Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24434
873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ДИАГНОСТИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПОДРОСТКИ / НАБЛЮДЕНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / БЕСЕДА / СОЧИНЕНИЕ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / METHODS OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH / DIAGNOSTICS / PERSONALITY RESEARCH / PSYCHOLOGY / JUVENILE CONVICTS / TEENAGERS / OBSERVATION / EXPERIMENT / CONVERSATION / ESSAYS / CONTENT ANALYSIS / TESTING / PRACTICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купцов Иван Иванович, Пивоварова Татьяна Васильевна

В статье раскрыты особенности методов психологических исследований и результаты, которые были получены нами при изучении несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также школьников общеобразовательных школ 60-х гг. XX века. К основным методам изучения личности мы относим: наблюдение, беседу, эксперимент, изучение продуктов деятельности; к вспомогательным (дополнительным) - тестирование, контент-анализ, сочинение. Авторы доказывают своими примерами из практики единство и взаимодополняемость качественных и количественных методов психологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Купцов Иван Иванович, Пивоварова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC METHODS OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH: FEATURES AND EXPERIENCE OF APPLICATION

The article reveals the features of psychological research methods and the results that were obtained when studying juvenile convicts serving sentences in correctional colonies, as well as students of secondary schools in the 60s of the XX century. The authors refer to the main methods of studying personality: observation, conversation, experiment, study of products of activity; to auxiliary (additional) methods - testing, content analysis, essay. The authors prove by their practical examples the unity and complementarity of qualitative and quantitative methods of psychological research.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 159.9.072

DOI 10.33463/2072-8336.2020.4(53).032-039

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

И. И. Купцов, Т. В. Пивоварова

Для цитирования

Купцов, И. И. Основные методы психологических исследований: особенности и опыт применения / И. И. Купцов, Т. В. Пивоварова // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 4(53). - С. 32-39. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.4(53).032-039.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье раскрыты особенности методов психологических исследований и результаты, которые были получены нами при изучении несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также школьников общеобразовательных школ 60-х гг. XX века. К основным методам изучения личности мы относим: наблюдение, беседу, эксперимент, изучение продуктов деятельности; к вспомогательным (дополнительным) - тестирование, контент-анализ, сочинение. Авторы доказывают своими примерами из практики единство и взаимодополняемость качественных и количественных методов психологических исследований.

Ключевые слова: методы психологического исследования, диагности-

© Купцов И. И., Пивоварова Т. В., 2020

ка, исследование личности, психология, несовершеннолетние осужденные, подростки, наблюдение, эксперимент, беседа, сочинение, контент-анализ, тестирование, практический опыт.

Данная статья основана на двух важных постулатах:

а) идея становится материальной силой, когда она овладевает массами (необходимо использовать психологические методы в совокупности);

б) духовность-народность-патриотизм - основа возрождения Отечества и человека как субъекта деятельности.

Исходя их данных концептуальных установок, мы использовали не только научно-практические результаты, полученные в воспитательной колонии ФСИН России (далее - ВК), но и то, что было наработано нами в 60-х го-

дах XX века при изучении подростков в общеобразовательной школе.

Итак, к основным методам изучения личности мы относим: наблюдение, беседу, эксперимент, изучение продуктов деятельности, к вспомогательным - тестирование, контент-анализ, сочинение. Рассмотрим каждый из данных методов.

Метод наблюдения. Этот метод наиболее распространенный. Объективные данные исследователь может получить, если будет учитывать следующие особенности:

1. Психические явления изучаются в обычных для них условиях. В их естественное течение не вносятся какие-либо изменения.

2. Наблюдение необходимо проводить в условиях, которые наиболее характерны для изучаемого феномена, то есть в оптимальных, где то или иное психическое явление выглядит более рельефно.

3. Сбор материала путем наблюдения проводится по предварительно составленному плану в соответствии с целью, задачами. Другими словами, необходима программа наблюдения, то есть вычленение того, что мы хотим наблюдать.

4. Наблюдение должно проводиться систематически, количество наблюдаемых и наблюдений зависит от конкретной цели и конкретной задачи.

