Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1997 Г'

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1997 Г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1997 Г»

Основные итоги рабиты ФЭК Риссии в 1997 г.

(Материалы расширенного заседания Правления ФЭК России. Москва. 13 февраля 1997 г.)

13 февраля 1997 года состоялось расширенное заседание Правления федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, на котором подводились итоги деятельности комиссии в 1997 году и обсуждался план работы на 1998 год. Обсуждение принятых вопросов показало: работа Федеральной энергетической комиссии проходит не в изолированном режиме, а при непосредственном участии всех, кто должен и хочет быть в курсе принимаемых ею решений. В заседании приняли участие представители регионов, федеральных органов власти, депутаты, журналисты.

С основным докладом выступил Председатель ФЭК России А.Ф.Задернюк: «Я хотел бы посвятить свое выступление анализу важнейших проблем, стоящих сегодня перед комиссией, четко обозначить те принципы, которые станут краеугольными во всей нашей деятельности и которым мы намерены неотступно следовать, иначе окажется бессмысленным само наше нахождение здесь. Речь пойдет и об устранении недостатков, и об излишней медлительности в нашей собственной работе, но также и о принципиальной позиции ФЭК в отношении перспектив развития тех отрас-пей экономики, регулирование которых нам поручено. Присутствующие знают о многих результатах деятельности комиссии, и не понаслышке; знают и о том, что ФЭК планирует сделать до конца 1998 года. Наши планы на будущее обусловлены вполне конкретными заданиями, поставленными Президентом и Правитепьством, общими принципами экономической политики государства, эти задания мы будем выполнять».

Поскольку ФЭК России в первую очередь призвана осу-ществпять государственное регулирование, подчеркнуп докладчик, на услуги естественных монопопий в топливно-энергетическом комплексе, мы чувствуем себя ответственными - не только в административном плане, но и в моральном - за обеспечение снижения тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монопопий, декларируемого руководством страны и включенного в утвержденную Президентом программу «Двенадцать деп Правительства России на 1998 год». Стало уже притчей во языцех, что сегодня уровень тарифов на услуги естественных монополий неоправданно высок и тормозит нормальную работу отечественной экономики, но ситуация в этом плане меняется в лучшую сторону, отметил А.Ф.Задернюк. В 1997 году в работе по снижению тарифов удалось добиться определенных результатов. Но нужно отметить, что даже без решений о снижении тарифов они понижались, так как инфляцию никто не отменял. Около двух пет не меняются цены на газ для промышпенности и тарифы АК «Транснефть», но и здесь ситуация непростая.

Сама по себе формулировка «снижение тарифов» порождает некое однозначное понимание этого вопроса как постепенное, шаг за шагом, «отрезание» по кусочку доходов монополистов для создания благоприятных условий потребителям их услуг. Однако ситуация в регулируемых отраслях далеко не однозначна. «Нужно помнить, что в соответствии с законом органы регулирования обязаны, во-первых, обеспечивать экономическую обоснованность утверждаемых цен и тарифов, а во-вторых, соблюдать баланс экономических интересов сторон». Поэтому, подчеркнуп докладчик, задача ФЭК России не столько в силовом сокращении роста и снижении тарифов, сколько в создании условий для действительно эффективной работы естественных монополистов, когда предприятия с более низкой себестоимостью продукции и услуг получат возможность работать с полной нагрузкой, а неэффективные и ненужные мощности

не смогут выживать за их счет, ничего не делая по снижению своих издержек.

Ярким примером может служить электроэнергетика. Едва ли кто-то даже из убежденных сторонников существующей системы энергоснабжения может отрицать, что система, сформированная в последние годы, абсолютно не стимулирует увеличения производства дешевой электроэнергии; наоборот, она создает возможность для неоправданной загрузки дорогих генерирующих мощностей. Никакая нормальная логика не может объяснить, почему бопее половины общего снижения отпуска электроэнергии за последние годы допущено на ГРЭС, имеющих наиболее низкие среднеотпускные тарифы. Нет доводов и в поддержку перепродажи дефицитными АО-энерго покупной энергии с оптового рынка потребителям региона по тарифу, вдвое превышающему стоимость покупки энергии. «Что это, как не злоупотребление собственным монопольным положением? Здесь непочатый край работы дпя территориальных органов ГАК, региональных энергетических комиссий и ФЭК. Кто сможет объяснить, почему забыто многое из того, что приносило результаты в прошлом? Мы забыли, что такое нормы удельного расхода топлива, численности персо-напа, борьба с разрывами мощностей, ответственность диспетчера за эффективную загрузку мощностей и многое другое. Также забываем, почему оператор, регулирующий все финансовые потоки на оптовом рынке, не несет никакой ответственности перед субъектами рынка, кроме ответственности за выписку счетов. Уровень его ответственности понизился. Почему российские потребители сегодня оплачивают бопее 30 тысяч мегаватт установленной мощности электростанций, которые никак не используются и едва ли когда-нибудь будут задействованы? Разучились считать. Сколько такого рода вопросов - и неутешительных пока ответов - можно продолжать».

