Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологически безопасная образовательная среда / психологическое консультирование / психолого-педагогическая коррекция и реабилитация / социально-психологическое обучение / формирующаяся личность / psychologically safe educational environment / psychological counseling / psychological and pedagogical correction and rehabilitation / socio-psychological training / emerging personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Р. Джиоева, А.Г. Бесаева

В сложившейся социокультурной ситуации качество образования во многом детерминируется характером пространства, в котором реализуется педагогический процесс. Поэтому проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в настоящее время все более высокую актуальность. В данной статье раскрывается суть главных направлений деятельности педагогов, направленной на обеспечение психологической безопасности учебно-воспитательного процесса современной школы: психологического консультирования, психолого-педагогической коррекции и реабилитации, социально-психологического обучения. В итоге их реализации способствует гуманистически ориентированное, психологически комфортное образовательное пространство, характеризующееся включенностью всех учащихся в образовательный процесс в качестве его активных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Р. Джиоева, А.Г. Бесаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ACTIVITIES AIMED AT ENSURING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the current socio-cultural situation, the quality of education is largely determined by the nature of space in which the pedagogical process is implemented. Therefore, the problem of psychological safety of the educational environment is currently becoming increasingly relevant. Thе article reveals the essence of the main activities of teachers aimed at ensuring the psychological safety of the educational process of a modern school: psychological counseling, psychological and pedagogical correction and rehabilitation, socio-psychological training. As a result of their implementation, a humanistically oriented, psychologically comfortable educational space, characterized by the involvement of all students in the educational process as its active subjects is provided.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Рис. 1. Уровень использования VR-технологий зарубежными компаниями в2023 т

По статистическим данным можно сделать вывод о том, что все большее количество компаний внедряют в свой производственный процесс данную технологию.

Библиографический список

Внедрение виртуальной реальности в психологическую подготовку менеджеров представляет собой инновационный и многогранный подход, объединяя различные точки зрения и аспекты:

1. Эффективность и точность: VR обеспечивает точную эмуляцию реальных сценариев, что делает тренировку менеджеров более эффективной и реалистичной. Это позволяет развивать навыки управления, коммуникации и принятия решений в условиях, максимально приближенных к реальным [12].

2. Индивидуализация и технологический прогресс: возможность индивидуализации обучения и использование передовых технологий поддерживают эффективность процесса. VR не только сокращает время обучения, но и обеспечивает доступ к высококачественным обучающим сценариям [13, с. 149-150].

3. Этические вопросы и безопасность: важно уделить внимание этическим вопросам, таким как приватность данных и безопасность участников обучения. Развитие строгих стандартов безопасности является ключевым аспектом успешной реализации VR-подхода [14, с. 110-111].

4. Перспективы развития: с постоянным развитием технологий, ожидается, что VR-технологии будут продолжать играть ключевую роль в психологической подготовке менеджеров. Перспективы развития данной методики связаны с усовершенствованием виртуальных сред и их доступностью.

В целом применение VR-технологий в подготовке менеджеров представляет собой перспективное направление, объединяющее психологию, технологии и бизнес-цели для создания эффективных и инновационных методов обучения.

1. Бондарева r.A. Иммерсивные технологии в современном высшем профессиональном образовании. Современный ученый. 2023; № 4: 230-235.

2. ВиловатыxA.В.Манипулированиесоциальным поведениемвусловияхцифровой среды. Дискурс-Пи. 2020; Т. 17, № 2 (39): 149-164.

3. Гвоздева A.A. Влияние обучающих VR-программ на психологическую подготовку к экстремальным ситуациям. Личностные ресурсы антистарения. Москва: Общество сограниченной ответственностью«Русайнс»,2024: 269-281.

4. Исупова Т.Н. Психологические аспекты включения технологии дополненной реальности в образовательное пространство цифровой школы. Концепт. Научно-методи-ческийэлектронныйжурнал.2020;№ 10:122-131.

5. Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании. Современное педагогическое образование. 2022; № 6: 17-22.

6. Лизунков В.Г. Внедрение основ нейропедагогики в систему подготовки трудовых ресурсов на основе образовательно производственного кластера в условиях устойчивого развития. РНФ. Москва: Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами, 2023.

7. Скоробогатова Т.Н., Бузанов К.Э. Психоэмоциональная подговка военнообязанных к экстремальным ситуациям средствами виртуальной реальности. Личностные ресурсы антистарения. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024.

8. Смолин A.A., Туликов НА Эффективность использования технологий виртуальной реальности в методиках лечения дентофобии для облегчения психофизиологического состояния пациентов стоматолога. Культура и технологии. 2021; Т. 6, № 2: 55-63.

9. Соколова Т.Ю., Фазылзянова Г.И., Ефграфова Е.Е., Aстапович Е.В. Виртуальная реальность как объект и инструмент познания: прикладные аспекты. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2021; № 2 (30): 161-166.

10. Терещенко П.В., Бакаев МА Взаимодействие в человеко-компьютерных системах: учебное пособие. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2021.

11. Харисова Н.М., Миндубаева ФА, Смирнова Л.М. Психофизиологические аспекты VR-технологий в образовании. Биология и интегративная медицина. 2021; № 6 (53): 391-397.

12. Чжао Ф. Особенности технологий виртуальной реальности VR в психологической подготовке менеджеров в Китае. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 76-4.

13. Чжао Ф. Применение технологии виртуальной реальности в обучении профессиональным способностям и психологической подготовке профессиональных менеджеров. Психология когнитивных процессов. 2022; № 11: 141-151.

14. ШкитроновМ.Е.Технологиявиртуальнойреальностив обучениисотрудников противопожарных служб. Педагогическое образование. 2023; Т. 4, № 7: 110-113.

References

1. BondarevaG.A.Immersivnye tehnologiivsovremennom vysshem professional'nom obrazovanii. Sovremennyjuchenyj. 2023; № 4: 230-235.

2. Vilovatyh A.V. Manipulirovanie social'nym povedeniem v usloviyah cifrovoj sredy. Diskurs-Pi. 2020; T. 17, № 2 (39): 149-164.

3. Gvozdeva A.A. Vliyanie obuchayuschih VR-programm na psihologicheskuyu podgotovku k 'ekstremal'nym situaciyam. Lichnostnyeresursy antistareniya. Moskva: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Rusajns", 2024: 269-281.

4. IsupovaT.N. Psihologicheskie aspekty vklyucheniyatehnologii dopolnennoj real'nosti v obrazovatel'noe prostranstvo cifrovoj shkoly. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2020; № 10: 122-131.

5. Korneeva N.Yu., Uvarina N.V. Immersivnye tehnologii v sovremennom professional'nom obrazovanii. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2022; № 6: 17-22.

6. Lizunkov V.G. Vnedrenie osnov nejropedagogiki v sistemu podgotovki trudovyh resursov na osnove obrazovatel'no proizvodstvennogo klastera v usloviyah ustojchivogo razvitiya. RNF. Moskva: Provedenie fundamental'nyh nauchnyh issledovanij i poiskovyh nauchnyh issledovanij malymi otdel'nymi nauchnymi gruppami, 2023.

7. Skorobogatova T.N., Buzanov K.'E. Psiho'emocional'naya podgovka voennoobyazannyh k 'ekstremal'nym situaciyam sredstvami virtual'noj real'nosti. Lichnostnye resursy antistareniya. Moskva: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Rusajns", 2024.

8. Smolin A.A., Tulikov N.A. 'Effektivnost' ispol'zovaniya tehnologij virtual'noj real'nosti v metodikah lecheniya dentofobii dlya oblegcheniya psihofiziologicheskogo sostoyaniya pacientov stomatologa. Kul'tura i tehnologii. 2021; T. 6, № 2: 55-63.

