Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность нижегородского земства во второй половине xix В. : особенности финансирования'

Культурно-просветительская деятельность нижегородского земства во второй половине xix В. : особенности финансирования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМСТВО / СИСТЕМА ЗЕМСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / ЗЕМСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ЗЕМСТВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хвостова Ирина Алексеевна

В данной статье в рамках общей характеристики основных направлений культурно-просветительской политики земств Нижегородской губернии на основе опубликованных и неопубликованных архивных материалов раскрываются важнейшие особенности финансирования земских образовательных проектов на протяжении второй половины XIX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность нижегородского земства во второй половине xix В. : особенности финансирования»

5. Сироткин В.Г. Зарубежные клондайки России.- М.; Эксмо, 2003.- 543с.

6. Соколов А. Р., Зимин И. В. Благотворительность семьи Романовых. XIX - начало ХХ в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. -

М.: Центрполиграф. 2015. - 604 с.

7. Ульям Кларк. Потерянное сокровище царей. 1994. - 237 с.

8. РГИА. Ф.759.Оп. 27. Д. 1703. Л.1.

9. Фетисов В. Д. Финансовые активы российской Императрицы Александры Федоровны // Символ науки, 2015. Ч.2. - №11. - С.55-59.

10. Фетисов В.Д. Рост эффективности без инвестиций . - Москва, 1988. - 95 с.

11.Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Парадигма расходов людей и современная финансовая политика России // Финансы и кредит, 2013. - №22. - С.23-30.

12. Фетисов В.Д. Хищение и финансы в условиях глобализации рыночной экономики России // Финансовая аналитика, 2014. - №36. - С.18-28.

13. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансовый менеджмент физических лиц. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -167 с.

14. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Неформальные финансы. Монография. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2004. - 136 с.

© В.Д. Фетисов 2015

УДК 94 (47)

Хвостова Ирина Алексеевна

канд. ист. наук, доцент ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского

г. Нижний Новгород, Россия E-mail: iri-khv@mail.ru

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИЖЕГОРОДСКОГО ЗЕМСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.: ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье - в рамках общей характеристики основных направлений культурно-просветительской политики земств Нижегородской губернии - на основе опубликованных и неопубликованных архивных материалов раскрываются важнейшие особенности финансирования земских образовательных проектов на протяжении второй половины XIX столетия.

Ключевые слова

земство, система земского налогообложения, Нижегородская губерния, земские школы, земские библиотеки, обязательные и необязательные расходы земств.

Серьезные перемены в образовательной сфере российской провинции второй половины XIX столетия, связанные с деятельностью земств, всегда привлекали внимание исследователей [1, 5, 6, 11, 14]. Причем рассматривались вопросы, не только усовершенствования школьной и внешкольной системы народного просвещения в империи, в целом [3, 4, 15, 22], но и ее реконструкции в различных регионах, в частности [17, 20 и др.]. Нижегородская губерния в данном случае никогда не была исключением [16, 19 и др.]. Здесь с

появлением в 1864-1865 гг. новых органов местного самоуправления система начального народного образования претерпела самые глубокие изменения.

Сами изменения стали наиболее очевидны к концу XIX века, когда только число школ в регионе достигло 533 (с 40840 учащимися [27, с.115], в противовес 82 училищам на 1864 г. [23, с.14]), а число грамотных в губернии составило 25,74% (40,51% мужского пола и 12,85% женского) [22, с.62]. Земцы сумели разработать и реализовать широкий комплекс общеобразовательных мероприятий: учредить специальные фонды с целью выдачи сельским обществам ссуд на школьное строительство, ввести в действие значительное число новых училищ, оказать финансовую и профессионально-педагогическую поддержку преподавателям, открыть ряд внешкольных (бесплатных народных библиотек, воскресно-повторительных курсов, народных чтений и т.д.) и культурных (естественноисторический музей и др.) учреждений. Однако, вопрос о том, какие средства и из каких источников были затрачены на реализацию данных проектов, во многом, не раскрыт, что заставляет обратить на него пристальное внимание.

Материально-финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, созданных в ходе реформы 1864 г., никак не было связано с правительственными ассигнованиями. Бюджет земств фактически создавался путем самофинансирования: земство получило право облагать местное население рядом сборов. Речь шла о новых (местных) налогах для населения, что, соответственно, вызывало у сельчан определенное недовольство [8, с.7].

