Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕГАПОЛИС / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринберг Станислав Аркадьевич

Деятельность по противодействию организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должна осуществляться с учётом особенностей криминологической характеристики и детерминации организованных форм профессиональной преступности, а также криминологических особенностей современного мегаполиса как специфической социально-правовой реальности. Учитывая то, что организованная профессиональная преступность представляет собой специфический вид преступности, противодействие ему требует надлежащего организационно-управленческого обеспечения. Организационно-управленческие меры противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должны быть направлены прежде всего на устранение проблем информационного, кадрового, методического и ресурсного обеспечения данной деятельности. Статистические учёты первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших, необходимо формировать с учётом отражения в них различных признаков преступного профессионализма. Необходимо надлежащее кадровое обеспечение субъектов превентивной деятельности, прежде всего обеспечение ОВД специально ориентированными на противодействие профессиональной преступности специалистами различного профиля. Необходима разработка специализированных методик выявления, раскрытия и расследования организованных форм профессиональной преступной деятельности, конкретизированных в соответствии с учётом конкретных видов и криминологически значимых особенностей профессиональной преступной деятельности. Исходя из криминологических особенностей организованных форм профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса как специфического вида преступной деятельности, системное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие субъектов превентивной деятельности должно осуществляться исходя из организованного характера и субъектного состава преступной деятельности, направленности параметров профессиональной преступной деятельности, а также её масштабов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT MEASURES IN COUNTERING ORGANIZED FORMS OF PROFESSIONAL CRIME IN A MODERN METROPOLIS

Countering organized forms of professional crime in the conditions of a modern metropolis should be carried out accounting for the peculiarities of the criminological characteristics and determination of organized forms of professional crime, as well as the criminological features of the modern metropolis as a specific social and legal reality. Given that organized professional crime is a specific type of crime, countering it requires proper organizational and management provisions. Organizational and management measures in countering organized forms of professional crime in the conditions of a modern metropolis should be aimed primarily at eliminating the problems of information, staff, methodological and resource support of this activity. Statistical records of primary information about crimes and the persons who committed them must be formed with an eye on the various signs of criminal professionalism. It is necessary to provide adequate human resources for prevention activities, first of all, to staff the internal affairs agencies with the specialists of various profiles. It is necessary to develop specialized methods for identifying, discovering and investigating organized forms of professional criminal activity, specified in accordance with specific types and criminologically significant features of professional criminal activity. It is necessary to develop specialized methods for identifying, discovering and investigating organized forms of professional criminal activity, specified in accordance with specific types and criminologically significant features of professional criminal activity. Based on the criminological features of organized forms of professional crime in the conditions of a modern metropolis, as a specific type of criminal activity, systematic intradepartmental and interdepartmental interaction between the agencies should be carried out basing on the organized nature and types of perpetrators of the criminal activity, on the direction of professional criminal activity, as well as its scale.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА»

Научная статья УДК 343.9

doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-129-134

Гринберг Станислав Аркадьевич

адъюнкт

https://orcid.org/0000-0003-2632-8082, david.shultz555@gmail.com

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

Организационно-управленческие меры противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса

Аннотация: Деятельность по противодействию организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должна осуществляться с учётом особенностей криминологической характеристики и детерминации организованных форм профессиональной преступности, а также криминологических особенностей современного мегаполиса как специфической социально-правовой реальности. Учитывая то, что организованная профессиональная преступность представляет собой специфический вид преступности, противодействие ему требует надлежащего организационно-управленческого обеспечения. Организационно-управленческие меры противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должны быть направлены прежде всего на устранение проблем информационного, кадрового, методического и ресурсного обеспечения данной деятельности. Статистические учёты первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших, необходимо формировать с учётом отражения в них различных признаков преступного профессионализма. Необходимо надлежащее кадровое обеспечение субъектов превентивной деятельности, прежде всего обеспечение ОВД специально ориентированными на противодействие профессиональной преступности специалистами различного профиля. Необходима разработка специализированных методик выявления, раскрытия и расследования организованных форм профессиональной преступной деятельности, конкретизированных в соответствии с учётом конкретных видов и криминологически значимых особенностей профессиональной преступной деятельности. Исходя из криминологических особенностей организованных форм профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса как специфического вида преступной деятельности, системное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие субъектов превентивной деятельности должно осуществляться исходя из организованного характера и субъектного состава преступной деятельности, направленности параметров профессиональной преступной деятельности, а также её масштабов.

