ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА В ХОРОВОМ КЛАССЕ
Матсинова Д.Ф.
Матсинова Дилорам Фазиловна - и.о.доцента, кафедра хорового дирижирования, Государственная консерватория Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются проблема выбора репертуара, как один из основных вопросов в работе хорового коллектива. Все учебные, педагогические, творческие процессы находятся в непосредственной зависимости от репертуара. Правильно подобранный репертуар, процесс его разучивания и концертного исполнение произведений, представляет собой сложный планомерный коллективно-творческий процесс, управляемый руководителем хорового коллектива. Он в целом способствует воспитанию и проявлению позитивных умений и нравственных качеств, вкусовых наклонностей, направлен развить у учащихся любовь к хоровому пению.
Ключевые слова: репертуар, хоровой коллектив, концерт, учебный процесс, руководитель хора.
THE BASIC TERMS OF REPERTOIRE SELECTION IN THE CHOIR CLASS
Ма1зтоуа D.F.
Matsinova Diloram Fazilovna - The Acting Professor, DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the problem of repertoire selection as one of the main issues in the work of the choral group. All educational, pedagogical, creative processes are in direct dependence on the repertoire. The well-chosen repertoire, the process of its learning and the concert performance of works, is a complex planned collective and creative process, managed by the head of the choral group. It generally promotes the education and manifestation of positive skills and moral qualities, taste, and aims to develop students' love of choral singing.. Keywords: repertoire, choir, concert, educational process, choir leader.
УДК 784
Одна из важных задач руководителя хора - обеспечить хоровой коллектив нужным репертуаром, который является залогом его успешной работы. Обучение в хоровом классе основано на учебном репертуаре, который включает в себя как концертный, так и учебно-вспомогательный репертуар. При формировании репертуара учебного хорового коллектива основное внимание уделяется обязательным разделам программы: народной и академической музыке своей страны, фольклору других народов, и непременно содержит хоровые произведения русской, зарубежной классики и современную хоровую музыку.
Учебный репертуар подбирается с таким расчетом, чтобы произведения можно было исполнить в концертных выступлениях хора. Поэтому для руководителя учебного хора подбор соответствующего репертуара составляет весьма сложную, многофункциональную задачу. Руководитель должен ясно представлять и исходить из технических и художественно-исполнительских возможностей руководимого им коллектива. Музыкально-исполнительский репертуар хора, будучи логически продуманным и дидактически обоснованным комплексом музыкальных произведений, строится на сочетании произведений разных стилей, направлений и жанров, и, отражает суть целенаправленного развития данного исполнительского коллектива, всегда обусловлен конкретными задачами в обучении и совершенствовании его музыкально-исполнительского мастерства. Недостаточный опыт работы с хором зачастую не позволяет руководителю правильно определить репертуар, который его хор может исполнить на должном исполнительском уровне, а какой ему будет пока недоступен.
Правильный подбор репертуара в значительной мере зависит от знания руководителем хоровой музыкальной литературы. Чем глубже и обширней его знания в этом направлении, тем выше возможность правильно подобрать нужный и интересный репертуар у руководителя. Пытливость в изучении музыкальной литературы и творческое желание пробовать произведения различных эпох и народов - одно из самых необходимых условий для успешной работы хормейстера с коллективом.
Так или иначе, репертуар - чрезвычайно значимый вопрос жизнедеятельности творческого коллектива. Зачастую репертуар хора воспринимается как лицо коллектива, его визитная карточка. Не услышав хор, но зная его исполнительский репертуар, в определенной мере можно судить о технических возможностях и исполнительском уровне коллектива. Даже простой по звучанию, но художественно полноценно исполненный репертуар, умело отобранный руководителем, обеспечит творчески активную жизнь хора, постепенно и неизменно повышая его исполнительское мастерство, как в целом, так в каждом отдельном участнике хора. И, напротив, случайно, небрежно, непродуманно составленный репертуар, неизбежно
приводит к развалу коллектива. Именно в такой связи, репертуарная политика хора должна продумываться руководителем с особо тщательным вниманием, и особенно в первое время существования коллектива.
Методически грамотно подобранный разнообразный репертуар во многих случаях обеспечивает полноценное музыкальное развитие будущих молодых специалистов. Пение в хоре не только повышает вокально-исполнительскую и общую музыкальную культуру студента, но в значительной мере способствует их нравственной дисциплине и эстетическому воспитанию, формирует художественный вкус, умения, взгляды, укрепляя чувство любви к своей Родине и народу, поскольку в целом повышает личную ответственность участника перед коллективом и товарищами.
Именно в процессе музыкальных репетиций у артистов хора активно развиваются профессиональные ансамблевые и вокально-исполнительские способности, формируется музыкально-художественный вкус. Параллельно воспитывается устойчивый интерес к музыке, к пению и вместе с этим, развиваются память, активность, умение трудиться, умение организовывать себя, собственное время работы, умение общаться со своим коллективом. Таким путем в молодых специалистах зреет готовность к музыкально-певческой хоровой деятельности.
Готовность к музыкальной деятельности включает в себя, прежде всего, стремление к коллективной творческой деятельности, которая включает в себя: мотивацию; переживание чувства общей радости, удовлетворения; проявление творческого начала; осознание себя - хормейстера как социально значимой личности.
