тературе; развития самостоятельности мышления, творческой фантазии и художественного воображения на материале традиций народной педагогики; развития средствами родной литературы критичности мышления (самостоятельности суждений, способности отстаивать свое мнение), в том числе при обсуждении положений, вытекающих из народной мудрости, содержащейся в пословицах, сказках песнях и т.д. формирования приёмов сопоставительного анализа родного и изучаемого иностранного языка, на лексических примерах, имеющих отношение к проблематике традиционной этнической культуры воспитания; приобщения учащихся к культурным ценностям русского народа и достижениям общечеловеческой культуры. По предмету физической культуры воспитательный потенциал народной педагогики
Библиографический список
проявлялся через: использование народных игр, народной медицины; национальных видов спорта.
На уроках труда эти возможности могли быть реализованы через: осуществление творческого поиска средств и форм обучения для развития индивидуальных способностей учащихся на материале приобщения учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства и художественного творчества.
Профессиональные задачи учителя в поликультурной школе, с одной стороны, определяются общими требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику и классному руководителю, с другой стороны, имеют ряд особенностей, связанных с учётом влияния культурного контекста, в рамках которого происходит этносоциализация учащихся.
1. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. Педагогика. 1999; 4.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 2000.
3. Кожанов И.В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности. Фундаментальные исследования. 2013; 8, Ч. 5: 1193 - 1197.
References
1. Makaev V.V., Mal'kova Z.A., Suprunova L.L. Polikul'turnoe obrazovanie - aktual'naya problema sovremennoj shkoly. Pedagogika. 1999; 4.
2. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva, 2000.
3. Kozhanov I.V. Suschnost' i struktura 'etnokul'turnoj socializacii lichnosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 8, CH. 5: 1193 - 1197.
Статья поступила в редакцию 31.03.15
УДК-371
Dzhanibekova E.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Karachai-Cherkessian State University (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE PEDAGOGICAL INTERACTION OF STUDENTS IN LEARNING PROCESS OF THE PERSON-FOCUSED EDUCATION. Modern education is characterized by the humanistic, democtatic and culturological orientation. It is mostly person-focused. In the centre of school educational system is the individual. Training at school is aimed at providing comfortable, safe and non-conflict conditions for the learner and for realizing his potential. The pupils in educational interaction in the person-focused learning have the relations, which promote the realization of psychological and personal potential of each of these pupils. The basics of pedagogical interaction influence on personal self-development of its subjects is caused by the emergence of psycho-pedagogical phenomena and effects that determine the nature and extent of the influence of the test in the process of exchange between cognitive, volitional, emotional, values and other potentials.
Key words: personal-focused approach in learning, subject-subject relationship.
Э.Х. Джанибекова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики ФГБУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный
университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная образовательная ситуация характеризуется гуманистической, демократической, культурологической и лич-ностно ориентированной направленностью. В центре всей школьной образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализация её природных потенциалов. Между субъектами педагогического взаимодействия, построенного в парадигме личностно ориентированного образования, устанавливаются отношения, способствующие развитию психологического и личностного потенциала каждого из них. Сущность влияния педагогического взаимодействия на личностное саморазвитие его субъектов обусловлена возникновением в процессе обмена между ними когнитивными, волевыми, эмоциональными, ценностными и другими потенциалами психолого-педагогических феноменов и эффектов, определяющих характер и степень исследуемого влияния.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, личностно ориентированный подход в образовании, субъект-субъектные взаимоотношения.
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы: активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся.
В связи с определением сущности личностно ориентированной модели образования в педагогической теории обоснован и соответствующий характер педагогического взаимодействия в образовательном пространстве, при котором признан приоритет субъект-субъектных, равноправных, гуманных отношений над субъект-объектными, субординированными, функционально-ролевыми.
Личностно ориентированный подход в образовании требует применения таких технологических стратегий, которые позволили бы поставить личность обучаемого в центр педагогического процесса, преобразовать его объектную позицию в субъектную. Это не значит, что педагог лишился своих основных профессиональных функций (образовательных, воспитательных, организационных и др.) или своей основной роли - вести учащихся за собой, изменилось лишь представление о характере взаимодействия в педагогическом процессе обеих взаимодействующих сторон.
Взаимодействие представляет собой общенаучную категорию. Оно присутствует на всех уровнях бытия, поэтому лежит в основе изучения абсолютно всех процессов и явлений. Познать какое-либо явление возможно лишь, рассмотрев его во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие важно для развития личности и является сущностью педагогической деятельности.
