Научная статья на тему 'Основные модусы развития личности в обучении'

Основные модусы развития личности в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1499
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУС / MODUS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / УЧЕБНАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / JOINT ACTIONS / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХОВ / НЕУДАЧИ / АПРОБАЦИЯ / TESTING / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ / IMPLEMENTATION / ЧЕСТОЛЮБИЕ / AMBITION / УСТРЕМЛЕНИЯ / АПРОБИРОВАНИЕ / СПОСОБЫ / METHODS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELFREALIZATION / TRAINING AND INFORMATIVE ACTIVITIES / SUCCESSES / FAILURES / COMPETENCE / ASPIRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова И.Б.

В статье дан обстоятельный анализ основных модусов развития личности в обучении, которое является одним из значимых факторов формирования ее психических и личностных новообразований. Показано, что в обучении происходит приобретение опыта осуществления учебной и познавательной деятельности, совместных действий, общения, апробация самостоятельности и состоятельности, реализация честолюбивых устремлений и апробирование способов самореализации. Автор считает, что приоритеты отдаются обучению, в котором происходит развитие личности и ее субъектности, изменяющей ее позицию в учебном процессе. Развитие личности в обучении автор связывает с развитием сущностных качеств индивида, с формированием функциональных систем, с реализацией основных видов деятельности и с осуществлением социально значимых форм поведения. Показано, что степень осознания ценности обучения для развития творческого потенциала зависит от отношения к обучению на начальных этапах, от субъективной готовности к учебной деятельности, от наличия положительного (или отрицательного) учебного опыта, от семьи ученика, от сложившегося круга общения, от сформированности образа Я, от наличия эталонов для подражания, от жизненных планов и способности к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main modes of personal development training

The article gives a detailed analysis of the main modes of personal development training, which is one of the key factors contributing to her mental and personality disorders. It is shown that learning is the experience acquisition of realization of teaching and learning activities, joint action, communication, independence and prosperity testing, the realization of ambitious aspirations and approbation of self-realization methods. The author believes that priority is given to training in which there is a development of personality and its subjects, changing its position in the educational process. The author connects personal development training with the development of the essential qualities of the individual, with the formation of functional systems, with the implementation of key activities and implementation of socially significant behavior. It is shown that the degree of awareness of the value of training for development of creative potential depends on the attitude to training in the initial stages, from subjective readiness to the training activities, on the existence of positive (or negative) of the learning experience, from the family of the student, the current circle of friends, from the way of formation “I”, on the existence of standards to follow, from life’s plans and ability to learn.

Текст научной работы на тему «Основные модусы развития личности в обучении»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Котова И. Б.

ОСНОВНЫЕ МОДУСЫ РАЗВИТИЯ личности В ОБУЧЕНИИ

Обучение - один из наиболее значимых и определяющих факторов развития личности, так как в нем происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной и познавательной деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятельности, реализация честолюбивых устремлений и апробирование способов эффективной самореализации.

Отражая все существенные признаки образовательного процесса (двусторонность, субьект-субьектный характер, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Оно находится в прямой зависимости от целей образования, которые определяют его содержание, ведущие принципы и структуру.

Благодаря теоретическим и экспериментальным исследованиям были раскрыты сложные связи между обучением и развитием личности. Традиционно обучение рассматривают как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на сознательное и прочное усвоение обучаемыми системы знаний, умений и развитие их познавательных способностей. В трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова было доказано, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно ориентируется не на завершенные циклы умственного развития, а, наоборот, подталкивает это развитие, прокладывает ему дорогу. Активная разработка и внедрение этой идеи в образовательную практику отразились как на парадиг-мальном строе отечественной психологии, так и на понимании сущности процесса обучения, его целей, содержания и технологий.

