https://mir-nauki.com
Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 05.07.2018; опубликована 23.08.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Качимская А.Ю. Безопасность личности в образовании и ее психологическое сопровождение // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
Kachimskaya A.Yu. (2018). Personal security in education and its psychological support. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN418.pdf (in Russian)
Аннотация. В статье раскрывается одна из сторон проблемы обеспечения психологической безопасности личности в образовательном пространстве школы; акцентируется доминирование психологического насилия, как угрозы нарушению безопасности в ситуациях взаимодействия субъектов образовательных отношений. Автор анализирует результаты исследования психологической безопасности учащихся нескольких иркутских образовательных организаций и приводит доказательства переживания школьниками ситуации психологического насилия. В статье приводятся доказательства преобладания в сознании школьников-подростков двух аспектов взаимодействия с педагогами, искажение которых приводит их к переживанию ситуации психологической опасности: взаимодействие в диаде «учитель-предметник - ученик» и общение в диаде «учитель - ученик». Основные переживания субъективного чувства психологического насилия школьники ощущают во взаимодействии с педагогами на уроках в формах равнодушия учителей, их раздражительности и непонимания причин поведения школьников.
Автор приходит к выводу о том, что организация психологической помощи школьникам должна строиться во взаимодействии с администрацией образовательной организации, основная роль которой сводится к контролю психологической культуры педагогов и оценке их психолого-педагогической компетентности в соотнесенности с требованиями профессионального стандарта учителя. А сами школьные психологи с необходимостью должны овладеть приемами психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды школы, что соотносится с требованиями профессионального стандарта психолога в образовании.
Ключевые слова: психологическая безопасность личности; психологическая культура личности; психологическая угроза; психологическая травма; психологическое насилие
Яз. рус., англ. For citation:
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности»
Кандидат психологических наук E-mail: max115221@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=340400
Безопасность личности в образовании и ее психологическое сопровождение
https://mir-nauki.com
В системе образования проблема ощущения комфорта и защищенности всех субъектов взаимодействия в последнее десятилетие приобрела чрезвычайную остроту. В средствах массовой информации, в медиапространстве [1], в периодических изданиях [2; 3] все чаще публикуется материал о нарушении психологической безопасности личности в пространстве образовательных отношений. Вместе с тем, анализ научных и прикладных публикаций свидетельствует о том, что проблема психологической безопасности субъектов образовательных отношений долгое время в большей мере декларировалась, нежели находила свое решение. Вероятными причинами такой ситуации являются низкий уровень психологической культуры участников образовательных отношений [4], недостаточная разработанность эффективных технологий психологического сопровождения, отсутствие апробированных эмпирических процедур психологической экспертизы безопасности образовательного пространства и проч.
Расширение пространства взаимодействия ребенка, перенос существенной части общения в медиапространство, нарастание необходимости эффективно ориентироваться в информационных потоках и многое другое с необходимостью требуют от личности ребенка новых умений и, в первую очередь, умений обеспечивать собственное безопасное поведение и поддержание безопасного пространства межличностных взаимоотношений.
Существующие направления разработки проблемы психологической безопасности проводятся в русле работ И.А. Баевой [5; 6]. В рамках нашего исследования мы будем использовать определение психологической безопасности, предлагаемое И.А. Баевой: «состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников» [7, с 34]. Сформулированная концепция психологической безопасности образовательной среды в качестве одного из положений постулирует существование угроз, главной из которых признается получение субъектом образования психологической травмы.
В исследованиях В.В. Рубцова [8], Н.А. Потаповой [9], Е.В. Величко [10], Е.Б. Лактионовой [11] отмечается, что одной из наиболее часто действующих на психологическую безопасность угроз является угроза психологического насилия. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что максимальную угрозу представляют собой:
1. стрессовая тактика педагогических воздействий;
2. невнимание к эмоциональной сфере обучаемого, т. е. психо-эмоциональные
Вслед за И.А. Баевой, рассматривая психологическую безопасность на трех уровнях ее проявления, логично предполагать, что личностный уровень психологической безопасности является наиболее отчетливым адресатом психологической помощи в ситуациях психологической угрозы. Вместе с тем, становится понятным, что, если психолог будет сосредотачивать свою деятельность на оказании так называемой, сиюминутной помощи ребенку (есть психологическое насилие - к психологу поступил запрос на помощь), то, цитируя М.Р. Битянову, психолог будет работать «скорой помощью». Безусловно, продуктивнее будет строиться психологическая работа по формированию психологической безопасности личности в модели «Психолог-проектировщик» [12].
