А.В. Никитин*, А.В. Шахматов**
Основные направления деятельности правоохранительных органов по предупреждению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности
мерами оперативно-розыскного реагирования
В статье описаны основные направления деятельности правоохранительных органов по предупреждению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности: общепрофилактические меры - предупреждение причин, способствующих совершению таких преступлений; индивидуальная работа с лицами, склонными к совершению преступлений этого вида, а также предотвращение подготавливаемых преступлений.
Alexander V. Nikitin, Alexander V. Shahmatov. «Main detective actions and responses of the law enforcement agencies in the field of acquisitive crime and violent-acquisitive crime prevention»
In the article main detective actions and responses of the law enforcement agencies in the field of acquisitive crime and violent-acquisitive crime prevention are described. The following peculiarities are marked: general preventive measures - exposure and removal of the crime committing causes; potential criminals detection and the individual work with them to prevent possible crime commuting; acquisitive crime and violent-acquisitive crime prevention on the step of it’s preparation.
На фоне преобразований, происходящих во всех сферах жизни российского общества, создания условий для существования правовой государственности, развития рыночных отношений, роста благосостояния народа, особенно актуальным становится вопрос об охране личных и имущественных прав граждан. К сожалению, проводимые в нашей стране политические, правовые и социально-экономические реформы влекут за собой не только положительные изменения в обществе и государстве, но и оказывают отрицательное влияние на динамику преступности, вызывая негативные изменения в ее количественных и качественных характеристиках. В этой связи в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента (№ 24 от 10 января 2000 г.)1, совершенно верно отмечается, что угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту.
Наиболее отчетливо эта взаимосвязь проявилась в показателях корыстной и корыстнонасильственной преступности, которая самым тесным образом связана с социальными и экономическими процессами, протекающими в Российской Федерации. При этом важно акцентировать внимание на том, что особую тревогу вызывает рост корыстной и корыстнонасильственной преступности против собственности. Именно данная категория преступлений составляет более половины всех регистрируемых преступлений в нашей стране. Так, в 2006 г. в Российской Федерации 54,3% всех зарегистрированных преступлений составили хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи - 1677,0 тыс., грабежа - 357,3 тыс., разбоя -59,8 тыс. Почти каждая третья кража (37,3%), каждый двадцать четвертый грабеж (4,2%) и почти каждое пятнадцатое разбойное нападение (6,8%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище2, что повышает общественную опасность названной категории преступлений.
* Соискатель кафедры ОРД ОВД, старший преподаватель кафедры ОРД ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, подполковник милиции.
** Начальник кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации, полковник милиции.
be
гъ
съ
1
*
*
I
3
<\>
съ
*
8
X
S
сь
•§
съ
S
3
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
В силу этого противодействие корыстным и корыстно-насильственным посягательствам против собственности способно оказать существенное влияние на ограничение объема общей преступности. Таким образом, сегодня требуется мобилизация всех сил и средств правоохранительных органов, направленная на противодействие различным проявлениям корыстной и корыстно-насильственной преступности.
Особую роль в деле предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений данной категории, учитывая характер их совершения, способы сокрытия и иные характеристики, в т.ч. высокую степень латентности, должна сыграть надлежащая организация оперативнорозыскной деятельности.
Сегодня научная разработка проблем предупреждения преступности требует большей активизации. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, многие вопросы, относящиеся к данной проблеме, определению ее места в уголовной политике, до сих пор не нашли в правовой теории единообразного решения, а это отрицательно сказывается на организации борьбы с преступностью. Во-вторых, реальное состояние преступности в нашем государстве характеризуется, начиная с 1987 г., не только ее ростом, но и изменением структуры и характера.
Целенаправленная деятельность субъектов предупредительной деятельности складывается из множества взаимосвязанных мер, различающихся по своему объему, масштабам, конкретному содержанию и другим признакам. Безусловным является и утверждение о том, что предупреждение преступности - задача многоаспектная, комплексная и что решаться она должна совокупными усилиями всего общества, всех звеньев его социального организма3.
Между тем необходимо признать, что практика предупреждения преступности из задачи, решаемой на общегосударственном уровне, постепенно превратилась в актуальную проблему только для правоохранительных органов. Поэтому сегодня на первый план вышли предупредительные меры, применяемые правоохранительными органами в разумном сочетании общесоциального и специально-криминологического уровня4.