Ключевые слова: организованная преступность, профессиональная преступность, мегаполис, противодействие, обеспечение, организационно-управленческие меры

Для цитирования: Гринберг С. А. Организационно-управленческие меры противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 129-134; ао1: 10.35750/2071-8284-2022-2-129-134.

Stanislav A. Grinberg

Graduate

https://orcid.org/0000-0003-2632-8082, david.shultz555@gmail.com

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' 12, Academician Volgin str., Moscow, 117997, Russian Federation

© Гринберг С. А., 2022

Organizational and management measures in countering organized forms of professional crime

in a modern metropolis

Annotation: Countering organized forms of professional crime in the conditions of a modern metropolis should be carried out accounting for the peculiarities of the criminological characteristics and determination of organized forms of professional crime, as well as the criminological features of the modern metropolis as a specific social and legal reality. Given that organized professional crime is a specific type of crime, countering it requires proper organizational and management provisions. Organizational and management measures in countering organized forms of professional crime in the conditions of a modern metropolis should be aimed primarily at eliminating the problems of information, staff, methodological and resource support of this activity. Statistical records of primary information about crimes and the persons who committed them must be formed with an eye on the various signs of criminal professionalism. It is necessary to provide adequate human resources for prevention activities, first of all, to staff the internal affairs agencies with the specialists of various profiles. It is necessary to develop specialized methods for identifying, discovering and investigating organized forms of professional criminal activity, specified in accordance with specific types and criminologically significant features of professional criminal activity. It is necessary to develop specialized methods for identifying, discovering and investigating organized forms of professional criminal activity, specified in accordance with specific types and criminologically significant features of professional criminal activity. Based on the criminological features of organized forms of professional crime in the conditions of a modern metropolis, as a specific type of criminal activity, systematic intradepartmental and interdepartmental interaction between the agencies should be carried out basing on the organized nature and types of perpetrators of the criminal activity, on the direction of professional criminal activity, as well as its scale.

Keywords: organized crime, professional crime, metropolis, counteraction, provision, organizational and management measures

For citation: Grinberg S. A. Organizational and management measures in countering organized forms of professional crime in a modern metropolis // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 2 (94). - P. 129-134; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-129-134.

Современный мегаполис в силу объективных причин является объектом повышенного внимания криминалитета различных уровней организованности, включая международные и транснациональные преступные сообщества. В связи с формированием тотального информационного общества, технологическим развитием различных форм человеческой деятельности, в том числе и преступных, всё большую криминальную угрозу несёт в себе стремительно развивающийся как относительно новых форм, так и совершенствования способ преступной деятельности, преступный профессионализм.

Эффективное противодействие профессиональной преступности, а тем более её организованным формам, возможно лишь на прочной организационной и научной основе [1, с. 47]. Соответственно, противодействие организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса требует надлежащего организационно-управленческого обеспечения.

Исходя из того, что организованные формы профессиональной преступности представляют собой системную преступную деятельность организованных групп, а также преступных сообществ (преступных организаций) и лиц, обладающими криминальной специализацией и квалификацией [2, с. 109], криминологическая защита сверхкрупных го-

родов от преступной деятельности данного рода должна осуществляться с учётом триумвирата криминологически значимых характеристик объекта превентивного воздействия, а именно: 1) организованных форм осуществления преступной деятельности; 2) профессионализма субъектов преступной деятельности; 3) условий современного мегаполиса, в которых осуществляется преступная деятельность.

