Научная статья на тему 'КАЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ'

КАЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / РЕГИОН / НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТЫ / АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Монгуш Снежана Петровна

В статье рассмотрены вопросы обоснования разработки и реализации индивидуальных программ социально-экономического развития (ИПСЭР). Регионы отбирались на основании исследования четырех показателей (среднедушевые денежные доходы населения; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; уровень безработицы; инвестиции в основной капитал на душу населения) в трёхлетнем периоде социально-экономического развития среди 85 субъектов РФ. Среднедушевые денежные доходы населения рассматривались как показатели, характеризующие покупательную способность населения. Прогноз показателя среднедушевых денежных доходов населения выявляет потенциальные покупательные возможности населения анализируемой территории. Показатели доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе, использовались для характеристики уровня бедности, а его прогноз - уменьшение (увеличение) денежных поступлений населения конкретной территории, доступных для сбережения. Показатели уровня безработицы, рассматривались как определяющие и характеризующие уровень и темпы экономического развития территории. Показатели инвестиций в основной капитал на душу населения изучались как характеризующие отобранные территории со стороны инвестиционной площадки для будущего развития предпринимательской деятельности. Индивидуальные программы социально-экономического развития предназначены для создания определенных условий для опережающего социально-экономического развития. Цель исследования - изучение качественной составляющей ИПСЭР региона с низким уровнем развития. При этом был использован комплекс методов (сравнение, картография и т. д.), для того чтобы промежуточный апробационный результат исследования был наиболее релевантным. С учётом поставленной цели анализ индивидуальных программ социально-экономического развития регионов проводился авторами с позиции качественности ИПСЭР и ее реального влияния на экономику региона с низким уровнем развития, также ИПСЭР рассмотрена как одна из возможных путей улучшения социально-экономического положения региона с низким уровнем развития в ареале страны. При этом трендовой основой разработки рассматриваемого стратегического документа выступает его «неповторимость/индивидуальность», то есть действенность программных мероприятий подстроена под потенциальное хозяйственное развитие региона с низким уровнем развития. Результат исследования будет носить промежуточно-рекомендательный характер, так как ИПСЭР реализуются на территориях с низким уровнем развития до 2024 г. На основе результатов исследования, а также на основе других изысканий научного сообщества можно рекомендовать региональным властям выявить для себя слабые стороны программы и при пролонгации ИПСЭР до 2027 г. минимизировать её отрицательные аспекты и повысить положительные эффекты для экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Монгуш Снежана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITATIVE COMPONENT OF THE INDIVIDUAL PROGRAMME FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF ONE OF THE REGIONS OF THE YENISEI SIBERIA

The article deals with the issues of substantiating the development and implementation of individual programmes for socio-economic development (IPSED). The regions were selected on the basis of a study of four indicators (average per capita cash income of the population; the share of the population with cash incomes below the subsistence level; unemployment rate; investment in fixed capital per capita) in a three-year period of socio-economic development among 85 constituent entities of the Russian Federation. Average per capita cash incomes of the population were considered as indicators characterising the purchasing power of the population. The forecast of the average per capita money income of the population revealed the potential purchasing power of the population of the analysed territory. The indicators of the share of the population with cash incomes below the subsistence minimum established in the region were used to characterise the level of poverty. Unemployment indicators were considered as determining and characterising the level and pace of economic development of the territory. Indicators of investment in fixed capital per capita were studied as characterising the selected territories from the perspective of an investment platform for the future development of entrepreneurial activity. Individual programmes of socio-economic development were designed to create certain conditions for advanced socio-economic development. The purpose of the research is to study the qualitative component of the IPSED in a region with a low level of development. A set of methods was used (comparison, cartography, etc.) in order to make the intermediate approbation result of the study the most relevant. Taking into account the established goal, the analysis of individual programmes for the socio-economic development of the regions was carried out by the authors from the point of the quality of the IPSED and its real impact on the economy of a region with a low level of development. The IPSED is also considered as one of the possible driving ways to improve the socio-economic situation of a region with a low level of development. At the same time, the trending basis for the development of the considered strategic document is its “uniqueness/individuality”, that is, the effectiveness of programme activities is adjusted to the potential economic development of a region with a low level of development. The result of the study will be of an interim-recommendatory nature, since IPSED are implemented in areas with a low level of development until 2024. Based on the results of the study, as well as on the basis of other studies of the scientific community, it is possible to recommend to the regional authorities to identify the weaknesses of the programme for themselves and, when prolonging the IPSED until 2027, minimise its negative aspects and increase the positive effects for the region's economy.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ»

