Научная статья на тему 'Арзамасское земство и проблема подготовки учителей для сельских школ'

Арзамасское земство и проблема подготовки учителей для сельских школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЗАМАССКОЕ ЗЕМСТВО / АРЗАМАССКИЙ УЕЗДНЫЙ УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ СЪЕЗДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова А. С.

В статье анализируется деятельность Арзамасского земства в сфере народного образования: обозначена острейшая проблема в этом направлении проблема подготовки учителей для сельских училищ, показана существующая на тот момент ситуация в кадровом составе в школах, рассмотрены проекты подготовки учительского состава, и их реализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арзамасское земство и проблема подготовки учителей для сельских школ»

УДК: 908

Кудряшова А. С.

к.и.н., доцент,

Нижегородский государственный педагогический университет

Арзамасский филиал

АРЗАМАССКОЕ ЗЕМСТВО И ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ

ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

В статье анализируется деятельность Арзамасского земства в сфере народного образования: обозначена острейшая проблема в этом направлении - проблема подготовки учителей для сельских училищ, показана существующая на тот момент ситуация в кадровом составе в школах, рассмотрены проекты подготовки учительского состава, и их реализация.

Ключевые слова: Арзамасское земство, Арзамасский уездный училищный совет, сельские школы, учительские кадры, учительские съезды.

Арзамасское земство среди многих направлений своей деятельности практически сразу особое место отвело делу народного образования в уезде. Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года и «Положению о начальных народных училищах» 14 июня 1864 года, вопросы управления народными училищами в уезде были разделены между уездным земством и уездным училищным советом. На плечах земства легли материально-финансовое обеспечение училищ, инициатива в открытии учебных заведений, финансирование деятельности училищного совета. Училищному совету вменялось в обязанность наблюдение за преподаванием во всех начальных училищах, снабжение учебными пособиями и руководствами, подбор и поощрение учебного персонала и т.д. Так практически все члены Арзамасского уездного училищного совета были гласными уездного земского собрания, то Совет, по сути, являлся проводником и исполнителем земской политики.

В наследство от прежних времен Арзамасское земство получило крайне ограниченное, совершенно не соответствовавшее количеству населения число школ, а именно 20 с числом учащихся 556 человек [2, Л. 145 об.], и что самое главное школы имели малочисленный, недостаточно подготовленный учительский состав. Поэтому острейшей проблемой для местного земства, требующей скорейшего решения, стала проблема подготовки учителей для сельских училищ.

12-15 ноября 1868 года состоялась сессия экстренного Арзамасского уездного земского собрания. Собранию был представлен протокол заседания Арзамасского уездного училищного совета от 2 ноября 1868 года. Совет отмечал: «1-е. Образование, какое дают приходские училища, притом не только сельские, но и городские, нельзя назвать, по крайней ограниченности их курса, достаточным для какого бы то ни было учителя; 2-е. Чтобы быть учителем, недостаточно пройти курс какого-нибудь учебного заведения, для этого нужно познакомиться если уж не с педагогикой как наукой, то, по крайне мере, с главными приемами преподавания» [1, Л.18]. При этом особо подчеркивалось, что пока нет возможности обучить этим приемам учеников сельских училищ, так как сами их наставники (стоит отметить, что в большей части сельских училищ уезда обучали священники, в четырех - Абрамовском, Великовражском, Костянском и Коваксинском - волостные писари [1, Л.22]) в большинстве случаев, были не знакомы даже с азами дидактики, не слишком усердны в своей работе. Совет также предложил собранию проект штатного смотрителя А. Раевского по вопросу о способах образования учителей для сельских училищ.

А. Раевский предлагал готовить учителей за счёт земства из способных выпускников сельских училищ с согласия на то их родителей. Будущий учитель должен был пройти

трехгодичное обучение в уездном училище. Курс наук уездного училища, а именно - закон Божий, катехизис, русский язык с церковно-славянским, арифметика, геометрия, история русская и всеобщая, география, черчение и рисование, - по мнению А. Раевского, был весьма достаточным для сельского учителя. Завершать дело приготовления в сельские учители должна была годовая практика в приходском училище под наблюдением штатного смотрителя и земской управы. На обучение одного учителя по проекту полагалось 4 руб. в месяц, или 48 руб. в год, а с платой за обучение и покупкой книг - 52 руб. Таким образом, расход земства в течение четырехлетнего курса составил бы 208 руб.

Отвечая на вопрос, сколько человек необходимо приготовлять в учителя в течение указанного курса, А. Раевский предлагал два варианта его решения. Согласно первому варианту, обучение в течение четырех лет должны были проходить не более десяти человек, с общей суммой затрат 2080 руб., и так каждое четырехлетие. Второй вариант предусматривал ежегодный выпуск четырех готовых учителей. Происходило бы это следующим образом: в первый год в первый класс уездного училища поступало бы четыре человека, во второй год они переводились бы во второй класс, а в первый принимались новые четыре человека, то есть уезд через четыре года получил бы четырех приготовленных учителей, через пять лет еще четырех, и так далее по четыре учителя каждый год. Такой вариант позволял бы замещать вакантные места и обновлять учительский состав уезда. Так как обучение учителей должно было производиться за счет земства, А. Раевский высказался за введение обязательного срока службы для будущих учителей в течение шести лет, чтобы земство имело возможность подготовить новых учителей, а уже подготовленный учитель -возможность отработать затраченные на него средства [1, Л. 22-29 об.].

