Библиографический список
1. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
2. Каменская, Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
3. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 527 с.
4. Никитина, Н.Н., Железнякова, О.М., Петухов, М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие / Н.Н. Никитина,
О.М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
5. Успенский, В.Б., Чернявская, А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2003. - 176 с.
6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. / Н.Ф. Талызина. - 4-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия» 2006. - 288 с.
7. Науменко, О.П. Развитие интереса к профессиональной деятельности у студентов колледжа: дисс.... канд. пед. наук / О.П. Науменко. - Магнитогорск, 2002. - 165 с.
8. Мажитова, Л.Х. Формирование профессиональных интересов студентов в про-цессе профориентационной деятельности ВТУЗА: дис. ... кан. пед. наук. - Алма-Ата, 1987. - 197 с.
9. Шлома, С.Д. Формирование интереса к профессии у студентов колледжа при изучении специальных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. -Москва, 2006.
10. Истратова, Э.Н. Развитие профессиональных интересов учащейся молодёжи на материале преподавания математики: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2000.
11. Костюшина, Н.П. Формирование профессиональных интересов студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005.
Статья поступила в редакцию 10.08.10
УДК 378
И.В. Алеева, преп. СГПУ, г. Сургут; О.А. Яворук, д-р пед. наук, проф.ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
В статье автор рассматривает проблему развития профессионально значимых качеств студентов специальности «Адаптивная физическая культура» в процессе преподавания физики с позиций компетентностного подхода. В соответствии с целями образования и методологией системного подхода, автор выделяет уровни развития профессионально значимых качеств рассматривает способ их формирования средствами интеграции физики и физической культуры, представляет некоторые результаты проведенного исследования.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, модель специалиста, ключевые квалификации, компетентностный подход, уровни развития профессионально значимых качеств, интеграция, межпредметные задачи.
Перед нами ставится цель развития профессионально значимых качеств (ПЗК) студентов специальности «Адаптивная физическая культура» (АФК) в процессе преподавания физики.
Выделим нижеследующие ключевые задачи нашего исследования.
1. Определить понятие «профессионально значимые качества» специалиста АФК.
2. Разработать комплекс мер по развитию некоторых ПЗК в процессе преподавания физики.
Методологическая основа нашего исследования - системный подход.
Адаптивная физическая культура, является частью физической культуры, организация воспитания и образования которой, отражены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» [1, с. 39].
Определение адаптивной физической культуры, данное С.П. Евсеевым, показывает, что адаптивная физическая культура (АФК) - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизация его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов [2, с. 31] .
На наш взгляд в самом определении констатируется, что действия специалиста по адаптивной физической культуре в системе «человек - человек» должны опираться на глубокую интеграцию психолого-педагогических, медико-биологических, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных знаний.
Первые попытки описания модели специалиста по АФК были предприняты Т.В. Федоровой (1998), но на сегодняшний день эта проблема находится в стадии решения. Так профессионально значимые качества специалистов АФК ей рассматривались в рамках мотивации будущих профессионалов. Автор констатирует, что основными мотивами студентов по данной специальности, являются мотивы личностного престижа, профессионализма, прагматические и познавательные мотивы [3] .
В настоящее время строгого определения понятия «профессионально значимые качества» нет, данное понятие рассматривается с позиций педагогики, психологии как комплексный психолого-педагогический феномен.
В нашем исследовании профессионально значимые качества специалиста АФК мы рассматриваем с позиций компе-тентностного подхода, и под ними понимаем ключевые квалификации, необходимые будущему специалисту для успешной профессиональной деятельности. При этом возникает такой перечень основных ПЗК: умение применять научные подходы, полученные в одной области наук в отношении других ее областей; широкий взгляд на решение проблем; умение использовать знания в будущей профессиональной деятельности; развитое естественнонаучное мышление, универсальность мышления; адекватная оценка собственной пригодности. Как видим, понятие ПЗК рассматривается как интегративное свойство личности.
Процесс развития ПЗК личности студентов АФК в процессе обучения физике нами понимается, как процесс приобретения профессионально значимых новообразований, умений, навыков, характеристик, овладения функциями, технологиями профессиональной деятельности.
Мы считаем, что в развитии ПЗК специалиста АФК в стадии адепта можно выделить три уровня: микроуровень (знакомство с комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, развитие положительного отношения к будущей профессии,); мезоуровень (адаптация к профессии, профессиональное самоопределение); макроуровень (развитие профессиональной мобильности, профессиональных перспектив,
реализация в будущей профессиональной деятельности). Подобную классификацию для уровней социализации можно встретить у А.В. Мудрика. [4, с. 41, 93, 148].
