Научная статья на тему 'ОБ ОБНОВЛЕННЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА'

ОБ ОБНОВЛЕННЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГИОН / STATE SUPPORT / AGRICULTURE / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холодова М. А., Сафонова С. Г., Шейхова М. С.

Цель работы: в статье изучены обновленные формы государственной поддержки сельского хозяйства Ростовской области. Метод и методология исследования. Методический аппарат исследований по заявленной проблеме основан на системе общенаучных и локальных методов и приемов. Информационно-аналитической основой исследования явились данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия региона. Результаты. Изучены обновленные принципы и подходы к субсидированию аграрного сектора региона в условиях выбранных стратегических приоритетов развития национальной экономики. проведен глубокий всесторонний экономический анализ состава и структуры финансирования обновленных направлений Госпрограммы развития сельского хозяйства региона в 2019 году. Обосновано, что в рамках консолидации мер господдержки, в частности распределения «единой субсидии», региональным органам власти удалось выявить и существенно расширить приоритетные направления развития отрасли, среди которых поддержка малых форм хозяйствования, племенное животноводство, закладка виноградников и прочие. В работе особое внимание уделено государственной поддержке технико-технологической модернизации аграрного производства. На материалах Ростовской области рассмотрены особо значимые направления государственной поддержки масштабного технического перевооружения отрасли, стимулирующие ее инновационное развитие в условиях реализации экспортно ориентированной стратегии в агропромышленном комплексе. Установлено, что вектором современной аграрной политики региона, определяющим ключевые направления развития производственно-хозяйственной и социальной сферы села, заключающиеся в масштабной модернизации сельской экономики и формировании здоровой конкурентной среды, является реализация программ поддержки малого агробизнеса. Область применения. Обосновано, что фундаментальной основой функционирования малого агробизнеса на селе должно стать развитие сельской потребительской кооперации в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Поэтому результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти при реализации приоритетных стратегий и программ развития сельского хозяйства. Выводы. Авторами дана оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON UPDATED FORMS OF STATE SUPPORT AGRICULTURE OF THE REGION

Purpose: the article examines the updated forms of state support for agriculture in the Rostov region. Research method and methodology. The methodological apparatus of research on the stated problem is based on a system of General scientific and local methods and techniques. The data of the Ministry of agriculture and food of the region were used as the information and analytical basis of the study. Results. Updated principles and approaches to subsidizing the agricultural sector of the region in the context of selected strategic priorities for the development of the national economy are studied. A deep comprehensive economic analysis of the composition and structure of funding for the updated directions Of the state program for the development of agriculture in the region in 2019 was conducted. It is proved that as part of the consolidation of state support measures, in particular the distribution of a "single subsidy", regional authorities were able to identify and significantly expand the priority areas of development of the industry, including support for small businesses, livestock breeding, laying vineyards and others. Special attention is paid to the state support for technical and technological modernization of agricultural production. Based on the materials of the Rostov region, particularly significant areas of state support for large-scale technical re-equipment of the industry are considered, which stimulate its innovative development in the context of the implementation of an export-oriented strategy in the agro-industrial complex. It is established that the vector of modern agricultural policy of the region, which determines the key directions of development of the production, economic and social sphere of the village, consisting in large-scale modernization of the rural economy and the formation of a healthy competitive environment, is the implementation of programs to support small agribusiness. Application. It is proved that the fundamental basis for the functioning of small agribusiness in rural areas should be the development of rural consumer cooperation in the framework of the Federal project "Creating a system of support for farmers and the development of rural cooperation". Therefore, the results of the study can be used by regional authorities in the implementation of priority strategies and programs for the development of agriculture. Conclusions. The authors assess the effectiveness of state support for agricultural producers in the region.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБНОВЛЕННЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА»

УДК338.43.025.2 ХОЛОДОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела региональной экономики ВНИИЭиН — филиал ФРАНЦ,

e-mail: [email protected]

САФОНОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДИЕВНА

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Донского ГАУ, e-mail: [email protected]

ШЕЙХОВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

к.э.н., доцент, кафедры экономики и менеджмента Донского ГАУ,

e-mail: [email protected]

D0l:10.26726/1812-7096-2019-11 -42-50 ОБ ОБНОВЛЕННЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

Аннотация. Цель работы: в статье изучены обновленные формы государственной поддержки сельского хозяйства Ростовской области. Метод и методология исследования. Методический аппарат исследований по заявленной проблеме основан на системе общенаучных и локальных методов и приемов. Информационно-аналитической основой исследования явились данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия региона. Результаты. Изучены обновленные принципы и подходы к субсидированию аграрного сектора региона в условиях выбранных стратегических приоритетов развития национальной экономики. Проведен глубокий всесторонний экономический анализ состава и структуры финансирования обновленных направлений Госпрограммы развития сельского хозяйства региона в 2019 году. Обосновано, что в рамках консолидации мер господдержки, в частности распределения «единой субсидии», региональным органам власти удалось выявить и существенно расширить приоритетные направления развития отрасли, среди которых поддержка малых форм хозяйствования, племенное животноводство, закладка виноградников и прочие. В работе особое внимание уделено государственной поддержке технико-технологической модернизации аграрного производства. На материалах Ростовской области рассмотрены особо значимые направления государственной поддержки масштабного технического перевооружения отрасли, стимулирующие ее инновационное развитие в условиях реализации экспортно ориентированной стратегии в агропромышленном комплексе. Установлено, что вектором современной аграрной политики региона, определяющим ключевые направления развития производственно-хозяйственной и социальной сферы села, заключающиеся в масштабной модернизации сельской экономики и формировании здоровой конкурентной среды, является реализация программ поддержки малого агробизнеса. Область применения. Обосновано, что фундаментальной основой функционирования малого агробизнеса на селе должно стать развитие сельской потребительской кооперации в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Поэтому результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти при реализации приоритетных стратегий и программ развития сельского хозяйства. Выводы. Авторами дана оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей региона.

Ключевые слова: господдержка, сельское хозяйство, регион.

KHOLODOVA MARINA ALEXANDROVNA

Ph. D., associate Professor, leading researcher of the Department the regional economy VNIIAEN — branch FRANZ, e-mail: [email protected]

SAFONOVA SVETLANA GENNADIEVNA

Ph. D., associate Professor, head of the Department of Economics and management of the don state agrarian UNIVERSITY, e-mail: [email protected]

SHEYKHOVA MARINA SERGEEVNA

Ph. D., associate Professor, Department of Economics and management, don state UNIVERSITY, e-mail: [email protected]

ON UPDATED FORMS OF STATE SUPPORT AGRICULTURE OF THE REGION

Abstract. Purpose: the article examines the updated forms of state support for agriculture in the Rostov region. Research method and methodology. The methodological apparatus of research on the stated problem is based on a system of General scientific and local methods and techniques. The data of the Ministry of agriculture and food of the region were used as the information and analytical basis of the study. Results. Updated principles and approaches to subsidizing the agricultural sector of the region in the context of selected strategic priorities for the development of the national economy are studied. A deep comprehensive economic analysis of the composition and structure of funding for the updated directions Of the state program for the development of agriculture in the region in 2019 was conducted. It is proved that as part of the consolidation of state support measures, in particular the distribution of a "single subsidy", regional authorities were able to identify and significantly expand the priority areas of development of the industry, including support for small businesses, livestock breeding, laying vineyards and others. Special attention is paid to the state support for technical and technological modernization of agricultural production. Based on the materials of the Rostov region, particularly significant areas of state support for large-scale technical re-equipment of the industry are considered, which stimulate its innovative development in the context of the implementation of an export-oriented strategy in the agro-industrial complex. It is established that the vector of modern agricultural policy of the region, which determines the key directions of development of the production, economic and social sphere of the village, consisting in large-scale modernization of the rural economy and the formation of a healthy competitive environment, is the implementation of programs to support small agribusiness. Application. It is proved that the fundamental basis for the functioning of small agribusiness in rural areas should be the development of rural consumer cooperation in the framework of the Federal project "Creating a system of support for farmers and the development of rural cooperation". Therefore, the results of the study can be used by regional authorities in the implementation of priority strategies and programs for the development of agriculture. Conclusions. The authors assess the effectiveness of state support for agricultural producers in the region. Keywords: state support, agriculture, region.

