Научная статья на тему 'Основные концептуальные положения личностно-социального подхода в воспитании'

Основные концептуальные положения личностно-социального подхода в воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1387
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / личностно ориентированный подход / личностно-социальный подход / коллектив воспитанников / синтез антропоцентрического и социоцентрического подходов / education / person-oriented approach / per-sonal-social approach / collective of pupils / synthesis of anthropocentric and socio-centric approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микерова Галина Георгиевна

В статье раскрываются концептуальные положения личностно-социального подхода в воспитании учащихся, показываются основные отличия от общеизвестно-го личностно ориентированного подхода. Личностно-социальный подход в воспитании учащихся осуществляется благодаря синтезу антропоцентрического и социоцентрического подходов. Сущностью такого интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса: 1) персонализированные (личностные) отношения (микроуровень), в которых характер и интенсивность развития субъектов воспитания (педагога и воспитанников) зависит от их личностных особенностей и от вида отношений (они должны быть «помогающими»); 2) си-стема социально ориентированных отношений (макро-уровень), формой организации которых является коллектив (гуманное организованное сообщество), связанный с социумом разнообразными зависимостями. На основе определения целей воспитания уточняются общечеловеческие ориентиры и понятие «коллектив», описываются закономерности и принципы, приводятся правила организаторской работы педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микерова Галина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS OF PERSONAL-SOCIAL APPROACHES IN EDUCATION

The article describes the conceptual provisions of per-sonal-social approach in education of students, shows its main differences from generally known personality-oriented approach. Personal-social approach in educa-tion of students is carried out through the synthesis of anthropocentric and socio-centric approaches. The es-sence of such integrative education is the integration in education of two mechanisms of educational process: 1) personalized (personal) relationships (micro level), in which the nature and intensity of development of sub-jects of education (teacher and pupils) depend on their personal characteristics and the type of relationships (they should be "supportive"); 2) system of socially-oriented relations (macro-level), the form of organization of which is the collective (organized humane community) associated with the society by vari-ous dependencies. Based on the determined goals of education, the article specifies the universal guidelines and the concept of "community", describes the patterns and principles, rules for the organizational work of teach-ers.

Текст научной работы на тему «Основные концептуальные положения личностно-социального подхода в воспитании»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 37.035: 316.477

МИКЕРОВА Галина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ

В статье раскрываются концептуальные положения личностно-социального подхода в воспитании учащихся, показываются основные отличия от общеизвестного личностно ориентированного подхода. Личностносоциальный подход в воспитании учащихся осуществляется благодаря синтезу антропоцентрического и социоцентрического подходов. Сущностью такого интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса: 1) персонализированные (личностные) отношения (микроуровень), в которых характер и интенсивность развития субъектов воспитания (педагога и воспитанников) зависит от их личностных особенностей и от вида отношений (они должны быть «помогающими»); 2) система социально ориентированных отношений (макроуровень), формой организации которых является коллектив (гуманное организованное сообщество), связанный с социумом разнообразными зависимостями. На основе определения целей воспитания уточняются общечеловеческие ориентиры и понятие «коллектив», описываются закономерности и принципы, приводятся правила организаторской работы педагогов.

Ключевые слова: воспитание, личностно ориентированный подход, личностно-социальный подход, коллектив воспитанников, синтез антропоцентрического и социоцентрического подходов.

В условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в процессе воспитания должны происходить определенные изменения. В настоящее время в образовательной практике педагоги ориентированы на личностно ориентированный подход, так как получение личностных планируемых результатов - стратегическая цель ФГОС.