Разумеется, указал докладчик, сегодняшняя схема функционирования электроэнергетического комплекса и схема ценообразования в электроэнергетике нуждаются в совершенствовании, чтобы выявить очевидные резервы реального снижения тарифов дпя потребителей энергии. Эти резервы смогут быть задействованы только при включении механизмов конкурентного отбора поставщиков, когда дорогую энергию неэффективных производителей просто не будут покупать при наличии бопее дешевой. Собственно, это и есть нормальный рыночный механизм формирования цены.

Нельзя согласиться с аргументами, что лишь сегодняшняя система якобы в состоянии обеспечить надежность энергоснабжения, что конкуренция приведет лишь к хаосу в Единой энергетической системе. Действительно, сегодня обеспечено и поддерживается относитепьно надежное энергоснабжение потребителей. Однако фактом является и то, что в результате такой работы энергосистемы экономическая эффективность отрасли за последние годы только снижалась, а тарифы дпя потребителей искусственно роспи - при наличии значительных резервов дпя их снижения; об этом свидетельствуют и выводы Счетной палаты по данному вопросу. «Мне случайно пришлось услышать сравнение энергетики с наполненным водой бассейном, который сторонники конкуренции хотят разделить перегородками, при этом допуская, что не во все отсеки будет подаваться вода. Это абсолютно извращенная трактовка вопроса: еспи оперировать подобными сравнениями, то сегодня к подобному бассейну подведены две трубы, по одной из которых течет чистая вода, а по другой - сточные отходы. Так вот, потребителю нужно дать возможность

Вестник ФЭК России

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1997 ГОПУ

получать чистую воду, тем более что ее хватит на всех. А тех, кто искусственно смешивает ее с отходами - штрафовать».

ФЭК России со своей стороны будет ориентироваться на конкурентные механизмы формирования тарифов там, где это возможно и целесообразно. Однако усилий данного органа, отметил докладчик, будет недостаточно, чтобы нормализовать ситуацию. Нужно призвать все федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся перечисленные вопросы, - Минэкономики, Минтопэнерго, ГАК, Минатом, Минфин, Минюст, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организатора федерального оптового рынка электроэнергии - РАО «ЕЭС России» осмыслить необходимость уже созревших изменений, совместно и конструктивно работать над решением перечисленных проблем, которые по многим позициям уже сформулированы в программных документах Президента и Правительства. «Необходимо оговориться, что вся работа должна основываться на непременном условии сохранения единой общероссийской системы эпектрических связей и единой системы диспетчерского управления энергосистемой России».

Относительно межрегионального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, когда одни регионы получают энергию с оптового рынка по заниженным тарифам за счет повышения отпускных тарифов другим, докладчик подчеркнул: диспропорциональный подход к формированию тарифов на оптовом рынке полностью себя дискредитировал и создает ситуацию, когда по сути вся Россия оплачивает решение частных проблем отдельно взятого региона; такого не должно быть. ФЭК начала работу по выравниванию диспропорциональных тарифов и сокращению необоснованно предоставленных льгот, и эта работа будет продолжена. В то же время регионы должны получать компенсацию за негативные последствия деятельности объектов энергетики. Система этих компенсаций требует своей детальной проработки и унифицированных подходов ко всем, а не выдачи преференций избранным регионам.

«Теперь об очень важном моменте, который, в принципе, в компетенцию ФЭК не входит, хотя мы чувствуем себя причастными к нему. Это регулирование тарифов на потребительских рынках региональными энергетическими комиссиями. К сожалению, во многом не удается довести тарифную политику ФЭК России до конечных потребителей. (Дифференциация тарифов для потребителей по регионам пре-высипа 14 раз. Отсутствие системы профессиональных органов государственного регулирования тарифов на электроэнергию в Российской Федерации не позволяет говорить о единой государственной политике по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Российской Федерации».

Работа по формированию единой системы государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий и содействию регионам в формировании профессиональных органов регулирования - это общероссийская проблема. Но на сегодня лишь 15 из 78 работающих РЭК являются полностью профессиональными, еще около 30 регионов достигли значительного прогресса в создании полноценных регулирующих органов. Нужно осознать всем - от губернаторов до Министерства финансов, заметил А.ф.За-дернюк: создание профессиональных органов государственного регулирования, не зависящих ни от политических амбиций, ни от настроения монополий, органов, действующих на основе строгого регламента и учета экономических факторов; органов, ответственных перед обществом только через решение суда, - мера крайне необходимая. Обеспечение финансирования этих профессиональных органов государственного регулирования на территориях субъектов Российской федерации должно осуществпяться за счет отчислений субъектов регупирования, в соответствии с мировой практикой, чтобы они стали в полной мере независимыми.

Именно РЭК должна определить и затем отвечать за то, какую по стоимости энергию она предложит потреби-тепям в своем регионе. Будет ли это теплофикационная выработка по 120 рублей за киловатт/час, конденсационная - по 410 рубпей или энергия с оптового рынка по 180 рубпей. В бпижайшее время ФЭК утвердит соответствующий порядок формирования баланса, указал докладчик.

