Суверенитет сохраняет свое значение и является весомой правовой гарантией существования суверенных государств. Несомненно, по мере развития общества, государства расширяются представления о суверенитете. Но сама сущность суверенитета не меняется. Если его свойства претерпевают изменения, то это уже не суверенитет, и в этом случае на смену ему приходит нечто иное, что должно иметь свое название и определение.
Список литературы
Байтин, М.И. Государство и политическая власть. - Саратов, 1972.
Боден, Ж. Сочинение о государственной власти. - М., 2001.
Венгеров, А.Б. Теория государства и права. - М., 2005.
Elian, G. The principle of sovereignty over natural resources. - Kluwer, 1979.
Kreijen, G. State failure, sovereignty and effectiveness: legal lessons from the decolonization of Sub-Sahara Africa. - Leiden, 2003.
Morris, C.W. An essay on the modern state. - Cambridge, 2002.
Schliesky, U. Souveränität und Legitimität von Herrschaftsgewalt: die Weiterentwicklung von Begriffen der Staatslehre und des Staatsrechts im europäischen Mehrebenensystem. - Tübingen, 2004.
© Каламанова С.В., 2010
Д.Э. Пилия
О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
ПИЛИЯ Диана Эдуардовна - аспирантка Московской государственной юридической академии (e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и организации Министерства юстиции в Республике Абхазия.
Ключевые слова: законодательство, нормативные акты, система органов юстиции, правовой статус министерства.
Формирование правового государства неразрывно связано с созданием и функционированием эффективной системы юстиции. На юстицию как отрасль управления возлагаются важные задачи организации системы
юридических услуг, участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности, в формировании структур и реализации правовых актов. Решение этих задач должно быть поручено Министерству юстиции Республики Абхазия, которое обеспечивает осуществление государственной политики в сфере юстиции.
Говоря об основных задачах этого Министерства как органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику Республики Абхазия, определяющего пути развития правового государства, разрабатывающего методы его эффективного строительства, обеспечивающего социально-экономический прогресс и устойчивое развитие страны, в числе первостепенных задач следует назвать юридический анализ его нормативных актов.
Органы и учреждения Министерства юстиции Республики Абхазия решают ответственные задачи в государстве, повышая эффективность правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защищая конституционные права и свободы граждан, утверждая демократическую законность.
Система органов юстиции Абхазии как самостоятельная отрасль государственного управления решает важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений. Правовыми основами организации и деятельности Министерства юстиции являются Конституция Республики Абхазия, конституционные законы, законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, указы Президента Республики Абхазия и постановления Кабинета министров республики1.
Министерство является центральным органом государственного управления Республики Абхазия, осуществляющим руководство порученной им отраслью управления или сферой деятельности. Руководитель министерства - министр - входит по должности в состав Кабинета министров Республики Абхазия, осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций2.
Министерство юстиции Республики Абхазия - орган исполнительной власти, одной из функций которого является разработка с участием других
1 К числу принципиально важных методов регулирования в указанной сфере относится нормативно-правовое регулирование, которое осуществляется в соответствии с Конституционным законом Республики Абхазия «О Кабинете министров (Правительстве) Республики Абхазия» от 1 августа 1996 г. № 289. [Электронный ресурс]: http://www.vabhazii.ru/o-ministrah.html.
2 См. там же.
органов исполнительной власти государственной политики и укрепление законности на всей территории государства.
Республиканским органом государственного управления в области юстиции является Министерство юстиции Республики Абхазия. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией Республики Абхазия 1994 г., иными нормативными правовыми актами Республики Абхазия и выполняет установленные правительством задачи.
