Научная статья на тему 'Основные критерии определения уровня развития профессионального интереса у студентов инженерных специальностей'

Основные критерии определения уровня развития профессионального интереса у студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL INTEREST / CRITERIA OF THE DEVELOPMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL INTEREST / MOTIVES OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаев Д. В.

В статье рассматриваются основные критерии определения уровня развития профессионального интереса у студентов инженерных специальностей в процессе обучения в вузе, дается сравнительный анализ полученных автором экспериментальным путем критериев уровней развития профессиональных интересов с данными других исследователей. Определена значимость выдвинутых критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CRITERIA OF DEVELOPMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL INTEREST DETECTINOF STUDENTS OF ENGINEERING PROFESSIONS

In the article the main criteria of development of the level of professional interest detecting of students of engineering professions in the process of training in institute of higher education are considered, the comparative analysis of criteria of development level of professional interest, witch the author derived by the experimental way, is given with the data of other researches. The significance of advanced criteria is determined.

Текст научной работы на тему «Основные критерии определения уровня развития профессионального интереса у студентов инженерных специальностей»

дового, гражданского, административного права, отсутствие нормативного регулирования целого ряда нововведений, неготовность руководителей к формированию целостной локальной нормативной базы образовательных учреждений. Один из рисков - неопределённая (в сознании персонала) длительность производственного этапа проекта, причём особо отмечаем отсутствие мер по параллельно-последовательному выводу инноваций в практику, предполагающему одновременную реализацию различных стадий проекта (производственной и маркетинговой).

Производственные риски, как правило, заключаются в возможности появления отклонений характеристик создаваемого продукта от ориентиров, заложенных в плане. Детерми-нантными качествами при этом являются новизна и длительность проекта.

Итак, результаты мониторинга показывают, что имеет место потребление риска, аккумуляция риска, концентрация риска. Делать на научной основе объективные и обоснованные выводы о степени достижения поставленных в ходе модернизации целей, принимать решения, способствующие повышению эффективности модернизационных процессов в территориальной образовательной системе, невозможно без оперативной достоверной информации. Выделение рисков,

Библиографический список

наиболее значимых для объектов риска в условиях модерни-зационных изменений, выявление и систематизация факторов (рисковых ситуаций), оказывающих влияние на процесс оценки и прогнозирования рисков, систематизация опыта оценки и прогнозирования рисков в различных образовательных системах, выявление особенностей подходов к мониторингу рисков в условиях модернизации образования поз-волило создать модель мониторинга риск-менеджмента, основными характеристиками которой стала её способность качественно и количественно выявить параметры и характеристики рисков, определить уровень устойчивости возникающих социальных явлений, в том числе зафиксировать возникновение по критериям статистической значимости уровня угроз. Предложенная модель и инструментарий позволяют органам управления иметь информацию, необходимую для выполнения своих функций в области управления безопасностью и риском, снизить влияние неопределённости факторов внутренней и внешней среды при принятии управленческих решений.

1 Исследование осуществляется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследование механизмов снижения, компенсации и контроля модернизационных рисков в сфере образования» (№ проекта 08-06-00829а)

1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М., 2000.

2. Зубков, В.И. Риск как предмет социологического анализа // Социс. - 1994. - № 4.

3. Белоусова, С.А. Психология субъектно-образующего менеджмента в образовании: методологические и теоретические основания исследования. - Челябинск, 2008.

Статья поступила в редакцию 11.11.09

УДК 378

Д.В. Минаев, старший преподаватель ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: minaev 4444@ mail.ru

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматриваются основные критерии определения уровня развития профессионального интереса у студентов инженерных специальностей в процессе обучения в вузе, дается сравнительный анализ полученных автором экспериментальным путем критериев уровней развития профессиональных интересов с данными других исследователей. Определена значимость выдвинутых критериев.

Ключевые слова: профессиональный интерес, критерии определения уровня развития профессионального интереса, мотивы профессиональной деятельности.

Проблема оптимизации учебно-педагогического процесса студентов инженерных специальностей самым непосредственным образом связана с развитием профессиональных интересов.

Современные тенденции в развитии образования обусловливают поиск новых форм, подходов к организации образовательного процесса.

