моделей возможного перспективного развития моногородов Хакасии названы: модернизация экономики моногорода посредством активизации частных предпринимательских инициатив населения, при условии создания комфортных условий для этого; миграционный вариант, предполагающий переезд работников в другие населенные пункты; создание новых рабочих мест для работников вне предприятий моногородов с использованием экономического потенциала территории; создание инновационных центров (кластеров) по внедрению современных технологий, научных исследований в производство (наукограды). Полученные результаты могут быть использованы при разработке комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов Республики Хакасия, а также иных мер государственной и региональной поддержки этих территорий.

Article info

Received

September 3, 2019

Accepted November 1, 2019

Type paper

Analytical paper

Keywords

Republic of Khakassia, small business, single-industry town, demonopolization, diversification of the economy of single-industry towns, support programs, single-industry development fund, small and medium business in single-industry towns

Acknowledgements. RFBR, grant No. 19-49-190001 "Social problems of single-industry towns in Khakassia: factors, dynamics, search for solutions".

Abstract. This article examines the state of socio-economic development of single-industry towns of the Republic of Khakassia, defines the basic model of possible development for each of the six single-industry territories in the region, and identifies socio-economic prospects of their development and the role of small business in the region in the processes of modernization of the economies of single-industry towns. There was shown the role of small business in single-industry municipalities of the subject as an important factor of socio-economic development of the economy of single-industry towns of Khakassia. As models of possible perspective development of single-industry towns of Khakassia are named modernization of economy of single-industry towns by means of activation of private enterprise initiatives of the population, provided creation of comfortable conditions for it; the migratory variant assuming relocation of workers to other settlements; creation of new workplaces for workers outside the enterprises of single-industry towns with use of economic potential of the territory; creation of the innovative centers (clusters) on introduction of modern technologies, scientific researches in production (science towns). The obtained results can be used in the development of comprehensive investment plans for the modernization of single-industry towns of the Republic of Khakassia, as well as other measures of state and regional support for these territories.

© Е.В. Прищепа, 2019

1. Введение. В современной экономике Республики Хакасия проблема дальнейшего развития моногородов играет значительную роль и становится сферой, привлекающей к себе пристальное внимание специалистов. Прежде всего это связано с поисками возможных оптимальных моделей развития этих территорий, специфика которых в монопрофиль-ности и сырьевой основе.

Кризис градообразующих предприятий оказывает воздействие на социально-экономическое положение населения таких городов, что приводит к безработице, оттоку населения в другие территории, ухудшению качества жизни и другим социально неблагоприятным последствиям. В настоящее время большое внимание уделяется развитию частных инициатив вместо некогда монопольной роли главных предприятий монотерриторий. Актуальность решения этой проблемы сейчас во многом обусловливает дальнейший вектор развития этих моногородов.

Цель работы: определение возможных приоритетных моделей развития моногородов Хакасии при участии малого предпринимательства для устойчивого социально-экономического развития локальных хозяйственных систем этих территорий и модернизации их экономик.

Задачи: изучение и определение особенностей развития малого бизнеса в моногородах Хакасии, уточнение направлений его поддержки и выявление возможных моделей развития в разрезе стратегий модернизации монотерриторий республики. Кроме того, работа предполагает разработку возможных вариантов и предложений по развитию предпринимательских инициатив в моногородах Хакасии.

Научная новизна заключается в рассмотрении моделей развития малого бизнеса в моногородах Хакасии, в поиске эффективных форм его поддержки и стимулирования деятельности на муниципальном и государственном уровне в регионе, исходя из общих интересов государства и бизнеса.

2. Обзор литературы. Проблемами российских моногородов занимаются такие исследователи, как Н.Ю. Замятина, А.Н. Пиля-сов, А.Н. Ряховская, С.Е. Кован, И.Д. Тургель, Е.О. Дмитриева [1-4]. В представленных работах рассматривается роль государственной поддержки монотерриторий, модели их стратегического развития и возможные подходы к ре-

шению основных проблем на пути к их устойчивому развитию.

Современные зарубежные теории малого предпринимательства исходят из баланса развития малого бизнеса и крупных компаний. Так, У. Баумол инновационные прорывы относил к деятельности малых компаний, а увеличение возможностей и темпов роста инноваций считал заслугой крупных компаний [5]. Д. Дикинс и М. Фрил в своих исследованиях исходили из того, что развитие происходит благодаря созданию определенных организаций, которые продвигают предпринимательство, а это в свою очередь способствует экономическому росту [6, с. 82]. Мы разделяем мнение Д. Берча, который считал, что развитие предпринимательства должно быть ориентировано на национальные особенности той или иной страны, а попытка применения определенной его модели для всех без исключения станет ошибкой [7; 8].

