ФестнщФТУММ/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202
DOI: http://doi.org/1Q.2Q914/2310-12Q2-2Q2Q-1-283-288_Оригинальная статья/Research article_
УДК 631.115_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru
Основные концептуальные направления формирования и развития аграрной структуры в Центрально-Черноземном макрорегионе
Владимир Ф. Печеневский 1 [email protected] _Олег И. Снегирев_1 [email protected]_
1 Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-черноземного
района Российской Федерации, ул. Серафимовича 26а, г. Воронеж, 394Q42, Россия Аннотация. Рост современных системных вызовов в условиях глобализации и интеграционных процессов обуславливает создание эффективной региональной аграрной структуры, как одну из наиболее актуальных проблем научных исследований экономического и социального прогнозирования. Формирование эффективной современной аграрной структуры и перспективы ее долгосрочного развития во многом будет определяться государственной политикой, институтом селективной структурной поддержки государства. Аграрная политика государства по совершенствованию институциональной аграрной структуры в регионе на основе зарубежного и отечественного опыта должна: - способствовать росту количества семейных крестьянских хозяйств во всех подотраслях сельского хозяйства на всех территориях региона; - создавать благоприятные экономические условия, стимулирующие хозяйства к созданию потребительских (обслуживающих) кооперативов различной специализации; -экономически стимулировать крупные агропромышленные формирования к взаимодействию с малыми формами агробизнеса. Определены концептуальные направления и механизмы политики долгосрочного развития аграрной структуры в ЦЧР, которые включают цели, этапы, принципы и задачи долгосрочной перспективы развития аграрной структуры в регионе, нормативно-правовое регулирование, финансовую поддержку, инновационное развитие, развитие рынков сбыта сельхозпродукции, взаимодействие различных хозяйств и мероприятия по реализации основных концептуальных направлений. Ключевые слова: институциональная аграрная структура, сельхозпроизводители, организационно-экономический механизм, государственная поддержка
The main conceptual directions of the formation and development of the agrarian structure in the Central Black Earth macro-region
Vladimir F. Pechenevsky 1 [email protected] _Oleg I. Snegirev_1 [email protected]_
1 Research Institute of Economics and the organization of the agro-industrial complex of the Central Black Earth region of the
Russian Federation, st. Serafimovich 26a, Voronezh, 394Q42, Russia_
Abstract. The growth of modern systemic challenges in the context of globalization and integration processes leads to the creation of an effective regional agrarian structure, as one of the most pressing problems of scientific research in economic and social forecasting. The formation of an effective modern agrarian structure and the prospects for its long-term development will largely be determined by state policy, the institution of selective structural support for the state. The agrarian policy of the state to improve the institutional agrarian structure in the region on the basis of foreign and domestic experience should: - contribute to the growth in the number of family peasant farms in all sub-sectors of agriculture in all territories of the region; - create favorable economic conditions that stimulate the economy to create consumer (service) cooperatives of various specializations; - to economically stimulate large agro-industrial formations to interact with small forms of agribusiness. The conceptual directions and mechanisms of the long-term development of the agrarian structure in the Central Chernozem Region are defined, which include goals, stages, principles and objectives of the long-term development of the agrarian structure in the region, legal regulation, financial support, innovative development, the development
of markets for agricultural products measures to implement the concept._
Keywords: institutional agrarian structure, agricultural producers, organizational and economic mechanism, government support
Введение
Развитие сельского хозяйства страны и регионов, повышение его эффективности и конкурентоспособности в современных условиях в решающей мере достигается на основе государственных, региональных и отраслевых целевых программ. В ходе реализации государственных (2008-2012 гг. и 2013-2020 гг.) программ
происходят изменения не только уровня развития сельского хозяйства, но и его структуры, что сказывается на эффективности отрасли. Структурные изменения в сельском хозяйстве в работе рассматриваются как институциальные изменения различных организационно-хозяйственных структур, отличающихся по формам бизнеса.
