ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-82-15 УДК 378.147
© Алексеенко А.В., Алексеенко А.Е., 2018
Алексеенко Алексей Владимирович
Научно-педагогический работник, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
Alekseenko Alexey Vladimirovich
Scientific and pedagogical worker, Cherepovets Higher Military Engineering School of Radio Electronics (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
Алексеенко Алена Евгеньевна
Аспирант, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Alekseenko Alyona Evgenyevna
Post-graduate student, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF OPTIMIZATION OF TEACHING PHYSICS TO FUTURE ENGINEERS
Аннотация. Статья посвящена вопросу оптимизации процесса обучения физике будущих инженеров. Авторами уточнены цели и задачи курса физики; обоснована значимость дисциплины в системе подготовки специалистов инженерного профиля; проведен анализ работ в области, касающейся вопроса совершенствования преподавания физики в высшей инженерной школе. Авторами предложено использовать системный подход к оптимизации процесса обучения физике, который позволит организовать его наиболее качественным образом с целью формирования профессионально компетентного, конкурентоспособного специалиста.
Abstract. The article is focused on optimization of teaching physics to future engineers. The authors have refined the goals and objectives of physical science in the future engineer training; justified the importance of the subject; authors analyzed the works, regarding the issue of improving teaching physics in higher engineering school. The authors propose to use a system approach to optimization of teaching physics that allows to organize it properly to form professionally competent, competitive specialist.
Ключевые слова: оптимизация обучения, курс физики, системный подход_
Keywords: training optimization, physics course, system approach_
Введение
В современных условиях существует реальная потребность в профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистах, способных эффективно вести инженерные разработки на междисциплинарном уровне, за короткий срок освоить передовые технологии и умеющих прогнозировать последствия своей деятельности. От инженеров требуется не просто знание отдельной отрас-
ли науки, а овладение целостной системой фундаментальных и профессиональных знаний и умений для решения сложных технических и технологических проблем.
Это означает, что подготовка таких специалистов в высшей инженерно-технической школе должна быть построена на основе единства фундаментальности и профессиональной направленности.
Основная часть
Прежде всего, уточним, что термин «фундаментальный» в русском языке имеет несколько смысловых значений: большой, прочный; основательный, глубокий; основной, главный [20] и очень часто употребляется в составе таких понятий, как «фундаментальная наука», «фундаментальная подготовка», «фундаментальные дисциплины» и др.
Под фундаментальной наукой понимают теоретические изыскания и экспериментальные исследования в самых разных сферах научной деятельности. Ее целью является выявление наиболее общих закономерностей, свойственных явлениям действительности. Фундаментальная наука ответственна за выработку принципов как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. В ее рамках разрабатываются базовые теоретические концепции, которые становятся фундаментом для прикладных исследований.
Фундаментальные дисциплины - основные, главные для специалиста конкретного профиля, составляющие фундамент его специальности [9].
Фундаментальные знания - это стержневые, системообразующие, методологически значимые представления, восходящие к истокам понимания, к первичным сущностям [26].
Несмотря на то, что фундаментальная составляющая инженерно-технического образования должна включать математические и естественнонаучные, общетехнические и гуманитарные, а также специальные знания о передовых инженерных разработках в профессиональной сфере. Фундаментальность подготовки инженеров прежде всего состоит в должном уровне владения математическим аппаратом и физическими представлениями, основанными на знании и понимании основных законов физики и наличии предметных ассоциаций, связанных со знакомством с конкретными техническими устройствами и системами [15]. Вот почему должное значение при подготовке специалистов инженерного профиля должно придаваться математическому и естественнонаучному циклу, представленному курсами высшей математики, физики и др. Зачастую для так называемых выпускающих кафедр данные дисциплины воспринимаются как вспомогательные, в связи с чем высказываются предложения сократить число часов, отводимое на них, ограничиться изучением специальных дисциплин, и тем самым придать образовательному процессу узкую профессиональную и практическую направленность.
Заметим, однако, что именно изучение дисциплин математического и естественнонаучного цикла развивает логическое и абстрактное мышление, прогностические, критические, аналитические способности обучающихся, расширяет их эрудицию, оказывает существенное влияние на формирование научного мировоззрения будущих инженеров.