Учитывая криминологические особенности современного мегаполиса как специфической социально-правовой реальности, особенности криминологической характеристики и детерминации организованных форм профессиональной преступности, деятельность по противодействию организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должна осуществляться с учётом исходных основ, позволяющих существенно повысить криминологическую безопасность сверхкрупных городов и страны в целом, в частности, таких принципов, как социальная обоснованность, демократизм, законность, нерепрессивность, системность, пространственно-территориальная локализация, научность, плановость, оперативность, экономическая (ресурсная) обоснованность.

Что касается непосредственно мер организационно-управленческого обеспечения противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях

современного мегаполиса, то они должны быть направлены, на наш взгляд, в первую очередь на устранение проблем информационного обеспечения данной деятельности.

Одной из основных проблем криминологического прогнозирования и планирования, выработки эффективных мер противодействия преступности является отсутствие объективной статистической информации и основанного на её анализе криминологического знания о состоянии преступности [3, с. 122-127; 4, с. 147-152; 5, с. 48-59; 6, с. 76-81]. Именно обусловленные спецификой профессиональных форм преступного поведения и их организованностью, а также несовершенством статистических форм и методик учёта преступлений, сложности статистического учёта преступлений данной категории, а также их эмпирического изучения и теоретического осмысления обусловливают проблемы выработки эффективных мер противодействия.

Правоохранительным органам для противодействия профессиональной и иным специфическим видам преступности необходима особая система учёта форм преступного поведения, обеспечивающая надлежащую аналитическую, стратегически значимую информацию [7, с. 50]. Современные же формы статистической отчётности не фиксируют и не отражают ни отдельных признаков преступного профессионализма, ни деяний, которые необходимо относить к категории профессиональных преступлений, что объективно обусловливает сложность и неоднозначность результатов процесса оценки масштабов и форм проявления профессиональной преступности [8, с. 120-126].

В надлежащем статистическом учёте нуждается информация как о фактах преступлений, совершённых организованными группами и преступными сообществами (организациями) профессиональных преступников, так и о самих профессиональных преступниках. Эффективность контроля за профессиональными преступниками, как отмечает Ю. А. Воронин, во многом зависит от обеспечения централизованного учёта данных лиц в соответствии с их категоризацией, прежде всего по направлению криминальной специализации [9, с. 16].

При этом следует избегать утопических с точки зрения рациональности и возможности их реализации идей и предложений относительно необходимости «в масштабе страны обеспечить электронный учёт и слежение за всеми преступниками-профессионалами, в том числе и в местах лишения свободы» и тому подобных [10, с. 76]. Как уже отмечалось нами ранее, противодействие организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должно осуществляться в том числе с учётом принципов научности и экономической (ресурсной) обоснованности.

Таким образом, для получения наиболее полной и объективной, статистически реле-

вантной, соответствующей запросам превентивной деятельности информации о состоянии организованных форм профессиональной преступной деятельности, статистические учёты первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших, необходимо формировать с учётом отражения в них различных признаков преступного профессионализма - как общих (групповые формы совершения преступлений; неоднократность совершения преступлений; типичность способов совершения преступлений; предмет преступления и пр.), так и специфических (криминальная специализация, криминальная квалификация и пр.).

Организационно-управленческое обеспечение противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должно быть направлено на надлежащее кадровое обеспечение субъектов превентивной деятельности, прежде всего органов внутренних дел (далее - ОВД).

Сегодня необходима подготовка по узким специальностям, в первую очередь специалистов оперативных подразделений ОВД, способных выявлять, пресекать и предупреждать новые виды (типы) профессиональной преступной деятельности [11, с. 54]. Кадровое обеспечение оперативно-розыскной функции ОВД требует реализации эффективной системы отбора, обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей ОВД специально ориентированными на противодействие профессиональной преступности специалистами - юристами, психологами, экономистами, программистами, инженерами и прочими [7, с. 50]. Необходимость обеспечения правоохранительных органов кадрами, компетентными в сфере противодействия организованным формам профессиональной преступной деятельности, обусловлена современными трендами её развития, определяемыми, в частности: вовлечением в сферу профессиональной преступности высококвалифицированных специалистов самых различных областей научного знания, в результате чего существенно повысился интеллектуальный и образовательный уровень профессиональных преступников; появлением преступников-суперпрофессионалов, обладающих уникальной специализацией и сверхвысокой квалификацией; соответствующей уровню современного научно-технологического развития человечества; тотальной технологизацией преступной деятельности, в результате чего существенно усложняются способы совершения и появляются качественно новые виды преступной деятельности.