Введение. Мировой опыт экономических преобразований свидетельствует о том, что практически все экономически развитые государства не обходятся без государственной поддержки аграрного производства. Характерной особенностью этих стран является спецификация методов государственного регулирования, которые зависят от уровня развития сельского хозяйства и общенациональных приоритетов.

С 2017 году в системе государственной поддержки сельскохозяйственного производства России обновлены принципы и подходы к субсидированию. Так, основными нововведениями стали: консолидация мер господдержки на основе «единой субсидии» для регионов и механизм льготного кредитования [1, 2]. По мнению Минсельхоза России, «единая субсидия» должна расширить полномочия субъектов по определению приоритетных направлений и достижению целевых индикаторов региональных программ, повысить оперативность освоения бюджетных средств аграриями.

Методы исследования. Методика исследований определялась составом поставленных задач, предметом и объектом изучения, структурой и формой государственного регулирования данного вопроса. Исследования осуществлялись на базе системного подхода с использовани-

ем абстрактно-логического, монографического, институционального анализа, экспертного, мониторинговых исследований и других методов.

Результаты исследований. Новые формы государственной поддержки аграрного производства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия рассмотрим на примере Ростовской области (рис. 1).

Рляшк оф ж чсП ЛПК

( ПШ И^>ОВ.МК1ГОС\ л ЦК «МОИ ЛСЯТС1ЫКЧ ЛI • ЛГ)>< ■ЦЬ^ИИЛ«»* »ЧКСЛСПЛСС.

Рхнгак мепьфжм! «мель (мыьохсгШктмтогоюмачвям Р<х<ш

Уь юггавосрлмпис (¿чмик пррнкуА ■ СЧпдмкокгеы пояэфжщ фермер« п рлштк > мккоП кооперж* ■!

Рис. 1. Структура финансирования обновленных направлений Госпрограммы в Ростовской области в 2019 году, млн руб. Источник: составлено авторами по данным [3].

Изучая обновленные принципы и подходы к субсидированию аграрного сектора экономики региона, следует отметить их многообразие. Так, одним из ключевых направлений господдержки является «Развитие отраслей АПК» в рамках распределения бюджетных средств в 2019 году, на него запланировано 61,1 % от общего объема финансирования (рис. 1), в частности более 80,0 % из них расходуется на «единую субсидию» (табл. 1).

С помощью данного инструмента господдержки региону удалось определить и существенно расширить приоритеты государственной поддержки по таким ключевым направлениям, как поддержка малых форм хозяйствования, племенное животноводство, закладка виноградников, многолетних плодовых и ягодных насаждений и прочие.

Таблица 1

Динамика выделения бюджетных субсидий по направлению господдержки «развитие отраслей АПК» сельскохозяйственным товаропроизводителям Ростовской области в 2017-2019 годах

Показатель 2017 год 2018 год 2019 год (план)

Суммы, млн руб. Удельный вес, % Суммы, млн руб. Удельный вес, % Суммы, млн руб. Удельный вес, %

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 90,87 4,87 125,85 6,62 148,32 6,95

Повышение продуктивности в молочном скотоводстве 31,03 1,66 97,17 5,11 105,82 4,96

Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК («единая субсидия») 1744,51 93,47 1678,07 88,27 1879,84 88,09

Итого 1866,42 100,0 1901,09 100,0 2133,98 100,0

Источник: по данным [3].

Например, за период 2017-2019 годов для малых форм хозяйствования наблюдается увеличение размеров грантовой поддержки для начинающих фермеров в молочном и мясном жи-

вотноводстве с 1,5 млн руб. до 3,0 млн руб., для семейных животноводческих ферм - с 21,6 млн руб. до 30,0 млн руб.