В рамках данной модели работы психолога целесообразно говорить о двух факторах безопасности:
1. социум, в который непосредственно или опосредованно включен человек;
перегрузки учащихся.
https://mir-nauki.com
2. собственно личностные характеристики ребенка.
Мы понимаем, что весь спектр социальных отношений, в которые оказывается включенным школьник, не может подчиняться контролю со стороны родителей или школьного психолога. Это в первую очередь медиапространство, которое сегодня представляет собой неизмеримые взаимодействия. А потому, организация психологически безопасной среды в этих условиях не может быть обеспечена со стороны взрослый участников образовательных отношений. Следовательно, акцент должен ставиться на овладение самим школьником такими личностными навыками, которые создадут для него возможность организовывать собственную психологически безопасную среду межличностного взаимодействия. Думается, что исходным в этом направлении является изучение субъективного ощущения школьниками психологического насилия в образовательных ситуациях.
Комфортность и безопасность образовательной среды является основным показателем, свидетельствующим о том, что в школе созданы те образовательные условия, которые способствуют развитию личности учащегося [13; 14]. Противоположной является ситуация психологической угрозы или психологического (эмоционального) насилия в образовании. Этот показатель оценивается путем получения информации от школьников относительно того, как именно они воспринимают образовательную ситуацию, созданную в процессе обучения и воспитания: позитивной, нейтральной, негативной.
Под образовательной ситуацией в данном случае мы будем понимать восприятие школьниками трех планов взаимодействия с педагогами в школе:
1. взаимодействие в диаде «учитель-предметник - ученик»;
2. взаимодействие в диаде «учитель-человек - ученик»;
3. взаимодействие в системе общения «учитель - ученик».
Из восприятия учащимся указанных трех аспектов взаимодействия и складывается его субъективное ощущение психологического комфорта или дискомфорта в ситуациях школьного взаимодействия. Иными словами, ощущение благополучия или психологического (эмоционального) насилия в школе.
Наше исследование проводилось в течение 2017-2018 учебного года в четырех образовательных организациях г. Иркутска. Нами был проведен опрос 2162 учащихся 7, 8 и 9 классов с целью получения информации о наличии или отсутствии психологического насилия в образовательном пространстве школы.
В основу разработки психологического инструментария для опроса была положена анкета И.А. Баевой «Диагностика психологической безопасности образовательной среды». Обобщенный эмпирический материал позволяет заключить, что более 63 % учащихся 7-9 классов переживают ситуацию психологического насилия в образовательном пространстве. Наиболее часто ситуация насилия аккумулируется в диаде взаимодействия «учитель - ученик». Именно этот аспект образовательных отношений и был изучен в нашем исследовании.
Ученики седьмых классов преимущественно характеризуют учителей относительно их профессионального мастерства, т. е. педагогов оценивают как учителей-предметников. Это объясняется особенностями собственно подросткового возраста. В старшем же подростковом возрасте (девятый-одиннадцатый классы) к такой оценке присоединяется еще и характеристика педагога как человека. Семиклассники отмечают понятность, умелость и интересность объяснений на уроках учителей-предметников. Учителя, в восприятии семиклассников, требовательны и много знают.
Основные психологические угрозы семиклассники ощущают в двух планах взаимодействия: (1) взаимодействие в диаде «учитель-предметник - ученик» и (2) взаимодействие в системе общения «учитель - ученик».
1. Взаимодействие в диаде «учитель-предметник - ученик» негативно переживается семиклассниками в форме психологического дискомфорта на уроках. Семиклассники указывают, что учителя на уроках:
• равнодушны к взаимодействию с учащимися (37 %);
• раздражительны в общении (32 %);
• не понимают причины поведения школьников (32 %).