Таким образом, эффективное противодействие организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса требует надлежащего кадрового обеспечения субъектов превентивной деятельности, прежде всего обеспечения ОВД специально ориентированными на противодействие профессиональной преступности специалиста-

ми различного профиля. Реализация данной задачи возможна как путём организации системы отбора, обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД, так и за счёт привлечения соответствующих специалистов в качестве вольнонаёмных работников и гражданских служащих.

Следует отметить, что в силу специфики различных видов преступной деятельности, противодействие которым требует узкой профессиональной специализации и самой высокой квалификации, как свидетельствует мировой опыт правоохранительной деятельности, целесообразным является привлечение на службу специалистов именно из числа гражданских лиц, поскольку в системе правоохранительных органов данные специалисты могут отсутствовать, а их профессиональное обучение и подготовка в системе ведомственных образовательных организаций не осуществляться. При этом следует учитывать риски проникновения на службу (работу) лиц, склонных к нарушению законности, а также изначально криминально ориентированных лиц [12, с. 92—97], что требует особого внимания к стандартам и процедурам отбора соответствующих специалистов.

Безусловно, следует согласиться с Ф. Р. Хи-самутдиновым и А. Е. Шалагиным в том, что эффективно противостоять профессиональной преступности, а тем более её организованным формам, может лишь хорошо подготовленная и оснащённая современными техническими (информационными и иными) средствами правоохранительная система [11, с. 55]. Без соблюдения принципа экономической (ресурсной) обоснованности и надлежащего ресурсного обеспечения правоохранительная деятельность в силу объективного её отставания от уровня развития преступности является малоэффективной.

Не менее актуальной проблемой организационно-управленческого обеспечения противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса является методическое обеспечение.

Сегодня крайне необходима разработка специализированных методик выявления, раскрытия и расследования организованных форм профессиональной преступной деятельности, конкретизированных в соответствии с учётом конкретных видов и криминологически значимых особенностей профессиональной преступной деятельности.

Эффективность методик выявления, раскрытия и расследования организованных форм профессиональной преступной деятельности должна обеспечиваться с учётом при их разработке внутривидового многообразия данного вида преступности, в частности, таких криминологически значимых критериев, как направленность преступной деятельности, криминальная специализация участников, уровень криминальной квалификации участников, масштаб преступной деятельности, степень

организованности, количество участников, профессиональный состав участников, продолжительность преступной деятельности, этнический состав участников, уровень рецидива, наличие коррупционных связей, вовлеченность представителей власти, характеристики жертвы и прочие [13, с. 110-114].

При этом методическое обеспечение выявления, раскрытия и расследования организованных форм профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должно формироваться и внедряться с учётом особенностей криминогенности и специфики оперативной обстановки в данном регионе, определяемых его административным статусом, топографическим, географическим и геополитическим положением, экономическим потенциалом, инфраструктурой, поликомпо-нетностью состава населения, миграционными и социокультурными процессами и пр.

Для современного мегаполиса характерна крайне высокая мобильность населения, что существенно осложняет не только процесс выявления фактов преступной деятельности, но и их расследование. Транзитный характер, непостоянность и кратковременность пребывания в мегаполисе обусловливают технические и связанные с ними процессуальные сложности участия различных субъектов уголовного процесса (прежде всего потерпевших и свидетелей) в расследовании преступлений, что детерминирует высокий уровень их ла-тентности и низкий уровень раскрываемости. В связи с указанным актуальной является необходимость выработки методических рекомендаций по практической реализации в процессе расследования организованной профессиональной преступной деятельности в условиях современного мегаполиса различных форм производства дистанционных следственных действий и дистанционного участия в уголовном судопроизводстве.