Между тем реальный процесс воспитания человека происходит целостно, личностный подход (первый механизм) и включение субъектов воспитания в систему социальных отношений (второй механизм) осуществляются одновременно, дополняя друг друга. Абсолютизация только одного фактора в развитии личности не способствует целостному развитию личности. Любая теория имеет сильные и слабые стороны, а разнообразие педагогических задач, психологических особенностей воспитанников, их субъектного опыта так велико, что нельзя решить все задачи успешно и адекватно с помощью односторонне ориентированных психологических и педагогических средств. Отсюда, цель статьи - показать главные концептуальные основы личностно-социального подхода в воспитании, который, на наш взгляд, наиболее адекватно отвечает требованиям современного процесса воспитания в условиях ФГОС. Для этого использовался метод исследования - анализ и синтез теоретических источников.

Известный специалист в области личностно ориентированного воспитания академик Е.В. Бондаревская [1] выявила, что общение и интересы воспитанников укладываются в простейшую поведенческую модель людей, замкнутых на самих себя, потребителей. Но, к сожалению, при этом был отброшен прогрессивный принцип воспитания и развития личности в гуманном сообществе - коллективе. В концепции Е.В. Бондаревской не просматривается главный мотив образованного (культурного, интеллигентного) человека - проявление интереса к другим людям, процессам, происходящим в обществе, в стране, способность к сопереживанию, заинтересованному диалогу, соучастию, то есть все то, что составляет истинную духовность личности [2]. Отсюда, можно утверждать, что одной из причин негативных результатов воспитания учащихся на основе личностно ориентированных концепций является односторонний подход, свойственный в свое время советской школе. Только направленность тогда была социально ориентированной: она сводилась к технологии управления воспитанниками в коллективе, в котором их личность часто нивелировалась.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -371-375

MIKEROVA Galina Georgievna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

BASIC CONCEPTS OF PERSONAL-SOCIAL APPROACHES IN EDUCATION

The article describes the conceptual provisions of personal-social approach in education of students, shows its main differences from generally known personality-oriented approach. Personal-social approach in education of students is carried out through the synthesis of anthropocentric and socio-centric approaches. The essence of such integrative education is the integration in education of two mechanisms of educational process:

1) personalized (personal) relationships (micro level), in which the nature and intensity of development of subjects of education (teacher and pupils) depend on their personal characteristics and the type of relationships (they should be "supportive");

2) system of socially-oriented relations (macro-level), the form of organization of which is the collective (organized humane community) associated with the society by various dependencies. Based on the determined goals of education, the article specifies the universal guidelines and the concept of "community", describes the patterns and principles, rules for the organizational work of teachers.

Key words: education, person-oriented approach, personal-social approach, collective of pupils, synthesis of anthropocentric and socio-centric approaches.

- 371 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

В современной отечественной психологии В.А. Петровский [3] установил, что без другого человека никакое собственное развитие индивида не происходит. Соответственно двойственной (социально-биологической) природе человека процесс воспитания должен строиться на основе интеграции антропоцентрического и социоцентрического подходов. Антропоцентрический подход основывается на том, что воспитанник - саморазвивающаяся система, его внутренние, импульсивные, неосознаваемые устремления, его внутренняя потребность в саморазвитии сами подскажут, как, в каком темпе и в каких направлениях необходимо развиваться. Социоцентрический подход основан на том, что решающее значение в развитии личности придается внешним факторам, социуму.

Концепцию воспитания, построенную на основе конструктивного синтеза подхода, исходящего из природных данных человека, с одной стороны, и подхода с приоритетом внешних социальных параметров - с другой, называется личностно-социальной. Личностно-социальный подход в воспитании восходит к традиции отечественной педагогики, провозглашенной С.Т. Шацким, К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и др. В своей воспитательной практике и теории они исходили из целостной природы человека (которая характеризуется единством социального и природного) и целостной природе воспитательного процесса.

Конструктивный синтез предполагает, что интеграция различных элементов (в том числе и противоположных) происходит осознанно и системно, а результатом ее выступает новое качество. Сущностью такого интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса:

1) персонализированные (личностные) отношения (микроуровень), в которых характер и интенсивность развития субъектов воспитания (педагога и воспитанников) зависит от их личностных особенностей и от вида отношений (они должны быть «помогающими»);

2) система социально ориентированных отношений (макроуровень), формой организации которых является коллектив (гуманное организованное сообщество), связанный с социумом разнообразными зависимостями. Система отношений коллектива обеспечивает приобретение каждым его членом опыта «быть личностью» того или иного общества или общности [4].