Конечно, земские сборы носили местный характер и распределялись среди жителей каждого конкретного уезда. Основой финансовой деятельности земских структур стали так называемые «сметы» (составленные из перечня денежных доходов и расходов) и «раскладки». Доходы земств по способам их получения делились на окладные и неокладные. Первые составляли основу земского бюджета и включали в себя доходы от налогообложения городской и сельской недвижимости, заведений трактирного промысла вне городских поселений. По закону облагалась доходность и ценность имущества. Ко вторым принадлежали доходы с земской недвижимости и земских капиталов, средства, полученные за пользование услугами земства (сборы, плата за лечение и обучение в земских заведениях), пособия земству от казны, обществ и частных лиц.

Ни школ, ни соответствующих для них зданий, ни надлежащих учителей - такой ситуация представлялась в середине XIX в. практически в каждой российской губернии, в том числе, в Нижегородской.

Какую часть собственного бюджета нижегородские земцы имели возможность потратить на строительство школ и усовершенствование образовательной ситуации в регионе? Изначально - совсем небольшую, поскольку с 1864 г. все земские расходы делились на «обязательные» (выполнение дорожной, квартирной, подводной повинностей, содержание гражданского управления, тюрем, мировых судов и т.п.) и «необязательные» (здравоохранение, просвещение, содействие развитию кустарных промыслов). Причем образовательные статьи даже среди необязательных расходов выделились не сразу: до 1890 г. в рамках земской политики еще не было выработано четкой, продуманной и эффективной системы культурных мероприятий, а организационные, административные и ряд прочих проблем земцам приходилось решать путем «проб и ошибок».

Ассигнования земств на народное образование в течение 60-90 гг. XIX века изменялись следующим образом [27, с.115] (в таблице представлены суммы в тыс. руб. и их процентное отношение к сметам):

Название земства 1867 1870 1875 1880 1885 1890 1895 1900

т.р. % т.р. % т.р. % т.р. % т.р. % т.р. % т.р. % т.р. %

Нижегородское 9,5 30,3 8,5 11,1 17,0 20,3 38,1 22,3 65,2 32.7 21,7 18,5 27,0 19,9 29,2 20,8

Ардатовское 1,3 3,1 1,4 2,9 3,0 5,9 22,9 19,6 32,8 18,8 6,1 9,9 11,9 13,9 16,6 17,7

Арзамасское 2,2 6,1 2,6 4,8 3,7 6,8 12,2 13,5 22,8 13,6 5,5 8,9 8,0 9,9 9,9 12,7

Балахнинское 2,0 4,4 0,7 1,6 4,2 8,7 19,6 19,5 52,9 32,8 8,1 11,3 14,2 19,8 16,1 19,6

Васильское 2,0 3,7 - - 2,8 4,7 11,2 12,5 14,6 12,0 2,6 4,6 8,0 10,1 8,9 11,3

Горбатовское 0,3 1,3 1,3 2,7 3,9 7,0 18,1 19,5 25,9 25,2 5,3 7,0 8,9 11,6 12,9 15,9

Княгининское 0,2 0,7 1,0 2,5 2,7 5,2 12,7 14,2 27,1 21,9 7,2 11,0 9,5 11,8 10,3 14,9

Лукояновское 2,0 4,9 2,2 4,2 7,8 15,8 15,3 14,4 18,1 7,7 12,1 17,9 10,7 11,3 11,4 12,3

П

юдолжение таблицы

Макарьевское 0,3 1,2 0,6 1,0 6,5 8,8 16,4 5,0 23,7 12,5 6,4 8,0 7,9 8,2 13,0 13,5

Семеновское 0,4 1,0 0,7 1,8 2,9 5,2 9,2 11,4 19,2 20,1 3,6 6,8 5,2 9,0 6,3 10,8

Сергачское 0,3 0,7 0,7 1,7 3,5 8,0 12,2 14,5 16,4 11,2 4,0 6,6 8,0 10,7 9,8 14,3

Итого по 20,3 6,5 19,7 3,5 58,0 9,2 187, 16,6 318, 18,6 82,7 10,7 119, 12,8 144, 15,4

уездам 9 7 3 4

Губернское 0,2 0,2 4,3 7,7 10,6 6,3 30,4 4,8 64,7 6,4 19,2 12,4 22,1 11,9 19,3 7,1

земство

Итого по 20,5 5,2 24,0 3,9 68,7 8,6 218, 12,4 383, 14,0 101, 11,0 141, 12,6 163, 13,5

губернии 2 4 9 4 7

На протяжении длительного времени основу финансирования земских школ Нижегородской губернии, как мы видим, составляли земские денежные средства, причем, прежде всего, средства уездных земств. Несмотря на то, что затраты на дело образования были отнесены правительством к числу необязательных, статистические данные земских уездных и губернской управ указывают на наличие тенденции к возрастанию ассигнований на земскую школу. Причем менялись не только размеры финансовых вложений. Менялись и земские приоритеты.