Цель данной статьи - выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения физике для обеспечения фундаментальности естественнонаучной подготовки будущего инженера как детерминанты развития его профессиональной компетентности и конкурентоспособности в современных условиях.
По Ю.К. Бабанскому под оптимизацией процесса обучения будем понимать такое управление, которое организовано на основе всестороннего учета закономерно-
стей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а также особенностей данной системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного (в пределе оптимального) функционирования процесса с точки зрения заданных критериев [3].
Еще в 1951 г. А.Ф. Иоффе резко критиковал подход к преподаванию физики в высшей технической школе «только как общеобразовательного предмета, расширяющего кругозор будущего инженера... Физика - резервуар, откуда черпают новые технические идеи, - и новая технология. На определенной стадии своего развития физические исследования перерастают в крупнейшие достижения техники» [Цит. по: 8, с. 118]. С.И. Вавилов отмечал, что «современную технику в ее наиболее эффективной и важной части с полным правом можно назвать практическим воплощением результатов физики (механики, электротехники, теплотехники, светотехники и т.д.)».
Физика - не просто общеобразовательная дисциплина, знания, сформированные у обучающихся в рамках этого предмета, составляют теоретический базис общепрофессиональных и специальных дисциплин, позволяют последним быть успешными в любой отрасли современной техники. Кроме того, физика играет определяющую методологическую и мировоззренческую роль для подготовки технического специалиста практически любого профиля. Физика направлена на обобщение и систематизацию физических знаний и создание у обучающихся целостных представлений не только о физической картине мира, но и о своей будущей деятельности и тех знаниях, умениях, навыках и способностях, которые необходимы для успешного овладения будущей профессией и для выполнения профессиональных обязанностей.
Несмотря на дискуссии о необходимости усиления естественнонаучной грамотности инженеров в высшей школе, судьба физики на протяжении последних десятилетий складывается весьма противоречиво. В период с конца 50-х до начала 70-х гг. курс физики в технических вузах составлял 350 аудиторных часов, читался в течение четырех семестров. В настоящее время для большинства технических специальностей курс физики читается в течение двух-трех семестров, при значительном сокращении (практически на 40 %) аудиторных часов по сравнению с 60-ми гг. XX века.
А вместе с тем задача формирования у обучающихся системы знаний, умений исследовательского характера, социально ценных ориентиров на их применение с целью воспроизводства и дальнейшего развития высоких технологий не снимается. Все это требует существенных корректив в содержании и структуре учебного материала курса физики, изменения подходов к обучению с расчетом повышения результативности изучения предмета без увеличения количества учебных часов, с одной стороны, изменения роли курса физики в качественной подготовке специалистов инженерно-технического профиля - с другой.
Переходя к проблеме совершенствования образовательного процесса при изучении физики в условиях модернизации высшего инженерного образования, конкретизируем цели и задачи данного курса в методической системе подготовки инженеров на примере специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические системы.
В структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по данной специальности дисциплина «Физика» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла. Программа курса сформирована таким образом, чтобы дать обучающимся представление об основных разделах физики, показать их глубокую взаимосвязь, познакомить будущих инженеров с наиболее важными экспериментальными и теоретическими результатами, достижениями современной науки с учетом требований ОПОП по данной специальности.
Цель курса физики состоит в том, чтобы:
- сформировать у обучающихся основы естественнонаучного мышления, позволяющие им нарисовать современную физическую картину мира;
- сформировать у них умение ориентироваться в потоке научной и технической информации;
- создать базу для изучения последующих профессиональных и специальных дисциплин учебного плана (таких как «Электродинамика и распространение радиоволн», «Оптика», «Электроника, электротехника и схемотехника», «Радиотехнические цепи и сигналы» и др.);
- обеспечить применение положений фундаментальной физики при создании и реализации новых технологий в области радиотехнических устройств и систем;
- привить навыки экспериментальных методов исследования и умение применять их в инженерной практике.
