Научная статья на тему 'Предупреждение скотокрадства в Кыргызской республике'

Предупреждение скотокрадства в Кыргызской республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОТОКРАДСТВО / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CATTLE THEFT / PREVENTION / LEGAL MEASURES / AGENCIES OF THE INTERIOR MINISTRY / PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабурин Василий Васильевич, Шаменов Мирбек Дюшенкулович

В статье дается анализ практики предупреждения скотокрадства в Республике Кыргызстан. Рассматриваются особенности организации профилактической работы по пресечению скотокрадства на примере Нарынской, Таласской и Чуйской областей. Проведена классификация мер предупреждения скотокрадства, выделены общеправовые, организационные, оперативно-розыскные меры. Предложены мероприятия по совершенствованию конкретных форм и методов профилактики краж скота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабурин Василий Васильевич, Шаменов Мирбек Дюшенкулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Cattle Thefts in the Kyrgyz Republic

The article presents the analysis of the prevention of cattle thefts in the Kyrgyz Republic. Peculiarities of organization of preventive work to suppress cattle thefts in Naryn, Talas and Chuy provinces are under consideration. The researchers classify measures for prevention of cattle theft, sort out measures of general law, organizational and detective measures. They also provide activities for improving precise forms and methods of cattle theft prevention.

Текст научной работы на тему «Предупреждение скотокрадства в Кыргызской республике»

УДК 343.9 © В. В. Бабурин, М. Д. Шаменов, 2013

Предупреждение скотокрадства в Кыргызской Республике

В. В. Бабурин *, М. Д. Шаменов **

В статье дается анализ практики предупреждения скотокрадства в Республике Кыргызстан. Рассматриваются особенности организации профилактической работы по пресечению скотокрадства на примере Нарынской, Таласской и Чуйской областей. Проведена классификация мер предупреждения скотокрадства, выделены общеправовые, организационные, оперативно-розыскные меры. Предложены мероприятия по совершенствованию конкретных форм и методов профилактики краж скота.

Ключевые слова: скотокрадство, предупреждение, правовые меры, органы внутренних дел,

профилактические мероприятия.

Борьба с преступностью, согласно ст. 2 Закона КР «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики», является главной задачей в деятельности органов внутренних дел 1 . В пределах своей компетенции органы внутренних дел обязаны выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления Одним из направлений их деятельности является борьба со скотокрадством . Этот вид хищения — одно из специфичных преступлений, характерных для противоправных деяний в Кыргызской Республике (далее — КР) . Скотоводство можно назвать ментальным признаком кыргызского народа Скот как особый вид собственности обладает большой материальной ценностью и служит основой материального благополучия населения страны . Тяжесть такого деяния, как скотокрадство, определяется тем, что оно тормозит аграрную и земельную реформу, проводимую государством Основная часть граждан КР проживает в сельской местности, и сельскохозяйственные животные сосредоточены в руках сельских жителей, для которых они являются единственным источником обеспечения пропитания

Несмотря на то что борьба со скотокрадством в Кыргызстане велась постоянно, усиленная борьба со скотокрадством со стороны ОВД осуществляется с конца 1995 г. Именно в этот период статистические данные показывали, начиная с 1992 г. , резкий прирост скотокрадства по 1995 г. В 1992 г. — 2736 фактов кражи скота, в 1993 г. — 3027, в 1994 г. — 3182, в 1995 г. — 4272. В целях снижения уровня скотокрадства были начаты активная, целенаправленная профилактическая деятельность МВД КР по предупреждению по-

хищений скота и учетно-регистрационная и предупредительная работа, направленная на сокращение и пресечение скотокрадства

В настоящее время органами внутренних дел Республики накоплен большой опыт борьбы с хищением скота, разработаны также различные средства и методы предупреждения скотокрадства . Эффективность их применения показана на рисунке

Основной рост скотокрадства приходился на 1992-1998 гг. Начиная с 1997 г. органы внутренних дел предпринимали ряд мер нормативного и организационного характера Их успешная реализация на практике позволила снизить темпы роста скотокрадства практически на десятилетие .

Деятельность ОВД КР по предупреждению скотокрадства имеет отличия, исходящие из специфики их деятельности Так, предусмотрен комплекс мер, осуществляемых ОВД совместно с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами по установлению и устранению причин и условий, порождающих скотокрадство, выявлению лиц, склонных или имеющих намерение совершить преступление, а также принятие к ним конкретных мер воздействия с целью не допустить реализацию преступных намерений

Условно средства и методы, а также меры предупреждения скотокрадства можно сгруппировать в три самостоятельных направления .