9. Sokolova T.Yu., Fazylzyanova G.I., Efgrafova E.E., Astapovich E.V. Virtual'naya real'nost' kak ob'ekt i instrument poznaniya: prikladnye aspekty. 'Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 2021; № 2 (30): 161-166.

10. Tereschenko P.V., Bakaev M.A. Vzaimodejstvie v cheloveko-komp'yuternyh sistemah: uchebnoe posobie. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2021.

11. Harisova N.M., Mindubaeva F.A., Smirnova L.M. Psihofiziologicheskie aspekty VR-tehnologij v obrazovanii. Biologiya iintegrativnaya medicina. 2021; № 6 (53): 391-397.

12. Chzhao F. Osobennosti tehnologij virtual'noj real'nosti VR v psihologicheskoj podgotovke menedzherov v Kitae. Problemy sovremennogo pedagogcheskogo obrazovaniya. 2022; № 76-4.

13. Chzhao F. Primenenie tehnologii virtual'noj real'nosti v obuchenii professional'nym sposobnostyam i psihologicheskoj podgotovke professional'nyh menedzherov. Psihologiya kognitivnyh processov. 2022; № 11: 141-151.

14. Shkitronov M.E. Tehnologiya virtual'noj real'nosti v obuchenii sotrudnikov protivopozharnyh sluzhb. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2023; T. 4, № 7: 110-113.

Статья поступила в редакцию 09.01.24

УДК 371

Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladilavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tshinval, South Ossetia), E-mail: azabesaeva64@mail.ru

THE MAIN ACTIVITIES AIMED AT ENSURING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. In the current socio-cultural situation, the quality of education is largely determined by the nature of space in which the pedagogical process is implemented. Therefore, the problem of psychological safety of the educational environment is currently becoming increasingly relevant. The article reveals the essence of the main activities of teachers aimed at ensuring

the psychological safety of the educational process of a modern school: psychological counseling, psychological and pedagogical correction and rehabilitation, so-cio-psychological training. As a result of their implementation, a humanistically oriented, psychologically comfortable educational space, characterized by the involvement of all students in the educational process as its active subjects is provided.

Key words: psychologically safe educational environment, psychological counseling, psychological and pedagogical correction and rehabilitation, socio-psychological training, emerging personality

А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет имени КЛ Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, проф., Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова, г. Цхинвал, E-mail: azabesaeva64@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В сложившейся социокультурной ситуации качество образования во многом детерминируется характером пространства, в котором реализуется педагогический процесс. Поэтому проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в настоящее время все более высокую актуальность. В данной статье раскрывается суть главных направлений деятельности педагогов, направленной на обеспечение психологической безопасности учебно-воспитательного процесса современной школы: психологического консультирования, психолого-педагогической коррекции и реабилитации, социально-психологического обучения. В итоге их реализации способствует гуманистически ориентированное, психологически комфортное образовательное пространство, характеризующееся включенностью всех учащихся в образовательный процесс в качестве его активных субъектов.

Ключевые слова: психологически безопасная образовательная среда, психологическое консультирование, психолого-педагогическая коррекция и реабилитация, социально-психологическое обучение, формирующаяся личность

Актуальность исследования определяется тем, что действенность и эффективность современного образования, создание оптимальных условий для успешного формирования социально значимых качеств развивающейся личности во многом определяется качеством организации того пространства, в котором реализуется целостный учебно-воспитательный процесс. Вот почему образовательная среда современной школы должна непременно являться психологически безопасным пространством для полноценного развития формирующейся личности. В этой связи все работники образования - учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, администрация - должны обладать соответствующими компетенциями по обеспечению психологической безопасности образовательной среды и уметь действовать согласованно в данном направлении [1-11].

Цель данной статьи состоит в исследовании главных направлений деятельности педагогов, направленной на обеспечение психологической безопасности учебно-воспитательного процесса современной школы.