Наибольшего внимания в решении проблем монотерриторий, на наш взгляд, заслуживает российский исследователь Е.О. Дмитриева, которая предлагает три возможных пути и направления развития монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации: демонополизация, кластеризация и диверсификация [4, с. 200]. Реализация этих направлений в комплексе, на наш взгляд, может эффективнее решить систему проблем, сложившихся в моногородах.

К актуальным проблемам региональной экономики относится развитие малого бизне-са1 в моногородах Хакасии, который испытывает на себе те же проблемы, что в целом малый бизнес субъекта. Проблема создания условий для развития малого и среднего бизнеса (далее - МСП) Хакасии получила свое освещение в наших работах [9]. Тем не менее проблема развития малого бизнеса в монотерриториях и одновременно его возможности, при реализации разных стратегий модернизации моногородов Хакасии, это та тема, которая еще требует пристального изучения.

3. Гипотезы и методы исследования. Проблема устойчивого развития моногородов Хакасии является важной среди экономических приоритетов государства. Особая роль в этом процессе принадлежит малому бизнесу, который способен мобильно и оперативно реагировать на вызовы времени. Малый бизнес нуждается в серьезной системной и последова-

тельной поддержке со стороны государства, так как с его развитием связываются надежды в решении основных проблем моногородов: занятость населения, генерирование новых рабочих мест вне градообразующих предприятий, развитие сферы услуг, торговли, диверсификация, кластеризация, демонополизация экономик монотерриторий.

Мы исходим из того, что малое и среднее предпринимательство может обеспечивать социально-экономическое развитие страны. Создание условий для осуществления предпринимательской деятельности реализуется мерами государственной поддержки малого предпринимательства, они, на наш взгляд, позволят эффективно оптимизировать кризисные процессы, существующие в моногородах. Поэтому задача создания благоприятных условий для развития МСП в моногородах для устойчивого социально-экономического развития локальных хозяйственных систем этих территорий и модернизации важна для экономики Хакасии.

В процессе проведения исследования нами использовались как общенаучные (анализ, синтез, системный и комплексный подходы), так и частнонаучные методы (системно-струк-

турный, экспертный анализ документов, метод теоретического исследования, статистического и системного анализа). Использование указанных методов позволяет комплексно подойти к изучению проблемы в целом и рассмотреть всю систему во взаимосвязи и взаимодействии ее компонентов.

4. Результаты исследования. Моногород (монотерритория, монопрофильное муниципальное образование, далее - ММО) - это муниципалитет, как правило, с одним градообразующим предприятием, выпускающим специфичную продукцию, на котором трудится от 20 до 50 % трудоспособного населения. В настоящее время в Республике Хакасия насчитывается шесть ММО: Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск, Вершина Тёи, Туим (табл. 1). Эти образования представляют собой территории со слаборазвитой инфраструктурой и низкой социальной сферой. Большинство моногородов расположены в местах с особыми климатическими условиями, не позволяющими заниматься населению сельским хозяйством, скотоводством, что наглядно применимо к монотерриториям Хакасии: Абазе, Туиму, Вершине Тёи, Сорску.

Муниципальное образование Градообразующее предприятие Год основания предприятия Отрасль Продукция Собственник Среднесписочная численность работников, чел. Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте, чел.

1 2 3 4 5 6 7 8

г. Абаза Абаканский филиал ОАО «Ев-разруда» 1856 Черная металлургия Переработанные железные руды, щебень фракционный ООО «Руда Хакасии» 870

г. Саяногорск ОАО «Русал Сая-ногорский алюминиевый завод» 1985 Цветная металлургия (алюминиевое производство) Первичный алюминий, алюминиевые сплавы ОАО Компания «РУСАЛ» 2 664

г. Сорск ООО «Сорский горнообогатительный комбинат» 1949 Цветная металлургия Молибденовый концентрат ЗАО УК «Со-юзметаллре-сурс» 2 006 5 821

ООО «Сорский ферромолибдено-вый завод» 2006 Ферромолибден

Таблица 1. Градообразующие предприятия моногородов Хакасии Table 1. City-forming enterprises of single-industry towns of Khakassia

* Сост. по: СУЭК-Хакасия. URL: http://www.suek-khakasia.ru. ООО «СУЭК-Хакасия» - правопреемник разреза «Черногорский», основанного в 1959 г.

** В целях избегания угрозы промышленной безопасности на руднике работают охранники и рабочие, обслуживающие энергоустановки и насосы по откачке воды.

*** Согласно выписке из ЕРГРЮЛ, организация ликвидирована 25 мая 2011 г. на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (https://www.rusprofile.ru/egrul?ogrn=1064205107944#xblock_prerk). Правопреемник - ООО «Омега» - прекратил деятельность с 4 июня 2018 г. Таким образом, на сегодняшний момент с. Туим - монотерритория (де-юре) без (де-факто) градообразующего предприятия.