Для цитирования Печеневский В.Ф., Снегирев О.И. Основные концептуальные направления формирования и развития аграрной структуры в Центрально-Черноземном макрорегионе // Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 1. С. 283-288. doi:10.20914/2310-1202-2020-1-283-288
For citation
Pechenevsky V.F., Snegirev O.I. The main conceptual directions of the formation and development of the agrarian structure in the Central Black Earth macro-region. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2020. vol. 82. no. 1. pp. 283-288. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2020-1-283-288
© 2020, Печеневский В.Ф. и др. / Pechenevsky V.F. et al.
This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License
Pechenevsky V.F. et aC Proceedings ofVSUET, 2020, voC 82, no. Аграрная структура Центрально-Черноземного макрорегиона (ЦЧМР) представлена тремя основными типами производителей сельскохозяйственной продукции: сельскохозяйственными организациями (СХО), крестьянско-фермер-скими хозяйствами (К(Ф)Х) и индивидуальными производителями, (XII) хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и садово-огородные хозяйства (СОД). Институциальными параметрами аграрной структуры выступают соотношения этих структур, функционирующих в аграрном секторе; их доли в производстве сельскохозяйственной продукции; институциальная среда.
Глобализация экономики и рынков, санк-ционный режим, финансово-кризисные явления, проблемы импортозамещения показывают, что по своим масштабам и охвату проблем действующая аграрная политика не может оказывать определяющее влияние на социально-экономическую ситуацию в сельском хозяйстве. Необходимо изучение, поиск направлений и механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие отрасли региона на инновационной основе, что обусловливает формирование аграрной структуры, восприимчивой к нововведениям. В связи с этим обоснование концептуальных направлений и системы мер, стимулирующих долгосрочное устойчивое и конкурентоспособное развитие сложившейся аграрной структуры в регионах, является актуальной и важной проблемой настоящего исследования.
Эффективная аграрная структура региона должна содействовать рациональному ведению сельского хозяйства и земельных отношений; благоприятствовать социально-экономическому развитию сельских территорий; наиболее полно использовать региональные природно-экономи-ческие ресурсы; обеспечивать высокий уровень занятости и доходности жителей [1].
Обсуждение
Для развития эффективной аграрной структуры ЦЧМР необходимо решение большого спектра социально-экономических задач, выполнение которых возможно при активном участии государства. Основными являются:
— совершенствование федеральных и региональных законодательных актов различных категорий сельскохозяйственных производителей;
— упорядочивание и оптимизация земельных отношений в условиях многообразия форм собственности и хозяйствования;
— разработка эффективной государственной поддержки всех категорий хозяйств;
— обеспечение достаточности, доступности и качества финансово-кредитного обслуживания сельхозпроизводителей различных категорий;
— создание реальных условий для участия в экономически значимых региональных программах различных агроструктур;
— совершенствование интеграционных процессов, развитие кооперации и саморегулируемых организаций;
— развитие товаропроизводящей сети, доступной для всех сельхозпроизводителей;
— развитие производственной и социальной инфраструктуры сельских территорий;
— учет местных условий, сложившихся традиций, обычаев и т. д.;
— подготовка, переподготовка, повышение квалификация сельскохозяйственных кадров, поднятие престижа работников сельского хозяйства;
— мониторинг эффективности функционирования различных форм хозяйствования.
Для создания в макрорегионе в среднесрочной перспективе устойчивой и эффективной аграрной структуры на первом (мобилизационном) этапе необходимо совершенствование нормативно-правовой базы. Реализация данного направления качественно изменит статусные акты различных категорий сельскохозяйственных производителей, законодательно оформит основные параметры взаимодействия различных категорий хозяйств, упорядочит земельные и имущественные отношения в условиях многоукладной аграрной экономики. Тем самым государство сформирует необходимые нормативно-правовые условия для второго (инновационного) этапа построения и развития эффективной аграрной структуры.
Действующие основные законы, определяющие деятельность основных категорий хозяйств в настоящее время, нуждаются в изменениях, соответствующих современным процессам [2,3]. В этой связи необходимо внесение корректировок в ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в части уточнения правового статуса, их разграничения и государственной поддержки.