Итак, организация оперативно-розыскного предупреждения корыстных и корыстнонасильственных преступлений против собственности включает в себя:
- анализ информации о состоянии и структуре рассматриваемой преступности с целью прогнозирования ее динамики;
- определение условий, способствующих совершению корыстных и корыстнонасильственных преступлений против собственности;
- установление конкретных признаков, свидетельствующих о возможной реализации преступных замыслов на совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности;
- определение наиболее целесообразных направлений и содержания оперативнорозыскных и иных мероприятий по предупреждению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности;
- оперативно-поисковую работу по выявлению условий, способствующих совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности, и лиц, могущих их совершить, а также лиц, замышляющих и подготавливающих преступления;
- организацию взаимодействия с различными заинтересованными субъектами;
- подготовку информационных сообщений для органов государственной власти и управления с рекомендациями по нейтрализации выявленных нарушений, способствующих совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности.
Полученная в результате поисковой работы информация систематизируется, изучается, анализируется, и на основе этого оперативный работник планирует мероприятия предупредительного характера, направленные на нейтрализацию условий, способствующих совершению преступлений, либо на положительную переориентацию профилактируемого лица, а в отдельных случаях - на предотвращение подготавливаемого преступления.
В практической деятельности работники оперативных подразделений используют различные источники информации для получения сведений о причинах и условиях, способствующих совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности, что позволяет разрабатывать и осуществлять мероприятия общепрофилактической направленности.
Среди этих источников наиболее важными являются:
- результаты изучения и оценки оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
- материалы расследуемых (расследованных) уголовных дел;
- материалы административной практики;
- сведения оперативно-розыскного характера;
- сообщения должностных лиц, а также письма и заявления граждан;
- сообщения печати, радио, телевидения;
- статистические данные;
- сообщения лиц, оказывающих конфиденциальное содействие; и др.
Особое место среди названных источников занимает анализ оперативной обстановки на обслуживаемой территории и расположенных на ней отдельных объектах. С этой целью изучаются статистические данные о числе и виде совершаемых на обслуживаемой территории преступлений в целом и корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности в частности, сопоставляются с данными за предшествующие аналогичные периоды, как правило, за месяц, квартал, полугодие, год, выявляются тенденции к увеличению или, наоборот, уменьшению количества совершенных преступлений.
Большое значение имеет группировка статистических данных, характеризующих личность правонарушителей. Как показывают проведенные исследования, более целесообразно ее проводить по следующим признакам: возраст, образование, семейное положение, занятость общественно полезным трудом, профессия, специальность, место работы, учебы, прежняя судимость и др. Названные признаки имеют большое значение для определения дальнейших общепрофилактических мероприятий.
Важную информацию об обстоятельствах, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений, оперативные работники могут получить в ходе опросов задержанных и арестованных, а также потерпевших и свидетелей.
Самым же надежным средством, обеспечивающим осведомленность оперативных подразделений о деятельности преступников в целом и корыстных и корыстно-насильственных в частности, и действиях, препятствующих их разоблачению (противодействиях), являются конфиденты. Поэтому стремления законодателей и правоприменителей должны быть направлены прежде всего на совершенствование и развитие института конфиденциального сотрудничества. Соответственно, оперативными работниками при организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с общей профилактикой корыстных и корыстно-насильственных преступлений, особое внимание должно уделяться использованию возможностей конфидентов. Это связано с тем, что преступные намерения и побуждения отдельных лиц, особенно при подготовке преступлений, не могут быть установлены только гласными мерами. Поэтому конфиденты должны ориентироваться на установление этих обстоятельств. Пользуясь доверием, конфиденты имеют возможность выяснить истинный характер причин, побуждающих отдельных лиц заниматься преступной деятельностью, а также тех условий, которые используют преступники для достижения своих преступных замыслов.
Выявление причин и условий корыстных и корыстно-насильственных преступлений -это начальная стадия общепредупредительной работы. После обнаружения причин и условий разрабатываются и принимаются действенные меры по их устранению. Такие меры могут осуществляться как непосредственно оперативными подразделениями и при их участии правоохранительными органами в целом, так и соответствующими государственными органами и общественными объединениями, в обязанности которых входит устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Это обусловливается тем, что значительная часть причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению, существует и проявляется в сфере деятельности различных государственных органов, хозяйственных организаций различных форм собственности, общественных формирований, и поэтому они не могут быть устранены непосредственно оперативными работниками.
Большое значение в общепрофилактической работе имеет взаимодействие оперативных подразделений с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, органами прокуратуры, юстиции, а также другими государственными органами и органами местного самоуправления.
В системе реализации мер оказания содействия в устранении обстоятельств, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, оперативные работники
Ьв
ГЪ
тни
Я
*
Сан
*
кт-Пет
т
ер
бу
рг
<\>
съ
*
ог
у
я
ерс
съ
Я
те
Д
Рос
съ
съ
Я
и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
должны учитывать множество различных социальных факторов, влияющих на результативность указанной деятельности. Одним из таких факторов является повышение общественной значимости средств массовой информации. На современном этапе развития общества средства массовой информации способны выполнять и выполняют роль инструмента, влияющего на многие аспекты социальной действительности, в т.ч. и те, которые входят в сферу предупреждения преступлений.