Окончание табл. 1 The end of Table 1

1 2 3 4 5 6 7 8

г. Черно- ООО «СУЭК- 2007 Угольная Каменный - 2 167 -

горск* Хакасия» промышленность уголь

пос. Вер- Тейский филиал 1957 Железные Черная ме- ООО «Руда 60** 1 463

шина Тёи ОАО «Евразруда» руды таллургия Хакасии»

с. Туим ООО «Туимский завод по обработке цветных металлов»*** Цветная металлургия 9 1 980

Моногород Абаза получил в июле 2017 г. статус территории опережающего развития (далее - ТОР). Для резидентов ТОР в течение 10 лет размер страховых взносов снижен с 30,2 до 7,6 %, на пять лет они освобождены от уплаты налогов на имущество и землю. Благодаря ТОР планируется привлечение более 2,5 млрд руб. инвестиций и создание более 600 рабочих мест3.

Статус территории опережающего социально-экономического развития предоставляется моногороду на 10 лет, имеется возможность его продления еще на 5 лет, и предусматриваются значительные налоговые послабления и преференции. Льготы и преференции распространяются на резидентов ТОР, которыми признаются юридические лица (в том числе субъекты малого предпринимательства), заключившие соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и зарегистрированные в установленном порядке в реестре резидентов. Основанием для получения статуса резидента является разработка инвестиционного проекта4.

Одним из пяти направлений стратегического развития Российской Федерации, в которых участвует Хакасия, являются «Моногорода» (приоритетный проект имеет название «Комплексное развитие моногородов», а его реализация возложена на министерство экономического развития Республики Хакасия). На 2018 г. в соответствии с Распоряжением Прави-

тельства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р к категории 1 (ММО с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) были отнесены г. Абаза, пос. Вершина Тёи (Вершино-Тейский поссовет), с. Туим (Туимский сельсовет), к категории 2 (ММО, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения) - г. Саяногорск, г. Сорск, г. Черногорск. В ходе проведения данного мониторинга в г. Абазе финансовую поддержку получили 6 субъектов МСП, в г. Саяногорске - 4 субъекта МСП5.

В новейшее время малое предпринимательство признается важным источником модернизации экономик монопрофильных муниципальных образований, ряд которых сейчас испытывает кризисные тенденции. В Хакасии пос. Вершина Тёи (Аскизский район) и с. Туим (Ширинский район) вошли в число самых проблемных монотерриторий России по критериям оценки ситуации жителями этих территорий в результате опросов, проведенных ФСО6. Основными критериями опроса являлись проблемы здравоохранения, образования, занятости и настроения жителей. Более половины жителей этих монообразований оценивают сложившуюся ситуацию как отрицательную7.

В настоящее время на территории Туим-ского сельсовета расположены объекты, которые используются в рекреационных целях: Ту-имский провал, Туимский кромлех, оз. Собачье (Пионерское), оз. Изба. Наибольшее вни-

мание туристов привлекает Туимский провал, представляющий собой место для отдыха, где проводятся экскурсии для различных категорий туристов. Администрацией было заявено о создании в будущем на его территории парка с аттракционами и кафе. Озера используются для сезонного отдыха, а Туимский кромлех привлекает внимание посетителей своими необычными размерами и легендами, связанными с ним. В развитии индустрии развлечений, при создании комфортных условий для малого бизнеса, нами видится главенствующая роль малого предпринимательства как сферы, наиболее мобильно реагирующей на изменения.

Дальнейшее экономическое развитие пос. Вершина Тёи, после остановки градообразующего предприятия «Тейский рудник», представляется возможным благодаря организации производства мелкого и кубовидного щебня на промышленных отвалах Тейского рудника, строительство мини-завода по переработке мрамора, складированию и переработке твердых бытовых отходов. Также представляется перспективным создание и развитие спортивно-туристического кластера «Вершина Тёи». Планируется строительство центра спортивной подготовки по лыжным гонкам и туристического комплекса, прорабатывается вопрос создания туристско-рекреационного кластера «Поднебесье»8.

Самым кризисным моногородам Хакасии - Вершине Тёи и Туиму - в 2019 г. будет оказана поддержка в размере 0,06 млн руб. и 0,15 млн руб. соответственно. В Вершине Тёи уровень безработицы составляет 6,8 %, в Туи-ме - 3,2 %9. Для сравнения: уровень регистрируемой безработицы в Хакасии в январе 2019 г. составил 1,5 % от численности рабочей силы. Самый низкий уровень регистрируемой безработицы отмечается в моногороде Черногорске (1 %)10.

Важно определить приоритетные механизмы развития моногородов - ТОР, туристские-рекреационные зоны, наукограды. В зависимости от приоритетности вида деятельности, который планируется применять в той или иной монотерритории, будет зависеть и специализация МСП. Специализация малого бизнеса в значительной степени определит стратегии развития ММО. Возможными видами деятельности могут быть: инвестиционные проекты, резиденты ТОР, производство товаров и услуг, народные промыслы, экологические направле-

ния, переработка твердых бытовых и промышленных отходов, научные исследования. В любом случае вне зависимости от выбора той или иной модели стратегии в решении проблем ММО в конечном итоге актуальны решения по созданию новых рабочих мест, применению инновационных технологий, перепрофилирование цехов градообразующих предприятий, аутсортинг, создание комфортных условий проживания населения, развитие сервиса, сферы туризма и отдыха.

Имеет значение разработка правильной стратегии развития этих территорий, она позволит оптимально провести диверсификацию, демонополизацию и кластеризацию в экономике территории, найти возможные пути и новые модели развития с учетом специфики этих территорий. Известно, что ни сельское хозяйство, ни скотоводство в ряде ММО Хакасии не могут получить должного развития в силу специфики природно-географических условий. Возможно, следует обратить внимание на создание здесь туристско-рекреационных зон, как, например, в Вершине Тёи или Туиме.

Стратегические решения органов государственной власти и качество разработанности программ по направлениям развития монотерриторий определяют характер большинства процессов, происходящих в социально-экономической сфере моногородов, в том числе и в сфере специализации предпринимательства и создания условий для развития МСП территорий. Поэтому экономическое развитие и модернизация этих территорий требует выбора правильной модели развития МСП в стратегическом курсе развития ММО Хакасии. Необходима поддержка предпринимательских инициатив через создание программы для развития ММО, преумножение человеческого капитала, доступность кредитных ресурсов и развитие государственно-частного партнерства. Градообразующие комплексы подвержены кризисам, а территории их локализации становятся местами обострения социально-экономических проблем. Крупный бизнес (крупные градообразующие предприятия) более уязвимы от внешних кризисных воздействий в сравнении с малым, который более мобилен и отличается высокой инновационной активностью и способностью мобильно реагировать на изменения внешней среды. На фоне того, что часть градообразующих предприятий находится в стадии банкротства, потеряла рынки сбыта,

возрастает роль малого предпринимательства, которое способно обеспечивать население товарами и услугами, пополнять муниципальные бюджеты, выполнять социальные функции. Важной проблемой становится создание условий, которые позволили бы создать новые рабочие места для населения ММО и обеспечить модернизацию экономик территорий.

Таким образом, одной из реальных моделей развития и модернизации ММО Хакасии может стать активизация частных предпринимательских инициатив, и очень важно здесь создать необходимые условия для этого. Необходимо учесть все проблемы, тормозящие развитие МСП, создать комфортные условия, ввести преференции, которые позволили бы эффективно ликвидировать проблемы ММО Хакасии. Развитие МСП ММО должно иметь свои особенности и действенность мер по поддержке этих инициатив, направленных на реализацию стратегий модернизации моногородов.

Важное значение имеет адаптация той или иной модели предпринимательства к существующей экономической среде и локализованным градообразующим предприятиям. Малый бизнес ММО, как было отмечено выше, имеет ряд преференций, которые могут позволить осуществлять им свою деятельность в несколько иных условиях, отличных от общих, что придает долю уверенности в положительном исходе и больше возможности в реализации частных инициатив. Отечественные экономисты выделяют в развитии малого бизнеса моногородов сдерживающие факторы, к таковым относятся (в порядке значимости): низкая предпринимательская активность населения; дефицит квалифицированных кадров; низкая транспортная доступность; ограниченный доступ к кредитным ресурсам; ограниченность местного рынка и низкая платежеспособность потребителей товаров и услуг [4, с. 206].

Необходимо преодолеть и устранить эти сдерживающие факторы, что представляется очень непростой задачей. Здесь важны мероприятия по планированию будущих направлений деятельности, их разработанности и эффективности применения как муниципального, так и федерального уровня в области развития МСП, которые должны иметь приоритетное значение.

Позитивными мерами являются выделение средств на гранты моногородам. В Хака-

сии в грантовой поддержке участвуют четыре из шести ММО: Абаза, Саяногорск, Черногорск и Вершина Тёи. Сумма гранта до 1,5 млн руб. НО «Гарантийный фонд - МКК Хакасии» занимается предоставлением поручительств и микрозаймов до 3 млн руб. в моногородах республики до 3 лет от 3,75 % годовых. Микрозаймы предоставляются на вложение во внеоборотные активы и пополнение оборотных средств; на первый взнос (авансовый платеж), предусмотренный договором лизинга оборудования (включая устройства, механизмы, транспортные средства (за исключением воздушных судов), станки, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины). Данные микрозаймы в 2019 г. доступны только предпринимателям моногородов11.