5. Изучаемые явления должны наблюдаться в разных, закономерно меняющихся условиях; в процессе наблюдения необходимо учитывать широкий круг обстоятельств, сопутствующих основному явлению, событию, психическому процессу, состоянию или свойству.

6. Результаты наблюдения надо четко фиксировать, причем в большинстве

случаев применяется точная аппаратура. Следует помнить о том, что наблюдаемый (испытуемый) не должен знать, что применяется аппаратура (ведется дневник наблюдения) [7, с. 9-10].

Примером данного метода послужит исследование, проведенное нами в 2011-2013 гг. с целью изучения уровня развития нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола на базе ФКУ «Рязанская ВК УФСИН России по Рязанской области» (с. Льгово) [1, 5]. Довольно полную характеристику волевой активности воспитанниц мы получили, наблюдая за их волевыми качествами, проявляемыми в различных видах деятельности (общественная работа, учеба, труд, спорт). Такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность и дисциплинированность отражают активирующую и сдерживающую функции воли. Они проявлялись в различных поступках и действиях испытуемых, поэтому были удобны для наблюдения.

С целью глубже наблюдать за поведением воспитанниц мы активно участвовали в жизни ВК: вечерах самодеятельности (например, подготовка и проведение конкурса красоты), собраниях, последнем звонке и т. д.

К достоинствам метода наблюдения можно отнести выявление основных трудностей ресоциализации в период пребывания в ВК, а также особенностей личности несовершеннолетних осужденных, которые способствуют (препятствуют) процессу исправления, определению путей преодоления проблемных ситуаций.

На наш взгляд, в процессе наблюдения за несовершеннолетними осу-

жденными целесообразно обращать внимание на следующие факторы:

- отношение к учебной и трудовой деятельности, общественной работе (отряда, школы), воспитательным ко-лонийским мероприятиям;

- поведение осужденного (отношение к требованиям режима и представителям администрации, выполнение ПВР - правил внутреннего распорядка ВК и др.);

- проявление воспитанниц в коллективе (социальный статус в коллективе, коммуникативные качества, уровень конфликтности и др.);

- используемые подходы к решению проблемных ситуаций и др. [6].

Метод беседы (опросный метод). При необходимости собрать данные, характеризующие психологические особенности изучаемых, может использоваться метод беседы, который по своей сути является направленным наблюдением (концентрируется вокруг небольшого количества наиболее важных вопросов). Эффективность беседы во многом зависит от степени ее подготовленности со стороны исследователя, а также от искренности ответов, даваемых испытуемым.

Научное применение указанного метода предполагает:

1) наличие у беседующего личного контакта с испытуемым, причем этот контакт должен быть сейчас, то есть перед беседой (если испытуемый не желает разговаривать в данный момент, необходимо отложить беседу на более поздний срок, так как такая беседа не даст положительного результата);

2) наличие тщательно продуманного плана беседы, причем вопросы следует задавать не прямо, а косвенно, чтобы выявить нужное. Значительно

большего можно добиться, если организовать беседу о какой-нибудь жизненной ситуации, близкой к той, которая действительно была, выслушать мнение испытуемого (ых), а потом уже сделать определенные выводы;

3) умение уточнять интересующие вопросы, факты, вносить в них ясность, не прибегая к записи, стенографии, протоколу;

4) выяснение достоверности полученных во время беседы сведений путем наблюдений, сбора и анализа продуктов деятельности (изделий, дневников), а также биографических данных о личности изучаемого [7, с. 10-11].

Мы тщательно готовились к беседам с несовершеннолетними осужденными женского пола с целью создания непринужденной обстановки для общения. В процессе использования этого метода мы выясняли у воспитанниц: близкие и дальние цели, планы достижения намеченных целей, мотивацию поступков и деятельности, ценностные ориентации, наличие (отсутствие) навыков преодолевать препятствия, доводить начатое дело до конца; свойства личности, которые помогают преодолевать трудности; отношение к поручениям воспитателей (как они помогают (не помогают) в воспитании воли); отношение к совершенному преступлению, самовоспитанию.