К числу основных полномочий Министерства юстиции Республики Абхазия относятся:
- обеспечение общего руководства судами общей юрисдикции;
- изучение и обобщение судебной практики, координирование этой работы с Верховным Судом Республики Абхазия;
- проверка организации работы судов по рассмотрению материалов об административной ответственности;
- организация работы по ведению судебной статистики;
- осуществление руководства и контроля за работой по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;
- обеспечение работы по отбору и подготовке кадров в судьи в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия;
- осуществление руководства деятельностью нотариата, органов записи актов гражданского состояния, адвокатуры, судебно-экспертных и других подведомственных организаций и учреждений;
- открытие и упразднение подведомственных учреждений и организаций, органов ЗАГС, государственных нотариальных контор и осуществление других полномочий, предусмотренных Законом «О нотариате» и другими соответствующими законодательными актами Республики Абхазия;
- осуществление общего руководства адвокатурой в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством Республики Абхазия;
- организация, проверка и координирование деятельности нотариата, органов ЗАГС;
- утверждение форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществление иных функций по нормативно-правовому регулированию, предусмотренных законодательством Республики Абхазия о нотариате;
- определение порядка ведения реестров адвокатов Республики Абхазия;
- утверждение форм ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и формы удостоверения адвоката;
- создание, реорганизация и ликвидация учреждений судебной экспертизы;
- осуществление организационного и методического руководства деятельностью Республиканского научно-исследовательского института судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Абхазия;
- юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Республики Абхазия и Кабинета министров Республики Абхазия;
- организация работы по развитию и совершенствованию системы получения, хранения и распространения полной, достоверной и своевременной правовой информации в судах и организациях системы Министерства юстиции;
- государственная регистрация политических партий и движений, общественных объединений, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов;
- ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласование наименований коммерческих и некоммерческих организаций в республике;
- материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение аппарата Министерства юстиции, в том числе профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка кадров, участие в кадровом обеспечении подведомственных ему организаций и учреждений;
- содействие развитию правовой науки, обеспечение внедрения научно-методических рекомендаций в практику судов и организаций системы Министерства юстиции;
- организация и развитие системы юридических услуг;
- представление интересов Республики Абхазия на международном уровне (в пределах компетенции).
Министерство юстиции является многофункциональным органом республиканского управления и занимает особое положение в системе органов республиканского управления. Это проявляется в том, что будучи органом, входящим в систему исполнительной власти, Министерство юстиции в своей деятельности тесно соприкасается с законодательным органом Абхазии - Народным Собранием Республики Абхазия (Парламентом). Министерство юстиции проводит правовую экспертизу или высказывает мнение по разработанным им проектам законов.
Министерство юстиции Абхазии тесно связано с судебной ветвью власти республики, осуществляя совместно с судами подбор кадров судей общих судов, внося предложения Президенту РА на назначение судей на должность, освобождение от должности, присвоение квалификационных классов судьям общих судов. Кроме того, оно оказывает организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение системы общих судов, повышение квалификации судей.
Министерство юстиции Абхазии обеспечивает в определенных пределах нормотворческую деятельность Президента страны.
Задачи Минюста частично реализуются через свои структурные подразделения. Вместе с тем все структурные подразделения, независимо от выполняемых функций, важны и в целом обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции.
Структурные подразделения Министерства юстиции не обладают правом решать задачи и принимать решения самостоятельно. Решения принимаются руководством Министерства юстиции и подписываются министром, первым заместителем министра или заместителями министра.
Как орган республиканского управления Министерство юстиции вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Если эти нормативные правовые акты касаются прав, свобод и обязанностей граждан или носят межведомственный характер, то они принимаются на заседании коллегии Министерства юстиции в форме постановлений.
Указания Министерства юстиции обязательны для исполнения работниками судов, организаций системы Министерства юстиции и иными республиканскими органами государственного управления, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются в соответствии с законодательством нашей республики.
В Министерстве юстиции действует коллегия, которая решает наиболее важные вопросы деятельности органов Минюста, заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений Минюста, иных руководителей организаций системы Минюста, рассматривает вопросы о каждой кандидатуре на должность судьи до представления их Президенту РА для назначения. Персональный состав коллегии утверждается Кабинетом министров Республики Абхазия1.
Численный состав работников центрального аппарата Министерства юстиции РА утверждается правительством страны.
1 См.: Постановление Народного Собрания-Парламента Республики Абхазия № 831-С-Х!У «О Положении об экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи». - Сухум. - 2003. - 28 нояб.
Министерство юстиции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Абхазия и со своим наименованием.
Для решения возложенных задач Министерство юстиции имеет право запрашивать у министерств, других республиканских органов государственного управления, иных организаций и должностных лиц необходимые материалы и информацию, а также привлекать в установленном порядке специалистов и научных работников государственных органов и иных организаций для рассмотрения вопросов, связанных с совершенствованием законодательства Республики Абхазия.
Порученной отраслью Министерство юстиции Республики Абхазия руководит самостоятельно.
Возглавляет Министерство юстиции министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, за состоянием дел в сфере юстиции республики. Министр юстиции проводит государственную политику и осуществляет управление в области юстиции.
В случае расхождения во мнениях, которое может возникнуть между министром и членами коллегии Министерства юстиции при обсуждении вопросов и принятии решений, министр проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом Кабинету министров Республики Абхазия.
