^ >
V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
М.Т. КОНГАНТИЕВ,
министр внутренних дел Кыргызской Республики
Узловым звеном в работе органов внутренних дел Кыргызской Республики по-преж-нему остается раскрытие и расследование преступлений. От того, как будет на местах реализована эта задача, зависит успех дальнейшей борьбы с преступностью, в том числе с организованными ее проявлениями, а значит, и подлинный авторитет милиции у населения.
Вместе с тем, несмотря на то что в 2007 г. раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска повысилась на 4%, реального увеличения абсолютного количества раскрытых преступлений и уголовных дел, оконченных производством и направленных в суды, во всех регионах, за исключением города Бишкека, добиться не удалось.
По итогам года остались нераскрытыми более 7 тыс. преступлений, в том числе свыше 4700 тяжких и 220 особо тяжких.
В 2007 г. зарегистрировано 3 убийства с признаками «заказного» характера и 7 — с признаками криминальных разборок. Более половины из них приходится на органы внутренних дел города Бишкек и Чуйской области.
Остались нераскрытыми 41 убийство и 14 фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, 16 разбоев, 12 изнасилований, практически каждый второй грабеж, в том числе 16 убийств в Чуйской области, 5 — в городе Бишкеке, 4 — в Иссык-Кульской
области, по 3 — в городе Ош и Джалал-Абадской области и 2 убийства в Таласской области.
Из 7173 нераскрытых преступлений 3396, или 47%, составляют кражи. Низкая эффективность принимаемых мер по раскрытию краж отмечается в городах Бишкек и Ош.
Несмотря на снижение количества преступлений, связанных с кражами скота, ущерб, причиненный владельцам скота, остается значительным и составил более 22 млн сомов, из которых возмещено только 37%. Остались нераскрытыми четверть краж скота, причем большинство их приходится на Чуй-скую, Иссык-Кульскую и Джа-лал-Абадскую области. Необходимо принять все меры для завершения следствия и возмещения ущерба по факту разбойного нападения в Таласской области, где было похищено 158 голов скота.
Продолжает иметь место практика отказа в возбуждении уголовных дел по заявлениям о пропаже скота, даже в случаях их необнаружения. Из 1478 заявлений и сообщений о краже и пропаже скота по 669, или 45 %, принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, из них 41 отменено прокурорами.
Так, в Нарынской области из 440 таких заявлений по 354 отказано в возбуждении уголовного дела, 17 из которых отменены прокурором. Аналогичное положение дел и в Иссык-Куль-ской области.
На протяжении 2007 г. всего разыскивалось 7610 преступников. Ростуголовныхдел, приостанавливаемых за розыском преступника, произошел по УВД Нарынской и Баткенской областей, ГУВД Бишкека и МВД. Разыскано более 5 тыс. лиц. В органах внутренних дел города Ош, Ошской, Таласской и Баткенской областях отмечаются наиболее низкие результаты розыска преступников. В то же время 55 разыскиваемых лиц, находясь в розыске, совершили новые преступления.
Во всех регионах республики требует активизации работа по розыску без вести пропавших и идентификации неопознанных трупов, так как на начало этого года количество граждан, судьба которых не установлена, составило 276 человек, не идентифицировано более 400 трупов.
Основными недостатками розыскной работы по-прежне-му остается недостаточное ресурсное обеспечение розыскной работы и слабое участие служб и подразделений ОВД в розыскных мероприятиях. Необходимо также совершенствовать правовую базу организации розыскной работы.
В частности, одной из приоритетных задач, которые ОВД не удается решить длительное время, остается повышение уровня агентурно-оперативной работы. Вследствие процессуальных новаций практически парализована деятельность
агентуры в ИБС, которая выступает стержнем в структуре источников оперативной информации. Необходимо активнее включать «компенсаторные» механизмы, активизировать процессы агентурного прикрытия по ключевым направлениям оперативно-служебной деятельности. Поиск доказательств вслепую, без опоры на достоверную оперативную информацию приводит к тому, что предъявленные обвинения снимаются еще до суда.