В соответствующем законе об этой форме частного крестьянского хозяйства следует изменить название ЛПХ на ПСХ - приусадебное сельское хозяйство, дифференцировав (в зависимости от уровня товарности) нормы, определяющие как некоммерческую, так и коммерческую деятельность, с соответствующим льготным налоговым режимом, а уровень - в величину государственной поддержки на единицу произведенной продукции в ПСХ к показателям крупных СХО, агрохолдингов.
Внесение таких изменений в действующий закон станет важным шагом реального превращения приусадебных семейных хозяйств в активную социальную базу настоящей крестьянской (фермерской) сельскохозяйственной кооперации.
С целью рационального дифференцированного регулирования сельскохозяйственных и обслуживающих (потребительских) кооперативов необходимо подготовить новую редакцию ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [4]. Последний, по мнению экспертов [5], построенный на компромиссах, концептуально несостоятельный и базируется на противоречивых и нечетких положениях Гражданского кодекса РФ. Кроме того, сегодня нет отработанного экономического механизма эффективной кооперативной деятельности, механизма рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, их ипотеки.
Для правового обеспечения сверхкрупных агроструктур (агрохолдинги, агропромышленные кластеры и др.) принять законодательно-нормативные документы (внести дополнения в Гражданский кодекс РФ), регламентирующие их юридический статус, регулирующие внутренние и внешние взаимоотношения.
Важным направлением совершенствования нормативно-правовой базы для сельскохозяйственных производителей остается разработка изменений в земельном законодательстве касае-мых, прежде всего, совершенствования оборота сельскохозяйственных земель, усиления прав мелких землевладельцев. Необходимо разработать механизмы, регламентирующие вопросы передачи, продажи и перепродажи земельных участков; перехода неиспользованных земель сельхозназначения в ведение государства с дальнейшей их передачей в аренду или собственность успешно работающим сельхозтоваропроизводителям; кадастрового учета; ограничения концентрации земель в собственности одного физического или юридического лица.
Искусственные концептуальные и правовые нагромождения в структурной составляющей системы земельных отношений в настоящее время - одна из главных причин перманентного аграрного кризиса, причем не перепроизводства собственного продовольствия, а недостатка, дефицита, покрывающегося масштабными закупками у зарубежных фермеров [6].
Усиление и повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных производителей всех категорий на стадии производства, реализации продукции, материально-технического обеспечения является важнейшим направлением в развитии эффективной аграрной структуры в стране и регионах.
Главными направлениями государственной поддержки всех категорий хозяйств на современном этапе и в перспективе будут: поддержка цен и доходов сельхозпроизводителей всех категорий хозяйств, субсидии, государственные закупки,
льготное кредитование и страхование, компенсационные платежи, инвестиции и социальные дотации, софинансирование инфраструктуры общего пользования, подготовка квалифицированных кадров для села, софинансирование инфраструктуры общего использования.
Основной источник вложений сельхозпроизводителей - кредит. Поэтому основная цель преобразований в сфере кредитования последних - это повышение физической и экономической доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей различных категорий.
Предлагается вариант, когда Правительство Российской Федерации выпускает государственный облигационный займ в сумме 80% стоимости программы крупных проектов импорто-замещения. Центробанк выпускает этот займ. При этом Правительство РФ через систему казначейства финансирует под нулевую процентную ставку эти проекты, они проходят государственную экспертизу на региональном и федеральном уровнях. Оставшиеся 20% финансирования обеспечивает инициатор проекта [7].
По мере возврата кредита денежные средства могут «стерилизоваться» с целью снижения угрозы инфляции. Поскольку денежные средства направляются на развитие производства и увеличение предложения продукции на рынке, это уже само по себе является антиинфляционной мерой. Преобразования в сфере кредитования должны осуществляться с внедрением проектного менеджмента, когда утверждается руководитель и исполнители проекта, которые полностью несут ответственность за успех реализации программы импортозамещения.
При условии реализации предложений в части изменения денежно-кредитной политики появилась бы реальная возможность увеличить средства на несвязанную поддержку в растениеводстве как минимум в 2-3 раза, которая составляет в настоящее время около 500 р. на 1 га в РФ.
