Y.A. REENT*
ON LAW AND JUSTICE GUARD (TO THE 210 ANNIVERSARY OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF RUSSIA)
УДК 351.87 ББК 67.401.134-1
Р33
Аннотация: в статье освещены основные исторические вехи возникновения, становления и дальнейшего развития Министерства юстиции Российской Федерации в связи с его 210-летним юбилеем. Отдельная оценка дана деятельности отечественной уголовно-исполнительной системы в периоды подчинения этому ведомству.
Ключевые слова: история правоохранительной системы России, Министерство юстиции, уголовноисполнительная система.
ЮРИЙ
АРСЕНОВИЧ
РЕЕНТ*
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА И СПРАВЕДЛИВОСТИ (К 210-ЛЕТИЮ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИИ)
* Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии и истории (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
Annotation: This article highlights the main historical landmarks of origin, establishment, and further development of the Ministry of Justice in connection with its 210-year anniversary. A separate estimation is given of the Russian Penal Service in period when it subordinated to the Ministry of Justice.
Key words: history of the Russian Law Enforcement System, the Ministry of Justice, the Penal Service.
В череде многочисленных реформ и преобразований незаметно подошел очередной большой юбилей центрального ведомства, в состав которого входит и Федеральная служба исполнения наказаний. Министерству юстиции исполнилось 210 лет, а это достойный повод вспомнить исторические вехи его возникновения, становления и дальнейшего развития.
Уже к концу XVIII в. потребность в упорядочении системы центральных органов власти, их модернизации и повышении эффективности ощущалась весьма остро. Решиться на серьезные преобразования в этой сфере императора Александра I заставила внутренняя обстановка. Создание 8 сентября (по новому стилю - 21 сентября) 1802 г. по французскому образцу системы министерств оживило механизм государственногоуп-равления. Среди вновь образованных центральных органов власти было и Министерство юстиции.
Знаменательно, что первым министром стал крупный администратор и известнейший поэт того времени Гавриил Романович Державин. Напомним о структуре и функциях созданного под его руководством государственного института. В качестве центрального органа ведомства учреждается Департамент юстиции. Совмещение министерских функций с должностью генерал-прокурора послужило решению положить в основу аппарата министра уже существовавшую канцелярию прокуратуры. Представлялось, что концентрация властных полномочий по руководствукарательными органами будетспо-собствовать укреплению самодержавия.
Департамент юстиции Гавриил Романович подразделил на три экспедиции. Первой из них
История УИС
История УИС
было поручено рассмотрение круга вопросов, связанных с прокурорским надзором, ведение государственной переписки. Вторая экспедиция поддерживала взаимоотношения с губернскими органами власти, управляла присутственными местами, в том числе судами. Третья экспедиция вела кадровую работу, являлась архивным и геральдическим центром. В таком виде определились и на долгий период закрепились структура, сфера и характер деятельности этого ведомства. «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. окончательно закрепило за Министерством юстиции судебное управление.
Кроме выполнения названных задач, Министерство юстиции принимало участие в разработке и обсуждении законопроектов; составляло отзывы на проекты нормативно-правовых актов, подготовленных в других ведомствах; участвовало в кодификации и систематизации законодательства; издавало в пределах своей компетенции циркулярные и частные предписания о порядке применения законов подведомственными органами; разрабатывало мероприятия по улучшению организации делопроизводства в Сенате и местных судебных учреждениях. Например, чего только стоила подготовка Полного собрания законов Российской империи, определявшего само понятие самодержавной власти и дающеего представление о ее политических институтах.
Неспешно, но неуклонно Министерство юстиции преобразовывалось в один из важнейших институтов государственной власти. Современники отмечали, что к концу первого столетия своего существования оно, продолжая отправлять почти все прежние функции прокурорского надзора, «разделяет с Правительствующим Сенатом руководство судебным ведомством, стоит во главе судебной администрации, управляет межевою и заведывает тюремною частями. Эти обязанности распределяются между центральным управлением Министерства с Консультациею, при нем учрежденной, а также Временною Канцеляриею по производству особых уголовных дел и особыми, находящимися в его ведении установлениями - Межевым и Главным Тюремным управлениями»1.