Осуществляя заранее рассчитанное воздействие на социальную среду через СМИ, сотрудники оперативных подразделений, осуществляющие борьбу с корыстными и корыстнонасильственными преступлениями, могут:
- оповещать население о совершаемых фактах корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности и тем самым осложнять преступникам возможность реализации криминальных проявлений;
- информировать личный состав правоохранительных органов о проявлениях корыстной и корыстно-насильственной преступности против собственности, тем самым опосредованно ориентируя их предупреждение и раскрытие этих преступных деяний;
- способствовать оживлению обмена информацией в местах повышенной криминогенности для увеличения информационного потока о фактах совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности от конфидентов;
- устанавливать дополнительные эпизоды преступной деятельности конкретных лиц, причастных к совершению рассматриваемых преступлений; и т.д.
Другим направлением организационных мероприятий по борьбе с корыстными и корыстно-насильственными преступлениями является построение системы противодействия использованию преступно нажитых средств.
В рамках индивидуальной профилактики важным направлением деятельности оперативных подразделений по предупреждению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности является выявление лиц, могущих совершить данные преступления, и оказание на них профилактического воздействия с целью положительной переориентации.
Индивидуальная профилактика как процесс включает следующие этапы:
- определение круга (категорий) лиц, представляющих оперативный интерес;
- поиск лиц, представляющих интерес с позиций профилактики;
- учет выявленных лиц, их изучение;
- определение комплекса необходимых профилактических мер;
- оказание профилактического воздействия;
- последующее оперативное наблюдение.
К категориям граждан, нуждающихся в профилактическом воздействии с позиций предупреждения корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности, относятся:
- лица, проходящие по делам оперативного учета;
- другие лица, представляющие оперативный интерес, а именно:
- ранее судимые за корыстные и корыстно-насильственные преступления;
- лица, в отношении которых уголовные дела прекращены, в связи с изменением обстановки, деятельным раскаянием, в связи с недоказанностью участия обвиняемого в преступлении, амнистией, отсутствием в деянии состава преступления, истечением сроков давности и т.п.);
- лица, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
- лица, допускающие различные правонарушения против собственности, высказывающие намерения совершить преступление или побуждающие к этому других;
- склонные к аморальным поступкам, характеризующиеся корыстно-паразитическими склонностями;
- лица, живущие явно не по средствам.
Поиск указанных категорий лиц осуществляется в процессе изучения:
- условий, способствующих совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности (выявляются лица, способные ими воспользоваться);
- окружения осужденных и лиц, допускающих различные правонарушения против собственности (определяется круг лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии);
- дел оперативного учета (в т.ч. и архивных), в отношении лиц, работающих на объектах, находящихся в обслуживании оперуполномоченного;
- результатов проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и сообщений лиц, оказывающих конфиденциальное содействие;
- материалов уголовных дел (в т.ч. и архивных) и отдельных следственных действий;
- различных материалов в отношении лиц, допускающих административные правонарушения.
Анализ практики свидетельствует, что подавляющее большинство привлеченных к уголовной ответственности до совершения преступлений не подвергались профилактическому воздействию, хотя значительная часть их неоднократно допускала административные, дисциплинарные и другие правонарушения. Во многом это объясняется несовершенством существующей системы учетов.
Теоретически допустимо, а практически возможно применение всей системы оперативнорозыскных мероприятий, перечисленных в ст. 6 Закона об ОРД, для решения задач по выявлению лиц, подлежащих индивидуально-предупредительному воздействию. Системный подход к применению комплекса организационно-тактических форм действий субъектов оперативнорозыскной деятельности позволит сотрудникам оперативных подразделений более точно определять конкретных лиц в качестве объектов индивидуального воздействия, устанавливать степень вероятности совершения ими преступлений, выявлять их противоправное поведение, склонность к рецидиву и другие значимые для оперативно-розыскного предупреждения корыстных и корыстно-насильственных преступлений признаки. На основе соответствующих признаков намечаются направления и режим осуществления индивидуального воздействия на личность с целью недопущения с ее стороны криминальных действий.
Деятельности по оказанию профилактического воздействия на лицо, склонное к совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности, должна предшествовать тщательная подготовка включающая:
- изучение профилактируемого лица;
- прогнозирование его преступного поведения;
- определение комплекса профилактических мероприятий и их последовательности.
Исходя из характеристик лица и окружающей его среды, избираются и методы
профилактического воздействия. На практике используют два основных метода профилактического воздействия: метод убеждения и метод принуждения.