Исходя из принципа системности [14, с. 54-56], организационно-управленческое обеспечение противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должно быть направлено на эффективное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие субъектов превентивной деятельности.

Исходя из криминологических особенностей организованных форм профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса как специфического вида преступной деятельности, внутриведомственное и межведомственное взаимодействие субъектов превентивной деятельности должно осуществляться по трём основным «осям координат», определяемым:

1) организованным характером и субъектным составом преступной деятельности (подразделения и службы правоохранительных органов, специализирующиеся на противодействии организованной преступности, экстремизму, этнической преступности, преступности мигрантов и т.п.);

2) направленностью и параметрами профессиональной преступной деятельности (подразделения и службы правоохранительных органов, специализирующиеся на противодействии заказным убийствам, торговле людьми, хищениям и мошенничеству, угонам и торговле автотранспортными средствами, обороту оружия, обороту наркотиков, обороту предметов искусства и антиквариата, фальшивомонетничеству, незаконной миграции и пр.);

3) масштабами преступной деятельности (взаимодействие на уровне мегаполиса, на региональном уровне, международное взаимодействие).

При этом специфика рассматриваемого вида преступности определяет необходимость реализации всех форм взаимодействия субъектов превентивной деятельности - субординационного, субсидиарного, договорного и прочих, в зависимости от субъектного состава, уровня, направленности, а также стратегических и тактических целей взаимодействия.

Одним из практических результатов эффективного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия субъектов превентивной деятельности являются комплексные профилактические операции правоохранительных органов с привлечением сил и средств органов государственной и муниципальной власти, негосударственных организаций и обществен-ности1 [7, с. 50]. Следует учитывать, что разра-

1 Шигина Н. В. Криминологические проблемы борьбы с профессиональной преступностью на современном этапе: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Шигина Наталья Валерьевна. - Москва, 2002. - 26 с.

ботка и реализация комплексных профилактических мероприятий осуществляется на основе результатов криминологического прогнозирования и планирования, что, в свою очередь, требует надлежащего информационного обеспечения, прежде всего криминологически значимой информации о состоянии преступности.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Противодействие организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должно осуществляться с учётом триумвирата криминологически значимых характеристик объекта превентивного воздействия, а именно: 1) организованных форм осуществления преступной деятельности; 2) профессионализма субъектов преступной деятельности; 3) условий современного мегаполиса, в которых осуществляется преступная деятельность. Данная превентивная деятельность должна осуществляться с учётом таких принципов, как социальная обоснованность, демократизм, законность, нерепрессивность, системность, пространственно-территориальная локализация, научность, плановость, оперативность. экономическая (ресурсная) обоснованность. Организационно-управленческие меры противодействия организованным формам профессиональной преступности в условиях современного мегаполиса должны быть направлены прежде всего на устранение проблем информационного, кадрового, методического и ресурсного обеспечения данной деятельности, а также на обеспечение эффективного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия (субординационного, субсидиарного, договорного и пр.) субъектов превентивной деятельности.

Список литературы

1. Данчееа С. Я. История уголовной политики российского государства в борьбе с профессиональной преступностью // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия: Право. - 2010. - № 5 (181). - С. 43-47.

2. Гринберг С. А. Организованные формы профессиональной преступности: определение понятия // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8. - С. 106-110.

3. Иванцов С. В. Криминологическое прогнозирование в планировании предупреждения преступности // Общество и право. - 2015. - № 3 (53). - С. 122-127.

4. Иванцов С. В. Планирование деятельности органов внутренних дел в системе правового регулирования предупреждения преступности // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 7. - С. 147-152.

5. Игнатов А. Н. Об уровне преступности и деятельности правоохранительных органов (часть 1) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - № 4 (27). - С. 48-59.

6. Игнатов А. Н. Об уровне преступности и деятельности правоохранительных органов (часть 2) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2013. - № 1 (28). - С. 76-81.

7. Кондратьева С. Н. Меры предупреждения профессиональной преступности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия: Право. - 2011. - № 6 (223). - С. 49-53.

