Научная статья на тему 'Об опыте работы органов внутренних дел по предупреждению корыстно-насильственной преступности в отношении перевозчиков денежных средств'

Об опыте работы органов внутренних дел по предупреждению корыстно-насильственной преступности в отношении перевозчиков денежных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
858
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лабутин А. А.

В статье представлены результаты исследования деятельности ОВД, связанной с предупреждением корыстно-насильственных преступлений в отношении перевозчиков денежных средств, а также опыт работы в данном направлении подразделений уголовного розыска ОВД Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте работы органов внутренних дел по предупреждению корыстно-насильственной преступности в отношении перевозчиков денежных средств»

А.А. Лабутин

старший научный сотрудник филиала ФГУ «ВНИИ МВД России» по Республике Татарстан

ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

В статье представлены результаты исследования деятельности ОВД, связанной с предупреждением корыстно-насильственных преступлений в отношении перевозчиков денежных средств, а также опыт работы в данном направлении подразделений уголовного розыска ОВД Республики Татарстан.

В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и преступлений. Но,

неоспоримое значение своевременного и

наказания преступника для преступности и

предупреждение несмотря на справедливого, неотвратимого сдерживания обеспечения общественного спокойствия, по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось осознание того, что именно предупреждение преступности (преступлений) - наиболее

перспективный способ борьбы с этим явлением, многократно умножающим «издержки» общественного прогресса [1].

Предупреждение корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, в современных условиях - одно из ключевых направлений борьбы с данным видом преступности. Оно взаимосвязано с преобразованиями, происходящими в экономике, политике, идеологии и других областях общественных отношений.

В настоящее время традиционно различают общее (общесоциальное) и специальное (специально-

криминологическое) предупреждение преступлений. Первое из них призвано реализовывать криминологические

возможности всего общества и его

структур, а второе - носит целеполагающий характер, так как непосредственно направлено на

устранение, минимизацию действия причин и условий преступности, а также предотвращение замышляемых и

подготавливаемых преступлений,

пресечение начатых преступных действий и недопущение рецидива преступлений со стороны осужденных.

Применительно к корыстно-насильственным преступлениям, совершаемым в отношении перевозчиков денежных средств, общесоциальное предупреждение представляет собой многоуровневую систему государственных и

мер, направленную на нейтрализацию или причин и условий корыстно-насильственной преступности путем принятия различных мер на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. На общесоциальном уровне общее предупреждение преступлений

осуществляется государственными и общественными организациями,

ведомствами федерального, отраслевого и территориального уровней [2].

Рассматривая специально-криминологические меры предупреждения

корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, отметим, что они непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию

конкретных причин и условий данных

общественных

устранение,

минимизацию

преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных организаций, а также граждан, включенных в отношения, связанные с перевозкой денежных средств. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно

осуществляющими предупреждение

преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение

преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социальноролевых установок и пр.).

Считаем необходимым более подробно уделить внимание специальнокриминологическому предупреждению корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, которое

осуществляется путем воздействия как на причины и условия, способствующие

совершению преступлений, так и на конкретных лиц, в отношении которых наблюдается необходимость сдерживать их от совершения правонарушений.

Специально-криминологическое предупреждение основывается на применении мер убеждения, правового и общественного принуждения, его объекты

- лица, еще не совершившие преступлений, но имеющие

криминальную предрасположенность [3]. При этом специальная

криминологическая профилактика

охватывает широкий комплекс различных по характеру мер, непосредственно направленных на устранение,

нейтрализацию, минимизацию

криминогенных факторов; оздоровление социальной микросреды, коррекцию

поведения лиц, склонных к совершению преступления [4].

Как показало наше исследование, корыстно-насильственная преступность в отношении перевозчиков денежных

средств, впрочем, как отмечают

специалисты, и все групповые грабежи и разбои [5], - это, прежде всего, проблема крупных городов, с их многочисленным населением, большим числом приезжих, значительной территорией, разветвленной транспортной сетью и огромным жилым сектором.

Основной целью предупреждения корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, является недопущение именно этих преступлений, хотя сфера профилактической деятельности должна охватывать все негативные явления, которые, так или иначе, влияют на состояние этой преступности. Реализация данной цели осуществляется, прежде всего, посредством профилактической деятельности органов внутренних дел, их основных служб и подразделений.

