Научная статья на тему 'Основные мероприятия МЧС России по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» в 2008 году'

Основные мероприятия МЧС России по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» в 2008 году Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ О СПОСОБАХ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛИЦАМ / ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДТП / СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ ОПОВЕЩЕНИЯ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СЛУЖБЫ "112" / ТИПОВЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ АВАРИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ / INFORMATION SYSTEM "112" / TRAFFIC ACCIDENTS / RAISING AWARENESS OF THE POPULATION ABOUT MODERN WAYS OF ASSISTANCE TO SUFFERED IN ROAD ACCIDENTS / REDUCTION OF AWARENESS TIME OF EMERGENCY SERVICES / TYPICAL SCENARIO OF ACCIDENT DEVELOPMENT IN TRANSPORTATION OF DANGEROUS CARGO

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Khapalov E. A.

The main result of implementation of federal program "Traffic Safety increase in 2006-2012" should be reduction of victims and suffered in traffic accidents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Khapalov E. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные мероприятия МЧС России по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» в 2008 году»

УДК 001.89:614.8:656.1

Основные мероприятия МЧС России по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» в 2008 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Е.А. Хапалов, отдел планирования и организации НИОКР научно-технического управления МЧС России

Аннотация

Главным результатом реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» должно стать сокращение количества погибших и травмированных в дорожно-транспортных происшествиях.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, повышение информированности населения о современных способах оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, сокращение времени оповещения экстренных служб, информационная система службы «112», типовые сценарии развития аварий при перевозках опасных грузов.

Basic measures of Emercom of Russia in 2008 in implementation of federal program «Traffic Safety increase in 2006-2012»

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

E.A. Khapalov, Science department Emercom of Russia

Abstract

The main result of implementation of federal program "Traffic Safety increase in 2006-2012» should be reduction of victims and suffered in traffic accidents.

Key words: traffic accidents, raising awareness of the population about modern ways of assistance to suffered in road accidents, reduction of awareness time of emergency services, information system "112», typical scenario of accident development in transportation of dangerous cargo.

/16

^П Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

Важными направлениями работ, влияющими на эффективность спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), являются:

совершенствование организации и технологии по ликвидации последствий ДТП;

повышение уровня подготовки участников дорожно-транспортных происшествий к ликвидации последствий ДТП;

повышение уровня подготовки специалистов, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

обучение и повышение информированности населения о современных способах оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.

В МЧС России за 2008 год выполнены следующие мероприятия, направленные на сокращение времени оповещения экстренных служб, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий:

— разработаны программное и информационное обеспечение автоматизированной системы взаимного оповещения экстренных служб, интегрированное с информационной системой службы «112»;

— создан навигационный аппаратно-программный комплекс, способствующий внедрению единого телефонного номера вызова соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия;

— проведен монтаж и инсталляция мобильного навигационного оборудования на автомобили Тульского гарнизона ФПС МЧС России;

— разработаны методика определения и предложения по размещению аварийно-спасательных вертолетов (АСВ) на территориях субъектов Российской Федерации для обеспечения системы комплексной безопасности на федеральных автомобильных дорогах и методические рекомендации по обоснованию критериев вызова АСВ для спасения пострадавших в ДТП на федеральных автомобильных дорогах. Введен в действие регламент применения АСВ при ликвидации последствий ДТП, а также нормативы оснащения АСВ спасательным и медицинским оборудованием. Даны предложения по оснащению АСВ, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах, спасательным и медицинским оборудованием.

В результате выполнения работ по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с автомобильным транспортом, перевозящим опасные грузы, разработаны:

— типовые сценарии развития аварий при перевозках опасных грузов;

— компьютерные модели типовых сценариев ДТП при перевозках опасных грузов;

— алгоритм действий экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы, согласованный в установленном порядке;

— методические рекомендации по эксплуатации интегрированной с автоматизированной базой данных о ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий экспертной системы принятия решений при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы на базе Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП.

Кроме того, результатом является программный комплекс, созданный с использованием компьютерных моделей типовых сценариев ДТП для системы поддержки принятия решений Национальным центром управления в кризисных ситуациях и служб «112», пригодный также для обучения и проверки знаний водителей и специалистов служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы на базе Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП.

В ходе реализации программы доработан пилотный программно-аппаратный комплекс взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб в рамках выбранного региона и разработаны методические рекомендации по обучению сотрудников ведомственных дежурных (диспетчерских) служб по использованию программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб. Также в рамках данной работы даны предложения по совершенствованию программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб.

Важную часть в реализации создаваемой комплексной системы спасения и жизнеобеспечения участников дорожного движения и создания новых перспективных комплексов специальных средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, составляют мероприятия, выполненные по повышению эффективности спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, в ходе работ над которыми получены следующие результаты:

— разработан проект нормативов выполнения работ по разборке транспортных средств, деблокированию и извлечению пострадавших в ДТП, в том числе с использованием авиационных технологий, методические рекомендации по планированию действий гарнизона пожарной охраны в ликвидации последствий ДТП;

— даны научно обоснованные предложения по оптимизации технической оснащенности, дислокации и форм несения дежурств (пожарно-спасательными подразделениями) МЧС России для выполнения задач по ликвидации последствий ДТП;

— в пожарно-спасательные подразделения Москвы и Санкт-Петербурга отправлено видеоруководство по способам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП при их деблокировании и извлечении из транспортных средств;

— представлены проекты приказов о принятии на снабжение в системе МЧС России унифицированных

модульных комплексов аварийно-спасательных средств и автомобильного тренажера по обучению спасателей технологиям аварийно-спасательных работ при ликвидации ДТП;

— разработан комплект инструктивных документов и норм технической безопасности для ведения АСР при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, а также комплект нормативных документов по организации обучения, инструктажа и допуска к эксплуатации технических средств, используемых при АСР при ликвидации ДТП.

