МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
обеспечивать публичный интерес в обороте долей земельных участков земель сельскохозяйственного назначения. Представляется, что нотариальное удостоверение подкрепит режим законности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и обеспечит защиту прав и законных интересов участников долевой собственности. Список использованной литературы:
1) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Справочно-правовая система «Гарант».
2) Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1 // Справочно-правовая система «Гарант».
3) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант».
4) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-правовая система «Гарант».
5) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Справочно-правовая система «Гарант».
6) Ковалев, А. М. Правовая природа общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения // Нотариус. - 2008. - № 3. - С.29.
© Гаджиев Т.Ф., Майборода В.А., 2016
УДК 340
Г.С. Григорян
магистрант Юридический факультет
Российский государственный университет правосудия, Ростовский филиал
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА: СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена изучению органов судейского сообщества, их структуре, организации деятельности, вопросам преобразования мировой юстиции.
Ключевые слова
Органы судейского сообщества, самоорганизация судей, мировая юстиция.
Актуальность проблем, связанных с самоуправлением судей, повышением роли и значения органов судейского сообщества в укреплении авторитета судебной власти и проведении судебных преобразований, обусловливает интерес к судейским коллективным образованиям, имеющим разную правовую природу.
В современной юридической литературе принято характеризовать судейское сообщество как форму жизнедеятельности третьей ветви государственной власти, накопления и передачи из поколения в поколение значимого опыта и традиций, представительства интересов судей перед государством и обществом, регулирования развития отношений и утверждения фактического равенства судебной власти с другими ветвями государственной власти[9].
Процесс развития органов судейского сообщества в России ведется с начала 90х годов 20 века, что было вызвано осознанием необходимости развертывания судебной реформы. Единственным более-менее значимым, но еще довольно бледным «ростком» судейского самоуправления в России в советском
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
историческом периоде следует назвать дисциплинарные коллегии судей - губернского уровня и Верховного Суда РСФСР - в той мере, в какой «судьи судили судей».
Всякие попытки самоорганизации судей в любые несанкционированные партийными органами объединения были не только бессмысленны, но и предельно опасны для организаторов этих попыток и для воспринявших их призыв, причем весь советский период истории, в котором партийные органы действовали в правовом поле того времени.
Структура судейского сообщества, организационные формы его звеньев и органов пластичны, находятся в постоянном развитии и совершенствуются.
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
В настоящее время органы судейского сообщества - классический институт гражданского общества со всеми присущими подобным институтам в демократическом государстве признаками:
- это не элементарная совокупность граждан, объединенных по статусу (должности) в любом масштабе;
- это объединение судей по уровням, причем для объединения первого уровня - явочное, а для второго и последующего уровней - добровольное избрание.
Отличительной на принципиальном уровне чертой между любой совокупностью судей и судейским сообществом является самоорганизация судей в целях решения тех или иных задач, достижение тех или иных целей.
Цели, задачи и возможности самого судейского сообщества и его структур отнюдь не замыкаются на необходимости решения собственных, внутрисистемных, относящихся только к самим судьям задач - они выходят за эти рамки и инкорпорируются в цели, задачи и возможности судебной ветви государственной власти.
Основными задачами органов судейского сообщества являются (ст. 4 ФЗ об органах судейского сообщества в РФ):
- содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
- защита прав и законных интересов судей;
- участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
- утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этик[4].
Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ»).
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ.
Независимость судей закреплена также принципом несменяемости судей. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленными ст. 12 Закона о статусе судей в РФ, ст. 15 Закона о судебной системе РФ.
Таким образом, принцип независимости судей, как и принцип невмешательства в деятельность судей, перенесен и на организацию и деятельность органов судейского сообщества.
Структурированное судейское сообщество России прошло не столь уж длительный путь развития в историческом плане, который был отнюдь не простым в плане содержательном, в плане законодательного обеспечения организации и деятельности, а значит, не может и не должно останавливаться на этом пути.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Развитие судейского сообщества - это совершенствование организационной структуры его системы, совершенствование законодательно-нормативной базы компетенции и правомочий, повышение эффективности правоприменительной деятельности его органов и иных структур и др.
Вряд ли можно утверждать, что существующая ныне звенность системы судейского сообщества в нашей стране объективно наиболее оптимальна. Сегодня система основных органов судейского сообщества в России двухзвенная: есть звенья уровня субъекта РФ и есть звенья федерального уровня, при этом высшим органом судейского сообщества всей страны является Всероссийский съезд судей, а на федеральном уровне - конференции судей.
Отсутствие промежуточного звена этой системы приводит к тому, что федеральное звено, прежде всего ВККС РФ, вынуждено брать на себя чрезмерный объем полномочий. Так что промежуточное звено в системе этого вида органов судейского сообщества России просто необходимо.