Деятельность каждого из субъектов профилактики осуществляется исходя из его компетенции и особенностей объекта данного направления профилактики. Поскольку корыстно-насильственные преступления, совершаемые в отношении перевозчиков денежных средств,

учитываются как преступления по линии уголовного розыска, основную нагрузку по профилактике рассматриваемых

преступлений несут именно подразделения уголовного розыска.

Результаты проведенного нами исследования показали, что в деятельности, связанной с

предупреждением корыстно-

насильственных преступлений в отношении перевозчиков денежных

средств, существует ряд организационных проблем. Например, не проводится

необходимый анализ данных о потерпевших от этих преступлений и типичных ситуаций, при которых перевозчики денежных средств становятся жертвами грабежей и разбойных

нападений. Также в установленных формах статистической отчетности не отражаются особенности их характеристики.

Учет корыстно-насильственных

преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, в существующей уголовной статистике

осуществляется в общем разделе грабежей и разбойных нападений, без выделения особенностей и иных обстоятельств совершения преступлений, в то время как это могло бы иметь большое значение для их предупреждения.

Отсутствие специализации и должного взаимодействия является общей проблемой для всех субъектов профилактики грабежей и разбойных нападений. По оценкам ряда специалистов, к наиболее характерным недостаткам в предупреждении корыстнонасильственных преступлений следует отнести:

- отсутствие необходимого учета лиц, склонных к совершению данной категории преступлений;

- отсутствие комплексного подхода к решению задач предупреждения грабежей и разбойных нападений;

- низкий уровень индивидуальной профилактики в отношении указанной категории лиц;

- отсутствие должного контроля за лицами, освободившимися из мест отбытия наказания за корыстнонасильственные преступления;

- низкий уровень готовности сил и средств органов внутренних дел к оперативному реагированию на грабежи и разбойные нападения;

- крайне низкая оперативная осведомленность о лицах, склонных к совершению данного вида преступлений, их соучастниках, а также используемых ими способах совершения преступлений.

Мероприятия по устранению перечисленных недостатков составляют тот минимально необходимый комплекс мер по совершенствованию профилактики преступных деяний, который будет способствовать улучшению

рассматриваемой деятельности органов внутренних дел [6].

Как было отмечено, корыстнонасильственные преступления в отношении перевозчиков денежных средств учитываются как преступления по линии уголовного розыска. Именно поэтому от четкой, налаженной и

поступательной профилактической

работы подразделений уголовного

розыска органов внутренних дел, в конечном итоге, зависит успех в противодействии рассматриваемым

криминальным деяниям.

В связи с этим следует отметить и рассмотреть опыт работы в данном направлении подразделений уголовного розыска ОВД Республики Татарстан [7].

Предупреждение и раскрытие

корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, является одним из приоритетных направлений в

деятельности органов внутренних дел Республики Татарстан [8].

В целях недопущения корыстнонасильственных преступлений в отношении инкассаторов, работников почтовой связи, кассиров организаций и предприятий различных форм

собственности, других перевозчиков денежных средств Управлением уголовного розыска МВД по Республике Татарстан в тесном взаимодействии с другими подразделениями и службами органов внутренних дел республики на постоянной основе осуществляется следующая работа:

1. Согласно разработанному заданию, весь имеющийся на связи подсобный аппарат ориентирован на выявление лиц, замышляющих и совершающих разбойные нападения на банки, почтовые отделения, пункты обмена валют, а также на лиц, осуществляющих инкассацию и перевозку денежных средств. Проводится постоянный анализ дел оперативного учета, заведенных в отношении лиц, вынашивающих намерения совершить разбойное нападение на инкассаторов и перевозчиков денежных средств. Дела данной категории находятся на личном контроле у Первого заместителя министра внутренних дел по Республике Татарстан.

2. Для разработки профилактических мер, направленных на обеспечение безопасности при перевозке денежных средств, с июля 2009 года при заместителе министра внутренних дел по Республике Татарстан на постоянной

основе создана комиссия, участие в которой, помимо Татарского

республиканского управления инкассации

- филиала Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка России, принимают руководители Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан и Федерального государственного унитарного предприятия Управления почтовой связи «Татарстан почтасы».