В ЕС THUI

чип .оциологии

РАЗВИТИЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

DOI: 10.19181/vis.2023.14.1.10 EDN:ZKXAKA

Качественная составляющая индивидуальной программы социально-экономического развития региона, входящего в состав Енисейской Сибири

Ссылка для цитирования: Монгуш С. П. Качественная составляющая индивидуальной программы социально-экономического развития региона, входящего в состав Енисейской Сибири // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 1. C. 155-165. DOI: 10.19181/vis.2023.14.1.10; EDN: ZKXAKA

For citation: Mongush S. P. The qualitative component of the individual programme for the socio-economic development of one of the regions of the Yenisei Siberia. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 1. P. 155-165. DOI: 10.19181/vis.2023.14.1.10; EDN: ZKXAKA

AuthorlD РИНЦ: 788581

Монгуш

Снежана Петровна1,2

1Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл, Россия; 2Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия

fqkey@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы обоснования разработки и реализации индивидуальных программ социально-экономического развития (ИПСЭР). Регионы отбирались на основании исследования четырех показателей (среднедушевые денежные доходы населения; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; уровень безработицы; инвестиции в основной капитал на душу населения) в трёхлетнем периоде социально-экономического развития среди 85 субъектов РФ. Среднедушевые денежные доходы населения рассматривались как показатели, характеризующие покупательную способность населения. Прогноз показателя среднедушевых денежных доходов 00 населения выявляет потенциальные покупательные возможности населения анализиру-

емой территории. Показатели доли населения с денежными доходами ниже величины Г^ прожиточного минимума, установленного в регионе, использовались для характеристики

^^ уровня бедности, а его прогноз - уменьшение (увеличение) денежных поступлений населе-^ ния конкретной территории, доступных для сбережения. Показатели уровня безработицы,

рассматривались как определяющие и характеризующие уровень и темпы экономического

0 развития территории. Показатели инвестиций в основной капитал на душу населения изуча-

1 лись как характеризующие отобранные территории со стороны инвестиционной площадки для будущего развития предпринимательской деятельности. Индивидуальные программы

0| социально-экономического развития предназначены для создания определенных условий

2 для опережающего социально-экономического развития. Цель исследования - изучение

качественной составляющей ИПСЭР региона с низким уровнем развития. При этом был использован комплекс методов (сравнение, картография и т. д.), для того чтобы промежуточный апробационный результат исследования был наиболее релевантным. С учётом поставленной цели анализ индивидуальных программ социально-экономического развития регионов проводился авторами с позиции качественности ИПСЭР и ее реального влияния на экономику региона с низким уровнем развития, также ИПСЭР рассмотрена как одна из возможных путей улучшения социально-экономического положения региона с низким уровнем развития в ареале страны. При этом трендовой основой разработки рассматриваемого стратегического документа выступает его «неповторимость/индивидуальность», то есть действенность программных мероприятий подстроена под потенциальное хозяйственное развитие региона с низким уровнем развития. Результат исследования будет носить промежуточно-рекомендательный характер, так как ИПСЭР реализуются на территориях с низким уровнем развития до 2024 г. На основе результатов исследования, а также на основе других изысканий научного сообщества можно рекомендовать региональным властям выявить для себя слабые стороны программы и при пролонгации ИПСЭР до 2027 г. минимизировать её отрицательные аспекты и повысить положительные эффекты для экономики региона.

Ключевые слова: программа, регион, низкий уровень развития, мероприятия, эффекты, аспекты

Введение

Общеэкономическое положение проблемных регионов обусловлено низкими социально-экономическими показателями развития по сравнению со среднероссийскими. Это порождает множество проблем не только экономического, но и социального характера, что требует разработки таких экономических модуляторов1, которые будут применены и реализованы именно на конкретной территории, при учёте всех её основных экономических и социальных индивидуальных особенностей. Отсюда вытекает дифференциация социально-экономических статусов регионов России, которые в последнее время сильно разнятся [4]. Правительством России постоянно разрабатываются необходимые мероприятия для активизации проблемных экономик, такие как индивидуальные программы социально-экономического развития.