Актуальность изучения физики обучающимися радиотехнического профиля обусловлена необходимостью знать:
- основы науки физики: понятия, законы, теории, границы их применимости; области практического применения физических законов, теорий и явлений в радиотехнике, радиосвязи, электронике, военной технике;
- физическую сущность процессов и явлений, лежащих в основе принципов действия радиотехнических устройств и систем;
- современную учебную (или научную) аппаратуру; физические принципы действия радиолокационных средств, лазеров, оптических, полупроводниковых и других приборов;
- способы измерения координат и параметров движения объектов;
уметь:
- применять законы физики для расчета параметров в задачах радиотехнической направленности;
- пользоваться техническими средствами измерений, читать схемы, составлять простейшие электрические цепи по предложенной схеме, проводить измерения различных физических характеристик, включая оценку погрешностей (неточностей) измерений;
- наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы, оформлять результаты исследования при проведении эксперимента;
- приобретать и использовать в своей профессиональной деятельности новые естественнонаучные знания (на основе знаний, полученных ранее);
владеть:
- навыками практического применения усвоенного содержания курса физики при изучении профессиональных и специальных дисциплин, а также в своей будущей профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Физика» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по данной специальности [24] выпускник должен обладать совокупностью общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (или частью компетенций).
Важными для будущей инженерной деятельности являются: способность к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9); способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современ-
ные образовательные и информационные технологии (ОПК-2); способность осваивать работу на современном измерительном, диагностическом и технологическом оборудовании, используемом для решения научно-технических задач в области радиотехники, владение основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ОПК-9); способность составлять обзоры результатов проводимых исследований (ПК-16).
Способами реализации поставленной цели - привития системы общепрофессиональных и профессиональных компетенций при изучении курса физики наряду с развитием профессионально значимых личностных качеств обучающихся - должны стать эффективные методы, формы обучения, а также тщательный отбор содержания курса физики.
С целью изучения опыта формирования совокупности компетенций и личностных качеств (профессиональной компетентности) будущих специалистов инженерно-технического профиля в процессе изучения физики был проведен анализ исследований по этой проблематике за последние годы.
Отдельным аспектам совершенствования преподавания физики в высшей инженерной школе посвящены работы А.А. Червовой [28], В.И. Попкова [23]; вопрос методики преподавания курса физики в техническом университете затрагивает работа А.М. Лидер, Е.А. Скляровой, Л.И. Семкиной [13]; в исследовании Е.В. Савченко представлено учебно-методическое обеспечение по курсу общей физики в качестве средства подготовки инженеров к профессиональной деятельности [25] и др.
К числу разработок, касающихся проблемы формирования профессиональной компетентности (набора компетенций) будущих инженеров при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла, можно отнести [7], [18], [19], [21], [22], средствами высокотехнологической образовательной среды - [5], [17], [27]; среди них отдельно можно выделить работы Ж.Г. Калеевой [10]-[12], в которых автором выявлены некоторые педагогические условия и технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.
Авторы отмечают, что сегодняшнее состояние системы подготовки инженерных кадров, в том числе и радиотехнического профиля, характеризуется рядом негативных факторов, связанных с процессом обучения физике, что, в свою очередь, влияет на процесс развития компетенций у обучающихся. К их числу можно отнести следующие.
Во-первых, поскольку физика относится к числу непрофилирующих дисциплин, у обучающихся отсутствует понимание роли физических знаний, их важности в будущей профессиональной деятельности в качестве инженеров. Это обстоятельство дополняется тем фактом, что зачастую учебная программа по физике для технических вузов не соответствует профилю конкретной специальности и сильно отстает по содержанию от современного состояния физических наук и их технических приложений [1]. Все это приводит к отсутствию необходимых стимулов к изучению физики у обучающихся, привычки самостоятельно и непрерывно расширять свой научный кругозор, повышать естественнонаучную грамотность.
Во-вторых, во многих технических университетах до сих пор сокращается число аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины, при условии, что объем учебного материала при этом увеличивается.
В-третьих, несмотря на то, что целевым образом вкладываются деньги в развитие материальной базы отдельных инженерных факультетов российских вузов, в большинстве же их лабораторная база все так же остается слабо развитой, при этом наблюдается большой отрыв ее от конкретных технических задач сегодняшнего дня.
