Научная статья на тему 'Основные направления антимонопольной политики в России'

Основные направления антимонопольной политики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4238
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВО / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / ECONOMY / STATE / ANTIMONOPOLY POLICY / COMPETITION / FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашевский Д. С.

Описываются основные подходы и проблемы реализации в Российской Федерации антимонопольной политики, а также некоторые пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF ANTIMONOPOLY POLICY IN RUSSIA

The article outlines the main approaches and problems of implementation in the Russian Federation of Antimonopoly policy, as well as some solutions to these problems.

Текст научной работы на тему «Основные направления антимонопольной политики в России»

Секция ««Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»

УДК 334.02

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Д. С. Лукашевский Научный руководитель - О. Е. Подвербных

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: amg979@yandex.ru

Описываются основные подходы и проблемы реализации в Российской Федерации антимонопольной политики, а также некоторые пути решения этих проблем.

Ключевые слова: экономика, государство, антимонопольная политика, конкуренция, Федеральная антимонопольная служба.

THE MAIN DIRECTIONS OF ANTIMONOPOLY POLICY IN RUSSIA

D. S. Lukashevskii Scientific Supervisor - O. E. Podverbnykh

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: amg979@yandex.ru

The article outlines the main approaches and problems of implementation in the Russian Federation of Antimonopoly policy, as well as some solutions to these problems.

Keywords: economy, state, antimonopoly policy, competition, the Federal Antimonopoly service.

В настоящее время вопросами монополизации отраслей экономики, а также конкурентной борьбы на различных рынках, задаются не только специалисты в области антимонопольной политики, но и общественность, отдельные граждане и бизнесмены. Особенно это важно в современных условиях, когда в нашей стране активно развивается инновационная экономика. Сейчас можно уже с уверенностью утверждать, что взвешенная, выверенная антимонопольная политика власти и система регулирования конкурентных отношений способна предопределить успех экономических преобразований в России.

От СССР нам досталось огромное количество крупнейших предприятий - однозначных монополистов в своих отраслях. Именно поэтому, все последние годы проблема демонополизации экономики и борьба с усилением влияния монополий на действующих товарных рынках особенно актуальны.

Безусловно, антимонопольная политика крайне важна для успешных социально-экономических преобразований в России. Равно как и для каждого ее региона отдельно. При этом очевидно, что четко построенные и выверенные действия по контролю за деятельностью монополий необходимы для обеспечения добросовестной конкуренции, развития рынка товаров и услуг, становления инновационной экономики в государстве.

Если говорить об экономически развитых западных странах, то полноценное и эффективное существование их экономик невозможно представить без постоянных попыток установить равновесие между элементами монополии и конкуренции. Такая политика направлена не на устранение монополий, а лишь на поддержание необходимого баланса между двумя основными составляющими эффективности.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

Совсем другой, гораздо более широкий и сложный круг вопросов стоит на пути реализации антимонопольной политики в России и странах ближнего зарубежья. Сами по себе, проявления монополизма здесь характеризуются определенным перечнем весьма негативных последствий для развивающейся экономики страны: экстенсивный путь развития промышленного производства, низкое качество продукции при высоких ценах и т.п. Однако, самая большая опасность заключается в том, что рынок не может саморегулироваться в условиях наличия в стране развитых и многочисленных монополий.

Очевидно, что в данных условиях для решения проблемы должно подключаться государство со своей антимонопольной политикой. В наше время, совсем не случайно, что практически во всех сколько-нибудь развитых странах мира действует и постоянно совершенствуется специальное антимонопольное законодательство. Везде есть органы власти, надзирающие за этим.

Вообще, главенствующей целью антимонопольной политики можно считать пресечение монополистических злоупотреблений [1].

В современных условиях выделяются три основных направления антимонопольной политики [2]:

1) жесткий надзор за монополиями. Так, например, в Северной Америке к монопольному относится рынок, если доля какой-либо компании превысит 60%. Надо сказать, что в штатах фирма не наказывается, если производит «новые» товары (оказывает инновационные услуги), т.е. является новатором и т.п.;

2) пресечение монопольных объединений компаний (в целях ограничения конкуренции). Здесь необходим четкий контроль со стороны государства;

3) установление запрета на сговор о ценах, т.е. образование картелей. Тут должны быть пресечены любые договора между компаниями о делении рынка, бойкотирование других фирм, нечестная игра «на понижение» на аукционах.

Дополнительно можно выделить еще несколько достаточно часто встречающихся вариантов реализации антимонопольной политики, а именно:

1) максимально возможное облегчение входа новых компаний на рынок (упрощение регистрации юридических лиц и частных предпринимателей);

2) сокращение административных барьеров на внутренних рынках для зарубежных компаний;

3) внедрение, при необходимости, механизмов осуществления государственного контроля за ценами и заработной платой у фирм-монополистов напрямую;

4) использование практики разделения крупных фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга. Это, в свою очередь, ведет к увеличению количества малых и средних предприятий;

5) жесткий государственный контроль за процедурами укрупнения (слияния и поглощения) компаний. При этом, иногда необходимо применять порядок, при котором укрупнение фирм возможно после получения разрешения государства;

6) усиление санкций к тем компаниям, которые пытаются проводить действия, направленные на ценовую дискриминацию.

Надо сказать, что отдельные варианты монополии в настоящее время все же считаются нормальным явлением [3]. Потому, они не преследуются по закону. Так, например, не подлежит наказанию компания, которая сумела отвоевать у конкурентов существенный «кусок пирога» на рынке за счет:

- создания нового (уникального) товара/услуги;

- проведения эффективной маркетинговой политики;

- внедрения собственной инновационной разработки (освоения новой технологии), позволившей снизить не только собственные затраты и цену товара, но и не потерять при этом прибыль компании.

Как показывает практика, к снижению монополизации рынка ведет его открытость. Здесь существенными факторами являются: таможенная политика государства (снижение/отмена ввозных пошлин и квот, ликвидация других барьеров, препятствующих ввозу импортной продукции); улучшение общего инвестиционного климата; развитие малого бизнеса и т.п.

Секция « Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

Одно из важных мест, при этом, занимает государственный контроль на монопольных рынках, применение различных санкций в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме прочих, одним из инструментов антимонопольной политики является предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение долей в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг.

Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [4], федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Надо сказать, что среди органов исполнительной власти ФАС России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права.

В настоящее время имеется всё необходимое для дальнейшего развития этой сферы. Уверенное, а главное разумное реформирование антимонопольной политики способно помочь нашей экономике развиваться, используя опыт различных зарубежных государств, в т. ч. в сфере внедрения инноваций.

Хотелось бы надеяться, что дальнейшее развитие антимонопольного регулирования будет способствовать укреплению в России рыночных отношений, ее позиций на международном рынке и защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.

Библиографические ссылки

1. Голомолзин А. Ю. Антимонопольная политика государства // «Экономика России 21 век» - 2006. № 22. С. 33-41.

2. Сальников Е. «Антимонополия: вчера, сегодня, завтра» // М., 2013. С. 22-35.

3. Пузыревский С. А. Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях // Российское конкурентное право и экономика. 2011. № 1. С. 131-139.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

© Лукашевский Д. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.