2. Семиклассники переживают ощущение невозможности комфортного общения с учителями. Наиболее психотравмирующая ситуация отмечается в тех классах, где большинство учащихся переживают стрессовую ситуацию на уроке и именно в этих классах школьники не могут установить комфортное для них общение с педагогами.
Восьмиклассники отмечают понятность, умелость и интересность объяснений на уроках учителей-предметников. Оценивая свое восприятие учителя как человека и его личностные качества, проявляемые в учебных ситуациях, учащиеся отзываются об учителях как о людях, которые их понимают, требовательны и много знают, т. е. подмечают профессионально важные качества личности, значимые для них. Описывая общение с учителем, школьники обращают внимание на то, что педагоги должны выказывать симпатию по отношению к учащемуся.
Однако получены эмпирические данные, которые свидетельствуют и о наличии психологической угрозы, переживаемой на субъективном уровне восьмиклассниками.
Основные угрозы, учащиеся восьмых классов, как и семиклассники, ощущают в двух планах взаимодействия: (1) взаимодействие в диаде «учитель-предметник - ученик» и (2) взаимодействие в системе общения «учитель - ученик».
1. Взаимодействие в диаде «учитель-предметник - ученик» негативно переживается восьмиклассниками на уроках (см. табл. 1). При этом основной удельный вес негативных переживаний обусловлен отсутствием учета индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся (быстро и/или непонятно объясняют) со стороны педагогов-предметников.
Таблица1
Обобщенные данные по параллели восьмых классов, %
Образовательная Учитель слишком Учитель слишком На уроке На уроке
организация* быстро объясняет сложно объясняет скучно непонятно
ОО 1 15 13 16 12
ОО 2 37 36 26 13
ОО 3 33 14 27 19
ОО 4 19 16 15 6
Примечания: * ОО - образовательная организация (составлено автором)
Учащиеся восьмых классов систематически испытывают негативное отношение к целому ряду учебных предметов, на уроках они переживают состояние скуки, ощущение, что учебный материал непонятен и сложен для усвоения.
Состояние психологического дискомфорта у восьмиклассников в максимальной степени проявляется на уроках в сравнении с факультативными и/или дополнительными занятиями. Такая ситуация требует целенаправленных управленческих решений со стороны администрации школ, т. к. восьмиклассники по своим возрастным психологическим
характеристикам находятся «на пороге» профессионального выбора и ситуация психологической угрозы, переживаемая на отдельных уроках, безусловно, препятствует оптимальному самоопределению школьников.
2. Взаимодействие в системе общения «учитель - ученик» является ресурсом, позволяющим скомпенсировать различные негативные тенденции образовательных условий. Поэтому для учащихся важно ощущение конструктивного, позитивно ориентированного общения с учителем.
В параллели восьмых классов такое общение деформировано во взаимодействии с учителями-предметниками. Учащиеся отмечают на уроках проявление таких личностных характеристик учителя как:
• равнодушие (36 %);
• раздражительность (35 %);
• непонимание учащегося (33 %).
По мнению восьмиклассников, эти проявления усиливают переживание психологической незащищенности в школе, препятствуют установлению взаимопонимания с учителем («боюсь спросить, т. к. боюсь, что накричит», «не подхожу после уроков, т. к. все равно ничего не разъяснит» и проч.).
Девятиклассники субъективно переживают психологическое насилие в системе общения «учитель - ученик» в следующих формах:
• учитель безразличен к общению с учащимся (33 %);
• учитель относится с неприязнью (32 %).
Становится понятным, что для тех школьников, кто на уроке переживает дискомфорт, нет ресурса, за счет которого они могли бы этот дискомфорт компенсировать и пережить без ущерба для эмоционального состояния и психологического здоровья. Следствием такой образовательной ситуации, как правило, становится деструктивное поведение учащегося в школе: нарушение дисциплины, защитная агрессия (чаще всего вербальная), демонстративное поведение в ситуациях учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками, конфликты с педагогами, одноклассниками и родителями, снижение интереса к изучению конкретного предмета и проч.
