Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ '

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
строевые подразделения / патрульно-постовая служба / меры административного воздействия / общественный порядок / правонарушение / combatant units / patrol and post service / administrative measures / public order / offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турская Елена Романовна, Дежурный Анатолий Алексеевич

В статье авторами проводится анализ деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции, акцентируется превентивная и профилактическая деятельность, направленная на предотвращение совершения правонарушений. Особое внимание уделяется мерам государственного принуждения, которые применяются сотрудниками подразделений патрульно-постовой службы полиции при осуществлении мероприятий по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и порядку их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ACTIVITIES OF THE COMBATANT UNITS OF THE PATROL AND POST SERVICE OF THE POLICE

In the article, the authors analyze the activities of the police patrol service units, emphasize preventive and preventive activities aimed at preventing the commission of offenses. Special attention is paid to the measures of state coercion, which are used by the officers of the patrol and post service of the police in the implementation of measures to protect public order and ensure public safety and the order of their application.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_143 УДК 342.9

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ THE MAIN ACTIVITIES OF THE COMBATANT UNITS OF THE PATROL AND POST SERVICE OF THE POLICE

ТУРСКАЯ Елена Романовна

кандидат педагогических наук,

заместитель начальника кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД

Дальневосточного юридического института МВД России.

680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15.

E-mail: ert.74@mail.ru;

ДЕЖУРНЫЙ Анатолий Алексеевич,

кандидат юридических наук, профессор кафедры административного права и АСД ОВД Дальневосточного юридического института МВД России. 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: dezhurnay@mail.ru;

TURSKAYA Elena Romanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Department

of Administrative Law and Administrative and Service Activities of the Department of Internal Affairs Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: ert.74@mail.ru;

DEZHURNY Anatolii Alexeevich,

professor of the administrative law and administrative service activity department (Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation). Phd (in law). 680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: dezhurnay@mail.ru

Краткая аннотация: в статье авторами проводится анализ деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции, акцентируется превентивная и профилактическая деятельность, направленная на предотвращение совершения правонарушений. Особое внимание уделяется мерам государственного принуждения, которые применяются сотрудниками подразделений патрульно-постовой службы полиции при осуществлении мероприятий по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и порядку их применения.

Abstract: in the article, the authors analyze the activities of the police patrol service units, emphasize preventive and preventive activities aimed at preventing the commission of offenses. Special attention is paid to the measures of state coercion, which are used by the officers of the patrol and post service of the police in the implementation of measures to protect public order and ensure public safety and the order of their application.

Ключевые слова: строевые подразделения, патрульно-постовая служба, меры административного воздействия, общественный порядок, правонарушение.

Keywords: combatant units, patrol and post service, administrative measures, public order, offense.

Для цитирования: Турская Е.Р., Дежурный А.А. Основные направления деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции //Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 143-145. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_143.

For citation: Turskaya E.R., Dezhurny A.A. The main activities of the combatant units of the patrol and guard service of the police // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 143-145. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_143.

Статья поступила в редакцию: 07.08.2023

Деятельность строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции направлена на обеспечение общественной безопасности и порядка, охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства и противодействия преступности. На сегодняшний день реформирование системы органов исполнительной власти признано одним из приоритетных направлений государственного строительства. В контексте реализации административной реформы в России особое внимание уделяется совершенствованию организационно-правовых основ деятельности органов внутренних дел, что объективно обусловлено стремлением обеспечить качественное выполнение задач в сфере общественной безопасности.

Строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции должны функционировать, прежде всего, как сервисный, а не силовой орган, применяя меры административного воздействия. В соответствии с возложенными на нее задачами, патрульно-постовая служба полиции осуществляет превентивную и профилактическую деятельность, направленную на предотвращение совершения правонарушений. Важной составной частью любых превентивных мер патрульно-постовой службы должна быть работа с общественностью. Объектом направления такой превентивной деятельности, прежде всего, будут потенциальный потерпевший, правонарушитель и система безопасности в целом. Так, превентивные меры подразделений патрульно-постовой службы полиции заключаются в предотвращении негативных последствий действий или бездействий правонарушителей или уменьшения их. Превентивные полицейские меры осуществляются для профилактики различных правонарушений и имеют целью предотвратить саму возможность незаконного намерения на начальных стадиях, заключаются в применении полицейскими коммуникативных мер в отношении лица без привлечения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Превентивные меры реализуются путем активных действий полицейского через наблюдение, проверку, опрос и попечительство.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 9(225)