В-четвертых, актуальной проблемой остается совершенствование традиционных методов обучения, способов организации образовательного процесса, которые были бы ориентированы на качественное усвоение учебного материала обучающимися, на развитие у последних особого менталитета, в частности, формирования научного стиля мышления, умения самостоятельно решать нестандартные задачи.
Обобщая вышесказанное можно заключить, что в настоящее время недостаточно разработана методическая система обучения физике, ориентированная на эффективное формирование профессиональной компетентности будущих инженеров. Существует необходимость в обновлении содержания, методов, средств и форм организации учебного процесса по физике, а также в поиске путей его оптимизации, которые представляется целесообразным рассматривать с позиции системного подхода.
Под системным подходом будем понимать методологическое направление в науке, в основе которого лежит специфическое понимание объекта как целостной системы [4].
Концепцию оптимизации процесса обучения физике предлагается рассматривать как целостную систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы (цель, задачи, содержание, участников образовательного процесса, формы организации их взаимодействия, технологии реализации учебного процесса и др.) и предполагающую следующую последовательность этапов [2]:
1) Подготовительный: на этом этапе выделяется объект исследования - процесс обучения физике, обозначается его цель как осознанный образ планируемого результата; выделяются его структура, основные элементы, устанавливаются связи между ними; определяются все заинтересованные стороны, участники процесса; прогнозируется деятельность по осуществлению этого процесса; учитываются факторы, оказывающие непосредственное влияние на этот процесс (очевидно, что наибольший интерес будут представлять те из них, решение которых может дать наибольший положительный эффект в краткосрочной перспективе), ранжируются по значимости, по их влиянию на поставленную цель.
2) Основной: на втором этапе непосредственно происходит определение, разработка и реализация комплекса мероприятий по оптимизации работы системы, и, соответственно, изменению существующей ситуации, сложившейся в процессе обучения физике.
Авторами статьи на основе обобщения опыта отечественных вузов инженерно-технической направленности (О.В. Вдовиченко, Ж.Г. Калеева, В.И. Коломин, Л.В. Масленникова, А.А. Червова и др.) и положений ОПОП по вышеназванной специальности был сделан вывод, что содержание и процесс изучения дисциплины «Физика» наиболее полно реализует свою роль на пути развития профессиональной компетентности будущих специалистов инженерно-технического профиля, если учитываются следующие организационно-педагогические условия, непосредственно оптимизирующие процесс обучения:
а) с точки зрения содержания, учебный материал дисциплины:
- соответствует современному уровню развития науки, техники, технологии;
- представляет собой последовательное, структурированное, логически завершенное изложение курса физики, включающее все формы организации занятий, нацеленное на формирование целостной естественнонаучной картины мира;
- адаптирован к профилю вуза или специальностей, осуществить которую представляется возможным, например, при осуществлении междисциплинарных исследовательских проектов [6], [14], [16], или за счет включения в курс физики элементов технических дисциплин [1];
b) построена оптимальная система взаимодействия и сотрудничества «обучаю-щийся-педагог», специфика которой заключается не столько в передаче содержания знаний преподавателем и формировании соответствующих им умений и навыков у обучающихся, сколько в превращении учебного процесса в сотворчество, в рамках которого преподаватель и обучающиеся объединены стремлением к познанию истины;
c) усилена научно-исследовательская деятельность по физике, являющаяся важным связующим звеном между теоретическим естественнонаучным знанием, инженерной деятельностью и производством. В такую работу должны быть вовлечены преподаватели, обучающиеся, представители сторонних организаций, выполняемые проекты должны быть максимально приближены к проблемам будущей инженерной деятельности и иметь практическую значимость;
ф используемые в учебном процессе средства педагогической коммуникации (формы, методы, способы обучения), с одной стороны, способствуют усвоению содержания физики (например, интерактивные методы обучения), с другой - содействуют развитию у обучающихся субъектных качеств, актуального современным условиям уровня способностей. К числу последних можно отнести: проблемное обучение, метод проектов, исследовательские методы обучения и др. Обучающиеся не должны быть пассивными слушателями, а творчески, активно и эмоционально участвовать в образовательном процессе;
е) внедряемые информационные технологии используются в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса, при проведении виртуальных лабораторных работ, в качестве средства диагностики и др.