Постепенно к 90-м гг. земства принимают всецело на свой счет часть расходов, которая касалась содержания учительского персонала, поскольку практика показала, что сельские общества в предыдущие десятилетия слишком неаккуратно выполняли в данном отношении свои обязанности, и учителя оказывались в безвыходном положении. Земства были вынуждены постоянно повышать жалование учительскому персоналу с целью удержать на своей службе учителей [9, с.23].

Земские управы снимали так же с сельских обществ обязанность приобретать учебные принадлежности, однако, расходы по отоплению, освещению и ремонту помещений, найму сторожей были совместными [9, с.12]. Таковы были основные формы земского участия в расходах на начальные школы.

Обратим внимание на относительный рост смет: расходы в данной области особенно резко возросли в Арзамасском, Балахнинском, Горбатовском, Нижегородском и Семеновском уездах. Только в Лукояновском и Макарьевском уездах в 90-е гг. XIX в. земские расходы на народное образование в отдельных случаях составляли не более 5-7% по отношению к земским сметам [10, с.15]. В целом же, нижегородское земство постоянно стремилось к расширению финансирования проводимых культурно-просветительских мероприятий, и по расходам на народное образование с самого начального этапа своей деятельности было в числе передовых, что подтверждается статистическими сведениями, представленными Б.Б. Веселовским [5, с.567]:

Финансирование земствами народного образования в тыс. руб. 1871 1876 1880 1890 1895 1901 1903

Нижегородское 35,9 78,9 117,4 163,7 218,2 405,3 435,0

Казанское 51,4 121,1 101,1 234,4 284,7 412,9 459,3

Вятское 192,1 372,9 415,1 442,4 577,6 1428,3 1571,0

Вологодское 34,8 99,3 117,3 177,2 230,6 475,8 521,5

Московское 95,3 159,1 242,6 387,8 447,5 1006,1 1124,0

Санкт-Петербургское 26,7 90,5 88,7 150,7 209,8 420,1 489,9

Он обратил внимание на ежегодное, в среднем, увеличение земских образовательных затрат: в 70-е гг. XIX в. они составляли 3,2%, в 80-е гг. - 3,9%, в 90-е гг. достигли 11,2%, что связано было с ростом материальных вложений и активной реализацией культурно-просветительских инициатив многих губернских земств на рубеже XIX -XX вв. Среди наименьших по своим размерам Б.Б. Веселовский отмечал бюджеты следующих земств [5, с.568]:

Финансирование земствами народного образования в тыс. руб. 1871 1876 1880 1890 1895 1901 1903

Бессарабское 17,0 54,3 101,8 108,1 131,0 223,5 327,0

Костромское 26,5 73,0 97,2 137,1 179,4 343,2 454,1

Олонецкое 12,4 49,0 86,7 119.7 118,3 262,0 320,4

Продолжение таблицы

Пензенское 25,4 85,7 125,9 155,5 138,9 193,4 202,5

Симбирское 16,7 84,4 87 79,6 99,1 177,7 215,1

Смоленское 23,2 52,8 80,4 129,0 165,9 284,7 310,9

Таким образом, в представленных сведениях вполне ясно просматривается постепенное, однако, неуклонное увеличение образовательных расходов нижегородского земства. К казенным пособиям земские учреждения относились весьма осторожно и в ряде случаев отказывались от них, так как, предоставляя пособия, министерство предъявляло ряд условий, ограничивающих земскую самостоятельность в деле народного образования. Тем не менее, денежных средств было явно недостаточно для удовлетворения нужд огромной губернии, что явилось серьезным затруднением в земской работе. Список использованной литературы

1. Абрамов, В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура / В.Ф. Абрамов. - М.: ФГ «Ника», 1996. - 165 с.

2. Богданович, А.И. Очерк 25-летней деятельности земских учреждений Нижегородской губернии / А.И. Богданович. - б/м, б/г. - 46 с.

3. Богуславский, М.В. XIX век российского образования / М.В. Богуславский. - М.: Per se, 2002. - 319 с.

4. Булкин, А.П. Социокультурная динамика образования: исторический опыт России / А.П. Булкин. - Дубна: Феникс, 2001. - 207 с.

5. Веселовский, Б.Б. История земства за сорок лет. В 4 Т. / Б.Б. Веселовский - СПб.: изд-во О.Н. Поповой, 1909-1911. Т.1 - 646 с.

6. Голов, И.И. Состояние народного образования в Нижегородской губернии в дореволюционное время / И.И. Голов. - Горький, 1971. - 40 с.