т

о

45 <ч

Г Я" о тН §

X 1—

1- и тН

01

во 2

Енисейская Сибирь (далее - ЕС)

ЕС состоит из трёх субъектов Федерации: Красноярский край, Республика Хакасия и Республика Тыва [5]. Общая площадь ЕС 2597 тыс. км2, это второй по площади макроэкономический район страны (I - Дальневосточный макрорегион с площадью 6952,6 тыс. км2). На

1 Модулятор — составная часть экономического процесса управления, которая при этом

изменяет установленный процесс в соответствии с экономическими колебаниями (влияние входа и выхода), с обратными связями и с эффектом как плюсового (не значит, что хороший), так и минусового (не значит, что плохой) влияния.

начало 2022 года в ЕС проживали 3 710 116 чел., по численности населения макрорегион занимает последнее место среди других экономических районов страны. Так, на первом месте по численности населения -Центральный макрорегион (32 106 557 чел.), на II - месте Южный макрорегион (16 434 898 чел.), и на III месте - Волго-Камский макрорегион (14 947 298 чел.)1.

ЕС можно охарактеризовать как интеграционное начало трёх отличных по уровню развития регионов страны (рис. 1) [3].

m

(N

о

45 (N

It

р

ï"3" о тН §

s ,o

X 1—

1- J тН

Ol

CÛ 2

Рис. 1. Енисейская Сибирь в пространственном отражении страны

Figure 1. Yenisei Siberia in the spatial reflection of the country

ЕС устойчиво входит в первую десятку экономических районов страны по объему валового регионального продукта - по итогам 2019 г. -3027 млрд руб., IX место в стране2 .

Среднедушевые показатели ВРП ЕС устойчиво превышают средние по российским экономическим районам страны: в 2019 г. это превышение составило 2,5 раза. Еще более выраженным (3,1 раза) является превосходство её регионов по душевому производству валового регионального продукта над субъектами Федерации, расположенными на территории Сибирского федерального округа. Около 60% ВРП обеспечивает промышленный комплекс макрорегиона. Макрорегион ЕС - активный участник внешней торговли России, на его долю приходится 1,9% внешнеторгового оборота страны в 2020 г. В 2020 г. объем экспорта составил 8,1 млрд долл. США, импорта - 2,8 млрд долл. США. Внешнеторговые

1 Численность населения РФ по МО на 1 января 2022 года. URL: https://rosstat.gov. ru/ (дата обращения: 11.05.2022).

2

Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. Росстат. 2021 г. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2022).

операции осуществлялись свыше 100 странами мира. Лидирующее положение в экспорте макрорегиона занимают цветные металлы, древесина и продукты её переработки. В 2020 г. объем инвестиций в основной капитал составил 530,9 млрд руб. Объём инвестиций в основной капитал ЕС формирует около 30% всех инвестиций Сибирского федерального округа. ЕС [2], выступает универсальным мостом между восточными и западными частями страны, являясь точкой притяжения человеческих ресурсов и инвестиционных средств [1]. При этом координация инвестиционной площадки в ЕС основана на позиции «межрегиональной», в которой исключается конкуренция единомышленников. Усиливаются взаимодействия и взаимосвязи регионов, как и предусматривается в стратегии пространственного развития РФ1, в национальных целях развития РФ2 и в других основополагающих федеральных документах.

Основной вектор исследования направлен на регион, входящий в ЕС. Используется сравнительный метод. Данный регион является «слабым звеном», а ИПСЭР может стать для него новацией стратегического планирования, которая даст импульс дальнейшему развитию региона и улучшению социально-экономического положения в сравнительном пространственном ареале РФ на перспективу.

m

(N

о

4s (N

р

S"3" о тН §

S ,о

X 1—

1- J тН

Ol

со 2

Характеристика Республики Тыва как территории, входящей в состав ЕС

Республика Тыва - субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа и граничит на юге с Монголией. Тыва обладает равноудалённым положением от восточных и западных границ РФ. Площадь республики составляет 168,6 тыс. км2: 21-е место среди всех субъектов РФ, или 0,98% территории. По плотности населения занимает 77-е место с показателем 1,9 чел. на км2, что в 5 раз ниже, чем в среднем по стране. Территория Тувы характеризуется неблагоприятными природно-климатическими условиями для проживания и относится к территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Горный рельеф занимает более 80% всей территории республики, 20% территории приходится на межгорные котловины, в пределах которых проживает основная часть населения, расположена в сейсмически опасной зоне (8-10 баллов по шкале Рихтера). Тува обладает значительными запасами полезных ископаемых: более 47% общероссийских запасов циркония, более 30% урана, более 5% меди, молибдена и нефелиновых руд, имеются значительные запасы цветных, редкоземельных и благородных металлов, угля.

