Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО- ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ'

ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО- ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА ПОЛИЦИИ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ЗАДЕРЖАНИЕ / ДОСТАВЛЕНИЕ / ДОСМОТР / ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Михаил Евгеньевич, Ахмедзянов Гаяз Гумарович, Чичин Сергей Валерьевич, Андреев Пётр Геннадьевич

В статье анализируются вопросы правовой защищенности как элемента обеспечения личной безопасности сотрудников патрульно-постовой службы полиции на основании предыдущей и действующей редакций ведомственного нормативного правового акта, определяющего деятельность по организации строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции. Акцентируется внимание на отсутствие в действующей редакции нормативного правового акта ключевых пунктов, определяющих порядок действий при проведении таких процедур, как проверка документов, задержание, доставление и осмотр мест вероятного укрытия лиц, подозреваемых в совершении преступлений и иных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION AS AN ELEMENT OF ENSURING THE PERSONAL SAFETY OF POLICE PATROL OFFICERS

The article analyzes in detail the issues of legal protection as an element of ensuring the personal safety of police patrol officers on the basis of the previous and current editions of the departmental regulatory legal act defining the activities of the organization of combatant units of the patrol police service. Attention is focused on the absence in the current version of the regulatory legal act of key points defining the procedure for conducting such procedures as document verification, detention, delivery and inspection of places of probable hiding of persons suspected of committing crimes and other offenses.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО- ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ»

УДК 342.98

DOI 10.23672/SAE.2023.73.10.006

Антонов Михаил Евгеньевич

преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Омская академия МВД России mikhai1286@rambler.ru

Ахмедзянов Гаяз Гумарович

кандидат технических наук, доцент,

доцент кафедры автоматики и телемеханики, Омский государственный университет путей сообщения akhmedzyanovgg@gmail.com

Чичин Сергей Валерьевич

доцент кафедры вооружения танков и стрельбы, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске chichin18@mail.ru

Андреев Пётр Геннадьевич

старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова petya.and@yandex.ru

Mikhail E. Antonov

Lecturer of the Department of Internal Affairs in special Conditions, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia mikhai1286@rambler.ru

Gayaz G. Akhmetzyanov

Candidate of Technical Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

of Automation and Telemechanics,

Omsk State University of Railway Engineering

akhmedzyanovgg@gmail.com

Sergey V. Chichin

Associate Professor of the Department

of Tank Armament and Shooting Department,

Military Academy of Logistics

named after Army General A.V. Khrulev

of the Ministry of Defense

of the Russian Federation in Omsk

chichin18@mail.ru

Pyotr G. Andreev

Senior Lecturer of the Department of Traffic Police Organization, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov petya.and@yandex.ru

Правовая защищенность

как элемент обеспечения личной безопасности сотрудников патрульно-постовой службы полиции

Legal protection as an element

of ensuring the personal safety of police patrol officers

Аннотация. В статье анализируются вопросы правовой защищенности как элемента обеспечения личной безопасности сотрудников патрульно-постовой службы полиции на основании предыдущей и действующей редакций ведомственного нормативного правового акта, определяющего деятельность по организации строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции. Акцентируется внимание на отсутствие в действующей редакции нормативного правового акта ключевых пунктов, определяющих порядок действий при проведении таких процедур, как проверка документов, задержание, доставление и осмотр мест вероятного укрытия лиц, подозреваемых в совершении преступлений и иных правонарушений.

Annotation. The article analyzes in detail the issues of legal protection as an element of ensuring the personal safety of police patrol officers on the basis of the previous and current editions of the departmental regulatory legal act defining the activities of the organization of combatant units of the patrol police service. Attention is focused on the absence in the current version of the regulatory legal act of key points defining the procedure for conducting such procedures as document verification, detention, delivery and inspection of places of probable hiding of persons suspected of committing crimes and other offenses.

Ключевые слова: патрульно-постовая служба полиции, личная безопасность, правовая защищенность, задержание, доставление, досмотр, проверка документов.

Keywords: patrol and post service of the police, personal security, legal protection, detention, delivery, inspection, verification of documents.

Введение. Эффективность реализации приоритетной цели органов внутренних дел по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации может быть реализована при условии обеспечения защищенности самих сотрудников органов внутренних дел. К одной из таких форм проявления защищенности относится правовая защищенность - соответствие правовой и нормативной базы деятельности объективным условиям и задачам. Мы придерживаемся мнения, что реализация правовой защищенности при отсутствии каких-либо правовых коллизий, позволит повысить уровень подготовки сотрудников полиции и снизит количество конфликтных ситуаций при выполнении ими служебных обязанностей.