Для стимулирования роста производства животноводческой продукции необходимо увеличить размер компенсации на затраты до 50% и повысить субсидированные ставки, а также ввести дотации на всю реализованную дефицитную животноводческую продукцию, которые должны получать не только СХО и К(Ф)Х, но и товарные ЛПХ (ПСХ).
Для сельскохозяйственных организаций, платящих единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), разрешить уплачивать НДС, что позволит им получить возмещение из бюджета соответствующих средств при приобретении материально-технических ресурсов.
Pechenevsky V.F. et a. Proceedings ofVSUET, 2020, voC 82, no. 1,
Важным направлением поддержки финансового состояния сельхозпроизводителей является агрострахование. Здесь надо однозначно изменить действующее положение, перейдя от модели страхования катастрофических рисков к страхованию недобора урожая. Необходимо повысить долю страхового возмещения до 8Q% собранной страховой премии с учетом субсидий. Порог гибели урожая при выплате страхового возмещения не должен превышать 1Q% [8].
Основой развития сельского хозяйства и его аграрной структуры являются реальные инвестиции. В настоящее время инвестиционная привлекательность аграрного сектора, особенно малых форм хозяйствования, для инвесторов низка. Для изменения сложившегося положения государство должно совершенствовать финансовые механизмы по стимулированию инвесторов и сельхозпроизводителей.
Для этого необходимо повысить экономическую доступность финансово-кредитных ресурсов, совершенствуя механизм предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат по инвестиционным проектам, решения проблемы общей кредиторской задолженности сельского хозяйства.
Необходимо упростить систему кредитования и процедуру оформления заявок кредитов, субсидий, организовав обслуживание сельхозтоваропроизводителей по принципу «одного окна».
Следует развивать систему создания региональных фондов под гарантию областного бюджета и под материальные активы областной (муниципальной) собственности, что будет реально способствовать доступности сельхозпроизводителей к залоговым фондам. Для таких аграрных структур, как товарные ЛПХ (ПСХ), индивидуальные производители и К(Ф)Х, которые находятся в стадии организации, необходимо уменьшить залоговую базу.
Для производителей всех форм хозяйствования важнейшее значение при оформлении кредитов в качестве залога имеет земельная ипотека, которая до сих пор используется недостаточно. Совершенствование этого института сдерживается из-за больших затрат на оформление земли в собственность. Кроме того, операции с землей связаны с большими рисками, трудоемки и непрозрачны. Необходимо упростить оформление земли в собственность и предусмотреть компенсацию части землеустроительных издержек мелким и средним собственникам, используя программно-целевой подход.
Для форсирования и реальной поддержки инновационной деятельности в сельском хозяйстве необходимо задействовать все основные составляющие организационно-экономического механизма - правовые, технико-технологические, организационные, социальные и др.
В целях активизации инновационного развития аграрной структуры предусмотреть господдержку разработок и внедрения конкурентоспособных на мировом рынке ресурсосберегающих технологий, сельскохозяйственной техники, новых организационных форм и методов управления, экономических структур; создание условий и стимулов для разработки, внедрения и освоения инноваций, включающих адекватную поддержку разработчиков (физических и юридических лиц) инновационного продукта, опытные хозяйства (испытательные станции), технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-консультационные службы, инновационные фирмы, передовых сельхозпроизводителей и др.
В качестве стимулов могут выступать такие финансовые государственные преференции, как прямое и косвенное финансирование, госзаказы, ориентированные на экологические или иные нормы, изменения в налоговом законодательстве; создание эффективной системы подготовки и использования специалистов в аграрных структурах, способных осваивать инновационные разработки.
Развитие рынков сбыта аграрной продукции в долгосрочной перспективе должно направлено на:
— формирование продовольственного рынка, обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественного производства;
— устойчивое организационно-экономическое развитие и повышение конкурентоспособности сельхозпроизводителей всех форм хозяйствования.