3) Заключительный этап: окончательное суждение об эффективности предлагаемого подхода к построению оптимального курса физики для технических специальностей можно сделать лишь на основании результатов его практического применения. Поэтому завершающим шагом должна стать апробация представленного подхода, контроль за работой системы, его коррекция.
Выводы
Подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, обладающих достаточным уровнем компетентности в своей области, безусловно, должна опираться на прочный фундамент естественнонаучных знаний. Достижение фундаментальности естественнонаучной подготовки может осуществляться различными средствами, но именно создание учебных курсов, в частности, курса физики, ориентированных на формирование целостных представлений о физической картине мира, становится необходимым условием его эффективности.
Успешность обучения дисциплине в условиях инженерно-технического вуза тесно связана с оптимизацией этого процесса. Системный подход как основа оптимизации процесса обучения физике позволит организовать его наиболее качественным образом, даст возможность своевременного реагирования и корректирования различных его компонентов для достижения главной образовательной цели - формирования профессионально компетентного, конкурентоспособного специалиста.
Литература
1. Айзенцон А.Е. Об интегративных возможностях курса физики в высшем техническом учебном заведении // Преподаватель XXI век. 2015. №2 (1). С. 152-158.
2. Аполов О.Г. Теория систем и системный анализ. Курс лекций. Уфа, 2012. 274 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. 256 с.
4. Бакулина М.С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. С. 168-173.
5. Бетуганова М.Б. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в среде информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 156 с.
6. Биркун Н.И. Реализация межпредметных связей при изучении общепрофессиональных дисциплин в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2007. 23 с.
7. Вдовиченко О.В. Формирование интеллектуальной компетентности будущих военных авиационных инженеров в процессе профессионально направленного изучения физики: дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 251 с.
8. Вернигоров Ю.М., Кудря А.П., Кунаков В.С., Лемешко Г.Ф., Наследников Ю.М. Технологический императив физики в инженерном образовании // Физика в системе современного образования (ФССО-2017): Материалы XIV Международной научной конференции. Ростов н/Д: ДГТУ, 2017. С. 118-119.
9. Володарская И.А. Взаимосвязь фундаментальных и специальных знаний при подготовке студентов в современной высшей школе // Российский научный журнал. 2010. №1 (14). С. 48-56.
10. Калеева Ж.Г. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. №3 (32). С. 102-105.
11. Калеева Ж.Г., Земцова В.И. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса физики // Фундаментальные исследования. 2011. №8 (3). С. 510-514.
12. Калеева Ж.Г. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 261 с.
13. Лидер А.М., Склярова Е.А., Семкина Л.И. Вопросы методики преподавания курса физики в техническом университете // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (4). С. 787790.
14. Масленникова Л. В. Взаимосвязь фундаментальности и профессиональной направленности в подготовке по физике студентов инженерных вузов: дис. ... д-ра пед. наук. Саранск, 2001. 398 с.
15. Мережин Н.И., Рыжов В. П. Особенности формирования инженерного мышления при подготовке радиоинженеров в современных условиях // Инженерное образование. 2014. №14. С. 234-238.
16. Николаева И. Б. Реализация межпредметных связей курса физики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 194 с.
17. Новгородцева И.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 259 с.
18. Овчинникова И.В. Формирование профессиональной компетентности специалистов аэрокосмического профиля в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2009. 22 с.
19. Овчинникова Н.Н. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 30 с.
20. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2004. С. 840.
21. Плахова В.Г. Математическая компетенция как основа формирования у будущих инженеров профессиональной компетентности // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 131-136.
22. Половникова Л.Б. Формирование профессиональных компетенций инженера при изучении физики // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. С. 387.
23. Попков В.И. Физика - основа профессиональной подготовки инженера // Вестник Брянского государственного технического университета. 2008. №4 (20). С. 127-133.
24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1019 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические системы (уровень специалитета)».
25. Савченко Е.В. Учебно-методическое обеспечение курса общей физики как средство профессиональной подготовки будущих инженеров // Теория и практика общественного развития. 2015. С. 115-121.
26. Тестов В.А. Различные подходы к понятию фундаментальности образования // Труды СГА. Юриспруденция. Образование. Психология. Экономика. Менеджмент. 2012. С. 76-91.