К сожалению, по-прежнему остается острой проблема обеспечения личной безопасности; ежегодно более 30 сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей погибают, более 1500 сотрудников получают ранения различной степени тяжести. В большинстве случаев, ранения и гибель сотрудников связана с пренебрежением мерами личной безопасности, низкой правовой грамотности и недостаточного уровня боевой подготовки [1]. При этом ситуации, при которых осуществлялось физическое противоправное воздействие на сотрудников полиции, не всегда связаны с пресечением преступлений. Так, например, условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, ранжированы в порядке возрастания случаев их применения распределяются следующим образом: отражение нападения на сотрудника, разбирательство с задержанным, проверка документов, составление протокола, доставление правонарушителей, задержание правонарушителей.

Основная часть. Эффективность реализации основных функций и задач ведомств связана с их оформлением соответствующими нормативными правовыми актами. Качество и эффективность законов непосредственно связана с принятием ведомственных нормативных правовых актов [2]. Подзаконные нормативные правовые акты ведомственного уровня предназначены для разъяснения процедур по конкретным ситуациям служебной деятельности, разъяснения по действиям граждан и организаций в случае применения к ним мер принуждения и т.д.

В рамках нашего исследования проанализированы ведомственные нормативные правовые акты, определяющие порядок несения службы строевыми подразделениями патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП). При этом для проведения анализа использованы предшествующая редакция [3] и действующая редакции [4] приказов по выполнению обязанностей ППСП.

Сопоставляя приказ МВД России № 80 и Наставление Приказ МВД России № 495, отметим, что обе редакции определяют основные задачи и функции, порядок организации и направления деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях.

Принципиальным отличием является отсутствие в новой редакции порядка действий нарядов ППСП при совершении преступления и на месте происшествия.

Так, например в п. 242 [3], указывался порядок действий наряда ППСП при выяснении данных у заявителя. В п. 244 [3], определялся порядок действий сотрудников ПСПП на месте совершения преступления, где указывался определенный алгоритм действий, который в соответствие с п. 245 [3] зависел от характера совершенного преступления и других обстоятельств.

П. 252 [3] определял порядок действий патрульного на месте совершения преступления по фиксации обстоятельств происшествия, таких как: время, погодные условия, запахи, характер освещения, положения орудий преступления, следов пальцев, обуви, транспортных средств и т.д.

П. 261 [3] содержал разъяснение, включающее особенности задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений. В рамках данного пункта подлежали выяснению правомерность своих действий, оценка своих возможностей, выбор момента для задержания и тактики действий при выполнении силовых действий, в т.ч. при доставлении задержанного а подразделение полиции.

Особый интерес для обеспечения личной безопасности нарядов ППСП представлял п. 266 [3] в нем содержались рекомендации по применению отвлекающих маневров, когда действительные основания для проведения задержания не называются. Указывалось на проведение такой процедуры, как наружный досмотр, которая проводилась немедленно или в более удобный момент и являлась одной из основных мер, обеспечивающих личную безопасность сотрудников ППСП.

Несмотря на то, что проведение наружного досмотра должно было обеспечивать личную безопасность сотрудников ППСП при проведении силовых мероприятий по задержанию и доставлению лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений, достаточно много вопросов возникало с правовой природой данной процедуры. Основной вопрос состоял в том, что, фактически, данная мера была предусмотрена ведомственным нормативным правовым актом [5-7], процессуально не оформлялась,

затрагивала конституционные права граждан и ассоциировалась в большинстве своем, как сотрудниками, так и гражданами, как личный досмотр. В таких случаях, возникали конфликтные ситуации в правоприменительной практике сотрудников полиции, связанные с недопониманием гражданами правовых оснований его производства [7].

Вопрос правовой природы наружного досмотра рассматривался долгое время; научное сообщество придерживалось позиции по закреплению подобной процедуры в ФЗ «О полиции». Применение же указанной меры в отсутствие законодательно закрепленного на это права ставит сотрудников полиции в положение, при котором они на основании ведомственного нормативного акта вторгаются в сферу действия прав человека, охраняемую Конституцией Российской Федерации [6].