Достижение поставленных целей должно основываться на государственной аграрной политике, направленной на регулирование и развитие рынков сбыта. В условиях глобализации и интеграционных процессов происходит усиление конкуренции на внутреннем агропро-довольственном рынке как между импортерами и отечественными сельхозпроизводителями, так и между различными категориями хозяйств, что требует адекватной государственной поддержки, особенно в отношении малых форм хозяйствования через:
— совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы торговли;
— реализацию антимонопольных мер и предоставление реальных возможностей свободного доступа на агропродовольственные рынки сельскохозяйственным товаропроизводителям, особенно для мелкотоварных производителей -К(Ф)Х и ЛПХ (ПСХ);
— создание государственно-кооперативной многоканальной системы реализации продукции сельхозпроизводителей;
— увеличение объемов, ассортимента и совершенствование механизмов проведения закупочных, товарных интервенций, залоговых операций, в том числе и для мелких агроструктур;
— создание институтов рыночной инфраструктуры в форме снабженческо-сбытовых, инвестиционных и страховых компаний, финансовых структур для обслуживания малых и средних агроструктур;
— выделение бюджетных средств на реконструкцию и модернизацию действующих оптовых рынков для применения новых прогрессивных технологий, схем логистики и создания рыночной инфраструктуры;
— развитие целенаправленной инновационной деятельности для создания и развития оптово-розничной системы торговли сельхозпродукцией;
— стимулирование создания региональных и межрегиональных интеграционных агроформирований;
— информирование сельхозтоваропроизводителей о каналах реализации продукции, ценах, объемах продаж, товарных запасах на конкретном рынке, прогнозных параметрах его функционирования.
Происходящие в агропромышленном производстве ЦЧМР процессы взаимодействия различных категорий хозяйств имеют две формы объединения - интеграцию и кооперацию.
В качестве основных направлений государственного воздействия на развитие процессов взаимодействия различных форм хозяйствования сельхозпроизводителей необходимо выделить следующие:
— формирование и совершенствование нормативно-правовой базы интеграционных и кооперационных объединений;
— корректировка налоговой политики для агрообъединений и их участников;
— совершенствование системы ценообразования в агроформированиях;
— совершенствование финансово-кредитного механизма;
— обеспечение научного сопровождения и организации информационно-консультативно-методической работы малых и средних форм бизнеса по вопросам кооперации и интеграции;
— подготовка кадров для организации и работы К(Ф)Х и индивидуальных сельхозпроизводителей в сельской местности;
— обеспечение контроля и прозрачности функционирования взаимодействия всех форм хозяйствования;
— создание эффективной системы рыночно-инфраструктурного обеспечения аграрных структур в сельском хозяйстве;
— инициация разработки и создания новых эффективных форм организационно-экономических связей в аграрной структуре;
— защита интересов малых агроформиро-ваний - участников интегрированных структур;
— совершенствование официального статистического учета интегрированных и кооперативных формирований.
Важнейшей задачей органов управления АПК всех уровней является разработка типовых моделей кооперации с учетом территориальных и отраслевых особенностей агропромышленного производства, научно обоснованных норм и нормативов для малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
Для достижения этой цели предлагается:
— поддержка направлений развития сельской кооперации в рамках мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию сельской кооперации;
— предоставление сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации, оказывающим не менее 70% услуг сельскому населению, всех видов грантов и субсидий на развитие современной материально-технической базы;
— возмещение сельхозкооперативам и организациям потребительской кооперации, оказывающим не менее 70% услуг сельскому населению, части расходов на оплату первоначального взноса по договорам лизинга оборудования, транспорта, сельскохозяйственной и специализированной техники, скота и иных производственных фондов в размере не более 35% от стоимости объекта лизинга [9].
В целях стимулирования развития крупных интегрированных структур в агропромышленном производстве необходимо задействовать следующие механизмы, обеспечивающие:
— уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы, которые инвестор-интегратор направляет на расширенное воспроизводство и технико-технологическую модернизацию аграрного производства;
— защиту инвестиций и их страхование, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— предупреждение банкротства с целью захвата собственности;
— стимулирование выхода крупных формирований на региональный (местный) агропродовольственный рынок.