Последнему следует уделить особое внимание как основному штабу уголовно-исполнительной системы. Главное тюремное управление (ГТУ) было учреждено решением Государственного совета Российской империи 27 февраля 1879 г. Первоначально оно действовало в составе МВД, но качественно новый этап развития этой структуры связан с ее переподчи-
нением в 1895 г. Министерству юстиции. Впервые в тюремном ведомстве исполнение уголовного наказания одновременно стало сочетаться с работой по раскрытию совершенных ранее преступлений.
Февральская буржуазно-демократическая революция внесла сумятицу в действия аппарата управления. Некогда прочная государственная система зашаталась, большинство ее элементов распалось, но Минюст все же сохранился. Временное правительство видело главной его задачей обоснование законности и правопреемности новой власти. В известной мере эта цель была достигнута, но власть оказалась слишком слабой.
Октябрьская революция 1917 г. провозгласила Россию государством принципиально нового типа. В ночь с 7 на 8 ноября было сформировано правительство - Совет Народных комиссаров (СНК). В числе первых 13 централь -ных ведомств был учрежден Народный комиссариат юстиции (НКЮ). Документальная и материальная база учреждений, оставленная Минюстом Временного правительства, в значительной степени была либо уничтожена, либо разграблена. От услуг «старорежимных» специалистов отказались, собственного же опыта было явно недостаточно.
В тяжелых муках воссоздавалась разрушенная судебная система. Установившаяся «революционная законность» далеко не в полной мере соответствовала законности и справедливости в общепринятом понимании, поэтому число отраслей государственного управления, порученных Народному комиссариату юстиции, неуклонно снижалось, как и значение этого органа в политической жизни РСФСР, а потом и СССР. Формально наркомату были подведомственны органы суда и прокуратуры, но все более и те и другие попадали в зависимость от партийных структур.
Вторая половина 30-х годов прошлого века парадоксально сочетала в себе небывалую активизацию репрессивных функций государства с утверждением глубоко демократичной Конституции СССР 1936 г. Разработка этого важнейшего документа - большая заслуга аппарата Наркомюста РСФСР, который в июле 1936 г. был преобразован в союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР. Однако положение об этом ведомстве было принято лишь в 1939 г.
С началом Великой Отечественной войны вся полнота власти в стране была сосредоточена в Государственномкомитете обороны. По его указанию 29 июня 1945 г. нарком юстиции СССР издал приказ «О задачах органов юсти-
ции в военное время». Наряду с реорганизацией судебной системы ставились задачи по систематизации законодательных актов, учету статистики преступности, по разъяснению порядка применения различных нормативных актов, участию в проведении обследований и ревизий, организации деятельности нотариата, восстановления адвокатуры.
В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР преобразуется в Совет Министров СССР. В связи с этим НКЮ был переименован в Министерство юстиции СССР. Основные структурные элементы ведомства при этом остались, хотя и претерпели некоторые изменения. Смерть Сталина резко отразилась на госаппарате. 10 марта 1953 г. было принято решение все исправительно-трудовые учреждения по содержанию уголовных преступников передать из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции, а находившиеся в них оперативные службы - в Министерство государственной безопасности. Однако уже в январе 1954 г. Главное управление лагерей (ГУЛАГ) вновь передается в МВД.
По инициативе Прокуратуры, Минюста, КГБ и МВД СССР было решено приступить к организации Центральной комиссии по реабилитации невинно осужденных. По ее решению из мест лишения свободы было освобождено до 2 млн человек. Наметились целые направления по демократизации правовой системы. Однако в 1956 г. принимается решение союзный Минюст расформировать. Официально это мотивировалось необходимостью как-то разрешить противоречия, связанные, провозглашенным разделением судебной и исполнительной ветвей власти. Восстановление этого ведомства уже при Брежневе не сделало его влиятельной силой. Правда, некоторый прогресс все же отмечался. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 30 августа 1970 г. было принято решение о создании Министерства юстиции РСФСР. Таким образом, это ведомство и наш вуз являются ровесниками2.