Двойственность механизма воспитания позволяет развивать личность педагога или воспитанника в единстве выявления ее индивидуальности (персонализированные отношения) и социального становления (система социально значимых отношений).

Личностно-социальная (интегральная) концепция воспитания предполагает, что человек осуществляет самого себя (свою биолого-генетическую природу) в ходе реализации ценностей, лежащих во внешнем мире. Общество придает смысл существованию человека, высвечивает его неповторимость и своеобразие. В системе ценностей этой концепции определяются два ряда ведущих ориентиров: основополагающий ряд, в центре которого человек, любовь, творчество, духовность, свобода, ответственность, долг как смысл жизни (ценности-цели) и второй, производный от первого, ряд, включающий те ценности, которые необходимы для развития человека, - гуманное сообщество, активная деятельность (труд, игра, учеба), красота, идея гармонии человека и сообщества (общества) (ценности-средства). Эти ряды ценностей-ориентиров являются основаниями гуманистического подхода в воспитании, ориентированного на личность, находящуюся в гармонии со своей природой и обществом. Благодаря этому возможно индивидуальное развитие каждого воспитанника, так как сообщество (воспитательный коллектив) поддерживает все положительное в его биологической природе и дает средства и возможности для развития на этой основе личностных качеств, неповторимость и своеобразие проявления которых базируются на гуманистических педагогических ценностях.

Фундаментальным вопросом личностно-социальной концепции воспитания является проблема целей воспитания. Разработка педагогических целей должна осуществляться в двух аспектах: с точки зрения объективно заданного социального заказа, отражающего общественные потребности в определенной личности, заданной ФГОС, и с точки зрения субъективно заданного, диктуемого особенностями и потребностями развития собственно человека (аспект существования). Общественные программы, воспринимаемые человеком, пройдя через субъективность человеческого бытия, сомкнувшись с неповторимым мотивационно-ценностным миром личности, с его возможностями, личностными установками, превращаются в собственные программы жизнедеятельности.

Общественное программирование превращается в самопрограммирование. Человек не просто приспосабливает программы общества к своей судьбе, но вносит в эти программы нечто свое, нечто такое, что связано именно только с его собственной жизнью. Самопрограммирование - это всегда созидание новой программы. Таким образом, «стандарт - ФГОС» «программы» является ориентиром, координатой для самопрограммирования педагога и воспитанника, для проявления ими своего творчества, свободного выбора, для «оппонирования». Инвариант-

- 372 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

ной абсолютной ценностью человечества, выступающей в виде идеальной цели воспитания, является самоактуализирующаяся личность. Эта цель представляет собой реализацию потенциальных возможностей человека, всего, чем только может стать человек, то есть превращение его в полноценную личность. Исходя из концептуальных основ личностно-социального воспитания, выделяются следующие общечеловеческие ориентиры:

- гражданственно-гуманистическая направленность как системообразующее свойство личности, определяющее ее потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации;

- открытый внутреннему и внешнему опыту человек умеет слышать себя и других, для него характерен внутренний монолог, он не скрывается за маской, он естетсвенен, а потому люди ему доверяют;

- принимающий себя и доверяющий себе человек, живущий ценностями, которые открыл в себе, осознающий свои истинные чувства, а потому способный выражать себя своим собственным уникальным образом;

- понимающий и принимающий других, человек умеющий встать на позицию другого, эм-патически воспринимать чувства другого;

- свободный человек, который в любой ситуации спонтанно, свободно и добровольно выбирает свои действия и чувства, при том, что этот выбор определен всем тем, что ему предшествовало;

- ответственный человек, который отвечает за последствия любых своих действий, умеет уравновесить свои потребности, выбирая варианты поведения, наиболее полно удовлетворяющие его, но оставаясь при этом в гармонии с другими людьми и окружающим миром;