1 Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.kremlin. ru/ (дата обращения: 13.05.2022).

2

Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.05.2022).

Инвестиционные возможности Тувы осложнены инфраструктурными ограничениями, энергодефицитом и высокими ценами на электроэнергию, недостатком квалифицированного рабочего персонала. Отсутствие железной дороги серьёзно сдерживает развитие горнодобывающей отрасли и желание крупных компаний инвестировать средства в расширение производства на территории региона. Регион не имеет развитой системы газопроводов и не подключена к единой системе газоснабжения. В республике тариф на электроэнергию составляет для населения 3,64 руб., для юридических лиц 5,84 руб. Кроме энергодефицита по электрической мощности, в регионе существует проблема по дефициту тепловой мощности. Промышленный комплекс характеризуется поздним началом индустриализации, высокой степенью износа основных средств, низким коэффициентом их обновления, устаревшими технологиями производства на большинстве предприятий. Слабая диверсификация производства, наличие инфраструктурных ограничений и отсутствие квалифицированных кадров отрицательно сказываются на их финансово-экономической устойчивости.

m

(N

о

ijs äp (N

|o

S"3" о TH §

s ,o

X 1—

1- J TH

Ol

CO 2

Индивидуальная программа социально-экономического развития

Минэкономразвития РФ на основании анализа социально-экономических показателей, отражающих уровень развития субъектов, был определён круг регионов, для которых разработали ИПСЭР на основе данных:

1. Среднедушевые денежные доходы населения.

2. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

3. Уровень безработицы.

4. Инвестиции в основной капитал на душу населения.

Практическая значимость представленного инструмента стратегического планирования «ИПСЭР»1 для проблемных регионов - это возможность повышения уровня развитости, отвечающего современным требованиям рыночного хозяйства. По результатам 2024 г. при пролонгации до 2027 г. будут вырабатываться эффективные драйверные пути территориального развития регионов-реципиентов.

ИПСЭР для субъектов РФ с низким уровнем социально-экономического развития по сути стал, дополнительным трансфертом со стороны федерального бюджета (99/1), так как ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции (санитарно-эпидемиоло-

1 Приказ Министерства экономического развития РФ от 25.10.2019 г. № 698 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы по разработке индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития» (вносятся изменения на основании Приказа Минэкономразвития России от 01.02.2022 г. № 41). URL: https://docs.cntd.ru/ document/564332920

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гические ограничения), как и ожидалось, привели к снижению доходов бюджетов. ИПСЭР выступила в роли антикризисной опоры, которая позволила поддержать расходную составляющую региональных бюджетов по достижению национальных целей развития. Данная новация стратегического планирования позволила обеспечить устойчивость бюджетной системы субъектов с низким уровнем социально-экономического развития (табл. 1).

Таблица 1 (Table 1) Субъекты с низким уровнем развития, отобранные по рейтингу Минэкономразвития России для утверждения ИПСЭР1

Subjects with a low level of development, selected according to the rating of the Ministry of Economic Development of Russia for the approval of IPSED

m

(N

о

ijs (N

It

S3" о TH §

s ,o

X 1—

1- J tH

Ol

CO 2

Регионы Основание Место, занимаемое субъектом в РФ по ВРП на душу населения (2019 г.) Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (2019 г.), % Величина прожиточного минимума на IV квартал 2019 г., руб.

Республика Алтай Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2020 года № 937-р 76 24,3 10041

Республика Карелия Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2020 года № 973-р 30 15,7 13307

Республика Тыва Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2020 года № 972-р 80 34,1 10384

Чувашская Республика Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2020 года № 865-р 74 17,4 9285

Псковская область Распоряжение Правительства РФ от 08.04.2020 года № 926-р 66 16,2 10633

Республика Калмыкия Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 года № 992-р 64 23,5 9700

Республика Марий Эл Распоряжение Правительства РФ от 08.04.2020 года № 927-р 68 20,1 9258

1 Составлено авторами на основе ИПСЭР слаборазвитых регионов с Электронного фонда правовых и нормативно-технических документов (URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 11.05.2022)), а также «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021»: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с.

