Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1240
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА / РЕФЕРЕНТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL TRAUMA / REFERENCE SIGNIFICANCE / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / PSYCHOLOGICAL SECURITY / MENTAL COMFORT / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джиоева Айна Руфиновна, Бесаева Аза Герсановна, Хадикова Инесса Муратовна

В статье рассматриваются основные факторы риска в контексте функционирования образовательной среды и характеризуются важнейшие условия ее психологической безопасности. Это отсутствие психологического насилия в межличностном взаимодействии субъектов учебно-воспитательного процесса, доверительный характер данного взаимодействия, сохранение и укрепление психического здоровья, организация насыщенного образовательного пространства, стимулирующего продуктивное развитие его субъектов. Именно качеством образовательной среды определяется жизнеспособность любого социума, потому так значительно и необходимо обеспечение высокого уровня ее психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL SECURITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article considers the main risk factors in the context of the functioning of the educational environment and describes the most important conditions of its psychological security. They’re the absence of psychological violence in the interpersonal interaction of subjects of the educational process, the confidential nature of this interaction, the strengthening of mental health, the organization of rich educational space that stimulates the productive development of its subjects. It is the quality of the educational environment that determines the viability of any society, that’s why it is so important and necessary to ensure a high level of psychological security.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

13. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. - С. 39-45.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Джиоева Айна Руфиновна

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (г. Владикавказ);

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Бесаева Аза Герсановна

Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова (г. Цхинвал);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Хадикова Инесса Муратовна

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (г. Владикавказ)

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются основные факторы риска в контексте функционирования образовательной среды и характеризуются важнейшие условия ее психологической безопасности. Это отсутствие психологического насилия в межличностном взаимодействии субъектов учебно-воспитательного процесса, доверительный характер данного взаимодействия, сохранение и укрепление психического здоровья, организация насыщенного образовательного пространства, стимулирующего продуктивное развитие его субъектов. Именно качеством образовательной среды определяется жизнеспособность любого социума, потому так значительно и необходимо обеспечение высокого уровня ее психологической безопасности.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая травма, референтная значимость, психологическое насилие, психологическая безопасность, психическая комфортность, межличностное взаимодействие.

Annotation. The article considers the main risk factors in the context of the functioning of the educational environment and describes the most important conditions of its psychological security. They're the absence of psychological violence in the interpersonal interaction of subjects of the educational process, the confidential nature of this interaction, the strengthening of mental health, the organization of rich educational space that stimulates the productive development of its subjects. It is the quality of the educational environment that determines the viability of any society, that's why it is so important and necessary to ensure a high level of psychological security.

Keywords: educational environment, psychological trauma, reference significance, psychological violence, psychological security, mental comfort, interpersonal interaction

Введение. В настоящее время, в период радикальных перемен во всех сферах жизни социума, характеризующихся стремительно меняющимися условиями существования каждого конкретного индивида, налицо настоятельная необходимость оказания последнему психологической помощи и поддержки. Особую актуальность в данной связи приобретает проблема установления психологической защищенности в ситуации взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса и, следовательно, - создания условий для обеспечения психологической безопасности образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. Под психологической безопасностью образовательной среды обычно понимается такое ее состояние, которое характеризуется защищенностью ее субъектов от фактов психологического насилия в процессе межличностного взаимодействия, способствует осуществлению личностно-доверительного общения, содействует формированию референтной значимости среды и обеспечивает укрепление психического здоровья принадлежащих к ней лиц [3; 6; 9].

Поскольку любое образовательное учреждение призвано осуществлять профессиональную педагогическую деятельность, направленную на личностное развитие обучающихся, обеспечение психологической безопасности образовательной среды в нем характеризуется тремя уровнями -организационным, профессиональным, личностным. При этом как сама образовательная среда, так и все участники образовательного процесса могут выступать одновременно в качестве как субъектов, так и объектов реализации психологической безопасности. Данное обстоятельство диктует необходимость непременного учета следующих установленных рядом отечественных ученых [1; 2; 5; 9] психолого-педагогических факторов риска в контексте функционирования образовательной среды: а) условий реализации процесса обучения, представленных освещенностью учебных кабинетов, состоянием, расположением и размерами мебели, состоянием вентиляции и температурного режима помещений, полиграфическими параметрами и состоянием учебной и справочной литературы по образовательным дисциплинам и пр.); б) академической загруженности учащихся проявляющейся прежде всего в распределении учебной нагрузки по дням недели, соответствии временным показателям, установленным возрастными и гигиеническими нормами для выполнения домашней самостоятельной учебной работы и пр.); в) характера межличностного взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей ( наличие или отсутствие атмосферы конфликтности среди учащихся, наличия педагогических конфликтов, нарушенных детско-родительских взаимоотношений и т.п.).