Полицейское принуждение заключается в применении средств воздействия (психологического или физического) на сознание и поведение людей для четкого выполнения обязанностей, установления общественных отношений, которые бы способствовали обеспечению порядка и законности. Полицейские меры принуждения включают физическое воздействие (силу), применение специальных средств и огнестрельного оружия. Любой из этих видов принуждения возможно лишь при условии, если превентивные полицейские меры не являются эффективными и не дают возможность выполнения полицейским полномочий, возложенных на него Законом «О полиции»1. Закон «О полиции» содержит четкие основания применения таких мер, которые описаны в ст. ст. 14-24. Игнорирование работником этих оснований влечет привлечение его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в зависимости от степени наступления общественно-опасных последствий. Полицейское принуждение напрямую связано с таким юридическим понятием, как «крайняя необходимость», и может применяться только в исключительных случаях2.

Физическое воздействие (сила) как один из видов мер принуждения заключается во вхождении полицейского лично или в составе группы (подразделения) в телесный контакт с правонарушителем, то есть применении полицейским тактических приемов и навыков рукопашного боя, с целью нейтрализации физического сопротивления правонарушителя. Такая мера применяется в следующих целях:

1) обеспечение личной безопасности сотрудника и безопасности других лиц;

2) прекращение противоправных действий;

3) задержания лица и доставления его в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в иное служебное помещение лиц, совершивших административные или уголовные правонарушения, или подозреваются в совершении таких правонарушений.

Реализация таких мер возможна лишь тогда, когда существовали достаточные и очевидные основания их применения, в связи с многочисленными законными требованиями полицейского или ситуацией, требующей немедленного физического вмешательства. Применение специальных средств работником разрешается только после прохождения соответствующей специальной подготовки. Порядок применения специальных средств регламентируется ст. 21 Закона «О полиции»3 и Приказом МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России»4. Оба нормативных правовых акта являются взаимодополняющими и содержат положения, которые подают четкий перечень таких средств и границы их применения. Специальные средства применяются в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов все другие формы предварительного воздействия на правонарушителей. Целью применения таких мер является:

1) защита граждан и сотрудников строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции от действий, создающих угрозу их

жизни;

2) пресечение массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка;

3) для отражения нападений на здания, помещения, сооружения, транспортные средства независимо от их принадлежности;

4) для задержания и препровождения лиц, совершивших административное или уголовное правонарушение, в отделы органов полиции.

Использованию специальных средств, за исключением необходимости отражения внезапного нападения на сотрудника строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции, должно предшествовать предупреждение о намерении их применения. Предупреждение должно быть сделано достаточно громко и четко, вместе с предоставлением времени, достаточного для прекращения правонарушения. Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом сложившейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Решение о применении специального средства принимается должностным лицом - командиром строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции или патрульным полицейским индивидуально, ответственным за общественный порядок в определенной местности, если ситуация требует немедленного такого применения. В каждом случае применения специальных средств сотрудники патрульной полиции обязаны в кратчайшие сроки обеспечить предоставление потерпевшим или правонарушителю первичной помощи и доложить врачебным учреждениям о таком применении.

Порядок применения огнестрельного оружия регламентируется ст. 23 Закона «О полиции». Согласно положений Закона, применение огнестрельного оружия может осуществляться лишь как крайняя мера должностными лицами, которым в соответствии с законодательством, разрешено владение огнестрельным оружием. Такое применение возможно лишь при наличии группового или вооруженного нападения на личность или сотрудника полиции, помещения юридического лица или с целью обезвреживания животного, угрожающего жизни работника патрульной полиции или отдельным гражданам. Разрешается также применение огнестрельного оружия в отношении лица, совершившего тяжкое преступление и пытается скрыться или оказать вооруженное сопротивление, а также с целью срочной остановки транспортного средства, на котором правонарушитель пытается скрыться. Запрещается такое применение в местах массовых скоплений людей, если от этого могут пострадать посторонние лица, в отношении женщин и особых категорий граждан. Возле огнеопасных и взрывоопасных мест, кроме случаев, сопровождавшихся признаками крайней необходимости. В каждой отдельной ситуации патрульный полицейский перед применением огнестрельного оружия дол-

1 Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС «Консультан плюс»

2 Крицкая М.С. Направления деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции в Российской Федерации // Общество и право. 2021. № 3. С. 238-239.

