JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 343:352
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-17-20 NIION: 2003-0059-4/22-343 MOSURED: 77/27-003-2022-04-542
Криминологическая характеристика этнической преступности
Муртаз Михайлович Анкоси
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Проанализированы проблемы этнической преступности; обозначены криминологические ориентиры, направленные на ее выявление. Обосновывается криминологический анализ личности преступника, совершающего противоправные деяния в составе этнической организованной преступной группировки. Проведен криминологический анализ основных детерминант возникновения этнической преступности в мегаполисах на примере города Москвы.
Ключевые слова: преступление, организованная преступная группа, криминологические детерминанты, криминологический аспект, этническая преступность
Для цитирования: Анкоси М. М. Криминологическая характеристика этнической преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 17-20. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-17-20.
Original article
Criminological characteristics of ethnic crime
Murtaz M. Ankosi
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The problems of ethnic crime and identifies criminological guidelines aimed at identifying it are analyzed. The criminological analysis of the identity of a criminal who commits illegal acts as part of an ethnic organized criminal group is substantiated. A criminological analysis of the main determinants of the occurrence of ethnic crime in megacities is carried out, using the example of the city of Moscow.
Keywords: crime, organized criminal group, criminological determinants, criminological aspect, ethnic crime For citation: Ankosi M. M. Criminological characteristics of ethnic crime. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):17-20. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-17-20.
Несмотря на довольно активную законотворческую деятельность, разрабатываемые научно-исследовательские работы и диссертационные исследования, на сегодняшний день можно констатировать, что нормативная урегулированность и криминологические аспекты предупреждения и выявления этнической преступности еще далеки от совершенства.
Проведенная аналитическая работа позволяет констатировать, что преступления, совершаемые организованными этническими преступными формированиями, не только влекут за собой тяжкие последствия, но и создают условия для возникновения в обществе межнациональных (межэтнических) конфликтов, что ведёт к дестабилизации государственного и обще© Анкоси М. М., 2022
ственного развития. При этом для организованных преступных формирований, созданных на этнической основе, характерно наличие присущих исключительно им черт и качеств, затрудняющих деятельность органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и предварительное расследование, при выявлении, пресечении, документировании, расследовании и раскрытии совершаемых ими преступлений.
При этом отметим, что в период с 2010 по 2021 гг. организованная этническая преступность расширила свои возможности посредством связи с соотечественниками в регионах, а также в странах СНГ при совершении преступлений, что делает ее транснациональной. Также, несмотря на активную борьбу право-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
охранительных органов с организованной этнической преступностью, все еще имеют место быть преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, угоном автотранспорта, похищение и торговля женщинами и детьми, религиозный экстремизм, торговля оружием и пр.
Остается достаточно напряженной проблема миграции из стран ближнего зарубежья, являющаяся в ряде случаев катализатором социальных конфликтов. В этом смысле необходимо согласиться, что «многонациональный состав российского государства и возросший в последние десятилетия поток прибывающих в страну мигрантов из стран ближнего зарубежья в условиях ее нестабильного экономического состояния обусловливают их последовательную криминализацию и рост организованной этнопреступности. Это одна из угроз для национальной безопасности страны, так как интенсивные миграционные процессы с неизбежностью ведут к росту националистических настроений и проявлений экстремизма в различных его формах» [5].
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что противодействие этническим преступным формированиям в современных условиях представляет собой объективную необходимость для обеспечения стабильности развития и деятельности государственных и общественных институтов. В связи с этим проведение криминологическое предупреждение организованной этнической преступности приобретают особую актуальность и научную значимость в условиях угрозы этнических конфликтов на территории Российской Федерации, роста активности экстремистских и террористических организаций.
Этническая организованная преступность является производной от более широкого объекта криминологического исследования — этнической преступности, поскольку преступления совершаемые представителями различных этнических групп не всегда обусловлены факторами их сплоченности, этнического объединения, а в большей степени вызваны причинами невозможности устройства мигрантов на работу на новом месте, постоянной смены рода занятий, бытовой неустроенности, полулегального образа жизни [6, с. 414].