Кроме непосредственной беседы, мы использовали экспертную оценку (обобщение независимых характеристик), которая применялась нами для получения объективного мнения о личности несовершеннолетних. В качестве экспертов выступали психологи, воспитатели, начальники отрядов, преподаватели профессионального училища и школы. В процессе экспертной оценки у каждого испыту-

емого оценивалась направленность личности, поведение, психологические свойства и др.

Нами также применялся биографический опрос (устный и письменный), который включал в себя совокупность вопросов, направленных на изучение объективных данных об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних осужденных, которые оказали существенное влияние на формирование их криминогенной направленности. Опрос касался следующих положений: сведения о семье, общая направленность личности (увлечения, интересы, жизненная позиция, жизненные планы), отношение к учебе, труду, совершенному преступлению, наказанию, требованиям режима ВК, а также проявление личности в коллективе и т. д.

Сочетание анализа высказываний воспитанниц при использовании опросного метода и наблюдения за поведением воспитанниц дало возможность установить связи между их поступками и взглядами.

Эксперимент (естественный и лабораторный). Суть метода состоит в следующем: если с помощью наблюдения, беседы, изучения продуктов деятельности мы можем описать психические явления человека, то с помощью эксперимента - объяснить их и сделать соответствующие выводы, часто имеющие практическую значимость. При проведении эксперимента так же, как и при использовании в практике других методов, надо соблюдать следующие условия:

1. Экспериментатор (психолог) преднамеренно создает, вызывает к жизни интересующее его явление, событие, психическое состояние, а не ждет и не ищет, когда произойдет или повторится изучаемое.

2. Создается специальная экспериментальная обстановка, которая позволяет вызвать нужное нам явление «в чистом виде», исключив влияние случайных условий.

3. Условия, при которых протекает изучаемое явление (событие, процесс), изменяются закономерно, экспериментатор может проникнуть в его сущность, понять законы его развития, определить его связи с другими явлениями.

4. Если речь идет о лабораторном эксперименте, то он требует специальной аппаратуры и специального места - лаборатории.

Отличие лабораторного эксперимента от естественного, то есть проводимого в естественных (обычных) условиях, состоит еще и в том, что испытуемый соответственно себя готовит. Это отрицательная сторона лабораторного эксперимента, хотя он имеет ряд преимуществ перед естественным, так как позволяет проводить его много раз, в любое время и получать (по приборам) более точные данные [7, с. 13-14].

Пример естественного эксперимента из диссертационного исследования профессора И. И. Купцова в 60-е годы XX века: преподаватель физической культуры и спорта совместно с психологом проводят естественный эксперимент на уроке в 6-м классе с целью составления (согласно программе изучения) характеристик на 33 учащихся, позволявших выявить их недостатки в различных видах деятельности. Так, на уроках физкультуры исследовалась отрицательная черта «наличие трусости в спорте» [3, с. 47-48]. Испытуемым (школьникам) предлагалось выбрать одну из двух рядом идущих лыжных трасс. Одна шла по ровной местности, дру-

гая имела три спуска и три подъема. Установка учителя: «Идите по любой трассе на отметку, по какой трассе вы идете, не влияет на вашу оценку». Таким образом, экспериментаторы вызвали (создали) нужные им условия и получили соответствующие данные.

Теперь приведем пример лабораторного эксперимента профессора И. И. Купцова, проведенного также в 60-е годы XX века на уроках физической культуры. Эксперимент был направлен на изучение стимуляции волевых усилий для преодоления трудностей (задержка определенного веса) [4, с. 52-55]. Данный эксперимент проводился с использованием динамографа - применялась динамогра-фическая методика изучения произвольной задержки максимального мышечного сокращения. Было проведено три серии эксперимента с участием и в присутствии всех учеников экспериментального класса (30 человек).

Цель первой серии заключалась в том, чтобы определить максимальную силу нажима в килограммах. Цель второй серии - выявить максимальную задержку в секундах показанной в первой серии силы нажима без стимуляции волевых усилий. Цель третьей серии - выявить влияние собственных стимуляций волевых усилий на задержку в секундах.

