Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / СУБСИДИИ / ДОТАЦИИ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакиров Сергей Аликович

В статье автором обосновывается необходимость совершенствования аграрной политики с учетом происходящих социально-экономических процессов в сельском хозяйстве. Представлены результаты исследования современного состояния аграрного сектора экономики, дана оценка государственным мерам поддержки сельского хозяйства.Это позволило автору уточнить комплекс государственных мер и определить наиболее эффективно влияющие на развитие аграрного сектора экономики, обеспечивающие рост продовольственной безопасности России.В статье обозначены проблемы агрополитики и пути их решения, позволяющие повысить эффективность сельскохозяйственного производства, улучшитьинвестиционный климат, активизировать инновационную деятельность и повысить конкурентоспособностьроссийских сельхозтоваропроизводителей.In this article the author explains the need of improving agricultural policies with ongoing socio-economic processes in agriculture. The results of the study of the current state of the agricultural sector, assessed the state measures to support agriculture. This allowed the authors to clarify the complex of government measures and determine the most effective influence on the development of the agricultural sector to ensure the growth of Russia's food security. The article marked the problem of Agrarian Policy and solutions that improve the efficiency of agricultural production, improve the investment climate, strengthen innovation and improve the competitiveness of Russian agricultural producers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

в

естник АПК

Экономика

361

УДК 338.43.02

Шакиров С. А.

Shakirov S. A.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

MAIN DIRECTIONS OF AGRICULTURAL POLICY AND EVALUATION OF ITS EFFECTIVENESS

В статье автором обосновывается необходимость совершенствования аграрной политики с учетом происходящих социально-экономических процессов в сельском хозяйстве. Представлены результаты исследования современного состояния аграрного сектора экономики, дана оценка государственным мерам поддержки сельского хозяйства.Это позволило автору уточнить комплекс государственных мер и определить наиболее эффективно влияющие на развитие аграрного сектора экономики, обеспечивающие рост продовольственной безопасности России.В статье обозначены проблемы агрополитики и пути их решения, позволяющие повысить эффективность сельскохозяйственного производства, улучшитьинвестиционный климат, активизировать инновационную деятельность и повысить конкурентоспо-собностьроссийских сельхозтоваропроизводителей.

Ключевые слова: аграрная политика, сельское хозяйство, государственные меры, сельхозтоваропроизводитель, субсидии, дотации, аграрный сектор экономики, производство, государственная программа развития.

In this article the author explains the need of improving agricultural policies with ongoing socio-economic processes in agriculture. The results of the study of the current state of the agricultural sector, assessed the state measures to support agriculture. This allowed the authors to clarify the complex of government measures and determine the most effective influence on the development of the agricultural sector to ensure the growth of Russia's food security. The article marked the problem of Agrarian Policy and solutions that improve the efficiency of agricultural production, improve the investment climate, strengthen innovation and improve the competitiveness of Russian agricultural producers.

Keywords: Agricultural policy, agriculture, government measures, agricultural producers, subsidies, grants, agricultural sector, manufacturing, government development program

Шакиров Сергей Аликович - Shakirov Sergey Alikovich -

Аспирант ГНУ Всероссийский институт Graduate student of All-Russia Institute

аграрных проблем и информатики of Agricultural Research and Informatics

имени А.А. Никонова Россельхозакадемии named AA Nikonov RAAS Русстройбанк отдел по работе с физическими лицами Russtroybank contact with physicals

Специалист Specialist

+7-962-453-78-86 +7-962-453-78-86

r174679@yandex.ru r174679@yandex.ru

В результате осуществления аграрных реформ, процессов глобализации и вступления ВТО вагропромышленном комплексе России происходятсуществен-ные социально-экономические изменения в условияхнестабильности аграрного сектора экономики и в основном под воздействи-емполитических и директивных решений. Экономические, социальные и производственные принципы целесообразности зачастую не взаимоувязаны.Это негативно сказывается на формированиифинансово-хозяйственных связейв АПК,провоцирует рост цен сельскохозяйственной и продовольственной продукции, ведет кувеличе-ниюдоли импортной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на отечественном рынке. Эти негативные процессы сказываются на ухудшении материально-те хническойбазысельхозтоваропроизводите-лей, переделу собственности в агробизнесе, ростудиспаритета цен, увеличению про-

сроченной дебиторской и кредиторской-задолженности организаций АПК. Это в комплексе привело сельскохозяйственные организации к финансовым проблемам, некоторые сталибанкротами или находятся на конкурсном управлении, так как не смогли адаптироваться к происходящим процессам в российской экономике.