«Еще раз хочу высказать позицию Правления: ФЭК России не намерена командовать региональными комиссиями. Работа регулирующих органов во многом непопулярна и неблагодарна. Именно поэтому разработана и реализуется программа консолидации усилий РЭК и ФЭК России, обеспечивается выработка согласованных, взвешенных решений, происходит взаимный обмен опытом и анализ ошибок. Программа включает издание журнала «Вестник ФЭК России», образование консультативных советов межрегиональных ассоциаций и потребителей топливно-энергетических ресурсов, создание Ассоциации регулирующих органов, формирование систем связи, реализацию программ обучения. С опорой на эти инициативы вместе мы будем умнее, сильнее, защищеннее. Хотелось бы получить от вас не только одобрение этой программы, но и активное участие в ее реализации, что будет освещаться на страницах журнала».

В Плане основных мероприятий ФЭК России на 1998 год докладчик привлек особое внимание руководителей РЭК к пункту 14. Речь идет о реальном стимулировании роста промышленного производства. Пусть предприятие повышает выпуск товарной продукции - и на этот прирост получает удешевленные тарифы (например, до уровня топливной составляющей). Если этот принцип поддержат РЭК, то его можно реализовать в регионах очень быстро. «Из практики своей работы помню, что на принятие Постановления Губернатора в Нижегородской области у меня уходила одна ночь, а на принятие подобного решения в Москве уходит до четырех-пяти месяцев».

Сейчас у ФЭК России и РЭК есть возможность провести контрольную сверку позиций, определить возможную корректировку, выявить, какие расхождения с той или иной стороной носят принципиальный характер. ФЭК России выслушает любую точку зрения, заверил А.ф.Задернюк, и будет особенно благодарна тем, кто предложит конструктивные пути решения общих проблем в дополнение к тому, что уже запланировано сделать.

Докладчик поблагодарил экспертную группу ФЭК России за огромный объем выполненной на высоком уровне работы, которая зачастую, к сожалению, оказывалась неоплаченной. Создание подобных групп просто необходимо в региональных энергетических комиссиях для полноценной экспертизы всех без исключения рассматриваемых вопросов; пока в большинстве региональных энергетических комиссий таких групп нет. Но ФЭК всегда будет делиться своим опытом по этому вопросу.

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Б.Е.Немцов подчеркнул, что в 1997 году Федеральная энергетическая комиссия работала в «прифронтовых» и почти «боевых» условиях. Фактически впервые за многие годы удалось реально снизить тарифы на услуги естественных монополий, хотя до этого тарифы быстрее росли, чем инфляция, - и в конце концов они буквально задушили российскую промышленность. «Но начиная с января 1998 года Федеральная энергетическая комиссия нашла в себе мужество и сипы снизить тарифы на 5%. Поскольку тарифы на газ не повышались, - я имею в виду оптовые поставки газа в течение года, - то с учетом инфляции тарифы на газ были снижены более чем на 11 %. А для федеральных станций РАО «ЕЭС России» тарифы были дополнительно снижены еще на 14%».

В целом ФЭК проводила огромную и полезную работу для экономики страны, а именно стимулировала денежные расчеты в энергетике. Было установлено, что тарифы снижа-

ются дополнительно на 30%, еспи расчеты производятся в рублях, а не в бартере, который разрушает экономику страны, порождает коррупцию, фактически ведет к допопни-тепьному росту цен и депает неконкурентной российскую экономику. Знаменательные события произошли и в другой естественной монополии - в «Транснефти»: в прошлом году валютная составляющая тарифа на перекачку нефти быпа снижена на 14%. Хотя данное снижение и наблюдается, но тем не менее это не предел, поэтому нужно работать как можно интенсивнее и дальше.

Б.Е.Немцов остановился на тех проблемах, которые стоят как перед Федеральной энергетической комиссией, так и перед региональными энергетическими комиссиями.

«Первая проблема - федеральная энергетическая комиссия иногда находится под жестким контролем монополистов, хотя должно быть наоборот. Почему? Потому что именно монополии представляют расчеты - обоснования своих тарифов, а работники ФЭК им либо верят, либо не верят. Это такой, я бы сказал, интимно-семейный вопрос монополистов, но на самом деле нужно иметь в виду: то, что они представляют, не является истиной в последней инстанции. Они бизнесмены, они защищают свой бизнес, они хотят попучать прибыль и поэтому, естественно, тарифы предлагают повысить». Однако пока тарифы будут рассчитываться исходя их тех предложений, которые дают моно-пописты, радикально изменить ситуацию не удастся, подчеркнул докладчик. При этом речь не идет о том, что руководители естественных монополий какие-то злодеи: они зарабатывают деньги, и поскольку они зарабатывают деньги на услугах, которые предоставляют для всего народа и дпя всех предприятий, то единственно, с кого они могут взять деньги, - это с потребителей, то есть нас с вами. Именно поэтому за этим надо очень внимательно следить и контролировать то, что они предлагают.

Естественные монопопии зачастую не являются таковыми на самом деле, в их составе есть сектора, которые могут стать конкурентами. Главная задача состоит в том, чтобы снизить тарифы. Но просто на административном языке говорить: давайте снижать тарифы, — многого добиться нельзя. Поэтому там, где есть место дпя конкуренции, ее нужно создавать.