Требование учета индивидуальных и личностных особенностей каждого учащегося в образовательном процессе школы, провозглашаемое гуманистической педагогикой, диктует необходимость формирования психологически комфортного и безопасного социокультурного пространства, не только способствующего приобретению системы знаний по учебным дисциплинам, но и обеспечивающего сохранение здоровья и гармоническое развитие личности всех участников психолого-педагогического взаимодействия. Между тем в течение ряда последних лет на освоение воспринимаемого информационного материала, включая процесс домашней самостоятельной работы, школьники затрачивают все большее количество времени, следствием чего нередко является существенное снижение их двигательной активности, являющейся главным условием полноценного физического развития.

Это приводит к значительному сокращению времени, остающегося у индивида для отдыха и других видов деятельности, помимо образовательной, не говоря уже о пребывании на свежем воздухе, что

неизбежно влечет за собой снижение учебной мотивации, затруднения в выполнении школьной нагрузки, а далее - развитие психогенной дезадаптации, и нервно-психических расстройств [2; 7; 81.

Имеются и другие факторы, существенно препятствующие обеспечению психологической защищенности образовательной среды. Значительную опасность для осуществления межличностного взаимодействия ее субъектов представляет психологическая травма, серьезно затрудняющая процесс как личностного, так и физического развития индивида, наносящая ущерб его психическому здоровью, препятствующая его успешной самоактуализации. Главным же источником психологической травмы, ее основной причиной является проявление психологического насилия в ходе реализации межличностного взаимодействия субъектов учебно-воспитательной деятельности.

Изживание указанных факторов риска должно способствовать повышению уровня психологической защищенности субъектов образовательного процесса и на этой основе - содействовать формированию безопасных отношений в их дальнейшей социальной жизни.

К характеристикам психологической безопасности образовательного пространства относят: а) отсутствие психологического насилия в межличностном взаимодействии субъектов учебно-воспитательного процесса; б) личностно-доверительный характер взаимодействия; в) сохранение и укрепление психического здоровья; г) нейтрализацию факторов риска для продуктивного личностного развития субъектов психолого-педагогического взаимодействия; д) организацию насыщенного образовательного пространства, стимулирующего продуктивное развитие субъектов.

Обеспечение психологической комфортности и безопасности образовательной среды предполагает проведение постоянного мониторинга условий реализации учебно-воспитательного процесса, что позволяет осуществлять контроль и коррекцию качества психолого-педагогического взаимодействия.

Недостаточная эмпирическая разработанность проблемы диктует необходимость определения основных факторов, призванных обеспечить эффективность процесса формирования психологической безопасности образовательной среды.

Первым из этих факторов является референтная значимость данной среды, фиксируемая как положительное отношение к ней. Определенную угрозу для психологической безопасности может представлять в данном контексте отсутствие у субъектов образовательной среды удовлетворенности главными характеристиками процесса взаимодействия, ибо именно в данном процессе сосредоточены предпосылки, условия, возможности личностного развития индивида. В качестве эмпирических проявлений указанного фактора выступают наличие эмоционального комфорта, возможности свободного выражения своей точки зрения, уважительного отношения к себе и другим, сохранение чувства собственного достоинства, осуществление взаимопомощи, учет личных проблем и затруднений, проявление внимания к просьбам и предложениям субъектов и др.

Следовательно, в качестве второго фактора выступает удовлетворенность субъектов образовательной среды всеми составляющими психолого-педагогического взаимодействия в ней. Именно удовлетворенность средовыми характеристиками и может служить средством обеспечения психологической безопасности учебно-воспитательного процесса. Психологически безопасное образовательное пространство, оцениваемое субъектами как референтно значимое, удовлетворяющее их основные потребности в личностно-доверительном взаимодействии, обеспечивающее психологическую защищенность субъектов, формируется на основе реализации конструктивного диалога и полилога, активного сотрудничества и непримиримости к проявлениям психологического насилия во взаимодействии, борьбы за сохранение и укрепление психологического здоровья каждого индивида.