Следует отметить, что с 2017 года в рамках несвязанной поддержки, размер которой за период 2017-2019 годов увеличился на 63,2 %, в Ростовской области не субсидируются посевы сельскохозяйственных культур, среди которых зерновые, зернобобовые, кормовые культуры, овощи, свекла, подсолнечник и кукуруза. Однако по этому направлению региональные органы власти активно предоставляют субсидии товаропроизводителям всех форм собственности на возмещение части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники (за исключением техники импортного производства), компенсацию части стоимости мероприятий по агрохимическому обследованию пашни и экспорту сельскохозяйственных культур.

Субсидия «Повышение продуктивности в молочном скотоводстве», финансирование которой за период 2017-2019 годов увеличилось в 3,4 раза с 31,03 млн руб. до 105,82 млн руб., предусматривает в том числе возмещение затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для отрасли молочного скотоводства, племенного КРС молочного направления по импорту.

Все большая активность региональных органов власти наблюдается в отношении роста бюджетных расходов на поддержку сельхозтоваропроизводителей по направлению «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» преимущественно за счет средств федерального бюджета. Так, за последние три года общий объем государственной поддержки увеличился в 1,9 раза - с 282,3 млн руб. в 2017 году до 544,53 млн руб. в 2019 году.

Исследования показали, что за период 2014-2018 годов в Ростовской области было введено в эксплуатацию 26 гамелиорируемых земель (рис. 2).

В структуре обновленных направлений финансирования Госпрограммы на 2013-2025 годы в Ростовской области незначительный удельный вес занимали расходы, связанные с возмещением процентной ставки по кредитам, удельный вес которых от общего объема финансирования на плановый 2019 год составил 4,12 %.

5,3 / й 3,2 6,1 1 -1 6,1 5,3 8 6 4 2 0

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г

Рис. 2. Введено в эксплуатацию мелиорируемых земель в хозяйствах Ростовской области за 2014-2019 годы, га. Источник: по данным Минсельхозпрода Ростовской области [4].

При этом если в структуре субсидируемых кредитов в 2013 году наибольший удельный вес (57,1 %) приходился на краткосрочные кредиты и займы, необходимые для обеспечения финансовой устойчивости и финансирования текущей производственно-хозяйственной деятельности, то в 2019 году преобладают инвестиционные кредиты сроком до 10 лет на приобретение сельхозтехники, что способствует ускорению технико-технологической модернизации сельскохозяйственного производства региона.

Следует отметить, что в условиях санкционных противоборств России со странами Запада модернизация отечественного материально-технического парка является ключевым фактором как обеспечения продовольственной независимости страны, так и повышения конкурентоспособности отрасли. Вследствие этого вопросы эффективной государственной поддержки аграрного производства, способствующие переходу его на инновационные рельсы, приобретают особую значимость [13, 14, 15].

Так, за период 2013-2018 годов сельскохозяйственными товаропроизводителями области приобретено 3383 комбайна и более 5 000 тракторов (рис. 3), что позволило обновить парк комбайнов на 15,0 %, парк тракторов на 10,0 %.

ФЗернсуОДнриыекпмПлПны. ед " Тракторы, ед

Рис. 3. Количество приобретенной сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными товаропроизводителями Ростовской области за 2013-2018 годы. Источник: по данным Минсельхозпрода Ростовской области [4].

Высокую результативность с точки зрения ускорения темпов модернизации машинотрак-торного парка, широты охвата производителей всех отраслей, форм собственности и размеров хозяйств в Ростовской области за период 2010-2016 годов показала господдержка по предоставлению субсидий производителям сельхозтехники в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1432 (табл. 2).

Так, с 2013 по 2017 год количество договоров, зарегистрированных в Минсельхозпроде области, увеличилось с 50 до 1936 (в 38,7 раза). Общий объем финансирования данного направления господдержки варьировался от 30 млн руб. в 2013 году и 1,82 млрд руб. в 2017 году. За все время реализации постановления сельхозтоваропроизводителями области сэкономлено более 5 млрд руб., что является серьезным финансовым подспорьем для аграриев области.

