Научная статья на тему 'Основные изменения в сфере страховых взносов для индивидуальных предпринимателей'

Основные изменения в сфере страховых взносов для индивидуальных предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратенко И.В., Кудряшов В.С.

Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между государственными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные изменения в сфере страховых взносов для индивидуальных предпринимателей»

5. Фасхутдинова М.С. Управленческий учет затрат / М.С. Фасхутдинова // Ученые записки казанского филиала «Российского Государственного Университета Правосудия». - 2016. - том 12.

Кондратенко И.В.

магистрант

Северо-Западный институт управления РАНХиГС

при Президенте РФ г. Санкт-Петербург, Россия Кудряшов В.С. к. э. н., доцент кафедры менеджмента Северо-Западный институт управления РАНХиГС

при Президенте РФ г. Санкт-Петербург, Россия

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Аннотация. Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между государственными структурами.

Ключевые слова: Налоговое законодательство; страховые взносы; администрирование; основные изменения, индивидуальные предприниматели.

Kondratenko I.V.

graduate student

North-WestInstitute of Management, Branch of RANEPA

St. Petersburg, Russia Kudryashov V.S.

PhD in Economics,

North-West Institute of Management, Branch of RANEPA

St. Petersburg, Russia

THE MAIN CHANGES IN THE FIELD OF INSURANCE DEDUCTIONS FOR PRIVATE ENTERPRENEURS

Abstract. The changes in tax legislation of the Russian Federation after 01.01.2017 are considered. The main innovations in the field of Insurance Deductions are determined. Some problematic aspects in connection with the transfer of powers between state structures are formulated.

Keywords: tax legislation; insurance deductions; administration; major changes, private entrepreneurs.

Второй год налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов, а именно взносы на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСС (обязательное социальное страхование) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании Налогового кодекса РФ. Изменения вступили в силу с 1 января 2017 г. [1].

Изменение администратора страховых взносов повлекло за собой ряд новшеств и проблемных моментов, с которыми столкнулись плательщики - как организации, так и индивидуальные предприниматели. Передача сальдо расчетов из Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) налоговым органам стала основной проблемой переходного периода. Рассмотрим ее на примере индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают страховые взносы только за себя.

Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы, даже если не ведут деятельность и не получают никаких доходов, подавать декларации о своих доходах (либо нуле-

вые расчеты) в налоговые органы в установленные законодательством сроки [2]. Однако в 2017 г. у предпринимателей, представивших налоговую отчетность за 2016 и предыдущие периоды позже установленного срока, возникли проблемы с ПФР, который начислил данным плательщикам страховые взносы по максимальному тарифу и отказывался их пересчитывать, так как все сведения к тому моменту были в ведомстве Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) [3].

ПФР и ФНС совместно искали решение данного вопроса, были разработаны общие рекомендации о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов при корректировке страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017. Данные рекомендации приведены в Письме ПФР N НП-30-26/13859 и ФНС России N ЗН-4-22/17710@ от 06.09.2017.

В частности, для индивидуальных предпринимателей ФНС предложила следующий алгоритм действий при обращении в налоговые органы о неправомерном начислении территориальными органами ПФР страховых взносов по максимальному тарифу [4].

1. Налоговые органы проверяют, представлялась ли плательщиком за указанный в обращении период декларация по соответствующему виду налога и направлялись ли сведения о доходах в территориальный орган ПФР:

- в случае подтверждения факта представления сведений о доходах в территориальный орган ПФР налоговые органы направляют уведомление (сообщение) с приложением копии обращения плательщика в территориальные органы ПФР, с указанием даты выгрузки с целью осуществления перерасчета сумм страховых взносов;

- если сведения о доходах не представлялись в территориальные органы ПФР, то налоговые органы должны направить указанную информацию вместе с уведомлением (сообщением) с приложением копии обращения плательщика для перерасчета сумм страховых взносов территориальным органом ПФР.

2. Если декларация по соответствующему налогу не была представлена плательщиком, то налоговые органы информируют плательщика об алгоритме исчисления взносов территориальными

органами ПФР и одновременно сообщают плательщику о необходимости представления декларации по соответствующему налогу. В случае исполнения плательщиком обязанности по представлению декларации налоговые органы выполняют указанные действия по передаче информации в ПФР.

В случае обращения плательщика по данному вопросу налоговый орган направляет в соответствующий территориальный орган ПФР уведомление (сообщение) в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления запроса.

Таким образом, данная проблема была решена со стороны ПФР и ФНС.