Поэтому третий фактор состоит в обеспечении защищенности от проявления психологического насилия в условиях межличностного взаимодействия [4; 9].

Исходя из перечисленных факторов, выделяются и следующие диагностические показатели психологической безопасности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: а) уровень отношения к образовательной среде со стороны всех ее субъектов, б) уровень удовлетворенности ее характеристиками, в) уровень защищенности от возможного проявления психологического насилия в ходе межличностного взаимодействия субъектов данной среды.

К психологическим составляющим, или характеристикам школьной образовательной среды, способствующим обеспечению ее психологической безопасности, относятся уважительное отношение к каждому ее субъекту, доброжелательная атмосфера, работа над вовлечением учащихся в общественную жизнь школы, формированием у них социальных навыков взаимодействия, оказание помощи в кризисные периоды и др. Таким образом, при условии сформированности у субъектов учебно-воспитательного процесса всего комплекса указанных диагностических показателей можно говорить о полной психологической безопасности данной образовательной среды.

Психологическая безопасность учебно-воспитательного процесса обеспечивает школьнику состояние защищенности от посягательств на его достоинство, душевное благополучие, позитивное мировосприятие.

Любая акция, направленная на обеспечение и сохранение психологической безопасности субъектов школьной образовательной среды, должна быть поддержана и педагогами, и учащимися, и членами администрации, и родителями. Создание условий для психологической безопасности воспитательно-образовательного процесса осуществляется посредством систематической совместной деятельности учителя и учащихся. В ходе общения с педагогом на примере его отношения к другим людям, к социуму, к самому себе осуществляется формирование системы отношений школьников, их личностных и характерологических черт. Именно у педагога в условиях образовательной среды дети, учатся, например, своевременному выявлению возникающих проблем и определению перспектив их решения, конструктивной нейтрализации развивающихся в ходе общения конфликтных ситуаций, приобретают умения справляться со своими эмоциями по отношению к сверстникам и взрослым, уважительно относиться к точке зрения другого человека даже в случае несогласия с ней и др.

Учеными выявлен ряд критериев психического здоровья индивида, в числе которых следующие: 1) сформированность собственного физического и психического «Я», осознание его идентичности и стабильности; 2) чувство стабильности и сходства переживаний в аналогичных условиях; 3) критическое отношение к себе, к собственной психической деятельности и ее последствиям; 4) обусловленность психических реакций мощностью и многократностью средовых воздействий, характером социальных обстоятельств и ситуаций; 5) умение управлять собственными поведенческими актами согласно социальным

нормам, правилам, законам; 6) умение проектировать перспективы собственной жизнедеятельности и реализовывать их; 7) способность преобразования способов поведения в соответствии с изменяющимися жизненными обстоятельствами и условиями.

Как показывает обобщение вышеизложенного, обеспечение психического здоровья человека предполагает содействие в осуществлении его саморазвития; оказание помощи в профессиональном самоопределении и на его основе в проектировании дальнейшей жизнедеятельности; формирование и совершенствование способности к саморегулированию собственного поведения и управлению им; проведение профилактических мероприятий по предотвращению угрозы социальных опасностей, связанных, например, с употреблением наркотиков, вхождением в деструктивные общественные группировки и пр.).

Учеными выявлено, что сущность психологической безопасности непосредственно связана с эмоциональным равновесием индивида, присутствием у него положительных эмоций, его отношением к другим людям и самому себе [3; 6; 7]. Определяя эффективность межличностного взаимодействия, данный феномен предполагает наличие у человека высокого чувства собственного достоинства, осуществление им непрерывного личностного развития и продуктивной самореализации, проявление заботы и доверия к окружающим.