В фундаментальных работах, посвященных изучению и развитию учебных и профессиональных интересов, установлено, что успешность в приобретении студентами знаний, умений, профессиональных навыков во многом зависит от сформированности у них интереса (Л.И. Божович,

Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, С.П. Крягжде, И.Я. Лернер, Л.А. Гордон, В.Г. Иванов, В.И. Мясищев, А.Г. Здравомыслов, Г.И. Щукина и др.).

Профессиональные интересы открывают новые возможности личностного развития будущего специалиста по мере его вхождения в более сложные структуры профессиональной деятельности.

При наличии профессиональных интересов в процессе обучения студенты полу-чают научный базис для последующего развития навыков специалиста как руководителя и организатора производства, осваивают методы принятия инженерных решений, знакомятся с теоретическими основами управления, методами работы с персоналом, тенденциями развития научно-технического прогресса в отрасли.

При высоком уровне профессионального интереса студенту становится близким и необходимым познавать всё существенное, что связано с профессиональной деятельностью, все то, в чём состоит её объективное назначение.

Без достаточно высокого уровня развития профессионального интереса невозможно оптимальное взаимодействие между студентами и избранной ими инженерной профессиональной деятельностью в процессе познания. Только при условии развития содержательного и глубокого профессионального интереса можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил студентов в процессе обучения.

Таким образом, задача по развитию профессиональных интересов состоит в повышении уровня интереса. Высокий уровень профессиональных интересов у студентов инженерных специальностей - это та качественная особенность структуры мотивов студентов, которая выражает единство интересов и творческой личности.

Одной из основных целей проводимого нами исследования является определение уровней развития профессиональных интересов у студентов инженерных специальностей в процессе изучения специальных дисциплин. При этом достижение поставленной цели позволяет:

- определить методические и дидактические подходы к проблеме развития профессиональных интересов;

- подобрать и сформировать необходимый учебный материал специальных дисциплин, способствующий развитию профессиональных интересов;

- разделить учебные группы по уровням развития профессиональных интересов с возможностью применения индивидуального подхода преподавателя к каждой группе и разработке индивидуальных заданий, направленных на развитие профессиональных интересов;

- выявить этапы и закономерности процесса развития профессиональных интересов студентов по мере их перехода из одной группы в другую по уровням профессиональных интересов.

Выявление этапов и закономерностей процесса развития профессиональных интересов студентов дает возможность преподавателю управлять процессом развития профессиональных интересов, неразрывно связанного с достижением главной цели образовательного процесса - подготовкой высокообразованных инженеров со сформировавшейся и развитой системой интересов к постоянному профессиональному образованию, профессиональной деятельности и развитию в процессе этой деятельности собственного творческого потенциала.

Задачами на этапе выполнения проводимого исследования стали:

- формирование критериев, позволяющих определить уровни развития профессиональных интересов студентов;

- выявление уровней развития профессиональных интересов у студентов инженерных специальностей в процессе выполнения учебных задач специальных дисциплин.

Для выявления и анализа уровней профессиональных интересов проведено экспериментальное обследование студентов четвертого и пятого курсов. При обобщении и анализе анкетных данных, обработке материалов, полученных в процессе руководства производственной практикой, проведении бесед, наблюдении за ходом выполнения учебных заданий студентами четвертого, пятого курсов были получены результаты в исследуемых группах.

Математическая обработка полученных данных позволила определить показатели развития уровней профессиональных интересов, которыми явились:

- наличие мотивов профессиональной деятельности;

- качество профессиональных знаний умений и навыков по специальным дисциплинам;

- выраженность творческого подхода к решению учебных и профессиональных задач.

Полученные экспериментальные данные были проанализированы. Кроме того, было проведено сравнение полученных данных с критериями, показателями наличия, сформирован-ности и развития профессиональных интересов у учащихся и студентов ссузов и вузов, выявленных авторами ряда диссертационных работ, а именно: Э.Н. Истратовой,

Н.П. Костюшиной, О.П. Науменко, С. Д. Шломы,

С.А. Ярушевой.

В исследовании Э.Н. Истратовой [1, с. 107] в технологии выявления готовности учащейся молодежи к реализации профессиональных интересов применен метод априорного ранжирования. Для проведения эксперимента создана группа экспертов. Экспертами были сформулированы критериальные положения, показывающие уровень развития профессиональных интересов учащейся молодежи. Данный метод позволяет определить значимость критериальных положений, показывающих развитие профессиональных интересов на основе экспертной информации.