1. Правовые профилактические мероприятия, которые делятся на общие и специальные К общим можно отнести принятое Правительством КР по-

* Постоянный автор нашего журнала .

** В нашем журнале публикуется впервые .

4500

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. Динамика совершения скотокрадства с 1992 г. по 2010 г.

становление от 5 сентября 1997 г. № 512 «О мерах по усилению борьбы с кражей скота», в котором отмечалось, что министерствами, административными ведомствами, местными государственными администрациями и местным самоуправлением г. Бишкека должна вестись организационная и другая работа, направленная на предупреждение и пресечение хищений скота, повышение уровня их раскрываемости . К специальным правовым профилактическим мероприятиям относится заключение соглашений с ОВД соседних республик для эффективного взаимодействия по борьбе со скотокрадством, включающего: учет таврирования; паспортизацию скота на территории обоих государств; выставление совместных конных дозоров на скотопрогонных тропах, в ущельях и на перевалах; совместный контроль за движением автотранспорта, перевозящего сельскохозяйственных животных и мясные продукты; установку «телефонов доверия» для сообщений и заявлений граждан о готовящихся или совершенных преступлениях и т п

2 Организационно-профилактические мероприятия: формирование специализированных

конных отрядов «Сакчы», «Кырк Чоро» и дружин самоохраны; ежеквартальное проведение комплексной операции «Скотокрад»; обращение к населению с разъяснением о необходимости усиления охраны скотопоголовья и борьбы со скотокрадством; регулярное осуществление рейдов и проверок мест возможного сбыта похищенного скота и мясопродуктов; проведение сельских сходов, собраний в трудовых коллективах совместно с представителями органов местного самоуправления; систематическое информирование населения о проводимых мероприятиях

по борьбе со скотокрадством; выступления руководителей ОВД в средствах массовой информации по вопросам борьбы с преступностью

3. Оперативно-розыскные и иные мероприятия: учет ранее судимых за скотокрадство; учет лиц, склонных к совершению скотокрадства; профилактические беседы; официальные предостережения; административный надзор; вызов в ОВД лиц, которые, предположительно, готовятся к преступлению, для проведения профилактической беседы; задержание лидера преступной группы за совершение другого преступления или административного правонарушения; склонение лиц к отказу от реализации преступных намерений; усиление внимания со стороны сотрудников ОВД к отдельным лицам или преступным группам, готовящимся к совершению скотокрадства; изоляция транспортного средства, которое, по информации, должно быть задействовано при похищении скота; усиленная охрана скота в местах, где предполагается совершить хищение скота; задержание лиц за приготовление к хищению или за покушение на скотокрадство и т д

Данные направления практически полностью охватывали все содержание профилактики скотокрадства, включая выявление, устранение причин и условий, порождающих скотокрадство, на основе использования предоставленных ОВД специфических прав и обязанностей

Характеризуя правовые меры профилактики, следует отметить, что особо значимая деятельность государственных органов по разработке нормативных актов, направленных на регулирование и сдерживание скотокрадства, осуществлена в ходе подготовки и принятия постановления Правительства КР

от 5 сентября 1997 г. № 512 «О мерах по усилению борьбы с кражей скота» Профилактическая работа велась на республиканском и областном уровнях

На республиканском уровне, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызстана от 28 ноября 1994 г. № 847, сельским управам, руководителям предприятий, организаций предписывалось отчислять 20% от минимальной заработной платы на счет Министерства обороны для оплаты труда лиц, отобранных на службу в спецотряды «Сакчы» Приказом МВД КР от 18 сентября № 349 из имеющегося штата в структуре УУР МВД был создан специальный отдел по борьбе со скотокрадством В районных и городских ОВД были выделены оперуполномоченные уголовного розыска, отвечающие за состояние борьбы со скотокрадством на обслуживаемой территории

На областном уровне особого внимания заслуживает положительный опыт работы по борьбе со скотокрадством в Нарынской области. Этот регион традиционно является животноводческим Поэтому здесь хищение скота — наиболее распространенное преступление Однако уровень скотокрадства в области можно назвать средним, что говорит об эффективности мер предупреждения как общего, так и индивидуального характера .

