Т. Ш. Мамедов
МОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Работа представлена кафедрой экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель - кандидат экономических наук, профессор М. П. Гуров
Статья посвящена анализу причин отрицательного влияния монополизации экономики на экономическую безопасность России. Отражены основные угрозы монополизации экономики России. Антимонопольная политика представлена как процесс управления отношениями между государственными органами и хозяйствующими субъектами на различных рынках с целью ликвидации отрицательных последствий монополизма на основе принципа балансирования интересов потребителей, монопольных субъектов и государства. Доказывается необходимость взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы России.
Ключевые слова: монополизация, экономическая безопасность, антимонопольная политика, Федеральная антимонопольная служба. Министерство внутренних дел Российской Федерации.
The article is devoted to the analysis of the reasons of the negative influence of economy monopolisation on Russia's economic safety. The basic threats to Russia's economy monopolisation are reflected. The antimonopoly policy is presented as a managerial process. The author reflects the necessity and the order of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Antimonopoly Service of Russia.
Key words: monopolization, economic safety, Antimonopoly policy, Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Federal antimonopoly service of Russia.
Неотъемлемой частью истории развития монополий является эволюция инструментов противодействия негативным последствиям монополизации. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества и не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое активно пропагандирует государственную защиту
потребителей от деятельности монополистов и ограничение деятельности последних.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Многие существенные аспекты проблемы демонополизации рынков в процессе обеспечения экономической безопасности
Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России
России еще не нашли адекватного отражения в научных исследованиях. К ним в первую очередь, следует отнести применение анализа факторов монополизации рынков с позиций обеспечения экономической безопасности России, обоснование целостной стратегии и инструментов демонополизации рынков. Этим и обусловлена цель написания данной статьи.
Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, организационного характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей .
Реализация государственной антимонопольной политики осуществляется посредством государственного регулирования, представляющего собой одну из форм государственного воздействия на экономику, которое проявляется в комплексе мер и механизмов их реализации, направленных на повышение эффективности функционирования рынка с точки зрения общественных приоритетов и с учетом непосредственного интереса субъектов хозяйствования.
При этом выбор механизма антимонопольной политики в равной мере зависит от особенностей объекта регулирования и от целевой направленности государственной политики. Поэтому механизм ее реализации - это система, имеющая определенный алгоритм решения проблемы баланса интересов общества и обеспечения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта - монополиста.
Действенность каждого из элементов системы зависит от адекватной адаптации их к среде, в которой они будут реализованы (т. е. механический перенос хозяйственных форм из одной среды в другую, в частности применение зарубежного опыта, часто приводит к провалу).
Исходя из трактовки антимонопольной политики с позиции управления, на наш взгляд, необходимо определить ее субъектов, цель, ресурсы, формы реализации, методов и объектов, которые мы отразили на схеме 1.
В самом общем виде, т. е. без учета отраслевой и региональной принадлежности, антимонопольная политика преследует четко определенную цель - обеспечить рост благосостояния общества за счет повышения эффективности распределения ресурсов в экономической системе, предпочтение в которой отдано конкурентно-рыночному механизму хозяйствования, путем нивелирования отрицательных последствий монопольной власти хозяйствующих субъектов-монополистов на основе принципа согласования интересов потребителей, монополистов и государства. При этом реализация поставленной цели подразумевает разработку альтернатив удовлетворения экономических интересов всех субъектов-монополистов в процессе функционирования конкурентно-рыночного механизма хозяйствования.
Достижение данной цели осуществимо путем решения проблем, связанных с сохранением функциональной способности воспроизводства в рамках конкурентно-рыночного механизма хозяйствования посредством регулирования соотношения интересов общества и естественной монополии на микроэкономическом уровне. В ходе решения этой задачи приводится в действие конкретный механизм регулирования естественной монополии, при этом государство реализует системно-воспроизводящую функцию .
Монополизация рынков, являясь самостоятельной угрозой экономической безо-
Схема 1
Антимонопольная политика как управленческая деятельность
Субъект
Цель
Средства
Форма
Метод
L
Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России
пасности государства, одновременно служит причиной других угроз экономической безопасности, к которым на современном эта-
и 3
пе развития экономики России относятся :
• ослабление межрегиональных хозяйственных связей и распад единого экономического пространства страны;
• переход монополизированных рынков под внешний контроль структурных элементов глобальной экономики;
• формирование нелегитимных центров власти на основе монопольного контроля;
• потеря инвестиционной привлекательности;
• консервация прежнего технологического уклада и торможение перехода к инновационному типу производства;
• отток наиболее эффективных элементов капитала в конкурентное хозяйственное пространство других стран;
• накопление нерешенных социально-экономических проблем;
• неэффективное расходование элементов ресурсной базы.