Вместе с тем, для нашего исследования необходимо было определить оценочные критерии развития профессиональных интересов студентов четвертого, пятого курса. Профессиональные интересы и их уровни учащихся школ и студентов первых курсов, рассмат-риваемые в работе Э.Н. Истратовой, во многом, на наш взгляд, отличаются от профессиональных интересов студентов четвертого и пятого курсов.

В диссертационной работе Н.П. Костюшиной [2, с. 83] группировка критериев осуществлена по степени выраженности мотивов познавательной деятельности и профессиональных мотивов. Данное положение выдвинуто автором согласно положению о существующей взаимосвязи между познавательным и профессиональным интересом. В данной работе по пятибалльной системе производится оценка мотивов деятельности. При соотнесении профессионального познавательного интереса использована методика выраженности мотивов профессиональной деятельности. С целью подтверждения достоверности полученных данных необходимо рассчитать коэффициент позитивного отношения к профессии.

В нашем исследовании в процессе подготовки инженеров в условиях вузовского обучения профессиональный интерес выступает как цель, как результат качественной подготовки специалистов, проходя через уровни, последовательно перерастая из одного в другой:

- ситуативный интерес;

- интерес к профессии;

- интерес к дисциплинам (специальным);

- профессиональный интерес.

Ввиду того что профессиональные интересы развиваются в процессе учебной деятельности, на наш взгляд, качество профессиональных знаний умений и навыков является одним из важнейших критериев выявления уровней интереса.

Следовательно, возникает необходимость в выявлении возможностей и содержания специальных дисциплин в развитии профессиональных интересов студентов инженерных специальностей, отражающих специфическое содержание деятельности специалиста.

Основными положениями для отбора содержания учебного материала специальных дисциплин, учебно-профессиональных задач становятся анализ уровней развития профессиональных интересов, позволяющий закрепить и развить интерес.

В исследовании О.П. Науменко [3, с. 87] в качестве критериев развития интереса к профессиональной деятельности приняты:

- профессиональные знания и умения;

- профессиональные мотивы;

- профессионально-ценностные ориентации;

- познавательный интерес.

Профессиональная подготовка студентов вуза является поэтапной, учебная деятель-ность завершающего этапа во многом отличается от начальных этапов, где определяющую роль играет познавательный интерес.

Нашему исследованию близка точка зрения С.А Ярушевой: «Уровень развития про-фессионального интереса - это избирательное отношение студентов к профессиональной подготовке. Определить уровень развития профессионального интереса - это значит оценить качество выполнения учебной деятельности по овладению профессиональных знаний, навыков и умений. Чем больше успешность обучения, тем выше уровень развития профессионального интереса» [4, с. 110].

В нашем исследовании рассматривается качество профессиональной подготовки студентов. На завершающем этапе профессиональный интерес рассматривается определяющим фактором, выражающимся в творческом подходе к выполняемой работе (участие в научно-исследовательской работе, дипломное проектирование, участие в работе научных семинаров).

С.Д. Шлома [5, с. 79] в качестве критериев формирования интереса к профессии принимает:

- познавательную активность;

- профессиональную направленность;

- профессиональные знания и умения.

В нашем же понимании проблема формирования интереса к профессии рассматривается как активная познавательная направленность личности на определенный вид деятельности, связанная с положительным отношением к профессии.

В своих исследованиях мы приходим к выводу, что в условиях педагогического процесса учебных заведений среднего

профессионального образования невозможно сформировать профессиональный интерес, так как студент не является субъектом профессиональной деятельности. А потому можно говорить лишь об интересе к профессии.

Мы считаем, что в условиях обучения студентов инженерных специальностей в вузе профессиональный интерес выражен расположенностью к учению, к познавательной деятельности, потребностью к углублению, творческому применению знаний. При этом особенностью профессионального интереса является его способность обогащать и активизировать учебно-деятельностный процесс.

По нашему мнению, интерес к профессии рассматривается как мотив личности, направленный на профессию. А профессиональный интерес, как более высший уровень. в динамике развития, выступает в роли устойчивого мотива, направленного на конкретную деятельность.

Следовательно, выявление уровней развития профессиональных интересов связано с анализом учебного процесса студентов. В данном случае важнейшими критериями развития профессиональных интересов являются:

- качество профессиональных знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам;

- выраженность творческого подхода к решению учебных и профессиональных задач.