Окончание таблицы 1

Регионы Основание Место, занимаемое субъектом в РФ по ВРП на душу населения (2019 г.) Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (2019 г.), % Величина прожиточного минимума на IV квартал 2019 г., руб.

Республика Адыгея Распоряжение Правительства РФ от 16.04.2020 года № 1043-р 72 12,6 9119

Алтайский край Распоряжение Правительства РФ от 08.04.2020 года № 928-р 75 17,6 9704

Курганская область Распоряжение Правительства РФ от 25.02.2020 года № 422-р 73 19,6 9795

m

(N

о

ijs äp (N

р

S"3" о тН §

S ,о

X 1—

1- J тН

Ol

во 2

Как видно из таблицы, по рейтингу ВРП на душу населения Республика Тыва занимает 80 место - 243 052,4 руб., что меньше среднероссийского показателя на 62,4% или 403 091,7 руб. в денежном эквиваленте. Наибольшая доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 34,1% при численности населения 324,4 тыс. чел. (на 1 января 2019 г.).

Наименьший размер величины прожиточного минимума в IV квартале 2019 г. наблюдался в Республике Адыгея (9119 руб.), что меньше среднероссийского показателя на 1490 руб.

Наибольшая величина данного показателя принадлежала Республике Карелия (13 307 руб.), что больше среднероссийского показателя на 2698 руб.

В Республике Тыва данный показатель был равен 10 384 руб., что меньше среднероссийского показателя на 225 руб., когда средний показатель по РФ был 10 609 руб.

В составе 10 субъектов ИПСЭР: 10% - это края, 20% - это области и 70% - национальные республики:

- Сибирский ФО: Алтайский край, Республика Тыва, Республика Алтай;

- Северо-Западный ФО: Республика Карелия, Псковская область;

- Южный ФО: Республика Адыгея, Республика Калмыкия;

- Уральский ФО: Курганская область;

- Приволжский ФО: Республика Марий Эл, Чувашская Республика.

При этом контрольное регулирование реализации ИПСЭР федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ) распределено по иному алгоритму1.

1 Основной сайт Минэкономразвития России. URL: https://www .economy.gov.ru/ material/directions/regionalnoe_razvitie/formirovanie_individualnyh_planov_razvitiya_territoriy/ (дата обращения: 13.05.2022).

Качественная составляющая ИПСЭР региона, входящего в ЕС

Основными целями реализации ИПСЭР региона с низким уровнем развития являются снятие инфраструктурных ограничений, сдерживающих экономическое развитие, диверсификация экономики региона, рост производства продукции, проектирование и строительство инженерной инфраструктуры для строительства в регионе. Согласно ИПСЭР Тувы до 2024 г. в целом в программе запланировано 34 мероприятия на сумму 5050,54 млрд руб. Среди них создание санаторно-курортного и оздоровительного комплекса «Чедер», открытие автомобильного пункта пропуска через российско-монгольскую государственную границу Хандагайты в многостороннем статусе, организация производства кирпича и железобетонных изделий и т. п. Из федерального бюджета предусмотрено финансирование 99% 5000 млрд руб.) и 50,54 млрд руб., или 1% из бюджета региона. Можно с уверенностью утверждать, что это практически сказочные возможности, как «по щучьему велению, по моему хотению», другой формулировки и не надо.

Была произведена группировка основных мероприятий ИПСЭР по качественному влиянию на экономику региона с низким уровнем развития:

• «прямые» - на территории региона с низким уровнем развития после исполнения программы будут созданы реальные объекты (26,6%);

• «косвенно прямые» - сформулированные государственные механизмы будут оказывать реальную действенную помощь после завершения ИПСЭР независимо в 2024 г. или 2027 г. различным рыночным агентам данного региона (61,7%);

• «утопически прямые» - когда даже в потенциале нет возможности их реализовать, наблюдается «переоценка» своих возможностей (11,7%).

Наиболее «утопически прямыми» в данном регионе выступают мероприятия относительно строительства железной дороги Элегест -Кызыл - Курагино и строительства мусороперерабатывающего завода. Данные инвестиционные проекты очень затратные, крупный инвестор не хочет вкладывать свои средства в дотационный регион (дотация бюджета свыше 70%), при этом статус железнодорожной ветки Элегест - Кызыл -Курагино будет промышленной, то есть многотоннажные перевозки.

