188
История
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (1), с. 188-194
УДК 94 (47+57)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОГО ЗЕМСТВА В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1864-1890 гг.):
ИДЕИ И ПРАКТИКА
© 2012 г. Д.А. Николаев, И.А. Хвостова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 02.10.2012
Рассматриваются важнейшие направления деятельности нижегородского губернского земства в области народного образования с момента введения Положения 1864 г. до земской контрреформы 1890 г. На основе анализа законодательно-нормативных, делопроизводственных, статистических, а также неопубликованных архивных материалов характеризуются основные аспекты просветительской политики органов местного самоуправления Нижегородской губернии в пореформенный период.
Ключевые слова: земство, народное образование, грамотность, учительство, воскресные школы и курсы, справочно-деловые библиотеки.
В 60-90-е гг. XIX в. в российской образовательной сфере происходят значительные перемены, связанные с попыткой правительства модернизировать государственные и общественные институты; важнейшим фактором внутренней жизни империи становится целый комплекс политических и хозяйственно-культурных изменений. Дальнейшее успешное развитие страны и усовершенствование системы государственного управления было уже невозможно без наличия образованных людей, без специальной организации школьного образования, которое соответствовало бы новым социально-экономическим реалиям. В дореформенной России число школ было крайне незначительным и совершенно не соответствовало количеству населения. Большинство сельских училищ не имело ни собственных помещений, ни учебных пособий; кроме того, был очень низким уровень обучения, многие преподаватели не имели соответствующего образования. Именно в этот период большую роль в просвещении народа начинают играть российские земства, которые вырабатывают принципы построения образовательного учреждения нового типа - земской начальной школы. Земские мероприятия по усовершенствованию народного образования решили многие насущные проблемы и актуальные вопросы, которые ранее оставались незатронутыми в течение длительного времени.
Первоначально в отношении планов и перспектив земских культурно-просветительских мероприятий самими земцами и общественными деятелями 60-х гг. XIX века высказывались две противоположных точки зрения. Одна из них
принадлежала А.И. Кошелеву, который настаивал на активном устройстве начальных образовательных учреждений силами и средствами правительства и, конкретно, земств. Он утверждал, что «пока открытие и содержание школ мы оставим на попечение сельских обществ, у нас школ не будет» [1, с. 451].
Иную позицию отстаивали А.И. Васильчиков и Н.А. Корф. Для них приоритетными становятся принципы предоставления всей инициативы в открытии школ сельским обществам (при поощрении таких инициатив со стороны правительства и земских учреждений)1. Подобный взгляд на роль органов местного самоуправления в развитии начального народного образования преобладал в 60-70-е гг. XIX в. и во многих земских собраниях.
Острые дискуссии о степени влияния земства на развитие народного образования шли и в Нижегородском губернском земском собрании. Сторонники правительственного курса выражали заинтересованность в целенаправленной организации школьного дела, высказывая мнение, что от уровня образованности народа зависит успешное проведение реформ и новой экономической политики. К ним относились такие земские деятели, как Н.П. и Г.П. Болтины, А.И. Поливанов, А.Н. Карамзин, Н.С. Толстой, Н.Ф. Анненский, А.С. Гациский.
Их оппоненты в собрании - Н.И. Приклон-ский, Ф.Г. Глазов, А.М. Ермолов и др. - считали, в свою очередь, что распространение грамотности среди населения сеет в народе смуту [5, оп. 3. д. 5. л. 34-47]. Представители и той, и другой группы земских гласных ссылались на
2-ю статью Положения о земских учреждениях 1864 г., в которой шла речь об участии земства «преимущественно в хозяйственном отношении, в определенных законом пределах... в попечении о народном образовании» [6, ст. 2]. Таким образом, неопределенность статей закона порождала самые различные его толкования.
С 1867 года в Нижегородской губернии начинает свою деятельность губернский училищный совет; в этом же году губернское земство рассматривает основные направления предполагаемой образовательной политики. В докладе управы III очередному собранию были поставлены следующие вопросы: в каких пределах и каким образом следует обучать в школах крестьянских детей, и что может, со своей стороны, сделать губернское земство для развития народного образования [7, с. 10-15].
