Научная статья на тему 'Основные направления деятельности министерства юстиции РФ'

Основные направления деятельности министерства юстиции РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4371
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкина Н.Б.

Автор устанавливает исторические предпосылки формирования основных направлений деятельности министерства юстиции. Осуществляется анализ действующих нормативных правовых актов в сфере деятельности министерства юстиции Российской Федерации. Устанавливаются черты преемственности между Минюстом РФ и дореволюционным министерством юстиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности министерства юстиции РФ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

не столько в качестве инструмента управления, сколько в виде способа воспитания души. Скажем, Владимир Мономах в своём «Поучении» акцентировал внимание своих потомков на следующей цитате из Библии: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».

Это восприятие права хорошо отражало понятие «правда», которое использовали в качестве замены понятия «закон». Лядов В.В. пишет: «В славянском язычестве мораль и право в связи с единством их источника (из «По - вести временных лет» мы узнаем, что древляне и другие племена «сами творят себе закон», т.е. источником является племя, источником права и морали - обычай) практически не различались. Княжий суд, осуществляемый на основании «правды и сердца», не делал различия между правовым обычаем и моральным долженствованием, но руководствовался лишь представлениями о нормальном и справедливом»[2, С. 894].

Впрочем, не только в Древней Руси, но и в более поздний период можно отметить прямую связь между моральными и правовыми нормами и, как следствие, между совестью и законом.

Отсюда при оценке доказательств участники процесса действительно могут руководствоваться своей совестью. Подобное правило делает необходимым предъявление к ним повышенных требований. Личность их должна строиться на признании основных ценностей общества. Кроме того, совесть каждого из участников процесса объединяет их своими универсальными основаниями. Однако наиболее развитой совестью должен обладать суд, что находит отражение и в законодательстве о судебной власти в рамках требований, предъявляемых к судьям. Соответственно, к личности судьи должны предъявляться более высокие нравственные требования, чем к остальным участникам процесса. Это обусловлено как его социальным положением, так и самой историей: от суда ждут «правды», справедливого и беспристрастного решения, которое в состоянии принять лишь высококультурный человек. Список использованной литературы:

1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Российская газета», N 249, 22.12.2001

2. Лядов В.В. Мораль и право в политико-правовой мысли Древней Руси в XI-XII вв. // Гуманитарные и социальные науки. 2014. N 2.

3. Философия: Энциклопедический словарь. / Под редакцией А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

© Чернышев О.О., 2017

УДК 340.15

Шишкина Н.Б.

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ

Аннотация

Автор устанавливает исторические предпосылки формирования основных направлений деятельности министерства юстиции. Осуществляется анализ действующих нормативных правовых актов в сфере деятельности министерства юстиции Российской Федерации. Устанавливаются черты преемственности между Минюстом РФ и дореволюционным министерством юстиции.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Министерство юстиции, история государства и права России, деятельность министерства юстиции, исполнительная власть.

Первые попытки реально отделить власть судебную от административной были предприняты Петром I. 22 декабря 1718 года с этой целью им была создана Юстиц-коллегия. Первоначально ей было поручено осуществление общей координации деятельности приказов (в ходе их упразднения) и реализация государственной политики в сфере судебной власти. Целью её было проведение в жизнь преобразований российского государя. Основной задачей виделось обеспечение непрерывности судебного процесса в период преобразований органов и учреждений юстиции в России.[2] Данный орган власти просуществовал более полувека и был упразднён в 1775 году в ходе губернской реформы Екатерины II. В результате реформы большая часть функций этого органа власти переходит к Сенату.

Министерство юстиции как самостоятельный орган государственной власти возникает на основе материалов деятельности прежней юстиц-коллегии 08 сентября 1802 года. Нормативной основой деятельности этого органа власти стал Манифест Александра I «Об учреждении министерств»[5], а также Манифест от 25 июня 1811 г. «Об общем учреждении министерств»[6]. Первым министром юстиции Российской Империи стал Гавриил Романович Державин.

Функции этого учреждения были тесно связаны с деятельностью органов судебной власти; государство вновь предпринимает попытку отделения суда от администрации. В то же время, министерство юстиции было вправе осуществлять контроль за судебной властью. Основные направления деятельности Министерства юстиции Российской Империи были следующие: внешние сношения, обеспечение внешней безопасности государства, контроль за государственными расходами, вопросы судоустройства и вопросы устройства органов внутренней безопасности.[7]

Компетенция министерства юстиции меняется после 1825 года. Так, с 1835 года оно начинает отвечать за подготовку юридических кадров; на основе разработанных им документов создаются коммерческие суды; министерство юстиции способствует проведению комплексной систематизации права в государстве.

Октябрьская революция приводит к образованию на месте упразднённого министерства юстиции Народного комиссариата юстиции (наркомюст). Нормативной основой его создания и деятельности был Декрет II всероссийского съезда советов рабочих и крестьянских депутатов от 27.10.1917 года «Об учреждении совета народных комиссаров»[4], а также Декрет о суде №1[3]. Основные направления деятельности Наркомюста - построение правовой и судебной системы советского государства. Кроме того, ему же делегировалась функция судебного контроля. Тем самым направления деятельности нового органа власти остались практически неизменными, т.е. наследовали направления деятельности его предшественника.

С принятием в 1936 году первой Конституции СССР на базе наркомюста РСФСР был создан Народный комиссариат юстиции СССР. Основными направлениями его деятельности были следующие: юридическая помощь населению, обеспечение деятельности органов судебной власти, обеспечение деятельности органов нотариата, ведение работ по составлению и кодификации законодательства, а также подготовка юридических кадров. Как видно, функции его также остались прежними, подобными функциям дореволюционного министерства юстиции.