О В регионе с низким уровнем развития отсутствуют железные доро-|| ^ ги пассажирского назначения, функционирует только автомобильный || транспорт и в небольшом количестве авиационный. Водный транспорт

Ез-

функционирует только внутри региона, далее водный путь перекрывает ^ ^ Саяно-Шушенская гидроэлектростанция имени П. С. Непорожнего -

| I— крупнейшая по установленной мощности электростанция России. Н ^ Проблемы строительства мусороперерабатывающего завода схожи.

Ш 01 Они связаны с нехваткой инвестиций, а также с тем, что в регионе не вырабатывается столько мусора, чтобы можно было говорить о рен-

ВО

табельности строительства данного завода. На территории региона проживает всего 332 609 чел.1, из которых 46% - сельское население (25,6% в среднем по РФ). Отнести его к статусу «миллионщика» невозможно. Отсутствуют в отраслевой структуре хозяйства региона и промышленные гиганты, которые производили бы определенные виды отходов, требующих их дальнейшей переработки, и т. п.

Исследователи пришли к выводу, что ИПСЭР должны содержать в себе мероприятия, которые могут «реально» внести положительный вклад в экономику региона с низким уровнем развития. Некоторые из них содержатся в нескольких стратегических документах субъекта. Если мероприятие слишком «громоздкое», по финансовым составляющим «неподъёмное» даже для крупных инвесторов, можно его «расчленить» на более мелкие составляющие: инфраструктурные отдельно скомпоновать под какие-то смежные проекты. Обычно в любом инвестиционном проекте инфраструктурная составляющая наиболее затратная, но без неё нельзя реализовать проект.

В настоящее время на территории региона начали реализовы-ваться «прямые» мероприятия, хотя существуют определенные административные барьеры, которые предприниматели не могут преодолеть. Они начинают действовать, но потом оказывается, что из-за специфики деятельности предприятия её необходимо лицензировать или сертифицировать, а таковых полномочий у территории нет (отсутствие соответствующих разрешающих органов и высококвалифицированных специалистов определённых профилей).

Результаты косвенно прямых мероприятий будут наблюдаться ближе к концу срока ИПСЭР, то есть в 2024 г., так как региональным властям необходимо будет пролонгировать ИПСЭР до 2027 г., а для этого нужны результаты и эффективность реализации программы. Конец 2019 г. и периоды до 2022 г. оказались очень тяжелыми для экономик регионов в связи с пандемией СОУГО-19, приведшей к состоянию застоя в экономической деятельности региона. Начало 2022 г. связано со специальной военной операцией, его конец - с частичной мобилиза-цией2. Данные политические шаги в перспективе будут влиять на социально-экономическое положение, особенно в регионах с низким уровнем развития, у которых бюджет дотационный, таких как Республика Тыва.

™ Библиографический список

ч» о

II ^ 1. Веселова Э. Ш. «Енисейская Сибирь» - первый макроре-

|| гион России // ЭКО. № 6 (528). 2018. С. 20-37. Б01: 10.30680/

Sa-

I-

и

ЕСО0131-7652-2018-6-20-37.

I 1 По данным Федеральной службы государственной статистики. URL: https://krasstat.

gks.ru

Щ О] 2 Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 647 «Об объявлении __,

частичной мобилизации в Российской Федерации».

2. Веселова Э. Ш. Россию «разрежут» по-новому // ЭКО. 2018. № 6 (528). С. 7-19. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2018-6-7-19.

3. Монгуш С. П. Взаимодействие сибирских регионов в контексте реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 10 (391). С. 1921-1939. DOI: 10.24891/ni.16.10.1921.

4. Прохоров В. В., Зеленская Т. В., Рожнов И. П., Аврамчикова Н. Т. Инструменты стимулирования развития северных территорий Енисейской Сибири в новых экономических условиях // Фундаментальные исследования. 2022. № 7. С. 89-95. DOI: 10.17513/ fr.43289; EDN: HQOTJG.

5. Mongush S. P., Avramchikova N. T., Maslova O. V., Zakharova L. N. Prospects of economic development of republic tyva project "Yenisei Siberia" // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk: DNIT, 2020. С. 67-73.