Для студента - будущего специалиста - основной деятельностью является его учеба, которая рассматривается им как средство приобретения специальности. Значит, профессионально значимые качества должны оказывать влияние на успешность его учебной деятельности. В учебной деятельности студент приобретает и укрепляет такие качества, которые помогут ему стать специалистом высокого класса и, следовательно, достичь высокого уровня самореализации в жизни [5]. Развить профессионально значимые качества специалиста АФК можно только в комплексе изучения всех дисциплин учебного плана, также плодотворное прохождение педагогической практики окажет благоприятное влияние на их развитие. Физика является лидером интеграции естественных наук, несмотря на повышение статуса группы других наук. Ее лидирующее положение объясняется фундаментальным характером физических знаний, общностью ее основных законов и справедливостью их для других наук, глубоким методологическим содержанием и общностью ее интегративных функций. Современная физическая наука насчитывает около двадцати направлений, на стыках которых образуются новые области исследования, возникают интересные проблемы. Экспериментальные и теоретические методы физики все чаще применяются в таких далеких от физики сферах, как экономика, социология, психология. Вполне возможно, что физика предложит универсальный язык другим наукам, а в дальнейшем будет играть в них не меньшую роль, чем математика.
Физическая культура и спорт являются сложной областью для исследований. Для того чтобы грамотно оценить спортивные показатели, корректно описать экспериментальные данные современному специалисту в области физической культуры и спор-та требуется научное мировоззрение, знание законов природы и умение их применять.
К моменту изучения физики (2 курс) у студентов АФК складываются свои качества личности, поэтому возникает противоречие: между уже сложившимися качествами личности и объективными требованиями, нормами, условиями профессиональной деятельности специалиста АФК, которые интегрируя все эти качества, обуславливают общее развитие личности.
Дисциплина физика представлена в учебном плане подготовки специалиста АФК в блоке естественно-научных дисциплин (ЕН.Ф.03) и изучается студентами данной специальности на втором курсе третьего полусеместра. Число часов, отводимых на изучение курса: лекций - 38 часов, семинаров -18 часов, индивидуальная работа - 1 час на студента.
Материал дисциплины представлен пятью дидактическими единицами ГОС ВПО: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электричество и магне-тизм», «Механические и электрические колебания и волны», «Оптика», «Атомная и ядерная физика». Раздел «Оптика» объединен с разделом «Механические и электрические колебания» и представлен четвертым модулем.
Задачи изучения дисциплины:
- усвоение студентами основных понятий, законов и теорий физики;
- сознательное применение указанных форм предъявления знаний для объяснения явлений природы;
- ознакомление студентов с современной физической картиной мира, развитием идей познания природы;
- формирование у студентов представления о месте физики среди естественнонаучных дисциплин, возможностях применения фундаментальных законов физики для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, свойствах элементарных частиц, физических принципах работы современных технических устройств;
- развитие у студентов научного мировоззрения, логической памяти, внимания, способности управлять мыслительными процессами, естественнонаучного мышления;
- формирование умения практически применять физические методы исследования, в том числе, в последующем курсе биомеханики и технике выполнения спортивных упражнений.
На наш взгляд, развитие ПЗК студентов АФК в процессе изучения физики возможно через реализацию интегрированного курса «Физика и человек» и использования в процессе преподавания задач межпредметного содержания. Свои взгляды на использование межпредметных задач для развития естественнонаучного мышления обосновано в работах Г.А. Берулавы, Е.А. Валович, С.П. Злобиной, А.В. Усовой, Л.М. Федорова, Л.М. Фридмана, О.Р. Шефер.
Учитывая многогранность понятий «задача», «межпредметная задача», ограничимся определением, данным Е.А. Валович. Под межпредметными задачами исследователь понимает такие задачи, условие, содержание и процесс решения которых интегрирует в себе структурные элементы знаний о явлениях природы и общества, изучаемых на уроках смежных дисциплин [6] .
Отличительная особенность межпредметных задач в том, что они являются моделями реальных ситуаций, с которыми студенту придется столкнуться в практической деятельности. Решение задач такого типа требует применения не только знаний по физике, но и объединения знаний, с целью получения качественно нового знания (в нашем случае это знания по физике адаптивной физической культуре). У студентов формируется синтезированный уровень естественнонаучного мышления (переход от бытового и научного).
Применение качественных межпредметных задач в образовательном процессе, благотворно влияет на развитие естественнонаучного мышления, повышает интерес к изучаемому предмету, показывает необходимость изучения предмета для своей будущей профессии, повышает познавательную активность, повышает интерес к будущей профессии, положительно влияет на профессиональное развитие и становление личности студента [7].
Предмет «Физика» изучается на 2 курсе, но знания, полученные в ходе подготовки будущего специалиста крайне важны, потому следует предлагать такие формы самостоятельного изучения материала, которые способствуют пробуждению интереса к изучаемым темам и учитывают специфику этапа подготовки. Достаточно продуктивно и с большим интересом студенты работают самостоятельно, выполняя домашние задания в следующих формах: реферат, составление теста по пройденной теме, учебные исследования по отдельным вопросам, в виде разработки мультимедийной презентации, сложнее дается решение домашних задач.
Применительно к целям обучения следует иметь в виду, что нас интересует продуктивный результат обучения. Поэтому на занятиях необходимо решать следующие дидактические задачи: проверять умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении практических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать практически значимые выводы, побудить к самоконтролю, самооценке и развитию собственных знаний, реализовать непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности. Все это хорошо просматривается при таких методах контроля, как тестирование; итоговое собеседование; разработка и защита работ в форме рефератов.