В дополнение к проекту Арзамасская уездная земская управа предложила ходатайствовать перед правительством об узаконении обязательной для учителей, обученных за средства земства, шестилетней службы, а также об освобождении этих учителей от рекрутской повинности на том основании, что «служа обязательно известный срок, такому важному делу, как народное образование, сельский учитель и целому государству полезен не менее чем служащий в рядах армии» [1, Л. 21 об.].

По прочтении протокола заседания Совета и проекта штатного смотрителя уездное земское Собрание постановило препроводить эти документы в губернскую земскую Управу и окончательное решение по вопросу относительно образования сельских учителей отложить до следующего очередного губернского земского Собрания.

В пятое очередное Собрание уездного земства (28 сентября - 1 октября 1869 года) о народном образовании рассуждали очень много и долго; вопросы, поднятые в предыдущее собрание, получили дальнейшую разработку. Уездной Управой был представлен доклад о приготовлении учителей для сельских училищ, по прочтении которого Собрание, отвергнув проект г. Раевского, приняло к вниманию проект Директора училищ Нижегородской губернии К.И. Садокова.

Директор училищ, в целом поддерживая мысль А. Раевского о приготовлении учителей в сельские школы из крестьянских детей, все же отмечал, что необходимо привлечь к этому делу представителей и других сословий. Будущему учителю сельской школы, по мнению К.И. Садокова, не достаточно было кончить курс в уездном училище. Нужна особая подготовка, состоящая из изучения методов и приемов преподавания теоретически и практически. Необходимо, продолжал К.И. Садоков, чтобы для готовящихся в сельские учителя, были устроены особые педагогические классы, в которых они, оставаясь не менее двух лет, приобретали бы необходимые знания и навыки. Заявляя, что устройство таких классов для сельских учителей является делом общим, совокупным всего земства, К.И. Садоков предлагал открыть педагогические классы в губернском центре при местном уездном училище, подчинить их наблюдению Директора училищ и содержать их на счет сумм губернского земства. Количество лиц, готовящихся в учители, предоставлялось на усмотрение земства каждого уезда. Оно должно было заявить свое требование на известное

количество необходимых учителей и соответственно этому вносить сумму на их содержание [3, Л. 47 об.-49].

В этом же докладе было представлено извлечение из журнала заседаний Московского комитета грамотности 27 января 1869 года по поводу открытия летних педагогических курсов для учителей сельских школ. В целях повышения уровня подготовки учителей, уездная Управа подняла вопрос о необходимости открытия подобных курсов. Однако уездное земское Собрание предложение не поддержало.

В целях качественного совершенствования учебного дела шестым очередным уездным земским Собранием (23-25 сентября 1870 года) было принято решение о проведении ежегодных съездов сельских учителей.

Первый учительский съезд проходил в Арзамасе с 4 по 10 октября 1871 года, а вслед за ним с 14 по 22 октября того же года съезд в Нижнем Новгороде. В Арзамасе на съезде присутствовало 57 учителей сельских школ, а в Нижнем Новгороде - более 70.

Съезды проводились по программе, разработанной инспектором народного образования и руководителем съездов А. Раевским, и имели целью познакомить сельских наставников с новейшими способами и приемами преподавания и установить общий, одинаковый для всех школ, ход учебного дела.

Программа предусматривала проведение на Арзамасском съезде 22 уроков, на Нижегородском - 32; из них на первом 8, на втором 10 должны были дать сам руководитель съездов и приглашенные им специалисты, а остальные уроки - сельские учители. Обсуждение уроков, а также способы и приемы преподавания происходило на вечерних заседаниях. Съезды сельских учителей имели положительное значение. Знакомство с новыми методами преподавания позволило многим наставникам расстаться с прежними устаревшими методами и применить на практике новые, более рациональные. Для Арзамасского и Нижегородского земства учительские съезды имели еще и другое значение: на съездах земства хорошо узнали наставников своих школ и смогли дать оценку приносимой ими пользы делу народного образования [4, Л. 53-54].

Предпринимаемые Арзамасским земством меры к подготовке учителей для сельских школ постепенно приносили свои плоды. В записке штатного смотрителя И.А. Игнатьева, представленной десятому очередному уездному Собранию (13 сентября 1876 года) отмечалось: «Учебная часть в существующих училищах Арзамасского уезда, можно сказать, не в застое, что отчасти можно видеть из количества окончивших курсы и получивших свидетельства на право получения льготы при отбывании воинской повинности, - всех, получивших свидетельства, в конце минувшего учебного года, было 161 человек. Лица, занимающиеся учительские должности, за исключением 2-х человек, имеют свидетельства на звание учителя; остальные два допущены к исправлению учительской должности. Состав учителей в сельских училищах в отчетном году значительно обновлен... Вообще же, можно сказать, большинство учителей Арзамасского уезда работали честно, с полным усердием, и показали блестящие успехи» [5, Л. 16-16 об.].

Литература

1. Государственный архив Нижегородской области, г. Арзамас (далее ГАНО, г. Арзамас). Ф.2. Оп.1. Д.29.

2. ГАНО, г. Арзамас. Ф.2. Оп.1. Д.31.

3. ГАНО, г. Арзамас. Ф. 2. Оп.1. Д. 33.

4. ГАНО, г. Арзамас. Ф.2. Оп.1. Д.45.

5. ГАНО, г. Арзамас. Ф.2. Оп.1. Д.65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.