В 1946 году, после окончания Великой отечественной войны, наркомюст СССР был преобразован в Министерство юстиции СССР. Функции этого органа власти также подобны функциям его предшественников, а основные направления деятельности были следующими: контроль за деятельностью судебных органов и обеспечение их деятельности, организация и обеспечение деятельности адвокатуры и нотариата, руководство органами государственного арбитража и подготовка юридических кадров.

Министерство юстиции Российской Федерации является преемником Министерства юстиции СССР. Оно было создано 16 мая 1992 года в связи с принятием поправок в Конституцию РСФСР 1978 года. Впоследствии, особенно в связи с принятием Конституции РФ 1993 года, были существенно изменены полномочия и нормативные основания деятельности министерства юстиции РФ.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

В настоящее время министерство юстиции РФ в своей деятельности в качестве основного документа рассматривает Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ»[1], которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.

Согласно статье 1 раздела I Положения, Министерство юстиции РФ осуществляет несколько различных функций: 1) функции по выработке и реализации государственной политики в различных направлениях; 2) функции по нормативно-правовому регулированию названных в Положении сфер деятельности (адвокатура, нотариат, запись актов гражданского состояния, обеспечение деятельности судов, исполнение судебных актов, оказание бесплатной юридической помощи, правового просвещения населения и проч.); 3) контрольные и правопримениительные функции в сфере регистрации некоммерческих организаций; 4) надзорные функции (в сфере деятельности некоммерческих организаций, адвокатуры, нотариата, записи актов гражданского состояния).

Кроме того, согласно статье 2 раздела I Положения, Министерство юстиции РФ также организует деятельность двух федеральных служб: Федеральной службы судебных приставов РФ и Федеральной службы исполнения наказаний.

Сохраняет министерство и исторически традиционные функции, связанные с обеспечением деятельности органов судебной власти. Однако с введение в нашем государстве разделения властей у министерства были изъяты контрольные и надзорные функции в сфере деятельности судебной власти.

В целом деятельность министерства юстиции в основных своих направлениях имеет более чем трёхсотлетнюю историю. Об общем её качестве позволяют судить реформы последних лет, в числе которых - судебная реформа, реализованная не без помощи Министерства юстиции. Наконец, создание реальных условий для исполнения решений и приговоров судов - заслуга Министерства юстиции РФ.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // «Российская газета», N 230, 19.10.2004

2. Балакирева Л.М. Создание Юстиц-коллегией нормативно-правовой базы функционирования дореформенных судебных учреждений (1718-1719 гг.). // Юридические исследования, 2013. N 3.

3. Декрет о суде от 22.11 (5.12) 1917 г. // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude1.htm (Дата обращения: 05.05.2017)

4. Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров // URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5301/ (Дата обращения: 05.05.2017)

5. Манифест от 08.09.1802 г. «Об учреждении министерств» // URL: http://doc.histrf.ru/19/manifest-ob-uchrezhdenii-ministerstv/ (Дата обращения: 05.05.2017)

6. Манифест от 25.05.1811 г. «Об общем учреждении министерств» // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ministry.htm (Дата обращения: 05.05.2017)

7. Яковлева О.В. Роль министерства юстиции в формировании и развитии системы судебной и пенитенциарной статистики в Российской Империи (1802-1864 гг.) // Вектор науки ТГУ. 2015. N 1 (31)

© Шишкина Н.Б., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.31

Т. В. Дурнева

аспирант УлГПУ имени И.Н.Ульянова г.Ульяновск, Российская Федерация

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье раскрываются особенности нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрен процесс развития нравственных представлений в условиях современного образования. Приводятся результаты диагностики сформированности нравственных представлений у младших школьников.

Ключевые слова

Нравственные представления, младший школьник, нравственное воспитание.

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [5, с. 15].

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими [2, с. 27]. Нравственное воспитание включает формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества, ознакомление с нормами нравственности и разумности, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств [2, с.36].

Нравственные представления ребенка творчески подвижны, они обогащают его «отношенческий» аппарат [4, с. 5]. Здесь активную роль играет воображение (условной нравственной ситуации, самого себя в данной ситуации, мечта о желаемой нравственной ситуации). Это подтверждают и психологические исследования Л.С. Выготского, Л.С. Коршуновой, Б.И. Пружининой. Психологи отмечают, что представления у младших школьников опираются на конкретные предметы и объекты, элементы воображения обнаруживаются тогда, когда ребенок открывает для себя функциональную значимость воспринимаемых объектов и делает эту значимость предметом особого рассмотрения и специальных процедур [1, с.22].

С целью выявления уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников мы использовали разработанную нами анкету, которая содержала пять вопросов:

1) Ты знаешь, что такое совесть? Объясни.

2) Зачем нужны нормы поведения?

3) Как ты относишься к людям, которые нарушают правили и нормы?

4) Что нужно делать с людьми, которые неправильно себя ведут?

5) Какое правило ты бы предложил людям?

В качестве базы исследования выступили учащиеся 2 «Б» класса МБОУ СШ № 35 города Ульяновска (25 человек). По результатам проведения анкеты мы получили следующие данные:

• На вопрос «Ты знаешь, что такое совесть?» из 25 учащихся ответили только 10 человек (40%), которые описали это как «внутренний голос», а 15 человек (60%) затруднились ответить.

• При ответе на вопрос «Зачем нужны нормы поведения?» 5 человек (20%) ответили, что «они помогают людям общаться», 5 человек (20%) - «чтобы не было ссор и войн», а 15 человек (60%) затруднились в ответе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.