Научная статья на тему 'Основные направления деятельности ОВД по противодействию организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса'

Основные направления деятельности ОВД по противодействию организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
организованна преступность / преступный профессионализм / мегаполис / противодействие / органы внутренних дел / organized crime / criminal professionalism / metropolis / combat / internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Станислав Аркадьевич Гринберг

С учетом специфики условий современного мегаполиса определены основные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию организованным формам профессиональной деятельности. Выработка эффективной стратегии деятельности ОВД по противодействию данному виду преступности и ее воплощение в конкретных мерах возможны исключительно с учетом триумвирата криминологически значимых характеристик: организованного характера преступной деятельности, профессионализма преступников, а также криминологических особенностей условий современного мегаполиса. Усилия ОВД должны быть направлены, прежде всего, на выявление проявлений преступного профессионализма, недопущению вовлечения специалистов различного профиля в преступную деятельность, разрушение связей профессиональной и организованной преступности, ликвидацию организованных профессиональных преступных объединений, а также предотвращения установления организованной профессиональной преступности криминальных связей с сотрудниками ОВД. Ключевые слова:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Станислав Аркадьевич Гринберг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main activities of the Department of Internal Affairs to combat organized forms of professional crime in a modern metropolis

Taking into account the specifics of the conditions of the modern metropolis, the main directions of the activities of the internal affairs bodies to counter organized forms of professional activity are determined. The development of an effective strategy for the activities of the Department of Internal Affairs to counteract this type of crime and its implementation in concrete measures is possible only taking into account the triumvirate of criminologically significant characteristics: the organized nature of criminal activity, professionalism of criminals, as well as criminological features of the conditions of the modern metropolis. The efforts of the police department should be aimed primarily at identifying manifestations of criminal professionalism, preventing the involvement of specialists of various profiles in criminal activities, destroying the ties between professional and organized crime, eliminating organized professional criminal associations, as well as preventing organized professional crime from establishing criminal ties with police officers.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности ОВД по противодействию организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-61-66 EDN: https://elibrary.ru/AOMAIS NIION: 2007-0083-3/23-301 MOSURED: 77/27-005-2023-03-501

Основные направления деятельности ОВД по противодействию организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса

Станислав Аркадьевич Гринберг

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, david.shultz555@gmail.com

Аннотация. С учетом специфики условий современного мегаполиса определены основные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию организованным формам профессиональной деятельности. Выработка эффективной стратегии деятельности ОВД по противодействию данному виду преступности и ее воплощение в конкретных мерах возможны исключительно с учетом триумвирата криминологически значимых характеристик: организованного характера преступной деятельности, профессионализма преступников, а также криминологических особенностей условий современного мегаполиса. Усилия ОВД должны быть направлены, прежде всего, на выявление проявлений преступного профессионализма, недопущению вовлечения специалистов различного профиля в преступную деятельность, разрушение связей профессиональной и организованной преступности, ликвидацию организованных профессиональных преступных объединений, а также предотвращения установления организованной профессиональной преступности криминальных связей с сотрудниками ОВД.

Ключевые слова: организованна преступность, преступный профессионализм, мегаполис, противодействие, органы внутренних дел

Для цитирования: Гринберг С. А. Основные направления деятельности ОВД по противодействию организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 61-66. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-61-66.

Original article

The main activities of the Department of Internal Affairs to combat organized forms of professional crime in a modern metropolis

Stanislav A. Grinberg

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

david.shultz555@gmail.com

Abstract. Taking into account the specifics of the conditions of the modern metropolis, the main directions of the activities of the internal affairs bodies to counter organized forms of professional activity are determined. The development of an effective strategy for the activities of the Department of Internal Affairs to counteract this type of crime and its implementation in concrete measures is possible only taking into account the triumvirate of criminologically significant characteristics: the organized nature of criminal activity, professionalism of criminals, as well as criminological features of the conditions of the modern metropolis. The efforts of the police department should be aimed primarily at identifying manifestations of criminal professionalism, preventing the involvement of specialists of various profiles in criminal activities, destroying the ties between professional and organized crime, eliminating organized professional criminal associations, as well as preventing organized professional crime from establishing criminal ties with police officers.