Основные задачи статьи:

- проанализировать положительные характеристики, которые могут быть приняты на вооружение педагогами в ходе реализации психологического консультирования, психолого-педагогической коррекции, психолого-педагогической реабилитации, социально-психологического обучения в школьных условиях.

- предложить рекомендации по использованию данных направлений деятельности педагогов по обеспечению психологически безопасной образовательной среды.

Методы исследования: анализ научно-педагогической и психологической литературы, беседы с педагогами-предметниками, классными руководителями, воспитателями, учащимися и их родителями с целью разработки необходимых мер по обеспечению психологически безопасной образовательной среды.

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей психолого-педагогического взаимодействия, направленного на формирование в школьных условиях психологически безопасной образовательной среды.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний о формах и видах психолого-педагогической деятельности в контексте обеспечения условий для психологически безопасной образовательной среды.

Практическая значимость статьи состоит в возможности использования ее материалов в работе школьных педагогов и психологов по решению проблемы психологической безопасности образовательного пространства.

В числе основных направлений деятельности специалистов по обеспечению психологически безопасной образовательной среды учеными выделяются следующие: психологическое консультирование, психолого-педагогическая коррекция, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.

Под психологическим консультированием обычно понимается оказание адресной помощи субъектам учебно-воспитательного процесса в осуществлении рефлексии по поводу собственного поведения и объективной самооценки, адаптации в сложных жизненных ситуациях, достижении эмоциональной комфортности и конструировании благоприятного интерперсонального взаимодействия [1].

Психологическое консультирование трактуется учеными как особый вид социального (включая и межличностное) взаимодействия, реализуемого в русле оказания психологической помощи конкретному нуждающемуся в ней субъекту. В ходе данного взаимодействия соответственно обученный, профессионально компетентный и обладающий необходимыми полномочиями специалист содействует индивиду в конструктивном решении его вопроса, в предупреждении или нейтрализации трудностей психологического плана. Цель консультирования состоит, по мнению О.В. Галустовой, в разъяснении индивиду сути сложившейся у него жизненной ситуации и оказании помощи в решении проблемы эмоционального или межличностного характера [3]. Количество субъектов, обратившихся за помощью по определенному вопросу, позволяет определить индивидуальную и групповую формы консультирования.

Преимущество индивидуальной формы состоит в возможности проведения более интенсивной работы по решению проблемы, касающейся тщательного учета индивидуальных особенностей и раскрытию возможностей конкретной развивающейся личности. Групповая форма характеризуется следующим рядом преимуществ:

- возможностью транслирования информации через осуществление обратной связи;

- получение индивидом эмоционального подкрепления и активной поддержки со стороны других субъектов взаимодействия, сталкивающихся с подобными проблемами;

- формирование умений и навыков через активное сотрудничество с другими участниками взаимодействия;

- реализация экономического интереса.

Установление формы работы детерминируется выбором субъекта, его индивидуальными особенностями, спецификой рассматриваемых вопросов, выбором методов и приемов общения и др.

Характер контактирования специалиста с обратившимся к нему субъектом позволяет использовать такие формы психологического консультирования, как очная, предполагающая непосредственное, контактное взаимодействие с индивидом, и заочная, осуществляемая дистанционно посредством телефона доверия, электронной почты и пр.

Психолого-педагогическая коррекция трактуется в научном знании как деятельность, направленная на нейтрализацию отклонений в личностном развитии индивида, гармонизацию его психического здоровья и исключения деформаций [1]. Она представляет собой такую форму взаимосвязанной учебно-воспитательной деятельности педагога, психолога и родителей учащегося, основу которой составляет совокупность психологических воздействий, направленных на коррекцию отклонений в психическом развитии с помощью знания возрастных, социокультурных и индивидуальных норм развития [8].