Имеются следующие основные показатели психического здоровья личности. Во-первых, это позитивное настроение, в котором пребывает индивид. Во-вторых - высокий уровень психических возможностей, позволяющих человеку благополучно выходить из различных сложных ситуаций, связанных с переживанием неудачи, тревоги, страха, нервного срыва и пр. Психические возможности человека отчасти связаны с особенностями его нервной системы, являющимися наследственными факторами. Например, один человек является по своей природе очень возбудимым, ввиду чего в большей мере подвержен нервным переживаниям, другой - напротив, менее впечатлителен и потому довольно легко преодолевает негативное психическое состояние. В то же время психические возможности во многом определяются способностью индивида управлять собственными эмоциями, поведением, несмотря на различные негативные воздействия. Навык управления своей психикой выступает в качестве основного показателя психического здоровья.

Вышеизложенное позволяет считать, что психологически безопасная образовательная среда характеризуется позитивным отношением к ней большинства субъектов учебно-воспитательного процесса, высоким уровнем удовлетворённости ее содержанием и защищённости от проявления психологического насилия в межличностном взаимодействии.

Именно в такой обстановке формируется здоровая личность, не предпринимающая деструктивных шагов в ущерб психологическому благополучию окружающей среды и ее субъектов. Таким образом, истинно безопасной в данном контексте является такая среда, в которой сохраняются, поддерживаются и укрепляются психическое здоровье и психологическое благополучие каждой личности.

Психическое здоровье и психологическое благополучие выступают в качестве основополагающих категорий, детерминирующих развитие каждого члена социума. Только в состоянии внутреннего спокойствия любой индивид способен к адекватному выполнению общественных, возрастных, культурных ролей, совершенствоваться на протяжении всей жизни. В школе важно создать комфортные условия психологической безопасности образовательной среды, чтобы ученики и учителя имели возможность удовлетворять свои основные потребности. Это позволит чувствовать себя защищенными, развивать психическое здоровье. Одним из важнейших условий формирования психически здоровой личности как раз и является безопасность образовательной среды, что диктует необходимость создания в школьных коллективах благоприятного психологического климата.

Следует помнить, что если одни дети могут учиться в любой психологической обстановке, то другим требуется оказание помощи в нейтрализации конфликтных ситуаций. Практика показывает, что в образовательных организациях с эффективной превентивной системой, в которой делается акцент на установлении психологической комфортности учащихся, гораздо выше уровень их ответственности и дисциплины. Главным компонентом такой системы является создание доброжелательного коллектива, характеризующегося атмосферой честного сотрудничества и взаимной поддержки. Важно вырабатывать у школьников поведенческие и коммуникативные навыки, умение правильно вести себя в проблемных и иных сложных ситуациях, что способствует формированию и обогащению их позитивного опыта, приобретаемого в процессе учебного и межличностного взаимодействия.

Важным фактором и необходимым условием формирования безопасной образовательной среды является здоровье учителя, которое выходит далеко за пределы его личного физического состояния. Управление своим здоровьем и настроением, сохранение личного достоинства позволяют ему, всегда находясь «в форме», эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс и обеспечивать оптимальный характер психолого-педагогического взаимодействия как на занятиях, так и во внеклассной работе. Ведь именно это определяет здоровье школьника в гораздо большей мере, чем следование санитарно-гигиеническим нормам и нормализация учебной нагрузки. Более того примеры способов действий и поведения, стили и типы отношений, используемые им в ходе психолого-педагогического взаимодействия, усваиваются и перенимаются школьниками, а затем проявляются в их поведении.

Однако следует отметить, что проблема здоровья учителя характеризуется довольно важной спецификой. Педагогическая деятельность реализуемая в сфере субъект-субъектного взаимодействия, связана, как известно, с высоким эмоциональным напряжением. И именно создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе и в образовательном учреждении в целом выступает в качестве главного условия положительного решения данной проблемы, а также способствует обеспечению уважительного отношения к личности, взаимоподдержки и взаимопомощи, доброжелательности и терпимости, самоуважения и самовосприятия всех субъектов образовательной среды.

В числе важнейших факторов и условий создания и сохранения безопасного образовательного пространства учеными отмечается психологическая культура личности как интегральная характеристика образовательной среды, обеспечивающая психологическое здоровье учителя и учащихся и раскрывающаяся в реализации педагогической деятельности и психолого-педагогического взаимодействия.