Как у мальчиков, так и у девочек задержка мышц в состоянии максимального сокращения заметно увеличилась благодаря стимуляции волевых усилий. Эксперимент подтвердил большую роль слова как сигнала сигналов в жизнедеятельности человека, в частности, в увеличении задержки мышц в состоянии максимального сокращения [4, с. 54].

Далее мы разберем особенности и примеры из практики вспомогательных методов исследования, но более кратко.

Метод тестов (тестирование).

Психологический тест - измерительная процедура для установления отдельных индивидуальных психологических особенностей человека (психологических качеств, способностей, возможностей, склонностей и навыков).

В настоящее время широко используются различные варианты тестов. Их ценность зависит от их стандартизации не только во время проведения методики, но и при обработке результатов.

В целях внедрения в практику профессионального консультирования диагностических инструментов, позволяющих выявлять особенности оптанта не только с точки зрения его интересов, склонностей, способностей и типа нервной системы, но и как активного деятеля и субъекта, обладающего волевыми качествами, И. И. Купцовым и Ю. Л. Еремкиным был разработан тест-опросник для измерения волевых качеств оптанта-старшеклассника [методика «Волевые качества личности» (ВКЛ)]. Как и другие измерительные методики, изучающие профессионально значимые качества оптанта, предлагаемый тест-опросник обращен к самосознанию личности. В ходе тестирования испытуемый оценивает у себя уровень развития тех или иных волевых качеств, представленных в опроснике (в форме ситуаций). Получаемый в ходе тестирования результат становится предметом обсуждения с оптантом и способствует осознанию себя, своих возможностей как субъекта своей жизнедеятельности [2, с. 156].

Для конструирования опросника методом экспертной оценки были отоб-

раны семь волевых качеств, которые выступают как профессионально значимые в разных сферах деятельности: выдержка, дисциплинированность, настойчивость, решительность, самостоятельность, организованность, готовность к преодолению трудностей. Для каждого из волевых качеств были разработаны наборы по 14 высказываний, в которых либо утверждается, либо отрицается наличие волевого проявления (по семь тех и других высказываний) [2, с. 157].

Кроме того, в рамках диссертационного исследования несовершеннолетних осужденных нами была разработана авторская методика, прошедшая проверку на валидность, надежность и достоверность - «Уровень развития нравственных качеств личности» (УРНК) (Item-анализ методики в системе Psychometric Expert) [6].

Таким образом, метод тестов рассматривается и применяется нами в сочетании с другими основными психологическими методами сбора данных и изучения личности.

Контент-анализ - специализированный, достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания продуктов деятельности с целью выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных данными продуктов деятельности (документы, письма, протоколы, распоряжения, сведения из свободных интервью, открытые вопросы анкет, объекты творчества и т. д.).

Особенность указанного метода состоит в том, что он позволяет изучить продукты деятельности в их социальном контексте. Так, в нашем исследовании несовершеннолетних осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, он применялся с целью

составления социального портрета воспитанниц.

Для проведения контент-анализа нами использовались следующие документы: личные дела выбранных нами для наблюдения несовершеннолетних осужденных, сочинения воспитанниц, отчетные документы, психологические и педагогические характеристики, тетради психологов и начальников отряда по индивидуально-воспитательной работе.

Рассматриваемый метод помог уточнить, обработать и преобразовать информацию, которая была получена в ходе бесед, интервью, открытых вопросов анкеты. Все это позволило проследить динамику развития несовершеннолетних осужденных в ходе экспериментального исследования.

Сочинение. На наш взгляд, данный метод играет важную роль в изучении личности испытуемого. Написание испытуемыми сочинений является одной из разновидностей контент-анализа.

В 60-е годы XX века профессором И. И. Купцовым были изучены 128 подростков 6-х1 и 8-х классов рыбновской средней школы № 42 г. Рязани (более глубоко были изучены 33 учащихся 6-го А класса). В начале исследования он использовал метод наблюдения, метод беседы с подростками и их родителями (экспертная оценка). Это было сделано согласно программе изучения с целью составления характеристик на 33 испытуемых, которые затем позволили выявить их недостатки в различных видах деятельности.