Создание оптимальной модели развития МСП в ММО Хакасии идет на фоне уменьшения количества субъектов малого бизнеса в Хакасии.

Так, на 10 января 2019 г. было зафиксировано 43 469 чел., задействованных в сфере МСП, на 10 июля 2019 г. их число составило 42 746 чел., т. е. сократилось на 723. Среднесписочная численность работающих за этот же срок сократилась на 302 чел. - с 18 802 до 18 500, количество малых предприятий - на 12 (с 670 до 658)12. Данные количественные показатели негативно характеризуют сферу развития МСП Хакасии. Это имеет отрицательный эффект на фоне особого внимания к проблеме развития и создания оптимальных моделей развития МСП в монотерриториях субъекта. Данные процессы усложняют задачу поддержки индивидуальных предпринимательских инициатив.

Задача популяризации предпринимательской деятельности, включая демонстрацию успешных жизненных позиций, повышение престижа предпринимательства, должна иметь системный характер. Важно иметь программы развития, ориентированные на молодое поколение, которое должно осознавать возможные перспективы этой деятельности в ММО и стремиться к самореализации. Отрицательные тенденции в развитии МСП и его динамике только ухудшают ситуацию по вовлечению молодежи в занятие предпринимательством на местах.

В целом нами были систематизированы доступные статистические данные по МСП всех шести ММО Хакасии (табл. 2).

*Данные сайта г. Абазы (http://www.abaza-adm.ru).

** Данные на 1 июля 2019 г. с сайта г. Саяногорска (http://www.sayan-adm.ru).

*** Данные сайта г. Сорска (http://www.sorsk-adm.ru). По численности постоянного населения в трудоспособном возрасте данные не представлены.

**** Данные сайта Отдела экономики и прогнозирования Администрации г. Черногорска (http://www.chemo-gorsk.com). По численности постоянного населения в трудоспособном возрасте данные не представлены.

***** Данные на 2018 г.

****** Данные сайта администрации Вершино-Тейского поссовета (http://www.vteya.ru).

******* Данные комплексной программы «Социально-экономическое развитие Туимского с/с на 2016-2020 гг.» и сайта администрации Туимского сельсовета (http://www.туим.рф).

******** Данные на 1 января 2018 г.

Таблица 2. Количественные показатели МСП в ММО Республики Хакасия (на 1 января 2019 г.)

Table 2. Quantitative indicators of small and medium-sized businesses in single-industry towns of the Republic of Khakassia (as of January 1, 2019)

Муниципальное образование Число / численность работающих, чел. Занятые в сфере МСП от общей численности работающих в экономике МО, чел. /% Численность постоянного населения, чел. Соотношение численности работающих в сфере предпринимательства к общей численности населения,%

МСП микропредприятия ИП

всего в трудо-способном возрасте

г. Абаза* 38/1801 86/300 309/706 2807/62 15137 - 18

г. Саяногорск** малые -48/2048; средние -2/220 2068/957 1679/3389 6614/29,6 60317 - 11

г. Сорск*** 4 8 206 230/5 11324 5821 -

г. Черно-горск**** малые - 80; средние - 6 2193 1669 23 7 % ***** 77400 - 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пос. Вершина Тёи****** 6/58 - 7/59 117/64 3028 1463 4

с. Туим******* 2/337 - 27/56 393/485******** 4239 1980 9

Итого 186/4464 4355/1257 3897/4210 - 171445 - -

Важно понимание конечной цели развития МСП в ММО. Для этого необходимо создать условия, которые должны быть реализованы местными органами власти (такие значимые проблемы, как аренда, выявление приоритетных направлений деятельности, налоговые преференции для бизнеса (нулевые налоги на прибыль, имущество, землю и добычу полезных ископаемых, минимальные размеры взносов в Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования, упрощение налогового учета), грантовые программы для молодых, в частности субвенций за счет бюджетных средств, поддержка инновационных проектов). Наличие у продукции субъектов МСП инновационного и экспортного потенциала можно возвести в отраслевой приоритет при предоставлении финансовой поддержки с учетом экономического потенциала ММО.

В перспективе планируется поддержка программ развития МСП моногородов Хака-

сии на 2019-2024 гг. (табл. 3). Планируется разработать и реализовать программу поддержки субъектов МСП в целях их ускоренного развития в моногородах. Количество субъектов МСП в моногородах, которые получат поддержку к 2024 г., составит 4 51113.