3. С целью осуществления проверки деятельности банковских учреждений, пенсионных и почтовых отделений на территории Республики Татарстан с августа 2009 года из числа сотрудников криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД по Республике Татарстан создана рабочая группа, которая осуществляет проверку указанных организаций на соответствие требований по безопасности при перевозке денежных средств.

4. В ноябре 2009 года утвержден план совместных мероприятий отделения «Банк Татарстана» №8610 Сбербанка России и Министерства внутренних дел по Республике Татарстан по вопросам обеспечения безопасных условий совершения операций по инкассации и перевозке денежной наличности и ценностей на 2010 год.

5. Ежегодно разрабатывается План

совместных мероприятий по

взаимодействию Татарского

республиканского управления инкассации

- филиала Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка России (далее -ТРУИ) и Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, в рамках выполнения которого предусматривается регулярное выполнение мероприятий, направленных, в том числе, на профилактику и предупреждение преступлений в отношении перевозчиков денежных средств:

- недопущение фактов перевозки денежных средств коммерческими банками и другими организациями в нарушение требований Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 июля 1995 г. №522 «Об

организации работы по инкассации и перевозке денежных средств в Республике Татарстан», разрешающего вынос суммы, превышающей 150 тысяч рублей, при наличии сопровождения службы инкассации «РОСИНКАС», вооруженных нарезным огнестрельным оружием, или подразделениями вневедомственной

охраны при МВД по Республике Татарстан;

- постоянное информирование

дежурных частей УВД, РО-ГРОВД об открытии (закрытии) объектов

инкассации, изменении времени заездов маршрутов движения, перевозках денежных средств и о совершаемых правонарушениях на объектах

инкассации, улицах и других общественных местах;

- раз в полугодие проводятся совместные тактико-специальные учения под кодовым названием «Вызов» по отработке вопросов взаимодействия службы инкассации и органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с нападением на инкассаторов. Итоги учений подводятся на совместных совещаниях. Так, в недавнем таком учении, прошедшем в конце июля 2010 года, впервые в практике органов внутренних дел были задействованы подразделения воздушной авиации МВД по Республике Татарстан -2 вертолета: КА-226 - для контроля движения машины с преступниками и МИ-8 - с группой захвата;

- по заявкам ТРУИ на договорной

основе выделяются оперативные группы, экипажи ОВО и ГИБДД для сопровождения специального транспорта, осуществляющего доставку резервных

фондов и подкрепления денежной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наличности;

- на ежедневных инструктажах в УВД,

РО-ГРОВД уточняются задачи

патрульным нарядам на прикрытие объектов и маршрутов инкассации;

- ежеквартально органами внутренних

дел осуществляются проверки

организации хранения и использования оружия и боеприпасов на всех участках инкассации, знания сотрудниками ТРУИ

Федерального закона «Об оружии» и других нормативных актов, в первую очередь, приказа МВД России от 12.04.1999 г. №288, которым утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации;

- для качественного отбора

работников инкассации совместно с территориальными отделениями

лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, по отдельным запросам начальников участков ТРУИ на постоянной основе проводятся проверки по учетам МВД кандидатов, а также работников инкассации;

- ежегодно в соответствии с требованиями приказа МВД России от 15.07.2005 г. №568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» органами внутренних дел проводится проверка работников ТРУИ на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия;

- ежемесячно проводится гласный и негласный контроль за работой бригад инкассаторов на маршрутах и прикрытием объектов инкассации с последующей выработкой рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

6. В целях обеспечения сохранности пенсий и предотвращения нападений на почтальонов в ряде городов и районов Республики Татарстан (г. Казань, Нижнекамск, Высокая Гора и др.) по инициативе органов внутренних дел между пенсионными фондами районов и ЗАО «Служба доставки» заключены договоры о предоставлении услуг по доставке пенсий.

7. Регулярно осуществляются проверки частных охранных предприятий,

осуществляющих сопровождение и

охрану организаций, деятельность которых связана с перевозкой денежных средств. Так, например, в 2009 году по итогам таких проверок вынесено 32 письменных предупреждения

руководителям охранных структур,

привлечено к ответственности 67 руководителей, аннулировано 51 удостоверение частного охранника.

8. В целях эффективности розыска автотранспортных средств на шести контрольных постах милиции и

стационарных постах ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан используется система распознавания государственных регистрационных знаков «Поток»,

которая позволяет точно и быстро идентифицировать автотранспорт по

базам угнанного, похищенного, а также скрывшегося с мест совершения преступлений АМТ.