П. 267 [3] определял меры личной безопасности при проверке документов и опросе подозреваемого. Данная мера зарекомендовала себя с положительной стороны и доказала свою пригодность в условиях агрессивно настроенного правонарушителя. П. 268 [3] указывал на порядок доставления задержанных лиц автомобильным транспортом, ограничивая при этом использование для указанных целей автомобилей специального назначения и принадлежащих гражданам, дипломатическим, консульским и иным представительствам и организациям. В п. 271 [3] определялся подробный порядок действий нарядов ПСПП при выявлении и пресечении административных правонарушений. Ценность данного пункта в части правового обеспечения личной безопасности состояла в том, что содержалось указание на фиксирования сведений, полученных при проверке

Литература:

1. Усманов Д.Р. Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел / Д.Р. Усманов, М.А. Роженцов // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования огневой, физической и тактико-специальной подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 59-63.

2. Одинокова Е.Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: юридическая сила и проблемы систематизации // Е.Ю. Одинокова. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2(50). С. 26-31.

3. Приказ МВД от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (утратил силу).

4. Приказ МВД от 28 июня 2021 года № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России».

документов, взятии объяснений свидетелей и определении обстоятельств, имеющих отношение к рассматриваемому делу. п. 266-280 [3] определяли порядок действий нарядов ППСП при осмотре мест вероятного укрытия правонарушителей. Собственно, в данных пунктах разъяснялась не только правомерность таких действий, как осмотр во время патрулирования подвалов, чердаков, нежилых строений, парков, скверов и т.д., но и порядок действий в случае обнаружения в указанных местах правонарушителей. Немаловажным является наличие в указанных пунктах фактического указания на избрание тактики действий нарядами и соблюдения ими мер предосторожности, а также, личной безопасности в процессе осмотра мест возможного укрытия лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений.

Заключение. Подводя итог вышесказанному, отметим, что по мнению авторского коллектива, на сегодняшний день исключение из нормативного правового акта, регламентирующего деятельность строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции, таких разделов, как типовые тактические действия при выявлении преступлений и административных правонарушений, а также исключение процедуры наружный досмотр, негативно сказывается на уровне правовой защищенности подобной категории сотрудников полиции. Данная позиция обусловлена тем, что отсутствие подобных положений снижает уровень правовой и тактической грамотности сотрудников ППСП, снижает уровень контроля за их деятельности в части соблюдения мер личной безопасности при проведении таких процедур, как проверка документов, задержание, доставление и осмотр мест вероятного укрытия.

Literature:

1. Usmanov D.R. Actual problems of ensuring personal security of employees of internal affairs bodies / D.R. Usmanov, M.A. Rozhentsov // In the collection: Topical issues of improving the fire, physical and tactical-special training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Ufa, 2022. P. 59-63.

2. Odonikova E.Y. Departmental normative legal acts: legal force and problems of systematization / E.Y. Odonikova // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 2(50). P. 26-31.

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of January 29, 2008 № 80 «Issues of organizing the activities of combatant units of the patrol and post police service» (expired).

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of June 28, 2021 № 495 «On approval of the Instruction on the organization of service activities of combatant units of the patrol and post service of the police of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia».

5. Смирнов Л.В. Досмотровые мероприятия как элемент обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел и личной безопасности сотрудников полиции / Л.В. Смирнов, А. А. Уше-нин; Сост. Д.В. Горбань // В сборнике: Обеспечение безопасности, правопорядка и режимных требований правоохранительными органами Российской Федерации: наука и практика. Сборник материалов межвузовского круглого стола, посвященного Дню российской науки. СПб., 2022. С. 94-97.

6. Бабин С.В. К вопросу о законности применения полицией наружного досмотра / С.В. Бабин. NovaUm.Ru. 2018. № 15. С. 245-248.

7. Давыдов М.В. Административно-правовые средства получения доказательств по делам об административных правонарушениях (на примере досмотровых мероприятий) // М.В. Давыдов. Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2021. № 2 (58). С. 60-65.

5. SmirnovL.V. Inspection measures as an element of ensuring legality in the activities of internal affairs bodies and personal safety of police officers / L.V. Smirnov, A.A. Ushenin; Comp. D.V. Gorban // In the collection: Ensuring security, law and order and regime requirements by law enforcement agencies of the Russian Federation: science and practice. Collection of materials of the interuniversity round table dedicated to the Day of Russian Science. SPb., 2022. P. 94-97.

6. Babin S.V. On the question of the legality of the use of external inspection by the police / S.V. Babin. NovaUm.Ru. 2018. № 15. P. 245-248.

7. Davydov M.V. Administrative and legal means of obtaining evidence in cases of administrative offenses (on the example of inspection measures) / M.V. Davydov. Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2021. № 2 (58). P. 60-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.