В качестве учебного плана земских школ была принята программа обучения, указанная в Положении о начальных народных училищах 1864 г. (Закон Божий, чтение, письмо, первые четыре действия арифметики) [8]. Отдельно был поставлен вопрос о едином методе преподавания. Членам училищного совета от земств было поручено внести предложения об общем методе преподавания и единых учебниках, о необходимости определения количества часов по каждому предмету и времени пребывания детей в школе. В своем докладе губернская земская управа высказалась против обязательного всеобщего обучения, достичь которого не представлялось возможным.
Губернское земство оставило за собой лишь решение вопроса о подготовке учительского персонала и общее руководство просветительскими мероприятиями. Организация и материально-финансовое обеспечение земских образовательных учреждений были полностью переданы уездным земствам.
Первыми земскими школами являлись учебные заведения, созданные еще в дореформенное
время. В основном это были школы государственных и удельных крестьян, а также церковноприходские, частные школы и школы грамоты. Постепенно земства открывали и новые образовательные учреждения, но лишь в том случае, если сельские общества соглашались принять на себя часть расходов по их содержанию. Они должны были обеспечить школу помещением, охраной, отоплением и освещением. Участие земства заключалось в вознаграждении учителей и в снабжении школ мебелью, учебными пособиями, письменными принадлежностями. Такая система получила название «поощрительной» и была характерна для уездов губернии примерно до начала 90-х гг. XIX века [9, с. 40].
«Правила об открытии училищ», принятые в 1871 г., и установленный Нижегородским земским собранием 1879 г. особый фонд для выдачи сельским обществам беспроцентных ссуд на постройку училищ явились главным стимулом к устройству школьных зданий. Первоначально нижегородским земством из т.н. «запасного капитала» было выделено 4500 рублей. Принимая во внимание, что стоимость здания составляла от 500 до 600 рублей, земская управа внесла предложение выдавать по 500 рублей на строительство школы. Сельские общества должны были выплатить указанную сумму в течение 5 лет. С 1880-го по 1895 г. только в Нижегородском уезде ссудами воспользовались до 40 обществ [10, с. 15].
Количество земских училищ в губернии постепенно увеличивалось, что можно проиллю-
2
стрировать с помощью статистических данных , представленных в табл. 1.
Обучение в земской школе не зависело от сословной или вероисповедной принадлежности. Основную часть учащихся составляли дети крестьян, мещан и священников. В основном учились мальчики и девочки 7-14-летнего возраста,
Таблица 1
Число земских школ в Нижегородской губернии _______________________________
Уезды 1867 г. 1869 г. 1875 г. 1880 г. 1885 г. 1890 г.
Нижегородский 41 68 71 75 80 87
Ардатовский 28 45 31 35 47 43
Арзамасский 24 39 30 34 45 43
Балахнинский 13 19 16 30 38 42
Васильский 9 17 14 13 20 22
Г орбатовский 8 18 22 25 29 33
Княгининский 16 14 16 15 16 18
Лукояновский 37 38 49 42 58 44
Макарьевский 9 3 19 22 25 24
Семеновский 2 4 11 15 16 17
Сергачский 2 9 20 25 39 24
Итого по губернии 189 274 299 331 413 403
хотя девочек обучалось значительно меньше: их образование считалось у крестьян «делом лишним» [12, с. 79]. Продолжительность обучения в земских школах не была определена законом. Начало и конец учебного года в основном совпадали с открытием и окончанием сельскохозяйственных работ. Занятия начинались в сентябре и заканчивались в середине мая. Оканчивали школу далеко не все учащиеся - от 9 до 12% от общего числа учеников [13, с. 81]. Многие, овладев основными навыками письма и счета, покидали училище по самым разным причинам, прежде всего связанным с материальным положением и бытом сельчан. Однако и ученики, которые не оканчивали школу, все же получали определенные необходимые знания и использовали их потом в повседневной практике.
Количество учащихся в земской школе Нижегородской губернии постепенно возрастало, и если в 1867 г. составляло 5253 мальчика и 466 девочек, то к 1890 г. достигло 15659 и 3871 человек соответственно [9, с. 103-105].
