Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 3 (3), с. 73-76
УДК 378.14
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
© 2011 г. Л.Б. Лозовская 1, Р.В. Троицкий 2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского,
2 Нижегородский филиал Сочинского госуниверситета туризма и курортного дела
(НФ СГУТиКД), Н. Новгород
Поступила в редакцию 10.03.2011
Рассмотрена организация обучения физике студентов направления подготовки «Адаптивная физическая культура» в современных условиях. Обозначена связь физики с профессиональной направленностью и качеством подготовки выпускников. Предложено использование дифференцированного подхода к обучению физике на основе учета когнитивных стилей студентов.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, обучение физике, профессиональная направленность обучения, дифференцированный подход, когнитивные стили.
Введение
Развитие современного общества предъявляет серьезные требования к уровню профессиональной подготовки выпускников высшей школы в области физики. Обучение физике формирует научное мировоззрение, является фундаментом представлений о закономерностях окружающего мира. В условиях развития науки и техники, информатизации общества возрастает роль физического образования, которое является важной составляющей подготовки выпускников различных направлений.
Сегодня курс физики для студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», или «Адаптивная физическая культура» (АФК), является общеобразовательным и предназначен для ознакомления с основными разделами физики в связи с техническими и природными явлениями. Как следует из существующих стандартов и материалов пробных тестирований, специалист по физической культуре и спорту должен знать о современных достижениях естественных наук и принципах естественнонаучных подходов к исследованиям; уметь применять фундаментальные законы физики для объяснения свойств и поведения сложных систем, включая биологические объекты; понимать физические принципы работы технических устройств и спортивных тренажёров. По разделам физики выпускник должен знать и уметь использовать: основы механики; физику колебаний и волн; статисти-
ческую физику и термодинамику; электричество и магнетизм; основы оптики, атомной и ядерной физики; квантовую физику и теорию относительности. Согласно действующему ФГОС ВПО по направлению АФК, каждый из разделов представлен достаточно широко. Так, например, раздел «Статистическая физика и термодинамика» включает в себя: молекулярнокинетическую теорию; свойства статистических ансамблей; функции распределения частиц по скоростям и координатам; законы термодинамики, в том числе элементы термодинамики открытых систем; молекулярные свойства газов, жидкостей и кристаллов.
Согласно ФГОС ВПО нового поколения, деятельность бакалавра и магистра по направлению «Адаптивная физическая культура» в системе «человек - человек» должна опираться на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, пси-холого-педагогических, медико-биологических, физкультурных знаний [1; 2]. Физика при этом исключена из блока естественнонаучных дисциплин основной образовательной программы.
Физика в контексте подготовки студентов направления АФК
Физика для студентов-спортсменов является не только частью общечеловеческой культуры, но и пропедевтическим курсом для усвоения ряда профессиональных дисциплин, таких как: биомеханика, спортивная метрология, устрой-
ство тренажерных и силовых установок, материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры, безопасность спортивной деятельности, спортивная подготовка инвалидов, оздоровительные технологии в реабилитации, базовые виды двигательной деятельности: водные виды спорта, гимнастика, спортивные игры, лыжный спорт и др. Это доказывает необходимость включения дисциплины «Физика» в вариативную часть программы. Особенностью данного курса физики является прикладной характер теоретических знаний, их связь с практикой в различных видах спорта, развитие «физического взгляда» на конкретные ситуации, использование моделирования физических процессов, утверждение влияния физической науки на совершенствование спортивных достижений.
Важно отметить, что направление подготовки АФК соответствует Федеральной программе развития физической культуры Российской Федерации и в соответствии с социальными потребностями общества вносит серьезный вклад в формирование здорового образа жизни людей с ограниченными возможностями, что способствует их реабилитации и интеграции в жизнь современного общества. Более 80% выпускников работают по специальности в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических и санаторных учреждениях, специальных образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, спортивных детско-юношеских школах и других организациях.