Также заслуживает внимания опыт профилактической работы в сфере борьбы с корыстно-насильственными

преступлениями, совершаемыми в отношении перевозчиков денежных

средств, накопленный подразделениями органов внутренних дел республик

Башкортостан [9], Удмуртия [10] и Чувашия [11].

В частности, по инициативе МВД по Республике Башкортостан Комиссией

Правительства Республики по

профилактике правонарушений и борьбе с преступностью 30 июня 2009 г. было принято Решение №2/3 «Об организации работы по обеспечению сохранности денежных средств, в том числе при их перевозке», в соответствии с которым:

- МВД по Республике Башкортостан рекомендовано:

а) совместно с Национальным банком РБ организовать обследование кредитных организаций на предмет соблюдения установленного порядка хранения, перевозки и инкассации денежной наличности;

б) совместно с Башкирским

республиканским управлением

инкассации, Управлением федеральной почтовой службы РБ организовать

обследование других организаций на предмет обеспечения сохранности денежных средств при хранении и транспортировке.

По результатам вносить предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению

преступлений. О выявленных нарушениях в сфере хранения и перевозки денежных средств проинформировать прокуроров городов и районов РБ;

в) совместно с Национальным банком

РБ, Башкирским РУИ, УФПС РБ проработать вопрос включения финансово-кредитных учреждений,

маршрутов инкассации, организованной транспортировки денежной наличности и т.п. в планы единой дислокации сил и средств ОВД по обеспечению правопорядка в общественных местах, приближения к данным объектам нарядов милиции;

г) продолжить работу с организациями

финансово-кредитной системы по заключению договоров с

подразделениями вневедомственной

охраны при ОВД РБ по обеспечению охраны с помощью физических постов милиции и оборудованию навигационной системой мониторинга подвижных объектов спецтранспорта, а также персонала носимыми устройствами позиционирования, подключенных на ПЦО.

- Национальному банку РБ, Башкирскому РУИ, УФПС РБ предписано рекомендовать организациям-клиентам, осуществляющим хранение и

транспортировку денежных средств, обеспечить неукоснительное соблюдение мер безопасности и защиты денежных средств, оборудовать в соответствии с техническими требованиями места их хранения путем установки средств охранно-пожарной сигнализации и усилить меры физической охраны.

Работа МВД по Удмуртской Республике по борьбе с преступными посягательствами на перевозчиков денежных средств организуется в соответствии с требованиями приказа МВД по УР от 08.07.2009 г. №477 «Об

усилении борьбы с грабежами и разбойными нападениями на

инкассаторов и других лиц, доставляющих денежные средства», а также ежегодных планов совместных мероприятий по организации

взаимодействия органов внутренних дел и Удмуртского РУИ - филиала РОИ (РОСИНКАС) ЦБ РФ (Банка России) и включает в себя следующие мероприятия:

- ежеквартально проводятся

совместные тренировки личного состава ОВД, работников подразделений

инкассации по отражению возможных нападений на объекты хранения денежных средств, специальный транспорт инкассаторов с выработкой мер по повышению уровня взаимодействия;

- ежеквартально проводятся

комиссионные обследования финансово-кредит-ных учреждений с предложением услуг подразделений вневедомственной охраны ОВД;

- ежеквартально проводятся

совместные проверки прикрытия нарядами милиции бригад инкассаторов в период инкассации объектов;

- ежеквартально осуществляются проверки условий хранения оружия и специальных средств организациями, осуществляющими перевозку и охрану денежных средств;

- раз в полугодие проводятся

оперативные совещания по

взаимодействию территориальных участков инкассации Удмуртского РУИ с УВД городов республики;

- раз в полугодие проводятся проверки

по оперативно-справочным учетам МВД по УР инкассаторов и лиц, доставляющих денежные средства, а также представленные учреждениями

финансово-кредитной системы списки лиц, ответственных за сбор и передачу денежных средств инкассаторам в этих учреждениях;

- раз в полугодие проводится совместное комиссионное обследование комнат хранения оружия Удмуртского РУИ с привлечением сотрудников ОЛРР ОВД;

- в целях повышения

профессиональной подготовки

инкассаторов обеспечивается ежегодное прохождение ими проверок на пригодность к действиям, связанным с применением оружия и специальных средств.