27. Ушаков Д.В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров средствами высокотехнологической образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 23 с.
28. Червова А.А. Педагогические основы совершенствования преподавания физики в высших военных учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 286 с.
References
1. Aizencon A.E. Ob integrativnyh vozmozhnostiah kursa fiziki v vysshem tehnicheskom uchebnom zavedenii [On the integrative opportunities of the course of physics in high technical educational institutions]. Prepodavatel' XXIvek [Teacher XXI century], 2015, no. 2 (1), pp. 152-158.
2. Apolov O.G. Kurs lekcii "Teoriia sistem i sistemnyi analiz" [Lecture course "Theory of systems and systems analysis"]. Ufa, 2012. 274 p.
3. Babanskii Iu.K. Optimizaciia processa obucheniia [Optimization of the learning process]. Moscow, 1997. 256 p.
4. Bakulina M.S. Sistemnyi i kompleksnyi podhody: shodstvo i razlichie [System and complex approaches: similarities and distinctions]. Vestnik Krasnoiarskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University], 2011, pp. 168-173.
5. Betuganova M.B. Formirovanie professional'noi kompetentnosti budushhih inzhenerov v srede informacionnyh tehnologii [Formation of professional competence of future engineers in the environment of information technology. Dr. dis.]. Karachaevsk, 2006. 156 p.
6. Birkun N.I. Realizaciia mezhpredmetnyh sviazeipri izuchenii obshheprofessional'nyh discip-lin v voennom vuze [Realization of intersubject relationship at studying of disciplines in the military college]. Orel, 2007. 23 p.
7. Vdovichenko O.V. Formirovanie intellektual'noi kompetentnosti budushhih voennyh avia-cionnyh inzhenerov v processe professional'no napravlennogo izucheniia fiziki [Formation of intellectual competence of future aviation engineers during the process of professionally directed study physics. Dr. dis.]. Moscow, 2014. 251 p.
8. Vernigorov Iu.M., Kudria A.P., Kunakov V.S., Lemeshko G.F., Naslednikov Iu.M. Tehnolo-gicheskii imperativ fiziki v inzhenernom obrazovanii [The technological imperative of physics in engineering education]. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniia (FSSO-2017): Materialy XIV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii [Physics in the system of modern education (PSME-2017): the material of the XIV international scientific conference]. Rostov-on-Don, 2017, pp. 118-119.
9. Volodarskaia I.A. Vzaimosviaz' fundamental'nyh i special'nyh znanii pri podgotovke studen-tov v sovremennoi vysshei shkole [The correlation between fundamental and special knowledge during preparation of the students at modern higher school]. Rossiiskii nauchnyi zhurnal [Russian scientific journal], 2010, no. 1 (14), pp. 48-56.
10. Kaleeva Zh.G. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia professional'noi kompetentnosti budushhih inzhenerov v processe izucheniia fiziki [Pedagogical conditions of formation competence of future engineers in the course of studying the course of physics]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2011, no. 3 (32), pp. 102-105.
11. Kaleeva Zh.G., Zem^va V.I. Sistema formirovaniia professional'noi kompetentnosti budushhih inzhenerov v processe izucheniia kursa fiziki [System of formation of professional competence of future engineers in the course of studying of the course of physics]. Fundamental'nye issle-dovaniia [Fundamental research], 2011, no 8 (3), pp. 510-514.
12. Kaleeva Zh.G. Teoreticheskie osnovy formirovaniia professional'noi kompetentnosti budushhih inzhenerov v processe izucheniia fiziki [Theoretical bases of formation of professional compe-
tence of future engineers in the course of studying of the course of physics: monograph], Moscow, 2014. 261 p,
13. Lider A.M., Skliarova E.A., Semkina L.I. Voprosy metodiki prepodavaniia kursa fiziki v tehnicheskom universitete [Issues of teaching physics at a technical university]. Fundamental'nye issledovaniia [Fundamental research], 2015, no. 2 (4), pp. 787-790.
14. Maslennikova L.V. Vzaimosviaz' fundamental'nosti i professional'noi napravlennosti v pod-gotovke po fizike studentov inzhenernyh vuzov [The relationship of the fundamental and professional orientation in the preparation for physics engineering students of Universities. Dr. dis.]. Saransk, 2001. 398 p.