Докладчик привел примеры из двух секторов.

Сектом 1 - электроэнергетика. Конкуренцию можно создавать и на общенациональном и на региональном рынке электроэнергии. Каким образом? Обеспечить право генерирующим компаниям продавать напрямую электроэнергию потребителям. Один из руководителей алюминиевой промышленности, которая сейчас вся находится в частных руках, отмечал, что алюминиевая промышленность вынуждена покупать дешевую электроэнергию с оптового рынка и т.д. и т.п. Могу сказать, что не только алюминиевая промышленность должна это делать, но и все остальные тоже: начиная от коммунального хозяйства и заканчивая, например, химическими заводами, тоже очень энергоемкими».

Создание такой конкуренции, допуск к электрическим сетям различных производитепей электроэнергии - будь то атомная станция или ведомственные электростанции, или это станции федерального подчинения, регионального подчинения - такой допуск как раз и приведет к реальному снижению тарифов, что и надо делать. Это смогут депать и региональные энергетические комиссии, это может частично депать и ФЭК - и тогда в результате конкуренции будут снижаться издержки. Ни один чиновник, ни одна комиссия не смогут понять, насколько можно снизить тарифы, пока не будет реальной конкуренции, подчеркнул Б.Е.Немцов.

То же касается и рынка газа, который сейчас в стране, к сожалению, отсутствует. Следует сломать фактически две монопопии: на поставки оптового газа, главный монопо-пист здесь «Газпром», и на поставки газа уже внутри региона, — «Обпгаз». Принято считать, что «Газпром» выкручи-

вает всем руки и выворачивает карманы. На самом gene это неправипьно. Фактически «Газпром» страдает из-за того, что ему «Обпгаз» и «Крайгаз» не платят деньги. Он в редких случаях может напрямую дойти до потребителя, поэтому первая идея состоит в том, чтобы разрешить «Газпрому» напрямую продавать газ потребителям его услуг, каковыми являются и крупные энергетические компании, и химические компании, и машиностроительные комплексы; чтобы он просто платил за транзит по сетям низкого давления, по потребительским сетям, которые находятся в регионе, платил им за транспорт и напрямую закпючап договоры с покупателями газа. С другой стороны, нужно дать разрешение на поставки газа не топько «Газпромом», но и нефтяными компаниями, имея в виду, что ценообразование дпя этих компаний должно быть свободным.

«Пока мы не добьемся реализации уже принятых решений, в рамках указов Президента, о создании оптового рынка газа, пока мы не создадим локальный, региональный и общенациональный рынок электроэнергии, снизить тарифы радикально не удастся. Это аксиома, и я думаю, с этим все должны согласиться».

Тарифы должны быть прозрачными. Однако мапо кто знает, из чего действительно состоят тарифы: сколько идет на создание дач и офисов дпя руководства компаний, сколько на участие в спекуляциях на фондовом рынке, сколько тратят денег естественные монопопии на покупку и на участие в приватизации крупных компаний и как они влияют на тарифы. Рядовому потребитепю успуг естественных монополий небезразлично, почему он должен платить больше денег, например, за газ и электроэнергию, а эти компании участвуют при этом в крупных приватизационных проектах, и совершенно непонятно на самом деле, нужно расплачиваться за их какие-то имущественные и финансовые аппетиты, указан докладчик. Этого не понимает большинство потребителей в России. И нужно очень внимательно следить за прозрачностью тарифов, чтобы инвестиционные составпяющие были обоснованны, а все ппаны работы компаний быпи понятны. Потому что за их хозяйственную деятельность расплачивается вся страна.

Крайне вредит российской экономике перекрестное субсидирование, и решения на этот счет уже приняты. «Но надо иметь в виду и другое: некоторые руководители регионов (я не буду их называть и не буду приводить конкретные примеры, чтобы никого не обижать) думают, что отказ от перекрестного субсидирования - это просто, так сказать, тупое повышение тарифов дпя населения, и на этом точку ставят. Нет, еспи повышаются тарифы дпя населения, то единственным оправданием усипий всех присутствующих в запе может быть снижение тарифов дпя промышленности, чтобы заработали заводы - иначе объяснить, почему мы увеличиваем нагрузку дпя населения, мы не в состоянии. Получается так: еспи просто повышаются тарифы дпя населения и не снижаются тарифы дпя предприятий, то сверхприбыли получают монопопии и в резупьтате ничего хорошего дпя экономики страны не происходит. Поэтому у меня огромная просьба, чтобы и федеральная, и региональные энергетические комиссии увязывапи изменение тарифов дпя населения с их изменениями и дпя промышленности в цепом и дпя экономики страны».