Осмысление современной психолого-педагогической науки подводит к выводу о том, что ее базовая категория - педагогическое взаимодействие - не имеет однозначного определения. Оно представляет собой сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие подходы к пониманию сущности педагогического взаимодействия. По мнению исследователей, педагогическое взаимодействие - это:
- детерминированная образовательной ситуацией особая связь субъектов образования, характеризующаяся наличием определенных целей, взаимообусловленностью, регламентированностью, четким ролевым распределением, приводящая к количественным или качественным изменениям (Е.В. Корогаева);
- двусторонний процесс - учения и преподавания, вариант взаимосвязи субъектов педагогического процесса (М.С. Байма-това);
- непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь (В.В Пономарева);
- всегда личностно преобразующее взаимодействие, проявляющееся либо в оптимизации, стимулировании, коррекции, обеспечении развития личности, либо в сдерживании и затруднении процесса развития личности; это личностно- детерминируемый процесс, отражающий те или иные личностные предпочтения педагога (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов) и т.д.
Как отмечает И.А. Зимняя, учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников), общающихся между собой, входит в сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы [1]. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы как управление (министерство, комитет, отделы образования), администрация (директорат), педсовет, преподавательские коллективы, классы. Каждая из них характеризуется структурой взаимодействия, определяющей его ситуацию, стиль и эффективность. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении.
Образовательная система, например, школьное, а также дошкольное образование, взаимодействует с системой «семья» (родители, родители родителей) и с системой «общественность». Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосредственно в классе. Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть проекция системы их ценностей на характер учебной деятельности. Направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся.
Педагогическое взаимодействие учащихся и учителя, понимаемое нами как вариант взаимосвязи субъектов педагогического процесса, является интегративным и многофункциональным фактором их обоюдного саморазвития. Оно способно оказывать влияние на целенаправленное, прогрессивное и продуктивное развитие школьников и педагога, а также на укрепление их общности при условии своего систематического обогащения и развития как явления и процесса. Сущность влияния педагогического взаимодействия на личностное саморазвитие его субъектов обусловлена возникновением в процессе обмена между ними когнитивными, волевыми, эмоциональными, ценностными и другими потенциалами психолого-педагогических феноменов и эффектов, определяющих характер и степень исследуемого влияния.
Исследование сущности и специфики педагогического взаимодействия показывает, что оно является вариантом социального взаимодействия, обладает его основными чертами, характерными признаками и вместе с тем реализует в процессе своего осуществления специфическую, но крайне важную для бытия и становления индивида цель: содействие саморазвитию личности. Специфичность взаимодействия педагога и школьников состоит в том, что в ходе его реализации саморазвитие партне-
ров происходит как взаимосвязанное, чему в немалой степени способствуют возникающие при этом своеобразные феномены и эффекты. Одновременно они позволяют превратить содержание педагогического взаимодействия из простого обмена в «обмен превращениями», что дает новые стимулы для личностного роста участников такого рода контактов.
Педагогическое взаимодействие в отличие от любого другого, являясь способом реализации педагогической деятельности, несёт на себе не только влияние этой деятельности, но имеет и общие с нею особенности. Поскольку педагогическая деятельность характеризуется целенаправленностью, определенной организацией, специфическим содержанием, ролевыми предписаниями, то эти же особенности характеризуют и педагогическое взаимодействие, отличая его от других видов взаимодействия [2].
Представления человека о самом себе, характер самовосприятия зачастую формируют доминирующие тактики взаимодействия с окружающими, стиль педагогической деятельности и общения.
Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.
В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива.
Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться: взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса; наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами; ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой; отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия; использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся; единством делового и личностного общения; включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.
По мнению И.А. Зимней, стиль общения учителя должны отличать: пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников) так как малейшее движение мысли требует немедленной поддержки одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена; наличие эмпатии - умения поставить себя на место ученика, понять цели, мотивы его деятельности, а значит, и его самого; доброжелательность, позиция заинтересованности старшего коллеги (друга) в успехе ученика; рефлексия - непрерывный строгий анализ своей деятельности как педагога, управляющего познавательной деятельностью учеников, и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс [1].
Ознакомление с этими показателями стиля общения, соответствующего прогрессивным тенденциям обучения, позволяет увидеть их сходство с теми качествами, которыми, как было показано, должен обладать учитель, организующий обучение на основе личностно ориентированного подхода.