Координирующим центром,

организующим деятельность

подразделений и служб органов внутренних дел Чувашской Республики по противодействию преступлениям, совершаемым в отношении перевозчиков

денежных средств, является

Координационно-методический совет МВД по Чувашской Республике по организации взаимодействия с

негосударственными структурами

безопасности по вопросам обеспечения безопасности объектов финансовокредитной сферы, в том числе при

перевозке денежных средств и материальных ценностей. На заседания совета, проводимые раз в полугодие, в обязательном порядке приглашаются

руководители и представители

Ассоциации охранных предприятий

Чувашской Республики,

негосударственных структур

безопасности, объектов финансовокредитной сферы, Чувашского

республиканского управления

инкассации, инкассации отдела кассовых операций отделения Сберегательного банка РФ, Национального банка Чувашской Республики. На одном из своих последних заседаний

Координационно-методическим советом было принято решение, касающееся в том числе профилактики и предупреждения преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, которым рекомендовано:

руководителям негосударственных структур безопасности:

- осуществлять подбор и выставление

на объекты данной категории, в том числе осуществляющих сопровождение

денежных средств и материальных ценностей, наиболее подготовленных сотрудников, экипировать их

современными специальными средствами

защиты и техническими средствами связи, в соответствии с действующим законодательством;

- исключить факты оказания охранных услуг сотрудниками, не имеющими соответствующей квалификации частного охранника и не прошедшими периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;

- осуществлять транспортирование

денежных средств только на автотранспорте, специально

предназначенном для этих целей, оборудованном в соответствии с требованиями ОСТ 37.001.519-96 «Транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов», навигационно-мониторинговыми системами или кнопками тревожной сигнализации с выводом на диспетчерские пункты органов внутренних дел;

- обеспечить взаимодействие с ОВД, в том числе предусмотреть возможность осуществления совместной охраны указанных объектов с подразделениями вневедомственной охраны;

начальникам ОВД по городам и районам республики:

- в план единой дислокации сил и

средств ОВД включить объекты финансово-кредитной сферы, охраняемые негосударственными структурами

безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с учетом анализа оперативной

обстановки, внести изменения в планы комплексного использования сил и средств, обратив особое внимание на проведение такой работы в дни выдачи пенсий в учреждениях финансово-

кредитной системы, а также филиалах ФГУП «Почта России»;

- в целях недопущения и пресечения

фактов преступных посягательств на охранные структуры, осуществляющие вооруженное сопровождение денежных средств и материальных ценностей

(инкассации), приблизить маршруты патрулирования наружных служб к местам проведения инкассации. С

руководителями организаций финансово-

кредитной сферы согласовывать места и время проведения инкассации;

руководителям учреждений

инкассации, финансово-кредитной

системы:

- усилить качество подбора и подготовки работников, осуществляющих охрану денежных средств при их транспортировке, обеспечить по мере возможности, их тестирование на полиграфе для проверки мотивации поступления на работу и психомоторных качеств;

- перевозку денежных средств осуществлять в строгом соответствии с требованиями Центрального Банка РФ (письмо от 23.03.2009 г. №38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег») [12].

Одним из направлений по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, по нашему мнению, является проведение опросов практических работников ОВД.

Так, обобщение и анализ ответов, полученных по результатам опроса сотрудников органов внутренних дел [13], показали, что для повышения эффективности предупреждения и раскрытия корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1. Общегосударственные:

- повышение нравственности, культурного уровня, образования и правосознания населения;

- совершенствование нормативной правовой базы по противодействию корыстно-насильственной преступности;

- ужесточить санкции статей

Уголовного кодекса РФ,

предусматривающих ответственность за совершение групповых преступлений корыстно-насильственной направленности;

- разработать и принять на федеральном уровне нормативный

правовой акт, регламентирующий

порядок инкассации и перевозки наличных денежных средств (по примеру постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 июля 1995 г. №522 «Об организации работы по инкассации и перевозке денежных средств в Республике Татарстан», разрешающего вынос суммы,

превышающей 150 тысяч рублей, при наличии сопровождения службы

инкассации «РОСИНКАС», вооруженных нарезным огнестрельным оружием, или подразделениями вневедомственной

охраны при МВД по Республике Татарстан);

- установить административную

ответственность руководителей

предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности за необеспечение сохранности имущества;

- разработать и утвердить систему стимулирования граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам по предоставлению информации и сведений о замышляемых и совершенных преступлениях.