Формирование ПЗК в процессе преподавания физики невозможно без интегрированного подхода в преподавании. Реализация интеграции возможна в самых разнообразных формах: унификации понятийного и категориального аппарата науки, математизации, взаимопроникновении методов, взаимодействии по объектам исследования, образовании комплексных ( синтетических) наук и т.д. [8].
Условия реализации интегрированного курса «Физика и человек» для студентов АФК были описаны нами ранее [9, с. 30].
Пример задач для самостоятельного решения:
1. Компанией ЯОК для колясочного баскетбола, была изобретена коляска БрпП . Подшипники ее колес обладают
высокой прочностью и протестированы при скорости вращения 26 000 об/мин. Определите период вращения подшипников.
2. Эффективность применения энергосберегающих искусственных стоп Seattle Foot и Carbon Copy 11 подтверждена спортивными достижениями. Так, Даннис Эллер пробежал 100 метровую дистанцию за 11,73 сек в 1988 году на Пара-олимпийских играх в Сеуле, Джим Накларен преодолел Нью -Йоркский марафон за 3,5 часа, что являлось рекордом для инвалидов-марафонцев. Определите скорость, развиваемую спортсменами и, сравните с достижениями в вашем городе.
Примерные темы для исследовательских работ:
1.Регулировка центра тяжести кресла-коляски Voyager.
Таблица 1
Динамика изменения мотивационной направленности на развитие профессионально значимых качеств личности при изучении
2. Использование амортизаторов в конструкциях для зимних видов спорта.
3. Действия силы тяжести спортсмена и снаряда как способ воздействия тренажеров на спортсмена-инвалида.
4. Роль сопротивления среды (скорости ее перемещения относительно занимаю-щегося) при реабилитации спортсменов.
Как видно из таблицы 1 в ходе работы над курсом физики, наполненный содержанием профессиональной деятельности, у студентов повысились мотивы социально значимой и осмысленной направленности на развитие профессионально значимых качеств. В опросе принимали участие 21 человек.
Мотивы изучения курса Динамика в опытной работе
Начало % Итог %
Выбор позиции, осознание своего «Я» 48,2 65,5
Развитие ориентации в естественнонаучной сфере 15,3 40,8
Развитие личностно-осмысленного отношения к изучаемой дисциплине 20,4 50,1
Интерес к научно- исследовательской работе 15,7 40,6
Подготовка к профессиональной деятельности в естественнонаучной области 30,3 70,8
Творческое самовыражение в учебно-познавательной деятельности 30,5 60,7
Выводы
1. Действия специалиста по адаптивной физической культуре в системе «человек - человек» опираются на интеграцию различных видов знаний (в том числе и естественнонаучных ).
2. Понятие ПЗК - представляет сложное комплексное явление, не получившее общепризнанного определения. В рамках компетентностного подхода нами определены основные ПЗК, на развитие которых в процессе преподавания физики, будет направлена наша исследовательская работа, к ним мы относим: умение применять научные подходы, получен-
ные в одной области наук в отношении других ее областей; широкий взгляд на решение проблем; умение использовать знания в будущей профессиональной деятельности; развитое естественнонаучное мышление, универсальность мышления; адекватная оценка собственной пригодности.
3. Используя методологию системного подхода, применяя в преподавании физики интегрированный подход к обучению, решая задачи межпредметного содержания, мы добились повышения уровня мотивации к изучаемому предмету, что является необходимым условием развития ПЗК будущего специалиста.
Библиографический список
1. Нормативное правовое обеспечение физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья: документы и материалы: сб. - М.: Советский спорт, 2009.
2. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. в 2 т.: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2007. - Т.1.
3. Федорова, Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: учеб. пособие / под ред. С.П. Евсеева. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
4. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие. - М.: Академия, 2004.
5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учеб. пособие. - М.: Тера, 1997.
6. Валович, Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 1984.
7. Усова, А.В. Задачи и задания, требующие комплексного применения знаний по физике, химии, биологии: учеб.-метод. пособие. - Челябинск: ЧГПУ, 2000.
8. Яворук, О. А. Дидактические основы построения интегративных курсов в школьном естественнонаучном образовании. - Челябинск.: изд-во ЧГПУ, 2000.
9. Формирование профессиональных компетенций студентов специальности адаптивная физическая культура (АФК) в процессе интеграции физики и физической культуры // Профессия педагога в условиях модернизации образования: сб. мат-лов регион. науч.-практ. конф. / под ред. О. И. Зворыгиной. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010.
Статья поступила в редакцию 17.06.10
УДК 372.881.111
А.Е. Воробьёва, соискатель МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: anas [email protected] ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В настоящее время в отечественной и зарубежной методике одной из основных проблем является проблема обучения лексике иностранного языка. Современные методики обучения иноязычной лексике, несмотря на большое количество специфических черт, имеют много общих черт, лежащих в самой их основе. Прежде всего у них у всех одна цель - научить обучающего общаться на иностранном языке и участвовать в становлении и развитии себя как личности. Данные вопросы и раскрываются в настоящей статье.