Выполненные мероприятия, направлены на совершенствование технологии проведения спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия. Для формирования отчетных документов даны дополнения в форму 1 «ДТП по учету сведений об участии пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП» и дополнен регламент представления сведений территориальными органами МЧС России об участии АСФ в ликвидации последствий ДТП. Также определены потребности пожарно-спасательных подразделений. Для сокращения времени проведения спасательных работ представлена контейнерная комплектация мобильного аварийно-спасательного инструмента, обеспечивающего экстренную доставку его к месту проведения поисково-спасательных работ с помощью вертолета (включая его десантирование в режиме зависания) и немедленное введение аварийно-спасательного инструмента в действие.

В целях совершенствования системы ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий разработано специальное программное обеспечение (СПО) экспериментально-моделирующего стенда системы сбора и ведения информации о населении и объектах инфраструктуры, находящиеся вдоль автомобильных дорог, макет которого интегрирован с автоматизированной базой данных о ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП. Она включает специальное информационное и программное обеспечение ведения данных о населении и объектах инфраструктуры вдоль автомобильных дорог и базу данных о населении и объектах инфраструктуры вдоль автомобильных дорог федерального значения. Помимо этого СПО содержит методические рекомендации по ведению базы данных о населении и объектах инфраструктуры вдоль автомобильных дорог.

В целях повышения эффективности проведения аварийно-спасательных работ (АСР) разработаны: комплект инструктивных документов; нормативных документов по организации обучения, инструктажа и допуска к эксплуатации технических средств, используемых в ходе АСР при ликвидации ДТП; нормы технической безопасности для ведения АСР при ликвидации последствий дорожно-транспортных проис-

шествий, а так же интерактивный диск для обучения персонала.

Созданная автоматизированная база данных о ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий позволяет получить анализ полноты входной и отчетной информации содержащейся в автоматизированной базе данных по участию пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП, функционирующей на базе Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП (приказ МЧС от 4.09.2007 г. № 474) для решения задач информационной поддержки планирования мероприятий по ликвидации последствий ДТП, а так же результаты анализа сведений по вопросам участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП.

Регламент представления территориальными органами МЧС России информации об участии пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП утвержден заместителем Министра МЧС России А.П. Чуприяном 25.11. 2008 г.

Для внедрения разработки в практику проведено обучение операторов по работе с автоматизированной базой данных.

Подготовлен оригинал-макет информационного сборника работ, выполненных МЧС России в 2006—2007 годах в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах».

Вопросам необходимой и своевременной помощи пострадавшим в ДТП, которая может быть оказана специалистами (медицинскими работниками и спасателями), а также самими участниками и/или свидетелями происшествий, уделяется должное внимание в работах, проводимых в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах». Мультимедийные учебные пособия, компьютерные обучающие игры, плакаты и др. повышают уровень подготовки людей по оказанию помощи пострадавшим в ДТП. Уже в 5 классах общеобразовательных школ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» учеников знакомят с основами оказания помощи.

В сети Internet (www dtprescue.ru) поддерживается информационно-образовательный портал по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП, число абонентов которого более 40 тысяч человек.

Все рубрики портала используются при подготовке населения, в том числе абонентов сотовой связи, по вопросам оказания помощи лицам, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, оказания первой медицинской доврачебной помощи, повышения культуры дорожной безопасности населения и уровня информированности населения о современных способах оказания помощи пострадавшим в ДТП.

В рубрике «Обучение» размещены материалы по тактике оказания первой помощи пострадавшим в результате ДТП.

Таким образом, основными направлениями МЧС

/18

Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

России в реализации мероприятий по совершенствованию организации помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в 2008 году являлись:

— дальнейшая разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по проблемам ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

— совершенствование механизма взаимного оповещения и взаимодействия всех сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

— внедрение современных информационных технологий в повседневную практику деятельности аварийно-спасательных служб;

— разработка передовых технологий производства аварийно-спасательных работ;

— подготовка учебных и учебно-методических материалов для обучения современным способам оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— создание новых образцов многоцелевых аварийно-спасательных машин, оборудования и инструмента, предназначенных для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Проведенные мероприятия позволили повысить:

— уровень подготовки специалистов, участвующих в оказании помощи пострадавшим в ДТП;

— эффективность работ по разборке транспортных средств и деблокированию пострадавших, сократить время проведения спасательных работ;

— улучшить информированность населения о современных способах оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.

Литература

1. Федеральный закон от 21.12.1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон от 10.12.1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

3. Указ Президента РФ от 22.09.2006 г № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г № 100 Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2007 году». - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008.

6. Нормативная правовая база в области обеспечения БДД, оказания помощи пострадавшим при ДТП и страхования. — http||www. dtp rescue.ru.

7. Состояние безопасности дорожного движения. Партнёрский обзор по стране: Российская Федерация / Пер. с англ. Road Safety Performance. National Peer Review: Russian Federation. — ECMT — 2006, www. cent. org.

Сведения об авторе_

Евгений Александрович Хапалов: начальник отдела планирования и организации НИОКР научно-технического управления МЧС России, к. т. н., Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.