В этой ситуации разработка научно обоснованного комплекса государственных мер-направленных на стабилизацию аграрного сектора экономики и повышение продоволь-ственнойбезопасности России обеспечивающих повышение эффективности сельско-хозяйственногопроизводства, улучшение инвестиционного климата, активизацию инновационной деятельности иповышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции является важной науччно-практической задачей.

В настоящее время аграрная политика осуществляется в основном через реализацию и

362

,,„ „„„„, щ Ставрополья

научно-практическии журнал

путем корректировки госпрограмм в АПК, которые применялись в прошлые года и с учетом доработки реализуются в настоящее время. Например, была Госпрограмма развития на 2008-2012 гг., теперь действует Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 гг., анализ ныне действующей госпрограммы показывает, что это продолжение предыдущей программы, но с учетом принятых корректировок.

Проблема эффективной реализации госпрограммы развития АПК и достижение целевых индикаторов в аграрном секторе экономики заключается в отсутствии полной и достоверной статистической информации с.-х. организаций, фермеров и ЛПХ. Это усложняет комплексную оценку ситуации в аграрном секторе экономики и выявлениефакторов, индикаторов госпрограммы АПК, влияние госмерв особенности на малый бизнес и ЛПХ. Что привело к ситуации, когда государственные меры не достигаютпол-ностью целей госпрограммы и в некоторых случаях могут приводить к дисбалансу ресурсов в аграрном секторе экономики. Основной при-чинойнедостаточной эффективности госмер в долгосрочной перспективе является отсутствие общенациональной стратегии в агробизнесе, что не позволяет устранять симптомы системного кризиса в АПК сформированного за последние двадцать лет[ 1 ].

Кроме того, не достаточно результативен бюджетный процесс в АПК, так как порядок расходования средств обычно принимают после утвержденного бюджета. В результате бюджетные средства выделяются не под конкретную программу, а под конкретную сроку бюджета. Это возможно приводитк нерациональному их использованию или эти средства из-за недостаточной проработанности отдельных направлений остаются частично не востребованными. Складывается такое впечатление, что выделяемые средства по отдельным позициям - это не результат экономической целесообразности, а скорее лоббирование интересов отдельных групп (например, страховщиков на возмещение страховых платежей). Россия не исключение в этом вопросе.Вразвитых странах также суммы расходов на сельское хозяйство определяются под влиянием различных экономических групп или политических партий, течений.Ново многих странахдействует долгосрочныегоспрограм-мы развития сельского хозяйства сроком на 10 лет и выше. В этих госпрограммах определяются все основные государственные меры и объемы их финансирования по годам. В масштабах государства это позволяет реализовать стратегию развития аграрного сектора экономики с учетом всех заинтересованных сторон.

В России существующие программы господдержки АПК можно систематизировать на несколько основных групп. К первой группе относятся меры, направляемые на стимулирование объемов производства и продажсельхозпро-изводителей, примером могут служить прямые субсидии производителям молока и мяса, государственные интервенции на зерновом рынке.

Ко второй группе относятся мерыобеспечива-ющие снижение издержек сельхозпроизводителей. Это компенсациичасти затрат на покупку основных средств, субсидии процентной кредитной ставки и др. [2].

Среди наиболее значимых мер аграрной политики за последние десятилетие, можно назвать госпрограмму финансового оздоровлени-яАПК реализованную в 2002 году. Это позволило значительно улучшить финансовый и инвестиционный климат за счет списания пени и штрафов по задолженности в бюджет, а также реструктурировать выплаты долгов при условии урегулирования потока платежей. Применение этой меры поддержки должно оставаться разовым для российского АПК, так как повторное применение может привести к ухудшению финансовой дисциплины в аграрном секторе экономики и вытекающим из этого тяжелым депрессивным последствиям. Другая форма эффективной господдержки, которая на протяжении последних десяти лет была значительно расширена и широко применяется - это субсидирование кредитной ставки, введение квот на определенный вид импорта с.-х. продукции и продуктов питания, положительно сказываются на развитии отечественного с.-х. производства.