Сегодня приоритеты отдаются такому обучению, в котором происходит развитие личности и ее субьектности, что обусловлено пониманием того, что личность - есть феномен субьектности. Это изменяет позицию обучаемого в учебном процессе. С первых этапов включения ребенка в обучение педагог транслирует в совместной с ним деятельности не только предусмотренные учебными программами знания, но и свой личностный ресурс, концептуальное видение мира, способы преодоления стрессовых и напряженных ситуаций, стремление сохранять собственную субьектность («самость»), намечает зоны личностного и профессионального роста, демонстрирует образцы конструктивного поведения. Субьектность учителя, отраженная учащимся, эстафируется дальше, умножая «человеческое в человеке», воспроизводя эталоны достойного нравственного поведения, способы решения не только учебных, но и жизненных задач, формируя доверительное отношение к людям и к самому себе. Речь идет о гуманизации образования, идеи которой находят свое отражение в сущности, принципах и технологиях личностно-развивающего обучения [1; 2;7].

32

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

Обучение есть специально организованная познавательная деятельность с целью ускорения индивидуального, психического и личностного развития человека и овладения известными закономерностями его бытия. Процесс обучения при такой характеристике имеет тенденцию к самостоятельности и приобретает свою логическую структуру, отличную от других форм познания. Различие выражается, прежде всего, в целях. Обучение способствует ускорению индивидуального развития человека, которое подчиняется социальным закономерностям. Внутренний стимул для развития процесса обучения, его самодвижения возникает в силу противоречивого характера взаимосвязи индивидуального и общественно-исторического познания окружающего мира.

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Развитие теории личности позволило более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза: введено понятие «онтогенез личности» (В.Д. Шадриков); осмыслены факторы, обусловливающие личностный рост и личностные изменения; созданы концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

Вопросы соотношения обучения и развития отечественные психологи разрабатывали в русле идей Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, А.В. Петровского и др. Созданный ими теоретический фундамент был задействован педагогикой и психологией и отразился в основных концепциях обучения.

Разные авторы выделяли различные показатели развития личности в процессе обучения: способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П.П. Блонский); обучаемость, т.е. способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская); сочетание системности и динамичности знаний, т.е. умение их применять в разнообразных условиях (Ю.А. Самарин); перенос приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер); чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л.В. Занков); теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (З.И. Калмыкова) и др. Названные показатели психического развития до недавнего времени отождествлялись с личностным развитием.

Однако А.В. Петровский показал, что личность и психика являются нетождественными, хотя и находятся в единстве [5]. Исходя из этого положения, основные направления развития психики (способы и механизмы выполнения деятельности) находятся во взаимодействии с направлениями личностного развития (с направленностью, с ценностными ориентациями, с уровнем притязаний, с самосознанием, со способами взаимодействия с миром). Общим для развития психики и личности являются их системность, интегративность, компенсаторность.

Качественные изменения в ходе развития проявляются, прежде всего, в познавательной сфере. Усложнение структуры интеллекта, переход от непосредственного познания к опосредованному, от нерасчлененного к дифференцированному и затем к обоб-

33

ISSN 1029-3388

щенному, становятся реальными благодаря процессу обучения. Изменения характеризуются повышением произвольности (целенаправленности) этих процессов, появлением новых умственных структур, приобретением опыта выполнения новых, более сложных умственных действий (операций). Совершенствование аналитико-синтетической деятельности приводит к структурированию интеллекта, к образованию его целостности. Изменения сенсорно-перцептивной (ощущение, восприятие), мнемоло-гической (память, мышление) и атенционной (внимание) структур интеллекта являются результатом не любого обучения, а только развивающего. Обучение становится развивающим тогда, когда оно поддерживает высокий уровень мыслительной активности человека, его интеллектуальный потенциал, формирует содержание сознания, структуры его дискретных единиц (значений и категорий), благодаря которым у него создается субъективный образ мира.

Обучение является развивающим в том случае, если направлено на активизацию мыслительной деятельности обучаемых и формирование у них способности самостоятельно или в сотрудничестве с другими обучаемыми добывать знания. Эта способность лежит в основе саморазвития личности.

Развитие личности - многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от ее жизненного пути, от социального контекста ее жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена. Личностное развитие - это внутренне противоречивый процесс. Как и интеллектуальное развитие, оно характеризуется сложной диалектикой непрерывности и прерывности, повышением произвольности. Это значит, что постепенно человек научается управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных (стрессовых) ситуаций, совершенствовать способы саморегуляции [7].