Таким образом, земские начальные учебные заведения сыграли значительную роль в распространении образования среди крестьян, благодаря деятельности земств число школ и обучающихся в них быстро увеличивалось.
Фактическое управление школой и обеспечение ее всем необходимым находилось в руках земства. В период с 1868-го по 1887 г. на приобретение книг и учебных пособий каждого училища расходовалось по 10 рублей, с 1887-го по 1892-й - 15 рублей [14, с. 61]. Недостаток учебников ощущался почти во всех школах: средств не хватало, а непереплетенные книги служили недолго. Земские деятели неоднократно высказывали мысль о необходимости организации школьных библиотек. На экстренном земском собрании 1880 г. был учрежден особый, т.н. «Александровский капитал» в сумме 6000 рублей, на проценты с которого впоследствии предполагалось учредить библиотеки при сельских школах. В 1883 г. открыты были первые 5 библиотек, а к 1896 г. их насчитывалось 30. Эти библиотеки, по истечении некоторого времени, переводились из одного училища в другое, чтобы учащиеся имели возможность читать книги из нескольких различных библиотек3.
Особое внимание земские учреждения Нижегородской губернии обращали на недостаточное число преподавателей в школах и на невысокий уровень их образования.
Как отмечал Н.А. Корф, в 60-е гг. XIX в. еще немногие земские и общественные деятели понимали значение специально разработанной системы по подготовке преподавателей начальных школ. Отметим позицию кн. Васильчикова,
считавшего необходимым максимально упростить программу обучения в учительских семинариях, и точку зрения К.Д. Ушинского, согласно которой «для народного учителя нет надобности в обширных познаниях: они скорее могут привести к сомнению в религии и, возможно, к безверию» [13, с. 32].
При такой позиции влиятельных на тот момент общественных деятелей едва ли вызывают удивление взгляды правящей бюрократии и высшего духовенства и признание ими вопросов о специальной подготовке учителей ненужными и даже политически опасными. К 1871 г. в России существовало только пять правительственных учительских семинарий, и только в отдельных губерниях были созданы земские учительские школы. Безусловно, их воспитанники едва ли могли заполнить даже небольшую часть вновь открывавшихся учительских мест. В начальных школах преподавали в основном священники, выходцы из крестьян и мещан, не обладающие в большинстве случаев даже минимальными знаниями4. Подобный социальный состав учительского персонала объясняется социокультурной ситуацией, сложившейся во второй половине XIX века.
С 1870 г. Нижегородское земство организует специальные съезды для учителей и особые педагогические курсы (1870 и 1871, 1877 и 18801882 гг.) [11, д. 1460, л. 8; 5, оп. 240, т. 1, д. 491, л. 7]. 1 сентября 1870 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие I съезда для преподавателей, на который прибыли 53 учителя и 10 кандидатов на учительские должности [16, оп. 1, д. 45, л. 4]. Участники съезда присутствовали на практических занятиях в городских школах. Многие из них сумели провести пробные уроки под руководством членов училищного совета. Одновременно со съездами начинается и организация учительских курсов. Занятия на курсах проводились во время школьных каникул. Основное их время отводилось на проведение и анализ уроков, особое внимание уделялось рассмотрению законов и распоряжений, касающихся школы и земства. Помимо ознакомления с новейшими методами преподавания в программу курсов входили уроки русского языка, истории, литературы, библиотечного дела. Организация педагогических курсов и съездов способствовала появлению колоссального интереса к школе со стороны многих земско-либеральных и общественных деятелей.
В конце 1870 г. VI губернское земское собрание выдвинуло предложение об учреждении в
Н. Новгороде учительской семинарии, однако данная инициатива не была реализована5. В связи с этим Нижегородское уездное земство при-
нимает решение о ежегодном финансировании обучения трех стипендиатов от земства в казенных семинариях; в результате с 1876-го по 1895 г. в школах уезда появляется 25 квалифицированных преподавателей. Общие расходы земства в данном случае составили 9090 рублей [14, с. 70].