- творчески рефлексивный человек, саморазвитие и самоактуализация которого возможна именно на основе потребности рефлексии своих чувств, мыслей, деятельности и т.д., человек, умеющий не только усваивать культуру, но и творчески ее обогащать, развивать благодаря собственной уникальности и умению использовать окружающие материалы, обстоятельства;

- духовный человек, обладающий жаждой познания и самопознания, потребностью к преобразующей деятельности, умеющий нести добро, понимающий и создающий красоту окружающей среды, отношений;

- компетентный человек, имеющий интеллектуальные умения и фундаментальные знания по основным научным дисциплинам, которые позволяют ему овладеть любой профессией с научной глубиной и совершенствовать свое профессиональное мастерство в течение всей жизни;

- практико-ориентированный человек, отличающийся трудолюбием, ориентирующийся в современных социальных и экономических реалиях общества, умеющий использовать современные научно-технические средства в своей деятельности, умеющий организовывать здоровый образ жизни, свой быт, семейные отношения.

Важнейшее значение для выявления и развития индивидуальных особенностей каждой личности воспитанника имеет организация педагогами в коллективах учащихся гармоничного комплекса разнообразных видов жизнедеятельности [5], создание определенного образа (уклада) жизни. При этом обеспечиваются условия, при которых каждый член коллектива может обрести смысл своей жизни, осознать свою «миссию», поставить перед собой собственную жизненную задачу, проявить субъектную активность, то есть активность, развиваемую самим субъектом, организуемую и контролируемую им самим.

Условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности, является субъектный опыт, позволяющий ему самому строить свои отношения и в конечном счете - жизнь. Субъектный опыт - это опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет о своих возможностях, в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, где зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен отчитаться перед собой, уяснив, что ему нужно, чего он хочет [6]. Именно формирование субъектного опыта воспитанников является основой воспитания в данной концепции. Вне коллектива приобрести этот опыт невозможно. При этом под коллективом в данной концепции понимается «открытое гуманное сообщество людей с демократическим самоуправлением и гуманистическими отношениями, которые опосредуются социально ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [3].

Личностно-социальный подход воспитания основывается на определенных закономерностях и принципах. Ведущей системообразующей закономерностью является диалектическая целостность. Это означает, что суть любого принципа в том, что это рекомендация, ориентир в способах достижения меры, гармонии, продуктивного взаимодействия в сочетании каких-то противоположных сторон, начал, тенденций воспитательного процесса. Ниже, в таблице 1, представлены закономерности и принципы личностно-социального воспитания [3, с. 112-131].

- 373 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

Обоснованием каждого принципа может выступать не только отдельная закономерность воспитания, но и вся гуманно-личностная педагогическая теория и практика.

Принципы реализуются в процессе практики воспитания через определенные методы и приемы, главным из которых, на наш взгляд, является создание воспитывающих ситуаций.

Таблица 1 Закономерности и принципы личностно-социального воспитания

Закономерности воспитания Принципы воспитания

Социальная обусловленность воспитания реалиями современного общества (человек - главная ценность, гуманизация образования, воспитания) Принцип личностного подхода Принцип опоры на положительное Принцип требования к человеку и уважения к нему

Развивающий характер воспитания целостной личности (единство развития интеллектуальной, волевой и чувственной сфер) Принцип рефлексии Принцип опоры на красоту и чувства

Единство деятельности педагога и воспитанников Зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия педагога и воспитанников Принцип законосообразной мотивации, стимулирование «встречной» активности воспитанников Принцип диалогичности

Приведем правила организаторской работы [7], которыми должен руководствоваться педагог в рамках личностно-социальной концепции воспитания:

1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:

- выдели в задаче главное и второстепенное;

- выясни время выполнения задачи;

- уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;

- определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;

- повтори задание.

2. Подготовься к выполнению задания:

- изучи опыт других, посоветуйся с педагогами;

- сделай предварительную расстановку людей;

- исходя из реальных возможностей, составь план.

