УДК 619-097.3:636 Е.А. Реутова, Л.И. Дроздова
ОСНОВНЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕЛЕЗЕНКИ В СИСТЕМЕ «МАТЬ - ПЛОД» В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИИ
В статье представлены результаты собственных морфологических, морфометрических исследований по изучению влияния иммуномодулятора нуклеиновой природы на морфогенез периферических иммунокомпетентных органов (селезенка) в системе «Мать - плод». Показано, что введение «Вестина» на ранних этапах гестации у крысят способствует развитию структур, обеспечивающих в дальнейшем становление клеточного иммунитета, в середине срока беременности и по его завершению обеспечивает более раннее развитие структур, ответственных в основном за гуморальный ответ.
В условиях резко увеличивающихся физиологических нагрузок на организм животных, при нарушении технологии содержания и кормления, особенно в период беременности, могут возникать нарушения процессов закладки, развития и дифференцировки систем, обеспечивающих жизнедеятельность новорожденных. Существующая тесная взаимосвязь между организмами матери и плода, позволяет регулировать эти процессы различными фармакологическими средствами. Многочисленные эффекты препаратов биологического происхождения дают возможность применять их в разные сроки беременности, повышая, таким образом, функциональный статус организма самки, и обеспечивая становление систем адаптации в постнатальный период у потомства [2, 6, 7].
Помимо своего специфического действия, почти все иммуномодуляторы обладают рядом идентичных фармакологических эффектов - это активация процессов регенерации тканей, а также оказывают адап-тогенное и ростостимулирующее влияние [1, 4, 13]. Механизм действия этих препаратов основан на образовании ряда веществ, осуществляющих метаболизм и дифференцируемые функции различных клеток. В связи с этим актуальным представляется изучение аспектов их воздействия на структурные компоненты внутренних органов.
Воздействие компонентов препаратов нуклеиновой природы способно обеспечить пролиферацию клеточных элементов лимфоидной ткани [8-11]. По данным отдельных авторов [14], компенсаторноприспособительные процессы в органах иммунной системы проявляются увеличением объема, занимаемого функционально активными элементами. Подобные преобразования органов лимфоидной системы необходимы организму в критические периоды развития, особенно на ранних этапах постнатального онтогенеза.
Клетки лимфоидной системы, в силу присущих им барьерно-фагоцитарных функций способны неспецифически поглощать макромолекулы экзогенных РНК [3, 5]. При их применении беременным самкам в организме, возможно, происходит усиление функциональной активности этой системы, что будет оказывать положительное влияние и на дальнейшее развитие структур лимфоидной системы потомства.
Селезенка представляется единственным периферическим органом иммунной системы, располагающимся на пути кровотока из аорты в систему воротной вены, разветвляющейся в печени. В маргинальной зоне селезенки происходит образование эффекторных лимфоцитов для реакций клеточного иммунитета и плазматических клеток для реакций гуморального иммунитета и выход их в красную пульпу.
Материал и методы исследования. В опыте использовали крыс-самок линии Вистар и их потомство в различные периоды постнатального онтогенеза - 5-й, 15, 20-й дни. Беременные животные были разделены на четыре группы - три опытных и одну контрольную. Животным 1-й опытной группы вводили препарат нуклеиновой природы «Вестин» внутримышечно однократно на четвертые сутки после оплодотворения. Самкам 2-й опытной группы препарат «Вестин» вводили на 14-й день после оплодотворения. В 3-й опытной группе «Вестин» применяли внутримышечно однократно на 18-й день после оплодотворения. Самкам контрольной группы внутримышечно вводили физиологический раствор.
Для взятия органов крыс и их потомство выводили из эксперимента путем декапитации, соблюдая «Правила проведения работ с использованием экспериментальных животных» (М., 1998). С целью выяснения возрастных и органотипических особенностей проводили гистологические, гистохимические и морфометрические исследования селезенки потомства крыс опытных и контрольной групп. Взятый материал фиксировали в 10%-м растворе нейтрального формалина, обезвоживали и заливали в парафин по общеприня-
той методике. С помощью микротома получали срезы толщиной 5-6 мкм и после депарафинации окрашивали их гематоксилином и эозином, реактивом Шиффа.
Полученные при исследованиях данные подвергали статистической обработке, среднеарифметические величины сравнивали с помощью критерия достоверности Р по Стьюденту.