Keywords: organized crime, criminal professionalism, metropolis, combat, internal affairs bodies

For citation: Grinberg S. A. The main activities of the Department of Internal Affairs to combat organized forms of professional crime in a modern metropolis. Criminological Journal. 2023;(3):61-66.(In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-3-61-66.

© Гринберг С. А., 2023

Принимая во внимание особую опасность криминального профессионализма и его влияние на становление и укрепление организованной преступности следует учитывать ключевую роль органов внутренних дел в противодействии организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса, что определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности [1, с. 168-173].

Учитывая тот факт, что организованные формы профессиональной преступности выступают сегодня ключевыми «игроками» криминального рынка, определяя во многом его конъюнктуру и являясь на нем ключевой «рабочей силой», одной из основных мер, реализуемых ОВД по противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должен являться криминологический мониторинг криминального рынка, направленный на выявление проявлений (актуального состояния, тенденций изменений и потенциальных угроз) преступного профессионализма.

Криминологический мониторинг, как определенная практической необходимостью, научная, основанная на познании закономерностей развития определенного явления или процесса система наблюдения, измерения и оценки его состояний в разные периоды, обеспечивает информационный компонент механизма противодействия преступности [2, с. 196-205]. Основными источниками поисковой информации о состоянии криминального рынка сегодня выступают информационная среда, в частности информационно-телекоммуникационные сети, а также различного рода информаторы, прежде всего, задействованные в рамках оперативного «сотрудничества». Мониторинг криминального рынка обеспечивает субъектов превентивной деятельности:

• стратегической информацией о состоянии организованных форм профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса и тенденциях его изменения, позволяющей формировать и реализовывать региональную стратегию противодействия;

• актуальной информацией оперативного характера, используемой для реализации различного рода тактических операций и комбинаций, а также для пресечения конкретных проявлений организованной профессиональной преступной деятельности [3, с. 167-171].

Одним из признаков профессиональной преступности, в том числе ее организованных форм, является наличие разнообразных связей с преступной средой, инкорпорация и кооперация с ней [4, с. 106-109; 5, с. 51]. Обеспечивая сохранение и воспроизводство кри-

минального профессионализма [6, с. 73], обеспечивая системное развитие профессиональной преступности, криминальная среда выполняет также коммуникативные функции и обеспечивает обмен опытом между профессиональными преступниками. В связи с указанным, остро встает вопрос установления круга лиц, характеристики, поведение и образ жизни которых представляет превентивный интерес [7, с. 21-25; 8, с. 157-168].

Как известно, абсолютное большинство вышедших на свободу рецидивистов возобновляют прежние контакты с этой средой, в связи с чем возникает острая необходимость совершенствования административного надзора органами МВД и в особенности мер по разобщению связей освободившихся осужденных с близкой им криминогенной средой [9, с. 16]. В то же время, связь профессиональной преступности с рецидивной и качественный взаимный переход данных видов преступности необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о получении оперативной информации о потенциальных участниках организованных форм профессиональной преступной деятельности в условиях современного мегаполиса.

Таким образом, учитывая уровень специального уголовно-правового рецидива у участников организованных форм профессиональной преступной деятельности, актуальной является необходимость эффективного сотрудничества на уровне оперативных подразделений МВД России и ФСИН России, а также оперативная работа с контингентом из числа лиц содержащихся (ранее содержавшихся) в местах принудительного содержания на предмет получения информации об обладании конкретными лицами криминальной специализацией и криминальной квалификацией.

С целью разрушения связей организованной профессиональной преступности с криминальной средой необходимо использовать весь потенциал оперативно-розыскной деятельности ОВД. Одним из наиболее эффективных мер при этом являются оперативное внедрение, а также компрометация лидеров и иных участников преступных объединений с целью выявления, разобщения и ликвидации организованных форм профессиональной преступной деятельности.