В решении проблем ММО Хакасии особое место уделяется финансовой поддержке со стороны федерального центра региональным программам развития и планам, которые обычно предусматривают привлечение частных инвестиций. Наиболее вероятный сектор роста в ММО составляет малое предпринимательство и микропредприятия (данные Стратегии Фонда развития моногородов). В 88 % моногородов основу сектора составляют малые и микропредприятия со средним годовым оборотом менее 5 млн руб. и численностью персонала менее 100 штатных единиц (данные сайта Фонда развития моногородов). Здесь важно понимать, насколько тот или иной ММО финансово привлекателен как для российских компаний,

так и для иностранных. Заинтересованность в развитии монопрофильных предприятий соизмерима в финансовых вливаниях извне. Отмечено, что отсутствие комплексных программ по выводу территорий моногородов из кризиса приводит к кратковременному положитель-

ному эффекту от дотаций и субсидий, выделяемых им [10, с. 118]. Таким образом, поддержка со стороны государства развития индивидуальных предпринимательских инициатив и малого бизнеса является стратегическим фактором модернизации ММО.

Таблица 3. Планируемое финансирование моногородов Хакасии, млн руб. Table 3. Planned financing of single-industry towns of Khakassia, million rubles

Источники финансирования 2019 20142019 Докапитализация микрофинансовых организаций Докапитализация гарантийного фонда Гранты и субсидии на социальное предпринимательство

Федеральный бюджет 110,5 417,0 60,0 10,0 41,0

Республиканский бюджет 1,1 4,2 - - -

Примечание. Сост. по: Поддержка программ развития МСП моногородов РХ 2019-2024 гг. URL: http://www.sorsk-adm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4699:2018-11-28-03-41-20&catid=6:busines&Itemid=14.

Фонд развития моногородов ставит целью своей деятельности, формирование необходимых условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в ММО Российской Федерации, развития городской среды14. Решением наблюдательного совета Фонда (протокол от 6 июня 2017 г. № 38) утверждена Стратегия развития некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» до 2020 г., в соответствии с которой Фонд призван стать одним из ключевых элементов государственной системы комплексной поддержки развития моногородов, формируемой в рамках реализации одного из направлений стратегического развития Российской Федерации в соответствии с решениями Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 13 июля 2016 г. № 1).

К сожалению, Республика Хакасия, по состоянию на 1 января 2019 г., не была в числе субъектов Российской Федерации, подавших 40 заявок по софинансированию расходов субъекта Российской Федерации и муниципального образования в целях реализации инвестиционных проектов. По 31 заявке были заключены соглашения о софинансировании расходов. Потребности моногородов Хакасии в строительстве объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для запуска новых проектов на этих территориях, были озвучены на рабочей встрече и. о. министра экономического развития Республики Хакасия Н. Евдокимова и генерального директора Фонда развития моногородов И. Макиевой в ходе Российского инвестиционного форума в г. Со-

чи. Здесь же был обсужден ход подготовки заявки на привлечение софинансирования строительства объектов инфраструктуры на территории промышленного парка «Черногорский» в моногороде Черногорск, для реализации проекта «Строительство и эксплуатация промышленного комплекса по производству колбасных изделий и мясных консервов», реализуемого ООО «Черногорский агропромышленный комплекс», а также объектов «Котельная» и «Резервная линия электропередач». Стоимость проекта составляет 295,4 млн руб., общая стоимость инфраструктуры - 87 млн руб.15 Поэтому софинансирование расходов Республики Хакасия со стороны федерального центра на осуществление инвестиционных проектов ММО представляется пока лишь как перспектива.

5. Заключение. Таким образом, выход из кризиса монотерриторий может быть осуществлен по нескольким моделям, направленным на решение комплекса задач по модернизации ММО Хакасии:

1. Достижение баланса экономических и социальных составляющих путем реальной модели развития и модернизации ММО Хакасии через активизацию частных предпринимательских инициатив. В этом варианте важна задача создания необходимых условий для этого. Необходимо учесть все проблемы, тормозящие развитие МСП, создать комфортные условия, например ввести преференции, особое внимание уделить механизмам финансовой поддержки МСП (прямым и косвенным), вопросам налогообложения. Развитие МСП ММО имеет свои особенности, а действенность мер по под-

держке частных предпринимательских инициатив определит направления реализации стратегий модернизации моногородов.

Вариант поддержки со стороны государства - эволюция городских функций. Возможно использование имеющихся площадей неработающих предприятий там, где они сохранились, для нового бизнеса. В целом привлечение бизнеса в ММО Хакасии возможно путем законодательно закрепленных льгот и стимулирования самозанятости населения.

Реально в этом направлении уже предпринимаются меры по выделению средств на гранты 4 моногородам из 6 существующих в Хакасии. Позитивной мерой представляется предоставление поручительств и микрозаймов на вложение во внеоборотные активы и пополнение оборотных средств; на первый взнос (авансовый платеж), предусмотренный договором лизинга оборудования (включая устройства, механизмы, транспортные средства (за исключением воздушных судов), станки, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины. Данные микрозаймы в 2019 г. доступны только предпринимателям моногородов, что также является дополнительной возможностью для них.