Коррекционные мероприятия классифицируются учеными по следующим признакам:

- по направленности: а) симптоматичные, состоящие в кратковременном воздействии, направленном на исключение выраженных нездоровых явлений в личностном становлении; б) каузальные, предполагающие нейтрализацию или исключение причин аномальных проявлений;

- по содержанию: заключающиеся в коррекции а) когнитивной, аффективно-волевой, поведенческой сфер личности, б) интерперсонального, внутригруп-пового, детско-родительского взаимодействия;

- по форме взаимодействия с субъектом: а) индивидуальные, б) групповые, в) комбинированные;

- по наличию или отсутствию программы: а) спроектированные, б) экс-промтные;

- по характеру организации корректирующего процесса: а) категоричные; б) некатегоричные;

- по протяженности во времени: а) сверхкратковременные (сверхкраткая), продолжающиеся от нескольких минут до нескольких часов; б) кратковременные, протекающие несколько часов или дней; в) длительные, происходящие в продолжение месяцев и состоящие в коррекции личностного содержания проблемных вопросов; г) сверхдлительные, продолжающиеся годы и касающиеся содержания сознательного и бессознательного пространства личности;

- по количеству и соотношению поставленных задач: а) общие, б) частные, в) специальные [8].

Применение метода психолого-педагогической коррекции в ходе обеспечения психологически безопасной учебно-воспитательной среды нацелено на достижение благоприятных поведенческих преобразований и предусматривает следующие направления деятельности:

- формирование позитивной мотивации индивида;

- синтезирование и обогащение его личного опыта;

- совершенствование процесса саморегуляции формирующейся личности;

- повышение устойчивости к нервным нагрузкам, укрепление личностных ресурсов индивида;

- наращивание социальных связей и обогащение благоприятного социального опыта субъекта;

- совершенствование процесса социальной адаптации;

- нейтрализация или устранение проявлений неадекватного поведения;

- снижение или снятие эмоционального и соматического напряжения [3].

Осуществление указанного направления деятельности требует строгого

учета нижеследующих принципов конструирования коррекционных программ, устанавливающих стратегию и тактику, методы и средства психолого-педагогического взаимодействия:

- принципа систематичности коррекционных, профилактических и развивающих задач, который означает, что психолого-педагогическое взаимодействие должно быть направлено не только на коррекцию установленных аномалий, но и на обеспечение условий для реализации потенциала гармонического развития каждого конкретного индивида;

- принципа взаимосвязи коррекционного воздействия и диагностической работы, отражающего единство деятельности по осуществлению психологической поддержки;

- принципа реализации казуальной коррекции, который означает, что приоритетная задача проведения коррекционных мероприятий заключается в исключении или нейтрализации причин ряда отклонений в развитии;

- принципа учета психолого-возрастных и специфических особенностей школьников, предполагающего осуществление координированности требований соответствия хода психического и личностного развития индивида с нормативными показателями;

- принципа усложнения, смысл которого состоит в том, что коррекционная деятельность, осуществляемая на высоком уровне сложности для конкретного индивида, является для него наиболее продуктивной и позволяет поддерживать интерес к выполняемой работе, получать удовлетворение от нее;

- принципа учета эмоциональной сложности материала, состоящего в необходимости создания благоприятного эмоционального фона проводимых занятий, предлагаемых игр и упражнений, стимулирования в данном процессе положительных эмоций [8].

Психолого-педагогическая реабилитация состоит в систематичном целенаправленном воздействии на субъектов образовательного процесса, способствующем мобилизации адаптивных механизмов личности в психологически сложных обстоятельствах [1, с. 7].

Психолого-педагогическая реабилитация направлена на решение широкого круга задач психологического содействия, в первую очередь таких как:

- налаживание оптимального психического состояния;

- возмещение расстроенных психических функций;

- согласование образа Я с развивающимися социально-личностными ситуациями;

- оказание поддержки в формировании благоприятного взаимодействия с референтными лицами и группами.