Профессиональная направленность организованных форм преступной деятельности определяет ис-хищренность способов, конспиративность и закрытость последней, даже в криминальной среде, что существенным образом усложняет реализацию государством задачи по эффективному противодействию данном виду преступности.

Именно оперативное внедрение позволяет во многих случаях оперативно локализовать, нейтрализовать или устранить деятельность преступного объединения. При этом обеспечить легендирование и само

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

внедрение позволяют результаты криминологического мониторинга криминального рынка. Выявленная таким образом информация позволяет подготовить необходимого «профессионала» или потенциального соучастника из числа «вспомогательного персонала».

Разобщение преступного объединения должно осуществляться на основе имеющихся в нем (существующих внутри него) противоречий и конфликтов, объектом которых, как правило, выступают материальные ресурсы, к контролю над которыми стремятся участники конфликта. Воздействуя на объективные, глубинные предпосылки конфликтов, лежащие в основе организационной структуры и построения межличностных взаимоотношений участников преступного объединения (сложившаяся система стратификации и доминирования лидеров, участников друг над другом, иерархичность, система распределения материальных благ, система поощрений и санкций и пр.), можно добиться его полного разобщения.

В целях разобщения и ликвидации организованных форм профессиональной преступной деятельности в условиях современного мегаполиса также необходимо использовать имеющееся или создаваемое конкурентное противостояние различных организованных преступных групп и преступных сообществ (организаций) на криминальном рынке. Предметом конфликтов на почве криминальной конкуренции на криминальном рынке могут как сфера влияния (сегмент рынка), так и «борьба» за конкретного «специалиста», т. е. преступника-профессионала (тем более преступника-суперпрофессионала). Следует учитывать, что в ряде случаев сами преступные объединения прибегают к «помощи» правоохранительных органов по устранению конкурирующих игроков криминального рынка, как путем предоставления анонимной информации, так и путем прямого взаимодействия с оперативными сотрудниками.

Одной из эффективных мер, направленных на разобщение и ликвидацию преступного объединения, является нейтрализация его лидеров, а также наиболее активных участников организованной преступной деятельности, прежде всего, из числа преступников-профессионалов, посредством их компрометации и дискредитации.

Основным средством компрометация лидера, преступного объединения является такой оперативно-тактический прием, как диффамация. Под диффамацией (от лат. diffamatio - позор) понимается разглашение сведений (истинных или ложных), порочащих другое лицо. Криминалистическая (оперативно-розыскная и следственная) дезинформация является допустимым, законным и эффективным элементом системы средств выявления и раскрытия преступлений [10, с. 2-5], поскольку, не прибегая к обману, невозможно внедриться в преступную группировку, поймать с поличным

взяточника, вымогателя и т. д. Сама оперативно-розыскная деятельность во многом основывается на дезинформации [11, с. 103-104]. В отличие от клеветы, заключающейся в разглашении заведомо ложных фактов и/или сведений, порочащих лицо, диффамация заключается в разглашении истинных (субъективно воспринимаемых разглашающим лицом в качестве таковых, в т. ч. без предоставления соответствующих доказательств) фактов и/или сведений, порочащих лицо. Использование данного оперативно-тактического приема направлено на компрометацию и дискредитацию ключевых фигур преступного объединения. При реализации диффамации необходимо учитывать такие ключевые характеристики преступника, как «криминальный статус», «криминальная роль», «криминальный стаж» [5, с. 53].

В результате такого рода информационного воздействия в отношении лидеров организованных групп и преступных организаций нейтрализуется их авторитет и влияние как на членов преступного объединения, так и авторитет, и влияние в криминальной среде в целом. Эффективным при реализации диффамации в отношении преступников-профессионалов, реализующих групповые формы преступной деятельности, является использование информации о нарушении ими внутригрупповых норм и неформальных норм криминальной среды, а также использование личностных характеристик, в том числе связанных непосредственно с криминальной специализацией и квалификацией преступника.