Одновременно нижегородским земством предпринимались меры по улучшению материального положения учителей. Сельские учителя получали жалованье от уездных земских управ. До 70-х гг. XIX в. существовала система вознаграждения преподавателей начальных школ по 2 рубля за каждого обучающегося в школе ученика. При этом даже максимальное жалованье большинства учителей (не более 50-60 руб. в год) не могло полностью обеспечить преподавателей. Если оплата учительского труда возрастала в одном из уездов губернии - в школы этого уезда стремились перейти другие учителя. В такой ситуации по предложению Нижегородского уездного училищного совета к 1870 г. размер оплаты учительского труда должен был составить от 50 до 175 рублей в год в зависимости от того, к какому из 4 разрядов училищ - по числу обучающихся в школе детей - принадлежало каждое конкретное учебное заведение6.
В 1881 г. Нижегородским земством вновь учреждаются 4 училищных разряда с размером оплаты в 100, 180, 240 и 300 рублей соответственно. К 1892 г. земское собрание для всех преподавателей школ Нижегородского уезда устанавливает ежегодное жалованье в 240 рублей [18, с. 7]. Кроме непосредственного увеличения вознаграждения учителей, помощь им со стороны земства заключалась также в выдаче наград за усердие по службе и пособий при несчастных случаях. Земства постепенно назначают преподавателям начальных училищ прибавки за выслугу лет, устраивают специальные педагогические библиотеки, выписывают книги и педагогические журналы: «Воспитание и образование», «Русский народный учитель».
Таким образом, земские учреждения Нижегородской губернии активно содействовали улучшению материально-финансового положения учителей начальных школ, повышению образовательного уровня преподавателей, их профессиональному росту.
Определенное внимание в 70-80-е гг. XIX века нижегородское губернское земство уделяет вопросам развития профессионального и среднего образования, учреждая стипендии в специальных учебных заведениях - Кулибинском и Ковровском ремесленных училищах. В данных образовательных учреждениях курс обучения составлял три года. Кроме программы специальных занятий по ремеслам (столярное, токар-
ное, литейное), велось преподавание общеобразовательных предметов по курсу двухклассных сельских училищ. В отдельных случаях земство по просьбам крестьян платило за обучение их детей.
В 80-е гг. XIX в. встает вопрос о развитии прикладных знаний в земских школах. При училищах открывались ремесленные классы, практиковалось земледелие, в сельскохозяйственных школах шло обучение садоводству и огородничеству. 8 декабря 1886 г. в Лукоянов-ском уезде Нижегородской губернии, в имении «Обуховский земский хутор», учреждается т.н. «Григорьевская» (имени генерал-майора Григорьева) низшая сельскохозяйственная школа I разряда [19, с. 50]. Здесь обучали сельскому хозяйству, давали знания по садоводству, огородничеству и пчеловодству, а также по столярному, плотничному и кузнечному ремеслу [20, с. 4]. Успешно окончившим курс в земском училище и сдавшим экзамены выдавалось свидетельство, по которому выпускники освобождались от телесных наказаний и имели право на льготу, установленную п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности, на сокращенный 4-летний (вместо 6-летнего) срок действительной службы [21, оп. 409, д. 123, л. 2-6]. Материальнофинансовое обеспечение школы осуществлялось за счет ежегодного министерского пособия в размере 3000 рублей и суммы в 5000 рублей, выделяемой губернским земским собранием [22, с. 6].
Земско-либеральные проекты в области народного образования постепенно распространились и на широкую область внешкольных просветительских мероприятий, однако их первоначальные проекты финансировались недостаточно и полностью реализованы не были. Основные учреждения, дающие внешкольную образовательную помощь взрослым, - это воскресные школы, вечерние классы для взрослых, публичные чтения и публичные лекции, а также распространение книг при помощи книжных складов и библиотек.
С 60-х гг. XIX в. городские и земские учреждения начинают субсидировать открытие т.н. общественных или платных библиотек, открывать специальные библиотеки для своих служащих. Местные книгохранилища земских управ (справочно-деловые библиотеки) содержали коллекции земских специальных справочных изданий, как местных, так и других земств. Ими пользовались учителя, врачи, земские статистики.