Поэтому если рассматривать проведение антимонопольной политики в разрезе обеспечения экономической безопасности государства, то ее стратегические задачи могут быть сформулированы следующим образом:
• обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
• обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
• снижение барьеров входа на торговые рынки;
• создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают со-
блюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителям органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий;
• активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Основным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности монополистического характера, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 г. Ей переданы полномочия бывшего Министерства Российской Федерации по антимонопольной 4
политике .
Задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации.
Реальную работу ФАС России можно оценить с помощью статистических данных. Так, с учетом одних только жалоб на нарушения законодательства, ходатайств и уведомлений по поводу сделок, а также дел в сфере конкуренции, защиты прав потребителей и рекламной деятельности, которые ФАС заводит по собственной инициативе, количество заявлений, фактов и сделок, подлежащих рассмотрению, достигает около 100 тыс. в год, как это видно из табл. 1. И это, исключая деятельность по разработке государственной политики, защите добросовестной конкуренции, информационно-просветительской деятельности, анализа законопроектов и всех задач, связанных с поддержкой предпринимательства и малых предприятий, контролем за товарными биржами и регулированием тарифов монополий в области связи .
Таблица 1
Заявления, факты и сделки, рассмотренные ФАС России в 2007 г.6
Закон Заявления о нарушениях Ходатайства о даче согласия Уведомления Собственная инициатива
Закон о конкуренции на рынках финансовых услуг 125 1052 623 412
Закон о защите прав потребителей 46 ООО Не применимы Не применимы 5031
Закон о рекламе 2953 Не применимы Не применимы 8858
Закон о конкуренции на товарных рынках 6717 10 977 13 053 5046
Итого 55 795 рассмотренных 12 029 13 676 19 347
Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что по-прежнему основную долю нарушений составляют реализация товаров (работ, услуг) с незаконным
использованием интеллектуальной собственности.
Ежегодно ФАС рассматривает порядка трех тысяч дел о нарушениях антимонопольного законодательства (табл. 2).
Нарушения антимонопольного законодательства России в 2007 г.7
Таблица 2
Нарушения на товарных рынках ; Злоупотребления доминирующим положением Картели Действия органов власти Всего
Электро-^ теплоэнергетика 765 81 855
Газ 77 2 9 90
Нефтепродукты 17 10 6 34
Транспорт 148 6 173 337
Связь 117 3 6 146
ЖКХ 127 1 82 222
Недвижимость 16 1 556 587
Органы власти 151 | 37 768 1005
Из табл. 2 видно, что основную долю нарушений антимонопольного законодательства составляют действия органов власти, из чего возникает парадоксальная ситуация, в которой органы, призванные регулировать экономические процессы и защищать конкурентные отношения, сами являются первоочередными нарушителями в регулируемой области. Если исходить из того, что антимонопольная политика является системной, то в ней изначально заложено управляющее звено, не позволяющее достигать поставленной цели.
Задачи ФАС слишком широки и разнообразны по своей природе, чтобы любой отдельный орган был в состоянии уделять достаточное внимание контролю, обеспечению соблюдения законодательства, информационно-образовательной работе с населением и разработке политики по каждому из этих направлений работы. Различные задачи требуют различных видов анализа и различных источников информации, предполагают различные модели деятельности по обеспечению соблюдения требований законодательства и требуют сотруд-
Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России
ничества с различными группами государственных органов, фирм и граждан. Однако в мире антимонопольные органы имеют оперативно-розыскные полномочия, это мировая практика. Но в России - своя специфика. Здесь силовые органы слишком активно вмешиваются в экономику. И «размножение» силовых органов было бы очень плохим сигналом для бизнеса. Сегодня ФАС - это исключительно гражданская служба. А ведь борьба с преступлениями в области конкуренции иногда предполагает и наличие агентурной сети. Для этого ФАС пришлось бы набирать специалистов. А зачем, если есть милиция, прокуратура, ФСБ? Поэтому ФАС России плотно сотрудничает с МВД РФ, специальное подразделение которого занимается антимонопольными расследованиями. МВД России обладает оперативно-розыскным полномочия-
8
ми, которых нет у ФАС России .