Получено редакцией: 23.09.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Монгуш Снежана Петровна, младший научный сотрудник,

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН;

аспирант Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН

m

(N

о

4s IF <ч

It

S3" о гЧ §

S ,o

X 1—

1- J гЧ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol

CÛ 2

DOI: 10.19181/vis.2023.14.1.10 EDN:ZKXAKA

The Qualitative Component

of the Individual Programme

for the Socio-Economic Development

of One of the Regions of the Yenisei Siberia

Snezhana P. Mongush

Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources SB RAS, Kyzyl, Russia; V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS, Irkutsk, Russia

E-mail: fqkey@mail.ru ORCID: 0000-0002-3435-0944

For citation: Mongush S. P. The qualitative component of the individual programme for the socio-economic development of one of the regions of the Yenisei Siberia. Vestnikinstitutasotziologii. 2023. Vol. 14. No. 1. P. 155-165. DOI: 10.19181/vis.2023.14.1.10; EDN: ZKXAKA

Abstract. The article deals with the issues of substantiating the development and implementation of individual programmes for socio-economic development (IPSED). The regions were selected on the basis of a study of four indicators (average per capita cash income of the population; the share of the population with cash incomes below the subsistence level; unemployment rate; investment in fixed capital per capita) in a three-year period of socio-economic development among 85 constituent entities of the Russian Federation. Average per capita cash incomes of the population were considered as indicators characterising the purchasing power of the population. The forecast of the average per capita money income of the population revealed the potential purchasing power of the population of the analysed territory. The indicators of the share of the population with cash incomes below the subsistence minimum established in the region were used to characterise the level of poverty. Unemployment indicators were considered

as determining and characterising the level and pace of economic development of the territory. Indicators of investment in fixed capital per capita were studied as characterising the selected territories from the perspective of an investment platform for the future development of entrepreneurial activity. Individual programmes of socio-economic development were designed to create certain conditions for advanced socio-economic development. The purpose of the research is to study the qualitative component of the IPSED in a region with a low level of development. A set of methods was used (comparison, cartography, etc.) in order to make the intermediate approbation result of the study the most relevant. Taking into account the established goal, the analysis of individual programmes for the socio-economic development of the regions was carried out by the authors from the point of the quality of the IPSED and its real impact on the economy of a region with a low level of development. The IPSED is also considered as one of the possible driving ways to improve the socio-economic situation of a region with a low level of development. At the same time, the trending basis for the development of the considered strategic document is its "uniqueness/ individuality", that is, the effectiveness of programme activities is adjusted to the potential economic development of a region with a low level of development. The result of the study will be of an interim-recommendatory nature, since IPSED are implemented in areas with a low level of development until 2024. Based on the results of the study, as well as on the basis of other studies of the scientific community, it is possible to recommend to the regional authorities to identify the weaknesses of the programme for themselves and, when prolonging the IPSED until 2027, minimise its negative aspects and increase the positive effects for the region's economy. Keywords: programme, region, low level of development, activities, effects, aspects

References

1. Veselova E. S. "Yenisei Siberia" - the first macro-region of Russia. EKO, 2018: 6 (528): 20-37 (in Russ.). DOI: 10.30680/EC00131-7652-2018-6-20-37.

2. Veselova E. S. Russia will be "cut" in a new way. EKO, 2018: 6 (528): 7-19 (in Russ.). DOI: 10.30680/EC00131-7652-2018-6-7-19.

3. Mongush S. P. Interaction of Siberian regions in the context of the implementation of the integrated investment project "Yenisei Siberia". Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost', 2020: 16: 10 (391): 1921-1939 (in Russ.). DOI: 10.24891/ni.16.10.1921.

4. Prokhorov V. V., Zelenskaya T. V., Rozhnov I. P., Avramchikova N. T. Tools for stimulating the development of the northern territories of Yenisei Siberia in new economic conditions. Fundamental'nyye issledovaniya, 2022: 7: 89-95 (in Russ.). DOI: 10.17513/fr.43289; EDN: HQOTJG.

5. Mongush S. P., Avramchikova N. T., Maslova O. V., Zakharova L. N. Prospects of economic development of republic tyva project "Yenisei Siberia": In European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, DNIT, 2020: 67-73.

The article was submitted on: September 23, 2022

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Snezhana P. Mongush, Junior Researcher, Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources SB RAS; Postgraduate student of the V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS

m

(N

о

4s (N

It

P

S3" о TH §

S ,o

X 1—

1- J tH

Ol

CÛ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.