Таблица 2
Финансовое обеспечение образовательной деятельности земств ___________________________
Название земства 1867 1870 1875 1880 1885 1890
т.р. % т.р. % т.р. % т.р. % т.р. % т.р. %
Нижего- родское 9.5 30.3 8.5 11.1 17.0 20.3 21.7 18.5 27.0 19.9 29.2 20.8
Ардатов- ское 1.3 3.1 1.4 2.9 3.0 5.9 6.1 9.9 11.9 13.9 16.6 17.7
Арзамас- ское 2.2 6.1 2.6 4.8 3.7 6.8 5.5 8.9 8.0 9.9 9.9 12.7
Балах- нинское 2.0 4.4 0.7 1.6 4.2 8.7 8.1 11.3 14.2 19.8 16.1 19.6
Василь- ское 2.0 3.7 - - 2.8 4.7 2.6 4.6 8.0 10.1 8.9 11.3
Г орба-товское 0.3 1.3 1.3 2.7 3.9 7.0 5.3 7.0 8.9 11.6 12.9 15.9
Княги- нинское 0.2 0.7 1.0 2.5 2.7 5.2 7.2 11.0 9.5 11.8 10.3 14.9
Лукоя- новское 2.0 4.9 2.2 4.2 7.8 15.8 12.1 17.9 10.7 11.3 11.4 12.3
Макарь- евское 0.3 1.2 0.6 1.0 6.5 8.8 6.4 8.0 7.9 8.2 13.0 13.5
Семенов- ское 0.4 1.0 0.7 1.8 2.9 5.2 3.6 6.8 5.2 9.0 6.3 10.8
Сергач- ское 0.3 0.7 0.7 1.7 3.5 8.0 4.0 6.6 8.0 10.7 9.8 14.3
Итого по уездам 20.3 6.5 19.7 3.5 58.0 9.2 82.7 10.7 119.3 12.8 144.4 15.4
Губернское земство 0.2 0.2 4.3 7.7 10.6 6.3 19.2 12.4 22.1 11.9 19.3 7.1
Итого по губернии 20.5 5.2 24.0 3.9 68.7 8.6 101.9 11.0 141.4 12.6 163.7 13.5
С 1866 г. нижегородское земство учреждает «комиссионерство» для выписки книг и учебных пособий при городской общественной библиотеке. В 1872 и 1873 гг. - организует центральный книжный склад, с целью продажи книг при уездных управах. Деятельность центрального земского книжного склада заключалась также в обеспечении школ и уездных управ письменными материалами, учебниками и учебными пособиями, в подборе школьных библиотек. Открывались новые отделения склада при земских сельских школах во всех уездах Нижегородской губернии.
В Нижнем Новгороде жизнь шла гораздо интенсивней, и здесь группировалась по преимуществу провинциальная интеллигенция, создавались просветительные учреждения с целью помощи школам и народному образованию в целом: библиотеки, народные чтения, театры, воскресные школы, книжные склады. В 1861 г. открывается городская публичная библиотека, находящаяся в ведении Г ородской думы. В 1886 г. нижегородское земство учреждает в городе естественно-исторический музей. В основу музея были положены почвенно-геологические коллекции профессора В.В. Докучаева и его коллег (В.П. Амалицкого, П.Ф. Баракова, Н.М. Сибир-
цева и др.), собранные во время экспедиции 1882-1884 гг. в Нижегородской губернии, предпринятой по инициативе и на средства губернского земства [23, с. 7]. Одновременно в музей поступили ботанические коллекции Общества петербургских натуралистов. На его устройство земством было единовременно ассигновано 3550 рублей [24, с. 2].
К 1890 г. в состав музея входили геологический, ботанический, зоологический, сравнительно-анатомический и сельскохозяйственный отделы. При нем также были открыты химическая лаборатория (для анализа почв, горных пород) и библиотека, состоящая из 300 томов книг по общему и прикладному естествознанию. Земские и общественные деятели губернии достаточно высоко оценивали деятельность естественно-исторического музея Н. Новгорода «как учреждения образовательного и служащего практическим целям земства» [24, с. 20].