В структуре психологической культуры педагога как многомерного психологического образования выделяются следующие необходимые компоненты:

- когнитивный, предполагающий наличие комплекса психологических знаний о человеке и его социальном взаимодействии, системы объективных представлений о собственном психическом мире и индивидуально-личностных качествах, креативности, способности к социальному творчеству;

- рефлексивно-перцептивный, состоящий в проявлении наблюдательности, внимательности к окружающим, психологической проницательности, способности к идентификации, умении адекватного восприятия самого себя и других, наличии прогностических способностей;

- аффективный, заключающийся в развитой эмпатии, чувстве собственного достоинства, богатстве и действенности переживаний, чуткости к окружающим, умении сопереживать, а также в эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушии, милосердии;

- волевой, предполагающий наличие способности противостояния отрицательным эмоциональным воздействиям, исключения расстройства деятельности при интенсивной физической и психической занятости, самоконтроля, выдержки, настойчивости в утверждении и отстаивании моральных ценностей и принципов;

- коммуникативный, состоящий во владении навыками конструктивного общения с разными людьми, адекватного восприятия и передачи информации, в умении правильно конструировать собственные высказывания, логично и аргументированно излагать свою точку зрения;

- ценностно-смысловой, заключающийся в знании и соблюдении социальных и нравственных норм и правил, ценностного отношения к ним, ответственности, справедливости, проявлении интереса к людям, толерантности, гуманности, самоуважения и пр. [3; 7].

Психологическая культура выступает в качестве механизма социальной адаптации индивида и его взаимодействия с окружающими, залога его психического здоровья и продуктивности любой его деятельности, включая учебно-познавательную.

В ходе проектирования и моделирования образовательного пространства необходимо учитывать и факт присутствии почти у каждого учащегося общей внутренней цели, направленной на осознание собственной востребованности в микросоциуме, причастности к жизнедеятельности школы и своего места в ней. Данная общая цель, как указывают психологи, обычно воплощается в стремлении индивида к ощущению своей состоятельности, проявляющейся в трех направлениях: а) интеллектуальной состоятельности, ощущаемой в учебно-познавательной деятельности; б) коммуникативной состоятельности, предполагающей внесение индивидом своего вклада в жизнь классного коллектива; в) в деятельностной состоятельности, заключающейся в наличии определенного вклада учащегося в жизнь образовательного учреждения [6; 8; 9].

Интерес учащихся к познавательной деятельности, проявляющийся в желании посещать занятия, слушать объяснения педагогов и выполнять их задания, существенно возрастает в процессе личностно-ориентированного обучения, при наличии доброжелательных отношений с учителями и одноклассниками, предполагающих неформальное общение, осуществление сотрудничества, взаимоподдержки и взаимопомощи, а также учебной загруженности, не превышающей возрастных норм, интеллектуальных и физических возможностей каждого школьника.

Выводы. Таким образом, психологическая безопасность является важнейшим условием оптимального развития индивида, сохранения и укрепления его психического здоровья как основы жизнеспособности, залога жизненной успешности и благополучия. Именно качеством образовательной среды определяется жизнеспособность любого социума, потому так высока важность ее изучения, проектирования и моделирования. Потому так значительно обеспечение высокого уровня психологической безопасности в ее пространстве, создающем условия для обучения и воспитания подрастающего поколения, которое в недалеком будущем составит основу нашего общества.

Литература:

1. Аршинская Е.Л. Психопрофилактика в школе как способ сохранения психологического здоровья в пубертатный период // Вестник Восточно-Сибирской гос. академии образования. - 2013. - Вып. 16. -С. 140-143.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Союз, 2014. - 248 с.

3. Гераськина М.Г. Характеристика безопасности образовательных учреждений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - Вып. 3 (47). - С. 1б7-171.

4. Тимерьянова Л.Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. - Уфа: ИРО РБ., 2016 - 77 с.

5. Жупиева Е.И. Психология взаимодействия субъектов образования: учебное пособие. - Иркутск, 2014. - 248 с.

6. Корытова Г.С. Структура защитного и совладающего поведения в профессиональной деятельности педагогических работников // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 21. - С. 112-117.

7. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 40-54.

8. Рерке В.И., Бубнова И.С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз // Казанский педагогический журнал. -2016. - №3. - С. 150-154.

9. Семикин В.В. Психологическая культура и образование. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2016. - 263 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.