Научная статья на тему 'Анализ изменений по страховым взносам во внебюджетные фонды для предпринимателей'

Анализ изменений по страховым взносам во внебюджетные фонды для предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОХОД / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФИКСИРОВАННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ENTREPRENEURS / ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY / INCOME / INSURANCE FEES / EXTRABUDGETARY FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION / FIXED PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купбаева Гульжан Сейфуллиновна, Гончаренко Лариса Николаевна

В данной статье рассматриваются изменения в законодательстве, которые необходимо учесть при расчете страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации за 2013 год, и нововведения, ожидающие предпринимателей в 2014 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CHANGES IN INSURANCE CONTRIBUTIONS TO EXTRA-BUDGETARY FUNDS ENTREPRENEURS

This article discusses changes in legislation that are necessary to take into account when calculating insurance fees into extrabudgetary funds of the Russian Federation for 2013, as well as new developments that entrepreneurs are expecting in 2014.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений по страховым взносам во внебюджетные фонды для предпринимателей»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

КУПБАЕВА Г.С., ГОНЧАРЕНКО Л.Н.

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ

ФОНДЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация: В данной статье рассматриваются изменения в законодательстве, которые необходимо учесть при расчете страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации за 2013 год, и нововведения, ожидающие предпринимателей в 2014 году.

Ключевые слова: предприниматели, предпринимательская деятельность, доход, страховые взносы, внебюджетные фонды Российской Федерации, фиксированные платежи.

KUPBAEVA G.S. , GONCHARENKO L.N.

ANALYSIS OF CHANGES IN INSURANCE CONTRIBUTIONS TO EXTRA-BUDGETARY FUNDS ENTREPRENEURS

Abstract: This article discusses changes in legislation that are necessary to take into account when calculating insurance fees into extrabudgetary funds of the Russian Federation for 2013, as well as new developments that entrepreneurs are expecting in 2014.

Keywords: entrepreneurs, entrepreneurship activity, income, insurance fees, extrabudgetary funds of the Russian Federation, fixed payments.

Близится срок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее -предприниматели) за 2013 год. По данным средств массовой информации, повышение размера страховых взносов для малого бизнеса в 2013 году привело к сокращению более 300 тысяч предпринимателей, что составляет около 7 % от их общего числа. Данные проводимых среди представителей малого бизнеса опросов также свидетельствуют о планах части предпринимателей в ближайшее время завершить предпринимательскую деятельность. Законодателями в связи со сложившейся ситуацией приняты меры: внесены поправки в Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - закон № 212-ФЗ), вступающие в силу с начала будущего года.

Какие изменения в законодательстве необходимо учесть при расчете страховых взносов за 2013 год и какие нововведения ожидают предпринимателей в 2014 году, рассмотрено в данной статье.

Федеральным законом № 243-ФЗ от 03.12.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» с 1 января 2013 года изменен порядок расчета размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями.

В предыдущей редакции закона № 212-ФЗ размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования определялся предпринимателями, исходя из стоимости страхового года.

С 1 января 2013 года в законе № 212-ФЗ введено понятие фиксированных платежей, определяемых как произведение двукратного минимального размера оплаты труда1, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР и ФФОМС, увеличенное в 12 раз (п.п. 1.1, 1.2

1 Размер МРОТ на 2013 год утвержден Федеральным законом № 82-ФЗ от 19.06.2000 в редакции Федерального закона № 232-ФЗ от 03.12.2012.

ст. 14 закона № 212-ФЗ), тем самым более чем в два раза увеличен размер пенсионных взносов, уплачиваемых самозанятыми гражданами (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная таблица по расчету страховых взносов

2012 год 2013 год 2014 год*

Порядок расчета размера страховых взносов в ПФР

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего федерального закона, увеличенное в 12 раз (п. 2. ст. 13). Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего федерального закона, увеличенное в 12 раз (п. 1.1. ст. 14) . Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: 1) в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (п. 1.1 ст. 14).

Расчет размера страховых взносов, исходя из МРОТ

В ПФР - 14 386,32 руб. (4611 руб. х 12 х 26 %); в ФФОМС - 2 821,93 руб. (4611 руб. х 12 х 5,1 %) В ПФР - 32 479,2 руб. (5 205 руб. х 2 х 12 х 26 %); в ФФОМС - 3 185,46 руб. (5 205 руб. х 12 х 5,1 %) В случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей -в ПФР - 16 239,60 руб. (5 205 руб.** х 12 х 26 %); в случае превышения величины 300 000 рублей -+ 1 % от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. -в ФФОМС - 3 399,05 руб. (5 205 руб.* х 12 х 5,1 %)

Срок уплаты страховых взносов

Не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 16) Не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 16) Взносы в размере однократного МРОТ, умноженного на 12 и умноженного на соответствующий тариф, нужно заплатить до 31 декабря текущего года. Взносы, исчисленные с суммы, превышающей 300 000 руб., нужно перечислить не позднее 1 апреля следующего года (п. 2 ст. 16)

* Ссылки на Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.09.2007 в редакции, вступающей в действие с 1 января 2014 года. ** При условии что МРОТ на 1 января 2014 года останется прежним.