Указанное направление работы необходимо скорректировать, отказавшись от обезличенных валовых показателей, и учитывать только конкретные показатели пресечения деятельности наиболее крупных и устойчивых преступных формирований, привлекая их лидеров и участников к уголовной ответственности. В первую очередь это относится к тем преступным сообществам, которые длительное время практически безнаказанно совершают тяжкие преступления, легально вторгаясь в экономическую сферу, отмывая криминальные доходы, навязывая свои правила бизнесу и обществу, оказывая реальное влияние на отдельные сферы социально-экономической жизни регионов.
Разработка именно таких преступных формирований, проводимая в течение длительного времени, позволяющая раскрывать тяжкие преступления прошлых лет и очищающая регионы от криминального влияния, — основная задача подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Хочется подчеркнуть, что выявление и раскрытие преступлений, совершенных в составе групп, должны быть приоритетной задачей для всех без исключения подразделений МВД.
Использование в этой работе возможностей оперативно-тех-нических и поисковых подразделений показывает, что осуще-
-_ -
V
ствляемые ими мероприятия наряду с агентурным методом оказываются наиболее действенными инструментами получения упреждающей информации.
По данным ГСУ МВД, по-прежнему остается неудовлетворительной деятельность следственно-оперативных групп по осмотру мест происшествий, которые проводятся не более чем по 70% уголовных дел. Более чем в половине случаев на месте происшествия при осмотре не обнаруживаются и не изымаются какие-либо следы преступлений и улики, и только по половине изъятых вещественных доказательств назначены экспертизы. Неудовлетворительный сбор и закрепление необходимых доказательств на первоначальном этапе делает раскрытие преступлений бесперспективным уже на стадии возбуждения.
Несмотря на значительное снижение нагрузки по числу уголовных дел, направленных в судебные инстанции, существенного улучшения качества следствия не произошло. Для восполнения пробелов следствия органами прокуратуры и судами возвращено 451 уголовное дело, 74 обвиняемых оправданы.
Эффективность расследования уголовных дел остается низкой и в связи с отсутствием оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел. Все это приводит к утрате доказательной базы, добытой оперативным путем. Здесь следственным подразделениям, по нашему мнению, необходимо обеспечить контроль за участием следователей в работе на первоначальном этапе документирования преступной деятельности разрабатываемых лиц, а также принять меры по усилению взаимодействия с оперативными подразделениями по вопросам, связанным с подготовкой
оперативных материалов к реализации, возбуждением уголовных дел, оперативным сопровождением их расследования и качественной подготовке итоговых документов; по каждому факту прекращения уголовных дел проводить служебные проверки на предмет подтверждения законности и обоснованности принятых решений.
Неудовлетворительным остается состояние учетно-регис-трационной дисциплины. За год выявлено более 280 фактов нарушений учетно-регистрацион-ной дисциплины, в том числе 43 прямых укрытия преступлений от учета, 97 фактов — путем списания в дело, 75 — необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела. Такие факты выявлены во всех регионах республики, и они, прежде всего, связаны со слабым контролем со стороны руководителей УВД и внутриведомственных комиссий за этим участком служебной деятельности.
Более половины выявленных наркопреступлений составляют факты, по которым изъято наркотиков весом менее десяти граммов. Борьба с наркопреступностью не принесет ожидаемого эффекта без решения задачи по подрыву ее экономической базы. На этом направлении надлежит сосредоточить объединенные усилия подразделений по борьбе с наркобизнесом, должностными преступлениями, организованной преступностью, органов следствия совместно с финансовой полицией, таможенными органами, другими заинтересованными структурами.
Одновременно подразделениям милиции по обеспечению общественной безопасности следует активизировать деятельность по выявлению превентивных составов наркопреступлений, прежде всего фактов склонения к потреблению наркотиков, особенно несовершеннолетних,
незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, содержания притонов для потребления наркотических средств, не оставляя без должного внимания и уличных распространителей наркотиков.