Таблица 2

Модернизация машинотракторного парка отрасли сельского хозяйства региона в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1432

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 год к 2013 году, раз

Зарегистрировано договоров, ед. 50,0 227,0 620,0 1320,0 1936,0 38,7

Сумма субсидий по зарегистрированным договорам, млн руб. 30,0 214,1 956,1 1960,0 1817,3 60,6

Источник: по данным Минсельхозпрода Ростовской области [4].

Ускорение темпов модернизации машинотракторного парка в Ростовской области во многом обусловлено реализацией программ Росагролизинга, которые за последние годы превратились в значимую альтернативу традиционным банковским продуктам. Самой популярной среди клиентов АО «Росагролизинг» является Программа обновления парка сельскохозяйственной техники (ОПТ), условия которой не имеют аналогов на рынке. Аграриям предоставляется новая современная техника без аванса с отсрочкой первого платежа на 6 месяцев при льготной ставке в 3,0 % годовых. Так, в рамках реализации Программы обновления парка сельскохозяйственной техники через АО «Росагролизинг» за 2012-2016 годы в Ростовскую область было поставлено сельхозтехники на условиях льготного лизинга на сумму 975 млн руб., в частности 220 тракторов, 105 комбайнов и более 90 единиц другой сельхозтехники.

Хозяйства региона занимают активную позицию по вопросу обновления машинно-тракторного парка в рамках реализации областной программы поддержки сельхозтоваропроизводителей при приобретении сельхозтехники регионального производства в виде субсидирования 20 % стоимости приобретенной сельхозтехники. Так, за период с 2013 по 2018 год из областного бюджета по данному направлению выделены средства в сумме свыше 1,5 млрд

руб. (табл. 3). Всего просубсидировано приобретение 1097 комбайнов, 214 тракторов и более 3473 единиц другой сельскохозяйственной техники.

Таблица 3

Модернизация машинотракторного парка отрасли сельского хозяйства Ростовской области за счет субсидирования из бюджета региона 20,0 % затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2018 год к 2013 году, раз

Выплачено субсидий, млн руб. 150,0 140,0 302,7 395,5 248 503,7 3,4

Приобретено субсидированной техники, ед. 550,0 449,0 983,0 1247,0 502 1053,0 1,9

Источник: по данным Минсельхозпрода Ростовской области [4].

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, правительством Ростовской области было принято решение о сохранении субсидирования 20 % стоимости приобретенной сельхозтехники из областного бюджета в ближайшие годы. Приоритет будет отдан животноводческим хозяйствам.

Веденный новый инструмент, стимулирующий техническую модернизацию отечественного аграрного производства, программа льготного кредитования предприятий АПК, стартовавшая в январе 2017 года, по данным Минсельхозпрода Ростовской области, активно используется сельхозтоваропроизводителями региона.

На территории Ростовской области в реализации механизма льготного кредитования участвуют три банка: ОАО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк», ОАО КБ «Центр-инвест». Отбор заемщиков осуществляется Минсельхозом России. За период 2017-2018 годов более 400 хозяйств Ростовской области получили льготный кредит на общую сумму свыше 5,5 млрд руб. Изучение реестра заемщиков льготного кредитования Ростовской области свидетельствует, что 80 % приходится на заявки малых форм хозяйствования [4, 5].

Другим приоритетным направлением государственной поддержки региона является реализация программ поддержки малого агробизнеса. С 2006 года объем их финансирования увеличился в 9 раз, составив в 2018 году 1440,0 млн руб. на фоне укрупнения фермерских хозяйств.

Среди программ, реализуемых на территории региона, востребованной оказалась грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм в отраслях мясного и молочного скотоводства, на которую приходилось 68,4 % от общего объема грантов в 2018 году (рис. 4). В частности, 36,4 % предоставленных грантов были направлены на разведение скота мясного направления, 32 % - на развитие молочного скотоводства, 31,6 % - на развитие отрасли растениеводства.