Аграрнуюполитику Российской Федерации можно охарактеризовать как политикууси-ливающегосяпротекционизма в условиях продолжающегося роста импорта с.-х. продукции и продуктов питания. На протяжении последних десяти лет (за исключением 2014 г) увеличение импорта связано с укреплением курса рубля по отношению к иностранной валюте, что соответственно привело к снижению цен на импортную продукцию и ухудшению конъюнктуры рынка для отечественного сельхозтоваропроизводителя. Ситуация в отечественном агробизнесе возможно продолжит ухудшаться так как согласно требованиям ВТО, прямая государственная поддержка должна сокращаться. А так как в Российской Федерации Госпрограмма АПК на 20132020 гг.строиться на субсидировании и дотациях, то происходит сокращение финансирования с 9 млрд долл. в 2013г до 4,4 млрд долл. в 2020 г. Эту поддержку можно расценивать как недостаточную и ежегодно сокращающуюся [3].

Надо отметить, что несмотря на наличие проблем в реализации Госпрограммы имеется положительный эффект от дотаций и субсидий в аграрном секторе экономики, который выражается в росте объема с.-х. производства по некоторым видам продукции. В целом анализ реализации государственной программы раз-витиясельскогохозяйстваи регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в Ставропольском крае позволил установить, что на 1 рубль краевого бюджета, вложенного в отрасль, привлечено 4,5 рубля федерального бюджета. Общее финансовое обеспечение 7 целевых программ и 36 отдельных направлений господдержки сельхозпроизводства сложилось на уровне более 6 млрд рублей.

в

Экономика

363

Это позволило Ставропольскому краю в 2013 г вернуться на вторую позицию по валовому сбору зерновых в Российской Федерации. В рейтинге России край является лидером по намолоту озимого рапса (более 189 тыс. тонн), рекордный для края получен урожай кукурузы (850 тыс. тонн), вторую позицию среди субъектов юга страны занимает по численности птицы, овец, производству мяса, третье -в производстве яиц. Край в пятерке регионов-лидеров России по численности племенного скота, на первом месте в России по урожайности сахарной свеклы [4].

Конечно, без вливания бюджетных денег в аграрный сектор региона в рамках госпрограммы таких результатов в условиях усиливающейся конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей на аграрном рынке России ставропольским аграриям достичь было бы практически невозможно.

В экономике сельского хозяйства Ставропольского края за прошлый год создано или модернизировано более 1800 новых рабочих мест, свыше 250 из них - в рамках реализации 10 крупных инвестиционных проектов (с общим инвестиционным весом около 1 млрд рублей). Создано около 150 единиц бизнеса в овощеводстве, в рамках реализации программ по начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам.

В рамках реализации целевой программы развития овощеводства защищенного грунта в 2013 году в Ставропольском крае было построено 16,3 га и реконструировано 9,4 га теплиц. Здесь хотелось бы отметить динамичную работу администраций Кировского (ООО «Овощи Ставрополья» - 10,4 га), Левокумского (ООО «Элит» - 5,9 га), Предгорного (ООО «Весна» и ЗАО «Нежинское» - реконструировано 9,4 га) муниципальных районов.

В 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации ВЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае на 2012-2014 годы», оказывалась государственная поддержка по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов внутрихозяйственной мелиоративной сети. Со-

ответствующие работы произведены на площади свыше 3 тыс.га, прирост орошаемых площадей по сравнению с 2012 годом составил почти 30 процентов [5].

Государственная поддержка многолетних насаждений за счет средств бюджета Ставропольского края позволяет привлекать новые организации, в том числе малые формы хозяйствования в развитие садоводства и виноградарства. Так при наличии 1 га многолетних насаждений сельхозтоваропроизводитель становится полноценным участником программы развития виноградарства. Поэтому в крае расширяется зона закладки столовых сортов винограда. В Изобильненском районе два предприятия начали работу по выращиванию столовых сортов винограда: ООО «Агро» и ИП К(Ф)Х До-бан М.В.В садоводстве новый участник программы - КФХ Дедурин В.Т., где заложено при поддержке ООО «Интеринвест» более 40,0 га сада интенсивного типа.

На многолетних насаждениях каждый гектар обеспечивает 3 постоянных и 10 сезонных рабочих мест. Выстроенные меры поддержки, заинтересованная работа администраций муниципальных районов создает растущие условия организации самозанятости сельских жителей с экономическим и социальным эффектом[ 6 ].

В Ставропольском крае по оперативным данным за 2013 год сальдированный финансовый результат деятельности сельскохозяйственных предприятий (без субъектов малого предпринимательства) составил 6015,2 млн рублей прибыли (табл. 1), а убыток 1039,6 млн рублей или 11 % с.-х. организаций от общего количества, рентабельность продаж в течение 2013 года снижалась, и к концу года, ее значение составило 15,1% (табл. 1).