Перед исследователем стояла задача - выявить, могут ли анализировать подростки черты своего характера, свое поведение в различных видах деятельности. С этой целью в комплексе с вышеназванными методами было

проведено сочинение, в котором учащиеся должны были дать ответы на такие вопросы: «Какие черты твоего характера тебе нравятся?»; «Какие черты характера тебе не нравятся?»; «Что ты делаешь, чтобы преодолеть недостатки своего поведения?» [3, с. 47-48].

Результаты сочинения показали, что большинство подростков могут анализировать как положительные, так и отрицательные черты своего поведения. Ответы на третий вопрос продемонстрировали то, что большинство подростков стремятся ликвидировать недостатки, но они не знают пути их преодоления. Некоторые учащиеся пишут, что они могут преодолевать отдельные недостатки в различных видах деятельности, в частности в спорте [3, с. 49]. Субъективная оценка путей преодоления недостатков, данная в ответах подростков, была проверена в естественном эксперименте. Таким образом, была еще раз доказана взаимосвязь и взаимодополняемость методов психологического исследования.

В исследовании несовершеннолетних осужденных сочинение применялось в комплексе с авторской анкетой. Испытуемым было предложено написать сочинение на тему «Идеал, к которому я стремлюсь», а также ответить на вопросы анкеты: «Кто в Вашей жизни является примером нравственного человека?»; «Какие нравственные качества Вы больше всего цените (осуждаете) у других людей?».

В результате анализа сочинений и анкетирования мы выявили, что для 15 % несовершеннолетних осужденных идеальный человек отличается заботой, отзывчивостью, пониманием, умением выслушать, обладает эм-патическими способностями («умеет посочувствовать»). Четверть испы-

туемых отождествляют идеал с добротой. Этим идеалом для них является мать. Отметим, что у большинства воспитанниц несформировано представление об идеале: они отождествляют его с собой (самоидеализация), «хороший человек», «свобода действий», «благополучие», «чувство юмора», «успех» и др.

Использование метода сочинения в сочетании с опросным методом (анкетированием) выявило у большинства воспитанниц наличие инфантильных идеалов или отсутствие какого-либо конкретного идеала. Тем не менее у небольшой части испытуемых есть определенное представление о том,какими качествами обладает их идеал. Он связан с представлением о человеке решительном, целеустремленном, нацеленном на воплощение своих планов и целей в жизнь, с четкими жизненными установками, наличием духовно-нравственных мотивов. На наш взгляд, именно такой идеал следует формировать у несовершеннолетних осужденных в процессе ресоциализа-ции в ВК.

В данной статье мы кратко рассмотрели основные и вспомогательные (дополнительные) методы изучения личности, а также в очередной раз доказали своими примерами из практики единство и взаимодополняемость качественных и количественных методов психологических исследований.

Библиографический список

1. Аксенова Г. И., Купцов И. И., Пи-воварова Т. В. Проблема духовно-нравственного развития несовершеннолетних осужденных: опыт решения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 2. С. 27-29.

2. Еремкин Ю. Л., Купцов И. И. Тест-опросник для измерения выраженности волевых качеств у старшеклассников // Эмоции (чувства), мышление (интеллект), произвольность (воля) в духовном становлении личности. Рязань : Горизонт, 1997. С. 156-167.

3. Купцов И. И. О преодолении недостатков собственного поведения подростками // Новые исследования в педагогических науках. М. : Просвещение, 1967. С. 47-48.

4. Купцов И. И. Об экспериментальном изучении стимуляции волевых усилий // Психологические вопросы физического воспитания в школе : сб. работ институтов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1966. С. 52-55.

5. Купцов И. И., Пивоварова Т. В. Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 26-34.

6. Основные методы сбора данных в психологии : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. С. А. Капустина. М. : Аспект Пресс, 2012. 158 с.

7. Пивоварова Т. В. Психолого-педагогические детерминанты формирования нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола : монография. Киров : ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2014. 274 с.

8. Психология профессиональной деятельности:курс лекций / сост. И. И. Купцов. Рязань, 2007. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.