В юридической литературе под этнической организованной преступностью понимается совокупность преступлений, совершенных устойчивыми (сплоченными) группами, члены которой принадлежат к одному этносу [7]. При этом отмечается, что понятие «этническая преступность» не закреплено в нормах действующего российского законодательства, что на фоне отсутствия единого понятия организованной преступности [3] выглядит легко объяснимым.
По этой причине в криминологической науке существуют несколько концептуальных подходов к изу-
чению этнической преступности и этнической организованной преступности. Так, одни ученые, например, Е. С. Жигарев и Р. Г. Чефходзе, полагают, что изучение этнических аспектов преступности лучше происходит через исследование социальной антропологии, основу которой составляет внутренний и духовный мир человека. (СНОСКА) Иного мнения придерживается А. М. Зюков, который предлагает изучать организованные преступные группы, созданные по этническому признаку, с позиции выявления отклонений этнических групп [4].
Вместе с тем единого подхода к рассмотрению организованной этнической преступности и необходимости её дальнейшего исследования в отечественной научной доктрине выработать не удалось. При проведении исследований авторами затрагивались отдельные аспекты предупреждения организованной этнической преступности, криминологической характеристики личности участника организованного преступного формирования, созданного на этнической основе, необоснованно мало внимания уделялось вопросам мотивации их криминальной деятельности и влияния на неё этнических обычаев и традиций.
Одной из основных причин разрастания этнической организованный преступности в городе Москве является то, что данный субъект Федерации является столицей Российского государства, что свидетельствует, как минимум, в пользу широких границ административно-территориального устройства крупного города - мегаполиса, включая внутригородское деление московских публично-территориальных образований. Если посмотреть на Москву с позиции внутригородского деления то можно убедиться в масштабах социальной, административной, политической, экономической организации общества. На бытовом уровне Москву олицетворяют с городом, в котором обращается большое количество финансовых и иных ресурсов, что важно для достижения планов обывателя по типу «американской мечты», которую в основном связывают с мигрантами, прибывающими в США в поисках лучшей жизни.
Представляется, что этот миф был создать не только в недрах общественного сознания, но имеет устойчивые политические и экономические причины, поскольку известно, что процесс урбанизации в государствах идет через факторы преобразования сельских поселений в городские, развития промышленности, торговли, что закономерно обусловливает процессы миграции населения в города, особенно такие крупные как Москва. По данным Росстата за послание 20 лет, с 1999 по 2019 гг., из стран-участниц Содружества Независимых Государств прибыло более 8 млн человек, а из стран дальнего зарубежья более 800 тыс иностранных граждан [8, с. 101]. А это не могло, не отразиться на криминогенном состоянии в
JURISPRUDENCE
крупнейшем городе мира — Москве, что несомненно вызывает беспокойство местных жителей и влияет на уровень преступности различной направленности.
Условия территориального расширения города являются общими для функционирования организованной преступности, вне зависимости создана ли она по этническому принципу или нет. Вместе с тем корреляция между условиями формирования этнической организованной преступности и условиями расширения границ города могут проявляться в тех значениях - показателях этнической организованной преступности, когда объекты государственного и муниципального значения, возникающие в связи с территориальным — агломерационным расширением Москвы, взаимосвязаны с интересами этнического преступного сообщества. Теория урбанистки к негативным последствиям расширения городов относит рост преступности [1].
Однако, сложность криминологического исследования детерминант этнической организованной преступности состоит в оценке субъектного состава такой преступности т.е. лиц вовлеченных в преступную деятельность этнических преступных сообществ и группировок. В юридической литературе и в специальных исследованиях часто делается упор на причины миграции, лежащие в основе этнической преступности.
При анализе детерминанта этнической организованной преступности, в части исследования фактора полиэтнического состава города Москвы, необходимо отметить, что важно выявление не тех условий, которые способствуют совершению преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства, или преступлений совершенных в отношении этих категорий лиц, а те условия, которые создают благоприятную почву для их вовлечения в деятельность этнических организованных сообществ и группировок.