Таким образом, системная поддержка малого бизнеса, преумножение человеческого капитала, доступность программ для предпринимательства, развитие и поддержка частных предпринимательских инициатив будут способствовать целям устойчивости социально-экономического развития ММО Хакасии.

2. Миграционный вариант - переезд работников в другие населенные пункты (возможно, близлежащие). Однако в этом случае возникает проблема жилья и наличия вакансий на рынке труда. Рыночная стоимость жилья в настоящее время в монотерриториях, например, таких, как Туим и Вершина Тёи, низкая и отличается от кадастровой. Кроме того, необходимо учитывать такие факторы, как низкая мобильность рабочей силы, возраст (рабочие в основном пожилого возраста), возможности переквалификации и адаптации к новым условиям, сложившийся менталитет местных жителей. Последний фактор очень важен и, на наш взгляд, определяет уровень предпринимательских инициатив местных жителей, что требует дополнительных исследований.

3. Демонополизация, создание новых рабочих мест для работников, которые высвобождаются в результате реорганизации градооб-

разующих предприятий, вне этих предприятий моногородов с использованием потенциала территории. Моделями развития вполне могут стать востребованные направления отраслей экономики, например развитие туризма и индустрии отдыха. Например, как это пытаются организовать в Вершине Тёи, где хотят создать центр спортивной подготовки по горнолыжным гонкам и туристический комплекс -туристко-реакционный кластер «Поднебесье». Это направление туризма может быть ориентировано не только на состоятельных клиентов и будет эффективней при реализации частных предпринимательских инициатив.

Важно, чтобы были созданы комфортные условия жизнеобеспечения для населения ММО Хакасии. В качестве примера можно привести реализацию программы «Укрепление берега и благоустройство прибрежной территории с благоустройством мест отдыха на набережной», которая реализовывалась за счет средств «Рус-Гидро» в моногороде Саяногорске и близлежащих территориях16.

4. Есть возможность перенять российский опыт по созданию инновационных центров (кластеров), по внедрению современных технологий, научных исследований в производство. Это так называемые наукограды - моногорода, имеющие высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом. Этот вариант предполагает перепрофилирование градообразующих предприятий на новые альтернативные виды продукции, развитие производства в этом направлении, инновационное развитие МСП. В этом случае важно проводить активную государственную политику и обеспечивать его программами. Это бы позволило обеспечивать достойный уровень социально-экономических условий жизнедеятельности населения. К сожалению, ни один из шести моногородов Хакасии данный механизм развития не применяет.

Примечания

1 Под малым бизнесом в статье понимаются предприятия, относимые в России к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

3 Генеральный директор МОНОГОРОДА.РФ и министр финансов Республики Хакасия обсудили направления сотрудничества в рамках поддержки моногородов региона. URL: http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/news/generalnyy_direktor_monogorodarf_i_ministr

_finansov_respubliki_khakasiya_obsudili_napravleniya _sotru/.

4 См.: Федеральный закон от 29 дек. 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».

5 Заключение по результатам экспертно-анали-тического мероприятия «Проведение мониторинга хода реализации в Республике Хакасия приоритетных проектов» за 9 месяцев 2018 г. URL: http://ksp 19.ru/old_ksp19.ru/worck_z.html.

6 Вершино-Тёйский поссовет включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением» -Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов».

7 Монотерритории Хакасии в числе самых проблемных в России. Почему? URL: http://www.19ms. info/index.php/ekonoiriika-i-finansy/iteiTi/104857-iTiono-territorii-khakasii-v-chisle-samykh-problemnykh-v-rossii-pochemu.

8 Минэкономразвития назвало 11 самых проблемных российских моногородов. URL: https://www. rbc.ru/politics/25/06/2019/5d10adbf9a794749891070e5).

9 Там же.

10 Рынок труда в Хакасии в январе 2019 г. был стабильным. URL: https://r-19.ru/news/obshchestvo/ 85299/.

11 НО «Гарантийный фонд - МКК Хакасии». URL: http://www.fondrh.ru.

12 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/ search.html?mode=extended#pnlSearchResult.

13 Паспорт регионального проекта Республики Хакасия «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». URL: https://r-19.ru/upload/ iblock/4ee/Akseleratsiya-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.pdf.

14 В соответствии с Уставом Фонда, утвержденным решением единственного учредителя 9 октября 2014 г. № 1 (с изменениями, утвержденными протоколами наблюдательного совета Фонда от 5 ноября 2015 г. № 18, от 30 марта 2016 г. № 22, от 21 февраля 2017 г. № 33 и от 3 декабря 2018 г. № 52).

15 Генеральный директор МОНОГОРОДА.РФ и министр финансов Республики Хакасия обсудили направления сотрудничества в рамках поддержки моногородов региона.

16 Монотерритории Хакасии в числе самых проблемных в России. Почему?