Практически до середины 90-х годов Министерство юстиции оставалось в числе третьеразрядных, да и на местах положение было не лучше. Например, в Рязанском областном управлении юстиции по всем направлениям работало менее четырех десятков сотрудников! Позже положение стало меняться. Так, Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и в соответствии с рекомендациями Комитета министров
Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах было принято решение осуществить поэтапное реформирование уголовноисполнительной системы с передачей ее из МВД в ведение Министерства юстиции РФ.
В том же году Минюсту были приданы функции координации нормотворческой деятельности, началась организация службы судебныхпри-ставов. В 1998 г. приступили к созданию системы учреждений по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Воссоздан аппарат по регистрации общественных объединений и религиозных организаций. В начале ХХ в. структуру центрального аппарата министерства составляли 16 департаментов, Главное управление, 5 управлений, 2 самостоятельных отдела, были серьезно укреплены территориальные органы юстиции, созданы федеральные управления юстиции в семи федеральных округах (хотя позже они были ликвидированы).
В министерстве ведется большая работа по формированию свода законов Российской Федерации. Еще недавно каждый третий нормативный правовой акт субъектовФедерации противоречил Конституции РФ и федеральным законам. Сегодня положение нормализовалось, но далось это упорным трудом. Так, за 10 месяцев 2002 г. сотрудники министерства провели юридическую экспертизу 42 500 нормативных актов, 75 % незаконных положений приведено в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур. До 40 % законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой РФ, подготовлены совместно с Минюстом. Все законопроекты, выносимые Правительством РФ, готовились с участием и при правовой поддержке специалистов министерства.
Для нас особый интерес представляет характер реформирования и развития уголовноисполнительной системы. Однозначно можно констатировать, что происходят позитивные перемены. Например, еще недавно отмечалось, что в следственных изоляторах находилось в 2-3 раза больше людей, чем положено по норме3. Теперь такого нет, но проблем еще немало. Основные направления дальнейшего роста сформулированы в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Для успешного преобразования УИС следует изменить карательную политику государства, и в первую очередь по отношению к гражданам, совершившим малозначительные правонарушения либо преступления небольшой тяжести. Вторая важнейшая на сегодняшний день
История УИС
История УИС
задача - совершенствование законодательства Российской Федерации.
Немалый вклад в решение поставленных задач могут сделать сотрудники и работники учебных заведений системы Минюста России, в том числе нашего вуза. Академия является ведущим учебным, методическим и научным центром не только ФСИН России, но и министерства в целом. Укрепляются внутренние и международные связи, реализуются многие ставшие уже традиционными международные проекты, намечен ряд новых. Сотрудники академии принимают активное участие в нормотворческой деятельности, в частности в подготовке Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, комментариев к ним. В вузе осуществляется подготовка специалистов для системы судебных приставов, регистрационных палат, нотариальных контор, сотрудников подразделений спецназа Минюста России.
Возвращаясь к юбилейной тематике, важно напомнить, что чествование 210-летия со
дня образования Министерства юстиции РФ не ограничится одним-двумя мероприятиями, оно заслуживает реализации широкой программы, приуроченной к этой славной дате. Выступая с приветственным словом на заседании коллегии, посвященном юбилею, глава Мини-стерстваюстиции Российской Федерации А.В. Коновалов рассказал об образовании и исторических этапах развития ведомства, а также о целях и задачах на ближайшие годы. «Сегодня наше Министерство - это ведомство с устоявшейся компетенцией, со стабильной практикой, важными функциями и полномочиями, которое, тем не менее, всегда открыто для преобразований, для новелл и инноваций»4, - отметил министр. Мы уверены, что в рамках празднования важной даты будут названы не только пути решения наиболее актуальных проблем, стоящих перед юбиляром, но и новые конкретные направления участия сотрудников уголовно-исполнительной системы в их реализации.
1 Министерство юстиции за сто лет. 1802-1902: ист. очерк. СПб., 1902. С. 319.
2 Рязанская высшая школаМВД СССР была образована в 1970 г.
3 См.: ЧайкаЮ.Я. Министерство юстиции России: история и современность // Роль органов юстиции в правовом государстве: тез. докл. на Всерос. науч-практ. конф. М., 2001.
4 В Минюсте России состоялисьторжественные мероприятия, посвященные празднованию 210-летия рос-сийскогоМинистерства юстиции. УЯЬ :1Щр ://www. miniust.ru/node/2471?йеше=шшш1