Результаты исследований. Динамика морфологических изменений в селезенке у потомства крыс экспериментальных групп в ранний постнатальный период жизни была направлена на увеличение объема лимфоидной ткани.
В пятисуточном возрасте площадь, занимаемая ПАЛМ, селезенки у потомства во всех опытных группах была меньше показателей контроля. В этом возрасте ширина МЗ селезенки - места на границе красной и белой пульпы, куда поступают лимфоциты и макрофаги из крови и где они впервые получают информацию об антигенах и затем мигрируют в белую пульпу, у крысят 1-й опытной группы превышала показатели других экспериментальных групп. А у потомства 2-й и 3-й опытных групп была меньше, чем в контроле. Можно предположить, что в МЗ селезенки крысят 1-й опытной группы поступало несколько больше лимфоцитов, но, как и у потомства 3-й опытной группы, происходило их перераспределение между ПАЛМ и ЛУ, которые к этому возрасту у потомства этих групп уже были сформированы. По данным литературных источников, формирование лимфоидных узелков у крыс наблюдается только после 10-ти суток развития. Их появление у крысят 1-й и 3-й опытных групп в раннем сроке наблюдения может быть отражением более ранней стимуляции гуморального звена иммунитета.
В пятнадцатисуточном возрасте у потомства всех экспериментальных групп в селезенке закономерно возрастала площадь лимфоидных структур. Однако это увеличение проходило неодинаково в разных структурах белой пульпы селезенки у аналогов всех групп. У крысят 1-й опытной группы отмечалась гиперплазия ПАЛМ селезенки (Т-зона) при уменьшении площади ЛУ и ширины МЗ; во 2-й опытной группе при уменьшении зоны ПАЛМ увеличивалась площадь ЛУ (В-зона) и МЗ; в селезенке потомства 3-й опытной группы возрастала площадь ПАЛМ, ЛУ с одновременным уменьшением размера МЗ. В контрольной группе крысят пятнадцатисуточного возраста отмечалось увеличение площади ЛУ. При этом у потомства в контрольной группе оставалась значительно большей в сравнении с аналогами опытных групп величина ПАЛМ, при одновременном уменьшении ширины МЗ селезенки. Выявленные структурные преобразования проходили с одновременным увеличением относительной массы органа у потомства всех опытных групп по сравнению с контролем. Подобные изменения могут свидетельствовать об активности процессов пролиферации и диффе-ренцировки клеток, поступающих в МЗ, и их переходе в структуры белой пульпы, с последующей активацией факторов как клеточного, так и гуморального иммунитета у потомства опытных групп, что характерно для этого возраста. Выявленная нами тенденция, скорее всего, может быть связана с особенностями возрастного периода крысят, в котором их организм испытывал воздействие новых веществ, поступающих с кормом, а также с определенной стимуляцией организма опытных групп биологическими факторами. Полученные нами данные согласуются с результатами исследований некоторых авторов [11, 15] о влиянии иммуномодуляторов на структурные компоненты белой пульпы селезенки.
В двадцатисуточном возрасте у потомства экспериментальных групп происходило уменьшение площади ПАЛМ. Особенно существенным было снижение данного показателя в селезенке крысят в 1-й опытной и контрольной группах, одновременно с которым отмечалось увеличение размера ЛУ. У потомства 2-й и 3-й опытных групп данная тенденция снижения ПАЛМ была незначительной, но происходило уменьшение площади ЛУ. Изменения размера МЗ у крысят 2-й и 3-й опытных групп по сравнению с аналогами контроля могут свидетельствовать о некотором замедлении перехода клеток из ПАЛМ и ЛУ в кровяное русло. В этот возрастной период у крысят 3-й опытной группы происходило формирование вторичных узелков, имеющих центры размножения. Это соответствует высокой степени дифференцировки лимфоидной ткани. Центры размножения выполняют разные функции. В них осуществляется пролиферация клонов клеток, специфически реагирующих на антигенную стимуляцию; образуются предшественники плазматических клеток. Наличие большого числа бластных форм клеток в составе лимфоидных узелков с центрами размножения, свидетельствует и о высокой лимфоцитопоэтической потенции [5, 12, 16]. Масса органа в этом возрасте у потомства 1-й и 3-й опытных групп была несколько ниже, чем в контроле, что могло быть связано с уменьшением развития гиперпластических процессов в селезенке животных этих групп.