Перечисленные основные структурные компоненты дирижера-хормейстера характеризуют его готовность к самостоятельной музыкальной деятельности: не отдельных качеств, а сочетания разных сторон хорового дирижера.
Формирование готовности к коллективной дирижерской деятельности зависит не только от природной одаренности человека, что, несомненно, имеет большое значение, но зависит также от воспитания в нем внутреннего состояния «механизма» готовности - внешних факторов, связанных с процессом обучения, т.е. зависит: от организации творческого процесса в хоровом коллективе, дисциплины, мастерства педагога, и конечно, хорового репертуара коллектива.
Основной задачей при составлении репертуара является нахождение таких музыкальных произведений, которые будут способствовать воспитанию необходимых музыкально-исполнительских качеств. Следует помнить, что хоровая музыка несёт в себе как словесное, так и музыкальное содержание, и в этой связи в светском хоровом сочинении подлинно художественным должны быть не только музыкальный, но и литературный тексты.
Другим критерием в подборе репертуара является принцип доступности, потому при составлении репертуара обязательно следует учитывать и сопоставлять количественный и языковый состав хора с его качественными характеристиками
Следующий принцип, которому руководитель должен следовать при подборе репертуара - постепенность усложнения репертуара. Надо сказать, что довольно часто неопытные руководители не принимают во внимание данный принцип в своей хормейстерской работе. Исполнение сверх сложных произведений, погоня за популярным репертуаром при отсутствии необходимых умений в хоровом коллективе приводит к закреплению ошибок, воспитывает неправильные навыки.
Наряду с этим, в репертуаре любого хорового коллектива, в том числе и учебного хора, необходимо наличие произведений, представляющих собой определенную трудность для разучивания и исполнения на разных этапах развития хора (имеются в виду такие трудности, которые при усилии коллектив может преодолеть в процессе работы). Достаточно сложные и интересные для исполнителей произведения стимулируют деятельность хора, заставляют больше раскрывать возможности участников. В конечном счёте, коллектив, разучив сложное произведение, делает «шаг вперёд» в своём развитии.
Это принцип обучения строится на преодолении трудностей и переходом на более высокий исполнительский уровень. Однако, нельзя всю деятельность коллектива строить лишь на сложных произведениях, в противном случае этот метод принесёт коллективу больше вреда, чем пользы: во-первых, работа лишь над сложным репертуаром будет требовать постоянного максимального напряжения слуха, внимания, голоса, что непременно приведёт к чрезмерному утомлению участников хора: во-вторых, интерес к музыкальной деятельности будет постепенно угасать, потому что учащиеся, не достигнув желаемых результатов, не получат полного удовлетворения от своей деятельности. Поэтому в хоровом репертуаре обязательно должны быть произведения, которые не представляют большой сложности исполнения для данного коллектива.
Хоровой репертуар необходимо подбирать и делать интересным, многоплановым, разнообразным по характеру, мелодике, ритму, темпу, характеру изложения, стилю, гармонии и т.д. В репертуар любого хорового коллектива необходимо включать и народные песни, и произведения классиков, современную музыку из произведений, как узбекских, так и зарубежных авторов.
На сегодняшний день существует масса переложений, обработок, аранжировок народных песен, благодаря которым у учащихся полноценно можно развить и певческий аппарат, и музыкальный слух, воспитать умения: пользоваться дыханием, навыком восточной импровизации, смелость и самостоятельность в интерпретации новых произведений .
В репертуар хора следует включать такие обработки народных песен, которые сделаны на высокопрофессиональном уровне. Большую ценность представляют собой обработки русских композиторов:
H.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, П.И. Чайковского. Не меньшей ценностью для нас являются обработки песенной музыки народов Центральной Азии, сделанные узбекскими композиторами: М. Бурхановым, С. Бабаевым, И. Акбаровым, Б. Умеджановым, Ш. Ярматовым, а также и талантливыми хормейстерами: Н. Шарафиевой, Е. Нечаевым, творчество которых также вошло в сокровищницу узбекского музыкально-хорового исполнительства.
Кроме того, в репертуаре хора непременно должны присутствовать произведения современных композиторов. «Хор не может существовать без современного репертуара, выражающего современным языком мысли и чувства современника. Такая музыка является основой репертуара и главным стимулом, опеределяющим самосуществование хора» [1,278]. Сегодняшние участники хора с удовольствием поют оригинальную хоровую музыку композиторов- современников: А. Мансурова, Н. Нарходжаева, Д. Амануллаевой, М. Бафоева — что естественно. Проблема заключается в другом: современные композиторы часто используют в своих хоровых сочинениях новый интонационный язык и приёмы в мелодии, гармонии, ритме, фактуре. Освоение которых для современного массового исполнителя с точки зрения музыкального языка представляет пока определённую трудность. Главная причина которой, в инертности нашего музыкального восприятия и мышления, воспитанного в основном на традициях музыки XIX века.
Таким образом, коллективно-певческая деятельность в целом не только стимулирует музыкальные способности развивает художественно-творческое чутьё и позитивное восприятие жизни, но и корректирует социально-психологические качества человека.
Список литературы/References
I. Казачков С.А. От урока к концерту / Издательство Казанского университета, 1990. С. 278-279.
2. Ковалев А.И., Винярская В.А. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине. Практикум музыкально-педагогического репертуара / Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2018.
3. Егоров А. Теория и практика работы с хором / Музгиз, 1951.
4. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Музыка, 1981.