Еспи тарифы на электроэнергию в стране отличаются в 14 раз, указал докладчик, то на самом же gene это угроза целостности России. Предприятие находится в Приморье или на Камчатке — то даже еспи там толковый директор, прекрасный персонал, сложившийся коллектив, оно заведомо не конкурентно с предприятием, которое находится в Хакассии, потому что энергоемкие производства создают такие усповия, при которых себестоимость в регионах, где тарифы высокие, выходит просто за все мыслимые и немыслимые предепы. Поэтому должно быть взаимодействие, в том числе и административное. Нынешнее законодательство не позволяет федерапьной энергетической комиссии согласовывать свои действия с региональными, и наобо-

Вестник НЭК России

рот. Фактически в зависимости от политической конъюнктуры, от выборов, от политических воззрений губернаторов и т.д. возникают такие экономические анклавы, которые иногда напоминают «театр абсурда». Иногда в тарифы вкладываются составляющие, направленные на поддержку сельского хозяйства, которые идут якобы на социальные программы, и т.д. На самом деле вся эта экономическая безалаберность приводит только к деградации экономики страны, подчеркнул Б.Е.Немцов. Поэтому должна быть определенная вертикальная организация регулирования. И федеральная энергетическая комиссия и Правительство РФ поддерживают такого рода согласования; есть и у руководства Северо-Осетинской РЭК, отметил он, фактически схожее мнение на этот счет.

Серьезна и проблема профессионализма: к сожалению, лишь в 15 из 78 комиссий люди работают на профессиональной основе, а ведь на любительской основе заниматься регулированием экономики невозможно - это просто приводит к ее деградации и самоуничтожению. «Наскоками мы с вами экономических проблем страны не решим. Поэтому ключевая задача - переход к действительно профессиональным энергетическим комиссиям за счет сокращения аппаратов, департаментов, подразделений, которые якобы регулируют экономику, хотя реальные регуляторы должны быть в руках профессионалов. Хочу сказать руководству и специалистам ФЭК и РЭК: рычаги регуляции, в первую очередь, находятся у вас в руках. Почему Андрея Федоровича уважают и Рэм Иванович Вяхирев, и Борис Анатольевич Бревнов? Потому что от его решения зависит судьба гигантских компаний и, в конце концов, экономики всей страны. Так должно быть и в любом регионе, просто в точности так же должно быть».

Относительно основы деятельности региональных энергетических комиссий, равно как и федеральной. Во всем мире признано, что эти комиссии должны быть не политическими, а экономическими организациями; они не должны работать по указанию губернатора, Премьер-министра, Президента и т.д., а руководствоваться объективными экономическими обстоятельствами и законами. Чтобы это сделать, единственная, на взгляд Б.Е.Немцова, возможность -независимое финансирование этих комиссий.

Его можно осуществить только за счет введения весьма ничтожно малой составляющей тарифа, которая сторицей окупится просто из-за того, что комиссия заработает профессионально, не будет зависеть от монополий, сможет проводить аудиторские проверки, будет снижать издержки и т.д. Это выгодно для всего населения, это необходимо и дпя развития всей экономики. К сожалению, в рамках действующего законодательства просто ввести эту составляющую невозможно, и нужно работать над тем, чтобы изменить законодательство. Б.Е.Немцов обратился к присутствующим на заседании Правления ФЭК России депутатам Государственной Пумы, выразив надежду, что они поддержат указанную инициативу, потому что это будет выгодно дпя всех.

«Могу сказать, что, к великому сожалению, региональные энергетические комиссии, будучи вполне самостоятельными, порой делают такие вещи, которые не направлены ни на создание единого общенационального рынка, а значит, ни на поддержку собственной региональной экономики». Подтверждая сказанное, Б.Е.Немцов привел два примера. Правительство приняло решение снизить тарифы на грузовые перевозки по железным дорогам, и они действительно снизились - приблизительно на 10% по сравнению с 1997 годом. Чтобы этот процесс был продолжен, договорились: тарифы на железнодорожные перевозки, вернее, тарифы на электроэнергию, которую потребляют железные дороги, были установлены на уровне оптового рынка электроэнергии. Но позитивного сдвига не произошло. Тарифы для железнодорожников так и остались на 30% выше, чем даже дпя промышленности. Можно ли требовать снижения тарифов на услуги другой монополии - железных дорог, если в

Е

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1997 ГОйУ

действительности ничего не делается дпя того, чтобы эти тарифы можно было снизить? — поставил вопрос докладчик и выразил просьбу пристальнее посмотреть на эти решения, чтобы понять следующее: если эту проблему не решать совместно, то вряд ли удастся реально снизить тарифы на данный важнейший вид деятельности.

Пример второй: многие компании пытаются выйти на оптовый рынок электроэнергии. Например, отметил докладчик, представители коммунальных служб говорят, что готовы выйти на него, чтобы снизить, в конце концов, тарифы дпя населения. Но вряд пи какая-либо РЭК ипи губернатор выпустят его на этот рынок и дадут разрешение. При этом, подчеркнул Б.Е.Немцов, забывается, что население будет меньше платить, что заработают заводы. И помнится только об одном: есть региональная монополия, АО-энер-го, интересы которой нужно защищать - даже в ущерб интересам населения, даже в ущерб интересам конкретных предприятий.