В контексте вышеизложенного следует отметить важную роль деятельности специалистов подразделений по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий, которые должны не только осуществлять мониторинг интернет-пространства на предмет выявления конфигурации и актуального состояния профессионального криминального рынка, обеспечивая ОВД соответствующей криминологической и оперативной информацией, но и осуществлять необходимое информационное противодействие организованным формам профессиональной преступной деятельности в условиях современного мегаполиса, том числе обеспечивая информационное сопровождение оперативно-розыскных мероприятий ОВД по внедрению, а также разобщению и ликвидации преступных объединений.

Организованная преступность отличается активным и, к сожалению, часто эффективным использованием механизмов противодействия социальному контролю - от коррупционного инструментария до открытого насильственного устранения представителей власти [1, с. 169-171]. Как отмечает С. В. Иванцов, основная цель организованной преступности состоит в монополизации определенных рынков и таким путем обеспечения себя постоянным высоким доходом.

Другая специфическая черта организованной преступности проявляется в ее тесных связях с правоохранительной системой, органами юстиции, власти и управления, налаживаемых в целях поддержания благоприятных и безопасных условий для своей деятельности [12; 13].

Принимая во внимание данный факт, одним из направлений деятельности ОВД исследуемому виду преступности является обеспечение собственной безопасности в части предотвращения установления организованной профессиональной преступности с сотрудниками ОВД коррупционных и иных криминальных связей, и выявления имеющихся, в т. ч. с целью использования их в оперативно-розыскных целях.

Как показывают исследования, несмотря на превентивные меры, реализуемые на государственном уровне, среди всех категорий лиц, чья виктимность обусловлена их профессиональной детальностью, наиболее виктимной группой являются должностные лица правоохранительных органов [14, с. 146; 15, с. 15; 16, с. 3-4]. Виктимность сотрудников ОВД как представителя самого «масштабного» и многочисленного правоохранительного органа, связана с содержанием и особенностями профессиональной деятельности сотрудников, выполняющих широкий спектр функций в сфере внутренних дел. Реализуя задачу обеспечения собственной безопасности ОВД от коррупционного взаимодействия сотрудников с представителями организованной профессиональной преступности, необходимо учитывать соответствующие виктимологиче-ские характеристики.

Сотрудник ОВД может быть объектом самого разнообразного спектра форм и методов воздействия со стороны криминалитета с целью вовлечения его в преступную деятельность [17, с. 81-85; 18, с. 161-164]. Вик-тимогенные условия вовлечения сотрудников ОВД в коррупционное и иное криминальное взаимодействие с представителями организованной профессиональной преступности, связанные с допущенными нарушениями правил, регламентов, инструкций со стороны должностных лиц правоохранительных органов и зависящих от их воли могут быть нейтрализованы как непосредственно лицами, их допустившими, так и руководителями, находящимися на различных уровнях управления, в процессе осуществления функций контроля [19, с. 108; 20, с. 94-96]. В иных случаях для выявления, пресечения, а также оперативного использования коррупционных и иных криминальных связей сотрудников ОВД с представителями организованной профессиональной преступности необходимо активное вмешательство подразделений собственной безопасности. Учитывая взаимосвязь профессиональной и рецидивной преступности, наличие у преступников криминальной специализации и криминальной квали-

фикации как неотъемлемого признака криминального профессионализма, существенным превентивным потенциалом в деятельности ОВД по противодействию организованным формам профессиональной преступной деятельности обладает профилактическая деятельность следователя (дознавателя).

Следственная профилактика, то есть специальная деятельность органов дознания и досудебного следствия, направленная на недопущение совершения новых преступлений, обладает существенным превентивным потенциалом поскольку именно следователь (дознаватель), обладая необходимой квалификацией способен выявить признаки криминального профессионализма в деятельности отдельных лиц или преступных объединений и дать надлежащую уголовно-правовую характеристику содеянного. Профилактическая роль профессиональной деятельности следователя (дознавателя) определяется тем, что именно его грамотные действия позволяют своевременно выявлять и пресекать преступную, как правило многоэпизодную, деятельность преступников-профессионалов, выявлять и устанавливать их связи с криминальной средой.