Важным направлением развития интеграции и кооперации различных форм в аграрном производстве ЦЧМР должна стать государственная поддержка общественных объединений, юридических и физических лиц, основными целями
которых является координация, защита прав и законных интересов участников и контроль различных сторон деятельности интегрированных агроструктур.
Одним из ключевых направлений развития эффективной аграрной структуры ЦЧМР и его областей должно стать существенное усиление социальной защиты сельского населения и сельхозпроизводителей всех форм хозяйствования [10]. Это необходимо осуществлять как путем роста доходов населения, развития сферы обслуживания, реального снижения различий в уровне жизни города и села, равного доступа к материальным благам разных социальных групп населения, так и на основе поддержки семей с низким уровнем доходов, трудоустройства работников, высвобожденных из аграрного производства или переехавших на постоянное жительство в село, гарантий соблюдения прав сельских собственников и коллективов сельхозпроизводителей с различной формой собственности и хозяйствования.
В целях создания эффективной современной системы подготовки и переподготовки сельскохозяйственных кадров необходимо принять следующие меры:
— наряду с подготовкой узких специалистов в аграрных университетах и техникумах, направляемых на работу в крупные и средние СХО, необходимо развивать подготовку аграриев - хозяев широкого профиля для К(Ф)Х и ЛПХ (ПСХ), которые должны иметь не только технико-технологические знания и навыки, но и уметь разобраться в экономике и организации производства, бухгалтерском учете, финансах, маркетинге и др., используя для этого научную и производственную базу вузов, техникумов и т. п.;
— организовать в массовом порядке переподготовку руководителей и специалистов всех уровней хозяйствования в регионе (от руководителей и специалистов первичных производственных подразделений СХО с различной формой собственности и хозяйствования, до руководителей и специалистов муниципального и регионального уровней) по вопросам маркетинга, компьютеризации и информационных технологий, экономики, организации, экологии, социологии и психологии как на базе вузов и техникумов региона, так и в учебных заведениях других регионов России, а также за рубежом.
Кроме того, для сохранения и приумножения природного, социально-экономического и культурного потенциала села, а следовательно, развития эффективной аграрной структуры необходимо:
— сформировать и утвердить на межведомственной основе научно обоснованную
систему нормативов социального обустройства сельских поселений;
— укрепить налоговую базу местного сельского самоуправления для улучшения финансовых возможностей реализации законодательно установленных полномочий;
— установить льготные системы налогообложения, кредитования и таможенного регулирования для всех форм бизнеса, участвующего в жилищном строительстве, развитии социальной и инженерной инфраструктуры села, создании рабочих мест в несельскохозяйственной сфере деятельности;
— ввести льготные условия ипотечного жилищного кредитования для повышения доступности сельскому населению благоустроенного жилья.
Заключение
В целях эффективного выполнения основных направлений развития перспективной аграрной структуры Центрально-Черноземного макрорегиона должны быть осуществлены следующие мероприятия.
1. Разработка и принятие законов, совершенствование нормативно-правовой базы, целевых программ на федеральном и региональном уровнях, направленных на создание реальных, действенных стимулов развития аграрной структуры.
2. Осуществление ежегодного мониторинга:
— реализации госпрограммы развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы в областях Центрально-Черноземного макрорегиона;
— функционирования всех типов хозяйств, определения эффективных форм, которые способны обеспечивать продовольственную независимость, экологическую безопасность и социальное развитие регионов;
— оборота земель сельскохозяйственного назначения.
3. Проведение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
4. Проведение статистического мониторинга: сбор и публикация статистических данных по выполнению концептуальных направлений региональными комитетами статистики. Совершенствование статистического учета интегрированных агроструктур, К(Ф)Х и индивидуальных товаропроизводителей, ЛПХ(ПСХ) путем расширения перечня представляемых показателей по их деятельности, введения единообразия собираемых и анализируемых показателей по сельхозтоваропроизводителям.
5. Информационное обеспечение выполнения концептуальных направлений, подготовка рекламных и других материалов с использованием новых коммуникационных технологий.