Среди стратегий взаимодействия традиционно выделяется кооперация, конкуренция, конфликт, компромисс, уклонение, приспособление, сотрудничество. В логике личностно ориентированного подхода в образовании нас особо интересует сотрудничество в учебном процессе.
Анализ педагогической теории и практики позволяет нам сделать вывод о том, что сущность понятия «сотрудничество в учебном процессе» рассматривается с различных позиций.
Пути развития взаимодействия как сотрудничества субъект-субъектных отношений - положительная установка на совместную творческую работу, на совместное планирование, анализ результатов деятельности; осознание ее цели и личностного смысла; создание ситуаций свободного выбора видов и способов деятельности ее участниками; наличие полной информации о состоянии дел в классе; группе, о каждом участнике деятельности; организация коллективных творческих дел, являющейся
наиболее эффективной для развития сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи; соревновательности в процессе которой наиболее полно раскрывается личность и педагога, и воспитанника (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова).
И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов выделяют две стратегии педагогического взаимодействия: личностно-развивающую и лич-ностно-тормозящую [3]. При этом они справедливо считают, что для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, затейливость. Гуманистически ориентированный педагог с первых дней пребывания ученика в школе будет взаимодействовать с ним в режиме личностно-развивающего диалога, авансируя ему многие намерения, желания, мысли.
Основными характеристиками взаимодействия многие исследователи считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. При этом необходимо понимать, что взаимодействие сторон - это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательно - воспитательных и развивающих задач.
Сегодня остро встала задача - шагнуть на более высокую ступень в организации учебно-воспитательного процесса, от ин-
Библиографический список
формационного типа перейти к личностно ориентированному, которое, в большей мере, проецирует развитие и саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности воспитанника. Решить её - значит создать благоприятные условия, в которых это возможно реализовать, и, прежде всего, хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, отношения сотрудничества «на равных» между субъектами образовательного процесса.
Личностно ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник» предполагает признание личности ребёнка не объектом, а субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе.
Таким образом, в процессе личностно ориентированного взаимодействия решается главная задача - открывать путь детям, учащимся к их собственному «Я», усиливать личностное начало посредством оказания помощи в осознании уникальности и неповторимости, индивидуальности каждого ребёнка путем совместного поиска и открытия нереализованных еще личностных возможностей и ценностей. Для реализации личностно ориентированного подхода в образовании педагогам необходим высокий уровень сформированности педагогических умений, обеспечивающих успешное взаимодействие с учащимися (прогнозировать развитие взаимоотношений с учащимися, планировать способы создания личностно развивающей среды в учебно-воспитательном процессе, организовывать совместную творческую деятельность, устанавливать и развивать субъект-субъектные взаимоотношения с учащимися, реализовывать демократический стиль общения и т.д.).
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология, учебник для вузов. Москва: «Логос», 1999.
2. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на- Дону, 1997.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. Москва, 1998.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: «Logos», 1999.
2. Kotova I.B., Shiyanov E.N. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie. Rostov-na- Donu, 1997.
3. Pedagogika:pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii. S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shiyanov, T.I. Babaeva i dr.; pod red. S.A. Smirnova. Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 31.03.15
УДК 371
Urusova Z.M., senior lecturer, Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies, Karachay-Chekess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS IN NEW SOCIO-CULTURAL CONDITIONS. The article deals with the formation of spiritual and moral culture of students of secondary school. Socio-economic, cultural and educational transformations taking place in Russian society demand higher standards of the spiritual and moral character of graduates of educational institutions. It is up to education what kind of priorities will be chosen by humanity in the XXI century. Therefore, one of the priorities of modern Russian education is the development of spiritual and moral sphere of the individual student. Stimulation of the formation of spiritual and moral culture of students of secondary schools is a pivotal social and psychological function of the teacher. The spiritual culture is a complex quality of a person. The author notes that some researchers connect it with belief and religion, other researchers distinguish its two types: social and atheistic. The author of the paper gives definitions of spiritual culture and describes ways for its stimulation in school children.
Key words: formation, education, spirituality, morality, spiritual and moral culture, students.
З.М Урусова, доц. каф. педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский г осударственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы. Социально-экономические и культурно-образовательные преобразования, происходящие в российском обществе, предъявляют более высокие требования к духовно-нравственному облику выпускников образовательных учреждений. Какие приоритеты выберет человечество в XXI веке, во многом зависит от образования. Поэтому одной из приоритетных целей современного Российского образования является развитие духовно-нравственной сферы личности учащегося.Стимулирование процесса формирования духовно-нравственной культуры учащихся -это стержневая социально-психологическая функция педагога.