Профилактическая деятельность следователя (дознавателя) заключается также в своевременном информировании других подразделений и служб относительно выявленных признаков профессиональной преступной деятельности и лиц к ней причастных, что имеет существенное значение не только для оперативно-розыскной деятельности, но и для эффективного разновекторного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия субъектов противодействия организованным формам профессиональной преступной деятельности.

Таким образом, в качестве основных направлений деятельности ОВД по противодействию исследуемому виду преступности следует выделить: криминологический мониторинг криминального рынка, направленный на выявление проявлений преступного профессионализма; сотрудничества на уровне оперативных подразделений МВД России и ФСИН России, а также оперативная работа с контингентом из числа лиц содержащихся (ранее содержавшихся) в местах принудительного содержания; оперативно-розыскная деятельность по выявлению и разрушение связей профессиональной и организованной преступности, а также разобщению и ликвидации организованных профессиональных преступных объединений; обеспечение собственной безопасности ОВД в части предотвращения установления организованной профессиональной преступности с сотрудниками ОВД коррупционных и иных криминальных связей и выявления имеющихся, в т. ч. использование их в оперативно-розыскных целях; профилактическая деятельность следователя (дознавателя).

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Список источников

1. Гринберг С. А. Профессиональная преступность и ее предупреждение // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (11 сентября 2020 г.) / редкол.: А. Л. Осипенко, К. В. Вишневецкий, В. С. Соловьев, П. В. Максимов, И. А. Паршина, А. З. Хун. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2020. С. 168-173.

2. Игнатов А. Н. Криминологический мониторинг как составляющая механизма формирования и реализации уголовной политики // Современные проблемы уголовной политики: Материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2015. С. 196-205.

3. Гринберг С. А. Специально-криминологические меры противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного города // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 167-171.

4. Гринберг С. А. Организованные формы профессиональной преступности: определение понятия // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 106-110.

5. Хисамутдинов Ф. Р., Шалагин А. Е. Особенности предупреждения профессиональной и рецидивной преступности (история и современность) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 4 (18). С. 50-55.

6. Шеслер А. В., Шеслер С. С. Криминальный профессионализм: понятие и признаки // Gaudeamus Igitur. 2015. № 2. С. 71-77.

7. Саркисов Г. С. Объект индивидуального профилактического воздействия в теории предупреждения преступности. Ереван : Изд-во АН Армянской ССР, 1985.

8. Игнатов А. Н. Стратегия противодействия криминальному насилию в современном обществе // Библиотека криминалиста. 2015. № 6 (23). С. 157-168.

9. Воронин Ю. А. Криминальный профессионализм: современные тенденции // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 18. № 1. С. 13-17.

10. Бертовский Л. В., Образцов В. А., Андреев С. В. Использование дезинформации при выявлении и расследовании преступлений // Российский следователь. 2005. № 8. С. 2-6.

11. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы рос-

сийской криминалистики. М. : Издательство НОРМА, 2001.

12. Иванцов С. В. Организованная преступность в системе криминально-экономических отношений // Российский криминологический взгляд. 2012. № 1. С. 375-380.

13. Иванцов С. В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении предупреждении организованной преступности: монография / под ред. С. Я. Лебедева. М. : Закон и право: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

14. Дроздов Д. Е. Криминологическая оценка и предупреждение применения насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2020.

15. Чумичкин А. С. Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019.

16. Аведян А. А. Виктимологическое предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2022.

17. Дроздов Д. Е., Иванцов С. В. Особенности предупреждения преступлений, связанных с применением насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа // Вестник экономической безопасности. 2021. № 3. С. 81-85.

18. Игнатов А. Н., Кашкаров А. А. Коррупция в органах публичной власти как системное явление // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Российская криминологическая ассоциация. 2015. С. 161-164.

19. Иванцов С. В., Дроздов Д. Е. Профессиональная виктимность должностных лиц правоохранительных органов в сфере исполнения обязанностей по противодействию преступности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 1 (93). С. 106-110.