3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

- обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;

- учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.

4. Расставь людей, учитывая их возможности:

- распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;

- за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;

- каждый должен знать свои права и обязанности.

5. Согласовывай свои действия:

- постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников -младших организаторов;

- поддерживай связи с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании;

- интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6. Обучай и инструктируй своих помощников:

- подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;

- указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;

- подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов в дальнейшем.

7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

- привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

- осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;

- давай оценку работе своих товарищей только на основе достоверных данных;

- старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

- 374 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

8. Будь внимателен в период завершения работы:

- требуй отчета о работе от своих помощников;

- при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;

- организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9. Экономно расходуй свое время и силы:

- осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;

- решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;

- оказывай помощь в работе на самом трудном участке.

Выполнение этих правил приведет в желаемому результату современного воспитания личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: уч. пособ. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 353 с.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учеб-мет. пос. для учителей, студ. - М., Ростов н/Д: Учитель, 2000. - 192 с.

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учеб пос. / Под ред. Д.И. Фельштейна. - М.: Академкнига, 2003. - 332 с.

4. Гоиценко Л.И. Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход: уч. пособие для студ. - М.: Академия, 2005 - 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лузина Л. Воспитание как со-бытие //Воспитание школьников. - № 8, 9. - М.: Наука, 2004.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Учеб пос. для студ. - М.: Вла-дос, 2001. - 256 с.

7. Микерова Г.Ж. Психология и педагогика организаторской деятельности: учебное пособие для магистрантов / Г.Ж. Микерова. Краснодар: Кубан. гос. ун-т; ОАО Кубанское полиграфическое объединение, 2013. - 80 с.

REFERENCES

1. Kukushin V. S. Theory and methods of educational work: educational manual. [ Teorija i metodika vospitatel'noj raboty: uch. posob]. Ed. 2nd, Rev. and extra. Moskva: MarT; Rostovna:Donu. MarT, 2004. 353 p.

2. Kulnevich S. V., Lucienne Etc Educational work in contemporary school. Education: from formation to development: Studies-met. textbook for teachers, students. [Vospitatel'naja rabota v sovremennoj shkole. Vospitanie: ot formirovanija k razvitiju: Ucheb-met. pos. dlja uchitelej, stud.]. Moskva, Rostovna:Donu: Teacher, 2000. 192 p.

3. Lishin O. V. Pedagogical psychology education: teaching village, ed. by D. I. Felstein.[ Pedagogicheskaja psihologija vospitanija: ucheb pos. Pod red. D.I. Fel'shtejna.]. Moskva: Akademkniga. 2003. 332 p.

4. Gritsenko L. I. Theory and methodology of education: the Personal-social approach: textbook for stud. [Teorija i metodika vospitanija: Lichnostno-social'nyj podhod: uch. posobie dlja stud]. Moskva: Academy, 2005. p. 240

5. Luzina L. Education as co-existence. [Vospitanie kak so-bytie ]. Vospitanie shkol'nikov. Moskva: Nauka. No. 8, 9. 2004.

6. Rozhkov M. I., Bayborodov L. V. Organization of educational process in the school. Textbook textbook for the stud. [Or-ganizacija vospitatel'nogo processa v shkole. Ucheb pos. dlja stud]. Moskva: Vlados, 2001. - 256 p.

7. Mikerova G. J. Psychology and pedagogy of organizational activity: a textbook for undergraduates.. G. J. Mikerova.

[Psihologija i pedagogika organizatorskoj dejatel'nosti: uchebnoe posobie dlja magistrantov. G.Zh.

Mikerova.].Krasnodar: Kuban. State University; JSC Kuban printing Association, 2013. 80.

Информация об авторе Information about the author

Микерова Галина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия [email protected]

Получена:10.08.2015

Mikerova Galina Georgievna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Chair for Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar city, Russia

[email protected]

Received:10.08.2015

- 375 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.