По инициативе УВД администрация Нарынской области издала приказ от 17 ноября 1995 г. № 151/6, которым был регламентирован порядок вывоза за пределы области и продажи скота и мясопродуктов на территории области Этим приказом граждане и юридические лица, торгующие сельскохозяйственными животными или мясопродуктами, обязывались иметь следующие документы (справки):

1) районной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы о том, что животное или мясопродукты не заражены болезнями, опасными для людей;

2) районного ОВД о том, что сельскохозяйственные животные или мясопродукты не похищены;

3) районного органа местного самоуправления о том, что гражданин или юридическое лицо действительно имеет в собственности скот

Если сельскохозяйственное животные или мясопродукты вывозились за пределы области, то была обязательной их регистрация в специальном журнале на постах ГАИ . Кроме того, собственник скота и мясопродуктов должен был иметь документ, удостоверяющий личность, паспорт

Такие меры были введены в целях выявления и устранения причин и условий, порождающих скотокрадство, и установления всей преступной цепи, если скот похищен

В Нарынской области впервые в Республике по приказу губернатора от 10 декабря 1996 г. № 361/6 начато таврирование крупных сельскохозяйствен-

ных животных, независимо от форм собственности . Для этой цели каждому району области был присвоен код . Например, Нарынскому району — «Н», Ат-Башинскому — «А», Кочкорскому — «К», Ак-Талинскому — «Б», Жумгальскому — «Ж». Кроме того, каждое село района имело порядковый номер Например, полный код с Кенеш Нарынского района «Н-1», с. Алыш — «Н-3», с. Кочкор Кочкорского района — «К-1», с. Тендик — «К-2», с. Казыбек Ат-Башинского района — «А-14» и т. д .

Этим же приказом были утверждены образцы тавра Тавро наносится на левое бедро сельскохозяйственного животного красящим веществом «Азот», чтобы не повредить кожу. Все расходы, связанные с таврированием, были возложены на районные администрации Данная практика и в настоящее время применяется успешно

Заслуживает внимания положительный опыт борьбы со скотокрадством таких общественных формирований, как конные отряды «Сакчы», организованные по распоряжению губернатора Таласской области от 20 июня 1996 г. из числа граждан, призванных на альтернативную (вневойсковую) службу. Данным распоряжением губернатора было утверждено и Положение о спецотрядах «Сакчы».

УВД Чуйской области совместно с управлением сельского хозяйства разработало Инструкцию о порядке нумерации и Положение о паспортизации сельскохозяйственных животных в Чуйской области . Оба документа были утверждены губернатором области

Организационные профилактические мероприятия заключаются в том, что, например, в Чуйской области, в отличие от таврирования, проводимого в Нарынской области, были предусмотрены нумерация и татуировка крупного рогатого скота, овец, свиней и лошадей На левом ухе ставятся код области, шифр района и сельской управы, а на правом ухе — индивидуальный номер животного, соответствующий порядковому регистрационному номеру в книге записей, ведущейся в управе . Для лошадей введены учет с татуировкой на нижней губе с внутренней стороны: порядковый регистрационный номер, код области, шифр района и управы . Метку животных намечено было производить с десятидневного возраста Одновременно планировалась ветеринарная паспортизация крупного рогатого скота, лошадей, овец, свиней и коз (включая приплод) во всех управах и хозяйствах, независимо от форм собственности Ветеринарный паспорт содержал в себе следующие реквизиты: наименование, вид животного, время рождения, пол, масть, номер, код и шифр района, особые приметы, данные владельца, дату выдачи ветеринарного паспорта Ветеринарный паспорт подписывался главой управы и заверялся

Таблица 1

Среднегодовые темпы прироста скотокрадства по областям КР, %

Область 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Чуйская 24,3 - 21,1 - 5,2 - 20,0 + 37,7

Иссыкульская 18,9 - 19,4 + 9,0 - 40,6 + 30,5

Нарынская 33,1 - 15,5 - 17,2 - 18,7 + 4,5

Ошская 7,3 - 13,6 - 28,6 + 1,0 + 50,2

Джалал-Абадская 33,7 - 31,6 - 16,8 + 27,3 + 12,7

Таласская 88,2 - 22,2 - 13,0 + 5,7 + 14,2

Баткенская 31,2 - 25,5 - 21,2 - 10,0 + 32,1

По республике 26,2 - 20,5 - 11,6 - 10,5 + 27,9

Примечание. Знак «минус» (-) указывает на снижение уровня скотокрадства, знак «плюс» — на увеличение .

печатью При приобретении, продаже, обмене сельскохозяйственных животных и при продаже мяса и мясопродуктов владелец был обязан предъявить проверяющим ветеринарный паспорт на сельскохозяйственное животное

Большое значение имело также ежеквартальное проведение кодовой операции «Скотокрад», в которую одновременно, по плану вовлекались все силы и средства ОВД Республики . Цель операции: проведение оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и разоблачение лиц, занимающихся хищением скота и преступных групп, розыск скотокрадов, скрывающихся от следствия и суда, раскрытие других преступлений и т. д.