20. Игнатов А. Н. Типология работников правоохранительных органов, совершающих насильственные преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 1 (20). С. 92-97.

References

1. Greenberg S. A. Professional crime and its prevention // Criminal policy and culture of counteraction to crime: materials of the International scientific-practical conference (September 11, 2020) / ed. by A. L. Osipenko, K. V. Vishnevetsky, V. S. Soloviev, P. V. Maksimov,

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

I. A. Parshina, A. Z. Khun. Krasnodar : Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. P. 168-173.

2. Ignatov A. N. Criminological monitoring as a component of the mechanism of formation and implementation of criminal policy // Modern problems of criminal policy: Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference. In 2 volumes. 2015. P. 196-205.

3. Greenberg S. A. Special criminological measures to counteract organized forms of professional crime in the conditions of the modern city // Public Service and Personnel. 2022. № 2. P. 167-171.

4. Greenberg S. A. Organized forms of professional crime: definition of the concept // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 8. P. 106-110.

5. Khisamutdinov F. R., Shalagin A. E. Features of prevention of professional and recidivist crime (history and modernity) // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 4 (18). P. 50-55.

6. Shesler A. V., Shesler S. S. Criminal professionalism: concept and signs // Gaudeamus Igitur. 2015. № 2. P. 71-77.

7. Sarkisov G. S. Object of individual preventive action in the theory of crime prevention. Yerevan : Publishing House of the Academy of Sciences of the Armenian SSR, 1985.

8. Ignatov A. N. Strategy of counteraction to criminal violence in modern society // Library of criminalist. 2015. № 6 (23). P. 157-168.

9. Voronin Yu. A. Criminal professionalism: modern trends // Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. 2018. T. 18. № 1. P. 13-17.

10. Bertovskiy L. V., Obraztsov V. A., Andreev S. V. The use of misinformation in the detection and investigation of crimes // Russian investigator. 2005. № 8. P. 2-6.

11. Belkin R. C. Criminalistics: problems of today. Topical issues of Russian criminalistics. M. :

NORMA Publishing House, 2001.

12. Ivantsov S. V. Organized crime in the system of criminal-economic relations // Russian criminological view. 2012. № 1. P. 375-380.

13. Ivantsov S. V. Provision by internal affairs bodies of a systematic approach in the study of organized crime prevention: a monograph / ed. by S. Ya. Lebedev. M. : Law and law: UNITY-DANA, 2012.

14. Drozdov D. E. Criminological assessment and prevention of the use of violence against a law enforcement official: diss. ... Candidate of Legal Sciences. M., 2020.

15. Chumichkin A. C. Victimologicheskaya prophylaxis of crimes committed against employees of internal affairs bodies: diss. ... Candidate of Legal Sciences. M., 2019.

16. Avedyan A. A. Victimological prevention of violent crimes committed against employees of internal affairs bodies: abstract of the dissertation

...... Candidate of Legal Sciences. Krasnodar,

2022.

17. Drozdov D. E., Ivantsov S.. V. Features of prevention of crimes related to the use of violence against a law enforcement official // Bulletin of Economic Security. 2021. № 3. P. 81-85.

18. Ignatov A. N., Kashkarov A. A. Corruption in public authorities as a systemic phenomenon // Corruption: the state of counteraction and directions of optimization of the fight. Russian Criminological Association. 2015. P. 161-164.

19. Ivantsov S. V., Drozdov D. E. Professional victimization of law enforcement officials in the performance of duties to counteract crime // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 1 (93). P. 106-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ignatov A. N. Typology of law enforcement officers committing violent crimes // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2011. № 1 (20). P. 92-97.

Информация об авторе

С. А. Гринберг - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author S. A. Grinberg - adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 21.06.2023; одобрена после рецензирования 07.08.2023; принята к публикации 15.08.2023.

The article was submitted 21.06.2023; approved after reviewing 07.08.2023; accepted for publication 15.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.