Секция ««Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
УДК 334.02
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Д. С. Лукашевский Научный руководитель - О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: amg979@yandex.ru
Описываются основные подходы и проблемы реализации в Российской Федерации антимонопольной политики, а также некоторые пути решения этих проблем.
Ключевые слова: экономика, государство, антимонопольная политика, конкуренция, Федеральная антимонопольная служба.
THE MAIN DIRECTIONS OF ANTIMONOPOLY POLICY IN RUSSIA
D. S. Lukashevskii Scientific Supervisor - O. E. Podverbnykh
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: amg979@yandex.ru
The article outlines the main approaches and problems of implementation in the Russian Federation of Antimonopoly policy, as well as some solutions to these problems.
Keywords: economy, state, antimonopoly policy, competition, the Federal Antimonopoly service.
В настоящее время вопросами монополизации отраслей экономики, а также конкурентной борьбы на различных рынках, задаются не только специалисты в области антимонопольной политики, но и общественность, отдельные граждане и бизнесмены. Особенно это важно в современных условиях, когда в нашей стране активно развивается инновационная экономика. Сейчас можно уже с уверенностью утверждать, что взвешенная, выверенная антимонопольная политика власти и система регулирования конкурентных отношений способна предопределить успех экономических преобразований в России.
От СССР нам досталось огромное количество крупнейших предприятий - однозначных монополистов в своих отраслях. Именно поэтому, все последние годы проблема демонополизации экономики и борьба с усилением влияния монополий на действующих товарных рынках особенно актуальны.
Безусловно, антимонопольная политика крайне важна для успешных социально-экономических преобразований в России. Равно как и для каждого ее региона отдельно. При этом очевидно, что четко построенные и выверенные действия по контролю за деятельностью монополий необходимы для обеспечения добросовестной конкуренции, развития рынка товаров и услуг, становления инновационной экономики в государстве.
Если говорить об экономически развитых западных странах, то полноценное и эффективное существование их экономик невозможно представить без постоянных попыток установить равновесие между элементами монополии и конкуренции. Такая политика направлена не на устранение монополий, а лишь на поддержание необходимого баланса между двумя основными составляющими эффективности.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
Совсем другой, гораздо более широкий и сложный круг вопросов стоит на пути реализации антимонопольной политики в России и странах ближнего зарубежья. Сами по себе, проявления монополизма здесь характеризуются определенным перечнем весьма негативных последствий для развивающейся экономики страны: экстенсивный путь развития промышленного производства, низкое качество продукции при высоких ценах и т.п. Однако, самая большая опасность заключается в том, что рынок не может саморегулироваться в условиях наличия в стране развитых и многочисленных монополий.
Очевидно, что в данных условиях для решения проблемы должно подключаться государство со своей антимонопольной политикой. В наше время, совсем не случайно, что практически во всех сколько-нибудь развитых странах мира действует и постоянно совершенствуется специальное антимонопольное законодательство. Везде есть органы власти, надзирающие за этим.
Вообще, главенствующей целью антимонопольной политики можно считать пресечение монополистических злоупотреблений [1].
В современных условиях выделяются три основных направления антимонопольной политики [2]:
1) жесткий надзор за монополиями. Так, например, в Северной Америке к монопольному относится рынок, если доля какой-либо компании превысит 60%. Надо сказать, что в штатах фирма не наказывается, если производит «новые» товары (оказывает инновационные услуги), т.е. является новатором и т.п.;
2) пресечение монопольных объединений компаний (в целях ограничения конкуренции). Здесь необходим четкий контроль со стороны государства;
3) установление запрета на сговор о ценах, т.е. образование картелей. Тут должны быть пресечены любые договора между компаниями о делении рынка, бойкотирование других фирм, нечестная игра «на понижение» на аукционах.
Дополнительно можно выделить еще несколько достаточно часто встречающихся вариантов реализации антимонопольной политики, а именно:
1) максимально возможное облегчение входа новых компаний на рынок (упрощение регистрации юридических лиц и частных предпринимателей);
2) сокращение административных барьеров на внутренних рынках для зарубежных компаний;
3) внедрение, при необходимости, механизмов осуществления государственного контроля за ценами и заработной платой у фирм-монополистов напрямую;
4) использование практики разделения крупных фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга. Это, в свою очередь, ведет к увеличению количества малых и средних предприятий;
5) жесткий государственный контроль за процедурами укрупнения (слияния и поглощения) компаний. При этом, иногда необходимо применять порядок, при котором укрупнение фирм возможно после получения разрешения государства;
6) усиление санкций к тем компаниям, которые пытаются проводить действия, направленные на ценовую дискриминацию.
Надо сказать, что отдельные варианты монополии в настоящее время все же считаются нормальным явлением [3]. Потому, они не преследуются по закону. Так, например, не подлежит наказанию компания, которая сумела отвоевать у конкурентов существенный «кусок пирога» на рынке за счет:
- создания нового (уникального) товара/услуги;
- проведения эффективной маркетинговой политики;
- внедрения собственной инновационной разработки (освоения новой технологии), позволившей снизить не только собственные затраты и цену товара, но и не потерять при этом прибыль компании.
Как показывает практика, к снижению монополизации рынка ведет его открытость. Здесь существенными факторами являются: таможенная политика государства (снижение/отмена ввозных пошлин и квот, ликвидация других барьеров, препятствующих ввозу импортной продукции); улучшение общего инвестиционного климата; развитие малого бизнеса и т.п.
Секция « Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»
Одно из важных мест, при этом, занимает государственный контроль на монопольных рынках, применение различных санкций в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме прочих, одним из инструментов антимонопольной политики является предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение долей в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг.
Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [4], федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Надо сказать, что среди органов исполнительной власти ФАС России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права.
В настоящее время имеется всё необходимое для дальнейшего развития этой сферы. Уверенное, а главное разумное реформирование антимонопольной политики способно помочь нашей экономике развиваться, используя опыт различных зарубежных государств, в т. ч. в сфере внедрения инноваций.
Хотелось бы надеяться, что дальнейшее развитие антимонопольного регулирования будет способствовать укреплению в России рыночных отношений, ее позиций на международном рынке и защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.
Библиографические ссылки
1. Голомолзин А. Ю. Антимонопольная политика государства // «Экономика России 21 век» - 2006. № 22. С. 33-41.
2. Сальников Е. «Антимонополия: вчера, сегодня, завтра» // М., 2013. С. 22-35.
3. Пузыревский С. А. Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях // Российское конкурентное право и экономика. 2011. № 1. С. 131-139.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
© Лукашевский Д. С., 2017