Суммарная задолженность по обязательствам (включающая кредиторскую задолженность и задолженность по кредитам и займам) предприятий и организаций сельского хозяйства увеличилась за 2013 год на 12,9 % составила на 1 января 2014 года 52,3 млрд рублей. Просроченная задолженность за этот же период не изменилась и составила 304,8 млн рублей. В структуре как суммарной, так и просроченной задолженно-

Таблица 1 - Изменение уровня рентабельности в с.-х. организациях Ставропольского края

в 2012-2013 годах*

Года Рентабельность продаж

Январь-март Январь-июнь Январь-сентябрь Январь-декабрь

В сельском хозяйстве

2013 г. 25,3 19,6 18,9 15,1

2012 г. 29,9 26,2 30,9 20,1

Справочно: в среднем по краю

2013 г. 7,4 7,8 7,5 6,5

2012 г. 4,3 5,8 7,2 6,7

*Согласно статистическим данным Министерства сельского хозяйства Ставропольского края http://www.mshsk.ru/ industry-information/ и Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru/wps/wcm/подключения/ гс^а^тат/Росстат/Ш/Статистика/ предприятие / экономика /.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Рисунок 1 - Изменение структуры суммарной задолженности по обязательствам в с.-х. организациях

Ставропольского края в 2013 году

сти преобладала задолженность по полученным кредитам банков и займам (рис. 1).

Кредиторская задолженность предприятий и организаций составила на 1 января 2014 г. 15,2 млрд рублей, из нее просроченная - 107,9 млн рублей, или 0,9 % (табл. 3).

В результате в аграрном секторе экономики сельхозтоваропроизводители испытывают серьезный дефицит финансовых ресурсов и имеют низкую результативность финансово-хозяйственной деятельность, в том числе происходит ежегодный рост просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Этому способствовало ряд причин, в том числе ежегодное невыполнение ряда ключевых индикаторов госпрограммы, из 44 контрольных показателей со значительным превышением только 21. Например, в 2013 году государственная поддержка на элитное семеноводство позволила просубсидировать закупку 12 тыс. тонн элитных семян сельскохозяйственных культур, однако это около 40 процентов от общего объема элитных семян. В результате федеральные средства освоены не в полном объеме [ 7 ].

Анализ реализации Госпрограммы в Ставропольском крае позволяет сделать вывод, государственные меры должны быть направлены на решение наиболее актуальных задач:

- привлечение частных инвестиций на развитие и модернизацию сельскохозяйственного и перерабатывающего производства;

- развитие рыночной инфраструктуры и реконструкции мелиоративных систем;

- внедрение передового опыта, технологий и оборудования;

- развитие производств по хранению, переработке и сбыта сельхозпродукции;

- повышение доли продуктов питания произведенных из отечественного сырья на российском рынке. При этом вливание бюджетных денег в АПК в рамках реализации госпрограмм не может решить все задачи в сельском хозяйстве без участия агробизнеса.

В этой связи государственные должны быть направлены на стимулирование процессов внедрения новых технологий производства, инноваций и переработки сельскохозяйственной продукции для получения высококачественной сельскохозяйственной продукции, тем самым снижая себестоимость с.-х. продукции. Это даст конкурентное преимущество российским товаропроизводителям на аграрном рынке[ 8 ].

В настоящее время существует два сценария развития инноваций в Российской Федерации депрессивный и инновационно-прорывной. В российской экономике больше предпосылок для развития первого сценария: практически разрушена научно-техническая база, не оказывается достаточнойгосподдержки инновациям, агробизнес не имеет заинтересованности в инновациях, не благоприятная инновационно-инвестиционная сфера.

Аграрная политика должна строиться на инновационно-прарывной стратегии. Для реализации этого, у нас осталось не так много времени, так как запас экономической и техногенной прочности с советских времен практически исчерпан, а созданные технопарки не дают той отдачи, которая от них требуется[ 9 ].

В целом можно сделать вывод, что агропо-литика должна быть направлена на создание условий для эффективного с.-х. производства и повышения конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей, улучшение финансовой среды в агробизнесе, стимулирование инвестиционной деятельности и привлечение инвестиций в сельское хозяйство.