Ссыпки на то, что из региона якобы уходит налоговая база, правомерны, ибо при этом никто не сосчитал: если компания, например крупный химический комбинат, выходит на рынок электроэнергии и начинает работать, увеличивает объемы, возрастает количество занятых, то поступления в бюджет увеличиваются. Те же губернаторы, которые данные расчеты сдепапи, наоборот, рады выпустить свои предприятия на оптовый рынок и дать им возможность фактически задышать полной грудью, но так происходит в единичных случаях, подчеркнул докладчик. «У нас с лета 1997 года функционирует национальный рынок энергии, тем не менее только несколько десятков компаний имеют счастье работать на этом рынке, покупая электроэнергию напрямую. Я должен сказать, что пока вот этот местечковый экономический «патриотизм» не канет в пету, у нас не будет ни общенациональной топком работающей экономики, ни нормально функционирующих предприятий».

Б.Е.Немцов отметил, что региональным комиссиям нужно стимулировать этот процесс, ибо от этого выиграют все. Что касается региональных монополий АО-энерго, то они должны работать активнее, закрывая неэффективные станции и, наоборот, запуская на полную мощность станции, которые могут функционировать. По последнего времени неэффективные станции, где себестоимость высокая, работали на полную мощность, а эффективные вообще простаивали - и так останется, если исходя из не совсем ясных технологических соображений и впредь будут приниматься неправильные экономические решения.

«Важная тема, которая касается не только Федеральной энергетической и региональных энергетических комиссий, но и в целом регуляторов в стране, - подчеркнул докладчик, - наблюдательные советы и права потребителей. Что сейчас происходит? Есть руководитель ФЭК А.ф.За-дернюк, на него со всех сторон наседают руководители крупнейших компаний России, имеющие свои средства массовой информации, свои банки, выплачивающие гигантские зарплаты своим руководителям и т.д. и т.п. А он всего лишь госчиновник. Но кого он защищает? За его спиной 150 мпн. россиян, тысячи российских предприятий - он защищает их интересы. И чтобы на него не свалилась эта громада экономической, информационной и финансовой мощи, ему нужно помочь, также нужно помочь и руководителям РЭК». Поэтому, указал докладчик, надо создавать наблюдательные советы, в их состав должны входить и люди, и предприятия, которые потребляют успуги естественных монополий, -тогда и возникает определенный баланс. С одной стороны, будут защищаться интересы потребителей, с другой - квалифицированные люди не дадут уничтожить крупнейшие компании, за счет которых живет экономика и многие ее отраспи.

Недаром, отметип Б.Е.Немцов, в «Пвенадцати делах Правительства» фигурирует как отдельная задача решение о снижении тарифов на успуги естественных монополий -эту базовая проблема для подъема экономики страны. И от

того, насколько эффективно удастся работать ФЭК России и РЭК, зависят темпы этого подъема и в 1998, и в 1999 и в 2000 году.

Ропь региональных энергетических комиссий и Федеральной энергетической комиссии должна повыситься. Работающие в них управленцы и специалисты в чистом виде не являются бюрократами, но ситуация такова, что непосредственно от их деятельности зависит исход работы в цепом экономики страны и уровень жизни граждан.

В заключение докладчик выразил пожелания, чтобы и федеральная энергетическая комиссия, и региональные энергетические комиссии заняли подобающее место в иерархии впасти, а также надежду на то, что и в дальнейшем будет вестись совместная и плодотворная работа этих органов и Правительства России.

И.К.Хузмиев. РЭК Северной Осетии, отметил, что в республике сегодня самый низкий среднеотпускной тариф у АО «Севкавказэнерго», но это удается не так-то просто. Тем организациям, которые ведут себя независимо, в регионах работать тяжело. Если же председателем комиссии остается член Правительства, так называемый исполнительный директор, и при этом считается, что она работает на профессионапьной основе, то все сводится к попити-ческим соображениям: выборам и т.д. Поэтому надо повысить статус региональных энергетических комиссий, объявить федерапьным служащим, что такие комиссии - «государево око» в регионе со всеми вытекающими отсюда последствиями: правом на аудиты, на проверку и так далее.

Если создать такую структуру, то она явится каркасом, который будет держать всю экономику России как единую. Регулирование - это не принуждение, как некоторые думают, регулирование - это стратегия получения зримого результата на заданное время. ФЭК и РЭК - органы, которые в первую очередь обеспечивают его достижение.

Председатель РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов В.П.Росляков отметил, что главная работа по регулированию тарифов в стране проводится в регионах, соответственно на этой предпо-сыпке должна строиться деятельность Федеральной энергетической комиссии. В то же время выступающий подчеркнул, что организационный период становпения профессионапьной ФЭК в чем-то затянупся, связи РЭК с Федеральной энергетической комиссией остаются слабыми, обещанные кураторы по регионам не появились, многие документы ФЭК просто не доходят до мест. Но здесь есть видимые подвижки: руководитепь ФЭК часто выступает в прессе; наконец, начал выходить журнал «Вестник ФЭК России». Спасибо журнапу, но он доходит с большим опозданием. Выступающий подчеркнул: одна из задач журнала -способствовать тому, чтобы принимаемые ФЭК России решения были юридически «чистыми», согласованными с РЭК, прогнозируемыми и написанными доступным языком. Необходимо продолжить и работу по обучению работников региональных комиссий .