Таким образом, в случае если доходы предпринимателя составят более 1 923 960 рублей (при МРОТ 5 205 руб.), то сумма страховых взносов, причитающаяся к уплате в ПФР в 2014 году превысит размер страховых взносов 2013 года (1 923 960 руб. = (32 479,20 руб. -16 239,60 руб.): 1 % + 300 000), т. е. налоговая нагрузка для предпринимателей с доходом более 1 923 960 руб. не уменьшится.

По прогнозу Минтруда Российской Федерации, в 2014 году МРОТ увеличится до 5 554 руб. В этом случае размер страховых взносов в ПФР составит 17 328,48 руб. (5 554 руб. х 12 х 26 %), а при превышении величины доходов до 300 000 рублей дополнительно + 1 % от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. В этом случае сумма страховых взносов в ФФОМС может увеличиться до 3 399,05 руб. (5 554 руб. х 12 х 5,1 %).

При этом предпринимателям следует учесть, что законодательством установлен максимальный размер страховых взносов, подлежащих к уплате в ПФР. Сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, уста-

_Региональные проблемы преобразования экономики, №1, 2014_

новленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенного в 12 раз, т. е. 129 916,80 руб. (5 205 руб. х 8 х 12 х 26 %) (п. 1.1. ст. 14 закона 212-ФЗ).

Федеральным законом от 23.07.2013 № 237-ФЗ статья 14 закона 212-ФЗ дополнена пунктом 8, устанавливающим порядок учета доходов для целей исчисления страховых взносов. Для определения размера страховых взносов, подлежащих уплате в 2014 г., предпринимателям необходимо сначала установить размер полученного дохода, в зависимости от применяемой системы налогообложения (табл. 2), а затем рассчитать размер страховых взносов в ПФР в вышеуказанном порядке, рассмотренном в таблице 1.

Таблица 2

Порядок определения размера доходов для расчета суммы взносов

Налоговый режим Статья НК РФ Размер дохода

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) ст. 227 НК РФ Учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) п. 1 ст. 346.5 НК РФ Учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций, доходы ИП, облагаемые НДФЛ

Упрощенная система налогообложения (УСН) ст. 346.15 НК РФ Учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций НК РФ, доходы ИП, облагаемые НДФЛ

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) ст. 346.29 НК РФ Учитывается вмененный доход налогоплательщика. Величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2

Патентная система налогообложения (ПСН) ст. 346.47, 346.51 НК РФ Учитывается потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ

Следует отметить, что согласно пунктам 6 и 8 статьи 14 закона 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, для целей исчисления страховых взносов доходы от различных видов деятельности суммируются.

Законодательство устанавливает порядок взаимодействия налоговых органов и территориальных органов ПФР, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов, обязывая налоговые органы до 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом, направлять в ПФР сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период (п.п. 9-11 ст. 14 закона № 212-ФЗ). О фактах налоговых нарушений, допущенных налогоплательщиками и повлекших занижение доходов от их деятельности, налоговые органы обязаны уведомлять ПФР в течение пяти дней после вступления в силу решения налогового органа о привлечении соответствующего налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Полученные ПФР данные являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Законодателями установлены более жесткие нормы для налогоплательщиков, не предоставивших налоговым органам необходимой отчетности до окончания расчетного периода. В этом случае страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период подлежат взысканию органами ПФР в максимальном размере - 129 916,8 руб.

Вышеуказанные нововведения затронут только порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование; размер взносов, перечисляемых в ФФОМС, и порядок их расчета останутся прежними.

В связи с вышесказанным возникает вопрос об обеспечении защиты персональных данных налогоплательщиков согласно Федеральному закону «О персональных данных», в соответ-

www.rppe.ru

57

ствии с которым налоговые органы не уполномочены раскрывать третьим лицам и распространять без согласия их субъектов.

Таким образом, введение прогрессивной шкалы по страховым взносам в ПФР позволит предпринимателям с небольшими доходами (до 300 000 руб.) уменьшить страховые выплаты и значительно увеличит нагрузку для предпринимателей с солидными доходами.

Найдут ли отклик иные предложения, предлагаемые в качестве дополнительных мер по нормализации ситуации в малом бизнесе, к примеру, бесплатная регистрация для предпринимателей, желающих вернуться в бизнес, поддержка со стороны государства в виде грантов за возврат в бизнес и другие, покажет время.

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

2. Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».

3. Федеральный закон от 23.07.2013 № 237-Ф3 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации " и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования "».

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Bibliography

1. Federal law of24.07.2009 No. 212-FZ «On insurance fees for the Pension Fund of the Russian Federation, Social Insurance Fund of the Russian Federation, Federal Fund ofMandatory Medical Insurance ».

2. Federal law of 03.12.2012 No. 243-FZ «On making changes in separate legislative acts of the Russian Federation on the issues of mandatory pension insurance».

3. Federal law of23.07.2013 No. 237-FZ «On making changes in Article 22 of the Federal law "On mandatory pension insurance in the Russian Federation" and Articles 14 and 16 of the Federal law "On insurance fees in the Pension Fund of the Russian Federation, Fund of Social Insurance of the Russian Federation, Federal Fund of Mandatory Medical Insurance "».

4. Federal law of27.07.2006 No. 152-FZ «On personal data».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.