Переход на существенно более полное судейское самоуправление для начала возможен и даже целесообразен в низовом звене общероссийской судебной системы. Нижним звеном системы судов общей юрисдикции в настоящее время является мировая юстиция, относящаяся к судам субъектов РФ. Но по большому счету относящаяся лишь формально, а по сути, являющаяся продолжением федеральной системы судов общей юрисдикции.
Поскольку руководство районного суда ощущает себя прямым и непосредственным руководителями мировых судей своего района в совокупном объеме, не меньшем (а то и большем), чем по отношению к судьям своего районного суда. Эта зависимость обусловлена также организационно-личностным фактором: именно председатель районного суда пишет характеристики на мировых судей при переназначении их на новый срок и при присвоении квалификационного класса судей. Эта зависимость базируется также и на инстанционном факторе: районный суд по отношению к судебным актам мирового судьи является второй инстанцией[7].
Таким образом, следует признать, что необходима радикальная модернизация всего самого нижнего звена общероссийской судебной системы, оптимально - путем преобразования мировой юстиции в направлении, максимально отвечающем потребностям общества. То есть с отсечением по возможности ее от вертикали судебной власти и по возможности максимальной передачей этой отсеченной части функций в ведение судейского самоуправления.
Следовательно, мировая юстиция должна стать автономной в максимально возможной мере в рамках общей судебной системы РФ. В определенном смысле мировую юстицию можно уподобить местному самоуправлению, которое, как это провозглашено ст. 12 Конституции РФ[1], в пределах своих полномочий самостоятельно - его органы не входят в систему органов государственной власти.
Сегодня именно мировая юстиция научилась, хотя далеко не в необходимой мере, отзываться на нужды малообеспеченных и не обладающих юридическими знаниями граждан, обращающихся к ней с небезукоризненно оформленными правовыми документами, решать спорные вопросы по существу, не придавая принципиального значения формальным аспектам дела.
Органы судейского сообщества достаточно эффективно реализуют свою нормотворческую компетенцию. К значимым для всех членов судейского сообщества страны можно, например, отнести утвержденные Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. № 101 Типовые правила внутреннего распорядка суда, определившего основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда и администратора суда[10]; утвержденные Постановлением Совета судей РФ от 27 апреля 2006 г. N 156 Правила поведения работников аппарата суда, содержащие, что небезынтересно, разделы об урегулировании конфликта интересов, об общих требованиях, предъявляемых к работнику аппарата суда во внеслужебной деятельности[11], и др.
Еще более значимы акты судейского сообщества концептуального характера, например Концепция информационной политики судебной системы, одобренные Постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2009 г. № 79 Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей[12] и др.
Очевидно, необходим нормативный акт о процедурах нормотворческой деятельности в судейском
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
сообществе. И, по-видимому, его следует назвать «О нормотворческой деятельности в судейском сообществе», а утвердить его должен будет высший орган судейского сообщества страны - Всероссийский съезд судей.
Пределы полномочий при принятии каждым органом судейского сообщества страны нормативных актов должны быть четко обозначены, должны быть выдержаны определенные, выработанные самим судейским сообществом стандарты в этой области. Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 «№ 6-ФКЗ», от 30.12.2008 «№ 7-ФКЗ», от 05.02.2014 «№ 2-ФКЗ», от 21.07.2014 «№ 11-ФКЗ») // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 06.01.1997. № 3.
3. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. 22.12.1998. № 242.
4. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. 19.03.2002. № 48.
5. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 28.11.2015) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 29.07.1992. № 170.
6. Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, формы. Ростов н/Д, 2005.
7. Кондрашев А.А. Проблемы реализации принципа независимости судей в России: от теории к правоприменительной практике // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8.
8. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Вопросы эффективности российской судебной системы в выступлениях Президента Российской Федерации // История государства и права. 2011. № 8.
9. Цепляева Г., Яблокова И. De facto и de jure судейского сообщества // Российская юстиция. 2011. № 11.
10.Постановление Совета судей РФ от 18.04.2003 № 101 «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка судов» // КонсультантПлюс.
11.Постановление Совета судей РФ от 27.04.2006 № 156 «Об утверждении правил поведения работников аппарата судов» // КонсультантПлюс.
12.Постановление Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. № 79 «О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей» // Российская юстиция. 2003. № 3.
© Григорян Г.С., 2016
УДК 343.24
М.А. Енгибарян
магистрант 3-го курса магистратуры Институт подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России г. Рязань, Российская Федерация
ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННОГО С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ
Аннотация
В статье рассматриваются признаки и сущность уголовного наказания, в том числе не связанного с