Пепутат Государственной Пумы В.И.Овченков, сопоставляя тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий (в Иркутской обпасти сегодня - 62 рубля, в соседней, Читинской, - 410 рублей, а на Камчатке - 1400 с пишним рублей), указал: в Пуме имеет место недопонимание, почему на территории единой страны такая резкая дифференциация тарифов. Есть единое государство, есть орган, который занимается регулированием тарифов в разделе страны - и в то же время такая большая разница.

Создается комиссия, которая будет заниматься рас-

смотрением этих вопросов, но для того чтобы их обсуждать предметно, нужна полностью интегрированная схема, которая бы увязывала работу Федеральной энергетической комиссии с работой региональных энергетических комиссий. Эта интегрированность все-таки должна быть более жесткой и более четкой, с точки зрения большинства депутатов Государственной Пумы.

Принятый Президентом России указ о реформировании естественных монополий предусматривает, что перекрестное субсидирование будет ликвидировано. Но со стороны ряда депутатов встают вопросы - как в сегодняшних условиях, когда заработная ппата пока еще не достигпа того уровня, чтобы оппачивать все успуги, оплачивать и полностью тот тариф на электроэнергию, который предусмотрено ввести в 2000 году.

Государственная Пума считает, что ФЭК России должна более активно проводить именно государственную политику, и ожидает более решительных шагов по регулированию тарифов, в том числе на электроэнергию и по всем остальным составляющим, которые входят в ее компетенцию.

Э.Б. Хиж, Ассоциация «Коммунальная энергетика», не соглашаясь с мнением, что коммунальные энергетические предприятия за последние 4-5 пет традиционно считаются главным виновником завышения тарифов на тепповую и электрическую энергию, подчеркнул: эти предприятия - не посредники, не продавцы, а производственные единицы. Их более 1000 в Российской Федерации, некоторые из них спра-впяют сегодня 90-петие своего существования.

ФЭК России впервые серьезно уделила внимание вопросу тарифообразования в созданной почти 35 пет назад системе коммунальной энергетики. Были выпущены «Особенности формирования тарифов на оптовую покупку электрической и тепповой электрической энергии», которые дают возможность нормального функционирования предприятия.

Был поставлен вопрос о возможности вывода комму-напьно-энергетических предприятий на оптовый рынок.

Отвечая на него, Председатель ФЭК России А.Ф. Задер-нюк отметил, что региональные комиссии и коммунальная энергетика не должны быть врагами, точно так же как РЭК и АО-энерго. Коммунальной энергетике следует работать по тем же нормативам, что и АО-энерго - дпя начапа хотя бы по нормативам Минэнерго СССР, и тогда будет исключена дискриминация одной энергоснабжающей организации другой.

Заместитель Председателя РЭК Амурской обпасти А.И.Чекупаев подчеркнул, что упорядоченная ФЭК России система единого подхода к вопросам тарифной политики позволяет прогнозировать ситуацию и цепенаправленно проводить работу в этом направлении на местах.

Вместе с тем необходимо тщательно учитывать специфику регионов. Так, в Амурской обпасти потребление железнодорожным транспортом в удельном значении составляет свыше 31%. Область является глубоко дотационной с сельскохозяйственным уклоном и незначительным промышленным потенциалом, и при этом имеет 75% гидроресурсов всего Пальневосточного региона.

Администрация обпасти и РЭК предлагают в цепях дальнейшей реструктуризации в электроэнергетике решить вопрос о создании на территории обпасти единого субъекта - энергетической холдинговой компании самостоятельных предприятий за счет их акций и акций РАО «ЕЭС России». Ее создание позволит снизить тарифы на электрическую и тепповую энергию, сконцентрировать разрозненные инвестиционные средства и эффективно их

Основные положения выступления В.П.Рослякова излагаются в статье, которая будет опубликована в следующем номере «Вестника ФЭК России».

Вестник ФЭК Риссии

испопьзовать - в том чиспе на строительство Бурейской ГЭС, улучшить управляемость деятельностью энергетического комплекса.

Необходимо ускорить принятие соответствующих нормативных документов по работе РЭК на профессиональной основе и более жестко принимать решения.

Первый заместитель генерального директора АО «Алюминий» Н.П.Кальченко отметил, что энергетическая составляющая себестоимости алюминия является главным критерием оценки конкурентоспособности того или иного алюминиевого завода. Такого типа предприятия потребляют высокую мощность и большое напряжение, располагаясь рядом с генерирующими источниками; вследствие этого образуется экономическая основа дпя особого подхода к установлению тарифов дпя алюминиевых заводов.

Во всем мире алюминиевые заводы работают на основе долгосрочных контрактов - от 10 до 25 лет. С учетом этого ФЭК России был представлен проект модели такого контракта на обеспечение алюминиевого завода на доп-госрочный, хотя бы дпя начапа на 5-10-петний, период. Надо придать этому положению законодательный характер, обязательный для исполнения всеми субъектами Российской Федерации.

