Структурно-морфологические закономерности изменений в печени крыс при применении полирибонуклеотидов в системе «мать-плод»
Е.А. Реутова, к.б.н, Л.И. Дроздова, д.в.н, профессор, В.В. Старчак, соискатель, Новосибирский ГАУ; Уральская ГСХА
В последнее время особое внимание уделяется изучению адаптационных возможностей организма животных, и поэтому оправдан интерес к применению биорегуляторов. Препараты нуклеиновой природы (натрия нуклеонат, полирибонат, вестин и др.) давно привлекают к себе внимание, а в последние 10—15 лет довольно успешно используются в качестве таковых в ветеринарии [1-4].
Зная, что физиологические восстановительные процессы в организме животных и человека обеспечиваются синтезом белка, который, в свою очередь, контролируется нуклеиновыми кислотами, тем не менее вопрос о способности экзогенных нуклеиновых кислот и продуктов их гидролиза оказывать «стимулирующее действие на организм» остается дискуссионным, и нет окончательно сложившегося мнения о действии вес-тина на клеточном и органном уровнях в нормальных системах. При этом особую значимость приобретает изучение действия препаратов на организм беременного животного, развивающегося плода и последующего потомства [5-6].
Печень является наиболее подходящим объектом для изучения общих и частных задач влияния различных лекарственных средств и центром обмена веществ, обеспечивая поддержание гомеостаза у млекопитающих. Доминирующая роль печени в адаптивных реакциях организма при различных воздействиях обусловлена еще и тем, что она является органом-мишенью для гормонов и связана с детоксикационной функцией гепатоцитов [7].
Цель наших исследований — изучить изменения структур печени у потомства крыс при введении препарата нуклеиновой природы самкам в разные сроки беременности.
Материал и методы исследования. Исследования были проведены на белых крысах линии «Вистар» и их потомстве. Препарат применяли в различные сроки плодоношения в системе «мать-плод». Для взятия органов потомство выводили из эксперимента путем декапитации на ранних этапах постнатального развития. С целью выяснения закономерностей морфологических изменений структур печени проводили гистологические и морфометрические исследования потомства крыс опытных и контрольной групп по общепринятым методикам.
Результаты исследований. Проведенными исследованиями установлено, что к 5-суточному возрасту печень у белых крыс опытных и контрольной групп имеет слабо выраженное дольчатое строение, мало триад и центральных вен. Печеночные балки нечетко разграничены. Гепа-тоциты в большинстве случаев имеют неправильную многоугольную форму, содержат крупные, слабо контурированые ядра круглой формы, расположенные центрально и имеющие ядрышки, количество которых варьирует от 2 до 5. В некоторых печеночных клетках содержится от 2 до 3 ядер. Строма органа к этому возрастному периоду представлена слабо развитой междольковой соединительной тканью, в виде тонких волокон, с хорошо выраженными междольковыми венами и артериями, в периваскулярных пространствах которых, в единичных случаях, обнаруживаются скопления лимфоидных клеток.
Кариоцитометрические исследования показали, что к 5-суточному возрасту наибольшая площадь ядер и протоплазмы гепатоцитов установлена у крысят контрольной группы (Р<0,01), наименьшая — у животных 3-й опытной группы. При этом ЯПО гепатоцитов у крысят 3-й опытной группы было достоверно меньше, чем у животных 1-й, 2-й опытных и контрольной групп, в основном за счет более активного нарастания протоплазмы.
К 15-суточному возрасту у животных опытных и контрольных групп усиливается дольчатое строение печени, что связано с дальнейшим развитием и дифференциацией междольковой рыхлой волокнистой соединительной ткани. В органе возрастает число центральных вен и триад. Часто встречаются многоядерные гепатоциты, особенно у крыс 2-й и 3-й опытных групп. Отмечается тенденция роста площади гепатоцитов у потомства всех групп. При этом наибольшая площадь ядер гепатоцитов была у животных 2-й опытной группы, а наименьшая — у крысят 3-й опытной и контрольных групп. ЯПО гепатоцитов печени крысят 3-й опытной группы было достоверно самым высоким. Наименьший показатель ЯПО гепатоцитов к этому возрастному периоду установлен у животных 1-й опытной группы за счет активного роста протоплазмы.
В 20-суточном возрасте у крыс опытных и контрольной групп дольки печени хорошо выражены, система печеночных триад полностью сформирована. В междольковой рыхлой волокнистой соединительной ткани увеличивается коли-
чество кровеносных сосудов, в особенности мик-роциркуляторного русла. Необходимо отметить, что у животных контрольной и 1-й опытной групп синусоидальные капилляры кровенаполне-ны, в некоторых случаях наблюдается выраженный периваскулярный отек. В рыхлой волокнистой ткани системы триад печени у крысят контроля, особенно в сравнении с животными 2-й и 3-й опытных групп, обнаруживалась полиморфноклеточная инфильтрация в виде лимфоидных, плазматических клеток и фибробластов.
Цитокариометрическими исследованиями установлено, что в 20-дневном возрасте у потомства всех групп отмечается тенденция снижения площади ядра гепатоцитов. Площадь протоплазмы уменьшалась в гепатоцитах печени потомства
1-й, 2-й и контрольной групп, в отличие от аналогов 3-й группы, где данный показатель возрастал. Необходимо отметить, что наибольшее значение ЯПО наблюдалось у животных 1-й и
2-й опытных групп (0,5+0,1 и 0,5+0,05 соответственно), а наименьшее — у крыс 3-й опытной и контрольной групп.
У потомства контрольной группы при изначально самых крупных размерах клеточных структур гепатоцитов к 15-му и 20-му дням жизни отмечается равномерное уменьшение площа-
ди ядра и протоплазмы. При этом значения ЯПО клеток печени в этот период не имели значительных изменений на протяжении всего периода наблюдений.
На основании проведенных исследований заключили, что вестин оказывает позитивное влияние на структурные изменения в печени крыс и их потомства и способствует формированию адаптивных реакций организма.
Литература
1. Ноздрин, Г.А. Перспективы применения иммуномодуляторов нуклеиновой природы в ветеринарии // Тез. докл. к 3-й межвуз. науч.-практ. конф. «Новые фармакологические средства в ветеринарии». СПб., 1991. С. 31—32.
2. Аликин, Ю.С. Стимуляторы неспецифической резистентности на основе РНК для ветеринарной медицины: авто-реф. дис. ... д-ра биол. наук. Новосибирск, 1998.
3. Донченко, A.C. Иммуностимуляторы нуклеиновой природы как стимуляторы неспецифической резистентности и продуктивности молодняка крупного рогатого скота: рекомендации / A.C. Донченко, В.А. Багрин, В.Н. Донченко; РАСХН, Сиб. отд-ние. Новосибирск, 1992. С. 8—16.
4. Соколов, В.Д. Иммуностимуляторы в ветеринарии / В.Д. Соколов, H.JI. Андреева, A.B. Соколов // Ветеринария. 1992. № 7, 8. С. 49-50.
5. Аршавский, И.А. Специфические особенности переходных процессов в онтогенезе млекопитающих. Термодинамика и кинетика биологических процессов. М.: Наука, 1980. С. 23-33.
6. Никитин, А.И. Иммунологические аспекты взаимоотношений эмбриона с организмом матери / А.И. Никитин, С.А. Сельков // Морфология. 1992. № 4. С. 5—18.
7. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. С. 278.