Литература

1. Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Инновационный поиск в монопрофильных городах: блокировки развития, новая промышленная политика и план действий. - М. : URSS : Ленанд, 2015. - 216 с.

2. Ряховская А. Н., Кован С. Е. Роль государственных программ в развитии моногородов. -М. : Магистр, 2013. - 272 с.

3. Тургель И. Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию : моногр. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 765 с.

4. Дмитриева Е. О. Модели развития малого предпринимательства в моногородах Российской Федерации // Ars Administrandi = Искусство управления. - 2017. - Т. 9, № 2. - C. 195-216. -DOI: 10.17072/2218-9173-2017-2-195-216.

5. Baumol W. J. The Free-market innovation machine: Analyzing the growth miracle of capitalism. -Princeton ; New York : Princeton University Press, 2004. - 336 p.

6. Дикинс Д., Фрил М. Предпринимательство и малые фирмы / пер. с англ. А. Б. Раппопорт ; науч. ред. П. К. Власов. - Харьков : Гуманитарный центр, 2015. - 448 с.

7. Birch D. L. Job Creation in America: How our smallest companies put the most people to work. -New York : Free Press, 1987. - 244 p.

8. Birch D. L. Who Creates Jobs? // Public Interest. - 1989. - Vol. 65, № 1. - P. 3-14.

9. Прищепа Е. В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Хакасии. -Абакан : Бригантина, 2019. - 160 с.

10. Зарецкая Л. П., Удовиченко Е. Н. Проблемы моногородов в современной России // Меж-дунар. журн. гуманитар. и естеств. наук. - 2016. - № 3. - С. 117-119.

References

1. Zamyatina N.Yu., Pilyasov A. N. Innovatsionnyi poisk v monoprofil'nykh gorodakh: blokirovki razvitiya, novaya promyshlennaya politika i plan deistvii [Innovative search in single-industry cities: development blocks, new industrial policy and action plan], Moscow, URSS publ., Lenand publ., 2015, 216 p. (in Russian).

2. Ryakhovskaya A.N., Kovan S.E. Rol' gosudarstvennyh programm v razvitii monogorodov [The role of government programs in the development of single-industry towns], Moscow, Magistr publ., 2013, 272 p. (in Russian).

3. Turgel' I.D. Monofunktsional'nye goroda Rossii: ot vyzhivaniya k ustoichivomu razvitiyu [Mono-functional cities of Russia: from survival to sustainable development], Monograph, Moscow, DirektMedia publ., 2014, 765 p. (in Russian).

4. Dmitrieva E.O. Development model of small businesses in single-industry towns of the Russian Federation. Ars Administrandi, 2017, Vol. 9, no. 2, pp. 195-216. DOI: 10.17072/2218-9173-2017-2-195216. (in Russian).

5. Baumol W.J. The Free-market innovation machine: Analyzing the growth miracle of capitalism, Princeton, New York, Princeton University Press, 2004, 336 p.

6. Deakins D., Freel M. Entrepreneurship and Small Firms, Kharkiv, Gumanitarnyi tsentr publ., 2015, 448 p. (in Russian).

7. Birch D.L. Job Creation in America: How our smallest companies put the most people to work, New York, Free Press, 1987, 244 p.

8. Birch D.L. Who Creates Jobs? Public Interest, 1989, Vol. 65, iss. 1, pp. 3-14.

9. Prishchepa E.V. Problemy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Khakasii [Problems of development of small and medium-sized businesses in Khakassia], Abakan, Brigantina publ., 2019, 160 p. (in Russian).

10. Zaretsky L.P., Udovichenko E.N. The problems of monotowns in modern Russia. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2016, Vol. 3, pp. 117-119. (in Russian).

Сведения об авторе

Прищепа Евгений Валерьевич - канд. ист. наук, старший научный сотрудник сектора экономики и социологии

Адрес для корреспонденции: 655017, Россия, Абакан,

ул. Щетинкина, 23

E-mail: pri-evg@mail.ru

ORCID: 0000-0002-0344-3179

РИНЦ AuthorlD: 415042

About the author

Evgeny V. Prishchepa - PhD in Historical Sciences, research fellow of the Department of Economics and Sociology

Postal address: 23, Shchetinkina ul., Abakan, 655017, Russia

E-mail: pri-evg@mail.ru ORCID: 0000-0002-0344-3179 RSCI AuthorlD: 415042

Для цитирования

Прищепа Е. В. Модели развития моногородов в Республике Хакасия: социально-экономические перспективы и роль малого предпринимательства // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 4. -С. 138-148. - й01: 10.24147/1812-3988.2019.17(4).138-148.

For citations

Prishchepa E.V. Models of the development of single-industry cities in the Republic of Khakassia: socio-economic prospects and the role of small business. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 4, pp. 138-148. DOI: 10.24147/1812-3988.2019.17(4).138-148. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.