3 Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС «Консультан плюс»

4 Приказ МВД России «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» от 28 июня 2021 г. № 495 // СПС «Консультант Плюс».

жен громко предупредить лицо о намерении такого применения, кроме случаев, когда жизни и здоровью сотрудника или другим лицам грозит непосредственная опасность1.

Дискуссионным остается вопрос, какая именно разновидность полицейских принудительных мер должна быть применена к правонарушителю в той или иной ситуации. Основной упор делается на том, что действующая правоохранительная система, прежде всего, должна обеспечить превенцию любого правонарушения, а не устранение негативных последствий совершенного. Так, патрульный полицейский должен всегда руководствоваться принципом предотвращения опасности правонарушения, а не принципом наказания за правонарушение. Если у него не было возможности отвлечь неправомерное намерение с помощью превентивных мер, ему нужно всегда прибегать сначала к наименее строгим принудительным мерам - физическому воздействию или применению специальных средств. В любой ситуации желательно это делать не в одиночку, а в плотной группе патрульных полицейских, с целью не дать возможность правонарушителю повлечь значительное сопротивление, таким образом минимизировать возможность причинения телесных повреждений или других каких-либо общественно опасных последствий, как для патрульных полицейских, так и для личности правонарушителя. Применение огнестрельного оружия является вынужденной и крайней мерой предотвращения значительного общественного вреда, поэтому к нему патрульные полицейские должны прибегать в последнюю очередь2.

Нужно также отметить, что наведение огнестрельным оружия на личность правонарушителя и выстрелы в воздух могут в соответствующих ситуациях выступать, как очень эффективная мера убеждения правонарушителя подчиниться законному требованию патрульного полицейского и, следовательно, в некоторой степени выступить в качестве превентивной меры. Законодательно в Законе «О полиции»3 полномочия такого не определены, но такое обращение с оружием было бы целесообразным в случае, если правонарушитель ведет себя особенно цинично и создает значительные препятствия в своем задержании. Это также основывается и на том мнении, что на практике работы патрульных полицейских таких случаев встречается очень много, они в основном имеют положительные результаты задержания.

Следовательно, законодательство Российской Федерации содержит достаточно четкие положения относительно порядка и границ применения строевыми подразделениями патрульно-постовой службы полиции превентивных и принудительных мер. Нужно отметить, что единственным общим признаком применения таких мер является наличие оснований считать, что лицо совершает продолжающееся или незаконченное правонарушение. Самым эффективным способом уменьшения различных по направлению правонарушений является, прежде всего, предотвращение их, то есть исключение самой возможности доведения незаконного намерения до конца.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: законодательство».

3. Приказ МВД России «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» от 28 июня 2021 г. № 495 // СПС «Консультант Плюс».

4. Административная деятельность полиции. Особенная часть : учеб. пособие / И. Д. Мотрович [и др.] ; Дальневост. юрид. ин-т МВД России. - Хабаровск : РИО ДВЮИ МВД России, 2019.

5. Крицкая М.С. Направления деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции в Российской Федерации // Общество и право. 2021. № 3. С. 238-239.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // SPS "Consultant Plus".

2. Federal Law of the Russian Federation "On Police" dated February 07, 2011 No. 3-FZ (ed. dated 12/21/2021) // Legal reference system "Consultant Plus: legislation".

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia "On approval of the Instruction on the organization of the service activities of the combatant units of the patrol and post service of the police of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia" dated June 28, 2021 No. 495 // SPS "Consultant Plus".

4. Administrative activities of the police. Special part : studies. manual / I. D. Motrovich [et al.] ; Far East. jurid. in-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Khabarovsk : RIO DVUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.

5. Kritskaya M.S. Directions of activity of combatant units of the patrol and post police service in the Russian Federation // Society and Law. 2021. No. 3. pp. 238-239.

1 Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС «Консультан плюс».

2 Крицкая М.С. Направления деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции в Российской Федерации // Общество и право. 2021. № 3. С. 241.

3 Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС «Консультан плюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.