2. Органам внутренних дел:

- усовершенствовать ведомственную нормативную базу по предупреждению и профилактике преступности;

- усовершенствовать

внутриведомственную систему

взаимодействия;

- активизировать работу с подотчетным контингентом;

- обеспечить оперативное прикрытие объектов, связанных с перевозкой денежных средств;

- осуществлять профилактические мероприятия среди лиц, представляющих оперативный интерес;

- в целях профилактики преступности

чаще практиковать выступления в средствах массовой информации с оповещением граждан об особенностях поведения при совершении в отношении них преступных действий, а также положительными примерами

деятельности по борьбе с преступностью и пропагандой неотвратимости наказания;

- регулярно проводить мероприятия

(учебно-методические сборы,

тематические семинары, научно-представитель-ские мероприятия и т.д.) по повышению профессионального уровня и навыков сотрудников органов внутренних дел в области предупреждения и раскрытия корыстно-насильственных преступлений, в том числе совершаемых в отношении перевозчиков денежных средств, с участием практикующих

специалистов других правоохранительных органов и представителей науки;

- наладить тесное взаимодействие и сотрудничество с организациями и лицами, на профессиональной основе осуществляющими перевозку денежных средств (по примеру Республики Татарстан).

3. Организациям и лицам,

осуществляющим по роду своей

деятельности перевозку денежных средств:

- усовершенствовать систему кадрового отбора и подготовки сотрудников, осуществляющих перевозку денежных средств;

- регулярно проводить обучение и

инструктажи сотрудников,

осуществляющих перевозку денежных средств, по действиям при возникновении экстремальных ситуаций;

- обеспечивать безопасность лиц,

осуществляющих перевозку денежных средств, путем привлечения

дополнительных сил, а также разработки запасных маршрутов их передвижения;

- обеспечивать перевозку денежных

средств только с привлечением профессионально обученных

лицензированных и соответствующим образом экипированных сотрудников, а также специально оснащенных транспортных средств;

- усилить контроль за

распространением информации о месте, времени и количестве перевозимых ценностей и денежных средств;

- усовершенствовать техническую оснащенность и безопасность объектов, связанных с перевозкой денежных средств

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.- С. 264.

2. Прохорова М.И. Предупреждение грабежей и разбоев: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. -С. 9-10.

3. Вдовиченко В.П. Специально-криминологические меры предупреждения грабежей и разбойных нападений, совершаемых в группе//Общество и право. - 2009. - №4. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 09.12.2010.

4. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты: монография. - М.: Профобразование, 2003. - С. 360.

5. См., например, Вдовиченко В.П. Указ.раб.

6. Коровин А.Б. Основные меры по профилактике грабежей и разбойных нападений на граждан и салоны сотовой связи с целью завладения мобильными телефонами// Общество и право.- 2009.- №4. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 09.12.2010.

7. По данным Управления уголовного розыска МВД по Республике Татарстан, за период 2005-2009 гг. на территории республики зарегистрировано 47 преступлений в отношении 50 перевозчиков денежных средств. За их совершение к уголовной ответственности привлечено 19 человек.

8. Указание МВД по Республике Татарстан от 12.03.2005 г. №24/781.

9. По данным МВД по Республике Башкортостан, за период 2005-2009 гг. в республике не зарегистрировано ни одного преступления в отношении перевозчиков денежных средств.

10. По данным МВД по Удмуртской Республике, за период 2005-2009 гг. в республике зарегистрировано 6 преступлений в отношении перевозчиков денежных средств.

11. По данным МВД по Чувашской Республике, за период 2005-2009 гг. в республике зарегистрировано 2 преступления в отношении перевозчиков денежных средств.

12. Протокол внеочередного расширенного заседания Координационно-методического совета МВД по Чувашской Республике по организации взаимодействия с негосударственными структурами безопасности по вопросам обеспечения безопасности объектов финансово-кредитной сферы, в том числе при перевозке денежных средств и материальных ценностей от 01.10.2009 г. №3.

13. Всего был опрошен 131 сотрудник подразделений уголовного розыска органов внутренних дел республик Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия и Чувашия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.