15. Merezhin N.I., Ryzhov V.P. Osobennosti formirovaniia inzhenernogo myshleniia pri podgo-tovke radioinzhenerov v sovremennyh usloviiah [Features of formation of engineering thinking in the training of radio engineers in modern conditions]. Inzhenernoe obrazovanie [Engineering Education], 2014, no. 14, pp. 234-238.
16. Nikolaeva I.B. Realizaciia mezhpredmetnyh sviazei kursa fiziki s obshheprofessional'nymi i special'nymi disciplinami v voennom vuze [Realization of intersubject connections of course of physics with general professional and special disciplines at the military college. Dr. dis]. Chelyabinsk, 1999. 194 p.
17. Novgorodceva I.V. Formirovanie professional'no-kommunikativnoi kompetentnosti budush-hih inzhenerov v vuze [Formation of professional and communicative competence of future engineers at the University. Dr. dis]. Nizhny Novgorod, 2008. 259 p.
18. Ovchinnikova I.V. Formirovanie professional'noi kompetentnosti specialistov ajerokosmi-cheskogo profilia v processe izucheniia estestvennonauchnyh discipline [Formation of professional competence of specialists of the aerospace profile in the process of studying of natural-science disciplines]. Samara, 2009. 22 p.
19. Ovchinnikova N.N. Formirovanie informacionno-professional'noi kompetentnosti budushhih inzhenerov [Formation of information-professional competence of future engineers]. Chelyabinsk, 2009. 30 p.
20. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo iazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, 2004, pp. 840.
21. Plahova V.G. Matematicheskaia kompetenciia kak osnova formirovaniia u budushhih inzhenerov professional'noi kompetentnosti [Mathematical competence as the basis for the formation of future engineers of professional competence]. Izvestiia Rossiiskogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science], 2008, pp. 131136.
22. Polovnikova L.B. Formirovanie professional'nyh kompetencii inzhenera pri izuchenii fiziki [Formation of professional competences of the engineer in the study of physics]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2015, no. 6, pp. 387.
23. Popkov V.I. Fizika - osnova professional'noi podgotovki inzhenera [Physics - the basis of the professional training of the engineer]. Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Bulletin of Bryansk State Technical University], 2008, no. 4 (20), pp. 127-133.
24. Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 11.08.2016 № 1019 "Ob utverzhdenii feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po special'nosti 11.05.02 Special'nye radiotehnicheskie sistemy (uroven' specialiteta)" [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 8/11/2016 no. 1019 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in 11.05.02 Special radio engineering systems"].
25. Savchenko E.V. Uchebno-metodicheskoe obespechenie kursa obshhei fiziki kak sredstvo professional'noi podgotovki budushhih inzhenerov [Educational methodical support of the general physics course as a means of vocational training of future engineers]. Teoriia i praktika obshhestven-nogo razvitiia [Theory and practice of social development], 2015, pp. 115-121.
26. Testov V.A. Razlichnye podhody k poniatiiu fundamental'nosti obrazovaniia [Various approaches to the concept of fundamentality of education]. Trudy SGA. Iurisprudenciia. Obrazovanie. Psihologiia. Ekonomika. Menedzhment [The works of MHA], 2012, pp. 76-91.
27. Ushakov D.V. Formirovanie professional'noi kompetentnosti budushhih inzhenerov sredstvami vysokotehnologicheskoi obrazovatel'noi sredy [Formation of professional competence of future engineers by means of high-tech educational environment]. Chelyabinsk, 2008. 23 p.
28. Chervova A.A. Pedagogicheskie osnovy sovershenstvovaniia prepodavaniia fiziki v vysshih voennyh uchebnyh zavedeniiah [Pedagogical bases of improvement of teaching physics in the higher military educational institutions. Dr. dis.]. Moscow, 1995. 286 p.
Алексеенко А.В., Алексеенко А.Е. Педагогические условия оптимизации процесса обучения физике будущих инженеров // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №1 (82). С. 104-114.
For citation: Alekseenko A.V., Alekseenko A.E. Pedagogical conditions of optimization of teaching physics to future engineers. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 1 (82), pp. 104-114.