Несмотря на то что религиозный экстремизм финансируется и за счет незаконного оборота наркотиков, во всех случаях изъятия наркотиков в крупных размерах не отслежена их возможная связь. Недостаточная целенаправленная работа по пресечению каналов финансирования деятельности религиозных экстремистов и отсутствие борьбы с легализацией их преступных доходов способствуют росту фактов религиозно-экст-ремистской пропаганды.
Констатируется активизация религиозных эмиссаров в столице республики и в северных ее областях. Так, из 169 таких фактов 100 приходится на северный регион. При этом у приверженцев религиозно-экстремистских партий изымается не только пропагандистская литература, но и огнестрельное оружие, боеприпасы, наркотические средства.
Ежегодно увеличиваются миграционные потоки, в том числе и нелегальные. В 2007 г. выявлено 69 фактов незаконной миграции, 575 иностранных граждан выдворены за пределы республики за нарушения миграционного законодательства и правил пребывания. В отношении около 4 тыс. граждан других государств наложен денежный штраф за нарушение порядка пребывания в стране.
Наличие большого количества незаконных мигрантов и лиц с неопределенным правовым статусом негативно влияет на криминогенную обстановку.
За 2007 г. 157 иностранцев, в том числе 21 из дальнего зарубежья, совершили преступления. Зарегистрировано 60 преступле-
™ 1
V
ний, совершенных в отношении иностранцев, а также 34 факта торговли людьми.
Все перечисленное свидетельствует как о повышении эффективности по выявлению такого рода преступлений, так и о недостаточности принимаемых мер по обеспечению безопасности иностранных граждан.
Следует отметить, что во всех регионах республики данные по религиозному экстремизму, незаконной миграции и торговле людьми весьма приблизительны.
В обращении Президента Кыргызской Республики КС. Ба-киева к парламенту и правительству от 10 января 2008 г. была выдвинута задача по экономическому прорыву и улучшению инвестиционного климата, созданию необходимых условий для работы бизнес-структур и финансового оздоровления страны. В этом плане органами внутренних дел в истекшем году выявлено 1757должностных и экономических преступлений, в том числе свыше 300 фактов злоупотребления должностным положением и 190 фактов взяточничества.
В структуре экономических и должностных преступлений, выявленных подразделениями по борьбе с должностными преступлениями, удельный вес должностных преступлений составил чуть более 40%.
Задача освободить органы государственной власти и управления различного уровня от коррупционеров ставится перед ОВД не первый год. Недопустимо сводить работу по ее выполнению лишь к дальнейшему наращиванию «вала» изобличенных мелких мздоимцев. Основной путь решения данной проблемы видится в надежном агентурном прикрытии управленческих структур. В то же время Президент страны отмечает,
что государственное управление не избавилось от коррупционного давления, в то время как снижение коррупции во всех ветвях власти — важнейший фактор укрепления доверия к ней, повышения ее авторитета.
Таким образом, приоритетными в деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики сегодня можно назвать следующие направления.
Первое — совершенствование управления системой органов внутренних дел и внутренних войск.
Это относится прежде всего к центральному аппарату министерства. Необходимо в кратчайшие сроки отладить механизмы управления в новых условиях, начиная с переработки ведомственной нормативной правовой базы и заканчивая коренным улучшением информационно-аналитической деятельности на всех уровнях. Самое пристальное внимание следует уделить разработке и осуществлению мер по повышению степени влияния на территориальные органы, и в первую очередь за счет повышения качества проведения инспекторских и контрольных проверок — целевых выездов.
В условиях известного дефицита кадровых и материальных ресурсов совершенствование управления силами и средствами на всех уровнях системы МВД было и остается основным резервом улучшения конечных результатов оперативно-слу-жебной деятельности. Этому будет способствовать принятие нового закона об органах внутренних дел Кыргызской Республики, проект которого вносится на рассмотрение в Жогорку Кенеш. Качественные изменения должны произойти и в оптимизации механизма управленческой структуры МВД с приня-
тием нового положения о министерстве и положения о прохождении службы в органах внутренних дел. Эти документы уже внесены на рассмотрение правительства.