Начав развиваться под контролем взрослых, личность со временем освобождается от их зависимости и строит собственные программы изменений и развития основных структур самосознания. Она становится субъектом собственной жизни. Личность на протяжении жизненного пути формируется и как субъект деятельности. Это одно из важнейших направлений развития человека. Деятельностное развитие идет от совместного со взрослыми выполнения предметных действий к самостоятельному, от неосознанных и нецеленаправленных действий к более осознанным и целенаправленным, к установлению произвольного отношения между мотивами и целями, к усложнению операциональной стороны деятельности (к умению планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать способы их выполнения), к выделению последовательности операций, к отработке обобщенных способов действий, к формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии (способности отражать цели, действия, способы их осуществления) [8].

Содержание основных направлений развития человека (интеллектуального, личностного и деятельностного) показывает, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без их совместного осуществления не могут произойти эволюционные изменения ни в познавательном, ни в личностном развитии человека. Особая роль в этом едином процессе развития отводится обучению. Оно должно быть развивающим и воспитывающим по своей сути, так как «включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается лишь над ним» [6].

34

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

Следует отметить, что личностные новообразования в процессе развития появляются не одновременно. Это относится к формированию структуры личности, к смене видов деятельности, к развитию сознания и самосознания, к системе отношений человека к миру и к самому себе. Каждый из названных компонентов оказывается вовлеченным в процесс целостного развития личности, создавая определенный гештальт (целостное образование), позволяющий человеку репрезентировать себя специфическим образом, возможным и характерным для того или иного этапа развития.

Обучение делает процесс личностного развития более целенаправленным и менее напряженным, помогает «смягчить» протекание известных кризисов развития (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, трех, семи лет и кризис подросткового возраста). Каждый из этих кризисов несет с собой много проблем, вызывает беспокойство и создает сложности как субъектам развития, так и родителям и учителям.

Развитие личности - это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе, выходящими за рамки ранее достигнутых. Такое определение позволяет измерять развитие личности сложностью задач, которые имеют свои определенные критерии. Развитая личность - это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру (И.Я. Лернер). Названные параметры выступают критериями развития личности. Так, в умственной сфере они проявляются в виде обобщенных интеллектуальных умений и способности переносить их в различные ситуации, в том числе, отдаленно и опосредованно связанные со знакомыми ситуациями, а также создавать новые способы деятельности в зависимости от характера проблем. Этот же критерий в области физического развития выражается в форме разносторонних физических возможностей и способности субъекта успешно их совершенствовать .

Развитие личности, таким образом, предполагает как развитие отдельных сущностных качеств индивида, так и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация основных видов деятельности (игры, учения, труда, общения) и осуществление социально значимых форм поведения. Основными составляющими обучения являются учение и учебная деятельность. Обучение происходит как бы внутри личной деятельности человека (Л.С. Выготский). Д.Б. Эльконин отмечал, что обучение развивает человека не само по себе, не непосредственно, а лишь тогда, когда оно имеет деятельностные формы.

Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения, содержание которой на разных возрастных этапах меняется. Учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью, направленной на усвоение определенных знаний, навыков, умений, форм поведения и деятельности, т.е. когда человек способен регулировать свои действия. Эта способность появляется примерно лишь к четырем-пяти годам жизни ребенка, формируясь на основе предшествующих видов деятельности - игры, речевого общения, предметных действий. Учение, таким образом, представляет собой деятельность целенаправленного присвоения человеком общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта путем осуществления совокупности гностических (познавательных)

35

ISSN 1029-3388

действий. Деятельность учения - есть деятельность человека по самоизменению путем присвоения элементов социального опыта [3].

Гностические действия могут быть внешними и внутренними. К внешним действиям относятся практические: двигательные (письмо, взвешивание, измерение); перцептивные (рассматривание, слушание); символические (изображение, обозначение, высказывание). Внутренние гностические действия: умственные перцептивные действия, формирующие образ предмета; мнемические (выделение смысловых связей, схематизация и повторение и др.); мыслительные (анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение).