Суть первого сводится к передаче сообщений, ставящих целью вызвать определенное мнение или действие профилактируемого. В данном случае осуществляется воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферы человека, чтобы активизировать все его положительные качества. Основанные на убеждении профилактические мероприятия могут проводиться в форме ознакомительных, предупредительных и воспитательных бесед. Субъектами индивидуальной профилактики могут выступать оперативные сотрудники органов внутренних дел, иные субъекты, пользующиеся у профилактируемого авторитетом и могущие оказать положительное воздействие.
В случаях, когда применение метода убеждения не дало положительных результатов, а действия, совершаемые профилактируемым лицом, дают основания для применения к нему мер дисциплинарного, административного, правового характера, используется метод принуждения. Сущность этого метода заключается в ограничении определенных прав и свобод, а также исключении возможности осуществления лицом определенных действий, причем по не зависящим от этого лица причинам. За исключением некоторых административных мер, осуществляемых органами внутренних дел (административный надзор), все остальные виды принуждения по инициативе оперуполномоченного могут применяться другими субъектами (администрацией предприятий, административными комиссиями, прокуратурой, судами и др.).
Немаловажное значение имеют меры, позволяющие обеспечить личную безопасность возможной жертвы рассматриваемых корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности. По существу, это меры индивидуальной виктимологической профилактики5.
Оценивая практическую деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел по предупреждению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности путем индивидуально-профилактического воздействия на индивида, следует отметить, что по существу исключены из практики индивидуальной профилактики меры по опосредованному воздействию на лиц путем применения оперативных комбинаций по изменению обстановки, способствующей совершению корыстных и корыстно-
Ьв
гъ
тни
я
*
Сан
*
кт-Пет
т
ер
бу
рг
<\>
съ
*
ог
у
я
ерс
СЪ
Я
те
Д
Рос
съ
съ
Я
и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
насильственных преступлений. Это свидетельствует о слабых оперативных позициях, а также о значительном снижении уровня профессионализма оперативных работников. Как следствие указанных недостатков, многие индивидуально-профилактические мероприятия малоэффективны, а значительное их количество осуществляется фактически формально.
Немаловажное значение при этом имеет еще одна, весьма существенная причина. Дело в том, что в настоящее время (как, впрочем, и ранее) критерии оценки индивидуальнопредупредительной работы нечетки, а документальное подтверждение конечных результатов о деятельности не определено. Поэтому не удивительно, что, исходя из узкопрофессиональной точки зрения, предпочтительнее раскрыть преступление, чем предупредить его.
К вышесказанному следует добавить и то, что результаты раскрытия преступлений устойчивее в критерии оценки. Они (результаты) подтверждаются объективными данными (обвинительное заключение, приговор и т.п.). В этой связи в определенной мере становится объяснимой позиция оперативных работников, считающих, что в ситуации, когда стоит задача предупреждения преступления, но просматривается перспектива привлечения лица к уголовной ответственности за совершение преступления, они всегда предпочтут второе. В действительности арсенал тактических приемов привлечения к уголовной ответственности более отшлифован, они гораздо эффективнее, чем приемы предупреждения: по сложившейся традиции результат раскрытия весомее, а значит, выше практика исполнителя; раскрывая преступление, оперативные работники действуют четко в рамках системы критериев оценки деятельности, ибо раскрываемость была и остается важнейшим показателем роботы. И в то же время все гораздо сложнее с показателями, отражающими количество предупрежденных преступлений. Таким образом, установленный в настоящее время порядок организации работы оперативных подразделений органов внутренних дел таков, что предупредительное направление как функция, растворилось в других, несомненно, важных видах деятельности, но при всем этом не способных ее заменить. Подобное положение вещей, безусловно, должно быть исправлено в ближайшее время. Каждый оперативный сотрудник должен осознать, что предупреждение преступлений - это самый важный для граждан, общества и государства результат правоохранительной деятельности.
1 Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
2 См.: Сведения о состоянии преступности и результатах деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений за январь-декабрь 2006 года. М.: МВД России, 2007.
3 См.: Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М., 1985. С. 15.
4 См.: Концепция (основные направления) деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. М., 1998.
5 Подробнее об этом см.: Квашис В.Е. Основы виктимологии: Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. М., 1999; Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002.
A.B. Шахматов*, А.Е. Ступницкий**
Процедура создания юридического лица -
объект деятельности оперативных подразделений ОВД
по предупреждению экономического мошенничества
В статье описаны криминогенные факторы, которые в условиях несовершенства существующего законодательства, регулирующего процедуру создания и регистрации юридического позволяет преступникам создавать фирмы-однодневки для совершения финансовых мошенничеств. Также в статье изложены некоторые методы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по предупреждению таких преступлений.
* Начальник кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации, полковник милиции.
** Соискатель кафедры ОРД ОВД, преподаватель кафедры ОРД ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, капитан милиции