Психологический дискомфорт и угрозу школьники переживают в ситуациях общения с педагогами следующих учебных предметов (см. табл. 2).
Таблица 2
Обобщенные данные опроса девятиклассников, %
Предмет Учитель безразличен к общению с учащимся Учитель относится с неприязнью
Русский язык, литература 24 12
Математика 19 17
История 10 11
ОБЖ 11 12
Информатика 24 8
Английский язык 15 10
Обществознание 9 1
Химия 8 2
Физика 15 12
География 34 20
Биология 17 12
Составлено автором Страница 5 из 9
https://mir-nauki.com
Значительно в меньшей степени школьники оценивают взаимоотношения в диаде «учитель-человек - ученик». Это закономерно, т. к. ситуации школьного взаимодействия во многом формализованы. Целесообразно анализировать информацию об этом плане взаимодействии только для той категории учащихся, которую составляют школьники, переживающие психологическое неблагополучие на уроках и в общении с педагогами.
Такая ситуация, переживаемая выпускниками-девятиклассниками в учебном пространстве, безусловно, негативно сказывается на психологическом благополучии и здоровье школьников и требует целенаправленных действий представителей администрации в направлении устранения психотравмирующих факторов в образовательной среде.
Осмысление полученных эмпирических данных приводит нас к формулировке некоторых общих выводов.
1. При проектировании эффективной психолого-педагогической помощи целесообразно ежегодно осуществлять оценку комфортности и безопасности образовательной среды гимназии, что входит в трудовые функции педагога-психолога (см. профессиональный стандарт педагога-психолога в образовании, п. 3.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций). В этом случае, на основе полученных данных появляется возможность профилактировать нарастание психологического дискомфорта путем целенаправленной психологической работы с педагогами по развитию у них психологической культуры во взаимодействии с учащимися разных школьных возрастов.
2. Грамотное проведение психологических анализов уроков дает педагогу-психологу возможность определить стиль взаимодействия учителя и учащихся на уроке и, следовательно, своевременно установить непродуктивные и психотравмирующие стили. Последующая информационно-развивающая работа с педагогами позволит школьному психологу разъяснить учителю-предметнику возрастные особенности восприятия учащимися различных педагогических приемов, пояснить особенности восприятия учебной информации и их зависимость от индивидуально-типических особенностей школьников (темперамент, черты характера, способности).
3. В рамках проведенного нами исследования педагогу-психологу необходимо обратить особое внимание на оказание психологической поддержки девятиклассникам, т. к. эти школьники сдают государственные экзамены и находятся в объективной потенциально тревожной ситуации. Требуется создать для девятиклассников субъективно ресурсное состояние для совладания с ситуацией психологического дискомфорта в школе.
4. Педагогу-психологу необходимо осуществлять оценку и, при необходимости, профилактику профессионального выгорания учителей, как одного из наиболее значимых факторов психотравмирующего поведения. Эффективно проведение психологического тренинга для педагогов, находящихся в группе риска по профессиональному выгоранию ежегодно в первой четверти учебного года и в течение всего учебного года индивидуальное консультирование для передачи учителям навыков психологической самопомощи в ситуациях профессионального стресса на рабочем месте.
5. Психодиагностические данные по оценке комфортности и безопасности образовательной среды являются информативными для администрации образовательной организации, т. к. дают основание для своевременного принятия адекватных управленческих решений (мастер-классы для педагогов, взаимоотношения с которыми ученики переживают как ситуацию психологического насилия, практикоориентированные семинары, в ходе которых эффективно решать педагогические задачи и т. п.). Желательна поддержка администрацией инициативы педагога-психолога по работе с выгорающими учителями. Такое сотрудничество
представителей администрации и педагогов-психологов необходимо для организации в школе эффективных условий обучения и развития учащихся.