7. Доклад губернской земской управы III очередному губернскому собранию по вопросу развития народного образования. - Н. Новгород, 1868. - 22 с.

8. Доклад о мероприятиях губернского земства по народному образованию XXII губернскому земскому собранию. - Н. Новгород, 1886. - 15 с.

9. Доклад по ходатайствам уездных земств по вопросам народного образования XXXV губернскому земскому собранию. - Н. Новгород, 1899. - 37 с.

10. Доклад комиссии по исследованию нужд народного образования в Нижегородской губернии по вопросам о прогрессивном увеличении жалованья учащим народных школ, о порядке найма сторожей и о школьных библиотеках XXXIX губернскому земскому собранию. - Н. Новгород, 1903. - 23 с.

11.Звягинцев, Е.А. Земство и учебное ведомство / Е.А. Звягинцев // Юбилейный земский сборник. - М.: изд-во О.Н. Поповой, 1914.- С. 361-390.

12. Иорданский, Н.Н. Краткий очерк развития начального народного образования в Нижнем Новгороде / Н.Н. Иорданский. - Н. Новгород: тип. Ройского и Душина, 1900. - 174 с.

13.Исторический очерк развития всеобщего обучения в Нижегородском уезде в связи с работой земства по народному образованию / Н.Н. Иорданский. - Н. Новгород: тип. Ройского и Душина, 1911. - 67 с.

14.Кильянова, Л.В. Земские школы в Нижегородской губернии / Л.В. Кильянова // Педагогика. - М., 2000. -№9. - С. 78-82.

15.Киселева, Т.Г. Народное образование и просвещение в России: реальность и мифы / Т.Г. Киселева. - М.: МГУКИ, 2002. - 214 с. - ISBN 5-947780-24-0.

16.Лиленкова, А.П. Вопросы народного образования в деятельности нижегородского губернского земства в 1890-1904 гг. / А.П. Лиленкова // Ученые зап. / ГГУ. - Горький, 1971. - Вып. 135. - С. 45-57.

17.Мамаева, Т.П. Земская школа Курской губернии и роль губернского земства в ее развитии (1865-1917): автореф. дис.. .канд. ист. наук: 07.00.02 / Мамаева Татьяна Петровна. - Воронеж, 2002. - 24 с.

18.Народное образование в Нижегородской губернии в 1899 г. в связи с платежной способностью населения. - Н. Новгород, б/г. - 24 с.

19.Николаев, Д.А. Либеральные проекты нижегородской земской интеллигенции по реформированию системы народного образования в конце XIX -начале XX века / Д.А. Николаев // Интеллигенция России на пороге XXI в. - Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1999. - С. 24-27.

20.Никулин, В.И. Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства: автореф. дис...канд. ист. наук: 07.00.02 / Никулин Валентин Иванович. - Саранск, 1997. - 24 с.

21.Побережская, Л.М. Эволюция политических настроений нижегородского земства с 1865 по 1890 г. / Л.М. Побережская // Ученые зап. / ГГУ. - 1965. - Вып. 78. - С. 181-191.

22.Рашин, А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX - начале XX вв. / А.Г. Рашин // Исторические записки АН СССР / Отв. ред. Б.Д. Греков. - М.: изд-во АН СССР , 1951 . - №37. - С. 28-80.

23. Отчеты о состоянии приходских, уездных училищ и частных школ по городам и уездам Нижегородской губернии за 1864-1865 гг. - б/м, б/г. - 42 с.

24.Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1865-1886 гг. Т.1. - Н. Новгород, 1888. - 1302 с.

25.Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1887-1893 гг. Т.2. - Н. Новгород, 1895. - 592 с.

26.Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1894-1900 гг. Т.3. - Н. Новгород, б/г. - 338 с.

27.Чешихин, В.Е. Пятьдесят лет жизни нижегородских земств / В.Е. Чешихин. - Н. Новгород: тип. «Ниж. печат. дело», 1914. - 228 с.

© И.А. Хвостова, 2015

УДК 9

Чен Хунцзе,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

младший научный сотрудник Институт России Хэйлунцзянской Академии общественных наук, Китай.

Email: rus163@163.com

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО СЛОЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ ХАНЬ И ДРУГИХ

НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ КИТАЯ

Аннотация

Статья посвящена изучению различий между религиями национальных меньшинств и религией Хань, в том числе и рассмотрению условий развития исследуемых народов. Акцентируется внимание на особенностях национальных религии и религии Хань. Автор считает, что аналитическое исследование китайских национальных верований, непременно будет способствовать более полному знакомству с культурой Китая.

Ключевые слова

Религия; Китай; Хань (нород); национальное меньшинство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.