Следовательно, выявление склонности к групповым преступлениям в среде мигрантов, иностранных граждан и лиц без гражданства, является важнейшей задачей общей превенции, включая двойную превенцию. Представляется, что политика многонационального и многоконфессионального народа России только усложнила работу правоохранительных органов по борьбе с этническими преступными группировками, которые хорошо маскируются под демократические режимы властвования, в отдельных случаях имеют неплохую юридическую защиту, что дает возможность избежать наказания за организацию таких преступных групп.
В заключение представляется возможным сформулировать следующие выводы:
1) в комплексе мер по предупреждению преступлений, связанных с экстремистской деятельностью приоритетное направление должно принадлежать мерам идеологического характера. Чрезвычайно важ-
ным является развитие идеологии межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов этноса, поиска национальной идеи, консолидирующей российское общество, объединяющей все народы многонационального Российского государства, бережного и уважительного отношения к культуре каждого народа;
2) для более эффективной и целенаправленной борьбы с этнической организованной преступностью, необходимо сформировать специальные, независимые структуры со своими подразделениями в регионах Российской Федерации, а также уделить особое внимание кадровому составу. Необходимы сотрудники с высоко морально-нравственными качествами и принципами, необходимо создание федеральных целевых программ, направленных на профилактику, предупреждение как организованной преступности, так и преступности в целом. Профилактика преступлений — задача всего общества и всех органов Российской Федерации, решаемая различными методами, способами политическими, экономическими и т. д.
Список источников
1. Безвербный В. А. Социально-экономические последствия расширения Москвы и урбанизации Московской области // European research, 2015, № 7(8).
2. Гриб В. Г. Характеристика и особенности личности лидеров и участников организованных преступных сообществ, действующих в экономике и других сферах. Ученые записки / Правотворчество и правоприменительный процесс в современной России. Вып. 1. М. : МФПА; Маркет ДС, 2007.
3. Евланова О. А. Влияние преступности мигрантов на организованный криминальный рынок в России / О. А. Евланова // Организованный терроризм и организованная преступность. М., 2002.
4. Зюков А. М. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп : автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 26 с.
5. Исхаков А. М. Субъект организации незаконной миграции // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. 2015. № 3(16). С. 110-111.
6. Криминология : учебник для вузов / под ред. проф. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЗАО «Юстицинформ», 2006.
7. Рабданова Э. К вопросу о феномене этнической преступности // Сибирский юридический вестник. 2003. № 3.
8. Российский статистический ежегодник. 2019 : стат.сб. / Росстат. М., 2019.
References
1. 1. Bezverbny V. A. Socio-economic consequences of the expansion of Moscow and the urbanization of the Moscow region // European research, 2015, № 7(8).
2. Grib V. G. Characteristics and personality traits of leaders and participants of organized criminal communities operating in the economy and other spheres. Scientific notes / Lawmaking and law enforcement process in modern Russia. Issue 1. Moscow : MFPA; Market DS, 2007.
3. Evlanova O. A. The impact of migrant crime on the organized criminal market in Russia / O. A. Evlanova // Organized terrorism and organized crime. M., 2002.
4. Zyukov A.M. Criminological characteristics of crimes committed by representatives of different ethnic groups : abstract. dis. cand. jurid. sciences. Ryazan, 2005. 26 p.
5. Iskhakov A. M. The subject of the organization of illegal migration // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. History and Law series. 2015. № 3(16). P. 110-111.
6. Criminology: textbook for universities / edited by prof. V. D. Malkov. 2nd ed., reprint. and additional M. : CJSC «Justicinform», 2006.
7. Rabdanova E. On the phenomenon of ethnic crime // Siberian Legal Bulletin. 2003. № 3.
8. Russian Statistical Yearbook. 2019 : stat.sat. / Rosstat. M., 2019.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторе
М. М. Анкоси — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author M. M. Ankosi — Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot.
Статья поступила в редакцию 01.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.
The article was submitted 01.04.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Дознание
в органах внутренних дел
Дознание в органах внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. Ф.К. Зиннурова, А.С. Есиной. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.
Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).