УДК 378
М.Д. Горячев*
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ)
В статье рассматривается проблема кризиса в образовании, на основе ретроспективного анализа исторических идей представляются формы подготовки учительских кадров и повышения их профессионального мастерства.
Ключевые слова: кризис образования, педагогические кадры, профессиональное мастерство, земство.
Кризис образования в России в середине XIX века проявился в обеспечении школ педагогическими кадрами. Никакой специальной подготовки от учителя не требовалось, тем более каких-то особых личных качеств и достоинств. Учителем мог стать всякий мало-мальски грамотный человек. Старались нанять по возможности дешевле, за 40—60 рублей в год, всякого, кто соглашался. Случалось, платили учителям и натурой [1, с. 12]. Старой проблемой, которая сдерживала развитие школьной сети, была острая нехватка квалифицированных учителей. Довольно часто на эту работу принимали случайных людей, например, отставных солдат, пономарей и проч. Не только плохо образованных или необразованных вовсе, но и по личным качествам недостойных быть воспитателями детей. Например, в Новоузенском уезде учитель Титовского училища попал в острог за конокрадство. Другой, некто М. из Мордово-Селитьбенского училища, «умение читать по разным книгам признавал достоянием только учеников весьма хороших способностей». Учитель из Черноречен-ска чертил на доске продолговатый четырехугольник и называл его «квардак». Учителя Канцевского и Новокостычевского училищ заявляли, что они не могут читать по старости лет. Учителю Васильевского училища крестьяне собрали 10 руб., дали полведра водки и подводу до первой станции, чтобы только избавиться от него и от училища. Таких примеров более чем достаточно [2, с. 25—27].
Подобное отношение к учителю было характерным и для земских деятелей первого десятилетия. Это было унаследовано от дореформенного времени, когда работа учителя в сельской крестьянской школе не считалась общественно значимым делом. Учителя рассматривали как наймита, с которым можно порядиться, которому надо сдать работу и расплатиться с ним сдельно, поштучно, за каждого обученного ребенка, или помесячно, и притом возможно дешевле.
Вопрос об участии земства в развитии народного образования был поднят на первом собрании Самарского губернского земства в 1865 году. Гласный Шишков предложил создать специальную школу для обучения учителей и открыть воскресные школы. Гласный, священник Грекулов, внес два предложения (одно — по образованию, другое — о борьбе с пьянством), причем он считал, что просвещение должно улучшить нравы в обществе.
Собрание согласилось с гласными, но принятие конкретных решений отложили на будущее, т. к. не ясна была картина состояния школьного дела в губернии, земство не
* © Горячев М.Д., 2012
Горячев Михаил Дмитриевич (goriatch@samsu.ru), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
располагало точными сведениями. Поэтому, прежде чем что-либо решать, поручено было управе собрать сведения о числе школ, учителей, вообще о ходе образования, о материальных нуждах народных школ. Это решение положило начало земской статистике.
В сентябре 1865 года Самарское уездное земское собрание обсуждало бюджет на следующий год. По вопросу о финансировании школ возникла дискуссия. Согласно представленному управой проекту предусматривалось выделить 1500 руб. на нужды народного образования. В ходе обсуждения этой статьи расходов гласным Кисловским была зачитана подготовленная им записка по вопросу о состоянии учебного дела в уезде (школы испытывали недостаток материальных средств, отсутствовали «дельные» учителя, постоянный надзор за их работой и проч.) и о тех предлагаемых мерах, которые бы содействовали распространению грамотности. Он считал необходимым улучшить положение в школах. Для этого из предложенных 1500 рублей 700 ассигновать на выдачу наград и пособий наиболее «усердным и полезным» учителям. Труд остальных же оплачивать традиционным способом, за счет местного населения. Кроме того, вменить в обязанность гласным уездного собрания, которые избраны членами училищного совета от земства, внести в совет предложение о принятии срочных мер «к установлению правильного надзора <...> за преподаванием в сельских училищах», а также контролировать исполнение крестьянскими обществами обязанности по обеспечению хозяйственных нужд училищ.
Кисловский предложил обратиться с просьбой к делегатам от земства в училищном совете предоставить земскому собранию будущего года подробные сведения о состоянии училищ, а также предложения о назначении наград учителям, поднять вопрос на предстоящем губернском земском собрании об открытии особых училищ для обучения учителей народных школ, также в Самарском уездном училище выделить 10 мест для мальчиков, окончивших курс сельского училища, с целью подготовки их к поступлению в школу учителей.
Одной из острейших проблем, которую пришлось решать земствам, являлось обеспечение учебных заведений педагогическими кадрами. Для этого необходимо было организовать подготовку учителей, улучшать их материальное положение, повышать общественный статус профессии педагога.
С развитием школьного дела в губернии, с открытием новых школ со всей остротой встал вопрос о нехватке учителей, которые «соответствовали бы своему назначению» [3, с. 186]. Довольно часто на учительские должности принимали недоучившихся гимназистов, семинаристов, выпускниц гимназии, разных неудавшихся чиновников, отставных унтер-офицеров, солдат и прочих дилетантов.
Земские администрации не были удовлетворены тем, что вкладываемые в образование средства не давали ожидаемой отдачи. Одной из причин этого они считали то, что «для успеха дела недоставало главного: замены учителей-дилетантов, учителей самоучек — специально подготовленными учителями и учительницами» [3, с. 188]. Как отмечал П.В. Алабин, для успешного развития народного просвещения недостаточно было открыть множество новых школ, недостаточно было обеспечить каждую учителями.