По нашему мнению, наиболее важным с точки зрения профессиональной деятельности для студентов этого направления является раздел «Механика», выступающий в качестве основы для изучения многих специальных дисциплин. Данный раздел физики должен рассматриваться наиболее подробно, и студенты должны научиться не только понимать суть механических явлений и процессов, их взаимосвязь с процессами, происходящими во многих видах спорта, и с биологическими процессами человека, но и решать количественные задачи из этого раздела. Это необходимо для студентов специальности АФК, поскольку физические упражнения, особенно для людей с отклонениями от нормального развития, предполагают знание физических основ функционирования организма, умения оценивать механические нагрузки на организм.
Общеобразовательный курс физики в вузе изучается на первом курсе и, несомненно, должен опираться на школьные знания по данному
предмету. Для диагностики студентов-перво-курсников используются такие способы, как анализ данных успеваемости по результатам обучения в средней школе, данных результатов ЕГЭ, входной контроль в виде контрольной работы и (или) тестовых заданий, психологическое анкетирование. Следует отметить, что среди абитуриентов специальностей физкультуры и спорта более 70% имеют слабые и очень слабые знания по физике, испытывают трудности при дальнейшем изучении дисциплины и не проявляют особого интереса к ее изучению. При этом большинство студентов очного отделения и некоторые студенты заочного отделения обучения являются профессиональными спортсменами, регулярные тренировки и участие их в спортивных сборах и соревнованиях разного уровня зачастую приводит к несистематическому посещению занятий. Многим студентам требуется организация индивидуальной работы. Прежде всего студенты должны выйти на определенный уровень знаний, необходимый для дальнейшего усвоения предмета и применения его в практической деятельности.
Методика обучения физике студентов АФК должна основываться на принципах научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности обучаемых; необходимо выделить принцип доступности, предполагающий при организации обучения учет личностных особенностей и реальных возможностей студентов при сохранении научности и достаточного уровня сложности материала, а также принцип связи теории с практикой, предусматривающий, чтобы процесс обучения стимулировал студентов использовать полученные знания в решении прикладных задач, в том числе с профессиональной направленностью.
Создание условий адаптации студентов к успешному изучению физики и формированию осознанных мотивов её изучения достигается:
• дополнительной подготовкой по физике в виде консультаций с преподавателем, организацией самостоятельной работы с обязательным контролем, при необходимости сопровождающейся помощью педагога;
• дифференцированным подходом к обучению студентов с учетом познавательных особенностей обучаемых;
• использованием межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла;
• изучением физических основ видов спорта;
• подбором большого количества простых качественных задач/примеров, иллюстрирующих теоретический материал;
• решением обучающих и диагностических физических задач профессионального содержания со спортивной тематикой;
• физическим моделированием в конкретных спортивных ситуациях;
• анализом спортивных результатов и прогнозированием спортивных достижений с точки зрения законов физики.
Проблему ликвидации школьных пробелов и адаптации к успешному изучению физики в вузе можно решить, используя дифференцированный подход в обучении студентов. Формы организации учащихся и методы обучения при дифференцированном подходе должны определяться познавательными способностями обучаемых, что является вполне обоснованным с точки зрения теории познания [3]. В качестве основания для дифференциации следует брать когнитивный (познавательный) стиль студента. Когнитивный стиль представляет собой устойчивые, индивидуальные приемы оперирования информацией, в основе которых лежит та или иная степень дифференцированности восприятия [4]. Изучению когнитивных стилей посвящены работы многих педагогов и психологов: М.А Холодной, Г.А Берулава, О.В. Аллахвер-довой, Г. Клаусса и других. Все исследования объединяет один вывод: когнитивные стили необходимо учитывать при построении учебного процесса не только в средней школе, но и в вузах.
Формы организации занятий разнообразны: лекции, семинары, практикумы по решению прикладных задач, интегрированные занятия с дисциплинами профессионального цикла, дистанционное обучение, индивидуальные занятия, самостоятельная работа, консультации.