Также необходимо упомянуть об основных изменениях в уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями за себя. После перехода от ПФР к ФНС администрирования страховых взносов, изменился код бюджетной классификации и суммы для оплаты взносов.

В 2017 г. индивидуальные предприниматели уплачивали страховые взносы за себя исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ) и установленного тарифа. Но и на этом изменения не прекратились.

Уже в 2018 г. страховые взносы больше не зависят от МРОТ. Данное новшество связано с тем, что на практике происходит переход к использованию МРОТ по первоначальному назначению: согласно ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ [5]. Изначально МРОТ принимался именно для указанных целей, а на практике от МРОТ зависели и размер налоговых штрафов, и размер административных штрафов, и страховые взносы, и прочие платежи.

Что же касается дохода, превысившего 300 000 руб., с которого индивидуальный предприниматель уплачивает дополнительный 1% страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), то механизм расчета по нему остался прежним.

Наглядно изменения 2017 и 2018 г. можно наблюдать в табл. 1. Таблица 1 - Фиксированный размер страховых взносов в

2017 и 2018 гг.

Страховые взносы Фиксированный размер страховых взносов

2017 год 2018 год

Страховые взносы на ОПС:

величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. 23 400 руб. (7 500 руб. х 26% х 12 мес.) 26 545 руб.

величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб. 23 400 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период 26 545 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период

Максимальный размер страховых взносов на ОПС 187 200 руб. (8 х 7 500 руб. х 26% х 12 мес.) 212 360 руб. (26 545 руб. х 8)

Страховые взносы на ОМС 4 590 руб. (7 500 руб. х 5,1% х 12 мес.) 5 840 руб.

ИТОГО 23 400 руб. + 4 590 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период 26 545 руб. + 5 840 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период

Минимальный размер страховых взносов 27 990 руб. (23 400 + 4 590) 32 385 руб. (26 545 + 5 840)

Максимальный размер страховых взносов 191 790 руб. (187 200 + 4 590) 218 200 руб. (212 360 + 5 840)

Можно сделать вывод, что, несмотря на изменение механизма исчисления страховых взносов, размер страховых взносов как на ОПС, так и на ОМС в 2018 г. вырос по сравнению с 2017 г. И даже при доходах менее 300 000 руб. общая сумма страховых взносов увеличилась на 4 395 руб., а максимальный размер страховых взносов вырос на 26 410 руб.

На последующие периоды суммы страховых взносов установлены ст. 430 гл. 34 НК РФ и приведены в таблице 2. _Таблица 2 - Размер страховых взносов в 2018-2020 гг.

Расчетный период (год) Сумма взноса в ПФР, руб. Сумма взноса в ФОМС, руб. Предельная величина взносов, руб.

2018 26 545 5 840 212 360

2019 29 354 6 884 234 832

2020 32 448 8 426 259 584

Суммы страховых взносов за 2018 г. индивидуальные предприниматели обязаны уплатить не позднее 31 декабря 2018 г. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за 2018 г., перечисляются плательщиком не позднее 1 июля 2019 г. [6].

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что переход полномочий от Пенсионного Фонда РФ к налоговым органам не остался незамеченным. На примере индивидуальных предпринимателей можно наблюдать, как изменилась система страховых взносов за последнее время. Хотя и организации также почувствовали на себе все новшества законодательства.

На данный момент прошло уже больше года с изменения администратора страховых взносов. Проблемы во многом сгладились, благодаря слаженной работе ПФР, ФСС, ФНС и самих налогоплательщиков.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.05.2018). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Кудряшов В.С. Анализ практики регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и формирование рекомендаций по реализации программы развития предпринимательства в Санкт-Петербурге / В.С. Кудряшов, Л.В. Моржина // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. -2016. - № 7. - С. 81-87.

3. Кудряшов В.С. Необходимость государственного регулирования национальной экономики / В.С. Кудряшов //

Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. - Пермь. - 2018. - № 17. - С. 37-40.

4. В отношении плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц: Письмо ФНС России от 03.10.2017 N ГД-4-11/19837 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

Кудряшов В.С.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента Северо-Западный институт управления РАНХиГС

при Президенте РФ г. Санкт-Петербург, Россия

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ

РАЗВИТИЕМ

Аннотация. В статье представлена информация о кластерах и кластерной политики в целом. Выявлены основные тенденции кластерной политики. Определены направления реализации кластерной политики в России. Сделано заключение о роли кластеров в развитии предприятий и стимулировании развития кластерных инициатив на региональном уровне.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, регион, региональная экономика, конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.