Без достаточно высокого уровня развития профессионального интереса невозможно оптимальное взаимодействие между студентами и избранной ими инженерной профессиональной деятельностью в процессе познания.

У С.А. Ярушевой [4, с. 110] в качестве основного критерия оценки уровней профес-сиональных интересов студентов выбрано измерение продвижения студента в учебно-про-фес-сиональном процессе от низкого уровня развития к среднему, а от него - к высшему. Мы выделяем критерии, наиболее адекватно отражающие уровни развития профессионального интереса:

- личностно-воспроизводящая активность;

- моделирующая активность;

- творческая самостоятельность.

На наш взгляд, выбранные критерии включают в себя педагогически значимые свойства характера человека, его стремление к достижению успеха, способы решения про-фес-сиональных проблем и объяснения поведения студентов в процессе профессиональной подготовки и позволяют определить изменение состояния профессионального интереса у студентов вуза.

Несмотря на то, что точка зрения С. А. Ярушевой наиболее близка нашему исследованию, следует отметить, что в качестве критериев развития профессионального интереса следует рассматривать также наличие у студентов мотивов профессиональной деятельности.

Изучая место интереса в общей структуре деятельности, С.Л. Рубинштейн [6] и А.Н. Леонтьев [7] определили, что интерес является мотивом и охватывает все психические про-Библиографический список

цессы, в том числе восприятия, памяти, мышления, развиваясь, направляет их.

Авторами отмечено, что интерес к науке, к профессии побуждает человека к соответствующему виду профессиональной деятельности.

При определении места профессионального интереса в общей структуре мотивации студентов в процессе учебной деятельности, рядом авторов подчеркивается чрезвычайно важная роль развития профессиональной мотивации.

В работе В.А. Сластёнина Е.П. Белозерцева,

А. Д. Гонеева, А.Г. Пашкова отмечается: «На этапе формирования мотивации первостепенное значение приобретают актуализация профессиональных интересов учащихся и студентов, включение формулируемой задачи в контекст будущей профессиональной деятельности» [8, с. 61]. Авторы приходят к выводу, что наличие мотивов профессиональной деятельности свидетельствует о наличии развивающихся профессиональных интересов.

Анализ научной литературы, посвященной изучению проблем развития интересов, показывает существование различных подходов к классификации видов интереса, уровней его развития, критериев выявления.

Наряду с этим очевидна значимость в понимании структуры интересов их уровней, а также общность в понимании всеми авторами, что профессиональный интерес, являясь динамичным комплексом психических свойств и состояний, или растет, усиливается, или гаснет.

Рассматривая взаимосвязи различных видов интересов, Г.И. Щукина наряду с изучением динамики интереса значительное внимание уделяет выявлению уровней развития интересов и характеру интереса. В работе «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» Г.И. Щукина пишет: «Более значительными факторами являются влияния характера интереса на становление личности, перспективы его развития» [9, с. 42]. Автором выделяются и характеризуются «аморфный характер интереса», «многосторонний, широкий характер», «локальный, стержневой характер».

Результаты нашего исследования показывают, что в развитии профессиональных интересов осуществляется их структуризация при переходе от многочисленных и неглубоких интересов к единственному глубокому профессиональному интересу.

Развитие профессиональных интересов приводит к активизации учебно-познава-тельной деятельности, поднятия её на уровень творческих процессов, итогом становится удовлетворенность при изучении профессионально значимых специальных дисциплин.

Без достаточно высокого уровня развития профессионального интереса не возможно оптимальное взаимодействие между студентами и избранной ими инженерной профессиональной деятельностью в процессе познания.

1. Истратова, Э.Н. Развитие профессиональных интересов учащейся молодёжи на материале преподавания математики: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2000.

2. Костюшина, Н.П. Формирование профессиональных интересов студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005.

3. Науменко, О.П. Развитие интереса к профессиональной деятельности у студентов колледжа: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2002.

4. Ярушева, С.А. Педагогические условия развития профессионального интереса у студентов вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2002.

5. Шлома, С.Д. Формирование интереса к профессии у студентов колледжа при изучении специальных дисциплин: дис..канд.пед.наук. - Москва, 2006.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер 2002.

7. Леонтьев, А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. - М.: Изд-во. Моск. ун-та,1994.

8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др].; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Изд. центр «Академия», 2006.

9. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

Статья поступила в редакцию 3.12.09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.