В Положении о Департаменте экономической безопасности МВД России выделена задача, прямо отражающая участие данного подразделения в деятельности по пресечению монополистической деятельности, а именно организация профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Данная задача напрямую соответствует цели органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности - предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в экономической сфере и других сферах, воздействующих и способных нанести ущерб экономическим системам всех уровней, влияющих на эффективность обеспечения экономической безопасности государства.
Органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь специалистам ФАС при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ к необходимой информа-
ции в целях выполнения возложенных на них функций. В качестве методов для выполнения установленных законом обязанностей милиции можно рассматривать:
• проверку у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
• изъятие необходимых документов, отражающих хозяйственную деятельность, кредитные и финансовые операции, материальных ценностей, денежных средств, а также образцы, сырья и продукции;
• опечатывание кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
• проведение контрольных закупок;
• инициирование проведения проверок, инвентаризаций, ревизий, производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций;
• получение от их должностных и материальных лиц сведения и объяснения по факту нарушения законодательства9.
В Соединенных Штатах между антитрестовским департаментом Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссией происходят ежедневные контакты, и практически любое дело, которое расследует Федеральная торговая комиссия, автоматически передается в Министерство юстиции, и они вместе разбираются, есть ли там картели. При этом уголовном законодательстве за картели предусмотрены сроки лишения свободы до 10 лет. Это тот магистральный путь, который возможен в России. Для того чтобы начать эту работу, в настоящее время ФАС и МВД подписали протокол о взаимодействии, в соответствии с которым проводят совместные проверки на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства государственными органами и част-10
ными структурами .
Протокол о взаимодействии предусматривает проведение совместных профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, а также выработку общих методик подготовки кадров. Как заявил глава ФАС Игорь Артемьев, подписанный протокол «создает основу для дальнейшего эффективного сотрудничества ведомств в сфере пресечения ограничений конкуренции»".
Протокол о взаимодействии - это продолжение длительной совместной работы ведомств. Еще в 2004 г. между ФАС и МВД было заключено соглашение о совместной работе по борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства. В соответствии с соглашением в МВД был образован отдел, специализирующийся на выявлении и пресечении преступлений в
сфере антимонопольного законодатель-12
ства .
Функция органов внутренних дел в области обеспечения экономической безопасности насчитывает достаточно широкий перечень методов и инструментов. Задача заключается в том. чтобы система работы
МВД была в данном направлении существенно укреплена в смысле передачи серьезных полномочий, материальных ресурсов и т. д. Исходя из этого, на наш взгляд, в России прежде всего должны быть внесены поправки не в антимонопольное законодательство, а в нормативные акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел с целью создания мощного управления в системе МВД, которое в первую очередь занималось бы расследованием преступлений, связанных с монополистической деятельностью, а также проводило мероприятия превентивного характера в данной области. И взаимодействие ФАС с ними позволило бы наладить эту работу. ФАС как экономическое ведомство должно заниматься экономическим анализом, а МВД - оперативно-розыскной деятельностью. И тогда совместные комиссии МВД и ФАС, где следователи МВД имеют все необходимые полномочия, а специалисты ФАС все необходимые навыки, позволили бы создать очень хорошую, гибкую и эффективную структуру.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Князева И. В. Роль антимонопольной политики в формировании конкурентной среды: Учеб. пособие. Новосибирск: СибАГС, 2005.
Миронов В. М., Зшюгляд А. Т.. Яковлев А. Д. Российский монополизм и приватизация//Эконо-мист. 2005. № 6. С. 10-12.
3
Петров И. В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности
макрорегиона: воспроизводственный подход. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 7-10.
4
Цариковский А. Конкуренция и маркетинговые войны прочно укоренились на территории России // Конкуренция и рынок. 2005. № 26.
Там же.
Государственный доклад руководителя ФАС Артемьева И.Ю. об антимонопольной политике за 2007 год. Жалобы включены как устные, так и письменные. Предполагается, что все перечисленные «проверки» были предприняты по собственной инициативе. Официальный сайт ФАС России http V/fas.gov.ru.
Там же.
8
Интервью с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым // Российская газета. 2006. 25 октября. № 4205.
Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 20 сентября 2006 г. № 1023) //СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.
'"Материалы официального сайта ФАС России: http://www.fas.gov.ru.
" Интервью с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.
Колесникова Е. МВД схватит рекламиста по команде ФАС. Рлектронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertology.ru/article9862.htm.