Социально-психологическое обучение представляет собой организацию группового взаимодействия, направленного на активное сопровождение процесса усвоения продуктивных способов и приемов совместной деятельности. При таком взаимодействии исключается вероятность проявления психологического насилия, оно предполагает формирование социально-психологических умений, способствующих реализации развивающего воспитания, обеспечению психологической защищенности индивида и обеспечению содействия в решении возникающих проблем [1-9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный вид обучения предполагает такое взаимодействие субъектов, при котором сама группа (включая и ведущего) трансформируется в модель для изучения социально-психологических ситуаций, разрешение которых требует использования навыков, отличающихся высокой значимостью в конкретном виде деятельности [3].

Указанный вид обучения, пробуждая интерес к психическим явлениям, детерминирующим и сопровождающим взаимодействие субъектов, направлен на сознательное формирование оптимальных моделей духовной жизни как элементов культуры психической деятельности.

Активное социально-психологическое обучение нередко осуществляется в форме тренингов, направленных на достижение конкретных целей: устойчивости к неблагоприятному воздействию социальной группы, на формирование жизненно необходимого социального опыта и др.). Под тренингом обычно понимается полифункциональный метод целенаправленных преобразований психологических феноменов индивида или группы, гармонизирующих их личностное или производственное взаимодействие [8]. По выражению Л.А. Петровской, социально-психологический тренинг представляет собой средство взаимодействия, направленное на становление соответствующих установок и умений, накопление и обогащение опыта в области интерперсонального общения, средство формирования компетентности во взаимодействии [9].

Использование социально-психологического тренинга при обучении жизненно важным умениям имеет ряд преимуществ:

- группа рассматривается как мини-модель социума, в которой субъект взаимодействия должен проявлять те же умения, использовать те же способы эмоционального реагирования и поведенческие реакции, что и в реальном жизненном взаимодействии;

- группа осуществляет обратную связь по отношению к поведению субъекта и, исходя из нее, последний может осознавать значение собственных поведенческих установок и при необходимости трансформировать их в более конструктивные;

- наличие групповой динамики, трактуемой как развитие социально-психологических феноменов, определенным образом воздействующих на членов группы по мере ее преобразования;

- возможность эмоционального содействия со стороны других членов группы, переживающих общие проблемы;

- возможность приобретения новых умений и навыков, более конструктивных способов контактирования с окружающими, более оптимальных путей решения складывающихся противоречий и проблем через взаимодействие с другими членами группы [3].

В русле деятельности по организации психологически безопасного учебно-воспитательного пространства персоналом образовательной организации проводятся следующие мероприятия:

- осуществляется работа по адаптации детей к режиму учреждения; разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению учащихся и воспитанников в адаптационный период;

- осуществляется диагностика детей, переводящихся из старшей группы в подготовительную (в пятилетнем возрасте) в плане их подготовленности к предстоящему обучению; создается комплекс заданий и упражнений для работы с детьми в контексте дальнейшего преодоления выявленных пробелов в ходе подготовки к школе;

- при приеме детей в первые классы устанавливается уровень их психологической и когнитивной готовности к соответствующему этапу обучения в целях раннего выявления возможных нарушений и их коррекции; проектируется проведение (при необходимости) совместной с родителями индивидуальной работы с будущими первоклассниками, направленной на обеспечение более высокого уровня их адаптации к школьному обучению и гармонизации дальнейшего развития;

- осуществляется психологическая диагностика детей при переходе из начальной школы в среднюю, из средней общей в профильную, проектируется проведение совместной с учителями, воспитателями, родителями работы с учащимися с учетом их готовности к обучению на следующей ступени школьного образования;

- проводится работа по предотвращению психологической и физической перегрузки учащихся, а также нервных срывов, обусловленных ситуациями взаимодействия, складывающимися в ходе воспитания и обучения;

- организуется ряд психолого-педагогических консилиумов, направленных на аспектный анализ поведения и уровня развития обучающихся, в целях наиболее глубокого раскрытия их склонностей, способностей, индивидуальных личностных качеств;

- осуществляется целенаправленная деятельность по установлению благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, повышению эффективности общения между взрослыми субъектами взаимодействия, конструктивного сотрудничества педагогов с учащимися и воспитанниками, по психолого-педагогическому консультированию учителей-предметников, воспитателей и других работников средних образовательных организаций;

- проводится работа по совершенствованию коммуникативных навыков педагогов, по предупреждению и устранению психологической и физической перегрузки членов коллектива образовательного учреждения;

- осуществляется анализ школьного плана учебно-воспитательной деятельности, проектируемых и реализованных мероприятий в контексте их согласованности с уровнем возрастных возможностей и особенностей обучающихся, с актуальными задачами их личностного становления [2].