Рис. 4. Структура реализации грантовых программ развития К(Ф)Х в Ростовской области в 2018 г., %. Источник: по данным Минсельхозпрода Ростовской области [4].

Приоритетность развития отечественной отрасли мясного и молочного скотоводства объясняется тем, что животноводство имеет более низкую рентабельность, высокую капиталоемкость, способствует созданию большего количества рабочих мест в сравнении с подотраслями растениеводства. По итогам 2018 года грантополучателями, среди которых преобладали начи-

нающие фермеры (рис. 5), в т. ч. 8 % К(Ф)Х, многодетные семьи и 36 % - молодые специалисты в возрасте до 35 лет, произведено 20,9 тыс. тонн молока (26 % от общего объема производимого в фермерских хозяйствах), 6,9 тыс. тонн мяса (22,1 % от общего объема производимого в фермерских хозяйствах).

разведение скота разведение мясного развитие молочного скота растениеводства

направления

начинающий фермер ■ семейные животноводческие фермы

Рис. 5. Распределение получателей грантов по отраслям сельскохозяйственного производства в Ростовской области в 2018 году, %. Источник: по данным Минсельхозпрода Ростовской области [4].

Из общей численности грантополучателей 1/3, или 206 фермеров - молодежь. Почти половина молодых фермеров - это жители районов, удаленных от города Ростова-на-Дону более чем на 300 км. В среднем размер «старт-апа» для начинающего молодого фермера составил 1,5 млн рублей, для молодой фермерской семьи - 10 млн рублей. За период реализации программы с 2006 года молодые фермеры не только создали свой бизнес, но и дали селу дополнительно 934 рабочих места.

Обеспечивая производство львиной доли основных видов сельскохозяйственной продукции области, в 2018 году на долю малых форм хозяйствования региона приходилось около 90 % производства молока, 84,5 % овощей, 69,1 % картофеля, 46,7 % мяса, 37,2 % подсолнечника, 32,6 % зерновых, малый агробизнес испытывает серьезные трудности, связанные с отлаженными каналами сбыта продовольствия. Только незначительная часть произведенной продукции местными фермерами реализуется через крупные торгово-розничные сети.

Поэтому в условиях продовольственного эмбарго, вектор которого ориентирован на реализацию экспортно ориентированной стратегии АПК, фундаментальной основой функционирования агробизнеса на селе должно стать развитие сельской потребительской кооперации в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», формирующего соответствующую институциональную среду для разработки каркаса стратегий развития малого агробизнеса в части освоения новых рынков сбыта. На эти цели в рамках реализации Госпрограммы в 2019 году предусмотрено выделение 112,3 млн руб., 98 % из которых приходятся на федеральный бюджет.

В целом эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Ростовской области можно оценить неудовлетворительно [6, 7]. Так, за период реализации Госпрограммы в целом по области наблюдается сокращение удельного веса прибыльно работающих сельхозпредприятий с 86,4 % в 2014 году до 82,1 % в 2018 году, (общей численности со 191 хозяйства до 156 хозяйств) (табл. 4). В частности, подвержено процедуре банкрота одно из крупнейших предприятий в России по производству мяса индейки и утки ООО «ЕроДон» и его дочерние предприятия, обеспечивающие около 50 % общероссийского производства мяса индейки.

Несмотря на то, что уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом средств государственной поддержки оказался выше планируемых показателей, при данном его значении обеспечить развитие расширенного воспроизводства в отрасли не представляется возможным. В условиях ограниченности бюджетных средств наблюдается снижение эффективности их использования сельскохозяйственными производителями области. В частности, урожайность сельскохозяйственных культур и производство продукции сельского хозяйства на 1 руб. господдержки имеют неустойчивую динамику.