6. Повышение социального и экономического интереса к аграрному сектору как престижной сфере деятельности. Организация и проведение конкурсов на разных уровнях
в номинациях: «Лучший специалист», «Лучший фермер», «Лучший по профессии» и т. д.
7. Проведение научных исследований по вопросам развития аграрной структуры, анализ, оценка, разработка рекомендаций, моделей различных организационно-хозяйственных структур.
8. Контроль за ходом реализации концептуальных направлений.
Литература
1 Кузнецов В.В., Тарасов А.Н., Павлушкина О.И. и др. Институциональное развитие аграрной структуры России: состояние и прогноз: монография. Ростов н/Д: ГНУ ВНИИЭ и Н Россельхозакадемии, 2012. 216 с.
2 Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
3 Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112 - ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
4 Федеральный закон от 8 декабря 1995 года № 193 «О сельскохозяйственной кооперации».
5 Буздалов И. Структурные перекосы в сельском хозяйстве России: причины и последствия. // АПК: экономика, управление. 2017. № 2. С. 4-14.
6 Методы оценки территориального разделения труда и территориальной организации сельского хозяйства. М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова: ЭРД, 2012. 221 с.
7 Алтухов А. Возможные угрозы национальной безопасности и независимости // АПК: Экономика, Управление. 2016. № 5. С. 4-15.
8 Алтухов А. Совершенствование организационно-экономического механизма устойчивого развития агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 7. С. 2-11.
9 Ушачев И. Аграрная политика России: проблемы и решения. М.: ИП Насируддинова В.В., 2013. 524 с.
10 Ушачев И. Социальная политика крестьянства. М.: ИП Насируддинова В.В., 2013. 240 с.
1 ] Subaeva A.K., Zamaidinov A.A. Methods of agricultural machinery market regulation // International Business Management. 2015. V. 9. № 7. P. 1780-1784.
12 Berry A. The role of agriculture // Losing Ground in the Employment Challenge. Routledge, 2017. P. 75-98.
13 Lee C.P. Reduced the Risk in Agriculture Management for Government Using Support Vector Regression with Dynamic Optimization Parameters // Lex Localis. 2017. V. 15. № 2. P. 243.
14 Manda J., Alene A. D., Gardebroek C., Kassie M., Tembo G. Adoption and impacts of sustainable agricultural practices on maize yields and incomes: Evidence from rural Zambia // Journal of Agricultural Economics. 2016. V. 67. № 1. P. 130-153.
15 Hodge I., Hauck J., Bonn A. The alignment of agricultural and nature conservation policies in the European Union //ConservationBiology. 2015. V. 29. № 4. P. 996-1005.
Смирнов Н.А., Груздев Г.В. Оптимизация производства и реализации продукции картофелеводства // Вестник НГИЭИ. 2017. № 7 (74). С. 100-109.
Смирнов Н.А. Укрепление продовольственной независимости региона на основе повышения эффективности отрасли картофелеводства // Вестник НГИЭИ. 2018. № 1 (80). С. 111-122.
References
1 Kuznetsov A.N., Tarasov O.I., Pavlushkina V.V. et al. Institutsional'noye razvitiye agrarnoy struktury Rossii: sostoyaniye i prognoz [Institutional development of the agrarian structure of Russia: state and forecast: monograph]. Rostov on Don, GNU VNIIE and N Rosselkhozakademii, 2012. 216 p. (in Russian).
2 FZ № 74-FZ "O krest'yanskom (fermerskom) khozyaystve" [Federal Law of June 11, 2003 No. 74-FZ "On Peasant (Farm) Farming"]. (in Russian).
3 FZ № 112-FZ "O lichnom podsobnom khozyaystve" [Federal Law of July 7, 2003 No. 112-FZ "On Personal Subsidiary"]. (in Russian).
4 FZ № 193 "O sel'skokhozyaystvennoy kooperatsii" [Federal Law of 8 December 1995 No. 193 "On Agricultural Cooperation"]. (in Russian).