Как совершенно справедливо утверждает В.С. Ермолаева, инновации в системе образования и воспитания нацелены прежде всего на учащихся или воспитанников и практически не затрагивают представителей педагогического персонала. При этом следует отметить, что последние вынуждены выполнять довольно широкий спектр психолого-педагогической нагрузки:

- индивидуальной, имеющей место при исполнении собственных функциональных обязанностей, при взаимодействии с учащимися и их родителями, при посещении различных дополнительных мероприятий и пр.;

- групповой, проявляющейся при взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией, в психологическом давлении со стороны коллег, в отстаивании собственных прав и др. [5].

По утверждению Н.П Зотовой, приоритетным фактором прочности психологической безопасности образовательной среды можно считать благоприятное и конструктивное взаимодействие педагога и обучающегося, при котором первый выступает в качестве главнейшего его стабилизатора и движущей силы. Пармо-ничное взаимодействие педагога с учащимся представляется возможным лишь в атмосфере полного душевного комфорта обоих и положительного социально-психологического климата в образовательной организации - климата, который инициирует, поддерживает и даже интенсифицирует процессы как личностного, так и производственного развития и совершенствования [6].

По результатам ряда психологических исследований [1; 2; 5; 9], основными причинами, провоцирующими трудности работы педагогов и приводящими к дестабилизации психологической безопасности образовательного пространства, выступают следующие:

- фактическое лишение педагога «права на ошибку»;

- низкий уровень стимулирования педагогического труда;

- постоянная нехватка свободного времени и условий для рационального отдыха учителя;

- недостаточность возможностей и условий для самореализации педагога;

- низкий уровень развития системы психологической поддержки в образовательной организации.

Подобные обстоятельства при отсутствии должной психологической поддержки могут приводить даже к профессиональной деформации личности педагога. Поэтому психологически безопасной может считаться, с нашей точки зрения, лишь такая образовательная среда, субъекты которой характеризуются положительным отношением к ней, высоким уровнем удовлетворенности ее

Библиографический список

функциональностью и защищенностью от каких бы то ни было проявлений психологического насилия во взаимодействии.

В качестве вывода на основании вышеизложенного необходимо отметить, что психологически безопасное образовательное пространство есть итог взаимосвязанной, систематичной, продолжительной, тщательно структурированной психолого-педагогической деятельности, результат которой состоит в создании:

- гуманистически ориентированной учебно-воспитательной системы образовательной организации;

- единого воспитательно-образовательного пространства в окружающей учреждение социальной среде;

- включенности каждого обучающегося в образовательный процесс в качестве активного субъекта;

- наличия значимых для школьников сообществ, обеспечивающих удовлетворение их потребности в интерперсональном взаимодействии и отличающихся единым характером взаимоотношений, исходящих из взаимной требовательности и взаимного уважения.

1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие. Москва: Эконом-Информ, 2019.

2. Бобрышева И.В. К вопросу о психологической безопасности образовательной среды. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2019: 26-28.

3. Галустова О.В. Психологическое консультирование. Москва: Приориздат, 2016.

4. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Семья и школа: педагогические основы воаимодействия. Уфа: Аэтерна, 2022.

5. Ермолаева В.С. Особенности обеспечения психологической безопасности личности в образовательном пространстве детского сада. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2019: 30-31.

6. Зотова Н.Г Ценностно-смысловое пространство образовательной среды. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2019: 11-13.