Второе — воссоздание системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений. Профилактика преступности — комплексная задача как правоохранительных органов, так и общества в целом. Первые шаги уже делаются. Особое внимание уделяется развитию службы участковых инспекторов милиции — ключевой фигуре на данном направлении работы. В текущем году необходимо продолжать наращивать наши усилия, особенно в работе с несовершеннолетними.
Принимая системные меры по борьбе с преступностью, необходимо исходить из того, что генеральной линией на ближайшие годы будет создание и обеспечение функционирования общегосударственной системы профилактики правонарушений.
Необходимо повсеместно внедрять комплексную многоуровневую модель профилактики, подразумевающую использование возможностей государственных институтов, образовательных, социальных и медицинских учреждений, бизнес-сооб-щества и общественных организаций для предупреждения преступлений. Однако это лишь начало. Необходимо самым тщательным образом изучить возможности региона в создании надежной государственной системы профилактики преступности и встать во главе этого важного для кыргызстанского общества начинания. Министерством утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, в соответствии с которой все без исключения
-_ -
V
службы обязаны заниматься предупреждением преступности.
Следует целенаправленно вести работу с общественностью, средствами массовой информации, создавая не просто атмосферу неприятия противоправного поведения, но и формируя актив общественности, способный реально оказывать содействие в поддержании правопорядка. Необходимо также активизировать работу по восстановлению института внештатных сотрудников милиции и народных дружин. В ряде регионов эта работа уже ведется. Необходимо, чтобы она велась повсеместно.
Третье — перекрытие каналов финансирования организованной преступности, коррупции и экстремистских организаций. Подрыв их экономической основы и базы — это прежде всего выведение объектов экономики из-под влияния организованного криминалитета, пресечение каналов легализации преступных доходов, изъятие активов организованных групп и обращение этих активов в доход законных собственников.
Четвертое — совершенствование миграционного контроля и пресечение незаконной миграции. Поток иностранных граждан, в том числе и мигрантов, постоянно увеличивается. Большинство из нихявляются законопослушными людьми, но определенная часть, к сожалению не малая, оказывается не в ладах с законом, усугубляя и без того сложную криминальную ситуацию.
С учетом этого наведению порядка в этой сфере оказывается постоянное внимание на самом высоком уровне.
Пятое — совершенствование системы реагирования на обращения граждан и усиление обратной связи с населением. Главное сегодня — работать так, чтобы вернуть во многом утраченное доверие населения к орга-
нам внутренних дел, каждым своим действием восстанавливать справедливость и нарушенные права граждан, обеспечить подлинную общественную и личную безопасность соотечественников. Для этого необходимо сосредоточить внимание на полном и качественном выполнении требований, заложенных в Стратегии развития страны на период 2007—2010 гг. и Концепции реформирования органов внутренних дел до 2010 г. Прежде всего, надо серьезно поработать над главной целью Концепции — обеспечением надежной защиты граждан, их прав, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств, формированием в общественном сознании нового облика и имиджа сотрудника милиции. Особую роль здесь играет наращивание усилий по программе «Реформы в умах» самих сотрудников внутренних дел, предусматривающей отказ от форм силового воздействия в пользу профессионализма, уважения прав и свобод, партнерства с гражданским обществом.
Обеспечение законных прав граждан должно быть в числе главных приоритетов ОВД, что невозможно без должного внимания к вопросам законности и служебной дисциплины.
В этом направлении необходимо осуществить меры по улучшению воспитательной работы, повышению персональной ответственности руководителей всех уровней за состояние законности и дисциплины, организации индивидуальной воспитательной и профилактической работы с личным составом, направленной на понимание правоохранительной деятельности как функции социального обслуживания населения по защите прав и свобод граждан и укрепления доверия населения к органам внутренних дел.