5 Buzdalov I. Structural Distortions in Agriculture of Russia: Causes and Consequences. APK: ekonomika, upravleniye [AIC: Economics, Management]. 2017. no. 2. pp. 4-14. (in Russian).
6 Metody otsenki territorial'nogo razdeleniya truda i territorial'noy organizatsii sel'skogo khozyaystva [Methods for assessing the territorial division of labor and the territorial organization of agriculture]. Moscow, VIAPI named after A.A. Nikonov: ERD, 2012. 221 p. (in Russian).
7 Altukhov A. Possible threats to national security and independence. APK: ekonomika, upravleniye [AIC: Economics, Management]. 2016. no. 5. рp. 4-15. (in Russian).
8 Altukhov A. Improving the organizational and economic mechanism for the sustainable development of agro-industrial production. Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises]. 2016. no. 7. рp. 2-11. (in Russian).
9 Ushachev I. Agrarnaya politika Rossii: problemy i resheniya [Agrarian Policy of Russia: Problems and Solutions]. Moscow, IP Nasiruddinova V.V., 2013. 524 p. (in Russian).
10 Ushachev I. Sotsial'naya politika krest'yanstva [Social policy of the peasantry]. Moscow, IP Nasiruddinova V.V., 2013. 240 р. (in Russian).
11 Subaeva A.K., Zamaidinov A.A. Methods of agricultural machinery market regulation. International Business Management. 2015. vol. 9. no. 7. pp. 1780-1784.
12 Berry A. The role of agriculture. Losing Ground in the Employment Challenge. Routledge, 2017. pp. 75-98.
13 Lee C.P. Reduced the Risk in Agriculture Management for Government Using Support Vector Regression with Dynamic Optimization Parameters. Lex Localis. 2017. vol. 15. no. 2. pp. 243.
14 Manda J., Alene A. D., Gardebroek C., Kassie M., Tembo G. Adoption and impacts of sustainable agricultural practices on maize yields and incomes: Evidence from rural Zambia. Journal of Agricultural Economics. 2016. vol. 67. no. 1. pp. 130-153.
15 Hodge I., Hauck J., Bonn A. The alignment of agricultural and nature conservation policies in the European Union. Conservation Biology. 2015. Vol. 29. no. 4. pp. 996-1005.
16 Smirnov N.A., Gruzdev G.V. Optimization of production and sales of potato products. Vestnik NGIEI [Herald NGIEI]. 2017. no. 7 (74). pp. 100-109. (in Russian).
17 Mirnov N.A. Strengthening food independence of the region on the basis of increasing the efficiency of the potato industry. Vestnik NGIEI [Herald NGIEI]. 2018. no. 1 (80). pp. 111-122. (in Russian).
Сведения об авторах Владимир Ф. Печеневский к.э.н., доцент, отдел экономики АПК и агропродовольственных рынков, «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-черноземного района Российской Федерации, ул. Серафимовича 26а, г. Воронеж, 394042, Россия, [email protected]
Олег И. Снегирев научный сотрудник, отдел экономики АПК и агропродовольственных рынков, «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-черноземного района Российской Федерации, ул. Серафимовича 26а, г. Воронеж, 394042, Россия, [email protected]
Вклад авторов
Авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about authors Vladimir F. Pechenevsky Cand. Sci. (Engin.), associate professor, department of economics of the agro-industrial complex and agrifood markets, Research Institute of Economics and the organization of the agro-industrial complex of the Central Black Earth region of the Russian Federation, st. Serafimovich 26a, Voronezh, 394042, Russia, [email protected] Oleg 1 Snegirev researcher, department of economics of the agroindus-trial complex and agrifood markets, Research Institute of Economics and the organization of the agro-industrial complex of the Central Black Earth region of the Russian Federation, st. Serafimovich 26a, Voronezh, 394042, Russia, [email protected]
Contribution
Authors were equally involved in writing the manuscript and are responsible for plagiarism
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Поступила 21/10/2019_После редакции 15/11/2019_Принята в печать 14/01/2020
Received 21/10/2019_Accepted in revised 15/11/2019_Accepted 14/01/2020