6. Представителям администрации образовательной организации необходимо усилить контроль профессиональной компетентности и психологической культуры педагогов (см. Профессиональный стандарт педагога, Приложение Психолого-педагогическая компетентность учителя) по отношению к педагогам, реализующим образовательную программу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кыштымова, И.М., Скорова, Л.В. Психологическая медиакомпетентность: метауровневая модель [Текст] / И.М. Кыштымова, Л.В. Скорова // Известия Иркутского государственного университета: Серия «Психология». - 2018, Том 23, - С. 77-88.
2. Смык, Ю.В. Инкультурация как механизм самомоделирования ребенком психологически безопасной социальной среды / Ю.В. Смык // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/33PSMN417.pdf (доступ свободный).
3. Бобровникова, Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга / Н.С. Бобровникова // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf (доступ свободный).
4. Коджаспирова, Г.М. Психолого-педагогическая культура педагога как ведущий фактор безопасности образовательной среды [Текст] / Г.М. Коджаспирова // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008, - с. 20.
5. Баева, И.А., Бурмистрова, Е.В., Лактионова, Е.Б., Рассоха, Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство [Текст] / И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н.Г. Рассоха. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
Страница 7 из 9
26PSMN418
6. Баева, И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды и риски ее разрушения [Текст] / И.А. Баева, Е.Б. Лактионова // Народное образование. - № 9, 2008. - С. 271-276.
7. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И.А. Баева. -СПб.: Изд-во. «Союз», 2002. - 271 с.
8. Рубцов, В.В., Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника [Текст] / В.В. Рубцов, И.А. Баева // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008.
9. Потапова, Н.А. Некоторые проблемы безопасной образовательной среды в высшей военной школе [Текст] / Н.А. Потапова / Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008, - С. 43.
10. Величко, Е.В. Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа [Текст] / Е.В. Величко // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 72-75.
11. Лактионова, Е.Б. Представление педагогов-психологов о рисках в образовательной среде (по материалам работы Круглого стола «Оценка и измерение психологической безопасности образовательной среды») [Текст] / Е.Б. Лактионова // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008, - С. 24.
12. Битянова, М.Р., Беглова, Т.В. Модели деятельности психолога в образовательном учреждении / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова // Школьный психолог. - 2010. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php? ГО=201000213 (доступ свободный).
13. Корытова, Г.С., Закотнова, Е.Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия [Текст] / Г.С. Корытова, Е.Ю. Закотнова // Вестник ТГПУ. - 2015, № 9 (162).
14. Качимская, А.Ю. К вопросу о способах психологической защиты детей в современном коммуникативном пространстве / А. Ю. Качимская // Интернет журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/39PSMN416.pdf (доступ свободный).
https://mir-nauki.com
Kachimskaya Anna Yuryevna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: max115221@list.ru
Personal security in education and its psychological support
Abstract. The article reveals one of the aspects of the problem of ensuring the psychological security of the individual in the educational space of the school; The dominance of psychological violence as a threat to the violation of security in situations of interaction between subjects of educational relations is emphasized. The author analyzes the results of a study of the psychological safety of students in several Irkutsk educational organizations and cites evidence of the schoolchildren's experience of the situation of psychological violence.
The article provides evidence of the predominance in the minds of schoolchildren-teenagers of two aspects of interaction with teachers, the distortion of which leads them to experience a situation of psychological danger: interaction in the dyad «teacher-subject - student» and communication in the dyad «teacher - student». The main experiences of the subjective feelings of psychological violence schoolchildren feel in interaction with teachers in the lessons in the forms of teacher indifference, their irritability and misunderstanding of the reasons for the behavior of schoolchildren.
The author comes to the conclusion that the organization of psychological assistance to schoolchildren should be built in cooperation with the administration of the educational organization whose main role is to control the psychological culture of teachers and to assess their psychological and pedagogical competence in relation to the requirements of the teacher's professional standard. And the school psychologists themselves must master the methods of psychological examination (assessment) of the comfort and safety of the educational environment of the school, which corresponds to the requirements of the professional standard of the psychologist in education.
Keywords: psychological security of the person; psychological culture of the person; psychological threat; psychological trauma; psychological violence