Заместитель Министра МПС А.Н.Кондратенко подчеркнул, что железнодорожный транспорт сегодня решает задачу снижения тарифов на перевозки, чтобы понизить давление на промышленность и в цепом на хозяйство, создать возможности дпя интенсивного роста производства.

В 1997 году было принято три нормативных документа, связанных с понижением тарифов на электроэнергию в цепом дпя страны, и в частности дпя железнодорожного транспорта. Это позволило в прошлом году получить электроэнергию по тарифам, которые были снижены на 2%, что привело к снижению в среднем на 10% и тарифов железнодорожных.

Очень существенной может быть помощь РЭК, хотя в регионах не всегда ощущается поддержка, как от ФЭК России. Тарифы на электроэнергию должны быть обоснованны, а в регионах и прозрачны. Железнодорожники своих тарифов ни от кого не скрывают, они хотели бы рассчитывать на такую же взаимность.

йиректор ассоциации энергоменеажеров A.C. Бернер отметил, что промышленные предприятия целиком и полностью хотят выйти на оптовый рынок, ибо видят в этом снижение своих затрат на энергию. Однако они хотели бы при этом гарантировать надежность электроснабжения и повышение качества электрической энергии.

Желательно, чтобы предприятия кроме методологии расчета тарифов имели также инструкции по их внедрению в практику. Устаревшие правила пользования электрической и тепловой энергией никак не оговаривают те взаимоотношения с предприятиями-производителями, которые возникают в связи с внедрением новых тарифов.

Было высказано пожелание создать советы потреби-тепей не только при ФЭК России, но и при региональных энергетических комиссиях.

Пепутат Государственной Оумы П.Б.Шелиш согласился с положениями доклада Б.Е.Немцова. Но, по его мнению, правильные намерения Правительства очень медленно разворачиваются и недостаточно заметны дпя населения и дпя предприятий. Если реально удалось бы сделать прозрачными тарифы в электроэнергетике и на другую продукцию естественных монополий, то это очень мощно продвинуло бы и создание реальной конкурентной среды в данной сфере, о чем говорил и Б.Е.Немцов. Кроме того, это включило бы мощнейший механизм влияния общественного

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1997 ГОДУ

мнения на тех, кто принимает решения, - на местных руководителей прежде всего и на руководителей федеральных ведомств.

Если, например, опубликовать структуру затрат в местных газетах, то уже на следующий день местные власти вынуждены будут принять серьезные меры.

Председатель РЭК Костромской области А.Н. Горбунов отметил эффективность работы комиссии на профессиональной основе. На ее содержание из тарифов было затрачено 263 млн. рублей, экономия только на сокращении тарифов дпя промышленных предприятий составила порядка 6,5 млрд. рублей за IV квартал 1997 года.

В кратчайшие сроки надо создать и Ассоциацию региональных комиссий с целью более тесного взаимодействия с ФЭК России.

Президент компании «Транснефть» В.Д.Черняев отметил, что ее деятельность осуществляется в тесном контакте с министерствами и ведомствами относительно законодательной нормативной базы, включая ФЭК России. » Результатами этой работы явилось создание условий для привлечения в Россию инвестиционных средств, повышение прозрачности тарифов, отсутствие дискриминации в расчетах тарифов и предъявлении услуг. Тем самым обеспечивалась равнодоступность пользователя к системе.

Дпя стабилизации и прописи основополагающих мотивов или позиций разрабатывается закон о трубопроводном транспорте, первая редакция уже подготовлена.

Заместитель Министра экономики России Н.Г.Шамра-ев поддержал заявление Председателя ФЭК о том, что не надо останавливаться на сложившихся схемах управления энергетикой, а следует искать новые пути повышения технико-экономическиех показателей. Они в цепом по электроэнергетике, за исключением нескольких регионов, ухудшаются.

Нужно эффективно и рационально испопьзовать инвестиции. Имело место намерение заложить в тарифы инвестиции чуть пи не до 9 триллионов рублей, но заложили 5,5 на 1997 год, а использовали 3; в результате тарифы были необоснованны. А если заложили, то надо испопьзовать, а если же нет таких возможностей, то не надо «вздувать» тарифы.

Осуществление права снижать тарифы на 30% тем, кто платит живыми деньгами в РАО «ЕЭС России», не анализировалось. В «Газпроме» со второго полугодия снижение тарифов предприятиям-потребителям, которые платят живыми деньгами, произошло при продаже всего 11 млрд.куб.м, но приток «живых» денег был в 3 раза больше, чем за весь 1996 год.

Почему нет никакого анализа? Выгодно его не показывать, заключать непрозрачные сделки. Эта проблема решается с участием ФЭК России и РЭК.

В заключительном слове А.Ф.Зааернюк выделил следующие моменты:

1. Нельзя компенсировать тарифом неплатежи;

2. Повышение тарифа не допжно компенсировать спад производства.

Были определены перспективы работы ФЭК России на 1998 год с учетом новых форм взаимодействия с регулирующими структурами регионов; выделена необходимость законодательной поддержки деятельности регулирующих органов. Особенно подчеркивалась задача достижения прозрачности всех процессов регулирования.

ИНФОРМДЕНТР АСТЭК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.