Выводы
Выявленные возрастные изменения селезенки у всех групп потомства были закономерными. Но при применении испытуемого препарата самкам на ранних этапах гестации у крысят преобладающим было развитие структур, обеспечивающих в дальнейшем становление клеточного иммунитета. Введение «Вестина» в
середине срока беременности и по его завершению обеспечивает более раннее развитие структур, ответственных в основном за гуморальный ответ.
Необходимо отметить, что у потомства всех опытных групп и в контроле, в пятисуточном возрасте, преобладающим было развитие зон, ответственных за становление факторов клеточного иммунитета, что характерно для раннего периода постнатального развития и, видимо, связано с молозивно-молочным кормлением крысят.
Литература
1. Аликин, Ю.С. Стимуляторы неспецифической резистентности на основе РНК для ветеринарной медицины: автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Ю.С. Аликин. - Новосибирск, 1998.
2. Реактивность внезародышевых органов при введении иммуномодуляторов / Л.Л. Беляев [и др.] // Морфофункциональные состояния системы «мать - плацента - плод - новорожденный» в экстремальных условиях: тез. докл. конф. - Фрунзе, 1987. - С. 34-38.
3. Структурно-функиональные основы лимфатической системы / А.В. Борисов [и др.] // Тр. СПбГМА. -Вып. 1. - 1997. - С. 35-50.
4. Блинов, М.Н. Рибонуклеиновые кислоты как модуляторы иммунного ответа / М.Н. Блинов, И.С. Луганова // Молекулярные механизмы клеточного гомеостаза. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. - С. 182-195.
5. Функциональная анатомия лимфатических узлов / Ю.И. Бородин [и др.]. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. - 257 с.
6. Иммуностимуляторы нуклеиновой природы как стимуляторы неспецифической резистентности и продуктивности молодняка крупного рогатого скота: рекомендации / А.С. Донченко [и др.]; РАСХН. Сиб. отд-ние. - Новосибирск, 1992. - С. 8-16.
7. Дроздова, Л.И. Морфологические аналогии в системе «мать - плод» у коров в зонах технологической нагрузки / Л.И. Дроздова, О.В. Виноградова // Актуальные аспекты экологической, сравнительновидовой, возрастной и экспериментальной морфологии: сб. науч. тр. - Улан-Удэ, 2004. - С. 249.
8. Земсков, А.М. Иммуностимулирующие свойства дрожжевой РНК (Актуальные вопросы иммунологии) / А.М. Земсков. - М., 1981. - С. 30-38.
9. Земсков, В.М. Принципы дифференцированной иммуноноррекции / В.М. Земсков, А.М. Земсков // Иммунология. - 1996. - № 3. - С. 4-6.
10. Иванов, В.С. Гистогенез лимфоидных органов при воздействии некоторых иммуномодуляторов: автореф. ... канд. вет. наук / В.С. Иванов; СпбгАВМ. - СПб., 2003. - 19 с.
11. Исаева, В.Г. Иммуномодулирующие свойства нуклеината натрия и нуклеиновых компонентов дрожжей у интактных и облученных животных: автореф. ... канд. мед наук: 05.11.98 / В.Г. Исаева; Медицинский радиол. науч. центр РАМН. - Обнинск, 1998. - 21 с.
12. Никитюк, Д.Б. Иммунные образования железы стенок внутренних органов / Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин // Медицина. Технологии на рубеже веков: мат-лы Межд. конгр. - Тула, 1998. - С. 125-127.
13. Ноздрин, Г.А. Фармакологическая коррекция иммунодефицитов у телят в ранний постнатальный период жизни / Г.А. Ноздрин. - СПб., 1996.
14. Изучение иммуноморфогенеза при болезнях и вакцинациях животных / В.С. Прудников [и др.] // Ветеринария. - 2005. - № 4. - С. 20-23.
15. Шаршембиев, Ж.А. Лимфоидные структуры селезенки после введения полиоксидония / Ж.А. Шаршем-биев // Морфология. - 2004. - Т. 125. - № 1. - С. 64-65.
16. Gray, D. Understanding germinal centre / D. Gray // Res. Immunol. - 1991. - V. 142. - № 3. - Р. 236-242.