Проведению операции «Скотокрад» предшествовала тщательная подготовка, создавались штабы, которые детально изучали собранную информацию, заявления граждан о похищениях скота и т д На основе анализа принимались решения, рекомендации, определялось дальнейшее направление операции Проверялись лица, ранее судимые за скотокрадство, склонные к его совершению, и т п Выставлялись конные дозоры на скотопрогонных тропах, в ущельях и на перевалах. В селах в ночное время организовывались конные патрули под руководством участковых инспекторов милиции На автодорогах выставлялись посты ГАИ для проверки автотранспортных средств, перевозящих сельскохозяйственных животных и мясопродукты, и т д Обычно операция длилась от трех до семи дней Результаты докладывались в МВД Кыргызстана

Оперативно-розыскные меры и индивидуальная профилактика скотокрадства осуществляются для установления причин преступлений и условий, спо-

собствующих их совершению и особенно связанных с конкретной личностью. Работа осуществляется согласно ст 1 Закона КР «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств 2.

Этим Законом право осуществлять оперативнорозыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям, в том числе ОВД, в задачу которых, согласно ст 3 указанного выше Закона, входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших

Выработаны определенные формы индивидуальной профилактической работы, среди них важными представляются учет лиц, ранее судимых за скотокрадство, хищение чужого имущества и склонных к совершению скотокрадства. Эти лица должны находиться в поле зрения работников ОВД вплоть до того момента, пока не появится уверенность, что они полностью исправились Индивидуальная профилактика может быть успешной лишь в том случае, если она одновременно осуществляется как в целях преодоления антиобщественных взглядов и привычек того или иного лица, проявляющихся в сфере индивидуальной (бытовой) жизни, так и в целях устранения внешних причин, порождающих преступления и способствующих их совершению

Таблица 2

Численность постоянного населения по областям КР, тыс.

Область 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Чуйская 787 909 795 039 801 480 808 245

Иссык-Кульская 433 091 435 058 437 663 441 323

Нарынская 257 272 257 003 257 231 259 378

Ошская 1 074 866 1 084 709 1 101 175 1 117 851

Джалал-Абадская 983 881 992 167 1 006 770 1 023 132

Таласская 221 535 223 782 226 302 228 995

Баткенская 420 031 422 364 427 092 433 802

По республике 5 247 565 5 289 204 5 348 254 5 418 299

Таблица 3

Численность поголовья скота на территории КР, тыс.

Область Поголовье КРС

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Чуйская 1123,0 1192,5 1263,1 1330,3 1413,1

Иссык-Кульская 1290,3 1328,3 1401,6 1465,5 1539,4

Нарынская 1471,4 1529,3 1598,2 1669,4 1808,7

Ошская 1813,6 1862,3 1921,1 1974,1 2094,2

Джалал-Абадская 1440,3 1542,0 1687,8 1894,9 2080,1

Таласская 729,5 749,6 776,1 818,9 870,7

Баткенская 864,2 879,5 891,6 906,1 918,7

По республике 8732,3 9083,5 9539,5 10059,2 10724,9

Большое воспитательное значение имеют, в частности, профилактические индивидуальные беседы с лицом, от которого можно ожидать хищения скота Такие беседы обычно проводятся участковыми инспекторами, оперуполномоченными уголовного розыска и начальниками ОВД Беседа может быть и в присутствии представителей сельской управы, суда аксакалов и т д Результаты беседы отражаются участковым инспектором в индивидуальной карточке подучетного лица Важен административный надзор за лицами, неоднократно судимыми и освобожденными из мест лишения свободы, что позволяет контролировать их поведение Контроль над поведением административно-поднадзорного осуществляют участковые инспектора милиции При систематическом нарушении контролируемым лицом правил административного надзора суд может наложить на него административное взыскание, предусмотренное ст 373 Кодекса КР об административной ответственности

В целом предпринимаемые в комплексе меры обусловливали, при их постоянной реализации, снижение уровня скотокрадства, и данная тенденция сохранилась до 2009 г Ослабление профилактической работы ОВД по борьбе с кражами скота, вызванное значительными политическими и экономическими трудностями, привели к тому, что в Кыргызской Республике среднегодовой прирост скотокрадства по итогам 2010 г. составил 27,9%.

Из табл 1 видно, что высокий прирост скотокрадства характерен для Ошской области, имеющей большее количество жителей (табл 2), где, соответственно, преобладает количество скота (табл 3)

1 Об органах внутренних дел Кыргызской Республики : закон Кыргызской Республики от 11 января 1994 г. // Свободные горы . 2009. 15 марта .

2 Об оперативно-розыскной деятельности : закон Кыргызской Республики от 5 октября 1998 г. // Эркин Too . 1998. 30 окт. С 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.