8. Фарышев Е. В. Криминологическая оценка форм и масштабов проявления профессиональной преступности в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 6. - С. 120-126.

9. Воронин Ю. А. Криминальный профессионализм: современные тенденции // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия: Право. - 2018. - Т. 18. - № 1. - С. 13-17.

10. Таилова А. Г. Особенности предупреждения профессиональной преступности // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - № 4-2. - С. 75-78.

11. Хисамутдинов Ф. Р., Шалагин А. Е. Особенности предупреждения профессиональной и рецидивной преступности (история и современность) // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 4 (18). - С. 50-55.

12. Игнатов А. Н. Типология работников правоохранительных органов, совершающих насильственные преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2011. - № 1 (20). - С. 92-97.

13. Гринберг С. А. Классификация организованных форм профессиональной преступной деятельности // Вестник экономической безопасности. - 2021. - № 4. - С. 110-114.

14. Иванцов С. В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности : монография / ред. С. Я. Лебедев. - Москва: Юнити-Дана, 2010. - 287 с.

References

1. Dancheyea S. Ya. Istoriya ugolovnoy politiki rossiyskogo gosudarstva v bor'be s professional'noy prestupnost'yu // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. - Seriya: Pravo. - 2010. - № 5 (181). - S. 43-47.

2. Grinberg S. A. Organizovannyye formy professional'noy prestupnosti: opredeleniye ponyatiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2020. - № 8. - S. 106-110.

3. Ivantsov S. V Kriminologicheskoye prognozirovaniye v planirovanii preduprezhdeniya prestupnosti // Obshchestvo i pravo. - 2015. - № 3 (53). - S. 122-127.

4. Ivantsov S. V. Planirovaniye deyatel'nosti organov vnutrennikh del v sisteme pravovogo regulirovaniya preduprezhdeniya prestupnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2015. - № 7. - S. 147-152.

5. Ignatov A. N. Ob urovne prestupnosti i deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov (chast' 1) // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. - 2012. - № 4 (27). - S. 48-59.

6. Ignatov A. N. Ob urovne prestupnosti i deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov (chast' 2) // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. - 2013. - № 1 (28). - S. 76-81.

7. Kondrat'yeva S. N. Mery preduprezhdeniya professional'noy prestupnosti // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. - Seriya: Pravo. - 2011. - № 6 (223). - S. 49-53.

8. Faryshev Ye. V. Kriminologicheskaya otsenka form i masshtabov proyavleniya professional'noy prestupnosti v sovremennoy Rossii // Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. - 2019. - № 6. - S. 120-126.

9. Voronin Yu. A. Kriminal'nyy professionalizm: sovremennyye tendentsii // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. - Seriya: Pravo. - 2018. - T. 18. - № 1. - S. 13-17.

10. Tailova A. G. Osobennosti preduprezhdeniya professional'noy prestupnosti // Teoreticheskiye i prikladnyye aspekty sovremennoy nauki. - 2014. - № 4-2. - S. 75-78.

11. Khisamutdinov F. R., Shalagin A. Ye. Osobennosti preduprezhdeniya professional'noy i retsidivnoy prestupnosti (istoriya i sovremennost') // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. -2014. - № 4 (18). - S. 50-55.

12. Ignatov A. N. Tipologiya rabotnikov pravookhranitel'nykh organov, sovershayushchikh nasil'stvennyye prestupleniya // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. - 2011. - № 1 (20). - S. 92-97.

13. Grinberg S. A. Klassifikatsiya organizovannykh form professional'noy prestupnoy deyatel'nosti // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2021. - № 4. - S. 110-114.

14. Ivantsov S. V. Obespecheniye organami vnutrennikh del sistemnogo podkhoda v izuchenii i preduprezhdenii organizovannoy prestupnosti : monografiya / red. S. Ya. Lebedev. - Moskva: Yuniti-Dana, 2010. - 287 s.

Статья поступила в редакцию 23.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 28.04.2022.

The article was submitted March 23, 2022; approved after reviewing April 11, 2022; accepted for publication April 28, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.