На занятиях целесообразно применять различные методы и формы организации учебной деятельности, варьировать сложность выполняемых заданий с целью обеспечения индивидуальных познавательных траекторий усвоения содержания образования [3; 5]. Для максимальной эффективности учебной деятельности необходимо шире применять групповые формы организации учебной деятельности, которые прежде всего определяются познавательными особенностями обучаемых; разновидностью групповых форм может быть работа в парах. Согласно [3; 4], каждый когнитивный стиль имеет свои достоинства и недостатки, которые влияют на эффективность учебного процесса; и именно групповая работа является одним из методических приемов, позволяющих использовать достоинства и устранять отрицательные моменты представителей каждого когнитивного
стиля. Применение дифференцированного подхода приводит к повышению мотивации к обучению, общего уровня усвоения материала.
Повысить мотивацию к изучению физики для студентов, обучающихся по специальности АФК, возможно с помощью физических задач со спортивной тематикой, где используются межпредметные связи с дисциплинами профессионального цикла. Решая подобные задачи, студенты учатся также анализировать и прогнозировать спортивные достижения с точки зрения законов физики.
Примеры задач:
1. Спортсмен, участвующий в олимпийских соревнованиях по прыжкам в высоту, разбегается для прыжка до скорости 6 метров в секунду. Учитывая, что в результате толчка при таком разбеге половина его кинетической энергии переходит в потенциальную, а взятая им высота может быть на величину до 1/5 его роста выше высоты подъема центра тяжести его тела при прыжке, рассчитайте максимальную высоту, которую он сможет взять. Рост спортсмена 175 см, а центр тяжести его тела, отстоящий от поверхности на расстояние в 10 см, делит эту величину в отношении 3:4 (верхняя половина тела тяжелее); ускорение свободного падения g = 10 м/^.
2. На соревнованиях по метанию молота спортсмен находится в специальном круге диаметром 2.135 м, в пределах которого он раскручивается и метает спортивный снаряд массой 4 кг. Мировой рекорд 2009 года, установленный среди женщин по дальности броска, составляет 77.96 м. Считая, что молот брошен по траектории, обеспечивающей максимальную дальность полета при данной начальной скорости, определите силу, действующую на спортсмена при бросании молота. Сопротивлением воздуха пренебречь.
3. Опишите основные силы, действующие на пловца. Какие требования к технике пловца вытекают из динамики? Как снизить силу сопротивления воды и силу сопротивления вихре-образования?
Кроме того, в рамках курса студенты самостоятельно составляют задачи профессионального содержания, используя, например, для условий данные реальных олимпийских рекордов (применяя междисциплинарные связи с курсом «История олимпийских игр»).
Заключение
Физика является основой для изучения дисциплин профессионального цикла направления
АФК, в связи с чем обязательно должна преподаваться студентам в рамках отдельного курса, возможно в вариативной части программы. Успешность обучения достигается применением дифференцированного подхода и профессиональной направленностью содержания курса. Качественная подготовка современного специалиста в области физической культуры и спорта во многом определяется уровнем овладения основными физическими понятиями и законами, умением их применения для решения практических задач в своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России № 220 от 29 марта 2010 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квали-
фикация (степень) «бакалавр»)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/
ршД£08/уро/.
2. Приказ Минобрнауки России № 17 от 13 января 2010 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «магистр»)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://топ. gov.ru/pro/fgos/vpo/
3. Гребенев И.В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2005. 247 с.
4. Клаусс Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1984. 288 с.
5. Лозовская Л.Б. Методика личностноориентированного подхода при решении физических задач // В сб.: Физика в школе и вузе. Вып. 3. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2005. С. 38-41.
TEACHING OF PHYSICS TO STUDENTS IN THE AREA OF STUDIES
«ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE» IN THE CONTEXT OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS
L.B. Lozovskaya, R. V. Troitsky
The organization of teaching of physics to students in the area of studies «Adaptive physical culture» in modem conditions is considered. The relation of physics to professional disciplines and to the quality of graduates' training is identified. It is proposed to use a differentiated approach to teaching of physics taking into account students' cognitive styles.
Keywords: adaptive physical culture, teaching of physics, professional orientation of teaching, differentiated approach, cognitive styles.