В ходе учения эти действия тесно переплетены. В разных случаях их соотношение неодинаково. Исследования показали, что умственные действия являются результатом интериоризации внешних действий, т.е. перехода последних во внутренний план (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже и др.). Основным средством интериоризации является слово, которое позволяет человеку отделить действие от самого предмета и превратить его в действие с образом и понятием о предмете.

Внешняя гностическая деятельность обязательна для учения в том случае, если в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. Если же образы, понятия и действия, необходимые для усвоения новых знаний или умений, у ученика уже имеются, то для осуществления учения достаточно внутренней гностической деятельности.

Процессуальная характеристика учения была представлена И. Лингартом, который выделил четыре фазы его осуществления в ходе обучения: 1) на основе психического отражения объекта у субъекта возникает образ объекта; 2) психический образ, выделяется из психического процесса как его возможный результат (идет активное формирование ходов решения и их тренировка с помощью учителя); 3) освоенное субъектом снова возвращается в психический процесс и в деятельность ученика; 4) идет закрепление и проверка знаний; синтез новых знаний с прошлым опытом, их практическое применение [4].

Успешность обучения находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам. Учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется следующей структурой: имеет цель, предметное содержание, средства и способы, продукт или результат. Однако в учебной деятельности они специфичны.

С первых этапов включения ребенка в учебную деятельность он получает новый социальный статус и стремится утвердиться в нем. В ходе начального обучения ребенок постепенно занимает позицию школьника. К подростковому возрасту этот статус оказывается освоенным. В этот период у учащихся возникает стремление обрести свое место среди учеников, мнение которых оказывается для них важным. Этот процесс происходит достаточно сложно, вызывая внутриличностные и межличностные конфликты, которые зачастую оборачиваются подростковым кризисом. В старших классах школьника начинает серьезно занимать проблема личностного и профессионального самоопределения. Он осуществляет попытку выбрать профессию и наметить жизненный путь. В этом возрасте ученик впервые задумывается уже не столько о своем месте среди сверстников, сколько о своем месте в социуме, в обществе.

36

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

Следовательно, социальный статус личности специфическим образом определяет отношение к учебной деятельности и, соответственно, к обучению в каждый из периодов ее жизнедеятельности. Психологический смысл роли ученика изменяется по мере освоения учебной деятельности. Степень, устойчивость и глубина осознания значимости обучения зависят от осознания целей учебной деятельности. Известно, что с годами личностный смысл обучения изменяется: прагматические планы постепенно замещаются потребностями повышать свою культуру. На всех этапах онтогенеза происходит обогащение, обновление и пересмотр индивидуального опыта за счет усвоения теоретических знаний и осмысления их связи с практическими знаниями. Конечно, степень осознания ценности обучения для развития своего творческого потенциала не у всех учащихся одинакова. Она зависит, прежде всего, от исходного отношения к обучению на начальных этапах, от субъективной готовности к учебной деятельности, от наличия положительного (или отрицательного) учебного опыта, от семьи ученика, сложившегося круга общения, от сформированного образа Я, соотношения Я-реаль-ного и Я-идеального, наличия эталонов для подражания, жизненных планов, способности к обучению.

На каждом этапе обучения требуется углубление представлений учащихся о ценности образования и самообразования, о сущности учебной деятельности, влияющей на личностное развитие. При этом учащиеся должны осознать, что развитие личности происходит лишь при их собственной активности в процессе обучения.

Библиографический список

1. Берулава, Г. А. Методология современной психологии. [Текст] / Г. А.Берулава. - М.- Воронеж; Изд.-во Моск. психолог-соц. ин-та: Изд-во НПО «Модэк», 2009.

2. Берулава, Г.А. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава //Психологическая наука и образование. -2012. - № 1.

3. Берулава, Г.А., Берулава, М.Н. Теория сетевого образования как новая методологическая платформа высшего образования // Гуманизация образования. - 2012. - № 4.

4. Ильясов, И. И. Структура процесса учения. - М, 1986. - С. 134.

5. Лингарт, И. Процесс и структура человеческого учения. - М., 1979. - С. 166.

6. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987. - С. 40.

7. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С. 192.

8. Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Изд-во «Академия», 1998. -

343 с.

9. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 50.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.