Таблица 4

Показатели эффективности государственной поддержки сельского хозяйства Ростовской области

Показатели Госпрограмма

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Сальдированный финансовый результат в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, млрд руб. 6,1 10,7 8,6 1,9 0,4

Удельный вес прибыльных сельхозпредприятий, % 86,4 86,8 87,5 82,1 82,1

Число прибыльных сельхозпредприятий, ед. 191 175 152 123 156

Уровень рентабельности сельхозпроизводства с учетом субсидий (факт), % 18,9 29,8 19,6 12,3 12,3

Уровень рентабельности сельхозпроизводства с учетом субсидий (план), % 12,9 13,7 13,8 15,2 15,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 109,7 102,4 115,5 107,0 90,4

Произведено продукции сельского хозяйства на 1 руб. господдержки, руб. 28,6 32,1 38,9 43,9 32,0

Урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га 29,6 29,6 35,7 40,4 31,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая поддержка АПК из областного и федерального бюджетов, млрд руб. 6,7 7,6 6,5 5,8 7,2

Источник: по данным Минсельхозпрода Ростовской области [4].

Выводы. Условия новой российской реальности свидетельствуют о том, что ключевые инструменты государственного регулирования аграрной сферы, включая господдержку, перестают работать. В связи c чем рассмотренные обновленные направления государственной поддержки, создающие определенные предпосылки воздействия государства на процессы продовольственной безопасности страны и реализации экспортно ориентированной стратегии развития АПК, требуют совершенствования.

Литература

1. Беспахотный В. Г. О разработке новой концепции государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 6. - С. 8-11.

2. Рудой Е., Поддуева И. Ключевые изменения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли РФ // Экономика сельского хозяйства России. - 2018. - № 1. - С. 2-11.

3. Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gp.specagro.ru/region/4800/2/19/9/2019 (дата обращения 12.10.2019), свободный. - Загл. с экрана.

4. Тарасов А. Н., Холодова М. А. Техническая модернизация сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2018. - № 8. - С. 38-47.

5. Портал Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.don-agro.ru (дата обращения 12.09.2019), свободный. - Загл. с экрана.

6. Мазлоев В. З., Кумехов К. К., Подсеваткина Е. А. Оценка эффективности механизма государственной поддержки сельского хозяйства (на примере Саратовской области) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 4. - С. 6-15.

7. Киреева А. Н., Сухорукова А. М. Условия и факторы изменения государственной поддержки регионального АПК //Международный сельскохозяйственный журнал. - 2018. - № 1 (361). - С. 48-52.

References:

1. Bespahotnyj V. G. O razrabotke novoj koncepcii gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozyajstvennyh predpri-yatij //Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2019. - № 6. - S. 8—11.

2. Rudoj E., Poddueva I. Klyuchevye izmeneniya gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozyajstvennoj otrasli RF//Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. - 2018. - № 1. - S. 2—11.

3. Informacionnyj spravochnik o merah i napravleniyah gosudarstvennoj podderzhki

4.agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.gp.specagro.ru/region/4800/2/19/9/2019 (data obrashcheniya 12.10.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Tarasov А. И., Holodova М. А. Tekhnicheskaya modernizaciya sel'skohozyajstvennogo proizvodstva: ргоЬ-1ету i риИ resheniya // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2018. - № 8. - S. 38-47.

6. РоНа1 Ministerstva sel'skogo hozyajstva i prodovol'stviya Rostovskoj оЬ^Н. [Elektronnyj ге&ип]. Rezhim dostupa: http://www.don-agro.ru (data obrashcheniya 12.09.2019), svobodnyj. - Zagl. s е^апа.

7. Mazloev V. 2., Kumekhov К. К., Podsevatkina Е. А. Осе^а effektivnosti mekhanizma gosudarstvennoj pod-derzhki sel'skogo hozyajstva (па ргтеге Saratovskoj oblasti) // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i регега-batyvayushchih predpriyatij. - 2019. - № 4. - S. 6-15.

8. Кгееуа А. И., Suhorukova А. М. Usloviya i faktory izmeneniya gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo АРК//Mezhdunarodnyj sel'skohozyajstvennyj zhurnal. - 2018. - № 1 (361). - S. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.