7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Москва, 1991.

8. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. Москва: Наука, 2017.

9. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Москва: Смысл, 2017.

10. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии. Оренбург, 2009: 127-146.

11. Сальцева С.В., Жданова С.Н., Пак Л.Г, Кочемасова Л.А. Профессиональная компетентность современного социального работника: модель, технологии, иннова-тика развития: коллективная монография. Оренбург, 2013.

References

1. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy: uchebnoe posobie. Moskva: 'Ekonom-Inform, 2019.

2. Bobrysheva I.V. K voprosu o psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy. Gumanno-lichnostnoe prostranstvo soprovozhdeniya sem'i v realiyah XXI veka: materialy I regional'nyh pedagogicheskih chtenij. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo, 2019: 26-28.

3. Galustova O.V. Psihologicheskoe konsul'tirovanie. Moskva: Priorizdat, 2016.

4. Gacalova L.B., Parsieva L.K. Sem'ya i shkola: pedagogicheskie osnovy voaimodejstviya. Ufa: A'eterna, 2022.

5. Ermolaeva V.S. Osobennosti obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve detskogo sada. Gumanno-lichnostnoe prostranstvo soprovozhdeniya sem'i v realiyah xXi veka: materialy I regional'nyh pedagogicheskih chtenij. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo, 2019: 30-31.

6. Zotova N.G. Cennostno-smyslovoe prostranstvo obrazovatel'noj sredy. Gumanno-lichnostnoe prostranstvo soprovozhdeniya sem'i v realiyah XXI veka: materialy I regional'nyh pedagogicheskih chtenij. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo, 2019: 11-13.

7. Lesgaft P. F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie. Moskva, 1991.

8. Novikov A.M. Obrazovatel'nyjproekt: metodologiya obrazovatel'noj deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 2017.

9. Petrovskaya L.A. Obschenie - kompetentnost' - trening. Moskva: Smysl, 2017.

10. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyj pedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii. Orenburg, 2009: 127-146.

11. Sal'ceva S.V., Zhdanova S.N., Pak L.G., Kochemasova L.A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo social'nogo rabotnika: model', tehnologii, innovatika razvitiya: kollektivnaya monografiya. Orenburg, 2013.

Статья поступила в редакцию 10.01.24

УДК 378

Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Stavropol Branch of Krasnodar University

(Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

Radzievskaya N.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Pathophysiology, Savropol State Medical University (Stavropol, Russia),

E-mail: ONG82@mail.ru

INNOVATIVE METHODS IN TEACHING FORENSIC DISCIPLINES - FORENSIC MEDICINE AND FORENSIC PSYCHIATRY. The article says about the reproductive and productive technologies in teaching criminalistic disciplines. The authors of the article focus on the application of modern pedagogical technologies in teaching, the use of productive methods in teaching through a combination of reproductive and productive technologies. The authors of the article recommend combining reproductive and productive methods in teaching disciplines based on information that requires careful assimilation of both medical and legal knowledge, starting with reproductive methods, and then gradually increasing the share of productive methods in teaching. Solving professionally oriented tasks and analyzing the results obtained are possible only after qualitative assimilation and consolidation of basic theoretical material. The article provides examples of the use of a combination of reproductive and productive methods in teaching criminalistic disciplines, such as Forensic medicine, Forensic Psychiatry.

Key words: teaching, innovative methods, criminalistic disciplines, developmental education, reproductive technologies, productive technologies

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

Н.Г. Радзиевская, канд. мед. наук, доц., Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: ONG82@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ - СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ

В статье рассматриваются репродуктивные и продуктивные технологии в обучении дисциплинам криминалистической направленности. Авторы статьи активизируют внимание на применении современных педагогических технологий в преподавании, использовании продуктивных методов в обучении через сочетание репродуктивных и продуктивных технологий. Авторы статьи рекомендуют сочетать в обучении по дисциплинам, в основе которых лежит инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.