Процесс создания системы подготовки учителей развивался постепенно, так как это зависело от возможностей, которыми располагали земства. Первоначально они выделяли стипендии для обучения в гимназии лиц, которые изъявляли желание работать впоследствии в народных школах, или направляли стипендиатов в семинарии. Но все это не давало возможности кардинальным образом решить проблему обеспечения школ квалифицированными учителями, которые помимо общих знаний владели бы специальными, а также педагогическими умениями и навыками. Поэтому земские
Профессиональная подготовка педагогических кадро> (ретроспективный анализ)
органы власти по мере сил и возможностей учреждали специальные заведения: учительские семинарии для лиц мужского пола и школы учительниц для лиц женского пола.
Изменение отношения земских деятелей к школе, к образованию, о чем шла речь выше, понимание ими их значимости повлекло за собой формирование нового отношения к учителю и учительской профессии. Реформирование сельской школы невозможно было без повышения уровня педагогического мастерства учителей, в чем земства приняли самое непосредственное участие. Во многом благодаря их деятельности учительская профессия стала массовой. В процессе решения этой проблемы целенаправленная базовая профессиональная подготовка сочеталась с дальнейшим повышением академической и специальной компетентности педагогов, ставящей задачей знакомство педагогов с «рациональными методами обучения».
На время съезда каждому учителю выдавали по 5 рублей в месяц сверх того жалованья, которое они получали, а также деньги на покрытие дорожных расходов, «на одну лошадь от места его жительства до города Самары и обратно». Все учителя обязаны были участвовать в работе съезда [4, с. 54—55].
Земцы считали важным сделать достоянием широкой педагогической общественности материалы учительских съездов, довести их до сведения учителей. С этой целью протоколы заседаний съездов размножались типографским способом и рассылались по народным училищам. Они служили в качестве методических руководств, которые позволяли учителям знакомиться с разнообразными методами, работой других учителей, способствовали повышению их педагогической культуры. Так, в 1871 г. Самарское уездное земское собрание постановило отпечатать протоколы учительского съезда и разослать их учителям, для чего было выделено 75 рублей из земского бюджета.
Живая атмосфера съездов, профессиональные контакты, дискуссии способствовали тому, что повышался профессиональный интерес к делу, проявлялось стремление к профессиональному росту, формировалось чувство общности и ответственности.
Съезды оказали большое воздействие в целом на «педагогизацию общества», на формирование нового отношения к школе со стороны земских деятелей, так как они непосредственно участвовали в подготовке и проведении этих мероприятий. Съезды способствовали росту педагогической культуры, но не решали задачи учреждения профессионального образования. Поэтому в 60—70-е годы XIX века земства разрешали практическую сторону обеспечения школ учителями, имеющими специальное образование. Для этого открывались специальные учебные заведения: мужские учительские семинарии и земские школы сельских учительниц для подготовки педагогов. Земства явились основателями нового типа учебных заведений педагогического образования, так как образцов для подражания в России в то время не было. Со временем эти учреждения перешли в ведение центрального правительства, в непосредственное подчинение министерству народного просвещения. Росту профессионального мастерства учителей способствовали учрежденные впоследствии земствами постоянные педагогические курсы, где обучались лица, имевшие общее среднее образование в объеме гимназии. В течение двух лет они получали педагогическое образование, которое давало им возможность работать в земских школах. Большую роль в повышении педагогической культуры учителей играли летние учительские курсы, которые впервые стали проводиться с середины 90-х годов XIX века: общеобразовательные, педагогические и смешанные, объединявшие задачи общеобразовательные и педагогические. В ходе курсовых занятий устраивались лекции, педагогические чтения, проводились практические занятия, открытые уроки и т. д.
Использование разнообразных способов для подготовки учительских кадров, повышения их профессионального мастерства отражало эволюцию взглядов на школу, в процессе которой менялись и требования к учителю, его общей культуре, специальной и педагогической подготовке, практическим умениям и навыкам, а также социальному статусу. Важным явилось то, что и само учительство способствовало в определенной мере повышению своего статуса — профессионального и общественного, так как земства привлекали учителей к делу созидания школ через представительство в учительских советах, участие в опросах.
Таким образом, главный вклад земства заключался в том, что оно создало народную школу, а также проявило инициативу в развитии внешкольного образования. Образование становилось общедоступным, и была подготовлена почва для поступления средств на проведение в жизнь принципа всеобщего обучения.
Библиографический список
1. Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М.: Задруга, 1915. 96 с.
2. Самарское земство. 1864—1914. Юбилейный доклад-очерк, заслушанный в 49 очередном Губернском земском собрании. Самара: Типография губернского земства, 1914. 56 с.
3. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. (историкостатистический очерк.) Издание Самарского статистического комитета. Самара: Губернская типография, 1877. 744 с.
4. Сборник постановлений Самарского уездного земского собрания за время с открытия земских учреждений по 1883 год. Самара: Земская типография, 1884.
M.D. Goryachev*
PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHING PERSONNEL (RETROSPECTIVE ANALYSIS)
The article deals with the problem of education crisis. The problem is considered in terms of retrospective analysis of historical ideas. The forms of teaching personnel’s training and the improvement of their professional skills are suggested.
Key words, education crisis, teaching personnel, professional skills, zemstvo.
* Goryachev Mihail Dmitrievich (goriatch@samsu.ru), the Dept. of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.