Министр юстиции правомочен самостоятельно решать вопросы государственного управления, относящиеся к его компетенции.
Нормотворческая деятельность Министерства юстиции осуществляется в отделе законодательства Министерства юстиции Республики Абхазия.
Проекты нормативных правовых актов (постановлений Кабинета министров, законов Республики Абхазия, указов Президента) разрабатываются Министерством юстиции в основном по поручению Правительства Республики Абхазия. Однако поручения на подготовку проектов нормативных правовых актов могут быть даны также Президентом Республики Абхазия или парламентом. Министерству юстиции предоставлено право по собственной инициативе разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
Министерство юстиции в ходе работы над проектами нормативных правовых актов, а также в результате анализа практики применения законодательства республики разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Абхазия и вносит их на рассмотрение Кабинета министров. По вопросам, предусмотренным законодательными актами Республики Абхазия, Министерство юстиции может внести проект нормативного правового акта непосредственно Президенту Республики Абхазия.
Говоря о нормотворческой и правоприменительной практике Министерства юстиции Республики Абхазия, хотелось бы остановиться на следующих положениях.
Конституция Республики Абхазия установила, что Республика Абхазия -правовое государство, поэтому основной задачей нашего государства стало обеспечение этого положения на практике. В правовом государстве именно Министерство юстиции должно стать ведущим в проведении правовой политики государства.
Координация работы законодательных и исполнительных органов власти в последнее время приобретает все большую значимость вследствие увеличивающегося объема нормативно-правовых актов. Зачастую изданные нормативно-правовые акты противоречат друг другу по смыслу; известны случаи, когда подзаконные нормативные акты не соответствуют законам и Конституции Республики Абхазия. В этой связи было бы целесообразным возложить на Министерство юстиции Республики Абхазия контроль за нормотворчеством органов исполнительной власти, ведомственным нормотворчеством.
Обязательная юридическая экспертиза нормативно-правовых актов и обязательное участие Министерства юстиции Республики Абхазия в законопроектной деятельности позволит сформировать правовое пространство на всей территории республики. Эффективность такого опыта можно проследить на примере Министерства юстиции Российской Федерации, где в последние годы расширяется компетенция Министерства юстиции в сфере законотворчества1. Осуществляя такую функцию, государство в лице Министерства юстиции проводит твердую политику, направленную на укрепление демократии, порядка, законности, обеспечении законных прав и свобод граждан.
Порядок осуществления правовой экспертизы правовых актов регулируется утвержденным 27 мая 2005 г. Кабинетом министров Республики Абхазия «Положением о Министерстве юстиции Республики Абхазия».
Кстати, говоря о государственной регистрации нормативно-правовых актов, следует отметить, что в Положении о Министерстве юстиции Республики Абхазия оно зафиксировано, хотя на практике данная норма находится в стадии разработки.
Таким образом, проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 29 (ч. !). - Ст. 3473.
управления является одной из важнейших функций в сфере юстиции. Оно не позволяет разбалансировать действующее законодательство ведомственным нормотворчеством, обеспечивает единство подходов государственных органов к нормотворчеству, стабилизирует комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией, законами, актами Президента, постановлениями Правительства и международными договорами.
Список литературы
Конституция Республики Абхазия от 26 ноября 1994 г. - Сухум, 1994.
Барциц, И.Н. Государственное (конституционное) право Республики Абхазия: в 2 т. - Т. 1-2. - М., 2009.
© Пилия Д.Э., 2010
С.Е. Туркулец
ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ТУРКУЛЕЦ Светлана Евгеньевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» Социально-гуманитарного института Дальневосточного государственного университета путей сообщения (Хабаровск) (e-mail: [email protected].)
Аннотация. В контексте социального проектирования порядок общества рассматривается как промежуточный этап оптимального будущего состояния социума. Отмечается проективная роль права в формировании социального порядка. Рассматривается соотношение социального порядка и правопорядка. Утверждается, что правопорядок есть реализованная цель права как определенного вида социальной деятельности, направленной на создание оптимального состояния социальной системы.
Ключевые слова: право, социальное проектирование, социальный порядок, правопорядок.
Изучение права в контексте социального проектирования представляется нам целесообразным с учетом того, что одной из основных задач права в обществе является создание и поддержание определенного порядка. По мнению авторитетного российского правоведа С.С. Алексеева, право вполне может анализироваться «в качестве онтологической абстракции