Народные чтения в Н. Новгороде впервые были устроены в 1883 г., а окончательно оформились в 1886 г. и состояли из двух отделений: 1-го - «серьезного» (исторического, научного или духовно-нравственного) и 2-го - «легкого» (повести, стихотворения). Разрабатывался также проект организации литературно-музыкальных
развлечений, программа для воскресных и праздничных дней включала в себя серьезные чтения (история, география), музыку, литературные чтения, в рамках проведения которых предполагалось привлечь большое число исполнителей. В возникновении и развитии этих мероприятий и учреждений преимущественная роль принадлежала, наряду с частной инициативой, городскому управлению и губернскому земству.
Ассигнования земств на народное образование в течение 60-90-х гг. XIX в. изменялись - в таблице 2 представлены суммы в тысячах рублей и их процентное отношение к сметам [9, с. 106].
В представленных сведениях отчетливо просматривается постепенное и неуклонное увеличение образовательных расходов нижегородского земства. К казенным пособиям земские учреждения относились весьма осторожно и в ряде случаев отказывались от них, так как, предоставляя пособия, Министерство народного просвещения предъявляло ряд условий, ограничивающих земскую самостоятельность в деле народного образования. Тем не менее денежных средств было явно недостаточно для удовлетворения нужд огромной губернии, что явилось серьезным затруднением в земской работе.
Таким образом, культурно-просветительская деятельность нижегородского земства к началу 90-х гг. XIX столетия осуществлялась в следующих основных направлениях: открытие начальных школ и профессиональных учебных заведений, их финансовое, методическое и кадровое обеспечение, организация мероприятий внешкольной образовательной помощи, в том числе среди взрослого населения. Представители земской либеральной интеллигенции сыграли огромную роль в постепенном реформировании образовательной системы Нижегородской губернии: земцы придавали исключительное значение развитию народного образования и видели в этом залог успешного развития Российского государства в будущем.
Примечания
1. А.И. Васильчиков писал, что «пока государственный бюджет будет нести тяжесть действующих армий, невозможно требовать от него усиленных пособий на внутреннее управление... у правительства следует испрашивать содействия, руководства, полагаясь в самом ведении дела на самостоятельность народа, местных учреждений и обществ» [2, с. 150]. Автор утверждал, что сельским обществам должна быть предоставлена вся инициатива открытия школ и установления сборов на их содержание, т.к. «за всякое благо и всякую пользу должен платить только тот, кто имеет возможность участвовать в выгодах веществен-
ных или нравственных, охраняемых известными мероприятиями» [3, с. 3]. Н.А. Корф также считал, что открытие и содержание школ следует производить за счет сельских обществ: «возложить значительный расход на земство или государство значило бы требовать невыполнимого» [4, с. 11-14].
2. Приведенные в таблице данные представлены в следующих источниках: [9, с. 103], [11, д. 1194. л. 3-8], [11, д. 1266].
3. Книжный состав библиотек подбирался самими преподавателями по каталогу, утвержденному Министерством народного просвещения (МНП). См. [15, с. 59].
4. В одном из первых докладов Нижегородской губернской земской управы очередному губернскому собранию ситуация, касающаяся педагогического персонала, описывается следующим образом: «Многие учителя оказались совершенно непригодными, - как, например, волостные писари (сами мало знающие и, при том, отвлекаемые множеством других обязанностей), недоучившиеся семинаристы, полуграмотные дворовые люди, отставные солдаты и т.п., - по большей части самоучки с сомнительными убеждениями и весьма скудными познаниями, от которых дело народного образования более страдает, нежели выигрывает» [7, с. 4].
5. В ответ на ходатайство собрания об учреждении учительской семинарии при Обуховском хуторе статс-секретарь Министерства народного просвещения Деля-нов уведомил, что «хотя нельзя отвергать пользы, ожидаемой от устройства учительской семинарии в Нижегородской губернии, но в распоряжении министерства не имеется свободного кредита на это» [17, с. 7].
6. Все училища условно делились на 4 разряда. В училищах I разряда за обучение от 10 до 20 учеников преподаватель получал 50 рублей в год, II - от 20 до 30 учащихся и 75 рублей в год соответственно, III -от 35 до 50 учащихся и 120 рублей, IV - от 50 и более
- 175 рублей. Законоучителям преподавание оплачивалось соответственно: в I случае 10 рублей, во II -
15, в III - 25, в IV - 40. Эта система способствовала улучшению материального положения 2/3 учителей [18, с. 7-9].