В настоящее время действует достаточное количество инвестиционных площадок для размещения новых производств АПК в регионах России. Например, вСтавропольском крае определён ряд новых проектов по молочному и мясному скотоводству, но, к сожалению, инвесторы отмечают, что они не всегда находят оперативную поддержку в банковских структурах. К сожалению, зачастую очень долго рассматриваются вопросы кредитования. Определённое влияние на кредитование, конечно, оказывает и присоеди-

в

Экономика

365

нение России к ВТО, и всё это вместе отражается на конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных аграриев.

Кроме того, необходимо направить государственные меры на создание условий роста экс-портапродуктов питания, а не сырья (с.-х. продукции). Для этого, нужна более конкретная

поддержка предприятий перерабатывающей промышленности (плодоовощной продукции, есть необходимость в переработке, глубокой переработке, зерна).В целом реализация этих мер государственной поддержки обеспечит экономический рост АПКи продовольственную безопасность России.

Литература:

1. Мазлоев В. З., Кцоев А. Б. Построение оптимальной системы распределения субсидий в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 2. С. 35-39.

2. Скляров И. Ю., Склярова Ю. М., Ланг В. В. Анализ производства и предпринимательской активности в АПК // Современные проблемы развития национальной экономики : сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 219-225.

3. Оценка рынка сельскохозяйственной продукции и перспективные направления развития предпринимательской деятельности в АПК / И. Ю. Скляров, Ю. М. Склярова, Е. Н. Лапина, А. М. Воронин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1. С. 380-384.

4. Доклад Министра сельского хозяйства Ставропольского края // Министерство сельского хозяйства Ставропольского края Российской Федерации: [Офиц. сайт]. URL:http://www.mshsk.ru/

5. Мазлоев В. З., Кцоев А. Б. Механизмы распределения субсидий сельхозоргани-зациям // АПК: Экономика, управление.

2012. № 9. С. 42-46.

6. Государственное регулирование и развитие инновационно-предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики / И. Ю. Скляров, Ю. М. Склярова, Е. Н. Лапина, А. М. Воронин // Экономика и предпринимательство.

2013. № 12-2 (41-2). С. 873-877.

7. Мазлоев В. З., Приёмко А. В. Россия и ВТО: влияние курса рубля на реализуемость мер агропродовольственной политики государства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 10. С.15-18.

8. Мазлоев В. З. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей как экономический метод регулирования АПК // Аграрный вестник Урала. 2010. № 4. С. 28.

9. Трухачев В. И., Костюченко Т. Н. Проблемы воспроизводства оборотных средств сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы : сб. ст. по материалам VIII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. Е. Гришина. 2012. С. 142-145.

References:

1. Mazloev VZ, Ktsoev AB Construction of an optimal system of distribution of subsidies in agriculture // Economics of Agriculture of Russia. 2014. № 2. p 35-39.

2. Sklyarov IY, Sklyarov YM, Lang VV Analysis of production and business activity in the AIC // Modern problems of development of the national economy: Sat. Art. VI Intern. scientific and practical. Conf. 2014. pp 219225.

3. Evaluation of the market for agricultural products and prospects for development of entrepreneurship in agribusiness / IY Sklyarov, YM Sklyarov, EN Lapin, AM Voronin // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 5-1. Pp 380-384.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Report of the Minister of Agriculture of Stavropol Territory // The Ministry of Agriculture of Stavropol Territory of the Russian Federation: [official. site]. URL: http: //www.mshsk.ru/

5. Mazloev VZ, Ktsoev AB Mechanisms of distribution of subsidies to agricultural // AIC: Economics, management. 2012. № 9. C.42-46.

6. State regulation and the development of innovation and entrepreneurship in the agricultural sector / IY Sklyarov, YM Sklyarov, EN Lapin, AM Voronin // Economy and Entrepreneurship. 2013. № 12-2 (41-2). Pp. 873-877.

7. Mazloev VZ, acceptance AV Russia and the WTO: the impact of exchange rate on the feasibility of measures agrifood policy // Economics of agricultural and processing enterprises. 2012. № 10. C. 15-18.

8. Mazloev VZ State support for agricultural producers as an economic control method AIC // Agrarian Herald Urals. 2010. № 4. C. 28.

9. Trukhachev VI, Kostyuchenko TN problems reproduction of circulating assets of the agricultural enterprises of Stavropol Territory // Agriculture: Status, Problems and Prospects: Sat. Art. Materials VIII Intern. scientific and practical. Conf. / Ed. GE Grishina. 2012. pp 142-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.