Список литературы
1. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. В 4 т. СПб.: Изд-во О.Н. Поповой, 1909-1911. Т. 1. 646 с.
2. Васильчиков А.И. О самоуправлении. СПб.: Тип. Эд. Праца, 1870. Т. 2. 477 с.
3. Васильчиков А.И. О самоуправлении. СПб.: Тип. Эд. Праца, 1871. Т. 3. 377 с.
4. Корф Н.А. Русская начальная школа. СПб., 1870.
5. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 42. Нижегородская губернская земская управа.
6. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 года // Полное собрание законов (ПСЗ) Российской империи. Собрание II. Т. XXXIX. Отделение 1. № 40457. СПб., 1867.
7. Доклад Нижегородской губернской земской управы III очередному губернскому земскому собра-
нию по вопросу развития народного образования. Н. Новгород, 1867.
8. Положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864 года // ПСЗ Российской империи. Собрание II. T.XXXIX. Отделение 1. № 41068. СПб., 1867.
9. Чешихин В.Е. Пятьдесят лет жизни нижегородских земств. Н. Новгород: Тип. «Ниж. печат. дело», 1914. 228 с.
10. Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1887-1893 гг. Т. 2. Н. Новгород, 1895. 592 с.
11. ЦАНО. Ф. 505. Канцелярия директора народных училищ Нижегородской губернии. Оп. 407.
12. Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1865-1886 гг. Т. 1. Н. Новгород, 1888. 1302 с.
13. Чарнолуский В.И. Земство и народное образование. СПб.: Знание, 1910. 342 с.
14. Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1865-1886 гг. Т. 2. Н. Новгород, 1895. 592 с.
15. Иорданский Н.Н. Краткий очерк развития начального образования в Н. Новгороде. Н. Новгород, 1900. 174 с.
16. ЦАНО. Ф. 516. Нижегородский уездный училищный совет.
17. Журналы заседаний Нижегородского губернского земского собрания за 1872 г. от 2 декабря.
Н. Новгород, 1873. 265 с.
18. Краткий очерк развития начального народного образования в Нижегородском уезде (18651896) / Сост. И. Введенский. Н. Новгород: Тип. губернского правления, 1896. 31 с.
19. Савельев А.А. Очерк развития начального народного образования в Нижегородском уезде в связи с характеристикой его положения перед введением земских учреждений. Н. Новгород: Тип. Рой-ского и Душина, 1900. 113 с.
20. Устав Григорьевской низшей сельскохозяйственной школы I разряда (с 1-летним приготовительным классом) нижегородского губернского земства им. генерал-майора Григорьева на Обуховском земском хуторе в Лукояновском уезде. СПб., 1888.
21. ЦАНО. Ф. 506. Канцелярия инспектора народных училищ Нижегородской губернии.
22. Статистико-исторический очерк Григорьевской низшей сельскохозяйственной школы I разряда, учрежденной Нижегородским земством в 1887 году.
- Н. Новгород, 1890.
23. Естественно-исторический музей нижегородского губернского земства. Очерк его возникновения, коллекции и деятельности. Н. Новгород, 1890. 22 с.
24. Ященко А.Л. Естественно-исторический музей нижегородского губернского земства. Доклад Нижегородскому губернскому земскому собранию почетного попечителя Нижегородского земского естественно-исторического музея. Н. Новгород, б/г. 8 с.
MAIN TRENDS OF THE NIZHNI NOVGOROD ZEMSTVO ACTIVITIES IN PUBLIC EDUCATION
AREA (1864-1890). IDEAS AND PRACTICES
D.A. Nikolaev, I.A. Khvostova
We consider main trends of the Nizhni Novgorod zemstvo activities in the area of public education during the period from the implementation of the 1864 Regulations up to the 1890 zemstvo counter-reform. Based on the analysis of laws and regulations, records, statistics and unpublished archival materials, the article highlights the main aspects of the educational policies of the local self-government bodies of the Nizhni Novgorod province in the post-reform period.
Keywords: zemstvo, public education, literacy, teaching staff, Sunday schools and courses, business reference libraries.